Научная статья на тему 'Развитие историко-культурной направленности мышления студентов как фактор гуманизации музыкального образования'

Развитие историко-культурной направленности мышления студентов как фактор гуманизации музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Выбыванец Элеонора Васильевна

Статья посвящена проблемам гуманизации сознания общества, воспитанию Человека Культуры, мышление которого характеризуется историко-культурной направленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие историко-культурной направленности мышления студентов как фактор гуманизации музыкального образования»

Эксперимент выявил следующее. Большинство респондентов (92%) подтвердили, что слова, выделенные полужирным шрифтом и курсивом, активизируют восприятие. Это дает основание считать выделение шрифтом основным приемом активизации восприятия.

Также 92% были уверены в том, что информация, разделенная абзацами на смысловые части, воспринимается быстрее и легче.

Только 50% респондентов восприняли факт выделения подчеркиванием как акцентуацию дескриптора.

Многие опрашиваемые назвали следующие факторы, мешающие восприятию текста:

- мелкий шрифт (67%);

- непривычную гарнитуру (78%);

- наличие на бланке рисунка (69%).

Увеличенный размер межстрочного интервала признали лишним 44% опрашиваемых, только 8% указали, что он повышает скорость чтения.

Несмотря на то, что (теоретически) цвет должен стимулировать к прочтению (вызывать определенные эмоции), половине опрашиваемых использование цвета при оформлении документа показалось отвлекающим элементом (50% высказались против цветного шрифта, 53% - против цветного бланка). Они подчеркнули, что цвет настраивает на неформальный лад. Треть респондентов (33%) ответили, что цвет не влияет на восприятие. Лишь единицы сочли цвет настораживающим, привлекающим внимание к выделенному слову (11%) или ко всему документу (3%). Этот результат явился единственным не подтвердившим себя на практике в разработанной нами модели документа.

Таким образом, оптимальная модель делового документа по результатам практического исследования должна иметь следующие параметры:

- цвет бланка - белый;

- текст разбит на абзацы;

- межстрочный интервал - 1 пт.

Оформление символов текста комфортно для

восприятия при следующих условиях:

- гарнитура - пропорциональный шрифт с засечками (Times New Roman);

- кегль 14 пт;

- цвет символов черный;

- цвет бланка белый;

- начертание литер в ключевых словах - полужирный черный.

Результаты проведенного исследования позволяют оптимизировать форму делового документа и будут полезны в практической работе специалистов любой сферы деятельности.

Литература

1. Аллахвердов В. Сознание как парадокс: в 2 ч. Ч. 2. СПб., 1999. С. 422-423.

2. Шапиро Э. Л. Психологические проблемы понимания текста // Социология и психология чтения. Т. 15. М., 1979.

3. Алюшин А. Л. Скорость восприятия // Вопросы философии. 2004. № 9. С. 135-149.

4. Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства: в 2 т. Т. 1. М., 2001. С. 210-235.

5. Брызгов Н. В. Традиционные и научные представления о восприятии цвета // Культурная жизнь Юга России. 2007. № 3. С. 11-16.

T. A. KULIKOVA. ON SOME RESEARCH ASPECTS OF THE BUSINESS DOCUMENT PERCEPTION

The major part of record management is the study of factors affecting the perception and reading the document. The article represents the main principles of its creation, which stimulate perception and help to understand the text.

Key words: business document, aesthetics of the business document, document production, cycling perception.

Э. В. ВЫБЫВАНЕЦ

РАЗВИТИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ГУМАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблемам гуманизации сознания общества, воспитанию Человека Культуры, мышление которого характеризуется историко-культурной направленностью.

Ключевые слова: гуманизация, историко-культурное мышление, музыкальное исполнительство.

Повсеместное усиление позиций технократического сознания привело к недооценке значимости категорий нравственности, совести, человеческого переживания и личностного достоинства. Действенной альтернативой этим негативным тенденциям может стать гуманизация всех облас-

тей жизнедеятельности общества. Существенная роль в этом принадлежит образованию. И в соответствии с таким «социальным заказом» его высшее звено ставит стратегической целью воспитание целостной личности, обретающей индивидуальность и характеризующейся как Человек

^ "Культурная жизнь Юга России" № 2 (31), 2009

Культуры - наследник гуманистических традиций и духовных ценностей, субъект культурно-исторической памяти.

Направленность современной высшей школы к раскрытию личностного потенциала обучаемых подразумевает не только приоритетное развитие интеллектуально-когнитивной сферы. На уровне современных проблем в интегральной характеристике мышления на первое место выходит гуманистическая ориентированность. Это особенно значимо в сфере профессионального художественного и, в частности, музыкального образования.

Технократизм и прагматическое отношение к искусству пытаются подчинить жизнь музыкальной культуры духу коммерции, пропитать этим сознание художественной интеллигенции. Однако не может быть значительных достижений в музыкальном искусстве без духовного богатства личности музыканта. Яркая артистическая индивидуальность неизбежно погружена в широкий контекст гуманистических смыслов и ценностей. Эта предпосылка становления культуры личности важна не только как показатель общего развития, но и как необходимый компонент профессиональной образованности. «Чем выше культурный уровень - тем шире кругозор, способность к ассоциативному мышлению, тем реальней возможность четко сформулировать и решать проблему» [1].

Гуманизм, постулирующий высшую самодостаточную и самоосознающую значимость человека, образует аксиологическую систему координат, в рамках которой интеллектуальный рост, мыслительные процессы и действия личности направлены на пробуждение «истинной человечности» и духовного начала. Такое позитивное развитие человеческого потенциала возможно в творчестве, акцентирующем жизненные смыслы и высшие ценности человеческого мира, воплощающем общечеловеческую культуру как универсальный социально-генетический код, процесс и результат духовного восхождения. Для антропо-центристской интерпретации культуры главное

- непрерывность, преемственность и постоянное становление, неослабевающая связь прошлого

- настоящего - будущего. Культура мыслится как «связь людей в пространстве и времени» [2], а история культуры - как «летопись не прошедшего, а бессмертного настоящего» (О. Фрейденберг) [3]. В данной связи «знание истории - это неотъемлемое свойство культурного человека. Историческая память питает <...> задает некое эмоционально-окрашенное ядро личности. Это ядро укрепляется чувством исторических параллелей <...> Новые социальные коллизии видятся как воспринявшие историческую тенденцию. Появляются критерии для различения исторически-характерного и нетрадиционного <...> При возвращении исторической памяти осуществляется обогащение значений и смыслов сознания. Осваивая культурно-исторический пласт, человек достигает значительной дифференцированности поля значений <...> Выбирая же между ними <...> формирует собственные смыслы. Развивается более зоркое

видение события, полное нюансов и красок» [4]. Можно утверждать, что фундаментальным фактором гуманизации общества является формирование историко-культурного сознания и мышления как важнейшей ипостаси человеческого разума.

Методология историзма - инструмент, позволяющий осознавать и осмысливать феномены культуры в их культурно-историческом своеобразии и одновременно - в движении, совершенствовании, в инновационной динамике, включенной в контекст общего культурно-исторического процесса. Следовательно, функциональным свойством сознания и мышления Человека Культуры является историзм, определенная историко-культурная направленность. В данной связи справедливо замечание о том, что «аисторизм сознания современной молодежи» представляет собой серьезную проблему [5]. Ученые напоминают о том, что лишь фундаментальное культурно-историческое образование является фактором выработки целостного мировоззрения.

Историко-культурная направленность -метапрофессиональное свойство мышления, имеющее особую значимость для успешной деятельности в сфере музыкального исполнительства. Решающая роль этого фактора связана с тем, что опора на культурно-исторические корни:

- формирует эрудированность артиста в разных сферах духовной культуры;

- способствует системной организованности знаний и уровня мыслетехнических умений;

- дает музыканту целостное видение музыкально-исторического процесса в русле общекультурной динамики, восприятие музыкального искусства в диалектике взаимодействия и развития многообразных форм его существования (создается тот контекст, в котором лишь и может быть прояснена глубина содержания музыкального произведения, запечатленные в нем общекультурные смыслы);

- повышает оснащенность исполнения различными методами раскрытия образного содержания музыкального произведения (обусловленными эстетическими идеалами, стилевыми нормами и своеобразием их индивидуального претворения в различные эпохи);

- прививает вкус к подлинности (адекватной исполнительской интерпретации авторского замысла), а также к ведущим художественно-эстетическим требованиям современного исполнительского искусства;

- противостоит техницизму (по выражению А. Кудряшова, виртуозной унификации интерпретационного творчества), который действует в ущерб художественно-содержательной стороне произведений;

- способствует воспитанию высоких этических качеств артиста - художнической честности и ответственности перед искусством.

Отечественная теория и методика обучения музыканта-профессионала достаточно хорошо развита, а практическая педагогика искусства имеет богатейший опыт подготовки артистов

мирового уровня. В данной сфере не прекращается поиск путей и методов, неуклонно ведущих к воспитанию высокообразованного музыканта-художника, творческой личности. Тем не менее нерешенность чрезвычайно важной и актуальной для музыканта проблемы - гуманизации сознания и мышления на базе освоения культурно-исторического опыта и методологии историзма - делает актуальным рассмотрение ее в качестве одной из целей образовательного процесса, требующей мобилизовать усилия на создание педагогических условий ее достижения.

Литература

1. Педагогика и психология высшей школы / отв. ред. С. И. Самыгин. Ростов н/Д, 2002. С. 105.

2. ПришвинМ. Дневники. М., 1990. С. 195.

3. Цит. по: Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. С. 41.

4. Там же. С. 270.

5. Громыко Ю., Давыдов В., Никандров Н. и др. Изменение в содержании и оценке качества образования и образовательных технологий (очередной этап) // Alma mater. 1998. № 3. С. 18.

E. V. VYBYVANETS. DEVELOPMENT OF HISTORIC-CULTURAL DIRECTIVITY OF THE STUDENTS' THINKING AS THE FACTOR OF MUSICAL EDUCATION HUMANIZATION

The article covers the problem of society's consciousness humanization, upbringing of the cultural person whose thinking is characterized by the historical-cultural aspect.

Key words: humanization, historical-cultural thinking, musical performance.

о. Ю.АФОНИНА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

На основе обобщения современных психологических, культурологических, музыковедческих концепций формирования творческой активности определяются признаки, характеризующие специфику и уровни развития личности в художественно-творческой деятельности.

Ключевые слова: художественная деятельность, развитие личности, творческая активность.

Недавно пройденная граница веков и тысячелетий отмечена социальными конфликтами, расслоением в материальном и духовном уровне жизни российского общества. Все большее число людей начинает понимать, что решение проблемы выживания нашего общества будет неразрывно связано с состоянием культуры, науки, искусства, образования. Оно зависит от нравственных отношений между людьми. Ориентиры и духовные устремления личности могут благотворно воздействовать на изменение социума в периоды, когда в центр перспективного цивилизационного развития ставится органично развитый человек. Следовательно, эстетическое воспитание, художественно-творческое развитие личности не снимается с повестки дня, а наоборот, оказывается важнейшей задачей современной науки.

Ученые обращают пристальное внимание на творческую деятельность как путь, на котором наиболее полно представлен процесс становления личностной активности. Творчество не считают, как ранее, уделом избранных, начинают признавать творческую деятельность особым фактором формирования личности.

Во многих отраслях профессиональной деятельности присутствуют элементы творчества.

Художественная деятельность отличается тем, что творчество является ее основой. Оригинальными самобытными результатами (продуктом) художественной деятельности являются художественные произведения. Процесс создания художественного произведения является творческим, формирующим и активизирующим творческие способности и эмоциональную сферу проявлений личности. Таким образом, художественная деятельность, основанная на принципах творчества, является особым видом активности человека, который мы и рассматриваем как художественно-творческую деятельность.

В чем же заключается сущность художественно-творческой деятельности? В научной литературе смысл этого понятия раскрывают через ряд характерных признаков, а именно:

- социальная процессуальность, связанная с духовно практическим освоением действительности, способствующим воплощению содержания деятельности в эмоционально-образной форме и обеспечивающим эстетическое восприятие действительности (А. Я. Зись, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новиянская и др.) [1];

- культурологическая функция личности, ха-растеризующаяся как способность «творить культуру» (М. С. Каган, Б. М. Неменский и др.) [2];

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.