Chikhanova Ekaterina Vladimirovna, Panov Igor Gennadievich FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS .
pedagogical sciences
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
© 2017
Чиханова Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
«Строительства и планировки населённых пунктов» Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М.Кирова (194021, Россия, Санкт-Петербург, Институтский переулок, 6, e-mail: [email protected]) Панов Игорь Геннадиевич, доцент, профессор кафедры «Живопись и художественное образование»
Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул.Фрунзе, д. 2Г, e-mail: [email protected])
Аннотация. В настоящее время современные учебные заведения творческой направленности в системе высшего образования находятся на этапе модернизации и обновления содержания образования. Актуальной стратегической целью является создание оптимальных условий для эффективного развития российского образования, отвечающего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Существующая система образования, ее создание и функционирование подразумевает наличие определенной концепции, сформулированная как совокупность идей, обобщающих сложившуюся практику. Реализация образовательной концепции в вузах творческой направленности предполагает использование современных технологий, дающие широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам образовательного процесса. Модель процесса взаимодействия преподавателя и обучающегося приобретает новую форму. Главным объектом образовательной деятельности является обучающийся, его гармоничное развитие в условиях творческого вуза, качественная подготовка в короткие сроки. Задача педагога - построить обучение на активной основные через целесообразную деятельность обучающегося, в сочетании с его личным интересом в приобретаемых знания, формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые помогут и должны быть востребованы в профессиональной деятельности и жизни обучающихся творческих вузов.
Ключевые слова: образование, образовательная концепция, технологии обучения, активные, интерактивные методы обучения, обучающийся, творческая личность, изобразительная деятельность, самоменеджмент.
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF CREATIVE HIGH SCHOOLS USING MODERN LEARNING TECHNOLOGIES
© 2017
Chikhanova Ekaterina Vladimirovna, candidate of psychological Sciences, docent of Department
«Construction and planning of settlements» Saint-Petersburg state forest technical University named after S. M. Kirov (194021, Russia, Sankt-Petersburg, Institutsky pereulok, 6, e-mail: [email protected]) Panov Igor Gennadievich, associate Professor, Professor of chair «Paintings and art education»
Togliatti State University (445020, Russia, Tolyatti, street Frunze, d. 2G, e-mail: [email protected])
Abstract. Currently, modern education creative direction in the system of higher education are in the process of modernization and renewal of educational content. Relevant strategic goal is to create optimal conditions for effective development of Russian education that meets the requirements of innovative socially oriented development of the Russian Federation. The existing educational system, its establishment and operation implies the existence of a specific concept, formulated as a set of ideas, summarizing the current practice. Implementation of educational concepts at universities creative direction involves the use of modern technology provides many possibilities of differentiation and individualization of educational activities, achieving specific results, while ensuring comfortable conditions for the participants of the educational process. Model of the interaction of the teacher and the learner acquires a new form. The main object of educational activity is the student, its harmonious development in terms of the creative University, high-quality training in a short time. The teacher's task to build a training on basic active through purposeful activity of a student, combined with his personal interest in acquire knowledge, formation of General cultural, General professional and professional competencies that will help and should be in demand in professional activities and life of the students of creative universities.
Keywords: education, education policy, learning technologies, active and interactive teaching methods, student, creative personality, visual activity, self-management.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Во многих психолого-педагогических исследованиях неоднократно рассматривались вопросы, связанные с феноменом творческой личности художника (в широком понимании), способностями к изобразительной деятельности, процессом обучения изобразительному искусству.
На основе исследований развития творческой личности, овладение ею конкретными видами деятельности, приёмами и методами (А.Н. Леонтьевым, Н.Н. Нечаевым, В.Д. Шадриковым) [1- 3] , целостно-личностного подхода к изучению творческих способностей (В.П. Зинченко, А.М. Матюшкина, А.А. Мелик-Пашаева, В.Н. Дружинина и др.) [4-6], а также методического и методологического подхода в изучении специальных способностей к изобразительной деятельности (Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, А.А. Мелик-Пашаева, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева,
П.М.Якобсона, Ш.А. Амонашвилли, И.П. Полуниной, И.П. Глинской, Г.Б.Беда, Б. Неменского, Н.Я.Маслова, Н.М. Сокольниковой, Г.А. Горбуновой, Е.В. Чихановой и др.) [7-13] в статье предложен вариант изучения всесторонней активности обучающихся в процессе обучения изобразительному искусству.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
На сегодняшний день не выявлено комплексных исследований, предлагающие рассматривать личность современного художника (выпускника творческого вуза) с навыками менеджера и условия при которых обучающиеся самостоятельно и с желанием могли бы приобрести недостающие знания из различных проверенных источников, умения пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач (самоменеджмента), приобретению коммуникативных умений, развитию
педагогические науки
Чиханова Екатерина Владимировна, Панов Игорь Геннадиевич ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...
исследовательских умений в арт-среде (выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, анализ, обобщение и т.д.), развитию системного мышления, творческих способностей, фантазии и воображения.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Предлагаемая в статье концепция обучения изобразительному искусству в высшей школе базируется на теоретических положениях и результатах многолетней практики традиционной российской школы, предусматривает всестороннюю активность обучающегося и создание новой модели специалиста - художника, способного к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала, способного формулировать средствами изобразительного искусства, устно и письменно свой творческий замысел, аргументировано изложить идею авторского произведения и процесс его создания.
На основе данной модели специалиста возникла необходимость выделить новое направление обучения, цель которого состоит в создании условий для формирования и развития конкурентоспособной личности в области изобразительного искусства и арт-менеджмента, способной создавать как творческий продукт (продукт изобразительного творчества/искусства), так и обладающей деловыми качествами, хорошими коммуникативными навыками в самопрезентации, самопродвижении, знаниями актуальной информации в сфере арт-менеджмента и их применением в своей практике.
Как показывает практика, часть художников сотрудничают с посредниками (арт-менеджерами), оставляя за собой функцию «исполнителя/творца». В связи с этим возникает необходимость в проектировании процесса обучения изобразительному искусству, со всеми его характеристиками (целенаправленность, управляемость, гибкость, вариативность и т.д.).
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В условиях вариативного обучения по различным программам важно отметить некоторую общность поставленных задач изучения изобразительного искусства. Каждая действующая программа показывает, с помощью каких задач можно достигнуть вышеназванной главной цели обучения изобразительному искусству.
К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.
Первая концепция всеобщей графической грамоты представлена традиционной программой, действующая во многих школах страны. Авторы этой концепции — В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев. Основные задачи программы по изобразительному искусству: овладение обучающимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению и т.д.; развитие у обучающихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству [14].
Вторая концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ», разработана заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания (Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования) профессором Б. П. Юсовым. Основная идея — «понимание, переживание и посильное создание художественного образа обучающимися». Принципиально отличаясь от предыдущих, эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства [15]. Теория Б. П. Юсова послужила основой для создания последующих концепций.
Третья концепция приобщения к мировой художе-
ственной культуре разработана проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она впитала в себя теоретический и практический опыт предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры, а личность обучающегося выдвигается на первый план [16].
Четвертая концепция приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Основоположником этой концепции является доктор педагогических наук, профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры [17].
Одной из последних концепций является концепция «Триединства целости», разработанная к.п.н. Франтенко Т.А. Автор данной концепции решает вопросы связанные с двумя типами творческой деятельности наряду с традиционной учебной деятельностью, способствующие целостному развитию обучающегося [18].
Практическая реализация концепции «Триединства целости» заключается в диалектическом методе изучение одного и того же учебного объекта с трех сторон: по внешнему впечатлению (внешний анализ, субъективное восприятие); по существующим правилам и законам (внешний, объективный анализ); по внутренним впечатлениям (внутренний анализ, интуитивный).
Познание учебного натурного объекта начинается с выполнения импрессионистической работы, в которой обучающийся демонстрирует умения, имеющиеся у него в данный момент. Преподавателю предоставляется возможность увидеть пробелы в знаниях и изобразительных умениях, заменить индивидуальные особенности развития мировосприятия, что позволяет в дальнейшем выстроить индивидуальный образовательный маршрут, подбирать учебные и творческие задания с учетом возможностей каждого обучающегося.
Академическая деятельность характерна взаимодействием преподавателя и обучающихся на всех этапах выполнения учебной работы (живописная работа, рисунок). Длительность исполнения, четкая последовательность ведения работы, подчинение художественного материала форме и воздушной перспективе, структурный анализ формы, четкая аналогия по отношению к модели (передача сходства, материальности), завершенность на этапе обобщения свойственно академической деятельности. Само обучение построено на познании нового, закрепления путем многократного повторения различных упражнений. В результате обучения формируются устойчивые представления о технологическом процессе, алгоритме действий, конечном результате.
Приступая к импровизационному изображению важно помнить о творческой свободе обучающихся. Импровизационное изображение обучающийся выполняет по воображению и представлению. Данный вид деятельности особенно применим для обучающихся, освоивших теоретическую и практическую базу изобразительной грамоты. Работы обучающихся становятся частью эксперимента, который проводит с изобразительным материалом, средствами изображения.
Выполнение заданий с позиции трех типов деятельности - рисую, как вижу и умею (импрессионистический); рисую как надо по правилам и законам (академический); рисую как хочу и представляю (импровизационный) позволяет максимально эффективно организовать учебный процесс, что в свою очередь приводит к повышению не только качеству знаний, но и развитию
Chikhanova Ekaterina Vladimirovna, Panov Igor Gennadievich FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS .
pedagogical sciences
профессиональных компетенций и позволяет создавать ситуацию успеха для каждого обучающегося.
Современное образование предлагает множество различных технологий, но в условиях художественного образования эти технологии носят односторонний характер и связаны они больше с дисциплинами теоретического цикла, и больше направлены на усвоение теоретического материала. В обучении таких специальных дисциплин как рисунок, живопись, характеризующиеся практической направленностью в деятельности, необходима технология, развивающая готовность к активной профессиональной деятельности в реальных условиях профессии, устраняющая состояние репродуктивных исполнителей (операционистов), способствующая формированию профессиональных способностей обучающихся, основанных на развитии личностных качеств, которые помогут в самоопределении, творческом самовыражении, самоменеджменте, позволят в любой ситуации самостоятельно принять адекватное решение.
Из интерактивных методов обучении изобразительной деятельности возможно применение мастер-класса, проектного метода др.
Мастер-класс как метод обучения позволяет за короткий промежуток времени продемонстрировать впечатление от объекта изображения, с сохранением индивидуальности восприятия натурного объекта, работу по принципу «от руки и на глаз», последовательность ведения изображения, подчеркивание формы через технику и художественный материал, выявление главного с расстановкой акцентов и другие приемы.
Мастер-класс способствует активизации познавательной активности обучающихся, вовлеченности в процесс обучения в реальном времени. Личный пример преподавателя, его авторитетность, экспертная оценка работ обучающихся придает воспитывающий характер мастер-классу [19].
Проектный метод или учебное проектирование -это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность всех его участников по получению образовательной продукции, направленной на изменение количественных и качественных результатов образования [20]. Составляющие любого проекта: проблема, цель, методы выполнения проекта, развитие компетенций, результат. Данный метод обучения позволяет развивать креативность (обработка информации, созревание идеи, озарение, объединение идей в системное решение и сопровождение решения комментариями).
Использование проектного метода в рамках профессиональных дисциплин - Рисунок, Живопись, Композиция позволяет обучающимся рассмотреть творчество современных российских и зарубежных художников; произведения художников, ставших классиками русской школы; проанализировать содержание и формы, манеры, техники, цвета, средства выразительности и композиционного решения, художественные материалы (изобилие); систематизировать, структурировать и классифицировать собранные факты, связанных с освоением разных технологий работы с информацией; развитию способности самостоятельно осваивать новые средства коммуникации и работы с информационными потоками и применением цифровой техники.
Учебные проекты могут быть краткосрочными, долгосрочными и исследовательского характера: «Иллюзии в изобразительном искусстве», «Street art», «Современные художественные материалы» и т.д. Защита проектов может осуществляться с помощью интерактивных средств, в режиме он-лайн и другие организационные формы обучения. Главным способом изменения его мотивационной сферы является включение будущего специалиста в реальные учебные, производственные и жизненные ситуации, где могут быть использованы различные коммуникативные ситуации. Проектная технология выступает своеобразным тренажером, носит развивающий характер, а также повышает
интерес к содержанию и усиливает профессиональную подготовку - психологическую подготовку к будущей деятельности в современных условиях.
Таким образом, проектная деятельность позволяет обучающимся перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению, формируют социальный опыт в общении, способствует интеллектуальному росту, расширяет кругозор, дает возможность раскрыть свой личностный потенциал. Проекты могут быть как коллективными, так и индивидуальными. Проектный метод может быть признан универсальным в области изобразительного искусства и арт-менеджмента.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Художественно-изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития личности обучающегося. Разнообразие используемых в образовательном процессе современных технологий, методов и средств обучения способствую развитию профессиональных способностей к творческой деятельности, создает условие для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства, формирования эстетического отношения к действительности. Результат анализа процесса и продуктов изобразительной деятельности может стать показателем подготовленности обучающихся к активной профессиональной работе. Изменение традиционных подходов к организации учебного процесса расширяет возможности обучающихся удовлетворить свои интересы и актуализировать способности, попробовать себя в различных видах профессиональной деятельности и наметить варианты будущего профессионального самоопределения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Леонтьев А.Н. Некоторые вопросы психологии искусства (примечания) // Художественное творчество и психология / Под ред. А.Я. Зися, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1991. С. 183-184.
2. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: МГУ, 1985. 112 с.
3. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.
4. Зинченко В.П. О методах развития творческих способностей студентов на академических занятиях по рисунку // Сб. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством / Отв. ред. Н.Н. Ростовцев. М.: МГПИ, 1983.
5. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6, С. 29-33.
6. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: дис... докт. психол. н. / А.А. Мелик-Пашаев. М., 1994.
7. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950. 508 с.
8. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению // Сб. Психология рисунка и живописи. М.: АПН РСФСР, 1954.
9. Кириенко В.И. Целостность восприятия и художественные способности // Вопросы психологии, 1956. № 5. С. 67-77.
10. Кузин В.С. Психология. М.: Высшая школа, 1974. 280 с.
11. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М., 1970.
12. Чиханова Е.В. Актуализация профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Чиханова Е.В. Санкт-Петербург, 2008. 238 с.
13. Чиханова Е.В., Горбунова Г.А. Структура профессионализации в изобразительной и педагогической деятельности. Теоретические и прикладной аспекты // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, № 4 (2). С. 557-558.
14. Программы общеобразовательных учреждений.
педагогические науки
Чиханова Екатерина Владимировна, Панов Игорь Геннадиевич ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...
Изобразительное искусство/ Науч. рук. В.С. Кузин. М., 1994.
15. Комплект интегрированных полихудожественных программ / Авторский коллектив под руководством Юсова Б.П. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.
16. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд / Науч. рук. Б. М. Неменский. М.,1994.
17. Изобразительное искусство и художественный труд / Автор. кол. под рук. и ред. Т.Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2000.
18. Франтенко Т.А. Планетарная образовательно-педагогическая технология «Триединство Целости» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 776567, публ.21011, 19.08.2015.
19. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Издание второе, стереотипное. / Под общ. ред А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2008. 258 с.
20. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Издательство Юрайт, 2017. 248 с. Серия: Образовательный процесс.
Статья поступила в редакцию 03.11.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017