Т.Ю. ВАСИЛЬЕВА, А.А. ВАСИЛЬЕВ
УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Ключевые слова: налог, потенциал, регион, льгота.
Рассмотрены основные факторы роста налогового потенциала региона, проведен анализ использования налоговых полномочий, предоставленных субфедераль-ным органам власти в Чувашской Республике, который показал, что в регионе проводится активная налоговая региональная политика по созданию благоприятного инвестиционного климата, стимулированию развития реального сектора экономики, всесторонней государственной поддержке предприятий агропромышленного комплекса, общественно-социальной поддержке населения, т.е. политика, способствующая созданию условий рентабельной работы, укреплению финансовоэкономического положения организаций и повышению доходов населения - основного источника роста налогового потенциала.
T.U. VASILEVA, А.А. VASILEV MANAGEMENT OF TAXABLE CAPACITY AS INSTRUMENT OF IMPROVEMENT OF REGIONAL TAX POLICY Key words: tax, capacity, region, exemption.
This article is devoted to the main features of taxable capacity growth of the region and to the analysis of the usage of tax authorities provided to the subfederal bodies in Chuvash Republic which showed that active tax regional policy on creation of the propitious investment climate in the republic, stimulation of actual economics sector development, total state support of agricultural complexes, social support of the population is made in region, i.e. policy contributing to developing of profitable work conditions, consolidation of financial and economical position of organizations and increasing incomes of population - the main source of taxable capacity growth.
Налоговый потенциал можно рассматривать как объект планового управления, которое осуществляется через налоговую политику, способствующую стимулированию инвестиционной и предпринимательской активности, развитию производства, расширению сферы оказания услуг для населения как основы для получения в будущем собственных доходов
Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, с другой - не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования, тем самым росту налогового потенциала.
На основе вышеизложенного обозначим цель формирования системы управления налоговым потенциалом региона - стимулирование развития реального сектора экономики, в том числе создание условий для развития и укрепления малого бизнеса (в экономически развитых странах налоговые доходы от малого бизнеса составляют 40% доходов бюджетов).
Сформулируем задачи системы управления налоговым потенциалом региона:
- улучшение используемых в регионе механизмов стимулирующего воздействия на повышение эффективности хозяйствования, адекватного расширению налоговой базы;
- оптимальное соотношение регулирующей и фискальной функции налогов (в пределах полномочий органов власти соответствующих уровней);
- эффективное использование возможностей действующего налогового законодательства в целях максимального увеличения налогового потенциала региона на основе системного анализа механизма действия региональных и местных налогов.
Развитие налогового потенциала региона подразумевает максимальное с точки зрения экономического роста использование всех собственных ресурсов и возможностей, т.е. тех объектов управления налоговым потенциалом, от которых формируются налоговые доходы региона: благосостояние и доходы населения; рентабельность хозяйствующих субъектов. При этом физические лица, предприниматели, юридические лица выступают как субъекты налогообложения.
Обозначим основные факторы наращивания налогового потенциала региона:
- усиление информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками как залога достоверного и полного формирования налоговой базы налогов и обеспечения их собираемости;
- улучшение собираемости налогов, в том числе за счет улучшения налогового администрирования, особенно контрольной деятельности фискальных органов, а также активного развития таких перспективных направлений налогового администрирования, как налоговый аудит и досудебное рассмотрение споров;
- оздоровление экономики предприятий-налогоплательщиков, стабилизация их финансового состояния;
- создание условий для развития и укрепления малого бизнеса, что возможно при административной, финансовой и информационной поддержке малых предприятий, развитии предприятий, занимающихся научно-инновационной деятельностью, усилении кредитно-финансовой поддержки начинающих предпринимателей (например, предоставление компенсации за счет бюджетных средств процентных ставок по кредитам для работающих в приоритетном направлении малых предприятий), реализации специальных республиканских муниципальных программ;
- развитие регионального фондового рынка, элементом которого выступает рынок ценных бумаг. Развитие торговли ценными бумагами имеет и чисто фискальный характер в виде налогов с доходов от операций с ценными бумагами;
- совершенствование арендных отношений. Реализация задачи связана с максимальным вовлечением в арендные отношения объектов нежилого фонда, находящихся в республиканской и муниципальной собственности, совершенствованием методики определения арендной платы, созданием единого реестра арендаторов земли на территории республики, а также надежной правовой системы регулирования земельных отношений;
- развитие инвестиционного и инновационного потенциала республики, что достигается комплексом решений: государственная поддержка инвесторов и стабилизация условий их деятельности; оптимизация системы налогообложения как реальной основы для роста реальных производственных инвестиций; стимулирование привлечений инвестиций в регион, в том числе привлечение в реальный сектор экономики средств таких институциональных инвесторов, как государственный и негосударственные пенсионные фонды, страховые компании; развитие сети ипотечного кредитования; стимулирование инвестиционной направленности деятельности коммерческих банков; стимулирование привлечения средств населения на фондовой рынок.
Законодательство Российской Федерации наделяет органы власти субъектов Российской Федерации (и местные органы власти) рядом полномочий по определению налоговых баз и налоговых ставок как по региональным и местным, так и по федеральным налогам (в части зачисления в субфедераль-ные бюджеты). Как правило, эти полномочия связаны с предоставлением права субфедеральным органам власти устанавливать налоговые ставки (в рамках, определяемых федеральным законодательством) или предоставлять дополнительные налоговые льготы. Полнота и эффективность использования данных полномочий существенно влияют на объем налоговых поступлений в субфедеральные бюджеты и предопределяют возможности региона по использованию и развитию налогового потенциала.
Рассмотрим, как используются налоговые полномочия, предоставляемые субфедеральным органам власти, в Чувашской Республике (в соответствии с законом Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.)).
1. Ставка налога на прибыль организаций в пределах суммы налога, подлежащей зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, установлена в размере 13,5% для:
- организаций, зарегистрированных на территории Чувашской Республики и осуществляющих инвестиционную деятельность в Чувашской Республике в форме капитальных вложений на сумму более 10 млн руб.;
- организаций, осуществляющих лизинговые операции, доля доходов от которых составляет не менее 80% всех доходов за отчетный период в течение первого года с момента регистрации (в целях ускоренного развития инвестиционной деятельности на основе операций лизинга);
- вновь создаваемых организаций, занимающихся производством товаров народного потребления и переработкой сельскохозяйственной продукции (не менее 70% от общего объема), в течение первых трех лет с момента государственной регистрации при условии направления высвобождаемых средств на развитие производства;
- вновь созданных с 1 января 2003 г. организаций (кроме организаций оптовой и розничной торговли, а также занятых оказанием посреднических услуг), в течение одного года с момента государственной регистрации.
2. По налогу на имущество в Чувашской Республике действует льгота, предоставляемая при привлечении инвестиций на сумму более 10 млн руб., в размере 50% от суммы исчисленного налога в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на пять лет со дня получения льготы. Кроме того, в Чувашии не облагается имущество, являющееся предметом лизинга.
3. Имущество организаций потребительской кооперации в сельских населенных пунктах, предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию или задействованных в сельскохозяйственном цикле, облагается по льготной ставке в Чувашской Республике 1,5% с условием направления высвобождаемых средств на обновление технической базы.
4. Вновь созданные с 1 января 2003 г. организации, зарегистрированные на территории Чувашской Республики (кроме организаций оптовой и розничной торговли, а также занятых оказанием посреднических услуг), в течение одного года с момента государственной регистрации освобождаются от уплаты 50% суммы исчисленного налога на имущество организаций.
Таким образом, налоговые полномочия по налогу на имущество не только дают возможность органам власти субъектов РФ напрямую воздействовать на объем налоговых поступлений, путем установления налоговых ставок и предоставления налоговых освобождений, но и косвенно через проведение определенной экономической политики, направленной на привлечение инвестиций и стимулирование роста производства в той или иной отрасли.
Для наращивания налоговой базы и увеличения поступлений в республиканский бюджет налога на имущество организаций необходимо продолжать поддержку инвестиционной и инновационной деятельности преимущественно в форме субсидирования процентных ставок и развития лизинга. В результате такой государственной поддержки возрастает доля введения новых основных фондов, одновременно увеличиваются объемы производства, прибыль, заработная плата, появляются новые рабочие места.
Значительный перечень льгот по региональным налогам, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, и дефицит республиканского бюджета Чувашской Республики существенно ограничивают возможности региональной налоговой политики. Тем не менее, как показал анализ налоговых полномочий субфедеральных органов власти, в Чувашской Республике проводится активная налоговая региональная политика по созданию благоприятного инвестиционного климата в республике, стимулированию развития реального сектора экономики, всесторонней государственной поддержке предприятий агропромышленного комплекса, общественно-социальной поддержке населения, т.е. политика, способствующая созданию условий рентабельной работы, укреплению финансово-экономического положения организаций и повышению доходов населения - основного источника роста налогового потенциала. Основными условиями установления налоговых льгот являются привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, развитие налогового потенциала, создание новых рабочих мест, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и повышение жизненного уровня населения Чувашской Республики.
На наш взгляд, увеличение налоговых доходов в региональный бюджет может осуществляться по двум основным направлениям:
- интенсивному, за счет развития бизнеса в регионе, путем создания условий для расширения бизнеса: подготовка территорий для нового строительства, создание производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, линий электропередач, подготовка кадров, улучшение медицинского обслуживания), снижение бюрократических препятствий для получения необходимых согласований, предоставление гарантий для получения кредитов, предоставление инвестиционного налогового кредита и т.д. Доходы бюджета напрямую зависят от величины прибыли, получаемой бизнесом, и стоимости его имущества. Именно бизнес создает дополнительные рабочие места, тем самым способствует увеличению поступлений в бюджет налога на доходы физических лиц. Менеджмент предприятий должен обеспечивать должный режим экономии, расширять рынки сбыта для своей продукции, добиваясь полной загрузки производственных мощностей;
- экстенсивному, т.е. за счет расширения налоговых баз, ставок, в также за счет привлечения в регион крупных компаний из других регионов, путем создания наиболее благоприятных условий для их деятельности в регионе.
Совершенствование налоговой системы - это путь к увеличению налогового потенциала территории, эффективности его использования путем перевода его развития с экстенсивного пути на интенсивный. Изменение налогового потенциала территории только тогда даст устойчивый рост, когда воздействие на него будет рассматриваться как в стратегическом, так и в тактическом плане. Законодательно оформленное расширение налогооблагаемой базы путем введения новых налогов, повышения их ставок усилит налоговое бремя и временно увеличит поступление налоговых платежей, однако окажет деструктивное воздействие на уровень производства, что приведет к сужению налогооблагаемой базы. Поэтому формулировка задачи увеличения налогового потенциала территории путем совершенствования налоговой системы не означает одномоментного его расширения, а подразумевает качественное изменение.
ВАСИЛЬЕВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА родилась в 1978 г. Окончила Чувашский государственный университет. Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чувашского университета. Область научных интересов - оценка и развитие налогового потенциала региона. Автор 13 научных трудов.
ВАСИЛЬЕВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ родился в 1972 г. Окончил Чувашский государственный университет. Директор по экономической безопасности ООО «Агрика-Продукт». Область научных интересов - экономическая безопасность региона.