УДК 330.322
Жильцова В.И.1
инвестиционные проекты как локомотивы экономического развития республики дагестан
Аннотация. В статье дается анализ основных проблем, снижающих эффективность управления отдельными инвестиционными процессами и проектами, и инструментов создания механизма по их устранению, что является крайне важным условием для дальнейшего роста уровня жизни, повышения инвестиционной и социальной привлекательности Республики Дагестан.
Ключевые слова: региональное развитие, инвестиционная привлекательность, приток инвестиций, инвестиционные проекты и площадки.
Zhiltsova V
INVESTMENT PROJECTS AS LOCOMOTIVES OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. The paper analyzes the main problems that reduce the effectiveness of management of individual investment processes and projects, and tools for creating a mechanism to eliminate them, which is an extremely important condition for further growth of living standards, increasing investment and social attractiveness of the Republic of Dagestan.
Keywords: regional development, investment attractiveness, investment inflow, investment projects and sites.
Республика Дагестан, как и любая социально-экономическая система, является уникальным регионом с присущими только ему качественными характеристиками и свойствами.
По мнению ряда авторов, в силу наличия совокупности экономических, рекреационных и социально-культурных факторов, она входит в число наиболее экономически перспективных регионов РФ и, соответственно, обладает мощнейшим потенциалом для внедрения и реализации масштабных инвестиционных проектов практически в любой сфере экономики.
Однако само по себе наличие даже самых благодатных условий и богатейших ресурсов без должного вмешательства не приведет к ускорению и оптимизации регионального развития. К тому же у региона имеется и целый ряд факторов, не способствующих повыше-
нию его инвестиционной привлекательности: социальная напряженность, непростые межнациональные отношения и наличие теневой экономики и коррупции.
Все это ухудшает инвестиционный климат в республике и ведет к появлению дополнительных (и без того высоких) рисков возможных инвесторов. К сожалению, в таких непростых условиях основными источниками для разработки и реализации инвестиционных проектов являются федеральный, республиканский и муниципальные бюджеты (44,6%, 23,4% и 1,5% соответственно), а также различные дотации и средства, поступающие из федерального центра для освоения различного рода целевых программ, что подтверждает значительную зависимость Республики Дагестан от финансирования из федерального центра.
1 Жильцова Валентина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственных услуг и менеджмента, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: [email protected], тел.: 89283360906
Valentina Zhiltsova, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Public Service and Management, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: [email protected], tel.: 89283360906
Объём инвестиций в республику, за счет вышеуказанных источников, характеризуется устойчивой положительной динамикой (прирост с 2000 по 2016 г. - 4828,14%). Но по показателю «инвестиции в расчете на душу населения» республика уступает общероссийскому уровню в 1,44 раза (2016 г.) [1]. Только существенное увеличение объема частных инвестиций может создать необходимое для республики количество рабочих мест, обеспечить рост уровня жизни населения, сделать возможным достижение целей Республики Дагестан. Крупные инвестиционные проекты станут локомотивами экономического развития, будут способствовать решению системных проблем, вовлекать в свою орбиту малый бизнес и создавать вокруг себя предпринимательские сообщества, приведут к повышению ее инвестиционной привлекательности.
Инвестиционная привлекательность является значимым критерием, определяющим уровень социально-экономического развития региона. И если в рейтингах регионов по инвестициям в основной капитал на душу населения Республика занимает достаточно хорошие позиции (в 2016 г. - 40 место по оценке ООО «Центр исследований региональной экономики», а по оценке журнала «Инвест-Форсайт» и вовсе 14 из 82 исследуемых (комплексно за период с 2000 по 2017 г.)), то в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов России ее позиции резко ухудшаются (по оценке «Национального Рейтингового Агентства (НРА)» - 73 место) [2]. Такая ситуация отражает непростые региональные проблемы и повышает актуальность создания благоприятного инвестиционного климата.
В связи с этим вопрос стимулирования притока инвестиций в экономику Республики Дагестан посредством обеспечения комфортных условий для осуществления капитальных вложений и создания благоприятного инвестиционного климата приобретает особое значение.
Ключевыми проблемами, препятствующими более эффективному осуществлению инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан, являются следующие:
- ограниченность заемных источников финансирования, недоступность кредитных ре-
сурсов для реализации инвестиционных проектов;
- наличие инфраструктурных ограничений.
По различным оценкам, наиболее привлекательными для инвестирования являются следующие направления экономики республики:
- пищевая и перерабатывающая отрасли (а в идеале не только промышленность, но и весь производственный комплекс РД);
- изготовление и реализация стройматериалов;
- освоение месторождений углеводородного сырья, в первую очередь на дагестанском побережье шельфа Каспийского моря;
- использование выгодного геополитического положения Республики Дагестан в создаваемом транспортном коридоре «Север - Юг» и развитие Махачкалинского транспортного узла;
- воссоздание и наращивание потенциала рекреационного хозяйства республики, использование благоприятных природно-климатических условий для комплексного развития турист-ско-курортного обслуживания населения.
С 2013 года инвестиционный имидж Дагестана значительно вырос. К тому же в целях его улучшения республиканскими органами власти на региональном уровне уже внедрен Стандарт инвестиционной деятельности, разработанный Агентством стратегических инициатив, готовится принятие закона о защите прав инвесторов, которым регламентируется механизм защиты как внутренних, так и внешних инвестиций.
Однако есть и негативные моменты. В прошлом году, как показал анализ Счетной палаты, бюджет Дагестана был не довыполнен ни по доходам (84,1 млрд. рублей, или 92,8% от прогноза), ни по расходам (87,4 млрд. рублей, или 91,8% годовых назначений).
При этом уровень его дотационности (доля объема безвозмездных поступлений) составил 74,2% - как обычно, один из худших показателей в стране. Иными словами, у республики просто не хватило денег на вложения в инфраструктуру для будущего экономического развития.
В общей сложности финансирование госпрограмм составило в прошлом году всего 91%, не были выполнены в полном объеме значения целевых индикаторов 29 из 30 госпрограмм республики.
В целях повышения инвестиционной привлекательности и активности в республике принят целый ряд законов, указов Президента Республики Дагестан и Постановлений Правительства Республики Дагестан.
Основы государственной поддержки инвестиционной деятельности закреплены Законом Республики Дагестан от 7 октября 2008 г. № 42 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан», разработанным в соответствии с федеральным законодательством об инвестиционной деятельности.
В полном соответствии с разработанной ранее Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ и с учетом ресурсов и потенциала республики, в Дагестане как субъекте Российской Федерации, была разработана Инвестиционная Стратегия до 2025 года, в которой обозначено, что продвижением инвестиционных проектов в основном занимается Министерство инвестиций и внешнеэкономических связей.
Разработку и реализацию основных направлений инвестиционной политики, а также вопросы развития инфраструктуры инвестиционной и инновационной деятельности осуществляют Научно-технический совет, созданный при правительстве республики и Региональный экспертный совет.
Учитывая наличие негативных факторов, влияющих на инвестиционный климат в республике только законодательных мер недостаточно.
Инвесторы придут в любой регион, если выполнены главные условия: расположение региона таково, что расходы на распространение готовой продукции будут минимальными, в регионе и соседних республиках и областях много потенциальных потребителей этой продукции, инвестиционный климат в регионе удобен и привлекателен для инвестора, работать в регионе комфортно и безопасно.
С целью создания основы для инвестици-
онной деятельности в РД создана Корпорация развития Дагестана, цель которой - привлечение прямых инвестиций в региональную экономику. Уставной капитал корпорации составляет 20 миллиардов рублей, из которых вклад республики - 5 млрд. Акционеры Корпорации развития - крупные инвестиционные фонды и кредитные организации: группа «Нафта-Москва», группа «Сумма», Сбербанк России, Внешэкономбанк и другие. Задачи Корпорации - формирование инвестиционного фонда Дагестана, подготовка инвестиционных площадок, поддержка и сопровождение инвестиционных проектов по трем направлениям деятельности: агропромышленные парки, индустриальные парки и девелопмент.
25 декабря 2013 года принято Постановление Правительства РД № 706 «Об утверждении порядка сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Республики Дагестан, по принципу 'одного окна'». Это постановление делает процесс от создания инвестиционного проекта до его реализации простым и удобным для инвестора, снижает административные издержки и обеспечивает быстроту и прозрачность при прохождении проекта через государственные инстанции. Благодаря этому постановлению, инвестор четко знает свои права и обязанности государства по поддержке его идеи, имеет пошаговый план по превращению ее сначала в полноценный инвестиционный проект и по его осуществлению.
Инвестиционные площадки Дагестана.
Для привлечения в Дагестан инвесторов создаются специальные инвестиционные площадки. Они располагаются в местах, куда легко можно подвести необходимые коммуникации, вблизи от крупных городов, от железнодорожных и автомобильных дорог, иногда инвестиционную площадку удобно иметь вблизи от Каспийского моря. За счет бюджета к этим площадкам подводятся необходимые коммуникации - дорога автомобильная и даже железнодорожная ветка, электричество, газ и вода, создается необходимая инфраструктура. Очень важно наличие в районе площадки свободной рабочей силы и возможность привлечения специалистов для работы на ней.
На территории этих площадок должен существовать особый налоговый климат, выгодный для инвестора, предусматривающий налоговые каникулы - отсрочку от платежей в бюджеты на время строительства и становления проекта. Налоговая политика такова, что она поощряет расходы на строительство зданий и сооружений, приобретение оборудования.
Первые инвестиционные проекты нового Дагестана.
На самой первой инвестплощадке Республики, расположенной в п. Тюбе, занимающей 500 тыс. кв. м, осуществляется строительство Каспийского завода листового стекла (КЗЛС) (инвестпроект «Строительство завода по выпуску листового стекла флоат-методом») мощностью до 600 тонн стекла в сутки. ОАО с применением самых современных технологий стекольной промышленности уже выпускает прозрачное полированное стекло под торговой маркой Caspyan Crystal Clear. К выпуску готовится еще и тонированное, солнцезащитное и энергосберегающее стекло. Общая стоимость данного проекта составила 10,5 млрд. руб. Проблем с реализацией в краткосрочной и среднесрочной перспективе не предвидится, так как уже заключен целый ряд договоров о поставке стекла потребителям из республики Дагестан (причем на постоянной основе). По долгосрочным планам КЗЛС в больших объемах будет реализовывать свою продукцию не только в приделах страны, но и за рубеж. С мая предприятие уже экспортирует готовую продукцию партнерам из Азербайджана, Грузии, Казахстана и Украины.
Одним из самых масштабных проектов в республике является строящаяся российско-турецкая текстильная фабрика «Нергиз Дагестан». Расходы на ее строительство и приобретение оборудования составят 26,4 млрд. руб. и позволят трудоустроить 5000 работников. За пять лет эксплуатации фабрики стоимость экспортных операций текстильной продукции из республики достигнет 500 млн. $ в год.
Бум индустриального и жилищного строительства в городах Махачкале и Каспийске обусловил появление другого масштабного инвестпроекта, которым является строящий-
ся с апреля 2013 г. завод по производству напольной плитки с применением итальянских красителей и глазури и керамического гранита - ООО «Мараби». Завод будет полностью автоматизирован [3].
Значимым событием для улучшения инвестиционного климата Республики, повышения ее инвестиционной привлекательности и дальнейшего развития инвестиционного потенциала стали разработка и принятие государственной программы Республики Дагестан «Экономическое развитие и инновационная экономика».
В соответствии с приоритетами в развитии экономики Республики в данной программе запланированы разработка и реализация 22 инвестиционных проектов, в рамках которых планируется создать 11256 рабочих мест и увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней в объеме 4 379,22 млн. рублей. Реализацию Программы планируется осуществить в один этап.
Перечень подпрограмм:
- подпрограмма «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан на 2015-2017 годы»;
- подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2015-2017 годы».
Принятие государственной программы, направленной на развитие инвестиционного потенциала и улучшений условий для осуществления капитальных вложений в экономику Республики Дагестан явилось существенным стимулом для интенсификации инвестиционных процессов в республике. Реализация Подпрограммы будет способствовать активизации инвестиционной деятельности в Республике Дагестан и достижению значений показателей и оптимистического сценария развития РД Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.
Налоговая политика в 2016 году предполагает введение моратория на увеличение налоговой нагрузки, что должно обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Более того, на последней сессии Народное Собрание в первом чтении
приняло закон о введении на территории республики двухлетних «налоговых каникул» для новых предпринимателей в области производства, научной и социальной сферы.
На текущий момент вложение инвестиций по 10 приоритетным инвестиционным проектам в Магарамкентском, Бабаюртовском, Кумторкалинском, Хунзахском районах, в Буйнакске и Махачкале составило порядка 16 млрд. рублей, создано 710 рабочих мест. В июле 2016 года введены в эксплуатацию 2 инвестиционных проекта: «Производственная установка для изготовления сборных элементов домов, бетонных труб и бетонных шахтовых колец в г. Махачкала» (ОАО ЗЖБИ «Стройдеталь», объем вложенных средств - 615,2 млн. руб., создано 91 рабочее место) и проект «Приобретение ООО «Димитров кабель» дополнительного современного технологического оборудования для производства кабельной проводниковой продукции в г. Махачкала» (объем вложенных средств - 58,9 млн. руб., создано 21 рабочее место») [4].
Как следует из анализа рассмотренных проектов - планы у республики достаточно обширные, но здесь, как и во многих других субъектах страны, имеет место недостаточность финансовых ресурсов у местных органов управления для решения множества задач, стоящих перед ними, и реализации выбранных инвестиционных проектов, поэтому весьма необходимо разработать направления совершенствования инвестиционной деятельности Республики.
Значительная часть мер, способных кардинальным образом повлиять на имеющийся в Республике инвестиционный климат в сторону
улучшения, должна быть направлена на уменьшение криминального и управленческого рисков для инвесторов. Для снижения последнего, необходимо принять меры по усилению ответственности чиновников, препятствующих развитию бизнеса, ввести систему мониторинга качества предоставляемых государственных услуг.
В случаях незаконных действий органов государственной и муниципальной власти и их должностных лиц необходимо на основании решения судебных органов гарантировать возмещение убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности.
На сегодняшний день Дагестану необходимо не только снижать уровень рисков, но и обязательно обеспечить безопасность привлекаемых инвестиций, поскольку именно высокие риски подталкивают инвесторов к гонке высоких прибылей с целью быстрого возврата вложенных средств, для чего приходится завышать цены и уходить от налогов. Эту проблему можно разрешить только в случае обеспечения законности, правовой защиты собственности, безопасности капитала, мотивации инвесторов сегодня и на долгосрочный период.
Большую роль в улучшении инвестиционного имиджа Республики Дагестан сыграло снижение террористической активности, но для дальнейшей и более эффективной реализации потенциала республики еще многое необходимо сделать, в частности преодолеть дезинтеграцию экономического пространства, улучшить качество производимой продукции и оказываемых услуг, повысить производительность труда, совершенствовать управление финансами.
библиографический список
1) Корчагин Ю.А. Рейтинг инвестиций регионов в основной капитал на душу населения в 2016 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=4&page=69 (дата обращения: 23.09.2018 г.)
2) Мамчиц Р. Рейтинг динамики инвестиций в российских регионах [Электронный ресурс]. URL: http://www.dagminobr.ru/ deyatelnost/itogovie_svedeniya_odeyatelnosti/statistika (дата обращения: 02.08.2018 г.)
3) Реестр инвестиционных проектов - Сведения ореализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов на территории г. Махачкалы [Электронный ресурс]. URL: http://www.mkala.ru/city/adminfo/invest/2016/10/20/invest_4406 (дата обращения: 17. 06.2018 г.)
4) Агентство по предпринимательству и инвестициям республики Дагестан [Электронный ресурс]. URL: http://investrd.e-dag.ru/custom/279 (дата обращения: 17. 06.2018 г.)