Научная статья на тему 'Государственная политика поддержки динамики инвестиционной привлекательности российского Дальнего Востока как фактора его опережающего развития'

Государственная политика поддержки динамики инвестиционной привлекательности российского Дальнего Востока как фактора его опережающего развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
227
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / РОССИЯ / АТР / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Моисеева Любовь Андреевна

В статье проанализирована динамика инвестиционной привлекательности субъектов РФ на Дальнем Востоке с целью изучения сложного явления новейшего периода истории России характера влияния АТР на проекты преобразования Дальнего Востока как важнейшего звена реализации стратегической задачи интеграции России в АТР. В этом контексте тематика учёными ещё не определена и не отрефлексирована как самостоятельный объект исследования при всей своей научной актуальности. Рамки данной статьи позволяют рассмотреть лишь один аспект, на наш взгляд, наиболее важный состояние инвестиционной привлекательности Дальнего Востока и политику государственной поддержки её, поскольку без её развития самый многообещающий проект останется только проектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика поддержки динамики инвестиционной привлекательности российского Дальнего Востока как фактора его опережающего развития»

УДК 947.3 (57/6)

Моисеева Любовь Андреевна

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры общегуманитарных наук. Дальневосточной государственной академии искусств, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации [email protected]

Государственная политика

ПОДДЕРЖКИ ДИНАМИКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА КАК ФАКТОРА ЕГО ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Lyubov’ A. Moiseeva

Doctor of historical Sciences, professor. Department of humanities,

Far Eastern State Academy of Arts; honored worker of Russian Higher School [email protected]

The state policy aimed to

SUPPORT THE DYNAMICS OF

THE INVESTMENT

ATTRACTIVENESS OF

THE RUSSIAN FAR EAST AS

A FACTOR OF

ITS PRIORITY DEVELOPMENT

Аннотация. В статье проанализирована динамика инвестиционной привлекательности субъектов РФ на Дальнем Востоке с целью изучения сложного явления новейшего периода истории России -характера влияния АТР на проекты преобразования Дальнего Востока как важнейшего звена реализации стратегической задачи интеграции России в АТР. В этом контексте тематика учёными ещё не определена и не отрефлексирована как самостоятельный объект исследования при всей своей научной актуальности. Рамки данной статьи позволяют рассмотреть лишь один аспект, на наш взгляд, наиболее важный - состояние инвестиционной привлекательности Дальнего Востока и политику государственной поддержки её, поскольку без её развития самый многообещающий проект останется только проектом.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, Дальний Восток, Россия, АТР, интеграция.

Annotation. The article deals with dynamics of investment attractiveness of the Russian Far East. Its task is to consider a complex phenomenon: the effect of the Asia Pacific Region on the projects aimed to reconstruct the Russian Far East in order to integrate Russia in APR. Although being of considerable scholar significance, the subject has not been conceptualized yet as an independent object of study. The scope of this article enables us to consider only one aspect, which is of our main interest here: the investment attractiveness of the Russian Far East and the policy pursued by the State to support it which is very important: without the state support a promising object cannot be implemented.

Keywords: investment attractiveness, Russian Far East, Russia, APR, integration.

Экономические санкции и жёсткие меры по международной изоляции России заставили пересмотреть приоритеты сотрудничества, обратив свои интересы на интеграцию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Дальнему Востоку отводится особая роль в реализации стратегии интеграции России в АТР, чья доля в мировом ВВП в 2015 г. достигла 60 % и куда переместился центр социально-экономической, финансовой и политической активности мира. Дальнему Востоку России предстоит адаптироваться к изменившимся условиям и стать промышленно развитым на основе внедрения в производство инновационных технологий, модернизации экономики, развития социальнобытовой инфраструктуры.

На выполнение этой задачи был направлен ряд решений Президента и Правительства РФ, в том

числе: Федеральная целевая программа (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»; программы «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. в Дальневосточном федеральном округе»; «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года»; подпрограмма «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в АзиатскоТихоокеанском регионе»; «О проведении форума АТЭС во Владивостоке в 2012 г. и создание Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русском как инновационного центра региона». На основе этих решений своевременно были разработаны грандиозные проекты развития Дальнего Востока, требующие значительных инвестиций, что возможно только с ростом инвестиционной привлекательности региона.

263

Инвестиционную привлекательность региона можно рассматривать на основе двух групп факторов - инвестиционных потенциалов и региональных инвестиционных рисков. Инвестиционный потенциал региона нами понимается как совокупность объективных социальных и природно-географических свойств региона, имеющих высокую значимость для привлечения инвестиций в его основной капитал. Региональные инвестиционные риски - не специфические (некоммерческие) риски, обусловленные внешними по отношению к инвестиционной деятельности факторами регионального характера. К таким факторам относятся, в первую очередь, социально-политическая обстановка в регионе (в частности, отношение населения к процессам формирования предпринимательства), состояние природной среды, правовая защищённость инвесторов. Таким образом, инвестиционная привлекательность является обобщённым факториальным признаком, а инвестиционная активность в регионе - результативным признаком.

Необходимо отметить, что на инвестиционную привлекательность субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО) влияли две основные особенности, общие для всего Дальнего Востока, но имевшие для каждого из его субъектов разноплановое значение:

• в процессе трансформации российского общества (1992-2015 гг.) изменялось отношение федерального центра к Дальнему Востоку: режим «патернализма» и всестороннего социально-экономического контроля превратился в крайнюю противоположность: Дальнему Востоку была предоставлена самостоятельность в организации своего развития за счёт собственных усилий;

• высокие затраты на транспортировку продукции при значительной удалённости от центральных регионов и их рынков, не сложившийся внутренний рынок между самими дальневосточными субъектами РФ в условиях приграничного положения со странами АТР, определили приоритетное направление деятельности дальневосточного предпринимательства;

• «соразвитие» и обслуживание бизнеса внешнеэкономических партнёров. Эти обстоятельства накладывали свой, далеко не положительный, отпечаток на инвестиционную привлекательность Дальнего Востока [12].

Самой привлекательной частью для иностранных инвесторов, зачастую забывающих о проблеме риска, оставались во все времена природные богатства Дальнего Востока, на долю которого приходится 38,7 % всей покрытой лесом территории страны (277,8 млн га). В разведанных месторождениях здесь сосредоточено 81 % запасов золота и 30 % серебра РФ, имеются значительные запасы вольфрама, сурьмы, бора, плавикового шпата, урана, редких металлов, марганцевых и апатитовых руд. Иностранных инвесторов и сегодня привлекает высокий потенциал в области топливно-энергетических ресурсов (нефти и газа), богатство и разнообра-

зие биологического сырья Японского и Охотского морей, крупных рек и озёр, насчитывающих свыше 150 ценных видов рыб.

Вместе с тем, политика на федеральном уровне была не вполне адекватна сложившейся на Дальнем Востоке ситуации. Так, на развитие Татарстана федеральный центр ежегодно выделял 12 млрд рублей, а на весь Дальний Восток, состоявший из 10 самостоятельных субъектов РФ - 1 млрд рублей [4, с. 21]. В таких условиях могла действовать только модель «выживания» ДФО, а не развития, что не способствовало решению набора социальных, экономических, транспортно-энергетических и других специфических проблем Дальнего Востока России, ставя под угрозу реализацию стратегии интеграции России в АТР. Инвестиции в основной капитал по субъектам РФ ДФО выросли за счёт собственных усилий и увеличились в 2013 г. в целом по ДФО с 53,6 до 752,6 млрд. руб. Наиболее привлекательными для инвесторов оставались Сахалинская область, увеличившая инвестиции за счёт нефтегазовой отрасли с 8,1 до 130,9 млрд руб., и Республика Саха (Якутия), поднявшая уровень инвестиций с 15,8 до 118,2 млрд руб. благодаря активной эксплуатации её природных богатств, обеспечивая свой режим «выживания».

Но, вместе с тем, постепенно формировалась политика «смены модели развития региона». Ведущими компонентами этого процесса была призвана стать сбалансированная внутрирегиональная, общероссийская и международная интеграции.

Задача создания на Востоке страны в течение 15-20 лет экономики, сопоставимой по уровню развития с экономиками регионов сопредельных (приграничных) стран, потребовала изменения пространственного размещения производительных сил за счёт Севера Азиатской части России. Важнейшей задачей становится интенсивное формирование Северного широтного экономического пояса (СШЭП), необходимого для России в целом. Развитие СШЭП основывается на создании в нём интегрированных производственно-транспортных инфраструктурных зон (ИПТЗ). В качестве «пилотных» проектов рассматриваются Нижнеангарская ИПТЗ в Красноярском крае, Южно-Якутская ИПТЗ в Республике Саха (Якутия) и Ванинско-Совгаванская ИПТЗ в Хабаровском крае, развитие и функционирование которых взаимосвязано [5].

Наряду с этим, определяется промышленносервисная дуга на юге Дальнего Востока: создание контактной зоны с сопредельными экономиками Северо-Восточной Азии (Казахстана, Китая, Монголии). Такая дуга опирается на крупные промышленно-инфраструктурные сервисные

узл ы (Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Владивосток, Находка) и превращается в своеобразный фильтр на пути сырьевых, транспортных и энергетических потоков, обеспечивая производство добавленной стоимости, повышение доходности депрессивного субрегиона, увеличивая ресурсы накопления и инвестирования.

264

Для координации совместных действий дальневосточных субъектов РФ был создан «Совет по привлечению иностранных инвестиций». Основными своими задачами «Совет» определил:

• обсуждение вопросов, касающихся деятельности органов власти всех уровней по формированию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику Дальневосточного региона;

• разработку рекомендаций по основным направлениям инвестиционной деятельности на территории округа, совершенствованию действующего законодательства и рассмотрению проектов нормативных и законодательных актов;

• принятие согласованных решений по устранению административных барьеров при осуществлении инвестиционной и внешнеэкономической деятельности [11].

«Совет» учитывал специфику сегодняшнего дня - развивающуюся интеграцию субъектов Российской Федерации внутри Дальневосточного федерального округа, нацеленную на индустриальное развитие всего Дальнего Востока и Восточной Сибири. Так, в рамках «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года» на территории республики успешно стали формироваться четыре основных производственных кластера - в Южной Якутии, в Западной Якутии (совместно с Иркутской областью), в Северо-Восточной Якутии (совместно с Магаданской областью) и в Центральной Якутии - крупный транспортно-логистический узел в г. Якутске, который наряду с другими проектами предусматривает важные индустриальные интересы Амурской области, Хабаровского и Приморского краёв. Кроме этого, одним из крупнейших межрегиональных инфраструктурных проектов явилось строительство газопровода «Якутия-Владивосток», развернувшееся с 2011 г. и положившее начало создания Якутского центра добычи природного газа в рамках Восточной газовой программы.

Формирование единой энергетической системы стало следующей общей задачей дальневосточных субъектов РФ. Строительство ЛЭП «Черны-шевский-Мирный-Ленск-Пеледуй» с отпайкой (отводкой) от Ленска до Олекминска вдоль нефтепровода «ВСТО», в результате чего Западная Якутия получает надёжное, устойчивое энергоснабжение от каскада Вилюйских ГЭС. В 2010 г. для этого была построена и введена в эксплуатацию линия электропередачи ЛЭП ВЛ -220 кв «Сунтар-Олекминск-НПС№ 14».

В 2013 г. «Федеральная сетевая энергетическая компания» приняла решение о переводе линии электропередачи от Братской ГЭС до иркутского Усть-Кута с напряжения 220 кВ до напряжения 500 кВ. От Усть-Кута до Пеледуя, Витима на Талакан (промежуточный энергоисточник), которым завершается связка между ОЭС Сибири и Западным энергорайоном Якутии. Это позволило обеспечить электроэнергией объекты нефтега-

зовой отрасли Севера и золоторудные месторождения Иркутской области и Западной Якутии. Единый нефтегазовый кластер чётко спланирован в нефтепроводной системе «ВСТО»: через Талаканское и Средне-Ботуобинское месторождения, будущий магистральный газопровод и строительство федеральной дороги «Вилюй» вдоль нефтепровода «ВСТО». Ждут своих инвесторов объекты газопереработки и газохимии на территории Якутии. Ведутся работы (совместно с Магаданской областью) по освоению Яно-Колымской золоторудной провинции. Планируется полномасштабная добыча золота на Нежданинском месторождении. Однако сдерживает проблема обеспечения надёжного энергоснабжения объектов золотодобычи, хотя уже принято решение о строительство ТЭЦ в пос. Хандыга и ЛЭП 220 кВ Хандыгская ТЭЦ - Тёплый ключ - Нежданинское месторожение -Верхне-Менкечи с перспективой выхода этой линии на Усть-Неру и объединения с «Мага-д а н э н ерго».

Вместе с тем, важнейшим в транспортнологистическом кластере являлось соединение строительства железных дорог с деятельностью по возобновлению Северного морского пути, поскольку большинство грузов из АТР проходило мимо приморских портов и Транссиба. Железнодорожный тариф настолько был не выгоден, что грузовладельцы считали доставку грузов более экономной «вокруг света» по морю. Поэтому, приход железной дороги в Якутск, где пересекаются три федеральные автодороги - «Лена», «Колыма», «Вилюй» с соединением через мостовой переход, обновлённый аэропорт в Якутске, возобновление деятельности Северного морского пути - всё это слагаемые создания нового транспортного коридора от Транссиба через Якутск по реке Лена и дальше на Севморпуть.

Таким образом, было определено 52 приоритетных инновационных проекта Якутии, в их числе «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики», транспортная стратегия и т.д. Все проекты в масштабах страны имели важное геополитическое значение в усилении возможностей транзита грузов с созданием международных транспортных коридоров.

Глобальные проекты потребовали огромных инвестиционных ресурсов. Вложения в реализацию крупных инвестиционных проектов на территории Республики Саха (Якутия) в 2007-2014 гг. составили до 69 % в общем объеме инвестиций. Объёмы иностранных инвестиций выросли с

144,6 млн долл. в 2001 г. до 1336,6 млн долл. в 2014 г. Однако подавляющий объём инвестиций приходился на добычу полезных ископаемых: в Республике Саха (Якутия) он составил 98,6 % [4, с. 5]. Поэтому логика совместных действий дальневосточных субъектов РФ по промышленному развитию и применению инновационных разработок формировала масштабный спрос на инновационные технологии и продукцию. Это особенно показательно в проектах возрождения Северного морского пути - одного из приоритетных направлений совместных действий субъек-

265

тов ДФО. В глобальном смысле Север - это экологический и стратегический резерв XXI века, поскольку здесь сосредоточена богатейшая минерально-сырьевая база на шельфе арктических морей и на суше. Северный морской путь - это формирование нового транспортного коридора, эффективного для бизнеса. Сегодня мощные грузопотоки формируются в Китае и следуют на Европу. Строительство железнодорожного моста через Амур (Мохе-Джалинда) в эту логистику встроило железную дорогу до Якутска, дальше товар может следовать по реке Лена и передаваться на Северный морской путь. Этот путь в 3 раза короче, чем доставка грузов через Тихий и Индийский океаны, Суэцкий канал в Атлантику. Он - значительно менее затратный и исключает многочисленные пересечения государственных границ. Таким образом, Северный морской путь - не маршрут прохождения грузов от Владивостока до Мурманска - это огромная территория, которая тяготеет к Северному ледовитому океану, для которой обустройство инфраструктуры нуждается в широкомасштабных инвестициях. Поэтому развитие отношений и интеграция Дальнего Востока России со странами АзиатскоТихоокеанского региона стало серьёзным ресурсом подъёма экономики Дальнего Востока и России, в целом.

Исходя из требований времени, каждый субъект РФ на Дальнем Востоке определил свои «мастеры», которые должны были стать точками развития Дальневосточного региона. «^астер-ный» путь развития, по мнению специалистов, самый эффективный для Восточных территорий России: металлургический (на основе группы проектов «Петропавловск» Еврейской автономной области), космический (на основе космодрома «Восточный»), инновационный (на базе Дальневосточного федерального университета), энергопромышленный (на мощностях ЮжноЯкутского гидроэнергетического комплекса и минерально-ресурсной базы региона), сельскохозяйственный (прежде всего - соевый) кластеры, с созданием которых начинается современный этап развития региона. В рамках этих кластеров планировались крупные инвестиционные проекты. Так, частью горнодобывающего кластера был инвестиционный проект «^базино-Амурск», включающий строительство горнообогатительного комбината на месторождении Апбазино в районе Полины Осипенко и гидрометаллургический комбинат в г. Амурске. Формирование Ургальского угольнодобывающего кластера замыкалось на возведении фабрики по обогащению углей на ОАО «Ургалуголь» в Верхне-буреинском районе.

Инвесторам было предложено 14 реализуемых проектов, 8 проектов, планируемых к реализации, и инвестиционные предложения. Одновременно с этим были определены «4 точки роста», которые должны служить экономическими локомотивами долгосрочного социально-экономического роста Хабаровского края: Хабаровская агломерация; Комсомольский территориально-производствен-

ный комплекс или промышленная зона «Комсомольск - Амурск - Солнечный» (Ю\С), где производится свыше 50 % промышленной продукции

Хабаровского края; Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел; Верхнебуреин-ский топливно-энергетический комплекс. До 2025 г. в Хабаровском крае должны быть реализованы 11 инвестиционных проектов по освоению месторождений полезных ископаемых. 99,5 % объёма продукции краевой горнодобывающей отрасли приходится на золото, серебро и платину. Из 57 крупных инвестиционных проектов, реализуемых в крае, 7 относятся к названной горнодобывающей отрасли [7].

Ад м и н истрации краёв и областей ДФО предоставляли инвесторам налоговые льготы на прибыль и имущество, постоянно улучшая «инвестиционный климат». Вся информация об инвестиционных предложениях публиковалась на официальных сайтах. Вместе с тем, предоставляя «региональный режим» любому инвестору на территории региона при равных правах и возможностях для осуществления инвестиций, например, в Хабаровском крае, особое внимание уделялось поддержке и стимулированию трёх комплексных проектов развития: портовая особая экономическая зона «Советская Гавань», комплексное развитие острова Большой Уссурийский и создание авиационного хаба в г. Хабаровске.

Свои «точки роста» (мастеры) имели все субъекты ДФО. Так, развернулось строительство двух верфей в Приморском крае, на базе ОАО «30-го судостроительного завода» в г. Фокино и судоремонтного завода «Звезда» в г. Большой Камень. ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК) совместно с корейской фирмой Daewoo заключили контракт на проектирование новой верфи на базе ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» для строительства крупнотоннажных судов: танкеров, газоводов дедвейтом до 200-250 тыс. тонн, буровых платформ, плавучих заводов по производству сжиженного природного газа. Корейская сторона владеет 20 % уставного капитала СП, российская - 80 %. Построен ряд важных объектов к саммиту АТЭС 2012 г. в г. Владивостоке.

В результате на территории Сахалинской области было зарегистрировано 736 предприятий с иностранным участием, что было больше в 1,9 раза в сравнении с 2000 г., в том числе: из США - 132 единицы, Республики Корея - 96, Японии - 89, КНР - 63, Дании - 53, Кипра - 52 [5, с. 4]. В структуре накопленного капитала в Сахалинской области 46,4 % прямые инвестиции, осуществляемые иностранными владельцами компаний, 53,6 % приходилось на прочие инвестиции: заёмные средства, полученные у иностранных банков в виде различных видов кредитов [9]. Сахалинская область стала самодостаточным регионом Дальневосточного федерального округа, бюджетная обеспеченность которой составляла с 2011 г. более 100 тыс. руб. на душу населения, тогда как в среднем по ДФО она не поднималась выше 40 тыс. руб. По сводному индексу социально-экономического положения, определяющего инвестиционную привлекательность, Сахалинская область заняла 6 место среди регионов России. По объёму валового регио-

266

нального продукта, 455,2 млрд руб. на душу населения область уже занимала первое место в ДФО и третье место по России в целом. Уровень регистрируемой безработицы по Сахалинской области не поднимался выше 0,8 %, что было вдвое ниже среднероссийского уровня. Важным также являлся для роста инвестиционной привлекательности области прирост показателя по наращиванию темпов жилищного строительства, который составил 22 процентных пункта в сравнении с 2009 г. По темпу роста ввода жилья среди регионов Дальнего Востока Сахалинская область вышла на 2-е место [2, с. 5].

Таким образом, с реализацией грандиозных проектов властные структуры дальневосточных субъектов РФ вкладывали средства в социальную инфраструктуру, что качественно улучшало инвестиционный климат в ДФО. Это дало основание бывшему Министру регионального развития РФ В. Басаргину подчеркнуть: «3 результате реализации «Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона» планируется, что к 2025 г. на Востоке страны объём инвестиций на душу населения будет превышать среднероссийский уровень в 2,2 раза. Жить на Дальнем Востоке станет престижно, а развитие региона станет мощным фактором нового качества экономического роста России» [1, с. 5].

Вместе с тем, необходимость срочного и крупномасштабного импортозамещения в условиях международной изоляции России и незаконных санкций Запада потребовали крутого разворота страны к Тихому океану в качестве национального приоритета на весь XXI век.

Закончился 500-летний период, когда в экономике и политике доминировал Запад. Сегодня 60 % мирового ВВП даёт Азиатско-Тихоокеанский регион. Международный валютный фонд официально признал: экономика Китая выходит в мировые лидеры. Его ВВП, согласно прогнозам, составит по итогам 2015 г. 19,2 триллиона долларов, США - 18,2 триллиона [8, с. 4-5]. Таким образом, в Европе - кризис, в странах Азии -подъём.

Это определило возрастающую роль Дальнего Востока - форпоста страны на рубежах АТР. Со странами, в него входящими, у нас тысячи километров общих сухопутных и морских границ, давние деловые и культурные связи. Словом, России не потребуется «прорубать окон» в АТР, но важно выстроить и укрепить всесторонние отношения, изменив прежнюю модель экономического развития Дальнего Востока, перейдя от отдельных инвестиций делового мира стран АТР в разработку природных богатств восточного региона России к современному созданию здесь гигантов индустрии.

Необходимо отметить, что Япония, Китай, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Индонезия стали передовыми технологическими, промышленными, научными и финансовыми державами благодаря методу концентрации ресурсов и их усилий. Опыт сопредельных стран АТР явился основой для решения задач создания мощной индустрии

на Дальнем Востоке. Важно было найти «точки притяжения» инвестиций.

Решение этой задачи определил закон «О территориях опережающего социально-экономи-ческого развития в Российской Федерации (ТОСЭР)», подписанный Президентом В. Путиным в канун нового, 2015, года. Закон определяет ТОСЭР как часть территории субъекта РФ, на которой в соответствии с решением правительства устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного соци-ально-экономи-ческого развития и создания комфортных условий для населения. ТОР создаётся на 70 лет, на его территории действует особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, в том числе особые льготные ставки арендной платы, особое налогообложение резидентов, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, применение процедур свободной таможенной зоны и др. Создание инфраструктуры ТОР осуществляется на средства бюджетов федерального, регионального и местного уровней и внебюджетных источников.

ТОРы выступают сегодня одним из ключевых инструментов, обеспечивающих реализацию задачи, поставленной Президентом страны, что «... развитие Дальнего Востока - приоритет на весь XXI век» [7, с. 15]. ТОРы рассматриваются как «окна в глобальный рынок», что позволит Дальнему Востоку включиться в производственные цепочки стран АТР.

В Министерстве развития Дальнего Востока были разработаны критерии конкурентоспособности территорий, претендующих на опережающее развитие. Из них назовём четыре, на наш взгляд, наиболее важные: необходимость динамичного развития региона для инвестиционной привлекательности; формирование у населения региона новых ценностей; обязательны комфортные условия для развития бизнеса; необходимо наличие сильных авторитетных лидеров [10]. На основе этих критериев сотрудники Минвостокразвития исследовали всю территорию Дальнего Востока, осмотрели свыше 400 площадок для создания ТОРов, отобрали 14 наиболее подходящих, с ориентиром на тихоокеанский рынок, предусмотрев налог на прибыль не выше 10 %, подключение к электричеству - не более месяца, как в Южной Корее; цены на электроэнергию не выше 7 центов, получение разрешения на строительство - не более 26 дней, как в Сингапуре. Необходимо отметить, что закон о ТОРах гарантирует пятилетние каникулы по налогам на прибыль, льготные условия на аренду земли, подключение к энергосетям, наём иностранных специалистов и т.д.

Для ТОРов отобраны как новые площадки «в чистом поле» (логистическая ТОР «Надеадинская» Приморского края), где должны реализовываться абсолютно новые проекты, так и уже действующие производства (Якртский проект «Композитный кластер» на базе предприятия «Технологии базальтовых материалов» или Петропавловск-Камчатский морской торговый порт). ТОР «Комсомольск», где

267

будут построены предприятия по выпуску двигателей, агрегатов и узлов и другой продукции для компании «Гр^щанские самолёты Сухого», Ком-сомольского-на-Амуре авиационного завода,

Амурского судостроительного завода рассматриваются как особо важные [5, с. 2].

Вместе с тем, ряд ТОРов создаются на площадках несостоявшихся проектов особых экономических зон (ОЭЗ), что породило скепсис в отношении ТОРов, поскольку туристско-

рекреационная на острове Русском Приморского края и Советско-Гаванская ОЭЗ Хабаровского края практически остались на бумаге.

Необходимо отметить, что обязательным условием отбора ТОРов являлось также наличие «якорных инвесторов» (табл. 1). В деловом мире стран АТР к ТОРам сформировался большой интерес. Подписано 19 инвестиционных меморандумов с крупнейшими иностранными компаниями, среди них японские корпорации Mitsubishi Corporation, Mitsui, Toyota Tsusho Corporation, a также китайские, корейские лидеры бизнеса. Однако первыми якорными инвесторами стали российские компании. ТОР «Хабаровск» расположится в пригороде, здесь будет производство теплоизоляционных материалов, трубошпунта, металлургии, тепличные комплексы и т.д.

Таблица 1

Территории опережающего развития, отобранные на подкомиссии

Наименование ТОР Местоположение Площадь, га Количество резидентов, ед. Объём частных инвестиций, млрд руб. Объём бюджетных инвестиций, млрд руб. Число созданных рабочих мест, ед. Объекты создаваемой инфраструктуры

«Хабаровск», Хабаровский край 716 8 28,52 1,8 3095 Электроэнергия, газ, водоснабжение, водоотведение, автодорога

«Комсомольск», г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край 327 5 15,23 1,2 2700 Электроэнергия, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение

«Надевдинская», Надеждинский район, Приморский край 807 3 6,73 3,2 1630 Электроэнергия, газ, водоснабжение, водоотведение, автодорога

Примечание. Источник таблицы: Ларина Л. ТОСЭР: первый пошёл // Дальневосточный капитал. 2015. № 3. С. 14.

Инвесторами стали: группа «Энергия», «Техно-Николь», «Невада», «МТЕ» и др. Для ТОР «Надеждинская» - «Инком-ДВ», «Невада», здесь будет производственно-логистический комплекс, связанный с портами. «Комсомольск» ориентирован на производство комплектующих для авиапромышленности (табл. 1).

Общий объём частных инвестиций для первых трёх ТОРов составит 50,28 млрд руб., инвестиции из федерального бюджета определены в сумме 6,2 млрд руб. На ближайшие три года бюджетом выделено для развития концепции ТОРов 42 млрд руб., одновременно реализуются такие проекты, как «Сила Сибири» объёмом инвестиций в 2 триллиона руб., космодром «Восточный» - свыше 300 млрд руб. инвестиций, модернизация БАМа и Транссиба - более 500 млрд руб. Всё это мощный ресурс, который подкрепляет разворот страны к Тихому океану [8, с. 5].

Таким образом, опыт преуспевающих стран АТР, сумевших достичь высоких экономических, промышленных, финансовых, научных результатов, оказал влияние и был использован при разработке концепции. Деятельность по управлению дальневосточными ТОРами будет осуществлять АО «Корпорация развития Дальнего Востока», созданная в мае 2015 г. на базе ОАО «Москов-

Литература:

1. Басаргин В. Власть. Компетентно // Российская газета. Регион. 2011. № 221. 4 октября.

ской материально-технической базы», руководителем которой определён А.В. Корнейчук, опытный и авторитетный лидер. Однако лидеры девяти субъектов РФ на Дальнем Востоке, не ожидая разворота деятельности Корпорации, провели в декабре 2014 г. в Сеуле российскокорейский форум «Инвестируйте в Дальний Восток», представив ряд инвестиционных проектов, шесть из которых были утверждены Правительством РФ и рекомендованы к реализации на Дальнем Востоке России: в Республике Саха (Якутия) - «1-я очередь Таёжного горнообогатительного комбината» и «строительство горно-обогатительного комплекса «Инаглин-

ский»; в Камчатском крае - «Горнометаллургический комбинат по добыче и переработке руды Озерновского золоторудного месторождения»; в Ам у р ской области - «Развитие золотодобычи в Селемджинском районе»; в Хабаровском крае -«Комплексный инвестиционный проект развития угледобычи и углеобощения» и др. Из всего анализа концепции о ТОРах можно сделать вывод, что цель государственной политики поддержки динамики инвестиционной привлекательности Дальнего Востока - увеличить к 2030 году долю АТР в общем экспорте топлива и энергии до 39 %, диверсифицировав экспорт в АТР, поэтому по разработке и эксплуатации проекты недропользования останутся основными драйверами развития Дальнего Востока России.

Literature:

1. Basargin V. Authority. Ably // the Russian Newspaper. Region. 2011. № 221. October, 4.

268

2. Борисов Е. Инфраструктура - основа общего развития регионов Востока России // Дальневосточный капитал. 2011. № 7.

3. Галушка А. Министр развития Дальнего Востока. Интервью для журнала // Дальневосточный капитал. 2015. № 1.

4. Дальневосточный капитал. 2013. № 2.

5. Дальневосточный капитал. 2015. № 1.

6. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1999-2000 // Эксперт. 2000. № 41.

7. Ларина Л. Расти нельзя остановиться. Дальневосточный капитал. 2015. № 1.

8. Окно в АТР. Владивосток : Издат. дом ДВФУ, 2014. № 2.

9. Перспективы социально-экономического развития Дальнего Востока (подг. группой сотрудников Министерства экономического развития и торговли РФ и Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ под руководством М. Улюканова и В. May) // Вопросы экономики. 2000. № 10.

10. Пять критериев конкурентоспособности территории // Приморская газета. 2015. 11 сентября.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Шпорт В.И. Проектный подход // Российская газета. Регион. Хабаровск, 2011. 4 октября.

12. Проблема исследована и представлена автором публикациями: Л.А. Моисеева. Развитие инвестиционной привлекательности в АТР (1999-2011 гг.). URL: http://cyberleninka.ru; Факторы инвестиционной привлекательности Дальнего Востока России (конец XX - начало XXI в.). URL: http://riatr.ru и др. // Модуль поиска Интернет.

2. Borisov E. Infrastructure as a basis of general development of Russia's East regions // Far East Capital. 2011. № 7.

3. Galushka A. The Minister of Development of the Far East. interview for journal // Far East Capital. 2015. № 1.

4. Far East Capital. 2013. № 2.

5. Far East Capital. 2015. № 1.

6. Investment rating of the Russian regions. 19992000 // Expert. 2000. № 41.

7. Larina L. Grow must not stop // Far East Capital. 2015. № 1.

8. Window to the Asia-Pacific region. Vladivostok : Far East Federal University Press, 2014. № 2.

9. Socio-economic prospects of the Far East (developed by the staff of the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation and Working Center for Economic Reforms under the Government of the Russian Federation leading by M. Ulyukanov and V. Mau) // Economic issues. 2000. № 10.

10. Five criteria of competitiveness of the territory // the Primorsk newspaper. 2015. September, 11.

11. Shport V.I. Design approach // the Russian newspaper. Region. Khabarovsk, 2011. October, 4.

12. The problem is investigated and presented by publications of L.A. Moiseev. Development of investment appeal in ATR (1999-2011). URL: http:// cyberleninka.ru; Factors of investment appeal of the Far East of Russia (the end of the XX - beginning of the XXI century). uRl: http://riatr.ru, etc.

269

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.