I.A. Tronina
Creation of the coordination nanotechnological the center in the sphere of the light-emitting diode industry of the oryol region
In article the problem of development of innovative and technological activity of the Oryol region by means of creation of the coordination nanotekhnologichesky center in the sphere of the light-emitting diode industry is reflected.
Keywords: innovative and technological activity, light-emitting diode industry, coordination nanotechnological center.
УДК 332
Н.Н. Игумнов, аспирант, 8(915) 175-76-04, vonmugi@rambler.ru, (Россия, Москва, Финансовый Университет при Правительстве РФ)
РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматривается состояние инвестиционного процесса и его влияние на повышение экономического роста региона. На основании проведенного исследования даются рекомендации по стимулированию инвестиционной деятельности и улучшению инвестиционного климата.
Ключевые слова: инвестиционный процесс, инвестиционная привлекательность, инвестиционная активность, инвестиционный климат.
Инвестиционные процессы в рыночном хозяйстве — один из наиболее интересных и сложных объектов исследования. Изменения спроса, стоимости капитала, параметров внутренней устойчивости фирмы всегда порождали резкие колебания объемов инвестиций наряду с прибылями, процентами акций, курсами акций, хотя их взаимосвязи менялись по мере развития и усложнения рыночного хозяйства. При изучении нынешнего и будущего состояния инвестиционного процесса в стране большую роль играют факторы структурных сдвигов и времени. Всякий кризис рыночного хозяйства в течение нескольких лет приводит к переоценке спроса и рыночной эффективности, перераспределению ресурсов. В условиях сравнительно небольших изменений последующий рост носит восстановительный характер — загружаются свободные мощности. Накопившаяся за годы потребность во вложениях в воспроизводство основных фондов требует немедленных решений и поиска соответствующих институциональных форм. В первую очередь это относится к стареющим инфраструктурным отраслям, нарастающей угрозе отказа инженерных сетей, перерыву в воспроизводстве машиностроительной базы. Если инвестиционный климат так плох, что не обеспечивает жизненно важных капиталовложений, то их все равно нельзя отложить до его улучшения.
Отраслевая направленность инвестиций при отсутствии какой-либо ясной промышленной политики оказалась вполне стихийной. В ней проявились — в условиях «раннего» российского капитализма — основные рыночные факторы: сбыт и прибыль. Разумеется, в постсоветский период инвестиции шли именно в те отрасли, которые оставались недоинвестированными плановом хозяйстве, — транспорт, связь и торговлю, а также в строительство и недвижимость [1].
Инвестиционные процессы являются одним из основных, определяющих динамику капитала в экономике, темпы и характер экономического роста. Инвестиции относятся к той сфере национальной экономики, которая определяет развитие как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов рынка.
Инвестиционный процесс выступает как совокупное движение инвестиций различных форм и уровней. Осуществление инвестиционного процесса в экономике любого типа предполагает наличие ряда условий, основными из которых являются:
- достаточный для функционирования инвестиционной сферы ресурсный потенциал;
- существование экономических субъектов, способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах;
- механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности.
Инвестиционный процесс регионального масштаба является движущей силой развития не только территории региона, но и государства в целом. Привлечение и заинтересованность инвесторов в инвестировании отраслей экономики, прежде всего, связаны с финансовой категорией, а точнее с получением прибыли от своих вложений. При этом в Тульской области, как и в других регионах Российской Федерации, имеются все составляющие для привлечения дополнительных ресурсов.
Инвестиционная привлекательность региона реализуется в виде инвестиционной активности в регионе. Инвестиционная активность региона — это мера интенсивности привлечения и вложения инвестиций в основной капитал региона. Инвестиции в основной капитал — это одна из форм инвестиционного процесса, образующая реальные инвестиции наряду с инвестициями на прирост материально-производственных запасов. Реальные инвестиции служат определяющим компонентом воспроизводственного процесса, представляют собой основной фактор обновления и развития производства.
Успешное поступательное развитие субъекта Российской Федерации невозможно без научно обоснованной концепции долговременной стратегии экономического развития и уровня жизни населения. В разработке стратегии регионального развития, позволяющей обеспечить высокие темпы экономического роста, формирование растущего инвестиционного потенциала, повышение конкурентоспособности, снятие социальной напряженности и по-
вышение уровня жизни населения, важное место отводится улучшению инвестиционного климата [2].
Роль инвестиций в экономическом развитии переоценить трудно. Ведь не секрет, что инвестиции являются основой будущего развития, что от масштабов и направлений инвестиционной активности в решающей мере зависят темпы и качество экономического роста, диверсификация производства, его инновационно-технологическая модернизация, занятость трудоспособного населения рост уровня жизни. Тульская область, не имея высоколиквидного сырья (нефть, газ, золото и пр.), востребованного на мировых рынках, всегда осознавала важность и жизненную необходимость привлечения в регион внешних инвестиций для своего развития.
В экономике области наблюдается усиление инвестиционной активности и как результат — устойчивое увеличение объемов инвестиций в основной капитал (табл. 1) [3].
Таблица 1
Основные показатели инвестиционной деятельности в регионе
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Инвестиции в основной капитал (млн руб.) 20 803,7 24 361,1 36 208,1 55 363,1 61 813,9 66 027,5
Темп роста инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году 131,9 105,6 132,8 130,1 104,9 104,1
Инвестиции, % к ВРП 17,9 17,1 20,8 24,0 23,9 24,0
ВРП, млн руб. 116 200 142 200 174 100 230 600 258 700 275 256
Инвестиции в основной капитал (в фактически действующих ценах) на душу населения, (руб.) 12 826,7 15 227,6 22 909,3 35 346,5 39 800,3 42 863,9
Темп роста инвестиций в основной капитал на душу населения (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году 133,8 107,1 134,4 131,1 105,8 105,0
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году 104,9 109,1 113,6 105,4 84,5 112,3
Анализ инвестиционной деятельности в Тульском регионе за анализируемый период показывает, что объем инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) за период 2005-2010 гг. вырос в 2,6 раза. В 2009 г., несмотря на кризисные тенденции в мировой экономике, Тульская область сохранила устойчивые темпы роста инвестиций в основной капитал: рост показателя составил 104,9 % (в целом по ЦФО — 80,1 %). В 2010 г. объем инвестиций в основной капитал превысил 66 млрд руб., или 104,1 % к уровню 2009 г. (в целом по ЦФО — 95,0 %), а в 2011 г. объем инвестиций в основной капитал превысил 72 млрд руб.
Наряду с увеличением физического объема инвестиций улучшаются качественные параметры инвестиционного процесса: увеличивается относительный показатель инвестиций в процентах к валовому региональному продукту (ВРП). Если в 2005 г. он составлял 17,9 %, то в 2010 г. он увеличился до 24,0 %. Наблюдается и наибольший рост промышленного производства произошел в 2007 г. и составил 13,6 %.
В настоящее время инвестиционный портфель Тульской области включает в себя 141 проект на сумму 612,2 млрд руб., в том числе в промышленности и топливно-энергетическом комплексе — на общую сумму 339,5 млрд руб., в строительстве — 226,8 млрд руб., в сельском хозяйстве — 33,5 млрд руб., в малом бизнесе — 9 млрд руб., в логистике — 3,4 млрд руб. Завершение реализации проектов планируется до 2018 г.
На протяжении последних лет главной целью привлечения инвестиций в Тульскую область было ее экономическое развитие, создание новых рабочих мест. В рамках реализации инвестиционных проектов в соответствующем периоде было создано более 8 тыс. дополнительных высокооплачиваемых рабочих мест. Так, в 2011 г. было создано более 3,5 тыс. рабочих мест.
Обобщающей характеристикой инвестиционного климата в регионе является место региона в территориальной системе по ЦФО. По объему инвестиций в основной капитал и по объему инвестиций в основной капитал на душу населения регион занимает соответственно 8, 7 место. Регион
располагается в середине рейтинга по Центральному Федеральному округу.
В последние годы произошли серьезные изменения в налогообложении, затронувшие интересы всех организаций, осуществляющих инвестиции в капитальные вложения. Интерес к Тульской области со стороны российских и иностранных инвесторов значительно возрос. Органами государственной власти Тульской области была проведена системная работа по формированию пакета инвестиционных предложений, усовершенствованы ранее действовавшие, разработаны и приняты новые нормативные правовые акты, способствующие улучшению инвестиционного климата.
1) На протяжении нескольких лет на территории Тульского региона инвесторам оказывается государственная поддержка в форме предоставле-
ние налоговых льгот в соответствии с Законом Тульской области от 16 августа 2005 г. № 615-ЗТО «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области». С 2007 по 2010 гг. воспользовались налоговыми льготами на общую сумму 711,86 млн руб.
2) В регионе реализована система сопровождения «одного окна». Рабочим органом данного механизма является Межведомственная комиссия (МВК) по рациональному размещению производительных сил на территории региона, положение и состав которой утверждены Постановлением администрации Тульской области от 26 апреля 2004 г. № 243 «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по рациональному размещению производительных сил на территории области и ее состава по должностям». Благодаря работе МВК существенно сокращены сроки согласования всех стадий инвестиционных проектов, сняты технологические и административные риски размещения, строительства и функционирования новых предприятий.
3) Постановление администрации Тульской области от 01 сентября 2006 г. № 423 «О мерах по упрощению процедуры согласования проектно-сметной документации по инвестиционных проектам на территории Тульской области». Постановление устанавливает порядок осуществления процедуры согласования по «правилам одного окна» и сопровождения инвестиционных проектов строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий, сооружений производственного назначения.
4) Постановление губернатора Тульской области от 28 декабря 2006 г. № 95 пг «О Консультативном совете по инвестиционной политике при губернаторе Тульской области». Постановление определяет состав, функции и задачи Консультативного совета по инвестиционной политике, который создан в целях стимулирования конструктивного диалога «бизнес-власть», осуществления экспертной оценки эффективности региональной инвестиционной политики.
5) Закон Тульской области от 12 ноября 2007 г. № 900-ЗТО «О порядке предоставления государственных гарантий Тульской области». Закон устанавливает порядок представления и рассмотрения документов на предоставление Гарантий Тульской области. Он определяет требования к обеспечению исполнения обязательств Принципала перед Гарантом и порядок исполнения Гарантий.
6) Закон Тульской области от 27 декабря 2007 г. № 959 ЗТО «О промышленных округах в Тульской области». Закон принят в целях содействия социально-экономическому развитию территорий посредством создания благоприятных условий для развития промышленности, создания импортозамещающих производств, развития экспортного потенциала, во-
влечения в хозяйственную деятельность неиспользуемых земель, природных ресурсов и имущественных комплексов.
7) Закон Тульской области от 10 декабря 2008 г. № 1181 ЗТО «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Тульской области, осуществляемой в форме капитальных вложений». Закон принят в целях создания благоприятных условий для развития экономического потенциала на основе привлечения инвестиций. Законом установлена система мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, призванная способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона, притоку дополнительных ресурсов в производственный сектор экономики области, снижению административных барьеров и активизации капитального инвестирования.
8) Закон Тульской области от 06 февраля 2010 г. № 1390 ЗТО «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области». Закон устанавливает льготы по налогу на имущество организаций и пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Тульской области, для инвесторов, осуществивших капитальные вложения в объеме свыше 50 млн руб. Пониженные налоговые ставки применяются в течение срока окупаемости инвестиционных проектов, но не более четырех лет с момента ввода объектов в эксплуатацию. Для инвесторов налоговые ставки устанавливаются по регрессивной шкале в зависимости от отношения суммы капитальных вложений к остаточной стоимости объектов основных средств. В случае если эта стоимость на первое число налогового периода равнялась нулю, применяются минимальные ставки, предусмотренные федеральным законодательством: 0 % — ставка по налогу на имущество организаций, 13,5 % — ставка для исчисления налога на прибыль организаций.
9) Постановление администрации Тульской области от 30 мая 2011 г. № 432 «Об утверждении Правил проведения проверки и Методики оценки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета Тульской области, на предмет эффективности использования средств бюджета Тульской области, направляемых на капитальные вложения». Постановление утверждает правила и методику проведения проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета Тульской области, на предмет эффективности использования средств бюджета Тульской области, направляемых на капитальные вложения.
10) Постановление администрации Тульской области от 07 июня 2011 г. № 458 «Об утверждении Правил использования бюджетных ассигнований бюджета Тульской области на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений». Постановление регламентирует
порядок распределения бюджетных ассигнований бюджета Тульской области (регионального инвестиционного фонда), предназначенных для финансирования создания инженерной и транспортной инфраструктуры в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства.
11) Постановление администрации Тульской области от 08 июля 2011 г. № 554 «Об утверждении долгосрочной целевой программы "Улучшение инвестиционного климата в Тульской области на период 20112015 гг."» Постановление принято в целях улучшения инвестиционного климата в Тульской области, обеспечивающее рост объемов прямых инвестиций, создание новых рабочих мест с высокой производительностью труда, рост производства товаров (работ, услуг), достижение на этой основе устойчивого социально-экономического развития.
Общий объем финансирования Программы составляет 27120 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 5000 млн руб., за счет средств бюджета Тульской области — 4020 млн руб., из внебюджетных источников — 18100 млн руб. (табл. 2).
Таблица 2
Ресурсное обеспечение Программы, млн руб.
Источник финансирования 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Итого
Бюджетные средства 300 1500 1600 1720 1864 2036 9020
в том числе:
федеральный бюджет: 0 1000 1000 1000 1000 1000 5000
Инвестиционный фонд Российской Федерации 0 1000 1000 1000 1000 1000 5000
бюджет Тульской области: 300 500 600 720 864 1036 4020
Из них:
ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений (региональный инвестиционный фонд) 300 400 410 492 590 708 2600
создание и организация деятельности ОАО «Тульская региональная корпорация развития государственно-частного партнерства» 0 85 102 122 146 175 630
ассигнования на осуществление строительства инфраструктуры индустриальных парков 0 0 70 84 102 122 378
осуществление маркетинга территории, ресурсов, продукции Тульской области 0 15 18 22 26 31 112
Окончание
Внебюджетные средства 0 2900 3520 3460 3840 4380 18100
в том числе:
инвестиции электросетевых компаний 0 2200 2780 2620 2960 3400 13960
инвестиции газораспределительных компаний 0 400 440 490 530 580 2440
инвестиции по созданию индустриальных парков 0 300 300 350 350 400 1700
Итого: 0 4400 5120 5180 5704 6416 27120
Кроме того, государственные гарантии Тульской области 0 500 500 500 500 500 2500
Реализация Программы обеспечит повышение благосостояния и качества жизни населения на основе привлечения инвестиций за счет внедрения в производство современных технологий, создания новых промышленных предприятий, формирования новых рабочих мест и развития производительных сил Тульской области.
Принятые нормативные и законодательные акты способствуют улучшению инвестиционного климата в регионе, что позволило продолжить привлечение финансовых средств, как в развитие уже действующих, так и открытые новые инвестиционные проекты. Сегодня поступает достаточно много предложений от крупных отечественных и зарубежных холдингов, готовых разместить на территории региона свое производство. На сегодняшний день в Тульской области работают около 80 предприятий с участием иностранного капитала. Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику области, за 2005-2010 гг. составил свыше 2 млрд долл. США. В 2012 г. иностранные компании планируют реализовать проектов на сумму 8,2 млрд руб. Наиболее активными странами-вкладчиками в экономику Тульской области являются Германия, США, Нидерланды и Израиль. На территории области уже реализуются проекты, в том числе с участием зарубежных компаний, таких, как «Проктер энд Гэмбл» (США), «Каргилл» (США), «Кнауф» (Германия), «Юнилевер» (Великобритания, Нидерланды) [4].
Таким образом, действующее в настоящее время налоговое законодательство в регионе по сравнению с теми положениями, которые существовали ранее, устанавливает наиболее благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности.
Администрация Тульской области уделяет особое внимание качеству привлекаемых инвестиций, характеру создаваемых производств, их социальной значимости, уровню инновационности, что позволит в дальнейшем повысить конкурентоспособность региона и добиться высоких темпов финансово-экономического развития региона.
Реализация мер по развитию внешнеэкономических связей и формированию положительного имиджа Тульской области позволит привлечь
иностранные инвестиции в экономику региона, создать благоприятное мнение о Тульской области на международном и межрегиональном уровнях, внедрить новые технологии при реализации совместных международных проектов.
Библиографический список
1. Григорьев Л. Инвестиционный процесс: накопленные проблемы и интересы // Вопросы экономики. 2008. № 4. С. 44-60.
2. Чистик О.Ф., Кривцов А.И. Инвестиционная привлекательность регионов: методология исследования. Самара: Издательство Самар. гос. экон. акад., 2005. 152 с.
3. Росстат: официальный Интернет-сайт. Режим доступа: http://www.gks.ru.
4. Органы исполнительной власти Тульской области: официальный Интернет-сайт. Режим доступа: http://www.admportal.tula.ru.
N.N. Igumnov
The development of the investment process in the Tula region
The state of the investment process and its impact on improving economic growth in the region. Based оп the analysis gives recommendations to stimulate investments and to improve the investment climate.
Key words: investment process, investment attraction, investment activity, investment climate.
УДК 332.146:330.322
И.В. Сычева, д-р экон. наук, проф., (4872) 33-24-80, fim@tsu.tula.ru, (Россия, Тула, ТулГУ);
М.О. Панферова, аспирант, (4872) 33-24-80, milymarina@yandex.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)
РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЦЕНАРНОГО ПОДХОДА
Рассматривается понятие инвестиционной стратегии региона, выявляются основные составные элементы инвестиционной стратегии, принципы ее разработки.
Ключевые слова: инвестиционная стратегия, региональное планирование, «регион-квазикомпания», инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, инвестиционный климат.
Мировой экономический кризис негативно отразился как на макро-инвестиционной активности в нашей стране, так и региональной инвести-