венных детских, медицинских и других учреждений на местах.
В условиях рыночных отношений подрядные работы заключаются на условиях тендера, конкурса рабочей силы и в этом отношении многое будет зависеть от самого населения, его профессиональной и психологической готовности. Чтобы содействовать решению этой проблемы в Правительстве Республики Саха (Якутия) разработана дополнительная целевая программа подготовки рабочих кадров из числа местных жителей и их привлечения при строительстве и эксплуатации железной дороги, которая будет увязываться с программой работы подрядных организаций.
В заключение следует отметить, что железная дорога — самый экономичный и выгодный вид транспорта с наименьшим отрицательным воздействием на окружающую среду. В короткие исторические сроки п. Нижний Вестях будет центром Мсгино-Кангапасского улуса и всех заречных улусов, станет небольшим современным городом. У населения республики появится возможность широко приобщиться к отраслям
строительства, промышленности, торговли и транспорта, а именно железной дороги. Следует признать, что в республике с каждым годом увеличивается количество учебных заведений профтехобразования, среднетехнических учреждений, где можно получить необходимую востребованную профессию и рабочую специальность. Поэтому сельской молодежи необходимо идти работать в отрасли промышленности, транспорта, торговли, строительства, связи и др.
Литература
1. Концепция освоения прилегающих территорий в зоне строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск /Мин.эконом. развития и торговли РФ, Рос. академия наук, Совет по изучению производительных сил. - М., 2005. - 133 с.
2. Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия), январь-декабрь 2005 г. Госкомстат России. Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по РС(Я). - Якутск, 2006. - 307 с.
3. Республиканская целевая программа «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) на 2001-2005 гг.». -Якутск, 2000.- 150 с.
УДК 339.727.22
Российский Дальний Восток и страны Северо-Восточной Азии: перспективы инвестиционного сотрудничества
Е.Ю. Потапова
Рассматриваются возможности привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций в развитие экономики Дальнего Востока. Особенное внимание уделяется перспективам инвестиционного сотрудничества региона со странами Северо-Восточной Азии.
In this article we research opportunities of as domestic and foreign investments for Far East economy development. The special attention is paid to the perspectives of investment cooperation with Northeast Asia's countries.
Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) отличается от других российских регионов, в первую очередь, своим экономико-географическим положением: находится вдали от основных рынков сбыта страны, является приграничным регионом по отношению к странам бассейна
ПОТАПОВА Екатерина Юрьевна - аспирант Санкт-Пстербургокого государственного университета. * Статья принята к печати 25 декабря 2006 г.
Тихого океана. Округ имеет протяженную границу с Китаем, морскую границу с США и Японией. В его состав входят такие субъекты Российской Федерации, как Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области, Корякский и Чукотский АО, а также Еврейская автономная область [1]. Одним из главных факторов инвестиционной привлекательности Дальнего Востока являются его бога-
тыс природные ресурсы'. Округ носит явно выраженную сырьевую направленность, и практически всс инвестиции сконцентрированы в при-родно-рссурсном и промышленном секторах экономики. Производство ВРП ДВФО в 2004 г. составило 4,7% общероссийского ВРП. В 2003 г. 22,9% ВРП приходилось на долю Республики Саха (Якутия), 21,3% и 21,09% составили доли Приморского и Хабаровского краев и 11,6% -Сахалинской области.
Больше половины всей промышленной продукции федерального округа производится в трех областях - в Якутии, Приморском и Хабаровском краях (табл. 1). Большинство крупнейших предприятий ДВФО, которые зачастую являются бюджетообразующими для региона, относятся к добывающим отраслям. К примеру, ЗАО «А'ЛРОСА» в Республике Саха (Якутия), шель-фовые проекты на Сахалине или освоение месторождения Кубака АО «Омолонской золоторудной компанией» в Магаданской области. Кроме уже существующих бюджетообразующих предприятий, в качестве новых точек экономического роста региона могут послужить крупные инвестиционные проекты. Регионы ДВФО располагают богатыми природными ресурсами, но не имеют необходимых финансовых средств, соответствующих технологий для их эффективного освоения.
Особенности экономико-географического положения ДВФО определяют не только положительные, но негативные факторы, тормозящие развитие его экономики:
- удаленное расположение региона предопределяет высокие затраты на транспортировку продукции и электроэнергию. По данным Госкомстата, густота железнодорожных путей общего пользования в ДВФО составляет чуть более 13 км на 10 тыс. км2, когда в среднем по России этот показатель составляет 50 км на 10 тыс. км2. Низкая плотность дорог в ДВФО предопределила очаговый характер размещения производств. Основными источниками энергии являются ТЭЦ. В качестве топлива используются дорогостоящий уголь и мазут, ввозимые за тысячи километров, а устаревшее оборудование, которым оснащены электростанции, делает этот процесс менее эффективным;
- большинство месторождений полезных ископаемых удалено от освоенных районов, что затрудняет и увеличивает стоимость их разработки. Затраты на строительство наземных транспортных путей в 3-5 раз, а промышленных сооружений в 4—7 раз выше, чем, к примеру в центре европейской части России [1];
- еще одной проблемой является снижение численности населения в ДВФО, который имеет самый высокий среди всех округов России коэф-
Таблица I
Валовой региональный продукт ДВФО, млн. руб.
• 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. - 2002 г. 2003 г.
Дальневосточный федеральный округ 144 787,2 237 639,2 312 981,4 394 458,9 477 348,7 581 204,1
Республика Саха (Якутия) 33 529,1 61 622,9 81 185,5 100 730,6 114 758,2 133 142,6
11риморский край 31 512,9 54 848,2 63 989,3 73 538,9 100 787,7 124 036.1
Хабаровский край 29 879,0 41 785,7 67 835,0 81 961,0 101 848,1 122 550,4
Амурская область 14 727,4 21 057,3 26 576,3 38 630,7 46 466,8 54 783,1
Камчатская область 11 309,0 14 764,3 17 728,3 23 115,1 25 857,5 29 294,2
в т.ч.Корякский АО - - 2 574,1 3 374,8 3 524,4 4 338,0
Магаданская область 6 706,6 10 354,7 12 567,7 15 748,4 20 888,2 22 979,2
Сахалинская область 13 091,1 27 283,5 35 412,1 48 113,6 48 562,9 67 443,2
Еврейская автономная область 1 528,3 2 964,4 3 682,7 4 624,4 6 747,2 8 593,4
Чукотский АО 2 503,8 2 958,2 4 004,5 7 996,2 11 432,1 18 381,9
Источник: Формирование рыночной экономики регионов Дальневосточного округа в январе-декабре 2005 г.: Статистический бюллетень. - Хабаровск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, 2006. - С. 7.
На долю региона приходится почти половина водных, биологических и треть гидроэнергетических ресурсов. В недрах содержится 30% российских запасов угля, 20% углеводородного сырья, 25% древесины, значительны запасы цветных металлов и редкоземельных элементов. Не случайно основу дальневосточной экономики составляет добывающая промышленность, которая дает более 30% производства сырья в России. Регион располагает машиностроительным комплексом, базирующимся на высоких технологиях, особенно в области создания оборонной техники, www.dvcongress.ru.
фициент миграционной убыли населения в округе (табл. 2). Такой высокий показатель объясняется тяжелыми социально-экономическими и климатическими условиями жизни на Дальнем Востоке;
- основным фактором, сдерживающим инвестиционную активность Дальневосточного округа, является недостаток у предприятий денежных средств для поддержания производственных мощностей и модернизации производства. Финансовая стратегия предприятий ДВФО, в основном, направлена на покрытие недостатка
Анализ инвестиционной активности показал, что предприятия ДВФО, в основном, осуществляют инвестиции не в инновации, а в поддержание основных фондов. В результате снижается прибыльность инвестиционных мероприятий, выпускается неконкурентоспособная продукция. Для развития экономики ДВФО необходимо расширять, диверсифицировать и повышать эффективность производства, развивать не только добывающие, но и перерабатывающие отрасли, морской порт, авиа- и автотранспорт и др. Следовательно, существует потребность в огромных капиталовложениях. Целесообразно рассматривать следующие варианты привлечения денежных средств - банковские кредиты, государственную поддержку или привлечение иностранных инвестиций.
Банковская система ДВФО слабо развита и отличается низкой капитализацией. Инвестиции осуществляются в основном за счет средств самих
ресурсов для осуществления текущей деятельности, поддержание производства и реализации продукции;
- роль банковской системы в кредитовании реального сектора экономики незначительна. Коммерческие банки предпочитают осуществлять краткосрочное кредитование экономики для поддержания текущих потребностей предприятий. Долгосрочное кредитование сдерживается неудовлетворительным финансовым состоянием предприятий, отсутствием у них ликвидного залога, высокими рисками невозврата кредитов [2].
предприятий. Большинству банков не удается аккумулировать денежные средства населения и переводить их в инвестиционные ресурсы. Структура источников инвестиций в основной капитал предприятий представлена в табл. 3.
Как видно из таблицы, как источник формирования инвестиционных ресурсов, банковские кредиты составляют всего 4% и находятся на последнем месте.
До 90-х годов XX в. государственное участие в освоении и развитии Дальнего Востока заключалось в обеспечении региона финансовыми и материальными ресурсами. Регион снабжал страну промышленным сырьем и экспортной продукцией, а также выполнял функцию военно-политического форпоста страны на Тихом океане. В середине 90-х годов объем промышленной продукции сократился на 60%, а объем инвестиций - на 79% [3]. Дальневосточный регион был вынужден переориентировать свои экономи-
Таблица2
Коэффициенты миграционного прироста (на 10 ООО человек населения)
1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Центральный федеральный округ 47 39 41 30 34 36 35
Северо-Западный федеральный округ 10 -5 8 8 8 6 9
Южный федеральный округ 16 13 9 6 -0.4 1 -0,4
Приволжский федеральный округ 29 22 16 2 1 0.04 -2
Уральский федеральный округ 29 3 21 9 2 4 4
Сибирский федеральный округ 3 -8 -4 -17 -16 -18 -11
Дальневосточный федеральный округ - 100 -97 -52 -64 -40 -36 -31
Республика Саха (Якутия) - 199 - 154 -65 -67 -59 -45 -35
Приморский край -54 -53 -26 -96 -26 -27 -25
Хабаровский край -41 -57 - 16 - 14 -9 5 - 1
Амурская область -61 -61 -43 -39 -36 -31 -29
Камчатская область - 160 - 166 - 111 -84 -79 -76 -63
в т.ч.Корякский АО -288 -264 -243 - 174 - 177 - 171 - 160
Магаданская область -241 -276 -220 - 169 - 145 - 180 - 188
Сахалинская область - 163 - 124 -84 -61 -64 -73 -59
Еврейская автономная область -94 - 146 -36 - 15 -5 -3 -3
Чукотский АО -516 -581 -442 -201 -205 -353 - 170
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. - М.: Росстат, 2005. - С. 71.
Источники инвестиций в основной капитал предприятий ДВФО, %
2004 г.
собственные средства привлеченные средства из них
кредиты банков бюджетные средства из них
федеральный бюджет бюджеты субъектов РФ
Дальневосточный федеральный округ 28,9 71,1 4,1 15,9 5,9 9,6
Республика Саха (Якутия) 58.0 42.0 3,3 21.0 2.8 18,1
Приморский край 53.3 46,7 7.3 22,6 12,8 8.5
Хабаровский край 46.3 53,7 4.4 24,1 5.9 17.3
Амурская область 20.8 79,2 10.5 13.9 9,9 3,6
Кимчагская область 38,6 61.4 7.9 34.3 23,8 9,1
в т.ч. Корякский АО 23,1 76.9 5,3 69.5 57,1 10.0
Магаданская область 25,7 74,3 15,1 30,6 28,2 2.3
Сахалинская область 5,8 94,2 1.1 2,4 1.1 1.3
Еврейская автономная область 6.5 93,5 0,02 18,5 12,3 5.4
Чукотский АО 11.0 89.0 - 37,7 5,1 32.6
Источник: Рсгноны России. Социально-экономические показатели. - М.: Росстат, 2005. - С. 885.
чсскис связи на внешние рынки Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Сегодня государственная поддержка экономики региона оказывается в рамках ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 г.», но объем предоставленных государством средств явно недостаточен для заявленных в ней целей.
В последние несколько лет иностранные инвесторы проявляют все больший интерес к регионам Дальнего Востока (табл. 4).
В 2004 г. ДВФО находился на третьем месте по объему привлекаемых иностранных инвестиций после Центрального и Уральского федеральных округов. Приток иностранных средств в
округ вырос по сравнению с прошлым периодом в 1,8 раз и в 2004 г. составил 5,07 млрд. долл. (2,85 млрд. долл. в 2003 г.) или 12,5% иностранных инвестиций, поступивших в экономику России. Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме всех иностранных инвестиций, привлекаемых в округ, составляет 67% (в среднем по России этот показатель равен 23%), что связано с их направленностью в сырьевые проекты.
По итогам поступления иностранных инвестиций в 2004 г. в ДВФО лидирует Сахалинская область (77% общего объема), Республика Саха (Якутия) (16,4%), далее идут Приморский край (2%) и Хабаровский край (2%) (табл. 5).
Таблица 4
Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации, тыс. долл. США
Иностранные инвестиции 1999 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Российская Федерация 9 560 198 19 779 982 29 698 874 40 508 891
в том числе ПИИ 4 259 710 4 002 559 6 780 660 9 420 251
Центральный федеральный округ 3 448 617 9 526 309 15 664 335 19 276 636
в том числе ПИИ 1 393 237 2 223 851 3 351 795 4 038 122
Северо-западный федеральный округ 1 535 730 1 593 941 1 877 422 2 869 123
в том числе ПИИ 606 325 332 687 449 725 376 906
Южный федеральный округ 721 362 586 786 665 838 688 688
в том числе ПИИ 578 515 213 695 257 361 128 493
Приволжский федеральный округ 423 027 1 448 694 944 694 2 415 474
в том числе ПИИ 141 591 197 473 236 256 421 969
Уральский федеральный округ 835 182 2 538 662 5 561 797 7 032 922
в том числе ПИИ 277 063 269 379 271 655 943 718
Сибирский федеральный округ 1 338 663 2 944 124 2 137 974 3 153 563
в том числе ПИИ 166 256 41 293 121 018 114 570
Дальневосточный федеральный округ 1 257 617 I 141 466 2 846814 5 072 485
в том числе ПИИ 1 096 723 724 181 2 092 850 3 396 473
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. - М.: Росстат, 2005. - С. 897.
Поступление инострамных инвестиций в субъекты ДВФО в 2000-2004 гг.
Иностранные инвестиции в ДВФО 2000 г. 2003 г. 2004 г.
тыс. долл. США % тыс. долл. США % тыс. долл. США %
ДВФО, всего 577158 100 2846814 100 5 072 485 100
в том числе ПИИ 304693 2092850 3 396 473
Республика Саха (Якугия) 159570 27,6 596749 20,9 834398 16,4
в том числе ПИИ 610 22894 7519
Приморский край 78065 13,5 62697 2,2 97895 1,9
в том числе ПИИ 30488 42406 60840
Хабаровский край 27203 4,7 27445 1,0 96212 1,9
в том числе ПИИ 18006 3481 12997
Амурская область 4528 0,8 16069 0,5 42724 0,8
в том числе ПИИ 4528 15677 42569
Камчатская область 29442 5,1 52772 1,9 39645 0,8
в том числе ПИИ 99 83 7
Корякский А.О. 300 0,1 2180 - -
в том числе ПИИ - - 6670
Магаданская область 27732 4,8 7461 0,3 33996 0,7
в том числе ПИИ 4773 50 13
Сахалинская область 250560 43,4 2083088 73,0 3927138 77,4
в том числе ПИИ 246131 2007726 3272077
Еврейская автономная область 58 0,01 533 0,02 477 0,01
в том числе ПИИ 58 533 477
Чукотский А.О. - - - - - -
в том числе ПИИ - - - -
Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели. - М.: Росстат, 2003. - С. 862; Регионы России. Социально-экономические показатели. - М.: Росстат, 2005. - С. 896; БИКИ №149 - 150 от 28.12.04. - С. 2.
Привлекаемые инвестиции распределены крайне неравномерно, наибольшие объемы иностранных инвестиций приходятся на два сырьевых региона - Якутию и Сахалинскую область (94% всех иностранных инвестиций, поступивших в ДВФО в 2004 г.).
Помимо ТЭК, достаточно крупные инвестиции идут в золотодобывающую промышленность, в модернизацию портов, строительство новых терминалов, особенно нефтяных, перегрузку металлов и т.д. В 2003 г. поступления в тоачивную промышленность составили 1,78 млрд. долл. или 74% иностранных инвестиций, горнодобывающую - 543,9 млн. долл. или 19%, пищевую -65,5 млн. долл. или 2%, лесную и деревообрабатывающую - 28,6 млн. долл. (1%) [4].
Таким образом, большая часть иностранных инвестиций сконцентрирована в природно-рссурсном и промышленном секторах экономики. Практически не осуществляются вложения в такие важные отрасли, как финансы, кредит, страхование и т.д.
Основные страны-инвесторы, осуществляющие значительные инвестиционные вложения в
2005 г. в дальневосточные регионы.: Нидерланды - 3797,4 млн. долл. США; Люксембург -399,8; Индия - 319,9; Великобритания - 250,9; США - 185,2; Япония - 75,8; Багамские острова - 725,8 млн. долл. США [5].
Принимая во внимание такие факторы, как географическое расположение ДВФО, сырьевую направленность экспорта, развитые внешнеэкономические связи со странами Востока - развивать инвестиционное сотрудничество и ожидать увеличения иностранных инвестиций следует именно из стран АТР.
АТР является одним из быстро развивающихся регионов мира, потенциально способным дать толчок для развития российской экономики. Потребности АТР в энергоносителях постоянно растут, а собственные запасы энсргоресурсов стремительно истощаются. Практически только российский Дальний Восток в Северо-Восточной Азии обладает большими запасами природных энергетических ресурсов (табл. 6).
Китай и Индия уже давно перешли в разряд нефтяных неттоимпортеров. Импорт нефти в Китае, как прогнозируется, увеличится с 85 млн. т
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007, №3 4. Заказ N»276
Обеспеченность регионов СВА энергоресурсами на 1 км1
Регионы Нефть, т Газ, тыс. м> Уголь, тыс. т
Дальний Восток РФ 93,00 309,00 4.00
Монголия 0,00 0,00 10,900
Северо-Восточный Китай - - -
КНДР 0,00 0.00 0.03
Республика Корея 0,00 0,00 0,005
Япония 0,06 0,02 0,007
Источник: Голованова Л. А. Тенденций международного сотрудничества Дальнего Востока России в сфере энергетики // Дальний Восток России в системе международных отношений в АТР: история, экономика, культура. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - С. 34.
в 2000 г. до 500 млн. т в 2030 г. [6]. Такая же ситуация прогнозируется в соседних с Китаем странах АТР. Учитывая инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, заложенные в бюджете правительства на 2006 г., интерес к участию в инвестиционных проектах должен т^'^око возрасти.
При весьма остром дефиците инвестиционных ресурсов и значительном уровне физического и морального износа основных фондов, особенно производственного оборудования, наиболее
важным представляется правильно выбрать сферы и объекты приоритетного инвестирования [7]. ДВФО должен делать ставку на проекты, обладающие значительным мультипликативным эффектом и имеющие большое значение, как для иностранных, так и для отечественных предпринимателей. Поэтому основное внимание будет уделяться проектам, связанным с развитием межрегиональной транспортной и энергетической инфраструктуры.
Литература и источники
1. Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства / Под ред. В.A. May, О.В. Кузнецовой - М.: Институт экономики переходного периода, 2002. - С. 48-50.
2. Бард B.C., Бузулуков С.Н., Дробыцкий И.Н., Щепетова С.Е. Инвестиционный потенциал российской экономики. — М.: Экзамен, 2003. — С. 182.
3. www.ivr.ru.
4. БИКИНа 149 - 150 от 28.12.04. - С. 3.
5. http://www.regnum.ru/news/600706.html.
6. Инвестиции в России. - 2004. - №7. - С. 11.
7. Морозов ВВ. Инвестиционная деятельность территорий: организационно-финансовый аспект. -Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. -С. 65.
❖ ❖ ❖
УДК 332.133.6 (571.56)
Повышение конкурентоспособности как приоритетное условие кластерного развития экономики
И.Е. Егорова
Раскрывается понятие «кластер», «кластерный подход» к развитию алмазно-бриллиантового комплекса на примере Республики Саха (Якутия).
The article expose conceptions «duster» and «clustery method» for development diamond and brilliant complex of Republic Sakha (Yakutia).
Экономический кластер - это система фирм и компаний, проектных, научных и образовательных организаций и других хозяйствующих субъектов рыночной экономики, активно использующих инновационные методы деятельности,
ЕГОРОВА Ирина Егоровна - с.н.с. ИРЭ АН РС (Я). * Статья принята к печати 25 декабря 2006 г.
взаимодействующих преимущественно по принципу географической близости друг от друга и интегрированных вертикально и горизонтально с учетом организационно-технологической взаимосвязанности и в конечном итоге функционирующих с единой целью достижения роста добавленной стоимости продукции и ее рыночной конкурентоспособности.