Основные показатели инвестиционной привлекательности регионов
ПФО
Сорокина Ю.В.
Ст. преподаватель кафедры «Экономика и финансы» Российского государственного социального университета, филиал г.
Чебоксары e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрены характерные особенности
инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков субъектов Приволжского федерального округа. Определены наиболее важные векторы воздействия инвестиций на уровень социально-экономического развития региона.
Abstract: The article discovers specifics of investment potential
and investment risks of the regions of Volga Federal District. The author determines the most important vectors of the effect of investments on economic and social development of the region.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, социально-экономическое развитие региона
Keywords: investment potential, investment risks, economic and social development of the region
В современных условиях регионы вовлекаются в активную конкуренцию по привлечению и удержанию разного рода инвестиционных ресурсов. В связи с этим возникает необходимость развития систем оценки инвестиционной привлекательности регионов, а также выделения ключевых факторов, влияющих на инвестиционный потенциал территорий.
Основными параметрами, определяющими возможности региона по привлечению инвестиций и риски, возможные при их реализации, являются
природно-ресурсный, производственный, потребительский,
инфраструктурный, трудовой, финансовый потенциал, макроэкономические факторы, институциональная система, система государственного регулирования, имидж территории и страны в целом, а также социальнополитические, экономические, криминальные, экологические, финансовые и законодательные риски.
Для определения степени реализации инвестиционной привлекательности региона можно использовать соотношение рейтинга инвестиционной привлекательности территории и рейтинга уровня инвестиционной активности. Значение первого показателя целесообразно взять из публичных инвестиционных рейтингов, ежегодно рассчитываемых ведущими агентствами. Постоянную оценку инвестиционного потенциала регионов России проводит только РА «Эксперт». В 1995 г. и 1998 г. по заказу Банка Австрии также проводились оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ, но данные оценки не систематичны, к тому же в отчёте за 1998 г. уже содержались ссылки на рейтинги, рассчитываемые РА «Эксперт». Рейтинг инвестиционной активности может быть определён исходя из динамики объёма инвестиций в основной капитал на душу населения.
На рисунке 1 графически сопоставлены ранги инвестиционного потенциала и уровня инвестиционной активности территорий Приволжского федерального округа за 2011 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Ранг инвестиционной активности региона
Рисунок - 1 Степень реализации инвестиционного потенциала в регионах Приволжского федерального округа, где 1 - Татарстан; 2 - Нижегородская область; 3 - Самарская область; 4 -Пермский край; 5 - Республика Башкортостан; 6 - Саратовская область; 7 -Оренбургская область; 8 - Удмуртская Республика; 9 - Пензенская область; 10 - Ульяновская область; 11 - Кировская область; 12 - Чувашская Республика; 13 - Республика Мордовия; 14 - Республика Марий Эл
Регионы, координаты которых находятся ниже диагональной линии (на которой ранги соответствуют друг другу), можно считать субъектами, не в полной мере использующими свой инвестиционный потенциал. К сожалению, Самарская, Саратовская и Ульяновская области, также как и Удмуртская Республика, входят именно в эту группу. Это является одним из факторов, препятствующих эффективному экономическому росту этих территорий, и требует проведения комплекса мероприятий по улучшению условий, которые сложились в регионе для инвесторов и предпринимателей.
В республиках Чувашия, Мордовия, Башкортостан, Марий Эл, Оренбургской области и Пермского края уровень инвестиционного потенциала выше уровня инвестиционной активности, а в остальных -анализируемые показатели соответствуют друг другу, что свидетельствует о достаточно высокой степени реализации инвестиционного потенциала данных
территорий.
На примере регионов Приволжского федерального округа видно, что инвестиционный потенциал территорий весьма дифференцирован. Поэтому основная нагрузка по формированию благоприятного инвестиционного климата и привлечению капиталов ложится непосредственно на регионы. Администрации субъектов Федерации должны формировать для этого свои собственные механизмы регулирования инвестиционных процессов.
Под региональной инвестиционной политикой понимают систему мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности и формирование благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в регионе.
Практика показывает, что более инициативными в разработке инвестиционного законодательства являются регионы, имеющие невысокий уровень инвестиционной активности.
Например, в Чувашской Республике разработан ряд мер по государственной поддержке региональных инвестиций, созданы и функционируют Интернет-портал по поддержке экспорта и привлечению инвестиций Чувашской Республики (http://www.ved21.ru/) и Совет по инвестиционной политике. Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики совместно с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики разработан и поддерживается в актуальном состоянии портал, содержащий Инвестиционный паспорт Чувашии (http: / /www. chuvashia. tppchr. ru/).
Также государственная поддержка инвестиций на уровне Чувашской Республики включает и целый ряд налоговых льгот, гарантий, кредитов и пр.:
1. Предоставление налоговых льгот:
а) по налогу на имущество организаций - освобождение от уплаты налога на 50 % от суммы исчисленного налога в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на пять лет со дня
получения льготы;
б) не облагается налогом на имущество организаций имущество, являющееся предметом лизинга. Льгота предоставляется по имуществу, переданному или полученному в лизинг с 1 января 2003 года;
в) по налогу на прибыль организаций возможно установление устанавливается льготной ставки в размере 14 % в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики;
2. Предоставление инвестиционных налоговых кредитов в части налогов, уплачиваемых в республиканский бюджет Чувашской Республики.
3. Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Чувашской Республики.
4. Предоставление на конкурсной основе субсидий на подготовку инвестиционных площадок «под ключ».
5. Предоставление льгот по уплате арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности Чувашской Республики.
6. Заключение концессионных соглашений в отношении объектов, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики.
7. Оказание нефинансовых мер государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов, признанных имеющими важное экономическое и социальное значение для Чувашской Республики с объемом инвестиционных затрат не менее 30 млн. рублей (государственное сопровождение и продвижение приоритетных инвестиционных проектов).
Можно предположить, что органы власти регионов с низким инвестиционным потенциалом демонстрируют активную поддержку и гарантии инвесторам, увеличивают льготы, создают, таким образом, конкурентные преимущества в борьбе за привлечение инвестиций.
К сожалению, принятие пакета законодательных и нормативных актов, регулирующих инвестиционные процессы и льготы инвесторам на территории Чувашии, не приводят к ожидаемому росту инвестиционной активности
предпринимателей.
Следует учитывать, что положительный эффект качественного регионального инвестиционного законодательства может перекрываться сочетанием других неблагоприятных факторов. В тоже время на привлечение инвестиционных ресурсов на уровень регионов оказывает влияние не только региональное инвестиционное законодательство, но и инвестиционный потенциал территории, степень инвестиционного риска и уровень социальноэкономического развития региона.
Следует отметить, что регионы, лидирующие по привлечению инвестиций в Приволжском федеральном округе, занимают также ведущие позиции и по всем рассматриваемым факторам инвестиционной привлекательности.
Список литературы:
1. Белоусов, В. Региональная стратегия: формальность или
действенность? [Текст] / В. Белоусов // Экономист. - 2010. - № 9. - С. 48-54
2. Груздев, А. Стратегия развития региона: цели, преимущества, технология разработки [Текст] / А. Груздев // Общество и экономика. -2008. - № 1. - С. 115-120
3. Шеховцева, Л. С. Концепция регионального целеполагания [Текст] / Л.С. Шеховцева // Регион: экономика и социология. - 2011. - № 3. -С. 22-38