УДК 338.2 ББК 65-551
Степаненко Дмитрий Михайлович,
к. э. н., доцент кафедры маркетинга и менеджмента Белорусско-Российского университета (Беларусь, Могилев)
Степаненко Дмитрий Михайлович, н.и.и., дотсенти кафедраи маркетинг ва идоракунии Донишгоуи Белорусия-Русия (Белорус, Могилёв)
Stepanenko Dmitriy Mikhailovich, candidate of the sciences of economics, Associate Professor of the department of Marketing and Management of the Byelorusian-Russian University (Mogilyov, Belarus) E-MAIL: [email protected].
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, статистические данные, промышленность, государственная инновационная политика, концепция, банк, венчурное финансирование.
Исследованы особенности развития инновационной деятельности в национальной экономике Республики Беларусь. Целью исследования является выявление тенденций и проблем развития процессов создания и внедрения инноваций в белорусской экономике. Проведен комплексный анализ динамики внедрения инноваций в экономике Беларуси в разрезе их отдельных видов. Выявлены особенности финансирования инновационной деятельности в промышленности Республики Беларусь. Установлено, что основным источником финансирования инноваций в белорусской экономике в современных условиях являются собственные средства предприятий. Исследована динамика изменения объема отгруженной инновационной продукции и оказанных услуг инновационного характера в белорусской экономике. Выявлены программные приоритеты инновационного развития национальной экономики Республики Беларусь. Обоснован комплекс практических рекомендаций, ориентированных на совершенствование государственной инновационной политики Республики Беларусь.
Калидвожа^о: инноватсия, фаъолияти инноватсионй, додауои оморй, саноат, сиёсати инноватсионии давлатй, консепсия, бонк, сармоягузории венчурй Мацолаи мазкур ба омузиши хусусиятуои фаъолияти инноватсионй дар ицтисодиёти миллии Цум^урии Беларус бахшида шудааст. Мацсади тадцицот муайян кардани тамоюл ва мушкилоти инкишофи равандцои ташаккул ва татбици инноватсия
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
ФАЪОЛИЯТИ ИННОВАТСИОНЙ ДАР ЦУМХУУРИИ БЕЛАРУС ВА ДАСТГИРИИ ОН
INNOVATION ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND ITS STATE SUPPORT
дар щтисодиёти Белорус мебошад. Таулили уамацонибаи динамикаи цорй намудани инноватсияуо дар ицтисодиёти Беларус дар буурриши намудуои алоуидаи ощо сурат гирифтааст. Хусусиятуои сармоягузории фаъолияти инноватсиони дар саноати Цум-уурии Беларус ошкор карда шудааст. Таъкид гардидааст, ки сарчашмаи асосии сармоягузории инноватсиони дар ицтисодиёти Белорус дар шароити муосир воситауои худии корхонауо ба шумор мераванд. Динамикаи тагйироти уацми маусулоти инноват-сионии ирсолгардида ва хизматуои дорои хусусияти инноватсиони дар ицтисодиёти Белорус барраси гардидааст. Афзалиятуои барномавии рушди инноватсионии ицтисоди миллии Цумуурии Беларус ошкор карда шудаанд. Мацмуи тавсияуои амали, ки ба так-мили сиёсати давлатии инноватсионии Цумуурии Беларус нигаронида шудааст, мудал-лал карда шудааст.
Key words: innovation, innovation activity, statistical data, industry, state innovation policy,
concept, bank, venture financing.
The article is devoted to the research of the features of the development of innovation activity in the national economy of the Republic of Belarus. The objective of the research is identification of tendencies and problems of development of the processes of creation and inculcation of innovations into the Byelorussian economy. The complex analysis of the dynamics of engrafting innovations into the economy of Belarus in the aspect of their separate types is carried out. Features of financing innovation activity in the industry of the Republic of Belarus are revealed. It is established that the main source of financing innovations in the Byelorussian economy under modern conditions are the own means of enterprises. Dynamics of change in reference to the of volume of the shipped innovation production and the rendered services of innovational character in the Byelorussian economy are investigated. The program priorities of innovational development of the national economy of the Republic of Belarus are revealed. The complex of practical recommendations focussed on improvement of the state innovation policy of the Republic of Belarus is substantiated.
Национальная статистическая отчетность Республики Беларусь об инновационной деятельности существует с 2002 года и отражает информацию об инновационных процессах на предприятиях промышленности, связи и сферы информационных технологий. Отчетность о состоянии инновационных процессов в иных отраслях национальной экономики и сферах жизнедеятельности белорусского общества до настоящего времени отсутствует.
Данные национальной статистической отчетности свидетельствуют о том, что на протяжении 2010 - 2017 годов количество инновационно активных предприятий в национальной экономике Беларуси не превышало 25 % [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].
В таблице 1 представлена обобщенная информация о динамике изменения количества инновационно активных предприятий в промышленности, связи и в сфере информационных технологий Республики Беларусь в 2012 - 2017 годах, а в таблице 2 - о соответствующей динамике применительно к отечественному промышленному комплексу.
Таблица 1. Динамика изменения количества инновационно активных предприятий в промышленности, связи и сфере информационных технологий в 2012-2017 годах
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Количество инновационно 527 514 461 415 409 416
активных предприятий,
единиц
Удельный вес в процентах 24,8 24,3 22,3 21 21,1 21,6
в общем количестве
предприятий
Темпы изменения в - 97,5 89,7 90 98,6 101,7
процентах по отношению к
предыдущему году
Источник: рассчитано на основе данных Национального статистического комитета Республики
Беларусь
Анализ соответствующих статистических данных позволяет утверждать, что в экономике Республики Беларусь в 2012 - 2016 годах наблюдалась устойчивая тенденция к снижению количества организаций, внедряющих прогрессивные нововведения в процесс своей деятельности. Если в 2012 году инновационно активными были 527 белорусских предприятий, в 2013 году - 514, то в 2016 году - только 409. В 2017 году по сравнению с 2016 годом имело место небольшое увеличение числа инновационно активных отечественных субъектов хозяйствования (с 409 до 416) [3; 4; 5; 6; 7; 8].
В то же время, несмотря на некоторый рост по итогам 2017 года количества белорусских предприятий, внедряющих инновации в процесс своей деятельности, в 2017 году инновационно активных организаций промышленности, связи и сферы информационных технологий в Беларуси было на 21,1% меньше по сравнению с 2012 годом [3; 8] .
На протяжении первой половины нынешнего десятилетия негативная тенденция к снижению числа инновационно активных предприятий наблюдалась и в промышленном комплексе Республики Беларусь. В частности, по итогам 2011 - 2015 годов имело место снижение количества инновационно активных субъектов хозяйствования в отечественной промышленности на 22,8 %. Если в 2011 году инновационно активными были 443 промышленные организации, в 2012 году - 437, то в 2015 году - только 342. В 2016 - 2017 годах в промышленности республики наблюдался незначительный (на 1,5 %) рост числа инновационно активных предприятий, результатом которого стало увеличение их количества с 342 до 347 [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].
Наряду с уменьшением количества инновационно активных предприятий в абсолютном выражении, на протяжении нескольких последних лет в Беларуси наблюдается тенденция к снижению доли инновационно активных организаций в общем числе отечественных субъектов хозяйствования. В частности, если в 2012 году доля инновационно активных организаций в общем количестве предприятий промышленности, связи и сферы информационных технологий составляла 24,8 %, то в 2017 году - только 21,6 % [3; 8].
Таблица 2. Динамика изменения количества инновационно активных организаций
в промышленности в 2012-2017 годах
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Количество инно- 437 411 383 342 345 347
вационно активных
организаций, единиц
Удельный вес в 22,8 21,7 20,9 19,6 20,4 21
процентах в общем
количестве организаций
Темпы изменения в - 94,1 93,2 89,3 100,9 100,6
процентах по отноше-
нию к предыдущему году
Источник: рассчитано на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь
Таблица 3. Динамика изменения в 2012-2017 годах количества организаций _промышленности, осуществлявших продуктовые инновации
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Количество организаций, осуществлявших продуктовые инновации, единиц 393 337 318 291 302 320
Удельный вес в процентах в общем количестве организаций 20,5 17,8 17,3 16,7 17,9 19,4
Темпы изменения в процентах по отношению к предыдущему году 85,8 94,4 91,5 103,8 106
Источник: рассчитано на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь
Удельный вес промышленных предприятий, внедряющих инновации в ходе своей деятельности, сократился с 22,8 % в 2012 году до 21% в 2017 году. [3; 8]
В таблице 3 представлена динамика изменений в 2012 - 2017 годах количества предприятий промышленности Беларуси, осуществлявших в ходе своей деятельности продуктовые инновации, а в таблице 4 - соответствующая динамика применительно к промышленным организациям республики, осуществлявшим процессные инновации.
Анализ статистических данных о количестве предприятий промышленности Беларуси, осуществлявших продуктовые инновации, свидетельствует о том, что в 2012 - 2015 годах в республике имела место тенденция к снижению числа указанных организаций, количество которых уменьшилось на 26 % (с 393 в 2012 году до 291 в 2015 году). В 2017 году по сравнению с 2015 годом число соответствующих промышленных предприятий увеличилось на 10 %, составив 320, что, однако, на 18,6 % меньше, чем их было в 2012 году. [3; 4; 5; 6; 7; 8]
Тенденция к снижению количества субъектов хозяйствования, осуществляющих в
ходе своей деятельности процессные инновации, наблюдается в промышленности Республики Беларусь на протяжении 2010 - 2017 годов. Если в 2010 году число предприятий промышленности Беларуси, внедрявших процессные инновации, составляло 228, в 2011 году - 136, в 2012 году - 108, то в 2017 году - только 79. Таким образом, по итогам 2010 - 2017 годов количество указанных промышленных организаций сократилось в 2,9 раза. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]
Таблица 4. Динамика изменения в 2012-2017 годах количества организаций _промышленности, осуществлявших процессные инновации_
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Количество организаций, осуществлявших процессные инновации, единиц 108 139 121 103 97 79
Удельный вес в процентах в общем количестве организаций 5,6 7,3 6,6 5,9 5,8 4,8
Темпы изменения в процентах по отношению к предыдущему году 128,7 87,1 85,1 94,2 81,4
Источник: рассчитано на основе данных Национального статистического комитета Республики
Беларусь
В целом в современных условиях масштабы реализации продуктовых и процессных инноваций в промышленности Республики Беларусь достаточно невысоки. В частности, в 2017 году доля организаций, осуществлявших продуктовые инновации, в общем числе субъектов хозяйствования промышленности Беларуси составила лишь 19,4 %, а аналогичная по смыслу доля применительно к организациям, осуществлявшим процессные инновации, - лишь 4,8 %.
Таблица 5. Динамика изменения в 2013-2017 годах количества организаций _промышленности, осуществлявших экологические инновации
2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Количество организаций, осуществлявших экологические инновации, единиц 279 269 238 243 222
Удельный вес в процентах в общем количестве организаций 14,7 14,6 13,7 14,4 13,4
Темпы изменения в процентах по отношению к предыдущему году 96,4 88,5 102,1 91,4
Источник: рассчитано на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь
Динамика изменений в 2013 - 2017 годах количества промышленных предприятий Беларуси, осуществлявших экологические инновации, представлена в таблице 5.
Анализ приведенных в таблице 5 данных позволяет утверждать, что экологические инновации в настоящий момент внедряются менее чем на 15 % предприятий промышленности республики. При этом количество промышленных организаций, осуществляющих экологические инновации, по итогам 2013 - 2017 годов сократилось на 20,4 % (с 279 в 2013 году до 222 в 2017 году) [4; 5; 6; 7; 8].
Информация о структуре финансирования инноваций в промышленности Республики Беларусь в 2012 - 2017 годах в разрезе отдельных источников представлена в таблице 6.
Основным источником финансирования инноваций в промышленности республики в современных условиях являются собственные средства предприятий. В 2015 году удельный вес собственных средств промышленных организаций Беларуси в общем объеме соответствующего финансирования составил 67,3 % (то есть более двух третей всего объема финансирования), в 2016 году - 50,5 %, а в 2017 году - 49,6 %.
Кроме того, значимыми источниками финансирования инноваций в промышленности Республики Беларусь являются средства кредитов и займов и средства республиканского бюджета. По итогам 2017 года, доля двух указанных источников финансирования инноваций в его общем объеме составила 24 % и 13,2 % соответственно.
Таблица 6. Структура финансирования инноваций в промышленности в 2012__2017 годах в разрезе отдельных источников
Удельный вес, %
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Финансирование, всего 100 100 100 100 100 100
в том числе за счет средств:
собственных 48,5 50,7 54,3 67,3 50,5 49,6
республиканского бюджета 6,3 7,2 6,2 1,7 19,6 13,2
местных бюджетов 0,1 0,3 1,4 1,4 3,3 4,8
бюджета Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации 0,6 0,4 0,1 0,1 0,2 0,2
внебюджетных фондов 0,02 0,4 0,4 0,2 0,3 0,1
кредитов и займов 28,7 23,9 25,9 19,1 23,6 24,0
иностранных инвесторов, включая иностранные кредиты и займы 15,4 16,4 11,2 9,7 0,8 7,7
прочих 0,38 0,7 0,5 0,5 1,7 0,4
Источник: рассчитано на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь
Участие белорусских банков в финансировании новаторской деятельности в стране
посредством предоставления соответствующих кредитных ресурсов в последние годы имело тенденцию к некоторому снижению. В частности, если в 2010 году доля средств кредитов и займов в общем объеме финансирования новаторской деятельности в промышленности республики составляла 38,06 %, в 2011 году - 30,4 %, то, например, в 2015 году - только 19,1 %, а в 2017 году - 24 %. [1; 2; 6; 8]
В таблице 7 представлена информация о структуре отгруженной инновационной продукции и оказанных услугах инновационного характера предприятиями промышленности, связи и сферы информационных технологий Беларуси в 2012 - 2017 годах.
Анализ данных, приведенных в таблице 7, свидетельствует о том, что в структуре отгруженной инновационной продукции и оказанных услуг инновационного характера предприятиями промышленности, связи и сферы информационных технологий Беларуси устойчиво преобладают прочая инновационная продукция и услуги инновационного характера, удельный вес которых в общем объеме производства инновационной продукции и услуг инновационного характера в течение 2012 - 2017 годов превышал 50 %.
Таблица 7. Структура отгруженной инновационной продукции и оказанных услуг инновационного характера предприятиями промышленности, связи и сферы __информационных технологий в 2012-2017 годах
Удельный вес, %
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Объем отгруженной инновационной продукции и оказанных услуг инновационного характера, всего по Республике Беларусь 100 100 100 100 100 100
в том числе:
продукция и услуги, новые для внутреннего рынка 43,5 44,3 45,8 35,6 43,4 49,1
продукция и услуги, новые для мирового рынка 0,7 0,6 1,2 1,8 0,6 0,6
прочая инновационная продукция и услуги инновационного характера 55,8 55,1 53,0 62,5 56,0 50,3
Источник: рассчитано на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь
При этом следует принять во внимание, что прочая инновационная продукция и услуги инновационного характера представляют собой продукцию и услуги, не являющиеся новыми ни для мирового рынка, ни для внутреннего рынка республики. Они являются таковыми только для предприятия, начавшего их производство; учитывая данное обстоятельство, прочая инновационная продукция и услуги инновационного характера обладают достаточно низким уровнем инновационности.
В свою очередь, доля продукции и услуг, новых для мирового рынка, в общем объеме производства инновационной продукции и услуг инновационного характера на
протяжении всего временного отрезка 2012 - 2017 годов была менее 2 %. Наибольшее значение (1,8 %) указанная доля имела в 2015 году, а наименьшее (0,6 %) - в 2013, 2016 и в 2017 годах. Таким образом, в 2017 году удельный вес продукции и услуг, обладающих наиболее высоким уровнем инновационности, в общем объеме производства инновационной продукции и услуг инновационного характера сократился по сравнению с 2015 годом в 3 раза.
По итогам анализа инновационной деятельности в Республике Беларусь, масштабы ее осуществления в стране на сегодняшний день следует оценить как относительно небольшие и нуждающиеся в существенном увеличении, что, в свою очередь, требует активизации государственной инновационной политики. [9; 10; 11]
В рамках развития законодательного обеспечения инновационной политики в Республике Беларусь в последние годы был принят ряд специальных нормативных правовых актов, ориентированных на стимулирование инновационной деятельности в стране. Основным актом является принятый в 2012 году Закон Республики Беларусь "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь". [12]
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 -2020 годы в качестве приоритетных для развития национальной экономики обозначены следующие высокотехнологичные сферы хозяйственной деятельности [13]:
1) индустрия информационно-коммуникационных технологий;
2) атомная и возобновляемая энергетика;
3) сфера биотехнологий;
4) сфера нанотехнологий;
5) фармацевтическая промышленность;
6) приборостроение;
7) электронная промышленность.
В частности, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы предусматривается ввод в действие Белорусской атомной электростанции, вблизи которой предполагается создание кластера электроемких инновационных производств. За счет использования энергии, которая будет вырабатываться на Белорусской атомной электростанции, предполагается также осуществить переход на электрообогрев помещений в жилищном строительстве. [13]
В рамках осуществления инновационной политики Белорусского государства утверждена и реализуется Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы. [14]
В наиболее общем виде могут быть сформулированы следующие рекомендации по совершенствованию государственной инновационной политики Республики Беларусь [9]:
1) разработка, принятие и последующая комплексная реализация на практике целостной Концепции развития инновационного законодательства в Республике Беларусь;
2) установление в Беларуси целевых льгот по налогу на прибыль для предприятий, производящих инновационную продукцию (исходя из самого факта ее производства) и (или) использующих инновационные технологии (исходя из самого факта внедрения в производство и последующего использования таких технологий);
3) установление в Республике Беларусь целевых льгот по налогу на прибыль для субъектов хозяйствования, осуществляющих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
4) установление в Беларуси целевых льгот по подоходному налогу для физических лиц, занимающихся научными исследованиями, инвестированием собственных денежных средств в инновационные проекты, изобретательством и рационализаторством;
5) установление в Республике Беларусь целевых льгот по налогу на недвижимость для предприятий, использующих инновационное оборудование;
6) установление в Беларуси возможности применения субъектами хозяйствования "свободной" амортизации в отношении используемых ими машин, оборудования, компьютерной и иной вычислительной техники;
7) принятие комплекса мер, направленных на усиление вовлеченности банковской системы Республики Беларусь в финансовое обеспечение инновационной деятельности в стране (создание в банковской системе специализированного банка, осуществляющего кредитование инновационных проектов и физических и юридических лиц, проявляющих инновационную активность, под низкую процентную ставку; установление целевых льгот по налогу на прибыль для банков, осуществляющих кредитование инновационно активных предприятий; установление льготного режима доступа на рынок банковских услуг Беларуси иностранных банков в случае кредитования ими инновационных проектов, реализуемых в республике);
8) принятие комплекса мер, направленных на развитие в Республике Беларусь венчурного финансирования (в частности, следует вести речь об активном привлечении банков и страховых компаний к участию в формировании ресурсов венчурных фондов).
Развитие законодательного обеспечения инновационной политики Республики Беларусь объективно обусловливает необходимость постоянного совершенствования, адаптации соответствующей отечественной законодательной базы к требованиям времени. Учитывая данное обстоятельство, важными и актуальными представляются разработка, принятие и последующая комплексная реализация на практике целостной Концепции развития инновационного законодательства в Республике Беларусь.
Концепция развития инновационного законодательства в Республике Беларусь призвана в концентрированном виде отражать комплексную систему взглядов на развитие указанного законодательства в Беларуси. Такая система взглядов будет объективным образом охватывать совокупность составляющих, каждая из которых будет характеризовать определенные аспекты общего видения того, каким образом должны быть установлены и упорядочены правовые нормы, способствующие развитию белорусского общества на инновационной основе.
В связи с этим могут быть выделены следующие базовые элементы Концепции развития инновационного законодательства в Республике Беларусь [9]:
1) актуальность проблемы развития национального инновационного законодательства в Беларуси;
2) понятийный аппарат, включающий в себя совокупность понятий, являющихся основополагающими для развития отечественного инновационного законодательства;
3) принципы развития инновационного законодательства Республики Беларусь;
4) цель развития национального инновационного законодательства;
5) задачи развития инновационного законодательства Беларуси;
6) субъекты развития национального инновационного законодательства;
7) объект развития отечественного инновационного законодательства;
8) инструменты развития инновационного законодательства Республики Беларусь;
9) уровни развития инновационного законодательства в Беларуси.
Государственная инновационная политика Республики Беларусь в том числе должна быть направлена на то, чтобы налоговая система Беларуси была комплексным образом ориентирована на стимулирование новаторской активности физических и юридических лиц. При этом налоговое стимулирование инновационной деятельности должно представлять собой совокупность индивидуальных подходов к организации взимания на территории Белорусского государства каждого конкретного налога, предусмотренного отечественным законодательством, общей чертой которых призвана выступать их ярко выраженная ориентация на всяческую поддержку и стимулирование любых проявлений новаторской активности физических и юридических лиц. [9; 11]
Предлагаемые целевые льготы по налогам на прибыль и на недвижимость для предприятий, производящих инновационную продукцию, использующих инновационные технологии и (или) инновационное оборудование, необходимо предоставлять не огулом, а в четкой зависимости от масштабов проявления новаторской активности и глубины, революционности внедряемых и используемых хозяйствующими субъектами прогрессивных нововведений. Это предполагает, в свою очередь, дифференцированный подход Белорусского государства к организациям, внедряющим инновации. В частности, размеры соответствующих налоговых льгот следует дифференцировать в зависимости от того, являются ли производимые (используемые) предприятиями продукция, технологии и оборудование принципиально новыми в мировом масштабе, новыми на пространстве Содружества Независимых Государств, новыми в Республике Беларусь, либо обладают новизной лишь применительно к данному конкретному предприятию.
Совокупная реализация мер по развитию в Республике Беларусь законодательной базы, регламентирующей осуществление инновационной деятельности, совершенствование налоговой поддержки инноваций и амортизационного стимулирования новаторской активности в стране, дальнейшее развитие национальной инновационной инфраструктуры, формирование в республике полноценно работающего механизма венчурного финансирования призвана повысить качество и результативность инновационной политики Белорусского государства, что, в конечном итоге, будет способствовать росту масштабов инновационной активности во всех сферах и областях жизнедеятельности белорусского общества.
Список использованной литературы:
1. Об инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2010 году: статистический бюллетень. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2011. - 99 с.
2. Об инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2011 году: статистический бюллетень. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2012. - 124 с.
3. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2012 году: статистический бюллетень. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2013. - 156 с.
4. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2013 году: статистический бюллетень. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. - 120 с.
5. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2014 году: статистический бюллетень. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. - 111 с.
6. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2015 году: статистический бюллетень. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016. - 108 с.
7. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2016 году: статистический бюллетень. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. - 115 с.
8. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2017 году: статистический бюллетень. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. - 133 с.
9. Степаненко, Д.М. Инновационное развитие Республики Беларусь: законодательное регулирование и направления активизации / Д.М. Степаненко. - Могилев: Белорусско-Российский университет, 2013. - 230 с.
10. Чаплыгин, В.Г. Государственная инновационная политика: теория, методология, практика / В.Г. Чаплыгин, Д.М. Степаненко. - Калининград: Калининградский государственный технический университет, 2009. - 193 с.
11. Чаплыгин, В.Г. К вопросу о формировании стратегии инновационного развития экономической системы государства / В.Г. Чаплыгин // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 9. - C. 62 - 65.
12. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10.07.2012, № 425-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2018.
13. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 15.12.2016, № 466 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. -Минск, 2018.
14. Об утверждении Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 31.01.2017, № 31 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО
"ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. -Минск, 2018.
Reference Literature:
1. On Innovational Activity in Belarus Republic in 2010: Statistical Bulletin. - Minsk: National Statistical Committee of Belarus Republic, 2011. - 99 pp.
2. On Innovational Activity in Belarus Republic in 2011: Statistical Bulletin. - Minsk: National Statistical Committee of Belarus Republic, 2012. - 124 pp.
3. On Scientific and Innovational Activity in Belarus Republic Statistical Committee of Belarus Republic, 2013. - 156 pp. in 2012. - Minsk: National
4. On Scientific and Innovational Activity in Belarus Republic Statistical Committee of Belarus Republic, 2014. - 120 pp. in 2013. - Minsk: National
5. On Scientific and Innovational Activity in Belarus Republic in 2012. - Minsk: National
Statistical Committee of Belarus Republic, 2014. - 2015. - 111 pp.
6. On Scientific and Innovational Activity in Belarus Republic in 2012. - Minsk: National
Statistical Committee of Belarus Republic, 2015, - 2016. - 108 pp.
7. On Scientific and Innovational Activity in Belarus Republic Statistical Committee of Belarus Republic, 2017. - 115 pp. in 2012. - Minsk: National
8. On Scientific and Innovational Activity in Belarus Republic in 2012. - Minsk: National
Statistical Committee of Belarus Republic, 2018. - 133 pp.
9. Stepanenko D.M. Innovational Development of Belarus Republic: Legislative Regulation and Trends of Activization // D.M. Stepanenko. - Moghilyov: Byelorussian-Russian University, 2013. - 230 pp.
10. Chaplyghin V.G. State Innovational Policy: Theory, Methodology, Practice // Chaplyghin V.G., Stepanenko D.M. - Kaliningrad: Kaliningrad State Engineering University, 2009. - 193 pp.
11. Chaplyghin V.G. To the Issue of the Formation of the Strategy of Innovational Development in Reference to State Economy System // V.G. Chaplyghin //Economics andEntrepreneurship. - 2016, #9. - pp. 62 - 65.
12. On State Innovational Policy and Innovational Activity in Belarus Republic: The Law of Belarus Republic, 10.07.2012, #425-3 // Consultant Plus: Belarus Technology 3000 [Electronic resource] "JurSpectrum" Assoc. Lid. National Centre of Law Information of Belarus Republic. - Minsk, 2018.
13. On Validation of the Programme of Belarus Republic Social-Economic Development for 2016-2020: Belarus Republic President's Fiat, 15.12.2016, #466 // Consultant Plus: Belarus Technology 3000 [Electronic resource] "JurSpectrum" Assoc. Lid. National Centre of Law Information of Belarus Republic. - Minsk, 2018.
14. On Validation of State Programme Concerned with Innovational Development of Belarus Republic for 2016-2020: Belarus Republic President's Fiat, 15.12.2016, #466 // Consultant Plus: Belarus Technology 3000 [Electronic resource] "JurSpectrum" Assoc. Lid. National Centre of Law Information of Belarus Republic. - Minsk, 2018.