Научная статья на тему 'Развитие инвестиционной привлекательности Дальнего Востока как фактор интеграции России в АТР (1999–2011 гг. )'

Развитие инвестиционной привлекательности Дальнего Востока как фактор интеграции России в АТР (1999–2011 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
335
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ДЕЛОВОЙ МИР / ИНТЕГРАЦИЯ / АТР / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / FAR EAST / BUSINESS WORLD / INTEGRATION / APR

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Моисеева Любовь Андреевна

В статье предложена динамика инвестиционной привлекательности субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе в условиях перехода от модели «выживания» к «кластерному» варианту развития. Ведущим компонентом этого процесса призвана стать сбалансированная внутрирегиональная, общероссийская и международная интеграция, позволяющая осуществить интенсивное формирование «северного широтного экономического пояса» и «промышленно-сервисной дуги на юге Дальнего Востока», важных для России и всего АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Investment Attraction of the Russian Far East as a Factor of the Integration of Russia into Asia-Pacific Region (1999–2011)

The article deals with the dynamics of the investment attractiveness of the Far Eastern subjects of the Russian Federation in the period of transition from the “survival” model to that of the “cluster” development. The basic components of the process are to be the balanced regional, all-Russian and international integration, which would entail an intensive formation of the “Northern Latitude Economy Belt” and the “Industrial Service Arch in the South of the Russian Far East” that are important for Russia and the entire APR.

Текст научной работы на тему «Развитие инвестиционной привлекательности Дальнего Востока как фактор интеграции России в АТР (1999–2011 гг. )»

УДК 947.3(571/6)

Л. А. Моисеева

РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В АТР (1999-2011 гг.)

В статье предложена динамика инвестиционной привлекательности субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе в условиях перехода от модели «выживания» к «кластерному» варианту развития. Ведущим компонентом этого процесса призвана стать сбалансированная внутрирегиональная, общероссийская и международная интеграция, позволяющая осуществить интенсивное формирование «северного широтного экономического пояса» и «промышленно-сервисной дуги на юге Дальнего Востока», важных для России и всего АТР

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, Дальний Восток, деловой мир, интеграция, АТР.

The Development of the Investment Attraction of the Russian Far East as a Factor of the Integration of Russia into Asia-Pacific Region (1999-2011). LYUBOV A. MOISEYEVA (Far Eastern State Academy of Arts, Vladivostok).

The article deals with the investment attractiveness dynamics of the Russian Federation regions in the Russian Far East in the period of transition from the “survival” model to that of the “cluster” development. The basic component of this process is to be the balanced regional, all-Russian and international integration, which would entail an intensive formation of the “Northern Latitude Economy Belt” and the “Industrial Service Arch in the South of the Russian Far East” that are important for Russia and the entire APR.

Key words: investment attractiveness, Far East, business world, integration, APR.

Дальнему Востоку отводится особая роль в реализации стратегии интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), чья доля в мировом ВВП с 2000 г. превысила 50% и куда переместился центр социально-экономической, финансовой и политической активности мира. Дальнему Востоку России предстоит адаптироваться к изменившимся условиям и стать промышленно развитым на основе внедрения в производство инновационных технологий, модернизации экономики, развития социально-бытовой инфраструктуры.

На выполнение этой задачи направлен ряд решений президента и правительства РФ, в том числе: федеральная целевая программа (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»; программы «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. в Дальневосточном федеральном округе»; «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года»; подпрограмма «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе»; решение о проведении форума АТЭС во

Владивостоке в 2012 г. и создание Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русском как инновационного центра региона. На основе этих решений были разработаны грандиозные проекты развития Дальнего Востока.

Обращение к данной теме вызвано необходимостью изучить сложное явление новейшего периода истории России - характер влияния АТР на проекты преобразования Дальнего Востока. В этом контексте тематика, при всей своей научной актуальности, учеными еще не определена и не отреф-лексирована как самостоятельный объект. Рамки данной статьи позволяют рассмотреть лишь один аспект, на наш взгляд, наиболее важный - состояние инвестиционной привлекательности Дальнего Востока, без развития которой самый многообещающий проект останется только проектом. Для этого целесообразно выделить основные понятия «инвестиционного климата» и «инвестиционной привлекательности».

Объективными условиями привлечения иностранных инвестиций в определенный регион является благоприятный «инвестиционный климат», который рассматривается учеными через

МОИСЕЕВА Любовь Андреевна, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой общегуманитарных наук (Дальневосточная государственная академия искусств, Владивосток). E-mail: [email protected]

© Моисеева Л.А., 2012

инвестиционную привлекательность и инвестиционную активность. Под инвестиционной привлекательностью региона понимается совокупность различных объективных признаков, средств, возможностей и ограничений, обусловливающих интенсивность привлечения инвестиций в предпринимательские проекты, а это становится показателем инвестиционной активности в регионе. Инвестиционная активность может быть фактической и прогнозной.

Инвестиционную привлекательность региона можно рассматривать на основе двух групп факторов - инвестиционных потенциалов и региональных инвестиционных рисков. Инвестиционный потенциал региона нами понимается как совокупность объективных социальных и природно-географических свойств региона, имеющих высокую значимость для привлечения инвестиций в его основной капитал. Региональные инвестиционные риски - неспецифические (некоммерческие) риски, обусловленные внешними по отношению к инвестиционной деятельности факторами регионального характера. К таким факторам относятся в первую очередь социально-политическая обстановка в регионе (в частности, отношение населения к процессам формирования предпринимательства), состояние природной среды, правовая защищенность инвесторов. Таким образом, инвестиционная привлекательность является обобщенным факториальным признаком, а инвестиционная активность в регионе - результативным признаком.

Необходимо отметить, что на инвестиционную привлекательность субъектов Дальневосточного федерального округа (ДВФО) влияли две основные особенности, общие для всего Дальнего Востока, но имевшие для каждого из его субъектов разноплановое значение:

- в процессе трансформации российского общества (1985-2000 гг.) изменилось отношение федерального центра к Дальнему Востоку: режим «патернализма» и всестороннего социально-экономического контроля превратился в крайнюю противоположность. Дальнему Востоку была предоставлена самостоятельность в организации своего развития за счет собственных усилий;

- высокие затраты на транспортировку продукции при значительной удаленности от центральных регионов и их рынков, не сложившийся внутренний рынок между самими дальневосточными субъектами РФ в условиях приграничного положения со странами АТР определил приоритетное направление деятельности дальневосточного предпринимательства - «соразвитие» и обслуживание бизнеса внешнеэкономических партнеров.

Эти обстоятельства накладывали свой, далеко не положительный, отпечаток на инвестиционную

привлекательность Дальнего Востока. Зарубежные и отечественные инвесторы учитывали, что отдаленность и малообжитость северных районов увеличивают затраты на строительство промышленных сооружений в 4-7 раз (в сравнении с европейскими регионами России), здесь более высокие трудовые затраты и расходы на обустройство рабочих. Многолетняя мерзлота, горный рельеф, особенности климата позволяли занимать под сельскохозяйственные угодья только 0,75% всей территории Дальнего Востока. Поэтому значительно возрастали затраты на поставку в регион продуктов питания.

Инвесторы учитывали платежеспособность спроса населения, которая в качестве критерия определяется соотношением денежных доходов и прожиточного минимума населения. В субъектах РФ на Дальнем Востоке к 1999 г. в среднем этот критерий уступал среднероссийскому в 2-2,5 раза (более 40% от него). При этом в Корякском и Чукотском АО он превышал 70% от среднероссийского (76,5% и 70,9%, соответственно) [13, с. 98]. Низкая платежеспособность населения формировала низкую относительную емкость рынка. Это отражалось на состоянии банковской системы. В Дальневосточном федеральном округе в среднем на 1 жителя в

1999 г. приходилось по 2 тыс. руб. всех активов кредитных организаций, тогда как среднероссийский показатель, без Москвы и Московской области, составлял 3,4 тыс. руб. (в Москве и Московской области - 141 тыс. руб.) [11].

Другой группой факторов, определивших степень инвестиционной привлекательности ДФО, являлись региональные инвестиционные риски, среди которых особую значимость имела правовая защищенность инвесторов. Привлекательность региона для иностранных предпринимателей всегда определяется наличием специального законодательства, регламентирующего деятельность инвестора, характер проводимой властями политики, предоставление гарантий стабильности ведения бизнеса, льгот в налогообложении. Региональные законодательные акты, регулирующие отечественные и иностранные инвестиции, на Дальнем Востоке были в основном приняты. В декабре 1992 г. принят закон «Об иностранных инвестициях в Республике Саха (Якутия)», в декабре 1996 г. - закон Амурской области «Об инвестициях в Амурской области», с декабря 1997 г. действовал закон Приморского края «Об инвестировании деятельности в Приморском крае», в 2000-м был принят закон Хабаровского края «Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае» [5, с. 1-14].

Важной составляющей характеристики риска ведения бизнеса в регионе являлся уровень

развития малого предпринимательства, так как именно малые предприятия были наименее защищены от произвола чиновников и тяжелее всего преодолевали существующие административные барьеры. При общих неблагоприятных условиях ведения бизнеса и высокой зарегулированности со стороны государства первым страдало малое предпринимательство. Кроме того, развитое малое предпринимательство для инвесторов означало наличие потенциальных партнеров. По числу малых предприятий в расчете на 10 тыс. населения Дальневосточный федеральный округ находился в лучшем положении, чем Приволжский, Сибирский, Уральский или Южный федеральные округа, значительно уступая лишь Центральному и Северо-Западному [6, с. 71]. Также третье место (после Северо-Западного и Центрального) занимал ДВФО и по доле занятых на малых предприятиях в общей численности занятых. Если, например, в 1990 г. малых предприятий в структуре экономики Приморского края насчитывались единицы, то в

2000 г. их было 16 067, в Хабаровском крае - 8278, в Амурской области - 3825, в Магаданской - 2903, в Республике Саха (Якутия) - 2285, в Камчатской, Сахалинской областях - соответственно, 1575 и 4856, в Еврейской автономной области - 5711.

Важное значение иностранные инвесторы в определении степени риска для своего капитала придавали политической и экономической стабильности региона. Критерием стабильности является доля собственных доходов региона. Динамика удельного веса собственных доходов во всех доходах в целом по Дальнему Востоку в течение последних лет ХХ в. оставалась негативной. Так, если в 1998 г. доля собственных средств в регионе составила 71,9%, то в 1999 и 2000 гг. она снизилась до 67,2% и 59,0%, соответственно [16, с. 40-43]. Естественно, этот показатель настораживал и сдерживал инвесторов России и стран АТР.

Самой привлекательной частью для иностранных инвесторов, зачастую забывающих о проблеме риска, оставались во все времена природные богатства Дальнего Востока, на долю которого приходится 38,7% всей покрытой лесом территории страны (277,8 млн. га); 81% запасов золота и 30% серебра РФ; значительные запасы вольфрама, сурьмы, бора, плавикового шпата, урана, редких металлов, марганцевых и апатитовых руд. Иностранных инвесторов привлекает также высокий потенциал в области топливно-энергетических ресурсов (нефти и газа), богатство и разнообразие биологического сырья Японского и Охотского морей, крупных рек

1 Итоги исследования данного аспекта опубликованы автором в работах [9, 10].

и озер, насчитывающих свыше 150 ценных видов рыб2.

Таким образом, составляющие факторы инвестиционного риска имели к 1999 г. в целом положительные тенденции. Пользуясь авторской методикой определения инвестиционной привлекательности региона [11] и методом анализа иностранной инвестиционной активности в российских регионах, примененными А. Шахназаровым, И. Гришиной, И. Ройзманом [15, с. 1-14], был определен уровень инвестиционной привлекательности Дальнего Востока. Если среднероссийский уровень принять за 1,00, то уровень текущей инвестиционной привлекательности дальневосточных субъектов РФ по состоянию на конец 1999 г. был следующим: Хабаровский край - 1,003; Приморский край - 0,978; Сахалинская область - 1,133; Камчатская - 1,051; Магаданская - 0,944; Амурская - 0,735; Еврейская автономная область - 0,746. Следовательно, три территории - Хабаровский край, Сахалинская и Камчатская области - имели в 1999 г. инвестиционную привлекательность выше среднероссийского уровня. Две - Приморский край и Магаданская область - приближались к нему.

Если исходить из шкалы определения инвестиционной привлекательности (очень высокая - свыше 1,5; высокая - от 1,1 до 1,5; средняя - от 0,9 до 1,1; низкая - от 0,7 до 1,1; очень низкая - менее 0,7), то регион Дальнего Востока имел в 1999 г. инвестиционную привлекательность: в Сахалинской области - высокую, в Хабаровском и Приморском краях, Камчатской, Магаданской областях - среднюю, в Амурской области и ЕАО - низкую. Однако свои инвестиции бизнесмены вкладывали только в разработку и добычу природных богатств. В результате природно-ресурсный комплекс в общем объеме промышленного производства Дальнего Востока по состоянию даже на июль 2011 г. занимал более 50%. В том числе отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых, обеспечивали в среднем около 40% промышленного производства в округе. А в таких регионах, как Республика Саха (Якутия) и Магаданская область, этот показатель являлся определяющим и составлял более 60% [4, с. 12].

Вместе с тем политика на федеральном уровне была не вполне адекватна сложившейся на Дальнем Востоке ситуации. Так, на развитие Татарстана федеральный центр ежегодно выделял 12 млрд. руб., а на весь Дальний Восток, состоявший из

2 Специфика природно-ресурсного потенциала Дальнего Востока России достаточно хорошо освещена учеными во множестве монографий и сборников трудов, поэтому в данной статье подробно останавливаться на этом не находим целесообразным.

10 самостоятельных субъектов РФ, - 1 млрд. руб. [7, с. 21]. В таких условиях могла действовать только модель «выживания», а не развития ДВФО, что не способствовало решению набора социальных, экономических, транспортно-энергетических и других специфических проблем Дальнего Востока России, ставя под угрозу реализацию стратегии интеграции России в АТР. Инвестиции в основной капитал по субъектам РФ ДВФО выросли за счет собственных усилий. В приведенной таблице видим, что они увеличились в целом по округу с 53,6 до 752,6 млрд. руб. Наиболее привлекательными для инвесторов оставались Сахалинская область, увеличившая инвестиции за счет нефтегазовой отрасли с 8,1 до 130,9 млрд. руб., и Республика Саха (Якутия), поднявшая уровень инвестиций с 15,8 до 118,2 млрд. руб. благодаря активной эксплуатации ее природных богатств.

Но постепенно формировалось осознание необходимости смены модели развития региона. Ведущими компонентами этого процесса была призвана стать сбалансированная внутрирегиональная, общероссийская и международная интеграция.

Задача создания на востоке страны в течение 15-20 лет экономики, сопоставимой по уровню развития с экономиками регионов сопредельных (приграничных) стран, потребовала изменения пространственного размещения производительных сил за счет севера азиатской части России. Важнейшей

задачей становится интенсивное формирование Северного широтного экономического пояса (СШЭП), необходимого для России в целом.

Формирование и развитие СШЭП основывается на создании в нем интегрированных производственно-транспортных инфраструктурных зон (ИПТЗ). В качестве «пилотных» проектов рассматриваются Нижнеангарская ИПТЗ в Красноярском крае, Южно-Якутская в Республике Саха (Якутия) и Ванинско-Совгаванская в Хабаровском крае, развитие и функционирование которых взаимосвязано [17].

Наряду с этим определяется промышленно-сервисная дуга на юге Дальнего Востока: создание контактной зоны с сопредельными экономиками Северо-Восточной Азии (Казахстана, Китая, Монголии). Такая дуга опирается на крупные промышленно-инфраструктурные сервисные узлы (Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Владивосток, Находка) и превращается в своеобразный фильтр на пути сырьевых, транспортных и энергетических потоков, обеспечивая производство добавленной стоимости, повышение доходности депрессивного субрегиона, увеличивая ресурсы накопления и инвестирования.

Для координации совместных действий субъектов РФ в апреле 2010 г. был создан «Совет по привлечению иностранных инвестиций» при полномочном представителе президента РФ

Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации Дальневосточного федерального округа за 2000-2010 гг. (млрд. руб.)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

ДВФО 53,6 85,7 113,8 135,7 216,7 275,7 330,8 436,9 584,7 838,5 752,6

Республика Саха (Якутия) 15,8 21,9 25,9 30,4 34,4 49,0 56,6 119,8 156,9 351,2 117,2

Камчатский край 3,5 3,4 3,9 6,8 5,5 7,1 8,3 13,0 16,5 17,6 29,4

Приморский край 7,3 9,9 13,5 15,3 18,6 28,5 34,2 47,0 77,0 138,3 201,1

Хабаровский край 11,6 14,9 20,1 25,1 34,6 39,2 47,3 64,5 83,7 89,8 131,2

Амурская область 4,1 14,2 13,6 18,2 22,0 23,7 28,7 45,7 66,1 99,7 79,4

Магаданская область 2,1 2,6 3,5 3,4 4,3 5,1 7,1 9,9 13,5 12,2 13,6

Еврейская автономная область 0,3 0,4 0,8 1,5 3,2 5,5 6,1 8,5 10,4 9,8 18,5

Чукотский автономный округ 0,7 1,7 5,0 8,7 8,6 7,4 5,0 5,6 8,3 13,2 4,4

Сахалинская область 8,1 16,8 27,4 26,3 85,6 110,2 137,5 122,8 152,4 118,4 130,9

Источник: Материалы Пятого Дальневосточного Международного форума, 4-5 октября 2011, Хабаровск. Хабаровск, 2011. С. 3-4.

в Дальневосточном федеральном округе под председательством В.И. Ишаева. Основными своими задачами Совет определил:

- обсуждение вопросов, касающихся деятельности органов власти всех уровней по формированию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику Дальневосточного региона;

- разработку рекомендаций по основным направлениям инвестиционной деятельности на территории округа, совершенствованию действующего законодательства и рассмотрению проектов нормативных и законодательных актов;

- принятие согласованных решений по устранению административных барьеров при осуществлении инвестиционной и внешнеэкономической деятельности.

Совет учитывал специфику сегодняшнего дня - развивающуюся интеграцию субъектов Российской Федерации внутри ДВФО, нацеленную на индустриальное развитие всего Дальнего Востока и Восточной Сибири. Так, в рамках «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», утвержденной 8 февраля 2007 г. правительством РФ [3, с. 5-7], на территории республики успешно формируется 4 основных производственных кластера - в Южной Якутии, в Западной Якутии (совместно с Иркутской областью), в Северо-Восточной Якутии (совместно с Магаданской областью) и в Центральной Якутии - крупный транспортно-логистический узел в г. Якутск, который наряду с другими проектами предусматривает важные индустриальные интересы Амурской области, Хабаровского и Приморского краев. Кроме того, одним из крупнейших межрегиональных инфраструктурных проектов является строительство газопровода «Якутия-Владивосток», развернувшееся в 2011 г. и положившее начало созданию Якутского центра добычи природного газа в рамках Восточной газовой программы.

Формирование единой энергетической системы - следующая общая задача дальневосточных субъектов РФ. Так, в результате строительства ЛЭП «Чернышевский-Мирный-Ленск-Пеледуй» с «отводкой» от Ленска до Олекминска вдоль нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан) Западная Якутия получит надежное, устойчивое энергоснабжение от каскада Вилюйских ГЭС. В 2010 г. уже была построена и введена в эксплуатацию линия электропередачи ЛЭП ВЛ Сунтар-Олекминск-НПС № 14.

В 2010 г. «Федеральная сетевая энергетическая компания» приняла решение о переводе линии электропередачи 220 кВ от Братской ГЭС до иркут-

ского Усть-Кута на напряжение 500 кВ, и от Усть-Кута до Пеледуя, Витима на Талакан (промежуточный энергоисточник), которым завершается связка между ОЭС Сибири и Западным энергорайоном Якутии. Это позволит обеспечить электроэнергией объекты нефтегазовой отрасли Севера и золоторудные месторождения Иркутской области и Западной Якутии. Единый нефтегазовый кластер четко спланирован в нефтепроводной системе ВСТО: через Талаканское и Средне-Ботуобинское месторождения, будущий магистральный газопровод и строительство федеральной дороги «Вилюй» вдоль нефтепровода ВСТО. Ждут своих инвесторов объекты газопереработки и газохимии на территории Якутии. Ведутся работы (совместно с Магаданской областью) по освоению Яно-Колымской золоторудной провинции. Планируется полномасштабная добыча золота на Нежданинском месторождении. Однако сдерживает проблема обеспечения надежного энергоснабжения объектов золотодобычи, хотя уже принято решение о строительстве ТЭЦ в пос. Хандыга и ЛЭП 220 кВ. Тогда Хандыгская ТЭЦ - Теплый ключ - Нежданинское месторождение - Верхне-Менкечи с перспективой выхода этой линии на Усть-Неру полностью решат проблему энергоснабжения объектов золотодобычи, газопе-реработки и газохимии.

Вместе с тем важнейшим в транспортно-логистическом кластере является соединение строительства железных дорог с деятельностью по возобновлению Северного морского пути, поскольку большинство грузов из АТР проходит мимо приморских портов и Транссиба. Железнодорожный тариф настолько невыгоден, что грузовладельцы считают доставку грузов более экономной «вокруг света» по морю. Поэтому приход железной дороги в Якутск, где пересекаются три федеральные автодороги - «Лена», «Колыма», «Вилюй», и соединение ее через будущий мостовой переход, строящийся обновленный аэропорт в Якутске с возобновлением деятельности Северного морского пути - все это слагаемые создания нового транспортного коридора от Транссиба через Якутск по реке Лена и дальше на Севморпуть.

Таким образом, определено 52 приоритетных инновационных проекта Якутии, в их числе «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики», транспортная стратегия и т.д. Все проекты в масштабах страны имеют важное геополитическое значение в усилении возможностей транзита грузов с созданием международных транспортных коридоров.

Глобальные проекты потребовали огромных инвестиционных ресурсов. Вложения в реализацию

ИСтОрИя

крупных инвестиционных проектов на территории Республики Саха (Якутия) в 2007-2010 гг. составили до 69% в общем объеме инвестиций. Объемы иностранных инвестиций выросли с 144,6 млн. долл. в 2001 г. до 1336,6 млн. долл. в 2010 г. Однако подавляющий объем инвестиций пока приходится на добычу полезных ископаемых: в Республике Саха (Якутия) по итогам 2011 г. он составил 98,6% [3, с. 5]. Поэтому логика совместных действий дальневосточных субъектов РФ по промышленному развитию и применению инновационных разработок формирует масштабный спрос на инновационные технологии и продукцию. Это особенно показательно в проектах возрождения Северного морского пути - одного из приоритетных направлений совместных действий субъектов ДВФО. В глобальном смысле Север - это экологический и стратегический резерв не только XXI в., поскольку здесь сосредоточена богатейшая минеральносырьевая база на шельфе арктических морей и на суше. Северный морской путь - это формирование нового транспортного коридора, эффективного для бизнеса. Сегодня мощные грузопотоки формируются в Китае и следуют на Европу. Строительство железнодорожного моста через Амур (Мохе-Джа-линда) в эту логистику встраивает железную дорогу до Якутска, дальше товар может следовать по р. Лена и передаваться на Севморпуть. Этот путь в 3 раза короче, чем доставка грузов через Тихий и Индийский океаны, Суэцкий канал в Атлантику. Он значительно менее затратный и исключает многочисленные пересечения государственных границ. Таким образом, Северный морской путь - не маршрут прохождения грузов от Владивостока до Мурманска, это огромная территория, которая тяготеет к Северному Ледовитому океану, обустройство инфраструктуры которой нуждается в широкомасштабных инвестициях. Поэтому развитие отношений и интеграция Дальнего Востока России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, по словам президента РФ Д.А. Медведева, - это серьезный ресурс подъема экономики Дальнего Востока и России в целом.

Поэтому властными структурами дальневосточных субъектов РФ были разработаны и приняты «Стратегии проектного подхода», определившие ориентиры, способы, формы и механизмы партнерства государства, бизнеса и общества, задачи в социальной сфере, основные центры территориального развития [16]. Так, 30 июня 2011 г. была утверждена долгосрочная целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата Хабаровского края на период 2012-2015 гг.». предусматривающая комплекс мер по привлечению инвестиций в экономику региона.

Исходя из требований времени, каждый субъект РФ на Дальнем Востоке к 2011 г. определил свои «кластеры», которые должны стать точками развития Дальневосточного региона. «Кластерный» путь развития, по мнению специалистов, самый эффективный для восточных территорий России. Например, космический (на основе космодрома «Восточный»), инновационный (на базе Дальневосточного федерального университета), энергопромышленный (на мощностях Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса и минерально-ресурсной базы региона), сельскохозяйственный, прежде всего соевый (Амурской области и, частично, Приморского края), нефтегазовый (на базе Сахалинской области), металлургический (на основе проектов ООО «Петропавловск-Черная металлургия» Еврейской автономной области, строящей Кимкано-Су-тарский ГОК, который оживит работу сталеваров Комсомольского-на-Амуре завода «Амурметалл»); горнодобывающий (на основе инвестиционного проекта «Абазино-Амурск», включающий строительство горно-обогатительного комбината на месторождении Албазино в районе Полины Осипенко и гидрометаллургического комбината в г. Амурск). Формирование угледобывающего кластера завершается возведением фабрики по обогащению углей на ОАО «Ургалуголь» в Верхнебуреинском районе Амурской области.

Администрации краев и областей ДВФО предоставляют инвесторам льготы на прибыль и имущество, постоянно улучшая «инвестиционный климат». Вся информация об инвестиционных предложениях публикуется на официальных сайтах. Вместе с тем, предоставляя «региональный режим» любому инвестору при равных правах и возможностях для осуществления инвестиций, особое внимание уделяют поддержке и стимулированию основных комплексных проектов. Например, в Хабаровском крае это портовая особая экономическая зона «Советская Гавань», комплексное развитие о-ва Большой Уссурийский и создание современного авиационного хаба (узлового аэропорта) в г. Хабаровск.

Свои точки роста (кластеры) имеет весь ДВФО. Так, в первой половине 2010 г. началось строительство двух верфей в Приморском крае: на базе ОАО «30-й судостроительный завод» в г. Фокино и судоремонтного завода «Звезда» в г. Большой Камень. ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» совместно с корейской фирмой Daewoo заключили контракт на проектирование новой верфи на базе ОАО «Дальневосточный завод “Звезда”» для строительства крупнотоннажных судов: танкеров, газоводов дедвейтом до 200-250 тыс. т; буровых платформ; плавучих заводов по производству

сжиженного природного газа. Корейская сторона владеет 20% уставного капитала СП, российская -80%. Строится ряд важных объектов к саммиту АТЭС 2012 г. в г. Владивосток.

На 1 января 2011 г. на территории Сахалинской области было зарегистрировано 736 предприятий с иностранным участием, что в 1,9 раза больше, чем в 2000 г., в том числе с участием США - 132 единицы, Республики Корея - 96, Японии - 89, КНР - 63, Дании - 53, Кипра - 52 [14, с. 1-14]. В структуре накопленного капитала в Сахалинской области на начало 2011 г. 46,4% составляли прямые инвестиции иностранных владельцев компаний, 53,6% приходилось на прочие инвестиции: заемные средства, полученные у иностранных банков в виде различных видов кредитов [13]. Сахалинская область стала самодостаточным регионом ДВФО, ее бюджетная обеспеченность составляла в 2011 г. более 100 тыс. руб. на душу населения, тогда как в среднем по ДВФО она не поднималась выше 40 тыс. руб. По сводному индексу социально-экономического положения, определяющего инвестиционную привлекательность, Сахалинская область заняла 6-е место среди регионов России. По объему валового регионального продукта (достигшего в 2010 г. 455,2 млрд. руб.) на душу населения область занимала первое место в ДВФО и третье место по России в целом. К 2011 г. уровень регистрируемой безработицы по Сахалинской области (0,8%) был вдвое ниже среднероссийского уровня. Важным также для инвестиционной привлекательности области является прирост показателя по наращиванию темпов жилищного строительства (22 процентных пункта в 2010 г. по сравнению с 2009 г.). По темпу роста ввода жилья среди регионов Дальнего Востока Сахалинская область вышла на 2-е место [1, с. 5].

Таким образом, с реализацией грандиозных проектов властные структуры дальневосточных субъектов РФ вкладывают средства в социальную инфраструктуру, что качественно улучшает инвестиционный климат в ДВФО. Это дало основание министру регионального развития РФ В. Басаргину подчеркнуть: «В результате реализации “Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского регио-на“ планируется, что к 2025 г. на Востоке страны объем инвестиций на душу населения будет превышать среднероссийский уровень в 2,2 раза. Жить на Дальнем Востоке станет престижно, а развитие

региона станет мощным фактором нового качества экономического роста России» [3, с. 5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аналитические материалы по Сахалинской области к заседанию «Совета по привлечению иностранных инвестиций» при полномочном представителе Президента РФ в ДФО. 5 окт. 2011. Хабаровск. С. 4-15.

2. Басаргин В. Власть. Компетентно // Рос. газета. Регион. 2011. № 221, 4 окт. С. 5.

3. Борисов Е. Инфраструктура - основа общего развития регионов Востока России // Дальневост. капитал. 2011. № 7. С. 5-7.

4. Воронцова Н. В кругу лицензионных проблем // Дальне-вост. капитал. 2011. № 7. С. 12-13.

5. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах // Вопросы экономики. 2001. № 4. С. 1-14.

6. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 19992000 // Эксперт. 2000. № 41. С. 70-82.

7. Ишаев В.И. Доклад на Пятом международном экономическом форуме // Рос. газета. Регион. Хабаровск. 2011. 4 окт.

8. Малое предпринимательство в Приморском крае в 2001 г Владивосток: Прим. краевой ком. гос. статистики, 2002.

9. Моисеева Л.А. Развитие малого предпринимательства на Дальнем Востоке России // Предпринимательство. 2003. № 5/6. С. 6-42.

10. Моисеева Л.А. Региональная политика и предпринимательство // Предпринимательство. 2003. № 1/2. С. 56-73.

11. Моисеева Л.А. Факторы инвестиционной привлекательности для активизации предпринимательской деятельности // Моисеева Л.А. История формирования предпринимательства Дальнего Востока России как инновационной системы хозяйствования (1985-2000 гг.): монография. Владивосток: Дальнаука, 2003. Гл. 4, §2. С. 376-387.

12. Основные тенденции развития малого предпринимательства в России в 1996-2000 гг. // Вестн. РЦЭР 2001. № 10. С. 10-15; № 11. С. 18-23.

13. Перспективы социально-экономического развития Дальнего Востока / подг. группой сотрудников Мин-ва экономического развития и торговли РФ и Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ под руководством М. Уиканова и В. Мау) // Вопросы экономики. 2000. № 10. С. 92-105.

14. Рогов Ю. Европейская прописка инвестиций // Дальне-вост. капитал. 2011. № 7. С. 1-14.

15. Шахназаров А., Ройзман И., Гришина И. Национальная система гарантирования инвестиций на региональном уровне // Инвестиции в России. 1999. № 12. С. 1-14.

16. Шеховцов А.О. Основные факторы инвестиционной привлекательности Дальнего Востока и перспективы ее повышения // Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства. М.: Ин-т экономики переходного периода, 2002. С. 40-63. (Науч. труды; № 38).

17. Шеховцов А., Шестакова М., Громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы России // Вопросы экономики. 2000. № 10. С. 1-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.