№ 2 (31), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^
мирового уровня. В данной сфере не прекращается поиск путей и методов, неуклонно ведущих к воспитанию высокообразованного музыканта-художника, творческой личности. Тем не менее нерешенность чрезвычайно важной и актуальной для музыканта проблемы - гуманизации сознания и мышления на базе освоения культурно-исторического опыта и методологии историзма - делает актуальным рассмотрение ее в качестве одной из целей образовательного процесса, требующей мобилизовать усилия на создание педагогических условий ее достижения.
Литература
1. Педагогика и психология высшей школы / отв. ред. С. И. Самыгин. Ростов н/Д, 2002. С. 105.
2. ПришвинМ. Дневники. М., 1990. С. 195.
3. Цит. по: Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. С. 41.
4. Там же. С. 270.
5. Громыко Ю., Давыдов В., Никандров Н. и др. Изменение в содержании и оценке качества образования и образовательных технологий (очередной этап) // Alma mater. 1998. № 3. С. 18.
E. V. VYBYVANETS. DEVELOPMENT OF HISTORIC-CULTURAL DIRECTIVITY OF THE STUDENTS' THINKING AS THE FACTOR OF MUSICAL EDUCATION HUMANIZATION
The article covers the problem of society's consciousness humanization, upbringing of the cultural person whose thinking is characterized by the historical-cultural aspect.
Key words: humanization, historical-cultural thinking, musical performance.
о. Ю.АФОНИНА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
На основе обобщения современных психологических, культурологических, музыковедческих концепций формирования творческой активности определяются признаки, характеризующие специфику и уровни развития личности в художественно-творческой деятельности.
Ключевые слова: художественная деятельность, развитие личности, творческая активность.
Недавно пройденная граница веков и тысячелетий отмечена социальными конфликтами, расслоением в материальном и духовном уровне жизни российского общества. Все большее число людей начинает понимать, что решение проблемы выживания нашего общества будет неразрывно связано с состоянием культуры, науки, искусства, образования. Оно зависит от нравственных отношений между людьми. Ориентиры и духовные устремления личности могут благотворно воздействовать на изменение социума в периоды, когда в центр перспективного цивилизационного развития ставится органично развитый человек. Следовательно, эстетическое воспитание, художественно-творческое развитие личности не снимается с повестки дня, а наоборот, оказывается важнейшей задачей современной науки.
Ученые обращают пристальное внимание на творческую деятельность как путь, на котором наиболее полно представлен процесс становления личностной активности. Творчество не считают, как ранее, уделом избранных, начинают признавать творческую деятельность особым фактором формирования личности.
Во многих отраслях профессиональной деятельности присутствуют элементы творчества.
Художественная деятельность отличается тем, что творчество является ее основой. Оригинальными самобытными результатами (продуктом) художественной деятельности являются художественные произведения. Процесс создания художественного произведения является творческим, формирующим и активизирующим творческие способности и эмоциональную сферу проявлений личности. Таким образом, художественная деятельность, основанная на принципах творчества, является особым видом активности человека, который мы и рассматриваем как художественно-творческую деятельность.
В чем же заключается сущность художественно-творческой деятельности? В научной литературе смысл этого понятия раскрывают через ряд характерных признаков, а именно:
- социальная процессуальность, связанная с духовно практическим освоением действительности, способствующим воплощению содержания деятельности в эмоционально-образной форме и обеспечивающим эстетическое восприятие действительности (А. Я. Зись, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новиянская и др.) [1];
- культурологическая функция личности, ха-растеризующаяся как способность «творить культуру» (М. С. Каган, Б. М. Неменский и др.) [2];
138 "Культурная жизнь Юга России" № 2 (31), 2009
- эмоциональная активность личности в сочетании со сложной познавательно-оценочной и коммуникативной мотивацией (И. С. Левшина и др.);
- самореализация и самовыражение личности, включающие все физические и духовные силы человека (А. В. Бакушинский и др.) [3];
- создание духовных ценностей, обладающих как объективно общественной, так и субъективно-личностной значимостью (Д. Б. Кабалевский, Б. П. Юсов, Д. Б. Богоявленская и др.) [4].
Исследователи проблемы художественно-творческой деятельности подчеркивают сложность, многоаспектность и полифункциональность данного явления. Эта точка зрения перекликается с мнением Д. Б. Богоявленской, выделяющей три уровня творческой деятельности по их качественным характеристикам: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный.
По ее концепции, стимульно-продуктивный уровень соответствует минимальному участию человека в творчестве, когда деятельность осуществляется через внешние стимуляторы и не связана с внутренней потребностью. Показателем данного уровня является адаптивность личности к условиям художественно-творческого дела. Эвристический уровень характеризует действия человека по поиску и обобщению закономерностей однотипных явлений. Показателем эвристического уровня выступает активность, связанная с лично-ценностным выбором. Креативный уровень самый сложный, на нем осуществляется обобщение, раскрытие важнейших закономерностей и создание новых творческих решений. Для данного уровня значима новизна профессионально-личностных и индивидуальных достижений участников художественно-творческой деятельности [5].
Анализ научной литературы по проблеме художественно-творческой деятельности позволил констатировать, что художественно-творческая деятельность развивается как стройная система различных видов, взаимосвязанных между собой. Видами художественно-творческой деятельности являются исторически сложившиеся формы, обладающие способностью художественной реали-
зации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Их многообразие обусловливается структурой объективного мира, многогранность которого не может быть в полной мере решена средствами одного какого-либо вида. Разделение художественно-творческой деятельности на виды заключается в самом ее предмете и носит глубоко закономерный характер, а также представляет собой объективную зависимость от его выразительных средств.
Многие исследователи отмечают общие черты, присущие развитию художественно-творческой деятельности, которая:
- является выражением человеческой активности и направляется определенными мотивами для достижения конкретных целей;
- представляет собой сложное, полиструктурное образование;
- носит осознанный характер: личность способна ставить перед собой цели и достигать их.
Проблема развития и функционирования художественной деятельности как условие формирования художественной личности является весьма важной для теоретических и экспериментальных исследований.
Литература
1. Зись А. Я. Искусство и эстетика. М., 1974; Мелик-Пашаев А. А., Новиянская З. Н. К проблеме «общего» и «специального» в художественно-творческой одаренности человека // Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. С. 317-320.
2. КаганМ. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974; Неменский Б. М. Мудрость красоты. М., 1989.
3. Бакушинский А. В. Исследования и статьи. М., 1981.
4. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983; Юсов Б. П. Проблема художественного воспитания школьников: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1984.
5. Богоявленская Д. Б. О диагностике художественного творчества // Художественное творчество. Л., 1983. С. 220-224.
O. YU. AFONINA. ARTISTIC AND CREATIVE WORK AS THE IMPORTANT CONDITION OF FORMING THE CREATIVE PERSONALITY
On the basis of modern psychological, cultural and museum concepts of creative personality the author forms the signs characterizing special features and levels of personality development in artistic and creative work.
Key words: creative work, personality development, creative activity.