Научная статья на тему 'К вопросу финансирования инноваций в АПК Беларуси'

К вопросу финансирования инноваций в АПК Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.М. Тетёркина

В статье раскрыт действующий механизм финансирования инновационной деятельности в АПК Беларуси, проведен его анализ в контексте мирового опыта. Выявлены достоинства и недостатки отечественной практики. Изложены предложения по совершенствованию порядка финансового обеспечения внедрения высокотехнологических производств в аграрную сферу республики: рассмотрены вопросы организации государственно-частных партнерств, возможность использования принципов венчурной индустрии, алгоритм создания и функционирования совместных фондов инновационного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FINANCIAL MAINTENANCE OF INNOVATIONS IN AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF BELARUS

In the article the operating mechanism of innovative activity financing in Agroindustrial Complex of Belarus is opened. Its analysis in a context of world experience is carried out. Merits and demerits of domestic practice are revealed. Offers on perfection of an order of financial maintenance of introduction of highly technological manufactures in agrarian sphere of Belarus are stated: questions of the organization of state-private partnership, possibility of use of principles of the venture industry, algorithm of creation and functioning of joint funds of innovative financing are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу финансирования инноваций в АПК Беларуси»

УДК631.16:005.591.6:631.145(476)

К ВОПРОСУ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В АПК БЕЛАРУСИ

А.М. ТЕТЁРКИНА, кандидат экономических наук Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»

TO THE QUESTION OF FINANCIAL MAINTENANCE OF INNOVATIONS IN AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF BELARUS

А.М. TSETSIORKINA, Candidate of Economics The State Enterprise «The Institute of System Researches in Agroindustrial Complex of NAS of Belarus»

В статье раскрыт действующий механизм финансирования инновационной деятельности в АПК Беларуси, проведен его анализ в контексте мирового опыта. Выявлены достоинства и недостатки отечественной практики. Изложены предложения по совершенствованию порядка финансового обеспечения внедрения высокотехнологических производств в аграрную сферу республики: рассмотрены вопросы организации государственно-частных партнерств, возможность использования принципов венчурной индустрии, алгоритм создания и функционирования совместных фондов инновационного финансирования.

In the article the operating mechanism of innovative activity financing in Agroindustrial Complex of Belarus is opened. Its analysis in a context of world experience is carried out. Merits and demerits of domestic practice are revealed. Offers on perfection of an order of financial maintenance of introduction of highly technological manufactures in agrarian sphere of Belarus are stated: questions of the organization of state-private partnership, possibility of use of principles of the venture industry, algorithm of creation and functioning of joint funds of innovative financing are considered.

Введение. Главной отличительной чертой современности развитых стран является переход от индустриальной экономики к инновационной, где за основу берется способность субъектов хозяйствования производить и реализовывать высокие технологии, позволяющие решать насущные задачи в развитии общественного производства, в том числе и ее аграрного сектора. В условиях интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество данный вопрос важен и для отечественного АПК.

В настоящее время в стране высокими темпами осуществляется техническая модернизация сельского хозяйства, обновляются основные производственные фонды, внедряются современные технологии, что, в свою очередь, способствует формированию базиса национальной продовольственной безопасности. Вместе с тем ситуационный анализ свидетельствует, что спрос на инновации в республике ограничен. Коммерческие решения крупных производителей не всегда совпадают с решением задач государственного масштаба. У заказчиков наблюдается нехватка оборотных средств и отмечается дороговизна заемных ресурсов для внедрения новых технологий. Это обуславливает актуальность вопроса построения каркаса эффективной «проводящей» сети нововведений от науки к производству, прежде всего, в сфере финансового обеспечения.

Основная часть. Функционирование агропромышленного комплекса Беларуси осуществляется в рамках общенациональной стратегии республики, в соответствии с которой со стороны государства оказывается финансовое содействие его инновационному развитию. Широкое распространение получила практика бюджетной поддержки, а также создания благоприятных условий по привлечению кредитных и инвестиционных ресурсов (рис. 1).

В частности, республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, формируются инновационные фонды. Они создаются за счет отчислений от суммы себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) предприятий, находящихся в их подчинении. Норматив данных отчислений устанавливается в законодательном порядке, а их уплата осуществляется на счета по учету средств республиканского и местных бюджетов, которые открыты территориальными органами Министерства финансов [3].

Распорядители инновационных фондов по согласованию с Министерством финансов утверждают бюджетные сметы получателей средств. Отбор работ и мероприятий для включения в эти сметы осуществляется на конкурсной основе с проведением экспертизы. Выделение же средств может быть как на безвозвратной, так и возвратной основе. Первый вариант используется преимущественно при финансировании государственных организаций, а второй - негосударственных. В последнем случае погашение основного долга осуществляется в соответствующий инновационный фонд, из которого они предоставлялись, а проценты за их пользование зачисляются в доход республиканского и местных

1 - формирование инновационных фондов; 2 - доведение информации о нормативах отчисления в инновационные фонды; 3, 4 - обязательные отчисления; 5, 6, 7 - выдача денежных средств на развитие инноваций; 8, 9, 10, 11, 12, 13 - возврат денежных средств, использованных на развитие инноваций, и уплата процентов по ним; 14, 15 - выдача и погашение кредитов и процентов по ним; 16 - компенсация потерь банка; 17, 18 - внешние займы и их погашение; 19 - предоставление средств для выдачи гарантий; 20 - выдача гарантий.

Рисунок 1 - Схема финансирования инноваций АПК Беларуси

бюджетов. При этом альтернативой возврату может служить увеличение доли государства в уставном фонде субъектов хозяйствования.

За счет отчислений из инновационных фондов, величина которых утверждается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, формируется Белорусский инновационный фонд (Белин-фонд). За пользование его средствами начисляются проценты в размере 0,5 ставки рефинансирования Национального банка. Их возврат, а также уплата процентов осуществляются на текущий (расчетный) счет фонда с последующим перечислением в республиканский бюджет. Вместе с тем по решению Государственного комитета по науке и технологиям может быть предоставлена отсрочка погашения займа на срок до двух лет при условии, что общий период использования средств не превысит пять лет [6].

Оказание финансовой поддержки развитию инновационных процессов в республике осуществляется также путем льготного кредитования. В частности, в целях финансирования строительства, реконструкции, технического переоснащения, капитального и текущего ремонта производственных объектов агропромышленного комплекса предусмотрена практика выдачи кредитных ресурсов ОАО «Белагропромбанк» и ОАО «АСБ Беларусбанк». Они предоставляются только организациям, определяемым облисполкомами и Минсельхозпродом сроком на 8 лет, а их погашение начинается через год после ввода производственного объекта в эксплуатацию или завершения его реконструкции. Плата за пользование кредитами, которые были выданы в белорусских рублях, составляет 3 % годовых, а в иностранной валюте - не взимается. В свою очередь государство за счет средств бюджета компенсирует банкам часть процентов: в первом случае в размере ставки рефинансирования Национального банка, во втором - не более 12 % годовых [4].

В целях обеспечения исполнения обязательств по погашению данных кредитов Правительством Республики Беларусь или местными исполнительными и распорядительными органами на безвозмездной основе предоставляются гарантии на основную сумму долга. При этом не учитывается задолженность кредитополучателей по налогам, сборам (пошлинам) и другим обязательным платежам в бюджет, и не принимается во внимание степень выполнения ранее взятых ими обязательств [4].

Для внедрения новых технологий в экономику Беларуси государством созданы благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. Так, для юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты, финансируемые за счет внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, предусмотрены следующие льготы:

- если международным договором, межбанковским соглашением, индивидуальным кредитным соглашением либо иным документом, содержащим условия привлечения иностранных инвестиций, предусмотрены специальные требования кредитора к порядку выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), то имеется возможность не проводить конкурсы при закупке импортных товаров;

- освобождение от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики технологического оборудования и запасных частей к нему;

- возмещение из республиканского бюджета денежных средств в размере 50 % от суммы процентных платежей по внешним займам;

- снижение уплаты комиссионного вознаграждения и маржи банкам-агентам, обслуживающим внешние займы, до размера не более 0,2 % годовых от суммы займа [5].

Одним из способов оказания государственной поддержки развитию инновационных процессов в республике является льготное налогообложение. Так, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. N° 662 «О налогообложении высокотехнологичных организаций» определен перечень предприятий, прибыль которых облагается налогом по ставке, уменьшенной на 50 %. К их числу относятся такие субъекты аграрной сферы, как РУП «Минский тракторный завод» и ОАО «Борисовский завод автотракторного электрооборудования». При этом предусмотрено, что средства, высвобождаемые в результате предоставления льготы, должны быть направлены на финансирование технического переоснащения данных организаций [2].

Такой порядок финансирования инноваций дал возможность аграриям страны приобрести современную льноуборочную технику и машинокомплекты, линии по переработке маслосемян рапса, оборудование для переоснащения животноводческих ферм и комплексов, провести реконструкцию и техническое перевооружение птицеводческих предприятий и организаций хлебопродуктов и т. д.

Вместе с тем аграрный сектор республики по-прежнему отстает от ведущих европейских стран по уровню технологий, что обуславливает высокую степень затратности его функционирования. В частности, для производства одной тонны зерновых в условиях большинства хозяйств требуется задействовать 0,4 га пашни и использовать 60 кг топлива, тогда как в странах Западной Европы эти показатели составляют 0,14 га и 24 кг соответственно. Аналогичная ситуация наблюдается и в животноводстве, где для производства одного центнера молока затрачивается 7 чел.-ч, что в 2,5 раза выше, чем в среднем по Евросоюзу.

В данной связи в отечественном АПК назрела объективная необходимость совершенствования механизма финансового обеспечения субъектов и этапов инновационного развития. Распространенная в Беларуси практика субсидирования нововведений требует своего пересмотрения и дополнения рыночными подходами. Вместе с тем потребность в обеспечении согласованности национальных, отраслевых и региональных приоритетов развития страны обуславливает необходимость государственного вмешательства [1,7].

Вышеизложенное позволяет утверждать, что наиболее приемлемым способом финансирования инноваций является вариант совместного использования бюджетных средств и частного капитала. Его реализация

возможна путем организации государственно-частного партнерства, которое представляет собой взаимовыгодный альянс между государством и бизнесом. С одной стороны, обеспечивается выполнение инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для национальной экономики, повышается эффективность использования бюджетных ресурсов и стимулируется предпринимательская активность. С другой -бизнес-сообщества получают поддержку органов власти при осуществлении проектов с невысокой рентабельностью и большими сроками окупаемости, нивелируются недостатки экономического развития, связанные с низким уровнем инфраструктуры и т. д.

В качестве основы данного сотрудничества могут быть использованы принципы венчурной индустрии, которые широко используются в зарубежной практике. Создание венчурных фондов для аграрной сферы в том понятии, в котором они существуют в странах с развитой экономикой, представляется нерациональным. Во-первых, такие структуры формируются, как правило, для участия сразу в нескольких отраслях с целью диверсификации инновационных рисков. Во-вторых, в республике уже имеются инновационные фонды. В данной связи нами предлагается корректировка организации деятельности последних и пре-дусмотрение возможности использования ими венчурных средств. При этом важнейшими детерминантами их функционирования должны быть следующие:

- финансовое обеспечение коммерциализации принципиально новых видов техники, технологии, продуктов, услуг;

- риск инвестирования заранее учитывает возможность потерь финансовых средств;

- долгосрочные вложения на срок 5-10 лет в обмен на получение от реципиента инвестиций какого-либо обеспечения;

- долевое участие частного инвестора в формировании денежного фонда в виде паевого взноса;

- частный инвестор через своих представителей играет активную роль в деятельности денежных фондов, оказывая им различные деловые услуги;

- поэтапное финансирование проектов, когда каждая последующая стадия развития предприятия (проекта) финансируется в зависимости от успеха предыдущей (на основе оценки в контрольных точках) - распределение риска во времени.

Принимая во внимание все вышеуказанные факты, нами предлагается новый механизм финансового обеспечения инновационного развития АПК. Основные его элементы представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные элементы механизма финансового обеспечения высокотехнологических производств в АПК

Основные элементы механизма финансового обеспечения инноваций Действующий порядок механизма финансового обеспечения инновационного развития в АПК Предлагаемый порядок механизма финансового обеспечения инновационного развития АПК

в Беларуси ь мире

Масштаб финансирования Отдельные проекты Многоотраслевой портфель проектов Отраслевой или в рамках управленческой структуры портфель проектов

Гарантия сохранности средств, инвестируемых в инновационные проекты Правительственные гарантии Отсутствие гарантий Гарантии инновационных фондов

Способ участия инвесторов Установление плановых параметров развития проекта Приобретение доли акций Принятие ь залог доли активов предприятия

Обязательства инвестируемого субъекта экономики Выполнение плановых показателей развития отрасли или предприятия Обеспечение высоких темпов роста предприятий и инвестируемого капитала Возврат основного долга и дивидендов

Источники финансирования Бюджетные средства и ресурсы банков Ресурсы банковского и парзбанковекого сектора Средства частных инвесторов и бюджетные ресурсы

Способ выхода инвестиций из проекта Погашение кредитов и возврат бюджетных средств Продажа доли участия на фондовом рынке Выкуп заложенной доли активов

Роль государства Распоряжение бюджетными средствами и определение, условий выдачи банковских кредитов, контроль за выполнением проектов Создание благоприятных условий для частного инвестирования косвенными методами регулирования Стабилизация доходов частных инвесторов (страхование инновационных рисков), принятие участия е управлении проектами

(о (о

Суть механизма сводится к реализации в определенной последовательности этапов создания и использования совместных фондов инновационного финансирования (СФИФ).

1 этап. На первом этапе органы государственного управления, исполняя обязанности организатора, формируют экспертную комиссию из специалистов, имеющих соответствующие знания и квалификацию, привлекая научных консультантов из тех сфер, куда предполагается направлять средства. Данная комиссия проводит оценку стратегической важности и доходности перспективных проектов. Одобренные включаются в инвестиционный портфель инновационных фондов, распорядителями которых являются соответствующие органы власти.

2 этап. На втором этапе инновационные фонды, беря на себя обязанности венчурных фондов, формируют совместный фонд инновационного финансирования, в котором участвуют сами и аккумулируют ресурсы индивидуальных и институциональных инвесторов.

С целью определения привлекательности сделки для частных инвесторов по вопросам окупаемости и наличию рисков проводится детальный анализ бизнес-плана. Затем инновационными фондами, с учетом своих возможностей финансового участия в проекте, определяются потребности в дополнительных инвестициях и разрабатываются условия их привлечения, которые обеспечили бы инвесторам, во-первых, возмещение инвестируемой суммы; во-вторых, получение выгоды от вложенных денежных средств, компенсирующей неудобства, связанные с временным отказом от их использования в других направлениях.

Данный этап предполагает определение критерия, в соответствии с ко -торым проводится анализ эффективности проекта, а также обоснование его гарантированного уровня и механизма достижения. В качестве варианта может быть разработана шкала прибыльности, размер которой целесообразно поставить в прямую зависимость от ставки по банковским вкладам или ставки рефинансирования, увеличенной на определенный процент, обеспечивающий компенсацию возможных финансовых потерь. При этом инновационные фонды должны взять на себя обязанность нивелирования отрицательных результатов и дать обязательства по выплате инвесторам недостающей разницы между расчетной и фактической прибыльностью.

3 этап. В дальнейшем совместный фонд инновационного финансирования предоставляет инвестиции предприятиям, внедряющим высокотехнологические производства. Он также может принимать участие в управлении и контроле за ходом реализации проектов, оказывать поддержку по комплексу юридических, финансовых, маркетинговых, научно-технических и других вопросов.

В качестве гарантии сохранности инвестируемых средств следует использовать залог доли активов предприятия. Права залогодержателя могут ограничиться получением дивидендов, либо ему будет предоставлено несколько имущественных или неимущественных прав. Последний вариант предполагает поэтапность действий. Это означает, что между совместным фондом инновационного финансирования и инвестируемым предприятием заключается контракт, в соответствии с которым определяется последовательность перехода прав от залогодателя к залогодержателю.

Сочетание различных комбинаций показателей привлекательности инновационного проекта и перечня прав инвесторов позволяют на данном этапе определить характер участия инвесторов в проекте (табл. 2).

Низкая прибыльность предопределяет необходимость активного вмешательства инвесторов и предполагает отсутствие выплат дивидендов. Если индекс прибыльность находится в пределах 0,8-1, дивиденды следует выплачивать пропорционально сумме отдачи вложенных средств с учетом гарантированной прибыльности. При этом на начальных стадиях внедрения инноваций, когда заранее предусматривается отрицательное накопительное сальдо проекта, характер участия инвесторов может быть пассивным, то есть ограничиваться решением оперативных вопросов. Если неудовлетворительные финансовые показатели наблюдаются на протяжении длительного времени, к залогодержателю может перейти право «активного» участия, расширяющее масштабы его полномочий. В случае превышения индекса прибыльности своего гарантированного уровня разницу целесообразно направлять в инновационный фонд.

4 этап. После реализации проекта наступает период «выхода из бизнеса». Данный этап может быть осуществлен за счет обратного возврата предприятием его заложенной доли активов, выкупа их инвестором

Таблица 2 - Условия участия инвесторов в реализации инвестиционных проектов

Индекс прибыльности Характер участия инвесторов в проекте Выплата дивидендов

До 0,8 Активное управление Отсутствует

0,8-1 Активное или пассивное управление Пропорционально сумме отдачи вложенных средств и гарантированной прибыльности

Выше 1 Оказание услуг Согласно гарантированному индексу прибыльности

либо третьей стороной (например, в случае поглощения конкурентами или поставщиками). Совместный фонд инновационного финансирования должен произвести расчет с инвесторами в соответствии с разработанными условиями привлечения инвестиций. Инновационный фонд получает свою долю только после того, как инвесторам будут полностью возмещены суммы их инвестиций и выплачены заранее оговоренные дивиденды.

Целесообразность совместных фондов инновационного финансирования в АПК республики подтверждается следующим:

- не требуется создания новых финансовых структур. Организация СФИФов осуществляется на базе действующих инновационных фондов, что позволяет минимизировать затраты на их формирование;

- увеличиваются масштабы коммерционализации инновационных процессов. В практику развития высокотехнологических производств внедряются принципы рыночной экономики, ориентированные, главным образом, на извлечение прибыли;

- повышается эффективность реализации нововведений. Частные инвесторы заинтересованы в получении выгод, поэтому стремятся содействовать успешному осуществлению инновационных проектов;

- расширяется финансовая база инноваций. Привлечение бизнеса в сферу инновационной деятельности способствует созданию дополнительных источников, а также объемов ее финансового обеспечения;

- появляется возможность сокращения бюджетных расходов на внедрение высокотехнологических производств. Участие государства в фонде (СФИФ) не требует полного финансирования проекта, а определяется ролью гаранта обеспечения определенного уровня окупаемости вложенных инвесторами средств;

- диверсификация риска. Сотрудничество частного капитала и государства позволяет распределить между ними риски финансовых потерь и, тем самым, снизить для каждого возможный размер убытка.

Заключение. В современных условиях финансовое обеспечение инноваций в АПК должно основываться на государственно-частном партнерстве. В силу необходимости достижения национальных приоритетов и концентрации ресурсов на базовых направлениях высокотехнологического развития аграрной сферы оправданы регулирующая и контролирующая функции государства. Однако ограниченность бюджетных средств, а также невозможность органов управления курировать всю инновационную деятельность обуславливают целесообразность привлечения бизнеса. Одним из способов решения данного вопроса может

выступать организация совместных фондов инновационного финансирования, функционирующих на принципах венчурной индустрии. Роль государства, как участника фонда, не должна ограничиваться субсидированием. Его внимание следует направить на создание благоприятных условий для притока частного капитала, а в качестве основного инструментария рекомендуется использовать методы стабилизации доходов инвесторов.

Список литературы

1. Лыч, Г.М. Инновационное развитие сельского хозяйства: постановка проблемы / Г.М. Лыч // Аграрная экономика. - 2011. - № 1. - С. 60-68.

2. О налогообложении высокотехнологичных организаций: Указ Президента Республики Беларусь, 4 декабря 2008 г. № 662 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [ Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

3. О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов: Указ Президента Республики Беларусь, 7 декабря 2009 г. № 596 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

4. О некоторых вопросах финансирования строительства объектов агропромышленного комплекса: Указ Президента Республики Беларусь, 14 июня 2010 г. № 303 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2011.

5. О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии правительства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 21 марта 2008 г. № 168 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

6. О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда: Указ Президента Республики Беларусь, 25 марта 2008 г. № 174 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

7. Шелюбская, Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: Опыт Западной Европы / Н.И. Шелюбская // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 3. - С. 75-80.

Информация об авторе

Тетёркина Алла Михайловна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора финансов Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-11-00. E-mail: teterkina@tut.by.

Дата поступления статьи - 27 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.