Научная статья на тему 'Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ'

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1614
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н А. Саранова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ»

Проектная деятельность учащихся

на уроках английского языка с использованием ИКТ

Н.А. Саранова (nadezhda9@gmail.com)

МОУ «Малосундырская-Шиндыръяльская основная общеобразовательная школа»

Горномарийского района РМЭ

Академик А.А. Миролюбов отмечал, что любой учебный предмет вносит свой специфический вклад в формирование творческой и самостоятельной личности. Изучение иностранных языков способствует интеллектуальному и творческому развитию учащихся.

Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения.

Одной из технологий, которая обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, обучение в сотрудничестве.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом.

Учебный образовательный проект - организованная деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент.

Проект - это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык - это не цель учения, а средство общения.

Доктор педагогических наук, известный исследователь в области технологий обучения учащихся, Е.С. По-лат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата».

Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей малой родины, участие в благоустройстве двора, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты), графика, диаграмма, плакат, листовка, буклет, рекламный проспект и т.д., который можно увидеть и потрогать. Это может быть классическая «бумажная версия», выполненная карандашами, фломастерами или красками на листе бумаги. Однако дети предпочитают компьютерные технологии. Они используют пакет Microsoft Office. Дети, освоившие текстовый редактор, могут набирать текст в Word^, вставить картинки и распечатать - это тот же «бумажный» вариант, но чуть более современный. Более «продвинутые» используют имеющуюся в офисном пакете среду создания презентаций PowerPoint.

При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы. Свою работу учащиеся предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю.

Совместная работа над проектом позволяет каждому не только выполнять посильное для него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор. То есть каждому проявить свое «я», рассказать о себе, о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты сам как личность.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее полно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.

Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каж-

дого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников.

Особое внимание следует уделить презентации проекта, которая должна осуществляться, как правило, на уроке на английском языке. При работе над первым проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера. Если в параллели несколько классов, можно организовать выставку лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.

Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости - аудио- или музыкальное оформление.

Наша школа работает над темой «Личностно-ориентированное обучение». Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.

Метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в рамках программного материала практической значимости для школьника.

Используя в своей работе проектную методику, мы пришли к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, формирует творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников как на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.

Как показывает опыт работы, уроки, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у школьников к иностранному языку как к предмету, совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким урокам повторяется страноведческий материал предыдущих лет обучения, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи.

Проектное обучение - полезная альтернатива классно-урочной системе, но отнюдь не должно вытеснять ее.

Проектное обучение активизирует деятельность учеников, так как оно:

- личностно-ориентировано;

- самомотивируемо, и как результат, у учеников, по мере выполнения работы, возрастает степень увлеченности ею;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

- приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего собственного труда.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Деятельность учащихся направлена на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия. В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика (человек и его окружение «Моя школа», «Моя страна», «Мой город» и т.д.). Каждый проект соотносится с определенной темой устной речи. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знания языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Меняется и роль учащихся в учении, т.е. они становятся активными участниками процесса. Так как метод проекта предполагает при реализации соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных

видов деятельности, таким образом, на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности.

Применяя метод проекта, увидели, что чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектирования, т.к. они имеют признаки исследовательской и творческой деятельности. Как видим, данная педагогическая технология требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, информационных источников, консультантов и пр.), не всегда предсказуем ожидаемый результат и обнаружив объективные причины затруднений следует подумать о том, как избежать их в будущем, при удачной реализации целенаправленно поработать на успешный конечный результат.

Результат мы можем увидеть и на «малоуспешных» учащихся. Пусть защита и неблестящая, но для ребенка индивидуальное продвижение к успеху, который надо поддерживать.

В настоящее время английский язык изучается со 2 класса. В нашей школе английский язык изучается по УМК «Millie» под редакцией С.И. Азаровой в начальных классах, а с 5 по 9 классы по УМК «New Millennium English» - под редакциями Н.Н. Деревянко и О.Б. Дворецкая. В начальных классах программа состоит из 10 разделов, в 5 классе - 12 разделов, в 6 классе - 11 разделов, в 7-9 классах - по 10 разделов. В конце каждого раздела, изученной темы предусмотрен проект. И когда начинается изучение новой темы перед детьми ставится цель, для того чтобы они накапливали материал по данной теме. Со 2 класса начинается работа с местным краеведческим материалом: «Моя семья», «Моя деревня», «Моя республика», «Спорт», «Образование», «Книги», «Музыка», «Известные люди», «СМИ. Общение», «Наши герои». Беседуем о семье, об уважении старших в семье, о жизни и делах бабушек и дедушек, о прабабушках и прадедушках, о родственниках, о профессиях членов семьи, об их делах. Например, Паньков Денис, ученик 3 класса, составил проект о своей прабабушке Паньковой Серафиме Романовне, кавалер ордена Ленина. В 5 классе ученица Аталаева Олеся подготовила проект о своем дедушке Валериан Гавриловиче Аталаеве, кавалере двух орденов: «Знак Почета» и «Трудового Красного Знамени» и о тете птичнице, Герое Социалистического Труда, Ольге Тихоновне Аталаевой. Одноклассники Олеси с интересом слушали ее выступление. В 6 классе при изучении темы «Здоровье» ребята составляли проект ученика своего класса, изучив хорошие и плохие привычки каждого. Итогом этой темы был выпуск листовок «Я - за здоровый образ жизни». В 7 классе при изучении темы «Добро пожаловать в Россию» ребята составляли туристические проекты-приглашения для иностранных туристов. Ребята писали о достопримечательностях нашей страны, нашего города, в какой сезон им лучше приехать, какие необходимые документы взять и какой лучше выбрать транспорт. В 8 классе, изучая тему «Известные люди», дети составляли мультимедийные проекты о наших Героях Социалистического Труда: Семене Ивановиче Ванюкове и Ольге Тихоновне Аталаевой, капитане-мастере пути речного флота, кавалере ордена «Трудового Красного Знамени» Иване Порфирьевиче Иванове; по теме «Детективы» - о капитанах «отличниках милиции» Зосиме Кирилловиче Ишалеве и Юрии Николаевиче Игошкине. Ежегодно ученики дополняют материал об этих известных людях района. В 9 классе дети работают над мультимедийным проектом «Путешествие в Австралию». Ребята делятся на группы. Каждая группа получает индивидуальное задание:1-я - георгафическое положение страны, 2-я -флора и фауна Австралии, 3-я - знаменитые люди и достопримечательности страны. В каждой группе назначен ученик, который контролирует выполнение задания. Наиболее реальный путь формирования мотивации у уча -щихся - это обращение к действительно интересным для них проблемам, создание условий самореализации и самоутверждения в близкой им среде. Лишь тогда знания, понятия, ценности, приобретенные в школе, становятся значимыми, когда они находят свое воплощение в реальной жизни. И лишь тогда урок становится интересным. Когда именно в школе находятся ответы на вопросы, генерируемые социальным окружением ученика. Создавая для себя определенную картину мира, ученик находит в ней свое место.

Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время можно сделать вывод:

- мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;

- они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

- улучшают качество усвоения материала;

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- дают возможность избежать субъективности оценки.

В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.

Литература

1. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

3. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе - № 2, 3. - 2000.

Формы работы на уроках русского языка

с применением мультимедиа-комплексов фирмы «1С»

Т.Н. Старикова (11040292@mail.ru)

МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»

Активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка на современном этапе образовательного процесса способствуют возможности мультимедиа-комплексов фирмы «1С» под редакцией О.И. Руденко-Моргун: серия электронных учебников «Русский язык» с тщательно продуманной системой представления учебного материала, соответствующей современным требованиям модернизации образования, и мультимедиа-комплекс «Сдаем ЕГЭ 2008 + 1С: Репетитор. Русский язык». Благодаря их применению на качественно новом уровне решается актуальная проблема формирования прочных знаний, умений и навыков как на уроках русского языка, так и при самообразовании обучающихся.

Полноценная реализация поставленных учителем на уроке целей во многом зависит от умелой организации познавательной деятельности обучающихся, традиционными формами работы которой считаются фронтальная и индивидуальная.

Самой распространенной формой организации познавательной деятельности остается фронтальная работа. Привлечь внимание обучающихся и повысить их интерес к предстоящему восприятию учебного материала можно, используя электронный учебник «Русский язык» под редакцией О.И. Руденко-Моргун. Он, безусловно, выигрывает по сравнению со стандартными учебниками современным подходом в реализации принципа наглядности, формами представления теоретического материала: интерактивными таблицами, рисунками, анимацией. Уже само по себе обращение к страницам нетрадиционного учебника повышает мотивацию, заставляет учеников мобилизовать внимание.

Организация работы в форме виртуальных уроков в 5-6 классах способствует активному восприятию и обсуждению изучаемого материала. Участников таких уроков Андрея Ивановича и его учеников Лизу, Васю и Анфису можно уверенно назвать помощниками учителя. Возможности виртуального урока, который проводит Андрей Иванович, позволяют использовать паузы, во время которых отвечают реальные ученики. Авторы учебника не ограничились одним стандартным ответом, материал представлен в виде дискуссии, во время которой обучающиеся могут подумать, доказать разные точки зрения, самостоятельно прийти к выводу. Вопросы «Кто прав?», «Поспорим?» формируют умение отстаивать свою точку зрения, учат прислушиваться к мнению других. В учебниках для 7-9 классов предложен альтернативный вариант голосовой и анимационной информации в разделе «Обучение».

Если учитель привык к традиционным приемам подачи учебного материала, он может использовать рубрику «Морфология в таблицах» в разделе «Альбом» и «Учебник» - в разделе «Справочник». Материал этих рубрик особенно ценен для тех, кто использует блочно-модульные технологии в обучении. Теоретический материал представлен сжато, конкретно, в виде интерактивных таблиц с гиперссылками, к теории даны примеры, которые учитель может разнообразить.

Применению продуктивных методов обучения при фронтальной организации работы способствуют интерактивные таблицы в разделе «Таблицы», интерактивные схемы, озвученные тексты в разделе «Обучающие материалы». Развивают мышление и образное восприятие анимационные задания в «Иллюстрациях», например, «Нажимая «вперед», наблюдайте за изменениями», «Сделайте вывод о том...».

Трудность при повторении теоретического материала, особенно в 7-9 классах, часто связана с его большим объемом. Возможности электронного учебника позволяют сделать доступной каждому ученику передаваемую учителем при фронтальной работе информацию, которая предлагается в разделах «Таблицы», «Обучающие материалы». Готовый дидактический материал для выборочного, распределительного диктантов, для самостоятельной работы, представленный в разделе «Учебные словари», также можно использовать при фронтальном закреплении и повторении темы урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.