Научная статья на тему 'Развитие исследовательских умений будущего учителя иностранного языка (в рамках творческого проекта на основе Интернетресурсов)'

Развитие исследовательских умений будущего учителя иностранного языка (в рамках творческого проекта на основе Интернетресурсов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климентьева Виктория Викторовна

В работе рассматриваются теоретические положения и практический опыт развития исследовательских умений будущего учителя в процессе организации и проведения совместного проекта студента-педагога и группы школьников по разработке электронных дидактических ресурсов с использованием сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климентьева Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательских умений будущего учителя иностранного языка (в рамках творческого проекта на основе Интернетресурсов)»

в профильных классах: тез. докл. XXV всерос. семинара преподавателей математики ун-тов и педвузов / Под ред. А.Г Мордковича, Е.М. Вечтомова. - Киров; М.: ВятГГУ, МГПУ, 2006. - 300 с.

7. Зуева М.Л. Сравнительный анализ возможностей метода проектов и адаптивной системы обучения в формировании ключевых компетенций // Ярославский педагогический вестник. -2006. - №>4. - С. 56-62.

8. Зуева М.Л. Формирование некоторых ключевых компетенций на уроке математики по теме «Преобразование графиков» // Ярославский педагогический вестник. - 2005. - .№3. - С. 96-103.

9. Зуева М.Л. Формирование содержания школьного математического образования в рамках компетентностного подхода // Ярославский педагогический вестник. - 2007. - №1. - С. 43-51.

10. Зуева М.Л. Эффективность использования проблемного подхода для формирования ключевых образовательных компетенций // Ярославский педагогический вестник. - 2007. - №2. - С. 36-47.

11. Зуева М.Л., Ястребов А.В. Использование сценариев групповой работы для формирования ключевых компетенций // Математика, физика, экономика и физико-математическое образование: Материалы конференции «Чтения Ушин-

ского» физико-математического факультета. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. - С. 160-166.

12. Зуева М.Л., Ястребов А.В. Сетевое планирование во взаимодействии с другими средствами обучения // Совершенствование структуры и содержания физико-математического образования: Материалы конференции «Чтения Ушин-ского» физико-математического факультета. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. - С. 154-161.

13. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

14. Пышкало А.М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1975. - 60 с.

15. Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики // Математика в образовании и воспитании / Сост. В.Б. Филиппов. - М.: ФАЗИС, 2000. - С. 64-103.

16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003. - №>2. - С. 58-64.

17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

18. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.

В.В. Климентьева РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (в рамках творческого проекта на основе интернет-ресурсов)

В работе рассматриваются теоретические положения и практический опыт развития исследовательских умений будущего учителя в процессе организации и проведения совместного проекта студента-педагога и группы школьников по разработке электронных дидактических ресурсов с использованием сети Интернет.

Современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития и поиска. С изменением роли человека в обществе, статуса и требований профессиональной подготовки, развития информационных и коммуникационных технологий изменяются цели и содержание образования, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи, оживляются старые, ставшие вновь актуальными.

В контексте новой образовательной парадигмы А.А. Вербицкий отмечает в качестве одной из ведущих тенденций переход от преимуществен-

но информационных форм к активным методам и формам обучения на основе проблемности, научного поиска, самостоятельного мышления, самореализации, саморазвития человека, совместной инициативной деятельности обучающихся, перенося акцент с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента и переходя, таким образом, от «школы воспроизведения» к «школе понимания», «школе мышления» [1].

В Законе РФ «Об образовании» особо указывается, что образование должно не только обеспечивать выпускника определенной суммой зна-

ний, но и обеспечивать «гуманистический характер образования, приоритет .. .свободного развития личности» [2, с. 4].

При этом с развитием информатизации образования и новых образовательных технологий доминирующими тенденциями в учебной деятельности будет расширение возможностей учащегося в самостоятельной учебной работе и рост творческого компонента в деятельности педагога в аудитории. Предполагается постепенный переход в деятельности педагога от вещания к дискуссии с учениками и перенос многих традиционно аудиторных видов занятий во внеаудиторную (самостоятельную) часть учебной работы [5].

В результате возрастает актуальность подготовки профессионального педагога как исследователя и организатора, формирования в нем способностей активного творчества, социально новых качеств, отвечающих динамичным и устремленным в завтрашний день переменам социума.

На наш взгляд целесообразным инновационным элементом формы практического развития исследовательских умений будущего учителя является организация и проведение совместного проекта студента-педагога и группы школьников по разработке электронных дидактических ресурсов с использованием сети Интернет. Хотя в данной статье рассматриваемые положения иллюстрируются на примере иностранного языка, описываемый проект может реализовываться под руководством преподавателя в рамках вузовских курсов педагогики или методики преподавания любой учебной дисциплины.

В данном случае наблюдаются несколько очевидных преимуществ такого подхода:

- студенты на практике в обстановке учебного коллектива осваивают модель образовательного процесса в форме научного исследования с присущими ему чертами и критериями и овладевая таким образом необходимыми исследовательскими и педагогическими умениями;

- так как студентам в качестве результата предлагается разработать реальное учебное пособие для школы или вуза, по мнению В.А. Сластенина, в этом заключается «наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя - разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы» [7, с. 56];

- реализация проекта в формате информационных технологий является мощным мотивационным фактором, проявлением более широких

возможностей самореализации личности, обеспечения междисциплинарных аспектов учебного процесса;

- компьютерные технологии значительно оптимизируют процесс распространения результатов исследования и массового внедрения их в школьную и вузовскую педагогическую практику.

Является бесспорным, что инновационный процесс формирования исследовательских умений строится на богатом опыте педагогической науки. В.А. Сластенин указывает на такие аспекты, как профессиональное самовоспитание, определяемое потребностью в самоизменении и самосовершенствовании, формирование самооценки, навыки самостоятельной работы и умения рациональной организации учебного труда; культура мышления, умения анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, владение устной и письменной речью; умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы [7, с. 52-56].

Е.И. Пассов выделяет три группы исследовательских умений учителя: 1) умения анализа (анализ уроков, деятельности учителя, учащихся и коллег, учебных пособий); 2) умения методов научного исследования (работа с литературой, наблюдение, анкетирование, проведение эксперимента и т.д.); 3) умения общей педагогической деятельности учителя (готовить доклад, писать статью, обобщать и внедрять опыт и т.д.). При этом особенно подчеркивается важность каждого из этих умений в профессиональной подготовке будущего учителя [6, с. 199-200].

Вполне понятно, что формирование исследовательских навыков связывают прежде всего с развитием методологии проблемного обучения и, в частности, с «методом проектов» американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В. Килпатрика. Метод проектов является примером того, как инновационная технология начала XX в. дала благодатные ростки в России, но потом была незаслуженно забыта и стала возрождаться в российской школьной практике лишь в конце 1980-х гг. Родившись из идеи свободного

воспитания, суть этой методики остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний. В рамке «метода проектов» получила развитие широкая форма активизации творческого мышления в группе как «мозговой штурм» («мозговая атака»), успешно опробованная в США и распространенная в образовании многих стран [3].

В современной методике преподавания иностранных языков в России наибольшее развитие метод проектов получил в технологии Е.С. Полат, в которой используется широкий спектр проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно [8]. Основываясь на современном понимании дидактических принципов научности, системности и систематичности, активности, развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения, Е.С. Полат предлагает тщательно сформулированные требования к проекту, классификацию проектов, набор исследовательских методов, последовательно описанные этапы разработки и проведения проекта.

Форма творческого проекта оказалась на наш взгляд наиболее эффективным методом развития исследовательских умений будущих учителей иностранного языка в рамках совместного сотрудничества студентов факультета иностранных языков Курского государственного университета и языковой гимназии №44 города Курска при поддержке Отдела английского языка посольства США в РФ. Цель проекта - создать мультимедийные интерактивные уроки по английскому языку и страноведению США для аудиторной и самостоятельной работы учащихся средних школ.

Проектные группы учащихся гимназии, возглавляемые студентами университета (под общим руководством преподавателя-методиста), получили задание найти наиболее подходящие мультимедийные ресурсы сети Интернет, а затем на их основе самостоятельно разработать интерактивные компьютерные уроки.

Первая серьезная проблема заключалась в поиске достоверной и качественной информации в виде текста и желательно звукового сопро-

вождения, которая к тому же была бы доступна без нарушения авторских прав для методической обработки и последующего тиражирования.

После проведенного каждой группой исследования и обсуждения мы выбрали в качестве наиболее оптимального варианта интернет-сайт радиостанции «Голос Америки» (Voice of America), а именно, серию образовательных радиопередач «Специальный английский язык» (Special English). Это особая программа, адаптированная для радиослушателей в любой стране мира, изучающих английский язык относительно непродолжительный период времени, интересующихся историей, культурой и повседневной жизнью США, но пока еще испытывающих затруднения в понимании естественно звучащей речи. Программа «Специальный английский язык» выходит в эфир с 1959 года, а с недавнего времени тексты и звукозаписи радиопередач публикуются на сайте http://www.voanews.com/ specialenglish/ для свободного использования в образовательных целях.

Радиопередачи программы “Special English” чрезвычайно привлекательны для преподавателей английского языка (начиная с 6-7 классов средней школы) в силу следующих причин:

- медленный темп воспроизведения текста (например, текст “Welcome to American Mosaic in VO A Special English” звучит 8 секунд);

- адаптированные тексты, в основном строящиеся на основе 1000 наиболее частотных лексических единиц;

- небольшая продолжительность радиопередач (от 2 до 15 минут);

- обширная тематика (история и современная жизнь США, известные люди, небольшие художественные рассказы, основные понятия и новости науки, образования, бизнеса, здравоохранения, политики, искусства, фразеологизмы и их истории и т.д.);

- высокое качество предлагаемой звукозаписи радиопередачи (тр3-файлы);

- наличие текста (сценария) каждой радиопередачи;

- удобная форма поиска и загрузки предлагаемых радиопередач на персональный компьютер пользователя;

- ежедневное добавление новых радиопередач;

- официальное опубликованное на сайте радиостанции “Voice of America” разрешение владельцев авторских прав на использование любых

звуковых и текстовых материалов программы “Special English”, их копирование, перезапись и редактирование (что является значительным преимуществом по сравнению со многими другими языковыми и обучающими ресурсами сети Интернет).

Каждая проектная группа выбрала одну из более тысячи радиопередач, тематика которой была бы интересна сверстникам. Общий выбор довольно разнообразен. Среди них - такие как Body Art, History of the Olympics, Skateboarding, Spy Museum, The Statue of Liberty, Wall Street in New York, Arctic Warning, How to Stop Smoking, Early Maya Culture, Halloween and Edgar Allan Poe, St. Patrick’s Day и многие другие.

Основная работа в рамках проекта заключалась в планировании и реализации компьютерных уроков, одним из компонентов которых было совершенствование навыков понимания англоязычной речи на слух. При этом решались задачи максимального снятия возможных трудностей прохождения учебного материала, рациональной последовательности его овладения, повышения мотивации работы за счет разнообразных заданий и интересного, яркого оформления.

Участники проекта ознакомились с методикой совершенствования навыков аудирования, под контролем преподавателей-методистов разработали сценарии уроков. Затем был проведен небольшой курс создания интерактивных мультимедийных презентаций в среде Microsoft PowerPoint, практическое овладение которой проходило уже непосредственно в ходе работы над собственными презентациями. При этом в рамках общей концепции интерактивного компьютерного урока учащимся была предоставлена творческая свобода в выборе форм заданий, их представления и оформления.

Выбор среды Microsoft PowerPoint обусловлен несколькими основными причинами: 1) широкие возможности мультимедийного оформления компьютерного урока; 2) возможность создавать собственное качественное обучающее программное обеспечение самими детьми без помощи профессионального программиста; З) наличие специального модуля, который позволяет работать с интерактивными презентациями практически на любом компьютере (не требующем высокую производительность машины) и даже без установки самой оболочки Microsoft PowerPoint.

Представленные на диске интерактивные уроки-презентации сочетают в себе несложный (но эффективный) контроль и интуитивно понятный интерфейс. Каждый урок длится 35-50 минут и рассчитан как для аудиторных занятий в группе (с одним монитором), так и для самостоятельной работы в компьютерном классе или дома.

Все уроки включают последовательность заданий, позволяющих достичь максимального обучающего эффекта и одновременно делающих работу интересной и увлекательной, которая, как правило, включает следующее:

- ознакомление с тематической лексикой радиопередачи и закрепление новых слов в упражнениях;

- прослушивание радиопередачи по фрагментам, с одновременным выполнением упражнений, развивающих навыки общего и детального понимания звучащей речи;

- чтение текста передачи и выполнение лексико-грамматических заданий;

- перевод дополнительного текста с русского языка на английский;

- подготовка к последующей проблемной дискуссии по теме радиопередачи.

За 3 года работы небольшой эксперимент превратился в довольно крупный проект, в котором принимали участие около 150 студентов и школьников, включая также Белгородский государственный университет, лицей №21 г. Курска, гимназия №1 г. Хасавюрт, Дагестан. Серия интерактивных обучающих презентаций получила название “Listen + Read + Learn”. Благодаря поддержке Отдела английского языка Посольства США в РФ выпущено 2 тома компакт-дисков общим количеством 54 презентации и тиражом 7 тысяч дисков, распространяемых бесплатно в школах и вузах России. В 2007-2008 гг. данный курс был высоко оценен участниками российских конференций по преподаванию иностранных языков и международной конференции TESOL во Флориде (США, 2007 г).

Описанный в настоящей статье опыт - лишь небольшой пример творческого и одновременно методически целесообразного подхода к задаче массового использования преимуществ современных технологий, который может, на наш взгляд, успешно использоваться и в рамках других учебных предметов и призван стимулировать инновационный педагогический поиск.

Важно, что помимо полученного результата -дисков с презентациями - учащиеся приобрели

ряд ценных для дальнейшего образования и профессиональной карьеры исследовательских умений, навыков работы в группе и использования современных компьютерных технологий, а также направили в созидательное русло свою фантазию.

В заключение отметим, что именно требование грамотного, творческого и ответственного подхода современного учителя к использованию современных технологий заключается в основе педагогики здравого смысла, а именно «современную мультимедийную технику, как и любые дополнительные средства обучения, необходимо применять только там, где они имеют конкретную обоснованную методическую функцию. Давно пора отказаться от анекдотического принципа “клади больше”, когда работа учителя порой оценивалась по количеству и разнообразию применяемых им технических средств. Они нужны, - но вопрос, когда и для чего» [4, с. 22].

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: Исслед. центр, 1999. - 142 с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Серия «Федеральный закон». 4-е изд. -

М.: ИНФРА-М, 2001. - 53 с.

3. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук: учебное пособие для аспирантов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. -320 с.

4. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла (концепция современной общеобразовательной школы) // Леонтьев А.А. (ред.) «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. - М.: «Баллас», «С-инфо», 1997. - С. 9-23.

5. ОсинА.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М.: ООО «Ритм», 2005. -320 с.

6. Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. -240 с.

7. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2007. - 272 с.

М.В. Коровина ФЕНОМЕН СВЕРХЗНАЧИМОСТИ ВНЕШНИХ ОЦЕНОК И СУБЪЕКТИВНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ

Проблема профилактики и коррекции нарушений социально-психической адаптации личности, всегда являющаяся значимой для психологической науки, становится особенно актуальной в настоящее время, характеризующееся ростом различных проявлений социально-психологического неблагополучия. Однако понятно, что эффективность любых, как профилактических, так и коррекционных мероприятий, осуществляемых в данном направлении, во многом определяется тем, насколько «прозрачными» являются для нас механизмы, лежащие в основе формирования нарушений социально-психической адаптации личности.

Настоящая статья посвящена выделению и рассмотрению одного из таких механизмов дезадаптации. Он отражает неблагополучие сферы отношения личности к оценкам окружающих

и определяется нами как феномен сверхзначимости внешних оценок. Данный феномен рассматривается как неспецифический фактор формирования широкого круга проявлений социальнопсихической дезадаптации личности: нарушений межличностного взаимодействия, эмоциональных расстройств, неврозов, суицидального поведения, психосоматических заболеваний, различных видов психологических зависимостей.

Представленная в рамках статьи модель социально-психической дезадаптации личности, складывающейся в условиях сверхзначимости внешних оценок, имеет своим источником обобщение нашего опыта психологической консультативной работы, а также опирается на теоретический анализ исследований, связанных с проблемами социально-психической адаптации, мотивации личности, межличностного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.