Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / СРЕДСТВА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ / INNOVATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / FINANCING OF INNOVATIONS / OWN FUNDS / CREDIT AND BORROWING FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туча Т.В.

В данной статье рассмотрены основные источники финансирования инновационной деятельности в Республике Беларусь, а также принципы построения эффективной системы финансирования инноваций. Рассмотрены расходы республиканского бюджета на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности. В соответствии с проведенным анализом сформулированы рекомендации по совершенствованию государственного инновационного развития и финансирования в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOURCES OF FINANCING INNOVATIVE ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

This article discusses the main sources of financing of innovation in the Republic of Belarus, as well as the principles of building an effective system of financing innovation. The expenses of the republican budget for the implementation of scientific, scientific, technical and innovative activities are considered. In accordance with the analysis, recommendations were formulated to improve state innovation development and financing in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 336.221.4

Туча Т.В. студент магистратуры научный руководитель: Золотарева О.А., д.э.н.

профессор

УО «Полесский государственный университет»

Беларусь, г. Пинск

РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные источники финансирования инновационной деятельности в Республике Беларусь, а также принципы построения эффективной системы финансирования инноваций. Рассмотрены расходы республиканского бюджета на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности. В соответствии с проведенным анализом сформулированы рекомендации по совершенствованию государственного инновационного развития и финансирования в Республике Беларусь.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, финансирование инноваций, собственные средства, средства кредитов и займов.

Tucha T. V. master's degree student scientific adviser: Zolotareva O.A., doctor of economics

professor Polessky State University Belarus, Pinsk

DEVELOPMENT OF SOURCES OF FINANCING INNOVATIVE ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Annotation: This article discusses the main sources of financing of innovation in the Republic of Belarus, as well as the principles of building an effective system of financing innovation. The expenses of the republican budget for the implementation of scientific, scientific, technical and innovative activities are considered. In accordance with the analysis, recommendations were formulated to improve state innovation development and financing in the Republic of Belarus.

Key words: innovation, innovative development, financing of innovations, own funds, credit and borrowing funds

Основными принципами построения эффективной системы финансирования инноваций являются:

- четкая целевая ориентация финансовой системы, ее связь с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно -технических достижений;

- логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;

- множественность источников финансирования;

- широта и комплексность системы, т. е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических нововведений и направлений их практического использования;

- адаптивность и гибкость, что предполагает постоянное реформирование как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов относительно изменений внешней среды для поддержания максимальной эффективности [3].

Источниками финансирования инновационной деятельности в Республике являются:

1) средства государственного бюджета;

2) средства местных бюджетов;

3) собственные или заимствованные средства субъектов инновационной деятельности;

4) средства (инвестиции) любых физических и юридических лиц;

5) другие источники, не запрещенные законодательством.

На рисунке 1 представлена структура источников финансирования затрат на технологические инновации организаций промышленности.

■ Собственные средства

2.8-0.4

■ Средства республиканского централизованного фонда

■ Средства местного бюджета

■ Средства бюджета Союзного государства

■ Средства внебюджетных фондов

■ Средства кредитов и займов

■ Средства инвесчторов,

иностранных включая

0.2

иностранные кредиты и займы ■ Прочие средства

Рисунок 1- Структура источников финансирования затрат на технологические инновации организаций промышленности, % Источник: собственная разработка на основании [2]

Из рисунка видно, что наибольший удельный вес в структуре источников финансирования затрат на технологические инновации организации промышленности занимают собственные средства, вторым по значимости являются средства кредитов и займов. Наименьший удельный вес в данной структуре занимают средства бюджета Союзного государства, средства иностранных инвесторов, включая иностранные кредиты и займы.

Информация о структуре финансирования инноваций в промышленности Республики Беларусь в 2014 - 2019 годах в разрезе отдельных источников представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Структура финансирования инноваций в промышленности в 2014- 2019 годах в разрезе отдельных источников

Наименование показателя Удельный вес, %

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Финансирование, всего 100 100 100 100 100 100

в том числе за счет с редств:

собственных 48,5 50,7 54,3 67,3 50,5 49,6

республиканского бюджета 6,3 7,2 6,2 1,7 19,6 13,2

местных бюджетов 0,1 0,3 1,4 1,4 3,3 4,8

бюджета Союзного государства 0,6 0,4 0,1 0,1 0,2 0,2

Республики Беларусь и Российской

Федерации

внебюджетных фондов 0,02 0,4 0,4 0,2 0,3 0,1

кредитов и займов 28,7 23,9 25,9 19,1 23,6 24,0

иностранных инвесторов, включая 15,4 16,4 11,2 9,7 0,8 7,7

иностранные кредиты и займы

прочих 0,38 0,7 0,5 0,5 1,7 0,4

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [2] Рассмотрим, прежде всего, внешние источники финансирования инноваций. В 2019 году наибольший удельный вес из внешних источников финансирования занимали средства республиканского и местных бюджетов, а также кредиты и займы.

Государство ежегодно выделяет ассигнования на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности из бюджета и других контролируемых ими источников.

В 1998 году Постановлением Совета Министров РБ № 1739 для усиления поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь и в целях совершенствования инновационной деятельности, создания дополнительных условий для развития высокотехнологичных производств и повышения инновационной активности организаций был образован Белорусский инновационный фонд (Белинфонд). Средства Белорусского инновационного фонда формируются за счет средств республиканского бюджета. Средства Белинфонда выделяются субъектам инновационной деятельности на конкурсной основе и на договорных условиях [1].

Средства направляются на финансирование инновационной части проекта, связанной с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Объём выделяемых средств может составлять до

50% от общего объема средств, выделяемых для финансирования всего проекта. Остальная часть средств должна быть представлена из других внебюджетных источников. За время своего существования Белинфонд профинансировал свыше 30 инновационных проектов общей стоимостью более 2,5 миллиона долларов США. Три предприятия уже полностью рассчитались с фондом по взятым кредитам, выразив желание продолжить сотрудничество. Однако, инновационные предприятия не осведомлены о возможности получения средств в Белинфонде. Опрос показал, что 48% предприятий ничего не знает об этом фонде, 49% знают, но не обращались к его услугам, и только 3% привлекали средства Белинфонда для финансирования своей деятельности.

Несмотря на финансовую поддержку государства основным источником финансирования инноваций в Республике Беларусь являются собственные средства предприятий (85%). Только 39% предприятий в своей деятельности прибегали к использованию средств республиканского и местных бюджетов. Средства инновационных фондов привлекали 18% предприятий, всего 3% привлекали отечественные и зарубежные частные инвестиции.

В настоящее время в республике принят ряд законодательных и нормативных актов, касающихся сферы малого инновационного предпринимательства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 244 «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях» предусмотрено существенное снижение налогов на прибыль и добавленную стоимость, таможенных пошлин и др. в случае производств и предприятий, основанных на новых и высоких технологиях. Однако, по мнению 70% руководителей малых предприятий, система налоговых преференций в нашей стране требует большой доработки. А 12% респондентов считают, что она вообще не разработана. Сегодня количество налогов, отчислений и сборов по различным оценкам экономистов составляет от 15 до 20.

В соответствии с Законом о республиканском бюджете на 2020 год расходы республиканского бюджета на научную, научно -техническую и инновационную деятельность запланированы в объеме 330,0 млн рублей, республиканского централизованного инновационного фонда -177,9 млн рублей, местных инновационных фондов - на общую сумму 249,0 млн рублей.

Участие белорусских банков в финансировании новаторской деятельности в стране посредством предоставления соответствующих кредитных ресурсов в последние годы имело тенденцию к некоторому снижению. В частности, если в 2012 году доля средств кредитов и займов в общем объеме финансирования новаторской деятельности в промышленности республики составляла 38,06 %, то в 2019 году - 24 %.

По нашему мнению, уровень ставок на кредитном рынке Беларуси не соответствует уровню рентабельности предприятий нефинансового сектора. В таблице 3 показано соотношение процентных ставок по новым кредитам

субъектам хозяйствования и основных показателей рентабельности организаций нефинансового сектора Республики Беларусь.

Таблица 3 - Соотношение стоимости новых кредитов нефинансовому сектору и уровня рентабельности организаций Республики Беларусь, %_____

№ п/п Показатели 2016 2017 2018 2019

1 Рентабельность реализованной продукции 9,6 10,4 9,6 9

2 Рентабельность продаж 7,4 8,3 7,7 7,3

3 Стоимость новых кредитов банков в национальной валюте сроком до 1 года 24,7 15,6 8,7 9,53

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [2]

Из таблицы видно, что уровень рентабельности предприятий ниже, чем стоимость новых кредитов банков сроком до 1 года, что отрицательной сказывается на финансовом положении предприятий нефинансового сектора. Также это доказывает динамика процентных ставок в национальной валюте по кредитам свыше одного года (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика средних процентных ставок по кредитам свыше 1 года в национальной и иностранной валюте Источник: собственная разработка на основании [2]

Как видим, ставки по кредитам свыше года в национальной валюте, несмотря на существенное снижение, тоже выше уровня рентабельности отечественных предприятий. В банках для малого предпринимательства установлены более жесткие условия по обеспечению кредита. В целом банки неохотно финансируют малые и средние предприятия, поскольку они невелики по размеру, слабо диверсифицированы, имеют проблемы с предоставлением залога под кредиты. Слабой их стороной является также управление финансами: в большинстве предприятий финансами занимаются сами владельцы, а не квалифицированные специалисты. Оценивая все эти риски, банки по своей воле неохотно кредитуют МСП. К тому же операции

по обслуживанию МСП менее рентабельны для банков в сравнении с крупными бизнес-операциями.

В наиболее общем виде могут быть сформулированы следующие рекомендации по совершенствованию государственной инновационного развития в Республики Беларусь:

1) разработка, принятие и последующая комплексная реализация на практике целостной Концепции развития инновационного законодательства в Республике Беларусь;

2) установление в Беларуси целевых льгот по налогу на прибыль для предприятий, производящих инновационную продукцию (исходя из самого факта ее производства) и (или) использующих инновационные технологии (исходя из самого факта внедрения в производство и последующего использования таких технологий);

3) установление в Республике Беларусь целевых льгот по налогу на прибыль для субъектов хозяйствования, осуществляющих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;

4) установление в Беларуси целевых льгот по подоходному налогу для физических лиц, занимающихся научными исследованиями, инвестированием собственных денежных средств в инновационные проекты, изобретательством и рационализаторством;

5) установление в Республике Беларусь целевых льгот по налогу на недвижимость для предприятий, использующих инновационное оборудование;

6) установление в Беларуси возможности применения субъектами хозяйствования "свободной" амортизации в отношении используемых ими машин, оборудования, компьютерной и иной вычислительной техники;

7) принятие комплекса мер, направленных на усиление вовлеченности банковской системы Республики Беларусь в финансовое обеспечение инновационной деятельности в стране (создание в банковской системе специализированного банка, осуществляющего кредитование инновационных проектов и физических и юридических лиц, проявляющих инновационную активность, под низкую процентную ставку; установление целевых льгот по налогу на прибыль для банков, осуществляющих кредитование инновационно активных предприятий; установление льготного режима доступа на рынок банковских услуг Беларуси иностранных банков в случае кредитования ими инновационных проектов, реализуемых в республике);

8) принятие комплекса мер, направленных на развитие в Республике Беларусь венчурного финансирования (в частности, следует вести речь об активном привлечении банков и страховых компаний к участию в формировании ресурсов венчурных фондов).

Развитие законодательного обеспечения инновационной политики Республики Беларусь объективно обусловливает необходимость постоянного

совершенствования, адаптации соответствующей отечественной законодательной базы к требованиям времени.

Учитывая данное обстоятельство, важными и актуальными представляются разработка, принятие и последующая комплексная реализация на практике целостной Концепции развития инновационного законодательства в Республике Беларусь.

Концепция развития инновационного законодательства в Республике Беларусь призвана в концентрированном виде отражать комплексную систему взглядов на развитие указанного законодательства в Беларуси. Такая система взглядов будет объективным образом охватывать совокупность составляющих, каждая из которых будет характеризовать определенные аспекты общего видения того, каким образом должны быть установлены и упорядочены правовые нормы, способствующие развитию белорусского общества на инновационной основе.

Использованные источники:

1. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10.07.2012 г. № 425-3: в ред. Закона Республики Беларусь от 11 мая 2016 г. / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - 2016. - 2/1977.

2. Наукка и инновации // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/nauka-i-innovatsii/ю - Дата доступа: 15.05.2020

3. Юрин С.В. Финансирование инноваций. Формирование финансовых институтов для ускорения инновационного развития и рыночных механизмов финансового обеспечения инновационной деятельности // Креативная экономика. - 2017. - № 1. - С. 82 - 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.