УДК 330.322.013
Н.Н. КУЗЬМИНА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ
Ключевые слова: государство, регион, Чувашская Республика, инвестиционная привлекательность региона, региональная инвестиционная политика, методы государственного регулирования, правовые методы, административные методы, экономические методы, организационные методы, прямое регулирование, косвенное регулирование.
Экономическое пространство России отличается исключительной неоднородностью. Каждый субъект Российской Федерации имеет свои особенности развития, которые складываются на основе имеющегося природно-ресурсного потенциала, сложившихся региональной экономической системы, хозяйственных отношений, правовой среды и т.д. Для сглаживания этих различий требуется эффективная региональная инвестиционная политика. Государство должно стать активным участником инвестиционного рынка. В этом плане интересен пример Чувашской Республики, где инвестиционная политика сочетает разнообразные методы государственного регулирования в целях достижения баланса в отношениях между властью и бизнесом.
N.N. KUZMINA
THE PUBLIC MANAGEMENT OF THE INVESTMENT ATTRACTION IN REGION
Key words: state, region, Chuvash Republic, investment attraction of region, the regional investment policy, state regulation methods, legal methods, administrative methods, economic methods, organizational methods, direct regulation, indirect regulation.
The economic space of Russia differs exclusive heterogeneity. Each subject of the Russian Federation has the features of development which develop on the basis of the available natural and resource potential, developed regional economic systems, economic relations, the legal environment and etc. For smoothing of these distinctions the effective regional investment policy is required. The state should become the active participant of the investment market. In this plan the example of the Chuvash Republic where the spent investment policy combines various methods of state regulation with a view of balance achievement in relations between the power and business is interesting.
Инвестиционная привлекательность - один из критериев социальноэкономического развития региона. Особенно это актуально для российской экономической системы, так как экономическое пространство Российской Федерации исключительно неоднородно. В свою очередь, инвестиционную привлекательность можно определить как совокупность признаков, свойств, средств и возможностей внутренней и внешней среды региона для привлечения инвестиций в развитие региональной экономической системы. Она отражает сложившуюся экономическую, социальную, политическую ситуацию в регионе, ее правовую среду, бюджетную сферу, налоговую политику и природно-ресурсный потенциал и т.д. Все эти параметры влияют на инвестиционную активность в регионе и обуславливают процессы притока и оттока капитала в регион и из региона, соответственно.
Одним из субъектов, участвующих в процессе формирования благоприятного инвестиционного климата, является государство. Функции его направлены на стимулирование инвестиционной деятельности в регионах и в стране в целом. Государство на инвестиционном рынке может выступать своего рода посредником. Кроме того, государство непосредственно управляет этим инвестиционным рынком, определяя «правила игры» на этом рынке.
Однако государство, выступая участником инвестиционного процесса, обладает рядом особенностей, присущих только ему: основное из них - право принуждения, основанное на законе. Данная особенность и определяет своеобразие взаимоотношений государства с прочими участниками рынка, цели и задачи государственного регулирования инвестиционной деятельности. Она обуславливает
методы и средства государственного вмешательства в инвестиционный процесс: правовые, административные, экономические и организационные [8].
К первой группе относятся методы разработки и принятия нормативных правовых актов и обеспечения контроля за выполнением уже принятых актов. Соответственно к инструментам государственного управления в рамках этой группы методов относятся совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, государственные программы, концепции, стратегии и заключение договоров. Например, основополагающими нормативно-правовыми актами, регулирующими инвестиционные отношения, являются Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и др.
Административные методы - это методы, применяемые в отношении объектов управления в инвестиционной деятельности, для того чтобы побудить их следовать установленным нормам и правилам. В этом случае используются такие инструменты, как регистрация и лицензирование, квотирование, применение системы санкций, согласительно-разрешительные процедуры.
Методы экономического воздействия на процессы инвестиционной деятельности направлены на создание благоприятных условий привлечения инвестиций. Они являются наиболее эффективной формой регулирования взаимоотношений региона и бизнес-структур, поэтому эта группа более обширна и включает государственное финансирование, налоговые льготы, бюджетные ссуды, государственные гарантии, специальный налоговый режим, субсидии в виде компенсации по банковскому кредиту, субсидии на компенсацию энерготарифов, льготные условия пользования землёй и другими природными ресурсами и др.
К организационным методам можно отнести методы, направленные на координацию инвестиционной деятельности и повышение имиджа региона среди инвесторов. В эту группу входят такие инструменты государственного управления инвестициями, как создание совета по инвестициям, формиро-вание базы данных инвестиционных проектов, создание системы доведения информации до потенциальных инвесторов, участников инвестиционного процесса и разработка пиар-компании и имиджевых мероприятий. Так к примеру, в Чувашской Республике в соответствии с постановлением Кабинета министров от 13 января 2005 г. № 3 создан Совет по инвестиционной политике. Совет по инвестиционной политике обеспечивает проведение единой государственной инвестиционной политики в республике, создание благоприятных условий для эффективного использования инвестиционных ресурсов, повышение инвестиционной привлекательности, развитие приоритетных направлений экономической деятельности и решение ключевых социальных задач.
Всё разнообразие используемых государством методов и способов воздействия на инвестиционные процессы в регионе можно также разбить на две группы: прямые и косвенные [2]. Прямые методы регулирования инвестиций оказывают непосредственное воздействие на деятельность субъектов инвестиционных отношений и базируются на властно-распорядительных отношениях. Они реализуются через инструменты правового регулирования, административного и экономического влияния. Данные методы вынуждают субъекты инвестиционных отношений применять решение не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Правовая форма играет главенствующую роль. Поэтому одним из важнейших направлений инвестици-
онной политики является современное, отвечающее всем требованиям экономического развития, инвестиционное законодательство.
Косвенное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется только экономическими средствами. Данные методы определяются ролью экономики, которую она играет в жизни государства и общества. Государство, используя экономические интересы и стимулы, оказывает влияние на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. Косвенные методы регулирования инвестиционных процессов воздействуют на получение и использование инвестиционных ресурсов опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.
Использование той или иной формы государственного воздействия на инвестиционные процессы зависит от проводимой в стране политики социальноэкономического развития, которая необходима для активизации ее инвестиционных возможностей. Безусловно, здесь имеются определенные барьеры (слабый инвестиционный спрос со стороны реального сектора и отсутствие мотиваций со стороны потенциальных инвесторов; низкий уровень жизни большинства населения; нехватка свободных финансовых ресурсов). Помимо этого имеются внутренние возможности увеличения инвестиций. Но все это зависит от сложившейся системы управления регионами, региональной инвестиционной политики, которая предполагает систему мер, проводимых на уровне отдельного региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах региона.
Основная цель региональной инвестиционной политики - создание и поддержание предложения на рынке капитала, которое должно удовлетворять потребности экономики в инвестициях определенного объёма и структуры. Главной задачей является создание условий, способствующих расширению притока инвестиционных ресурсов в экономику, и обеспечение на этой основе устойчивого экономического роста [7].
При этом цели региональной инвестиционной политики могут быть направлены, во-первых, на выход из существующего состояния или предотвращение ухудшения. В основном они характерны для ситуации, в которой параметры развития инвестиционной сферы не отвечают требованиям участников инвестиционной деятельности. А цель управления состоит в стабилизации сложившейся ситуации и создании предпосылок для экономического прорыва. Во-вторых, на изменение количественных параметров и качества функционирования инвестиционной системы для перевода её в более благоприятное состояние, характеризуемое наиболее высокими показателями роста и эффективности.
В Чувашской Республике основной целью инвестиционной политики является привлечение инвестиций в объемах, обеспечивающих устойчивое, сбалансированное и динамичное развитие региональной экономики.
В республике для достижения данной цели активно используются различные формы государственной поддержки инвесторов и участников инвестиционного рынка. В Чувашии создана хорошая база для долгосрочного инвестирования и успешного бизнеса, выработаны конкретные, законодательно закрепленные принципы осуществления государственной инвестиционной политики, направленные на дальнейший рост экономики, которые реализуются в рамках Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г. Приняты базовые региональные нормативные акты, регламентирующие вопросы оказания республикой субъектам инвестиционного процесса государственной поддержки в различных формах,: Закон Чувашской Республики от 25
мая 2004 г. № 8 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике», постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2006 г. № 293 «О нефинансовых мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» и др.
В основном приоритет отдается инвестиционным проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в республике, организацию производства конкурентоспособной продукции, техническое перевооружение производства и ее модернизацию, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также развитие малого и среднего предпринимательства, инноваций и высоких технологий на территории Чувашской Республики [1].
В целях государственной поддержки инвестиционной деятельности в Чувашской Республике используются следующие формы и методы:
1. Налоговые льготы.
Льготы предоставляются по налогу на прибыль в части, зачисляемой в республиканский бюджет, и республиканским налогам при привлечении инвестиций. Республикой установлены льготные налоговые ставки по налогу на прибыль в размере 13,5% по части, отчисляемой в бюджет республики. Вновь создающимся организациям сроком на год представляются льготы: во-первых, по налогу на имущество (освобождение от уплаты налога на 50%); во-вторых, по транспортному налогу (освобождение от уплаты данного налога). А также они могут получить льготы по налогу на прибыль организаций по льготной ставке 13,5%. Если инвестиции привлекаются для организации производства по добыче и переработке минерально-сырьевых ресурсов на территории Чувашской Республики, то в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на 5 лет, организации, занятые данным видом деятельности, освобождаются от уплаты всех налогов, зачисляемых в республиканский бюджет.
2. Инвестиционные налоговые кредиты.
В случае обращения к данной форме государственной поддержки будут изменены сроки уплаты налога и организациям предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по республиканским налогам, а также по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет [4].
3. Поддержка малого и среднего бизнеса (гранты муниципальным образованиям для поддержки муниципальных программ развития малого предпринимательства и начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса, гарантии (поручительства) республиканского гарантийного фонда для субъектов малого предпринимательства).
4. Предоставления государственных гарантий.
Государственные гарантии Чувашская Республика предоставляет под коммерческие кредиты при условии представления 100% обеспечения и вложения инвестором собственных средств на финансирование инвестиционного проекта в размере не менее 20% от объемов инвестиционных затрат.
5. Субсидирование процентных ставок.
Инвесторам может быть оказана государственная поддержка в форме субсидирования процентных ставок по заемным средствам, привлекаемым на инженерное обустройство земельных участков, предоставленных под жилищное строительство, а также по кредитам коммерческих банков.
6. Нефинансовые меры государственной поддержки [6].
Инвесторам, кроме финансовой поддержки, могут быть оказаны нефинансовые меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме: помощи в создании инфраструктуры бизнеса, оказания методической, информационной и организационной поддержки, участия органов государственной власти Чувашской Республики в разработке приоритетных инвестиционных проектов, имеющих важное экономическое и социальное значение, в их государственной экспертизе.
В 2008 г. в целях стимулирования инвестиционной деятельности в республике приняты дополнительные меры государственной поддержки:
- заключение концессионных соглашений в отношении объектов, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики;
- предоставление льгот по уплате арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности республики и предоставленными для размещения вновь создаваемых в рамках реализации инвестиционных проектов объектов производственного и непроизводственного (социального, культурного и спортивного) назначения, включенных в республиканские целевые программы;
- финансирования инвестиционных проектов юридических лиц, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, на долевых началах с ними на условиях оформления участия Чувашской Республики в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц;
- предоставление на конкурсной основе субсидий на подготовку инвестиционных площадок «под ключ» (площадок, обеспеченных всей необходимой инженерной, коммуникационной, транспортной инфраструктурой) за счет средств республиканского бюджета.
В республике в первом полугодии 2009 г. сформирован и поддерживается в актуальном состоянии перечень свободных инвестиционных площадок, насчитывающий более 70 земельных участков.
Чувашская Республика гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты, равные права при осуществлении инвестиционной деятельности. В республике нормативно закреплены принципы неприменения мер, обязывающих производить дополнительные финансовые вложения, не связанные с реализацией инвестиционного проекта; гласности в обсуждении инвестиционных проектов и стабильности прав инвесторов. Данные принципы способствуют развитию демократических основ построения российского государства и развитию правовых отношений в сфере инвестиций, формированию благоприятного инвестиционного климата в республике. При этом на время реализации инвестиционного проекта сохраняется налоговый режим по уплате республиканских налогов и сборов, а также по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашии.
В целом за 2008 г. объем инвестиций составил более 49,6 млрд руб.1 Из общего объема инвестиций бюджетные средства составили 18,25 млрд руб. (36,8%) (рис. 1).
В 2008 г. на Совете по инвестиционной политике рассмотрено 7 инвестиционных проектов, из них 5 - на предмет предоставления льгот по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики. Всего в Чувашской Республике реализовывалось свыше 300 инвестиционных проектов общей стоимостью около 50,0 млрд руб., в том числе 20 - стратегических.
1 Данные с официального сайта Министерства экономического развития Чувашской Республики.
2,3 г0,7
36,8
30,7
□ собственные средства
□ бюджетные средства
□ кредиты банков
□ заемные средства других организаций ■ средства внебюджетных фондов
ЕВ прочие
Рис. 1. Структура инвестиций по источникам финансирования за 2008 г.
В целом по регионам Российской Федерации в настоящее время используется полтора десятка форм бюджетной поддержки инвесторов (рис. 2). Среди них наиболее частым инструментом поддержки является практика частичного погашения из средств регионального бюджета процентов по коммерческим кредитам, предоставленным для реализации инвестиционных проектов. Этим инструментом пользуются власти 70 регионов. Почти столь же популярными мерами являются предоставление гарантий инвесторам и осуществление защиты инвестиций, а также предоставление налоговых льгот.
80
СО
СО.о . О! 111^ о*б о
Е
а. I?
£ 2 5
70
70
60
50
40
30
20
10
0
66
55^
-54-
48
28
17 17
-+4-
12
1
10 11
12 13
Общее число регионов - 85.
1* - Частичное погашение из средств регионального бюджета процентов по коммерческим кредитам, предоставленным для реализации инвестиционных проектов 2* - Наличие гарантий (фонд) и защиты инвестиций 3* - Налоговые льготы 4* - Инвестиционный налоговый кредит
5* - Частичная компенсация расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование заемными средствами на приобретение объекта лизинга 6* - Предоставление государственных гарантий (финансовых) субъекта федерации для реализации инвестиционных проектов
7 - Фонд муниципального развития
8 - Предоставление гарантий в виде объектов залогового фонда субъекта федерации под
заемные средства для реализации инвестиционных проектов
9 - Страхование инвестиционной деятельности
10* - Продажа и аренда земельных участков и нежилых помещений по льготным ставкам (ценам)
11 - Иные виды бюджетной поддержки 12* - Льготы по арендной плате за землю
13 - Фонд развития региона
* - Данные формы государственной поддержки инвесторов используются в Чувашской Республике.
Рис. 2. Распространение основных видов бюджетной поддержки инвестора на регинональном уровне
8
Также создаются фонды развития региона, которые как раз призваны стать специальным инструментом государственного стимулирования инвестиционной активности, способствующей развитию и стабилизации экономики региона по ключевым направлениям. В настоящее время деятельность большинства данных фондов направлена на развитие инженерной и социальной инфраструктуры, что весьма важно для создания благоприятного инвестиционного климата в регионе. Наряду с фондами регионального развития с 2006 г. стали формироваться фонды муниципального развития. Главной целью их создания является выравнивание уровня социально-экономического развития муниципальных образований. Финансовые средства из этих фондов в форме субсидий предоставляются местным бюджетам для долевого финансирования инвестиционных проектов (программ) развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований.
Таким образом, возможности перестройки экономики региона зависят во многом от уровня инвестиционной активности в регионе в целом, а также, в некоторых отраслях экономики, от привлекательности для инвестора отдельных предприятий, реализуемых инвестиционных программ и проектов. В связи с этим перед субъектами Российской Федерации как раз стоит задача создания благоприятного инвестиционного климата, начиная с уровня региона и до уровня отдельного предприятия. В свою очередь, в структурной перестройке региональной экономики весомую роль должна сыграть комбинация различных форм и методов государственного воздействия на экономическую систему региона, определяющих направления инвестиционных потоков внутри региона и за его пределами. При этом очевидно, что перестройка экономики региона необходима, в то же время она невозможна без повышения инвестиционной активности и роста инвестиций.
Литература
1. Закон Чувашской Республики от 25 мая 2004 г. № 8 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2004. № 5. Ст. 211.
2. Кашина Н. Система управления инвестициями на региональном уровне / Н. Кашина // Инвестиции в России. 2006. № 8. С. 35-40.
3. Кузьмина Н.Н. Оценка уровня инвестиционной привлекательности региона (на прмере Чувашской Республики) / Н.Н. Кузьмина // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 450-457.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.
5. Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 17 января 2005 г. № 8 «О республиканской целевой программе Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2005-2010 годы» // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2005. 28 февраля. Ст. 45.
6. Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 24 ноября 2006 г. № 293 «О нефинансовых мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2006. № 11. Ст. 778.
7. Роль регионов в формировании инвестиционного климата в России // Инвестиции в России. 2006. № 7. С. 8-12.
8. Тимирясов В.Г. Государственное регулирование национальной экономики /В.Г. Тимирясов. Казань: Таглимат, 2005. 171 с.
9. Шин Н. Особенности регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне / Н. Шин // Инвестиции в России. 2005. № 5. С. 31-33.
10. Экономика и управление, финансы и право / авт.-сост. Л.П. Кураков, ВЛ. Кураков, А.Л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2004. 1288 с.
11. www.economy.cap.ru - официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики.
12. www.cap.ru - официальный сайт органов государственной власти Чувашской Республики.
КУЗЬМИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА - аспирантка кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KUZMINA NADEZHDA NIKOLAEVNA - post-graduate student, chair of economic theory, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.