Региональная экономика
АХМЕДУЕВ А.Ш.
МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Аннотация. В статье проводится критический анализ законодательных и нормативно-правовых актов, формирующих механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Дагестан. Активизация инвестиционной деятельности и модернизация механизма ее государственного регулирования рассматриваются как ключевые факторы устойчивого развития и структурной перестройки экономики региона, обеспечения ее конкурентоспособности, интеграции в российское и мировое экономическое пространство. В статье предлагается авторское толкование понятия «инвестиции», включая вложения не только в основные фонды, но и в формирование и развитие человеческого капитала, НИОКР и инновации, воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды. Показано, что не все принятые законодательные нормы соблюдаются, намеченные программные меры полностью не реализуются, а в целом действующий механизм государственного регулирования не обеспечивает благоприятного инвестиционного климата. Предлагаются меры по совершенствованию как каждого элемента, так и всего механизма формирования благоприятного делового климата и активизации инвестиционной деятельности в регионе.
Ключевые слова: государственное регулирование, инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный климат, государственная поддержка, приоритетный проект, государственная программа, инвестиционная политика.
AKHMEDUEV Л.БН.
MECHANISMS OF STATE REGULATION OF THE INVESTMENT ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. The manuscript performs a critical analysis of legislative acts and laws and regulations forming a mechanism of state regulation of the investment activity in the Republic of Dagestan. Activation of investment activity and modernization of the mechanism of its state regulation are considered in the manuscript to be the key factors of sustainable development and structural rebuilding of the economy of the region, providing for its competitive ability, integration into Russian and world economic space. The manuscript suggests the author s definition of the notion of "investments" including investments not only into fixed assets but also into forming and developing the human capital, R&D and innovations, reproduction of natural resources and environmental protection. It is shown that not all of the accepted legislative norms are followed, the planned program measures are not fully implemented, and overall, the active mechanism of state regulation does not provide for the favorable investment climate in the region. Measures for improving both each element and the whole mechanism of forming favorable business climate and activation of the investment activity in the region are suggested.
Keywords: state regulation, investments, an investment activity, investment climate, state support, a priority project, a state program, an investment policy
В создавшихся условиях определенной внешнеэкономической изоляции России чрезвычайно обостряется проблема обеспечения независимости и конкурентоспособности экономики, в целом экономической безопасности страны и каждого ее региона. В свою очередь, обеспечение конкурентоспособности требует новой государственной социально-экономической и, прежде всего, инвестиционной политики, ориентированной на модернизацию всех отраслей экономики и социальной сферы. «Необходимо сформировать современные механизмы финансирования экономического роста и модернизации. Это немаловажно в любой ситуации, но в нынешней особенно» [1, с. 17]. «Построение эффективной структуры российской экономики, обеспечивающей ее конкурентоспособность в мировом масштабе, во многом определяется существованием системы мер, направленных на создание, развитие и эффективное использование инвестиционного потенциала страны...» [2, с. 6].
В условиях нестабильности и кризисного состояния всей экономики страны особенно сложно оказывается хозяйственным комплексам в экономически отсталых регионах. «Региональный хозяйственный комплекс функционирует под влиянием разнонаправленных интересов: национальных, региональных и хозяйствующих субъектов. При быстро меняющихся социально-политических и экономических условиях перед хозяйствующими субъектами стоит задача по обеспечению не только выживаемости, но и реализации своего потенциала через повышение прибыльности производства» [3, с. 40]. С учетом современных экономических и глобальных общественно-политических реалий регионам Северного Кавказа объективно необходимо пересмотреть как долгосрочные стратегии, так и социально-экономические политики, соответственно, перестроить механизм их реализации [4, 5, 6]. Важной составляющей экономической политики региона и механизма реализации стратегии социально-экономического развития является инвестиционная политика [7, с. 38].
Сложившаяся конъюнктура на отечественном и мировом рынках для Республики Дагестан, с одной стороны, чрезвычайно осложняет проблемы интеграции, кооперации и конкурентоспособности, а с другой — существенно расширяет возможности выхода на новые региональные рынки для импортозамещения. В этих условиях крайне важно пересмотреть структурную и всю экономическую политику, в первую очередь, определить современную инвестиционную политику, четко обозначить ее приоритеты, наметить и осуществить масштабные меры по формированию благоприятного инвестиционного климата в республике [8, 9, 10].
В настоящее время в Республике Дагестан определенная долгосрочная инвестиционная политика и проектно-программные направления ее осуществления заложены в Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2025 года (Стратегия-2025). Но механизм реализации Стратегии-2025 до сего времени не сформирован и не задействован. Указом главы РД утверждена Инвестиционная стратегия Республики Дагестан, где намечены определенные долгосрочные меры по развитию инвестиционной деятельности в регионе. Для успешного осуществления мер инвестиционной стратегии, на наш взгляд, целесообразно определить и принять среднесрочную инвестиционную политику с соответствующим механизмом ее реализации.
В настоящее время государственное регулирование инвестиционной деятельности в республике осуществляется посредством механизмов и планов реализации:
1) закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан»;
2) государственной программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан на 2014-2016 годы»;
3) приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Точки роста, инвестиции и эффективное территориальное развитие».
Существенную роль в создании благоприятного и стабильного инвестиционного климата могло бы играть активное осуществление мер, предусмотренных законом «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан» [11]. Этот закон определяет принципы и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, права и обязанности инвесторов и органов власти и т. д. Он предоставляет возможность для стимулирования инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, путем предоставления им налоговых льгот, налоговых кредитов, льгот при аренде недвижимости и земельных участков, государственных гарантий возврата заемных средств, привлекаемых для реализации приоритетных инвестпроектов и т. д. Особое значение для республики имеет то, что указанный выше закон позволяет органам власти участвовать в финансировании ин-вестпроектов из государственных источников в порядке государственно-частного партнерства.
Однако для реализации положений данного закона республика не располагает достаточными ресурсами, в частности, нет реальных источников для государственного участия в финансировании инвестиционных проектов, образования гарантийного фонда, предоставления налоговых кредитов и т. д.
Вместе с тем в этом законе есть положения, ограничивающие государственную поддержку инвестиционной деятельности. Прежде всего, представляется крайне важным пересмотреть
принятые формы инвестиционной деятельности. Определяя формы инвестиционной деятельности, республиканские законодатели исходят из федеральных нормативных актов, трактующих инвестиции как вложения в основной капитал. В соответствии с федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [12], «инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». При таком толковании инвестиций из сферы инвестиционной деятельности выпадают инвестиции в важные факторы производства, а именно: формирование и развитие человеческого капитала; НИОКР; инновации; воспроизводство и охрана природных ресурсов.
Нам представляется, что в современных условиях инвестиции — это вложения во все факторы производства, и соответственно, в федеральном законе и законе РД надо расширить объекты и формы инвестиционной деятельности.
В законе РД одним из основных принципов государственной поддержки совершенно справедливо определен принцип равноправия инвесторов. Но все меры и правовые нормы государственной поддержки ориентированы на реализацию лишь приоритетных проектов. Первоочередное использование ограниченных ресурсов на реализацию приоритетных инвестпроектов, конечно, вполне оправдано, но полное лишение государственной поддержки остальных инвесторов, выполняющих основной объем инвестиционной деятельности, по нашему мнению, несправедливо и не будет способствовать улучшению общего инвестиционного климата. Принцип равенства инвесторов следует соблюдать при предоставлении налоговых преференций, государственных гарантий, льгот при аренде объектов недвижимости и земельных участков, разработке и экспертизе инвестпроектов и т. д.
В законе РД вполне обоснованно определено, что инвестиции из государственных источников финансирования предоставляются на возвратной и срочной основе с уплатой процентов, а при предоставлении налогового кредита также взимаются проценты. Однако представляется нелогичным и экономически не оправданным, что государственные гарантии обеспечения обязательств инвестора по возврату заемных средств осуществляется, во-первых, только при предоставлении обеспечения в размере 100 процентов суммы государственной гарантии в виде ликвидного имущества либо субгарантии администрации муниципального района или городского округа, на территории которого реализуется инвестиционный проект; во-вторых, на возмездной основе с уплатой процентов.
Во-первых, средства гарантийного фонда не передаются инвестору, и он ими практически не пользуется. Во-вторых, государственная гарантия — это услуга государства, она не может быть платной, так как государственные органы не занимаются коммерческой деятельностью. В-третьих, инвестор, получая кредит под гарантию государства, уже закладывает свои активы в кредитной организации и, следовательно, предоставить обеспечение в размере 100 процентов суммы гарантии не может. В-четвертых, все муниципальные районы и городские округа Дагестана — дотационные и практически не могут предоставить субгарантии инвестору. Поэтому очевидно, что государственные гарантии инвесторам должны предоставляться безвозмездно и без всякого залогового обеспечения.
С учетом вышесказанного целесообразно внести соответствующие коррективы и дополнения в действующий закон или принять новый закон, предусматривающий активное государственное регулирование инвестиций во все факторы производства и в целом инвестиционного процесса на всех этапах воспроизводства.
Законодательно утверждена республиканская целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан на 2012-2016 годы» [13] (с 2015 года — подпрограмма «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан на 2015-2017 годы») (далее — Программа).
Целью Программы является создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в республике. В Программе поставлены определенные задачи по развитию инфраструктуры (созданию инвестиционных площадок и т. д.), оказанию технической помощи инвесторам и субсидированию части процентных ставок. Однако в ней не предусмот-
рены кардинальные меры по преодолению основных факторов торможения инвестиционной деятельности, по улучшению криминогенной обстановки, поиску реальных источников финансирования крупных инвестиционных проектов и т. д.
Программа предусматривает реализацию 25 приоритетных инвестиционных проектов с общим объемом финансирования 105,2 млрд руб., в т. ч. 101,8 млрд руб. (96,8%) из внебюджетных источников, но источники средств и методы их привлечения не определены. Вместе с тем предусмотренные из республиканского бюджета 3,3 млрд руб. на финансирование Программы, на наш взгляд, явно недостаточны даже для создания инфраструктуры на планируемых инвестиционных площадках. Надо еще учесть, что намечаемые по Программе средства из республиканского бюджета, как правило, в полном объеме не выделяются. Например, на финансирование мероприятий по Программе планировалось выделить из республиканского бюджета на 2014 год 924,4 млн руб., в 2015 году — 764,4 млн руб., в 2016 году — 465,0 млн руб., а в годовых бюджетах предусматривалось финансирование в объеме соответственно 139,6 млн руб. (15,1%), 158,4 млн руб. (20,7%) и 165,0 млн руб. (35,5%).
В связи с вышеизложенным возникают большие сомнения, что Программа даже в таком виде будет в полной мере реализована, заметно улучшится инвестиционный климат, будут успешно реализованы 25 приоритетных инвестиционных проектов с намечаемым общим объемом финансирования 105,2 млрд руб.
Вместе с тем возникает вопрос: почему в целевой республиканской (с 2014 года государственной) Программе, ориентированной на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, вообще не учтены положения закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан». Ведь этим законом предусмотрен обширный перечень форм государственной поддержки инвестиционной деятельности (о которых говорилось выше), использование которых, на наш взгляд, прежде всего следовало заложить в целевую (государственную) программу.
Действующими в настоящее время активными инструментами определения и реализации инвестиционной политики республики являются Приоритетные проекты развития Республики Дагестан (ППР РД). Реализация всех семи ППР РД требует ресурсного обеспечения, следовательно, привлечения обширных инвестиций из различных источников. Основная роль в привлечении инвестиций и регулировании инвестиционной деятельности отводится ППР РД «Точки роста, инвестиции и эффективное территориальное развитие», «Новая индустриализация» и «Эффективный агропромышленный комплекс». Наряду с привлечением финансовых ресурсов для реализации ППР РД крайне важно осуществить масштабные институциональные преобразования, в частности, развитие в инвестиционной сфере малого и среднего предпринимательства [14, с. 20-22]. ППР РД предусматривают проведение масштабных и комплексных мер по активизации инвестиционной деятельности в разных направлениях, например, по повышению представленности республики в государственных программах РФ, федеральных целевых программах, федеральных отраслевых и ведомственных программах, инвестиционных программах госкомпаний и госкорпораций и т. д.
Существенную роль в развитии и регулировании инвестиционной деятельности в республике должна играть подпрограмма «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан до 2025 года» в рамках федеральной программы «Социально-экономическое развитие СевероКавказского федерального округа на период до 2025 года». Ввиду исключительной актуальности преодоления отставания социально-экономического развития республики и ограниченности собственных инвестиционных ресурсов разработка и принятие такой федеральной целевой программы крайне важно для Дагестана. «...В силу сложившихся объективных причин регион не может рассчитывать на то, что ему удастся самостоятельно выйти из кризисной ситуации, поэтому республике необходима специально организованная поддержка со стороны государства, в том числе и в форме реализации специальных программ социально-экономического развития» [15, с. 132].
При реализации подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан» (подпрограмма РД) в Государственной программе развития СКФО до 2025 года крайне важно осуществить активизацию и кардинальное изменение инвестиционной политики и переориентацию ее на модернизацию и прорывной рост реальной экономики. При определении
долгосрочной экономической и, прежде всего, инвестиционной политики Республики Дагестан и всего СКФО надо исходить из положений и установок указа Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» [16], в которой определены концептуальные основы государственной инвестиционной политики.
Принципиальное значение имеет предусмотренная в указе Президента РФ общая ориентация экономической политики на резкую активизацию инвестиционной деятельности, увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015-му и до 27% к 2018 году. Этому будет способствовать также установка на повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й в 2015-м и до 20-й в 2018 году. Важно учесть и то, что в президентском указе намечено проведение существенных мер по совершенствованию делового климата и улучшению инвестиционной привлекательности.
Для формирования и реализации инвестиционной политики ключевое значение имеет то, что в упомянутом выше указе выделены приоритетные сферы, определяющие развитие человеческого капитала, предусмотрена разработка государственных программ «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан». В нем определены также важнейшие приоритеты инвестиционной политики в сфере модернизации и инновационного развития экономики, для чего предусматривается разработка государственных программ «Развитие науки и технология», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности». Крайне важно в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан» предусмотреть и реализовать масштабные меры по участию региона в реализации всех этих государственных федеральных программ, соответственно, обеспечению финансирования из федеральных источников полной модернизации и прорывного развития реальной экономики и социальной сферы Дагестана до 2025 года.
Определенные меры по повышению представленности Дагестана в государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах были предусмотрены в ППР РД «Инвестиции в Дагестан» и плане его реализации на 2015 год. На наш взгляд, такую практическую работу целесообразно и в последующие годы планировать и проводить по представлению РД конкретно в каждой государственной программе и федеральной целевой программе с определением по каждой из них ответственного исполнительного органа республики.
Одним из важнейших направлений и реальных возможностей активизации инвестиционной деятельности в республике является расширение масштабов представленности республики в текущих и перспективных планах и инвестиционных программах таких государственных компаний и корпораций, как ОАО «Газпром», ОАО «РусГидро», ОАО «НК «Роснефть». Для эффективного использования природных энергетических ресурсов республика не имеет собственных источников финансирования. В перспективе такой возможности также не предвидится.
Как показывает опыт последних десятилетий, частные инвестиции в эти сферы весьма ограничены или вовсе не идут. Проблемы освоения нефтегазовых и гидроэнергетических ресурсов Дагестана можно решить только объединенными усилиями государства за счет федеральных источников финансирования и частного капитала на основе государственно-частного партнерства [17]. Поэтому Дагестану придется развивать нефтегазовую отрасль и гидроэнергетику при активном участии соответствующих государственных компаний и корпораций. Эту проблему надо аргументировано поставить и решить на уровне Правительства РФ, имея в виду, что развитие энергетики Дагестана важно для социально-экономического развития не только Дагестана, но и всего Северного Кавказа.
В ППР РД в 2013, 2014 и 2015 годах предусматривались важнейшие институциональные меры, рассчитанные на активную реализацию приоритетных проектов и развертывание инвестиционной деятельности. В частности, предусматривалось создание Банка развития Республики Дагестан, Инвестиционного фонда Республики Дагестан, Корпорации развития Дагеста-
на и торгового дома «Дагестан». Еще в плане мероприятий республиканского правительства по реализации ППР РД «Инвестиции в Дагестан» на июль-декабрь 2013 года было предусмотрено создание Банка развития Республики Дагестан, а также передача в управление этому банку залогового фонда РД. Намечалось осуществить передачу Банку развития Республики Дагестан функций уполномоченного банка по обслуживанию задач консолидированного бюджета республики.
Целесообразность создания Банка развития Республики Дагестан обоснована наукой и подсказана практикой. Банк развития позволит обеспечить эффективный контроль за процессом формирования и использования средств как консолидированного бюджета, так и всего инвестиционного потенциала республики. Это, в свою очередь, будет способствовать улучшению делового климата, успешному кредитованию и финансированию реализации приоритетных проектов и т. д.
Однако в плане мероприятий по реализации ППР РД на 2014 и 2015 годы создание Банка развития Республики Дагестан указано не было. В плане мероприятий по реализации ППР РД «Точки роста, инвестиции и эффективное территориальное развитие» на 2016 год предусмотрена лишь проработка вопроса создания Республиканского инвестиционного банка. Разумеется, создание самодостаточного и дееспособного банка — задача непростая. Найдутся и противники, особенно те, кто наживается на банковском обслуживании консолидированного бюджета. На наш взгляд, создание Банка развития Республики Дагестан или Республиканского инвестиционного банка — давно назревшая и острая проблема, и чем скорее она будет решена, тем успешнее будет развиваться республика.
Значительную роль в формировании благоприятного делового климата, создании современных условий для организации активной инвестиционной деятельности может сыграть создание и развертывание деятельности ОАО «Корпорация развития Дагестана». Оно станет организационным центром реализации масштабных инвестиционных проектов, строительства промышленных и агропарков, туристическо-рекреационных комплексов, развития территорий и т. д.
Однако для полномасштабного развертывания работы ОАО «Корпорация развития Дагестана» предстоит решить весьма сложную задачу по привлечению потенциальных инвесторов и довести реальный размер его уставного капитала до 15,0 млрд руб. С самого начала формирования ППР РД были весьма призрачными планы по привлечению в уставный капитал корпорации вложений от таких инвесторов, как Минфин России (5,0 млрд руб.), крупные дагестанские бизнес-группы (группа «Сумма», ГК «Нафта-Москва»), другие собственники земельных и промышленных активов в Дагестане (до 3,5 млрд руб.), зарубежные институты развития (до 0,6 млрд руб.). По нашему мнению, реальным источником пополнения уставного капитала корпорации могли бы быть сбережения населения, которые можно привлечь путем эмиссии акций и распространения их под государственную гарантию сохранности и прибыльности. Вклады (депозиты) физических лиц в кредитных организациях Дагестана на начало 2015 года составляли 40,1 млрд руб. [18, с. 1057, 1061]. Если учесть, что на руках у населения хранятся солидные сбережения, то все они вместе представляют собой солидный инвестиционный потенциал, в том числе и для ОАО «Корпорация развития Дагестана».
Одной из важных планируемых институциональных мер по улучшению делового климата и созданию условий для успешной реализации значимых инвестиционных проектов является создание Инвестиционного фонда Республики Дагестан. Учреждение такого фонда под управлением Корпорации развития Дагестана было предусмотрено в Плане мероприятий по реализации ППР РД «Инвестиции в Дагестан» на июль-декабрь 2013 года. Поскольку осуществить намеченное в 2013 году не удалось, в Плане мероприятий по реализации ППР РД «Инвестиции в Дагестан» на 2014 год была предусмотрена подготовка для этого нормативной правовой базы, принятие постановления правительства РД «О создании Инвестиционного фонда Республики Дагестан». Однако ни в 2014-м, ни в 2015 году осуществить намеченное не удалось. Создание инвестиционного фонда республики не предусмотрено и в планах реализации ППР РД на 2016 год.
На наш взгляд, давно назрела необходимость формирования Инвестиционного фонда Республики Дагестан. Такой фонд позволит прежде всего переориентировать определенные ре-
сурсы консолидированного бюджета республики на инвестиции в основной капитал, следовательно, на накопление и развитие. Вместе с тем инвестиционный фонд позволит широко привлекать, накапливать и активно использовать средства других участников фонда на основе государственно-частного партнерства. Представляется целесообразным ускорить формирование Инвестиционного фонда Республики Дагестан и в кратчайшие сроки наладить его работу.
Одним из важных направлений активизации инвестиционной политики и улучшения инвестиционной привлекательности является выделение и формирование в республике инвестиционных площадок. В настоящее время в Дагестане создано 10 инвестиционных площадок, на которых проводится активная работа по их обеспечению инфраструктурой за счет финансирования из республиканского и федерального бюджетов. Для эффективного проведения всей этой работы создана «Управляющая компания инвестиционными площадками Республики Дагестан». Однако в плане реализации ППР РД на 2016 год предусмотрено лишь обеспечение инвестиционной площадки «Уйташ» города Каспийска необходимой инженерной инфраструктурой. Было бы целесообразно широко развернуть эту работу, создав такие площадки в нескольких узловых экономических зонах республики.
В создавшихся в настоящее время условиях резкого изменения конъюнктуры мирового и отечественного рынков исключительную актуальность для Республики Дагестан приобретает активная экономическая интеграция, расширение кооперационных связей как с другими регионами России, так и с прикаспийскими странами. В этом направлении правительством РД проводится активная работа, одобрена Концепция развития торговли в Республике Дагестан на период до 2016 года, заключены и действуют соглашения о сотрудничестве с 53 субъектами Российской Федерации и 6 иностранными государствами. Решающую роль в развертывании этой работы должно играть ОАО «Торговый дом «Дагестан». Всё это, бесспорно в перспективе будет способствовать укреплению интеграционных связей республики и улучшению инвестиционного климата в Дагестане.
Однако работу в этом направлении нужно усилить, так как нынешний уровень интеграции республики в российский и тем более в мировой рынок крайне низок. Например, товарооборот республики с субъектами РФ за 2013 год составил всего 35,0 млрд руб., в т. ч. вывоз — 10 млрд руб. (29,1%) и ввоз 24,8 млрд руб. (70,9%). Еще более удручающе выглядит место Дагестана на мировом рынке. Внешнеторговый оборот республики в 2014 году составил всего 720,8 млн долл., а экспорт — 118,0 млн долл. (16,4% товарооборота), в котором доля товаров дагестанских производителей всего лишь менее 10%.
Низкий уровень экспорта свидетельствует о том, что республиканские товары крайне слабо представлены на зарубежных рынках. Такой информационный вакуум формирует отрицательный имидж Дагестана вообще как товаропроизводителя. Отсюда вытекают оценки о слабости инвестиционного потенциала и инвестиционной непривлекательности республики. Одним из показателей и последствий таких оценок является то, что в Дагестане на конец 2014 года действуют всего 10 организаций с участием иностранного капитала. Таких предприятий, например, в Ставропольском крае — 144, Краснодарском крае — 878 [18, с. 570].
Крайне важно кардинально переломить тенденцию, обеспечить конкурентоспособность и резко увеличить объемы поставок собственной республиканской продукции на экспорт и региональные рынки субъектов Российской Федерации. Увеличение объемов и расширение географии поставок на российский и зарубежный рынки доброкачественных и экологически чистых конкурентоспособных продовольственных товаров и высокотехнологичных изделий промышленности будет способствовать возрастанию инвестиционного потенциала и повышению инвестиционной привлекательности республики.
Литература
1. Медведев Д. А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. — 2015. — № 10. — С. 5-29.
2. Смешко О. Г. Структурная перестройка российской экономики: приоритеты и механизмы регулирования // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 7. — С. 6-17.
3. Дохолян С. В., Петросянц В. З., Садыкова А. М. Инструменты реализации региональной социально-экономической политики в современных условиях // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 7. — С. 40-47.
4. Гимбатов Ш. М. Проблемы социально-экономического развития Северного Кавказа // Вопросы
структуризации экономики. — 2012. — № 3. — С. 114-117.
5. Арсланов Ш. Д. Современные проблемы развития и пути совершенствования инвестиционной сферы России и ее регионов //Вопросы структуризации экономики. — 2013. — № 4. — С. 170-171.
6. Багомедов М. А. Развитие рынка недвижимости и устойчивое развитие Дагестана // Вопросы структуризации экономики. — 2014. — № 2. — С. 7-10.
7. Ахмедуев А. Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона / А. Ш. Ахмедуев, А. А. Рабаданова; РАН; Дагестан. науч. центр; Ин-т соц.-экон. исследований. — М.: Экономика, 2013. — 307 с.
8. Дохолян С. В., Садыкова А. М., Дохолян А. С. Концептуальные подходы к достижению устойчивого экономического развития региона, как социо-экономико-экологической системы // Апробация. — 2015. — № 5 (32). — С. 49-51.
9. Арсланов Ш. Д., Идзиев Г. И., Арсланова X. Д., Рабаданова А. А. Современная государственная политика в области поддержки инвестиционной деятельности в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. — 2014. — № 3. — С. 84-86.
10. Арсланов Ш. Д., Идзиев Г. И., Арсланова X. Д., Рабаданова А. А. К вопросу развития инвестиционной политики в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. — 2013. — № 4. — С. 4849.
11. Закон Республики Дагестан «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан» от 7 октября 2008 года № 42.
12. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
13. Закон Республики Дагестан «Об утверждении республиканской целевой программы Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан на 2012-2016 годы» от 1 марта 2012 года № 8.
14. Абдулаева З. З. Развитие малого бизнеса как условие повышения занятости населения в трудоизбыточном регионе //Апробация. — 2014. — № 7. — С. 20-22.
15. Кутаев Ш. К., Деневизюк Д. А. Развитие производственного процесса на основе активизации инвестиционной деятельности // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 7. — С. 131-134.
16. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
17. Зельднер А. Г. Партнерские отношения государства, бизнеса и общества в условиях смешанной экономики. — М.: Экономические науки. 2010. — 216 с.
18. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015. Статсборник /Росстат. — М., 2015. References:
1. Medvedev D. A. a New reality: Russia and global challenges / Issues of economy. — 2015. — No. 10. — S. 5 -29.
2. Smeshko O. G. restructuring of the Russian economy: priorities and mechanisms of regulation // Regional problems of transformation of the economy. — 2014. — No. 7. — Pp. 6-17.
3. Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z., Sadykov A. M. Tools for implementation of regional socio-economic policy in modern conditions // Regional problems of transformation of the economy. — 2014. — No. 7. — S. 4047.
4. Gimbatov S. M. Problems of socio-economic development of the North Caucasus // Questions of economy structuring. — 2012. — No. 3. — P. 114-117.
5. Arslanov Sh. D. Modern problems of development and improvement of the investment sphere of Russia and its regions // the Questions of economy structuring. — 2013. — No. 4. — S. 170-171.
6. Bagomedov M. A. Development of real estate market and sustainable development of Dagestan // Issues of economy structuring. — 2014. — No. 2. — S. 7-10.
7. Akhmeduev, A. S. Strategic management of socio-economic development of the region / Akhmeduev, A. sh., Rabadanova A. A.; wounds; Dagestan. scientific. center, Institute of social.-Ekon. research. — M.: Economy, 2013. — 307p.
8. Dokholyan S. V., Sadykov A.M., Dokholyan A. S. Conceptual approaches to the achievement of sustainable economic development of the region as socio-economic-environmental system Testing. — 2015. — № 5 (32). — S. 49-51.
9. Arslanov Sh. D., Iziev G. I., Arslanov Kh. D., Rabadanova A. A., Modern state policy in the field of support of investment activity in the Republic of Dagestan // Issues of economy structuring. — 2014. — No. 3. — Pp. 84 -86.
10. Arslanov Sh. D., Iziev G. I., Arslanov Kh. D., Rabadanova A. A. To the question of development of investment policy in the Republic of Dagestan // Issues of economy structuring. — 2013. — No. 4. — Pp. 48-49.
11. The law of the Republic of Dagestan About the state support of investment activity on the territory of the Republic of Dagestan"of 7 October 2008 No. 42.
12. Federal law of 25.02.1999 № 39 FZ About investment activity in the Russian Federation implemented in the form of capital investments."
13. The law of the Republic of Dagestan On approval of the Republican target program Creation offavorable conditions for attracting investments into the economy of the Republic of Dagestan for 2012-2016"of 1 March 2012, № 8.
14. Abdulaeva Z. Z. The development of small businesses as a condition for increasing employment in laborsurplus region // Testing. — 2014. — No. 7. — Pp. 20-22.
15. Kutaev S. K., Denisiuk D. A. Development of manufacturing process on the basis of investment activity // Regional problems of transformation of the economy. — 2014. — No. 7. — Pp. 131-134.
16. The decree of the President of the Russian Federation of 7 may 2012 № 596 On long-term state economic policy"
17. Seldner, A. G. Partnership of the state, business and society in a mixed economy. — M.: Economics. 2010. — 216 p.
18. The Regions Of Russia. Socio-economic indicators. 2015. Statistics Collection /Rosstat. — M., 2015.