Научная статья на тему 'Чувашская Республика: инвестиции, деловая среда, инновационные проекты, развитие предпринимательства, малый бизнес, инвестиционная деятельность'

Чувашская Республика: инвестиции, деловая среда, инновационные проекты, развитие предпринимательства, малый бизнес, инвестиционная деятельность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / INVESTMENT CLIMATE / INNOVATIVE DEVELOPMENT / SMALL-SCALE BUSINESS / MOBILIZATION OF INVESTMENTS / TAX REMISSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аврелькин Геннадий Александрович

Исследованы инвестиционный климат в Чувашской Республике, меры, предпринимаемые для развития малого и среднего бизнеса, роль руководства для повышения инвестиционной привлекательности региона. Проведен анализ инвестиционной привлекательности Чувашской Республики, предложены меры по улучшению инвестиционного климата в регионе, стимулированию инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHUVASH REPUBLIC: INVESTMENTS, BUSINESS ENVIRONMENT, INNOVATIVE PROJECTS, BUSINESS DEVELOPMENT, SMALL-SCALE BUSINESS, INVESTMENT ACTIVITY

This article is devoted to the problem of investment climate in Chuvash Republic. Also the article is touching upon subject concerning measures to increase the development of small-scale and middle-scale business, concerning the role of republic management in the process of increasing of investment attractiveness of the region. The investment attractiveness of Chuvash Republic was analyzed and a number of measures to improve investment climate in the region, to stimulate investment activity were offered.

Текст научной работы на тему «Чувашская Республика: инвестиции, деловая среда, инновационные проекты, развитие предпринимательства, малый бизнес, инвестиционная деятельность»

Г.А. АВРЕЛЬКИН

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА:

ИНВЕСТИЦИИ, ДЕЛОВАЯ СРЕДА, ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, МАЛЫЙ БИЗНЕС, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ключевые слова: инвестиционный климат, инновационное развитие, малый бизнес, привлечение инвестиции, налоговые льготы.

Исследованы инвестиционный климат в Чувашской Республике, меры, предпринимаемые для развития малого и среднего бизнеса, роль руководства для повышения инвестиционной привлекательности региона. Проведен анализ инвестиционной привлекательности Чувашской Республики, предложены меры по улучшению инвестиционного климата в регионе, стимулированию инвестиционной деятельности.

G.A. AVRELKIN

THE CHUVASH REPUBLIC: INVESTMENTS, BUSINESS ENVIRONMENT, INNOVATIVE PROJECTS, BUSINESS DEVELOPMENT, SMALL-SCALE BUSINESS, INVESTMENT ACTIVITY Key words: investment climate, innovative development, small-scale business, mobilization of investments, tax remissions.

This article is devoted to the problem of investment climate in Chuvash Republic. Also the article is touching upon subject concerning measures to increase the development of small-scale and middle-scale business, concerning the role of republic management in the process of increasing of investment attractiveness of the region. The investment attractiveness of Chuvash Republic was analyzed and a number of measures to improve investment climate in the region, to stimulate investment activity were offered.

В Чувашии выработана и действует конкретная, законодательно закрепленная государственная программа поддержки инвестиционной и инновационной политики, направленная на динамичный рост экономики. Это прежде всего Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики. В рамках Стратегии приняты законы Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации», «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике, Указы Президента Чувашской Республики «О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики», «О дополнительных мерах по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике», ряд постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики.

С 1994 г. в Чувашской Республике функционирует постоянно действующий орган Кабинета Министров Чувашской Республики - Совет по инвестиционной политике.

Результаты работы в этом направлении отражены в табл. 1 (данные территориального органа федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике за последние 3 года 2005-2007 гг.) [1].

Основные инвестиции осуществлены крупными и средними предприятиями.

Нужно отметить рост инвестиций в основной капитал за 3 года практически в 2 раза (196,3%), прежде всего это инвестиции в приобретение станков и оборудования - 8,9 млрд руб. (рост за это время составил 2,4 раза), в строительство зданий и сооружений - 16,9 млрд руб. (рост 2,1 раза).

Инвестиции в основной капитал, тыс. руб.

2005 г. 2006 г. 2007 г. % 2007 г. к 2005 г.

Всего, млн руб. 18956,8 26548,9 37209,4 196,3

В том числе: жилище 6513,7 6431,8 10027,4 153,9

здания и сооружения 7940,5 13913,1 16946,8 213,4

машины, оборудование, транспортные средства 3751,8 4992,1 8911,7 237,5

прочие 750,8 1211,9 1323,5 176,3

Из общего объема инвестиций: СМР 12581,1 15777,7 22397,9 178,0

инвестиции из-за рубежа 200,3 4,4 593,3 296,2

Рост инвестиционной привлекательности Чувашской Республики подтвержден и на мировом уровне. За последние три года иностранные инвестиции возросли с 15554,5 до 94174,2 тыс. ивй, или в 6 раз. Предприятия республики интересны таким странам, как Испания - 40,6 млн Овй, Виргинские острова (Британия) - 20,2 млн ивй, США - 27,4 млн ивй и т.д.

Приведенные данные свидетельствуют об эффективной инвестиционной политике в Чувашской Республике. При этом в качестве финансовых инструментов используются налоговые преференции, такие, как полное или частичное освобождение от уплаты республиканских налогов, части налогов, зачисляемых в республиканский бюджет, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, выделение бюджетных кредитов, государственных гарантий Чувашской Республики под инновационные и инвестиционные проекты.

2005 (факт) 2006 (оценка) 2007 (оценка)

□ Сумма налоговых доходов республиканского бюджета Чувашской Республики ■ Льготы, предоставленные Законом ЧР, всего

Источник: официальный портал органов власти Чувашской Республики.

Рис. 1. Сведения об объемах налоговых льгот, тыс. руб.

Так, две компании - ОАО «Волжская текстильная компания» и ООО «Пром-трактор-Промлит» - в 2007 г. получили налоговые льготы на сумму 11988,1 тыс. руб.

Чувашская Республика в разные годы выдала гарантии на осуществление инвестиционных проектов на общую сумму 2,5 млрд руб. (Чувашавтодор, ЗАО «Волжское», ОАО «Водоканал»).

В республике созданы условия для развития предпринимательской деятельности:

- функционируют технопарки в форме производственно-инновационных бизнес-инкубаторов, где малым предприятиям предоставляются льготы по уплате арендной платы на 3 года, предусмотрены услуги по ведению бухгалтерского учета, юридической поддержке, оказанию помощи в бизнес-планировании и привлечении инвестиций;

- оказывается финансовая поддержка в виде безвозмездных субсидий до 5,5 млн руб. из республиканского бюджета на поддержку инновационных проектов;

- создан венчурный фонд с уставным фондом 240 млн руб. В настоящее время отобрано 43 проекта для реализации за счет фонда;

- создан гарантийный фонд с уставным капиталом 20 млн руб., благодаря которому СМП повышается доступность кредитования;

- создана лизинговая компания малого бизнеса;

- в республиканском бизнес-инкубаторе действует программа обучения начинающих предпринимателей на льготных условиях, там же предоставляются бесплатно 64 вида услуг начинающим предпринимателям.

В рамках государственной поддержки малого предпринимательства предусмотрены формы финансовой поддержки:

- возмещение части затрат на уплату процентов по полученным кредитам. В 2007 г. государственную поддержку получили 103 СМП на общую сумму 14863,8 тыс. руб.;

- предоставление грантов начинающим бизнесменам на создание собственного бизнеса. В истекшем году предоставлены гранты 7 СМП на сумму 6350 тыс. руб.;

- предоставление грантов муниципальным районам и городским округам для реализации программ поддержки и развития малого предпринимательства. В 2007 г. гранты представлены 11 муниципалитетам на сумму 4858,7 тыс. руб.;

- предусмотрено возмещение части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях. В 2007 г. возмещение затрат произведено 4 СМП на сумму 435,1 тыс. руб.

Необходимо отметить, что роль малого бизнеса с каждым годом возрастает. Так, суммарный оборот продукции малого бизнеса (без КФХ и предпринимателей) за 2006 г. составил 38,5 млрд руб., или 21,7% к общему обороту, численность работающих - 38,5 тыс. человек, или 18,3% к общей численности работающих. Инвестиции в основной капитал за 2005-2006 гг. увеличились с 1033 до 1680 млн руб. (табл. 2).

Таблица 2

Развитие малого бизнеса в Чувашской Республике

Показатели 2005 г. 2006 г.

Среднесписочная численность работников, человек 68,232 77,717

Оборот малых предприятий, млрд руб. 33,5 38,5

В общей численности работающие в малом бизнесе, % 16,1 18,3

В обороте малый бизнес, % 25,9 21,7

Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике.

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

0

2850,7

2111,7

1680,0

1161,9

1033,4

828,6

2007 2006 2005

□ Инвестиции в основной капитал |в т.ч. строительство

Источник: официальный портал органов власти Чувашской Республики.

Рис. 2. Инвестиции в малый бизнес, млн руб.

Несмотря на достигнутые успехи в сфере создания благоприятного инвестиционного климата и восприимчивой деловой среды, имеется ряд нерешенных проблем.

По результатам обследований, проводимых органами статистики, основными факторами, сдерживающими инвестиционную деятельность организаций реального сектора экономики, являлись недостаток собственных средств, высокий процент коммерческого кредита, инвестиционные риски, сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов, административные барьеры.

Решению ряда указанных проблем может содействовать создание специализированного агентства по привлечению инвестиций. Стратегией социально-экономического развития до 2020 г. уже предусмотрено создание такой структуры, которой могло бы стать некое агентство с долей участия республики в уставном капитале. С достаточной степенью эффективности аналогичные структуры функционируют в Нижегородской, Томской, Пермской, Воронежской, Сахалинской и Екатеринбургской областях, в городах Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск и в ряде других регионов Российской Федерации.

Основными задачами деятельности агентства по содействию инвестициям Чувашской Республики должны стать помощь в реализации такой глобальной задачи, как реализация стратегических направлений развития Чувашской Республики, решение более частных вопросов экономического развития Чувашии, таких, как привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, в реальный сектор экономики; выработка индивидуальных схем финансирования конкретных инвестиционных проектов, содействие в формировании исходноразрешительной документации при предоставлении в собственность или в аренду земельных участков, «сопровождение» инвестиционных проектов и др.

Кроме того, несмотря на реализацию нескольких сотен инвестиционных проектов, крупных и долгосрочных проектов в республике по-прежнему маловато. Одна из причин такой ситуации - это недостаток готовых инвестиционных площадок. Многие перспективные предложения оказываются под угрозой

срыва из-за дефицита энергомощностей, низкого качества дорожной сети и логистики, инженерных и телекоммуникаций.

В связи с этим возникает необходимость более активно заниматься подготовкой площадок для строительства новых производств. Здесь должны комплексно и оперативно решаться вопросы предоставления земельных участков, их обеспечения инженерной, коммуникационной, транспортной инфраструктурой. Задача органов власти - предоставить инвестору площадку с подготовленной инфраструктурой «под ключ». При предоставлении инвестору готовых инвестиционных площадок время от подачи заявки на выделение земельного участка для строительства до получения разрешения на строительство значительно сократится, что также благотворно скажется на выборе инвестором территории для своих капитальных вложений.

Литература

1. Официальный портал органов власти Чувашской Республики.

АВРЕЛЬКИН ГЕННАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ родился в 1980 г. Окончил Чувашский государственный университет. Доцент кафедры сертификации и менеджмента Чувашского университета. Область научных интересов - инвестиционная деятельность. Автор более 20 научных статей, в том числе 1 монографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.