УДК 008:39
© Б. В. Ламаева
Влияние национальной культуры на развитие музыкальных способностей
В данной работе отражена проблема развития музыкальных способностей личности. Социальные и историко — культурные предпосылки связанные с ментальными особенностями нации. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что национальный компонент в структуре музыкальных способностей более всего проявляется в формах выражения чувств в ходе восприятия музыки и ее исполнения.
Ключевые слова: Этнокультурные ценности, музыкальные способности, развитие личности, этническое самосознание, национальная культура.
B. V. Lamaeva
The impact of national culture on the development of musical abilities
In this article is discovered the probllem of musical intelligent of personality. The social history-cultured premise connected with mental partucularity of nations. In psychologo-pedagogocal experiments is recommended, that national component in the structure of musical talend is more showed sence in the motion of perception music and its play.
Keywords: Ethnic and cultural values, musical ability, personality development, ethnic identity, national culture.
Этнокультурное развитие студентов в системе российского образования обусловлено изменениями содержания современного психолого-педагогического образования. Основные идеи исследования учитывают положения Закона РФ «Об образовании», подчеркивающие приоритетность принципа единства федерального культурного и образовательного пространства и защиты системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства. Развитие личности студентов — музыкантов в этнокультурной среде определяет актуальность формирования их этнокультурной художественной картины мира, идентификации в процессе музыкально-исполнительской деятельности, осознания значимости этнокультурных ценностей и традиций.
Музыкальная культура народов Бурятии представляет большой интерес для исследования в области образования. Национальная психология как явление общественного сознания существует и проявляется в форме этнопсихологических и этнокультурных детерминант способностей студентов. Понятие «этнокультурная детерминанта» является подчиненным по отношению к понятию «национальная психология». Они проявляются в определенной динамике, формируются под воздействием социально-экономических, исторических условий жизни конкретных этнических общностей. Одни и те же свойства когнитивной сферы у представителей разных народов имеют свои
особенности, проявляющиеся в стилевых характеристиках мыслительной деятельности и как следствие формирования определенной картины мира. Существует зависимость между культурой и особенностями мышления, исторически присущими конкретному народу. Культура — это система сознания, связанная с определенным этносом (по Л. Н. Гумилеву), а сознание (по А. Н. Леонтьеву) как образ картины мира, присущий данному этносу.
В полиэтническом суверенном государстве национальные и культурные традиции являются одной из главных детерминант поведения, основой внутренней и внешней мотивации его представителей. По этой причине особенности их психики нельзя изучать без учета влияния на них культуры и национальной принадлежности, поскольку все без исключения психические феномены, а в особенности высшие психические функции человека обязательно «утверждаются» культурой того или иного народа. И таким образом закрепляются в интерсубъективном пространстве культуры в целом и в индивидуальном национальном сознании ее носителей. Все это определяет необходимость осмысления механизмов преобразования культуры, прежде всего национальной, в картину мира личности.
Причины проявления национального обусловлены самой жизнью, ее укладом, культурой, историей, философских, религиозных, эстетических концепций, социально-экономическим развитием, особенностями природы и климата, инонациональными влияниями всем тем, что окружало и окружает человека. В этом смысле проблема появления национальных особенностей отражена в самом общем плане. Ее дальнейшее изучение связано с конкретными музыкальными культурами. Задача состоит в том, чтобы исследовать и обнаружить специфичность их проявления.
Дело здесь не в обладании каким-то особенным слухом, памятью у представителей какого-то одного народа. Есть общие законы человеческой психики, влияющие на развитие разных познавательных процессов. Специфические моменты связаны с традициями слухового воспитания в данной культуре.
В сфере профессионального музыкального образования расширение поля музыкального сознания студентов должно опираться на дифференцированные методики обучения, с учетом прежнего социокультурного опыта. Для их построения необходимы исследования сравнительного характера. Позволяющие выделить типологические особенности конкретной культурной традиции.
Музыкальные способности как сложные и многоуровневые образования связаны с эмоционально — образной формой отражения действительности, поэтому условиями их развития являются включение субъекта в значимую для него деятельность, формирование сопереживания музыкального произведения. Музыка как форма искусства представляет собой особый язык, посредством которого осуществляется выражение, понимание и передача чувств и эмоциональных состояний человека в этнокультурной среде.
Восприятие одних культур более эмоционально, а восприятие других связано с интеллектуальной стороной. Особенности эмоционального восприятия в каждой культуре обусловлены ограничениями, которые накладываются
этическими нормами поведения, традициями воспитания, особенностями Национального характера. Тип эмоционального восприятия и характер его проявления, «культура эмоции», зависит от уклада самой жизни.
Эмоциональные эффекты, зависящие от физиологической природы, синтезируясь в психике, и образуют, глубинное значение психологической и социальной значимости музыки. Эта физиологическая сторона эмоционального качества звукоотношений вполне соответствует той биологической первичности «эмоционально-акустических единиц».
Главная сложность анализа этого вопроса связана с тем, что разные ладовые системы, принятые в разных музыкальных культурах, обуславливают подчас диаметрально противоположное эмоциональное отношение к одним и тем же звучаниям мелодии: кажущиеся европейцу фальшивыми, они для слуха коренного жителя Азии благозвучны, и наоборот. Этот же «камень преткновения» стоял и стоит на пути новых музыкальных произведений, звучание которых достигает известной степени отклонения от ладовых норм, принятых в данное время в данной культуре.
Природные географические факторы дают большое разнообразие внешних или биологически индивидуальных особенностей, т. е. относительность различий заложена в географии данной местности.
Формируя свою национальность, этнос в процессе эволюции обретает национальное сознание, национальную волю и действие.
Рассматривая этническую культуру с позиции социально психологической установки и индивидуально-психологического конструкта, мы видим, что культурно обусловленное поведение, зафиксированное в ритуалах, обычаях, традициях, включает и научаемое поведение.
Приобщение человека к родной культуре происходит через социальное взаимодействие и творчество, в процессе социализации. Проблема социализации личности является одной из актуальных в современной науке. Л.С. Выготский утверждал, что родившийся человек уже является социальным существом.
Творческая переработка музыкальных ценностей и прогрессивных эстетических традиций национальной культуры сопрягается в сознании детей с ростом и укреплением художественного сознания личности, ее духовной потребности в овладении общечеловеческими музыкально-художественными ценностями. Знание национальной музыки помогает подрастающим поколениям решить проблему выбора жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений, и поэтому необходимо предоставить детям возможность приобщаться к искусству своего народа.
Диалектика процесса формирования индивидуального музыкального сознания такова, что, приобщаясь к музыкальной культуре родного народа, впитывая национальные музыкальные традиции, формировавшиеся на протяжении столетий, человек делает это на широком фоне межнационального музыкального общения. Причины проявления национального обусловлены самой жизнью, ее укладом, культурой, историей философских, религиозных, эстетических концепций, социально-экономическим развитием, особенностями
природы и климата, и национальными влияниями — всем тем, что окружало и окружает человека. Каждая этническая группа, развиваясь веками в определенных географических, природно-климатических, социально-экономических условиях, имеет не только своеобразную производственную общность людей, но и присущий только ей быт, миропонимание и мышление.
Национальные составляющие в структуре личности могут проявляться в формах выражения чувств, переживаний, реакций. В особенностях восприятия, в установках. Неразрывная, внутренняя, диалектическая связь национальных сторон социального, художественного, музыкального бытия личности с общечеловеческими факторами и формами общественного развития выступает как основа национального бытия.
Профессиональная область музыкального искусства охватывает людей, для которых занятия музыкой являются основными. Традиционная система ценностей профессиональной культуры потеряла свое значение, а новая, утверждающая профессиональную музыкальную деятельность как деятельность духовную, еще только организовывалась во внутренних духовно ориентирующих потенциях музыкальной жизни.
Качество физиологических процессов зависит от многих причин. Играют роль наследованные факторы и, еще более, воздействия, приобретенные в индивидуальной жизни. Общественная среда, предъявляя к нервной системе человека определенные требования, стимулирует развитие у него тех или иных нейродинамических особенностей. Вместе с тем эта среда опосредованно, через физиологию, воздействует и на анатомию, изменяя качество некоторых тканей мозга и конфигурацию мозговых извилин. «Нейродинамиче-ское формирование» человека происходит особенно интенсивно при наличии планомерных целенаправленных воздействий среды. Отсюда огромная роль воспитания и профессиональной деятельности.
Большое значение имеет его центральное положение в системе музыкального искусства, которое придает исполнительской культуре роль базы полноценного музыкального восприятия.
Исследуя данный комплекс в аспекте его целостности, следует, однако иметь в виду, что «в структуре любой способности есть образования ведущие, основные, обеспечивающее ее профиль, специфичность, и есть образование, формируемые как родовые свойства». Выявление состава основополагающих предпосылок успешности учебной музыкально-исполнительской деятельности в их связях личностными качествами учащегося необходимо в контексте исследования в проблемы музыкальной способности.
Профессиональное самосознание музыканта проявляется, прежде всего в способности анализа собственной конструктивной, исполнительской, коммуникативной, организаторской, исследовательской деятельности. В процессе самосознания на том или ином отрезке времени он, с одной стороны, выявляет, насколько его профессиональный багаж отвечает необходимым требованиям организации и проведении современного урока музыки, и в соответствии с этим намечает пути.
С позиций личностного подхода необходимо учитывать принцип динамичности, когда зависимость между личностными и профессиональными способностями устанавливается в процессе направленной деятельности. Это требует поиска новых форм отбора, учитывающих оценку способностей в развитии, что может избежать отсева способных индивидов, случайно давших низкие показатели, исказившие объективную структуру их личности.
Главное же в этих системных представлениях состоит в том, что такие специальные способности музыканта-исполнителя, как слух, ритмическое чувство, моторно-координационные качества оказываются строенными в очень сложную структуру личностных качеств разного порядка и уровня. Причем на первый план выходят различные психологические качества и процессы - мотивационные возбуждения, установки, доминанты, и прочие, ориентированные на музыкальное исполнительство общими эстетическими художественными потребностями личности.
Национальное составляющее в структуре личности могут проявляться в формах выражения чувств, переживаний, реакций, в особенности восприятия, в установках.
Неразрывная, внутренняя, диалектическая связь национальных сторон социального, художественного, музыкального бытия личности и общечеловеческими факторами и формами общественного развития выступают как основа национального бытия.
Мы живем в определенных этнокультурных условиях, в этносе. Под которым понимается исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающих сходными чертами и стабильными особенностями культуры, психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других человеческих образований.
Необходимо обратить внимание не важность своеобразия «музыкального языка» национальной художественной культуры.
Формирование развитие индивидуального музыкального сознания это не только объективно индивидуальный закономерный процесс. Это одновременно и результат целенаправленного музыкального обучения, без которого не может состояться становление музыкально — эстетического сознания.
Анализ системных представлений о музыкально-исполнительской одаренности в свете современных взглядов как сложная структура, в которой интегрированы личностные свойства, специальные способности и приобретаемые знания, умения и навыки музыканта.
Главное же в системных представлениях состоит в том, что такие специальные способности музыканта исполнителя, как слух, ритмическое чувство, моторно-координационные качества оказываются встроенными в очень сложную структуру личностных качеств разного порядка и уровня. Причем на первый план выходят различные психологические качества и процессы -мотивационные возбуждения, установки доминанты и прочие ориентированные на музыкальное исполнительство общими эстетическими, художественными потребностями личности.
Конечно, на данном этапе такие идеи не могут быть бесспорными, так как наука пока не располагает исчерпывающими фактами и в области человеческого мозга и в области других наук, связанных с его деятельностью. Однако подобные высказывания вызывают интерес. Исследования в данном направлении, в частности и в области музыкальных способностей, должны выявить общие и специфические механизмы деятельности мозга на примере национальных музыкальных культур.
H. А. Римский-Корсаков писал: «...Музыка вне национальности не существует и, в сущности, всякая музыка, которую принято считать за общечеловеческую, все-таки национальна». Без национальных культур не может быть и национальных особенностей восприятия, которые и необходимо изучать.
Литература
I. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. // Психология художественного творчества: Хрестоматия. / Сост. К.В. Сельчеков. — Мн.: 1999. — С. 452-464.
2. Аникеева Е.Н., Семушкин А.В. Диалог цивилизаций: Восток-запад. // Вопросы философии. 1998. №2. — С. 173.
3. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей М.: Наука 1977. 184 с.
4. Бромлей Ю.Ф. Этнос и этнография. - М.: Мысль, 1983. - 293 с.
5. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. - Новосибирск: Наука, 1990. - С. 7-22.
6. Куницын О.И. Выразительные средства профессиональной музыки. - Улан-Удэ: Изд-во ИПК ВСГАКИ, 1999. - С. 142.
7. Куницын О.И. Ладовые особенности музыкального языка бурятской песни // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. — Новосибирск, 1986. — Вып. 3. — С. 113-130.
8. Маланов И.А, Будаева Т.Б. Бурятское музыкальное искусство как средство формирования эстетической культуры младших школьников. — Улан-Удэ.: Изд. БГУ, 2001. — 148 с.
9. Молонов Г.Ц. Взаимозависимости в становлении регионально-национальной системы образования и использование народных традиций в обучении и воспитании учащихся. (Материалы научно-практической конференции школьных психологов Восточной Сибири). — Улан-Удэ, Ч. 1. 1994. — 124 с.
10. Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации: Сб. материалов науч.-практ. конф. - Бирск: Изд-во БирГПИ, 1997. - 303 с.
11. Оконешникова А.П. Методологические основы этнопсихологии. (Материалы научно-практической конференции школьных психологов Восточной Сибири). — Улан-Удэ, Ч. 1. 1994. — 124 с.
12. Санжаева Р.Д. Этнопсихологические основы и обучения и воспитания детей. (Материалы научно-практической конференции школьных психологов Восточной Сибири). — Улан-Удэ, Ч. 1. 1994. — 124 с.
13. Халтаева Л.А. Генезис и эволюция бурдонного многоголосия в контексте космогонических представлений тюрко-монгольских народов: Автореф. дисс... кан. искусствоведения. — Ташкент, 1991. - 27 с.
14. Чимитова С.Ц. Этнопсихологические особенности воспитания бурятской молодежи: Автореф. дисс... кан. пед. наук. - М., 1993. - 21 с.
Ламаева Баярма Васильевна, старший преподаватель кафедра методики преподавания гуманитарных дисциплин ПИ Бурятского госуниверситета.
Е mail: Баирма Ламаева <[email protected]>
Lamaeva Bayarma V., senior lecturer, department of methodology of teaching the humanities PI Buryat State University.