Научная статья на тему 'Развитие финансирования инновационной предпринимательской деятельности в условиях трансформации экономики Беларуси'

Развитие финансирования инновационной предпринимательской деятельности в условиях трансформации экономики Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И М. Вашко

В статье рассмотрены вопросы формирования инновационной финансовой инфраструктуры в Республике Беларусь. Освещены направления реализации государственной инновационной политики, особенности финансирования инновационной предпринимательской деятельности, определены формы финансовой поддержки инновационных предприятий. Даны предложения по развитию инвестиционных банков как элемента инновационной финансовой инфраструктуры, подходы к организации венчурного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE FINANCING OF THE INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY IN THE CIRCUMSTANCES OF THE ECONOMY TRANFORMATION OF BELARUS

The author examines the problems of formation of innovative financial infrastructure in the Republic of Belarus and the directions of the state innovative policy implementation. The researcher also defines the ways of the financing of the innovative entrepreneurship activity and financial support forms for innovative enterprises. The author proposes scientific and practical recommendations to the development of investment banks as innovative financial infrastructure element and approaches to the venture financing organization.

Текст научной работы на тему «Развитие финансирования инновационной предпринимательской деятельности в условиях трансформации экономики Беларуси»

УДК 336: 338.28 (476)

РАЗВИТИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ

И.М. ВАШКО

Академия управления при Президенте Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь, irinavashko@mail.ru

ВВЕДЕНИЕ

Ориентация на инновационное развитие белорусской экономики ставит задачу формирования отечественного инновационного предпринимательского сектора. Для обеспечения активизации инновационно-инвестиционных процессов в условиях ограниченности ресурсов необходимым является создание эффективной финансовой инфраструктуры, стимулирующей рациональное их использование.

Разработке теории предпринимательства, исследованию его инновационных аспектов посвящены труды зарубежных и отечественных ученых: И. Шумпетера, И.М. Кирцнера, П. Друкера, Р. Хизрича, Т. Питерса, П.И. Ратанина, В.Г. Медынского, C.B. Ильдеменова, П.Н. Завлина JI.H. Нехорошевой, П.Г. Никитенко, А.И. Лученка и др.

Теоретические и практические аспекты финансирования инновационной предпринимательской деятельности в условиях трансформационной экономики недостаточно проработаны и требуют дальнейшего изучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Республика Беларусь относится к группе стран, где развитие малого и среднего предпринимательства, включая инновационное, осуществляется достаточно медленными темпами. Государственную экономическую политику можно охарактеризовать как инновационно-эволюционную стратегию. На данном этапе состав приоритетов государственной поддержки малого и среднего бизнеса соответствует существующей отраслевой структуре национальной экономики.

В республике разработан ряд соответствующих программных документов: «Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности Республики Беларусь на 2006-2010 гг.», «Концепция национальной инновационной системы», «Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 20072010 гг.». В программе предусматривается ряд мероприятий инновационной направленности: создание 100 новых инновационных предприятий, 386 современных производств, обеспечение выпуска новой продукции на действующих предприятиях, проведение модернизации 609 организаций на основе внедрения 888 высоких технологий, реализация отраслевых и региональных программ инновационного развития, выполнение бизнес-планов предприятий [1]. Указом Президента №20 от 14.01.2008 утверждена Государственная инвестиционная программа на 2008 г., в которой планируется направить 1490,3 млрд. рублей на строительство 596 объектов, из которых в этом году будут введены в эксплуатацию 257. Удельный вес инвестиций в основной капитал к началу 2007г. составил 24,3% ВВП, доля собственных средств организаций - 42,8%.

В настоящее время в стране реализуется одиннадцать Государственных комплексных научно-технических программ, объединяющих группы научных и научно-технических программ: «Развитие села»; «Энергетика»; «Здоровье»; «Биологические технологии и биобезопасность»; «Химические продукты и технологии»; «Электроника и оптика»; «Материалы»; «Информационные технологии»; «Природопользование»; «Машиностроение»; «Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Главным источником финансирования научных разработок в Республике Беларусь является государственный бюджет. Затраты на НИОКТР в 2007 г. составили 0,72% ВВП. Инновационную активность проявляют 33% белорусских предприятий, в то же время платежеспособный спрос на научные и прикладные разработки со стороны государственных и частных предприятий является невысоким. В настоящее время 50% затрат на НИОКТР по проектам, реализуемым стабильно работающими промышленными предприятиями Беларуси и имеющим коммерческое внедрение, обеспечивается за счет бюджетных ассигнований. [2, с. 47]. В некоторых случаях отсутствует заинтересованность предприятий-потребителей НИОКТР в финансировании разработчиков инновационного продукта.

В Беларуси проводится работа по привлечению иностранных инвестиций, повышению привлекательности инвестиционного климата. Страновый рейтинг Республики Беларусь, определенный в совместном исследовании Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса-2008», повысился на 19 пунктов, страна заняла 110 место из 178 исследуемых государств. В 2007г. Международное рейтинговое агентство «Standard & Poor's Ratings Services» присвоило Беларуси долгосрочный инвестиционный рейтинг в иностранной валюте «В+», долгосрочный суверенный кредитный рейтинг в местной валюте «ВВ» и краткосрочный суверенный рейтинг «В». Прогноз, полученный в результате анализа, по рейтингам — «стабильный». Тем не менее, зарубежными экспертами отмечено доминирование государства в экономике, слабая внешняя ликвидность, централизованность политической системы, что снижает предсказуемость политических решений.

В проекте новой страновой стратегии Всемирного банка по Беларуси на 2008-2011 годы предусматривается ежегодное предоставление республике кредитных ресурсов в размере 100-200 млн долларов США (кредитование 1-2 проектов в год стоимостью до $100 млн). Один из предложенных правительством Беларуси в 2007г. проектов направлен на модернизацию системы водоочистки и водоснабжения, реализация второго проекта предполагается в сфере энергетики. Европейский банк реконструкции и развития планирует предоставление 40 млн. евро коммерческим банкам-партнерам (Белгазпромбанк, БелРосБанк, Приорбанк, Минский транзитный банк, РРБ-банк, создаваемый Белорусский банк малого бизнеса) для кредитования среднего и малого бизнеса в Беларуси.

Анализ инвестиционного финансирования в Беларуси за последние 15 лет позволяет сделать вывод, что белорусские банки преимущественно кредитуют инвестиционные проекты, направленные на расширение, модернизацию действующих производств, включая внедрение новых технологий, на стабильно функционирующих предприятиях.

Отношение ресурсной базы банков к ВВП на 1.07.2007 составило 32,85%. Структура источников формирования ресурсной базы включает: средства центрального правительства и местных органов управления - 10,8%; средства банков и Национального банка - 6,7%; средства субъектов хозяйствования (резидентов) - 19,8%; средства физических лиц - 27%; средства нерезидентов - 14,1%; другие источники формирования ресурсов - 21,7%. В июне 2007г. средняя процентная ставка в белорусских рублях составила 14,2% годовых, в СКВ -11,4% годовых. Основным направлением размещения средств банков являются кредиты субъектам хозяйствования (53,9%) [3, с. 17]. Отмечается положительная динамика в объемах кредитования. Ресурсная база банков за январь- сентябрь 2007г. увеличилась на 27,5% и составила 36, 98 млн. белорусских рублей (обменный курс белорусского рубля к доллару США - 2140 бел. рублей). Основными источниками роста являются средства физических лиц и нерезидентов. Ставка рефинансирования в 2007г. составила 10%. Планируется прирост капиталов банков за 2008г. на 17-21%. [4, с. 8].

Данный уровень ставки рефинансирования снижает инвестиционную привлекательность кредитных ресурсов для субъектов хозяйствования и предполагает эффективность разрабатываемых инвестиционных проектов (рентабельность собственного капитала) не менее 16-18%.

Отсутствие активного финансирования инновационных проектов в сфере новых и высоких технологий банками обусловлено тем, что: а) прямые инвестиции приводят к уменьшению собственного банковского капитала, что ограничивает возможность инвестирования; б) финансирование инновационных проектов, которые при высокой эффективности имеют рисковый характер, снижают гарантии возврата денежных средств; в) отсутствуют опыт участия банков как инвесторов в управлении рисковыми проектами.

Удельный вес субъектов малого предпринимательства в ВВП в 2007г. составил 7,8% (7,7% от общего объема промышленного производства; 11 % от общего объема розничного товарооборота; 15,2% от общего объема внешнеторгового оборота). На 01.10.2007 в республике функционировало 36922 малых предприятий, в том числе: в промышленности - 8192, в сельском хозяйстве - 2150, в строительстве - 4379, в сфере науки и научного обслуживания - 260 предприятий. Численность занятых на малых предприятиях составила 468 тыс. человек, из них: 37,1 % - на промышленных предприятиях, 24,7% - на предприятиях торговли и общественного питания, 16,4% - в строительстве [5].

Удельный вес инновационно-активных предприятий в белорусской экономике на начало 2007г. по оценке Минстата составил 14,1% . Анализ инвестиционных предпринимательских проектов, в том числе в сфере совместного бизнеса, включая свободные экономические зоны, свидетельствует о преимущественном развитии производственно-хозяйственной деятельности, характеризующейся низкими удельными затратами и быстрой окупаемостью вложенных средств.

Инвестиционные вложения в малом бизнесе на 76,4% обеспечиваются за счет средств частных предприятий (включая кредиты коммерческих банков, преимущественно краткосрочные), 14,6% - за счет иностранных инвесторов. В структуре инвестиций малых предприятий по источникам финансирования на 01.01,2006г. удельный вес республиканского бюджета Беларуси составил 10,4%; местных бюджетов - 0,7%; средства предприятий и организаций, включая кредиты - 72,7%; иностранные кредиты - 5,2%; средства населения, включая

кредиты - 4,9%; средства иностранных инвесторов - 5,8%; средства инновационных фондов - 0,3%. В общественное питание, преимущественно в виде промышленного оборудования, было направлено 75% иностранных инвестиций [6, с. 41].

Источниками финансирования малого бизнеса, включая инновационное предпринимательство, в Беларуси являются:

- кредиты коммерческих банков, коммерческих организаций ООО «Приорлизинг», ООО «Белсинтезли-зинг», ЕБРР, фонда «Новая Евразия»;

- субсидии и кредиты Комитета занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь; Территориальных комитетов Департамента предпринимательства и инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь,

- кредиты Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей; Белорусского инновационного фонда; кредиты обществ взаимного кредитования; другие формы финансирования небанковской системой.

Функция финансовой поддержки инновационного предпринимательства специализированными фондами реализуется частично через созданный Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (не специализируется на инновационной сфере), Белинфонд (оказывает финансовую поддержку на стадии НИОКТР), единственное общество взаимного кредитования «Стольный».

Для развития инновационной деятельности на предприятиях с государственной формой собственности и негосударственной формой собственности, имеющих долю государственной республиканской собственности в уставном фонде, используются внебюджетные инновационные фонды министерств и ведомств, облисполкомов и Минского горисполкома (в 2005г. объем финансирования составил 476,3 млн. долларов США).

Государственная политика включает определенные меры по финансированию инновационного процесса, однако существующий финансово-кредитный механизм регулирования инновационного предпринимательства недостаточно эффективен для стимулирования его развития. На финансовом рынке Беларуси отсутствуют активно работающие финансовые компании, жгаестациотйге, йтач^риие фонда, ълргжжьк. кшпжйй, работающие в области венчурного предпринимательства. Коммерческие банки не заинтересованы в выдаче долгосрочных кредитов, т.к. перспективы получения прибыли являются отдаленными; меры, принимаемые государственными органами управления по стимулированию участия банков в финансировании инновационной деятельности недостаточны. В республике не разработана страховая система обеспечения гарантий при банковском финансировании инновационных предпринимательских проектов.

Программы поддержки малого предпринимательства, разрабатываемые на различных уровнях государственного управления, сужены в области их реализации и разрабатываются только с учетом потребностей развития малого бизнеса без учета инновационной составляющей. В государственных комплексных научно-технических программах не уделяется внимание поддержке развития предпринимательской деятельности. Отсутствие венчурных фондов в Республике Беларусь ограничивает возможности развития рискового предпринимательства. Стимулирование развития инновационного предпринимательства на основе средних и крупных предприятий, что является необходимым обеспечения экономического роста в национальной экономике, на данном этапе не обеспечивается.

Формирование финансовой инновационной инфраструктуры является необходимым условием активизации инновационной предпринимательской деятельности. Создание рамочных условий для развития инновационного предпринимательства предполагает комбинирование организационных форм финансовой поддержки инновационных предприятий, таких как: государственные контракты; субсидии государства и специализированных фондов; кредиты государственных, коммерческих фондов, банков; финансирование венчурными фондами; выдача гарантий при кредитовании коммерческими фондами и банками; выделение государственных средств в страховые фонды; снижение или отсрочка от уплаты государственной пошлины на изобретения.

Изучение финансово-кредитного механизма поддержки инновационной предпринимательской деятельности в странах ЕС, США, Японии позволяет отметить многообразные методы экономического регулирования, а также различные формы активного участия государственных органов в организации данного процесса, включая разработку государственных программ. Особое внимание уделяется развитию венчурного предпринимательства. Стимулирование инновационной деятельности в развитых странах включает поддержание высокого уровня государственных расходов на НИОКР (не менее 2% от ВВП) в форме финансирования научно-технических программ, государственных заказов, субсидирования, создания льготных условий для инвестиций в инновационную деятельность, использования различных моделей финансирования венчурной деятельности. Опыт зарубежных стран, в частности, США, показывает, что снижение финансирования НИОКР в национальной экономике имеет долговременные последствия в инновационном процессе [7 с 5660]. В системе финансирования, принятой в мировой практике, прямые субсидии и льготное кредитование являются основными видами государственного стимулирования инновационного предпринимательства.

Учет опыта экономически развитых стран необходим при формировании инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь. Отсутствие избытка инвестиционного капитала, накопленного потенциальными

инвесторами в стране, и стратегических внешних инвесторов обуславливает необходимость активизации использования новых прогрессивных форм финансовой поддержки инновационного предпринимательского сектора, отсутствующих на данном этапе в кредитно-финансовой системе. Учитывая сложившуюся ситуацию в национальной экономике, кредитование должно быть приоритетным в создании благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства.

Привлечение заемных средств в предпринимательский сектор могло бы осуществляться через специализированные инвестиционные банки, паевые инвестиционные и венчурные фонды, фондовые биржи, пенсионные фонды, инвестиционные, страховые, финансовые компании.

В Республике Беларусь целесообразно расширить число кредитных организаций за счет создания инвестиционных, страховых, финансовых компаний. В условиях рыночной экономики в качестве оптимального рассматривается уровень банков в соотношении 10-15 банков на 100 тысяч человек. В 2007 г. в Беларуси действовало 27 банков с 383 филиалами, из них 23 банка с участием иностранного капитала, 8 банков со 100-процентным иностранным капиталом, 10 представительств иностранных банков [3, с. 15]. Это свидетельствует о том, что кредитных учреждений и специализированных финансовых организаций в стране недостаточно. Инвестиционные возможности неадекватны инновационному потенциалу.

Формирование группы акционерных инвестиционных банков как отдельного структурного элемента в государственной финансовой системе Республики Беларусь способствовало бы организации инвестиционного финансового оборота. Создание инвестиционных банков является актуальным в условиях трансформационной экономики, в условиях, когда особое внимание необходимо уделить развитию инвестиционных процессов. Опыт развития США показывает, что выделение в период экономического кризиса 1929-33 гг. инвестиционных банков как самостоятельного элемента финансовой структуры с их специализацией на долгосрочных инвестициях в развитие промышленности, участием в организации рынка ценных бумаг промышленных предприятий стимулировало развитие экономики.

Финансовая деятельность инвестиционных банков, формируемых в Беларуси, должна быть сосредоточена в сфере производственного финансирования и включать такие виды услуг, как выдачу долгосрочных кредитов при одновременном контроле за целевым использованием финансовых средств, лизинговые операции, продажу и покупку акций, сдачу предприятий в аренду. Специфика деятельности должна быть учтена в размере обязательных резервных требований, льготном налогообложении доходов (снижении ставки налога на прибыль на 50%) и освобождении от налогообложения доходов, получаемых в результате финансирования рекомендованных государством программ. Около 35% долгосрочных кредитов рекомендуется в обязательном порядке выдавать для финансирования инновационной предпринимательской деятельности. Возможны следующие основные формы пополнения ресурсов инвестиционных банков: часть средств, полученная от реализации на рынке государственных долговых обязательств; эмитируемые инвестиционными банками долговые обязательства; ссуды по льготным ставкам, размещаемые Национальным банком Беларуси на конкурсной основе; собственные средства (возвращенные кредиты, проценты за пользование кредитами); долевое участие в прибылях финансируемых инновационных предприятий. На начальном этапе возможно пополнение ресурсов инвестиционных банков за счет средств, полученных от реализации государственных долговых обязательств, данный вид формирования ресурсов не вызывает значительный рост инфляции в сравнении с эмиссионными кредитами Национального банка.

Рекомендуется кредитные ресурсы из внешних источников, поступающие в Беларусь под гарантии правительства по двум основным направлениям - по линии международных экономических, финансово-кредитных организаций и фондов (МВФ, МБРР, ЕБРР) и на двусторонней основе (межправительственные соглашения, финансирование в рамках системы экспортных кредитов, кредитование отдельных проектов вне системы экспортных кредитов, государственные и технические кредиты Российской Федерации), - распределять через сеть инвестиционных банков и специализированных инвестиционных фондов.

Одним из перспективных направлений государственной финансовой политики является расширение источников негосударственного финансирования инновационного предпринимательства путем создания венчурных фондов. Предметом венчурного финансирования являются высокотехнологичные инновации в предпринимательском секторе. Венчурные фонды выполняют финансовое обслуживание инновационных проектов в сочетании с выполнением функций в области организации предприятий и менеджмента. Особенностью венчурных фондов является учет в схеме финансирования риска невозврата средств в случае коммерческой неудачи проекта и компенсация убытков за счет высокой нормы прибыли у инновационных предприятий, добившихся успеха. Формирование венчурного капитала фондов возможно в акционерной форме за счет следующих источников: финансовых средств республиканского и местного бюджетов, министерств и ведомств; средств финансовых фондов, в том числе пенсионных; добровольно перечисляемой прибыли предприятий и организаций, освобождаемой от налогов; денежных средств граждан; средств зарубежных фирм и организаций; поступлений от уставной деятельности фондов и других источников.

На первом этапе развития инновационного предпринимательства венчурные фонды в Республике Беларусь

рекомендуется формировать с участием государственных средств в виде беспроцентных кредитов на возвратной основе и целевых субсидий. Формирование венчурных фондов в Республике Беларусь можно осуществлять согласно методике, принятой в мировой практике: из средств учредителей фонда (1%) и инвесторов (99%). Ответственность за управление фондом несут учредители. Инвесторы являются владельцами высокоприбыльных ценных бумаг. При распределении доходов инвесторы фонда получают 80% прибыли, учредители, осуществляющие управление фондом, - 20% и процент от подписного капитала. Возврат венчурных средств осуществляется посредством реализации акций венчурных предприятий частным инвесторам, привлекаются дополнительные средства для расширения объема выпуска продукции и освоения соответствующих ниш рынка с использованием средств инвестиционных банков.

Страхование кредитов должно предусматривать возврат страховыми фондами инвестиционным банкам и финансовым фондам 70% стоимости кредита в случае неудачи инновационного предпринимательского проекта.

ВЫВОДЫ

Развитие эффективной финансовой инфраструктуры в Республике Беларусь является неотъемлемым условием активизации инновационной предпринимательской деятельности.

Исследование финансирования инновационного предпринимательства в стране позволяет сделать следующие основные выводы:

Инновационно-эволюционая стратегия формирования и реализации государственной экономической политики, финансирование научных разработок преимущественно только за счет государственного бюджета значительно снижает уровень их коммерциализации.

Улучшение инвестиционного климата способствует увеличению объема кредитных ресурсов, привлекаемых в экономику Республики Беларусь, но формы и методы их передачи субъектам хозяйствования на данном этапе недостаточно эффективны.

Рост ставки рефинансирования снижает инвестиционную привлекательность кредитных ресурсов для предприятий и обуславливает необходимость обеспечивать более высокую эффективность разрабатываемых инвестиционных проектов в сравнении с экономически развитыми странами.

Рисковый характер инновационных предпринимательских проектов и отсутствие опыта участия банков как инвесторов в управлении негативно воздействуют на развитие их финансирования.

Стимулирование финансирования инновационной предпринимательской деятельности целесообразно обеспечивать посредством реализации следующих мер:

- поддержание значительного уровня государственных расходов на НИОКР в форме финансирования научно-технических программ, государственных заказов, субсидирования, направленных на коммерциализацию результатов научных и прикладных исследований;

- динамичное комплексное развитие элементов инновационной финансовой инфраструктуры;

- привлечение заемных средств в инновационный предпринимательский сектор через специализированные инвестиционные банки, паевые инвестиционные и венчурные фонды, фондовые биржи, пенсионные фонды, инвестиционные, страховые, финансовые компании;

- экономическое стимулирование средне- и долгосрочного финансирования значимых инвестиционно-инновационных проектов;

- создание льготных условий для инвестиций в инновационную предпринимательскую деятельность, стимулирующих банки к участию в данном процессе;

- создание и активизация деятельности венчурных фондов, направленных на финансирование венчурных предпринимательских проектов.

Реализация вышеизложенных предложений позволила бы расширить число субъектов инновационного предпринимательства и повысить эффективность их деятельности в сфере новых и высоких технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. // Белорус, ин-т систем. анализа и информ. обеспечения науч. сферы [Электрон, ресурс], -http://belisa.org.by/ru/news/stnews/policy/innovdraft. html. Дата доступа: 03.09.2007.

2. Матюшков, В. Научно-техническая и инновационная деятельность как инструмент реализации национальных приоритетов / В. Матюшков //Наука и инновации. Специальный выпуск. - 2007. - С.46-49.

3. Банковский Вестник: информационный выпуск. - 2007. - №24.

4. Нацбанк рассчитывает // Белорусы и рынок. - 2008. - № 1, 8 января. - С. 8.

5. Экономика и бизнес // БелаПАН [Электрон, ресурс], -http://news.tut.by/economics/102251.html. Дата доступа:

28.01.2007.

6. Малые предприятия в Республике Беларусь: стат. сб. / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. -Минск: Минстат, 2006. - 63 с.

7. Вашко, И.М. Государственное регулирование инновационной предпринимательской деятельности / И.М. Вашко. -Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2003. - 157 с.

DEVELOPMENT OF THE FINANCING OF THE INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY IN THE CIRCUMSTANCES OF THE ECONOMY

TRANFORMATION OF BELARUS

I.M. VASHKO Summary

The author examines the problems of formation of innovative financial infrastructure in the Republic of Belarus and the directions of the state innovative policy implementation. The researcher also defines the ways of the financing of the innovative entrepreneurship activity and financial support forms for innovative enterprises. The author proposes scientific and practical recommendations to the development of investment banks as innovative financial infrastructure element and approaches to the venture financing organization.

Поступила в редакцию 28 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.