Научная статья на тему 'Правовые основы венчурного финансирования инновационной деятельности: опыт стран-соседей для Республики Беларусь'

Правовые основы венчурного финансирования инновационной деятельности: опыт стран-соседей для Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорогенский Андрей Вячеславович, Акулицкая Василина Николаевна

Ключевым фактором развития национальной инновационной системы Республики Беларусь является правовое обеспечение венчурного финансирования инновационных проектов на основе опыта стран-соседей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы венчурного финансирования инновационной деятельности: опыт стран-соседей для Республики Беларусь»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ _ЧАСТНОЕ ПРАВО_

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ

СТРАН-СОСЕДЕЙ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1 2 Дорогенский А.В. , Акулицкая В.Н.

'Дорогенский Андрей Вячеславович - кандидат философских наук, доцент; 2Акулицкая Василина Николаевна - студент, кафедра правоведения и социально-гуманитарных дисциплин, Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО», г. Витебск, Республика Беларусь

Аннотация: ключевым фактором развития национальной инновационной системы Республики Беларусь является правовое обеспечение венчурного финансирования инновационных проектов на основе опыта стран-соседей.

Ключевые слова: венчурное финансирование, инновационная деятельность, инвестиционный фонд, национальная инновационная система.

В современных условиях традиционная научно-техническая политика уступает место политике инноваций, сфокусированной на практическом применении и получении коммерческой отдачи от нововведений, что, в свою очередь, стимулирует возникновение новых типов компаний и новых венчурных моделей финансирования их деятельности [1, с. 170-171].

С этой целью проанализируем состояние основных правовых институтов инновационной и венчурной деятельности в странах-соседях Республики Беларусь, прежде всего Российской Федерации и стран Балтии.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, венчурное финансирование может осуществляться путем формирования венчурных фондов в форме простого или инвестиционного товарищества, либо в форме инвестиционного фонда: закрытого паевого инвестиционного фонда или акционерного инвестиционного фонда [2, с.22-23].

Нормы, регламентирующие деятельность простого товарищества, определены в главе 55 Гражданского кодекса Российской Федерации; деятельность инвестиционных товариществ урегулирована Федеральным законом от 28 ноября 2011 года № З35-Ф3 «Об инвестиционном товариществе» [3]; деятельность инвестиционных фондов регулируется Федеральным законом от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» [4].

В рамках данного закона в Гражданский кодекс Российской Федерации инкорпорированы многие инструменты, которые используют в том числе и для структурирования венчурных сделок, а именно:

1) регулирование института возмещения потерь;

2) регулирование института оплаты за отказ от договора;

3) нормы о заверениях об обстоятельствах;

4) нормы об опционах в двух вариантах - опционном договоре и опционе на заключение договора;

5) межкредиторские соглашения;

6) регулирование преддоговорной ответственности за недобросовестное ведение переговоров;

7) норма о соглашениях о порядке ведения переговоров;

8) положения о вопросах конфиденциальности на стадии переговоров;

9) нормы об отказе от договорных прав.

«Фондовая» схема участия государства в создании венчурной индустрии базируется на государственном доверии к частному сектору и на передаче этому сектору права принятия стратегических решений.

В Балтийском регионе важная составляющая национальной инновационной системы (НИС) — создание частно-государственной инновационной инфраструктуры за счёт организаций по прикладным исследованиям, например, научные парки, кластерные проекты, а также региональные центры коммерческой реализации изобретений, способные осуществлять соответствующие маркетинговые мероприятия [5].

В ноябре 2016 года парламент Литвы принял закон, регулирующий порядок деятельности краудфандинговых (привлечение средств для финансирования какого -либо проекта, как коммерческого, так и некоммерческого) платформ. В частности, юридическим лицам было разрешено привлекать капитал через краудфандинговую платформу, используя один из четырёх инструментов:

• простой договор займа;

• выпуск долговых ценных бумаг (облигаций);

• выпуск эмиссионных ценных бумаг (акций);

• уступка прав требования, вытекающих из уже заключенных кредитных соглашений.

Вышеописанные изменения отразились, с одной стороны, на активизации местных стартапов в финансово-техническом направлении (ими активно интересуются местные банки), а с другой, стимулировали приход в Литву финансово-технических компаний из-за пределов ЕС (например, из Израиля), которые смогли в упрощённой форме получить лицензию на финансовую деятельность в ЕС.

С 1 января 2017 года в Латвии вступил в силу закон «Об оказании помощи стартап-компаниям». Он гарантирует два направления налоговой поддержки:

• уплату фиксированного сбора в размере 252 евро в месяц на каждого сотрудника при освобождении от уплаты налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении тех сотрудников, на которых был уплачен фиксированный сбор;

• специальный налоговый режим (налоги и сборы с зарплат покрываются за счёт государства) для высококвалифицированных сотрудников [6].

Подобная государственная поддержка предоставляется в течение одного года, после чего принимается решение о её продлении. Одно из условий получения поддержки — признание квалификации инвесторов и венчурных финансистов стартапа. Для этого планируется создание специального реестра, в котором будут зарегистрированы все стартапы, получившие господдержку, а также все квалифицированные венчурные инвесторы.

Научные исследования экономического потенциала развития венчурной индустрии в Республике Беларусь показали, что существует ряд проблем в данной области: сложности механизмов регулирования, неравное налоговое бремя для вновь созданных предприятий, ограничения в инвестировании рисковых проектов для субъектов рынка и потенциальных инвесторов, негибкая судебная система, проблемы с защитой прав на интеллектуальную собственность, неразвитая бизнес-инфраструктура [1, с. 172].

В Республике Беларусь действует два основных нормативных правовых акта, заложивших основы национальной инновационной системы: закон «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» от 10.07.2012 № 425-З (далее - Закон № 425-З) [7]; и закон «Об инвестиционных фондах» от 17. 07. 2017 г. № 52-З (далее - Закон № 52-З) [8].

10

Закон № 425-З закрепил правовые основы деятельности венчурных организаций — коммерческих организаций, предмет деятельности которых состоит в финансировании инновационной деятельности следующими способами:

1) финансирование венчурных проектов через покупку акций или долей и целевые займы;

2) передача оборудования, необходимого для венчурного проекта;

3) создание юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность;

4) приобретение имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и их последующая передача исполнителям венчурных проектов;

5) оказание управленческих, консультационных и иных услуг исполнителям венчурных проектов.

Одним из перспективных правовых институтов венчурного финансирования инновационной деятельности в Республике Беларусь становятся инвестиционные фонды. В июле 2018 года вступил в силу новый нормативный акт, регулирующий их деятельность: Закон № 52-З. Инвестиционный фонд — это объединение денежных средств его вкладчиков для дальнейшего совместного инвестирования. Закон определяет правовое положение инвестиционных фондов (акционерных и паевых), регулирует деятельность, порядок реорганизации и прекращения их существования, регулирует эмиссию и обращение ценных бумаг инвестиционных фондов, а также многие другие вопросы, связанные с деятельностью инвестиционных фондов. Деятельность инвестиционного фонда осуществляет управляющая организация — доверительный управляющий имуществом инвестиционного фонда, прошедший специальную государственную аккредитацию [9].

В целом, как показывает опыт стран-соседей, без целенаправленной государственной поддержки запустить механизмы венчурного финансирования инновационной деятельности очень сложно. Решением данных проблем может стать разработка концепции инновационного развития экономики и принятие соответствующих мер для ее реализации [1, с. 174]. Успешное функционирование в Республике Беларусь сети венчурных инвестиционных фондов предполагает наличие продуманной государственной политики поддержки ее создания и правового обеспечения ее последующей деятельности.

Список литературы

1. Нечаева Т.Г. Венчурное финансирование как фактор развития научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь // Вестник Белорусско -Российского университета. 2011. №4. С.170-179.

2. Авруцкая С.Г. Правовое регулирование отношений в области венчурных инвестиций // Компетентность. 2014. № 9-10. С. 21-28.

3. Об инвестиционном товариществе [Электронный ресурс]: Федер. Закон, 28 ноя. 2011 № З35-Ф3: в ред. Федер. Закона от 21.07.2014 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». М., 2018.

4. Об инвестиционных фондах [Электронный ресурс]: Федер. Закон, 29 ноя. 2001 № 156-ФЗ : в ред. Федер. Закона от 01.05.2017 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». М., 2018.

5. Межевич Н.М. Инновационная экономика в регионе Балтийского моря // Балтийский регион. 2012. №3. С.59-72.

6. Опыт ИТ-реформ для Беларуси: страны Балтии, Украина, Россия, Молдова [Электронный ресурс] // «Дев Бай». URL: https://dev.by/lenta/main/opyt-it-reform-dlya-belarusi-strany-baltii-moldova-rossiya-ukraina (дата обращения: 10.12. 2017).

7. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 10.07.2012 № 425-З : с изм. и доп. от 11 мая 2016 № 364-3// КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2018.

8. Об инвестиционных фондах [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 17.07.2017 г. № 52-3 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2018.

9. Быковская А. «Будущее уже сегодня»: к вопросу об инвестиционных и венчурных фондах [Электронный ресурс] // Onliner.by. URL: https://tech.onliner.by/2017/08/18/dekret-o-pvt (дата обращения: 10.12.2017).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЦИЙ КИБЕРСПОРТА В РФ

Сутырина Е.В.

Сутырина Елена Викторовна - адвокат, Московская коллегия адвокатов «Последний дозор» совместно с юридической компанией ООО «Мартене групп», г. Москва

Аннотация: данная статья посвящена исследованию деятельности федераций киберспорта в Российской Федерации. Дана краткая историческая справка становления института правового регулирования киберспорта в России. Изучены цели, задачи и функции основных локальных регулирующих организаций - Федерации компьютерного спорта России, ее региональных отделений, региональных федераций компьютерного спорта. Рассмотрена деятельность, задачи и перспективы автономного предприятия, проекта «Федерация киберфутбола России», функционирующая вне рамок киберспорта, как института, подведомственного Федерации компьютерного спорта.

Ключевые слова: федерация компьютерного спорта, федерация киберфутбола, киберспорт, общественная организация.

Новые сферы правоприменения сегодня становятся актуальной темой на различных форумах, встречах, конференциях как национального, так и международного масштаба. В частности, немало мероприятий на современном этапе посвящается проблеме подчинения киберспорта российскому законодательству и конкретизация его как института государственного управления [8].

Впервые киберспорт включили во Всероссийский реестр видов спорта еще в 2001 г. (Приказ Госкомспорта РФ от 25.07.2001 №449 «О введении видов спорта в государственные программы физического воспитания» [2], Приказ Росспорта от 12.03.2004 № 226 «О признании нового вида спорта - компьютерный спорт» [3]). Однако, спустя несколько лет, киберспорт был выведен из Всероссийского реестра видов спорта в силу того, что он не отвечал следующим критериям: не был развит в более чем половине субъектов Российской Федерации, а также отсутствовали зарегистрированные в установленном порядке общероссийские физкультурно-спортивные объединения Приказ Росспорта от 04.07.2006 № 414 «О компьютерном спорте»). Таким образом, де-юре до 2016 г. компьютерный спорт не был признан официально. Окончательное решение о включении киберспорта в список официальных видов спорта было вынесено только летом этого года, а в 2017 г. его признали олимпийским видом спорта второго порядка, и, более того, МОК в августе этого же года допустил включение киберспорта в программу Олимпийских игр 2024 г.

Приказ [4], включающий киберспорт (соревнования по компьютерным и видеоиграм) в список официально признанных видов спорта публикуется Министерство спорта РФ. Таким образом, данный исполнительный орган является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.