Научная статья на тему 'Мультимедийные технологии как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста'

Мультимедийные технологии как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3554
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / СПОСОБНОСТИ / МУЛЬТИМЕДИА / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршина Лариса Геннадьевна

В статье рассматривается использование мультимедийных технологий как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в музыкальной деятельности. Автором обоснованы педагогические условия использования потенциала мультимедийных технологий в процессе развития творческих способностей детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные технологии как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста»

РАЗДЕЛ I ГРАНТЫ

УДК 004: 37. 01(045)

Паршина Лариса Геннадьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, oUeg71@ yandex.ru, Саранск

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА*

Parshina Larissa Gennadevna

The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of chair of music education of the Mordovian state teacher training college of a name М. E. Evseveva, olleg7I@yandex.ru, Saransk

MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AS MEANS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

Проблема развития творческих способностей детей постоянно находится под пристальным вниманием педагогов и психологов на протяжении многих лет. Именно творческие личности вносят огромный вклад во все сферы человеческой деятельности: в искусство, в науку, в историю развития цивилизации. Современному обществу необходимы инициативные, творческие люди, готовые найти новые подходы к решению значимых социально-экономических, культурно-просветительских задач, способные быстро адаптироваться и созидать в информационном обществе.

Интерес к развитию творческих способностей детей в музыкальном творчестве возрос с начала прошлого века и в настоящее время является одной из актуальных задач музыкально-эстетического воспитания. Сложившийся за многие годы в педагогической науке и практике опыт развития творческих способностей детей на уроках музыки (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, А. В. Малинковская, О. В. Ощепкова, В. И. Петрушин, Л. Г. Рапацкая, О. П. Радынова, Г. П. Стулова, Л. В. Шамина и др.) в условиях информатизации образования нуждается в обобщении и систематизации.

* Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме: «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования» (государственный контракт № 14.740.11.0992 от 06. 05. 2011).

Результат теоретического осмысления должен быть направлен на создание инновационных педагогических моделей, построенных на использовании современных технологий обучения и направленных на «формирование нового типа интеллекта, иного образа мышления, приспособленного к меняющимся экономическим, социальным и информационным реалиям» [3, с. 10].

Творческие способности - это совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, в процессе которой появляется возможность преобразовывать предметы, явления; наглядные, чувственные и мысленные образы; открывать для себя новое; искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.

В. Н. Дружинин выделяет три подхода к проблеме творческих способностей, которые существуют в психологии:

1. Выдвижение понятий «интеллектуальная одаренность» (Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу, А. Олох, А. Танненбаум и др.), «креативная активность личности» (Д. Б. Богоявленская), отрицая существование творческих способностей.

2. Творческая способность (креативность) как самостоятельный фактор, независимый от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев).

3. Зависимость творческих способностей от уровня развития интеллекта. Данную точку зрения разделяют почти все специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, Р. Стернберг, Л. Термен, Р. У айсберг и др.) [6].

Рассматривая творческие способности с точки зрения взаимосвязи с особенностями мышления, Дж. Гилфорд выделяет их основной компонент -это дивергентное мышление.

Дивергентное мышление от лат. сНуе^еге - расходиться. Это метод творческого мышления, основанный на поиске множества решений одной и той же проблемы или задачи.

Значительный результат в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки может быть достигнут посредством использования мультимедийных технологий.

Большой опыт по использованию мультимедиа накоплен за рубежом (Б. Андресен, Дж. Брунер, Н. Гарднер, Г. Дейвис, Д. Джонассен, К. Джоунс, М. М. Кеннинг, Д. Кларк, Дж. Кэррол, Р Ласт, Д. Лауриллард, М. Леви,

Н. Мерсер, М. С. Пеннингтон, П. Риман, Б. Робинсон, П. Скримшоу, С. Фор-тескью, Д. Хардисти, Дж. Хиггинс, С. Уиндитт и др.). Ряд отечественных ученых отмечает очевидные преимущества от использования мультимедиа в образовании (Н. В. Апатова, Ю. С. Брановский, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, В. А. Извозчиков, С. С. Кравцов, А. В. Осин, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Н. Г. Семенова, О. Г. Смолянинова, О. В. Шлыкова, С. А. Хри-сточевский и др.). Среди современных исследований есть работы, посвященные использованию компьютерных и информационных технологий в музыкальном искусстве и образовании (М. С. Заливадный, Н. С. Сушке -вич и др.).

Проведенный анализ научной литературы позволяет констатировать, что вопрос использования мультимедийных технологий в музыкальном образовании находится в стадии разработки.

Мультимедийные технологии представляют собой совокупность технологий (приемов, методов, способов), позволяющих с использованием аппаратных и программных средств компьютера продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных формах.

Основными свойствами мультимедийных технологий является:

- интегрированность (возможность объединения информации, представленной в различных формах (текст, звук, графика, видео, анимации);

- интерактивность («диалоговый» режим работы с компьютером);

- гибкость процесса изменения, как исходных данных, так и постановленных задач.

Использование мультимедийных технологий в образовании предполагает выполнение последовательности этапов, которые включают: 1) теоретическое осмысление использования мультимедийных средств обучения; 2) техническую реализацию; 3) функционирование мультимедийных технологий в образовательном процессе. Первый этап является ведущим, так как в его рамках определяется цель использования мультимедийных средств обучения, разрабатывается сценарий, структура изложения учебного материала, отбирается и обрабатывается информационное составляющее. Реализация второго и третьего этапов предъявляет к преподавателю «не только высокопрофессиональных знаний в своей области, но и знаний в области информационных технологий, а также обладание доступными методами и формами организации образовательного процесса с использованием электронно-вычислительной техники» [5].

Анализ научно-практических результатов психолого-педагогических исследований по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием мультимедийных технологий в музыкальном образовании позволяет выделить два направления их применения. Первое направление связано с тем, что данные технологии включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках исторически сложившихся традиционных методов. В этом случае мультимедийные ресурсы выступают как средство «интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников» [7]. Второе направление «приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса в школе, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения ресурсов в отдельных учебных дисциплинах» [7].

Одной из целей использования мультимедийных технологий в образовании является развитие творческих способностей учащихся через интерактивность, которая открывает перед учащимися огромные познавательные возможности.

Большинство исследователей (О. М. Дьяченко, H. Е. Веракс, Дж. Смит, Б. Н. Никитина, В. И. Ефремов и др.) считают, что одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их способностей.

Основываясь на позиции Дж. Гилфорда, который считает основным компонентом творческих способностей дивергентное мышление, на выделении «среды» как фактора влияющего на индивида, мы выделили педагогические условия, необходимые для успешного развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием мультимедийных технологий. К ним относятся:

- организация образовательного процесса с использованием метода проектов, результатом которого является презентация, подготовленная в PowerPoint;

- создание мультимедийной игровой среды обучения и эмоциональноположительного тона общения;

- подбор, систематизация и обработка мультимедийных средств обучения, мультимедийных программ, предназначенных для творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Первое условие: организация образовательного процесса с использованием метода проектов, результатом которого является презентация, подготовленная в PowerPoint. Данный метод имеет ряд преимуществ. Проектная деятельность развивает мышление, учит анализировать ситуацию, побуждает к исследованию и экспериментам. Использование мультимедийных технологий при проведении проекта является определяющим началом ипозволяет учащимся подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают вопросы. Результаты проектной деятельности могут быть представлены в виде презентаций, буклетов, слайдов, песенников и др. Учебные проекты обязательно должны быть ориентированы на усвоение требований образовательных стандартов, чтобы ученики изучали соответствующее содержание и развивали необходимые умения. При работе над проектом важно опираться на знания не только в области музыкального искусства, но и знания по литературе, изобразительному искусству и др. Введение метода проектов в сочетании с игровой деятельностью в начальной школе будет наиболее органичным по отношению к психолого-педагогическим особенностям детей младшего школьного возраста.

Обозначив тему проекта, необходимо задавать домашние задания, связанные со сбором материала по теме проекта. По результатам подготовки домашнего задания можно устраивать дискуссии, создавая игровые ситуации. Презентации проекта следует готовить совместно с педагогом в программе PowerPoint, входящего в комплект интегрированного пакета Microsoft Office.

Второе условие: создание мультимедийной игровой среды обучения иэмоционально-положительного тона общения. Младший школьник, за-

нимающийся творческой деятельностью, нуждается в возможности созидать, не боясь негативного восприятия продукта деятельности. Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка -мультимедийно-игровая среда.

Мультимедийная игровая среда обучения - учебно-информационное пространство, где осуществляется взаимодействие учащихся и педагогов через информационные системы (всемирная сеть Интернет, учебноинформационные среды, обучающие системы для создания Интернет-проектов, дистанционные образовательные курсы и т. д.), основанные на мультимедийных и игровых технологиях. При организации мультимедийной игровой среды обучения важно систематическое и регулярное использование мультимедийных технологий в учебном процессе. Мультимедийная игровая среда обучения является полифункциональным средством обучения, положительно воздействующим на результативный, личностный и процессуальные аспекты мотивационной сферы обучаемых.

Игре, как феномену человеческого явления, в педагогике и методике преподавания уделяется большое внимание. Педагоги рассматривают игру как важный метод обучения младших школьников (Ф. К. Блехер, А. С. Ибрагимова, Н. М. Конышева, М. Т. Салихова и др.). Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным творческо-поисковую деятельность учащихся. Использование мультимедийных игр в учебном процессе обеспечит достаточную мотивацию, способную вызвать интерес к содержанию проблемы и достижению успеха. Рефлексивная, поисковая, мыслительная и организационная направленность мультимедийной игровой среды обучения сформирует у учащихся творческое отношение к действительности.

Третье условие: подбор, систематизация и обработка мультимедийных средств обучения, мультимедийных программ, предназначенных для творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки. На этапе разработки дидактических целей, определения главных идей урока, в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования, необходимо осуществить подбор мультимедийных учебных программ с точки зрения их обучающих, развивающих, воспитательных функций. Мультимедийные программы необходимо подбирать в соответствии с содержанием учебной программы.

В настоящее время существует огромный выбор познавательной и образовательной мультимедийной продукции, имеется широкий спектр обучающих программ, предназначенных для музыкального развития и обучения детей младшего школьного возраста. Данные мультимедийные программы можно использовать на уроках музыки в качестве разъясняющей, информационной, эвристической, систематизирующей, мотивирующей и развивающей функций.

Наряду с обучающими компьютерными программами распространены программы, основанные на игровой деятельности. Эти программы получили название - обучение с развлечением. Такие программы существуют

для разных возрастных групп, но особенно ценны - для детей младшего школьного возраста, в котором игровая деятельность доминирует и играет существенную роль.

Большой интерес для развития творческих способностей представляют мультимедийные игровые программы: «Музыкальная мозаика», «Звуковая дорожка», «Учимся понимать музыку», «Башня знаний», «Кто хочет стать отличником?!». Данные компьютерные программы позволяют приобретать знания в развлекательном виде, что делает их особенно привлекательными.

Так, программа «Музыкальная мозаика» основана на складывании отдельных нотных фрагментов в целый нотный текст. Это своего рода музыкальный диктант, развивающий музыкальное мышление и внутренний слух. В программе заложена функция прослушивания в любой момент, как конечного результата, так и складываемые фрагменты независимо от того, сколько ячеек заполнено. Озвучивание нотного текста позволяет проверить правильность собранной последовательности фрагментов.

Программа «Звуковая дорожка» развивает навыки слухового синтаксического анализа и основывается на сложении музыкальной мозаики различных классических сочинений из предложенных звуковых фрагментов.

«Учимся понимать музыку» - практический курс из серии «Школа развития личности» «Кирилла и Мефодия», включающий интерактивные упражнения, тестовые заданий.

«Башня знаний» - мультимедийная игровая программа предлагающая решить целую серию задач различного характера с целью освобождения жителей сказочной страны. Программа содержит игры и загадки, занимательные задания не только по музыке, но и по грамматике, физике, арифметике, правилам дорожного движения. В этой игре дети закрепляют умение решать арифметические примеры на сложение, вычитание и умножение, знание алфавита, умение ориентироваться во времени, правильно переходить улицу, составлять мозаику, решать логические задачи и выполнять задания на смекалку и др. В процессе игры у детей развиваются логика и воображение, закрепляются правила дорожного движения, расширяется языковой кругозор, закрепляются знания по математике и физике.

Программа-тестирование «Кто хочет стать отличником?!» аналогична известной телевизионной игре «Кто хочет стать миллионером?». Она дает возможность самостоятельно создавать тесты и редактировать их.

Среди мультимедийной продукции встречаются программы с звучащими иллюстрированными музыкальными рассказами. Мультимедийные диски с видеофильмами о композиторах, исполнителях, артистах, музыкальных и театральных деятелях; с аудиокнигами, посвященными музыкальным произведениям и о музыкальных инструментах; с записями музыкальных произведений мировой музыкальной культуры, могут стать основой для подготовки презентаций и других результатов проектной деятельности.

Таким образом, эффективному развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроке музыки средствами мультимедий-

ных технологий будут способствовать обоснованные педагогические условия, такие как: 1) организация образовательного процесса с использованием метода проектов, результатом которого является презентация, подготовленная в PowerPoint; 2) создание мультимедийной игровой среды обучения и эмоционально-положительного тона общения; 3) подбор, систематизация и обработка мультимедийных средств обучения, мультимедийных программ, предназначенных для творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Мультимедиа является одним из перспективных направлений в области информационных технологий и обладает большим образовательным потенциалом. Использование мультимедийных технологий в образовании позволяет сделать процесс обучение более эффективным, творческим. Интегрированные, интерактивные возможности мультимедийных технологий являются высокоэффективным инструментарием, позволяющим развивать самостоятельность, креативное мышление младших школьников. Использование мультимедийных технологий на уроках музыки дополняет и совершенствует деятельность преподавателя.

Библиографический список

1. Дружинин, В. Н. Психология и психодиагностика общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - М.: Наука, 1994. - 230 с.

2. Дъяченко, О. М. Развитие воображения дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко. - М.: РАО, 1996. - 197 с.

3. Зеткина, И. А. Студенческий научно-исследовательский педагогический клуб: опыт организации и работы / И. А. Зеткина, П. В. Замкин // Гуманитарные науки и образование ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2011. - С. 10-14.

4. Литке, С. Г. Анализ понятия «творчество» в континууме философского аспекта [Текст] / С. Г. Литке // Сибирский педагогический журнал. — 2011.— № 1. - С. 72-80.

5. Паршина, Л. Г. Педагогические условия формирования профессиональной компетенции учителя музыки средствами мультимедиа в процессе вузовской подготовки / Л. Г. Паршина // Образование и саморазвитие: научный журнал. - Казань, Центр инновационных технологий, 2007. - № 4. - С. 48-54.

6. Психология: учебник для гуманитарных вузов ; под ред. В. Н. Дружинина. -Санкт-Петербург, 2001. - 480 с.

7. Савченко, Н. А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании [Электронный ресурс] / Н. А. Савченко// Социально-гуманитарное и политологическое образование: педагогические инициативы: интернет-технологии и ресурсы в обучении школьников. - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/ db/msg/80306

8. Шлыкова, О. В. Культура мультимедиа: уч. пособие для студентов [Текст] / О. В. Шлыкова / МГУКИ. - М.: Фаир-Пресс, 2004. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.