УДК 330.322
Арсланов Б.Д., Арсланов Ш.Д.
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
Arslanov B.D., Arslanov Sh.D.
ON THE PROBLEM OF INCREASING INVESTMENT ATTRACTIVE REGIONS
В статье рассмотрены проблемы, связанные с улучшением инвестиционного имиджа региона, определены основные направления развития инвестиционной привлекательности региона, выявлены пути улучшения инвестиционного климата региона.
Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, инвестиционный имидж.
The problems associated with the improving image of the region as the main directions of development of the investment attractivenes8 of the region, identified ways to improve the investment climate in the region.
Key words: investment climate, investment potential, investment risk, investment image.
Проблема привлечения инвестиций - одна из ключевых проблем современного общества. Инвестиционные ресурсы ограничены и удовлетворить всю имеющуюся потребность в них практически невозможно. Данный тезис особенно актуален в условиях чередования финансово-экономической нестабильности экономики региона и, как следствие, социально-политических волнений, когда инвесторы, учитывая резко возросшие риски, еще более тщательно оценивают потенциальные объекты инвестирования. Ключевым индикатором привлечения инвестиций в регион выступает инвестиционная привлекательность региона.
Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику региона требует от региональных властей обеспечения баланса интересов всех заинтересованных сторон инвестиционного процесса. Таким образом, главной задачей региональной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды региона.
В свою очередь, «оценка инвестиционного климата региона - это процесс определения тенденций, влияющих или способных повлиять на эффективность инвестиционной деятельности в регионе, а значит и на желание потенциального инвестора осуществить вложения. Данный процесс осуществляется на основании изучения динамики инвестиционной привлекательности региона в течение длительного промежутка времени» [1].
На инвестиционный климат региона влияет множество факторов. Состав факторов индивидуален для каждого конкретного случая, в частности, зависит от форм инвестиций.
Кроме того, перед проведением основных процедур оценки инвестиционного климата региона необходимо определиться с целями. Можно выделить следующие цели оценки инвестиционного климата региона:
1) внешние - принятие инвестиционного решения (по формам инвестиций это может быть, например, решение об осуществлении частных, государственных, иностранных или совместных инвестиций, среднесрочных или долгосрочных инвестиций и т.д.);
2) внутренние - определение текущей ситуации для последующего управления инвестиционной привлекательностью и инвестиционным климатом региона; разработка и совершенствование региональной инвестиционной стратегии.
Теоретически число факторов, определяющих инвестиционный климат региона, которые можно было бы включить в расчет частных и, соответственно, интегральных индикаторов, является бесконечно большой величиной. Достаточно указать на то, что даже такой фактор, как уровень заболеваемости ВИЧ, тоже влияет в какой-то мере на текущую и перспективную инвестиционную привлекательность региона и, как следствие, на инвестиционную активность. Однако применение ряда положений теории систем, а именно принципов необходимого разнообразия элементов системы, минимальной достаточности и целевой ориентации этих элементов, позволяет ограничить число частных факториальных признаков сравнительно небольшим кругом инвестиционно-значимых показателей.
Необходимо понимать, что состав инвестиционно-значимых факторов не может оставаться неизменным и должен частично меняться в зависимости от особенностей социально-экономического развития региона.
Для формирования эффективной инвестиционной политики, направленной на изменение инвестиционного климата, необходимо, прежде всего, оценить имеющиеся возможности для его улучшения, найти наиболее эффективные направления для приложения усилий региональных властей.
«С этой целью основные, наиболее значимые, составляющие инвестиционного климата можно условно разделить на две большие группы: устойчивые и изменяемые. Устойчивые факторы характеризуются слабой восприимчивостью к целенаправленному воздействию в краткосрочном плане. Их изменение требует длительного времени и приводит к существенным сдвигам в экономике региона. Изменение устойчивых характеристик в процессе управления либо затруднено (как, например с пространственными и природно-климатическими факторами), либо сопряжено с коренным изменением самого характера управленческой деятельности. К изменяемым составляющим относятся факторы, восприимчивые к управленческим воздействиям на региональном уровне. Через изменение данных факторов и осуществляется, в основном, политика, направленная на привлечение инвестиций» [2].
На уровне региона можно выделить следующие факторы, которые условно можно отнести к устойчивым. В первую очередь, это, как уже упоминалось, территориальный фактор, природно-климатические условия, обеспеченность региона теми или иными видами природных ресурсов. Также к устойчивым характеристикам можно частично отнести демографический фактор, по причине сложности изменения в краткосрочной перспективе таких его характеристик, как недонаселенность или перенаселенность (трудоизбыточность) региона, доля экономически активного населения, доля людей пенсионного возраста, соотношение сельского населения и городского и т.п.
Составляющие инвестиционного климата характеризуются очень тесным взаимовлиянием, большой взаимообусловленностью. Помимо устойчивых составляющих инвестиционного климата можно выделить некоторые его факторы, которые в значительной степени являются следствием других его факторов.
Одним из подобных факторов является степень межрегиональных связей. Теснота межрегиональной связей отдельно взятого региона во многом определяется производственной структурой в нем, финансовым состоянием его производственной сферы. Экспортные возможности региона определяются уровнем конкурентоспособности продукции расположенных на его территории предприятий, а также тем, насколько велика степень дифференциации продукции. Структура импорта региона также во многом зависит от того, насколько узкоспециализированным является регион, в какой степени он способен обеспечивать себя производственными ресурсами и потребительскими
товарами. Ясно, что соотношение импорта и экспорта является прямым следствием перечисленных факторов.
Другим таким фактором является степень доверия населения к региональной власти, степень поляризации политических симпатий, взаимоотношения региональных властей с федеральным центром. Он во многом обусловлен тем, какую политику проводят региональные властные органы, степенью эффективности этой политики. Также сильное влияние на данный фактор оказывает уровень социально-экономическое развития региона, причем как сам по себе, так и в сравнении с соседними регионами.
Еще одним фактором, существенно определяемым другими составляющими регионального инвестиционного климата, является уровень социальной напряженности и преступности в регионе. Известно, что преступность и социальная напряженность имеют тенденцию возрастать пропорционально ухудшению материального положения населения, т.е. снижению реальных доходов значительной части населения, повышению безработицы, уменьшению доступности жилых помещений и т.п.
Степень финансовой обеспеченности региона также можно отнести к группе факторов, обусловленных другими составляющими инвестиционного климата региона. Обеспеченность расходов региональных властей доходами зависит:
1) от величины и структуры этих расходов, т.е. от проводимой региональной политики (например, наличия и величины расходов на маркетинг региона, качественной оценки возвратности предоставляемых региональной администрацией кредитов предприятиям), от социальной ситуации в регионе (объем выплат социальных пособий и других расходов на снижение социальной напряженности в регионе), демографической структуры населения;
2) от величины и структуры доходов субъекта федерации, т.е. развития производственного сектора и других секторов экономики (объем налоговых поступлений), от проводимой региональной политики (предоставление налоговых льгот), от специализации и структуры хозяйства в регионе (глубина спада за годы реформ, степень благоприятности экономической конъюнктуры для тех или иных отраслей).
Таким образом, можно сделать вывод, что основные составляющие инвестиционного климата могут стать объектом целенаправленного воздействия с помощью региональной инвестиционной политики. А основные закономерности развития инвестиционной политики региона отражают зависимость объема инвестиций в регионе от воздействующих факторов - составляющих инвестиционного климата региона. Таким образом, обосновывается связь между степенью инвестиционной активности в регионе и поддающимися воздействию на региональном уровне процессами и объектами, от текущего состояния которых она зависит, в частности:
1) объем инвестиций, привлеченных в регион, прежде всего зависит от существующего уровня социально-экономического развития в регионе.
2) на объем инвестиций, привлеченных в регион, существенное влияние также оказывает политика, проводимая региональной властью. К числу важнейших инструментов региональной инвестиционной политики относят гарантии инвесторам, а также маркетинг региона.
3) на объем инвестиций, привлеченных в регион, оказывает воздействие налоговая политика, в особенности.
Возвращаясь к понятию инвестиционного климата региона, - необходимо помнить, что приоритетом развития инвестиционной сферы региона является создание благоприятного инвестиционного климата.
Для республики Дагестан привлечение инвестиций на сегодняшний день является одним из ключевых направлений развития экономики. Это отражено в концепции РЦП «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан на 2012 - 2016 годы», в которой записано: «в целях экономического развития
Республики Дагестан, как и любого другого субъекта Российской Федерации, необходимо привлечение инвестиций. Важнейшим условием для обеспечения притока инвестиций является формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе» [3]. О чем говорится и в послании главы республики Народному собранию от 31 мая 2012 года: «Для успешного развития приоритетных отраслей экономики необходимы благоприятные условия для бизнеса, масштабные инвестиции» [4].
Благоприятный инвестиционный климат, согласно концепции Всемирного банка не сводится к обеспечению компаниям возможности получать прибыль. Если бы цель состояла лишь в этом, внимание можно было бы сосредоточить только на вопросах минимизации затрат и рисков. Речь идет об обеспечении позитивных результатов для общества в целом.
Данное определение является наиболее точным и необходимым для рассмотрения проблем создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Дагестан. Он должен рассматриваться с позиции - не может быть единой, верной для всех случаев методики оценки не только инвестиционного потенциала вообще, но и его наиболее стабильных факторов. Потому что в универсальных методиках в силу их общей применяемости ключевые особенности региона не занимают достойного места при оценке. А Республика Дагестан на сегодняшний день зависит от множества ключевых особенностей, формирующих как инвестиционный потенциал, так и инвестиционные риски региона.
На сегодняшний день особое значение приобретают факторы развития Республики Дагестан, связанные с ее географическим положением и, в частности, с приграничностью («приграничные территории - это территории государства, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями» [5]).
«В своей массе приграничные регионы РФ относятся к наиболее бедным и социально-неблагополучным субъектам РФ. У 34 из них доля населения с доходами ниже прожиточного минимума больше, чем в среднем по России, у 43 объем регионального валового продукта на душу населения ниже среднего по стране уровня, для большинства приграничных регионов характерна относительно низкая втянутость во внешнюю торговлю» [4].
Республика Дагестан не является исключением, из чего следует, что приграничное положение республики в настоящее время является тормозом для ее экономического роста. Но в факторе приграничности так же заложен мощный геополитический потенциал дальнейшего развития республики.
С учетом особенностей и приграничного положения Республики Дагестан практическое значение приобретает необходимость включения в систему частных потенциалов, составляющих инвестиционного потенциала, потенциала приграничного сотрудничества и транзитного потенциала.
Данная совокупность потенциалов позволит оценивать приграничные районы с учетом их ключевых особенностей, что значительно повысит достоверность получаемых результатов.
При рассмотрении наиболее значимых для инвесторов факторов инвестиционной привлекательности Республики Дагестан по двум составляющим: инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску, были выявлены следующие закономерности формирования инвестиционного климата республики:
1) инвестиционный потенциал характеризуется высоким уровнем природных запасов; достаточным объемом рабочей силы; относительно удовлетворительным уровнем развития производственного потенциала при нестабильности социально-экономического обеспечения населения; большим разрывом доходов населения; неравномерностью развития производств и инфраструктуры.
2) Инвестиционные риски определяются прежде всего нестабильностью законодательства, несогласованностью в работе ветвей власти, высоким уровнем коррупции и большим количеством административных барьеров. Особо выделяется криминальный риск в связи с массовыми террористическими и экстремистскими актами, совершаемыми на территории республики, достаточная часть которых связана с прямым запугиванием и рэкетом предпринимателей.
Учитывая изложенные закономерности, можно сказать, что ключевую роль в формировании благоприятного инвестиционного климата в республике должны играть региональная политика и действия органов государственного управления. Хотя ряд факторов (например, географические) едва ли подвластны правительству, от него во многом зависят гарантии прав собственности, подходы к государственному регулированию и налогообложению, создание инфраструктуры, функционирование финансовых рынков и рынков труда, а также факторы более общего плана, определяющие качество государственного управления, например, уровень коррупции.
Создание здорового инвестиционного климата требует от руководства республики обеспечения баланса интересов всех слоев общества и в первую очередь налаживания взаимного доверия власти и общества. Все это также отражено в послании главы республики Народному собранию от 31 мая 2012 года. В частности им определено: «В то же время нам следует усилить работу по подготовке большего числа инвестиционных проектов для получения поддержки на федеральном уровне. Подчеркну, что для Правительства и органов местного самоуправления привлечение масштабных инвестиций в экономику Дагестана должно стать приоритетным направлением деятельности, и во многом по данному показателю будет оцениваться качество их работы. Крупные инвестиционные проекты являются локомотивом нашей экономики, но основа развития республики - малый и средний бизнес, предпринимательская инициатива.» [4].
Влияние органов государственного управления на факторы, способствующие развитию благоприятного инвестиционного климата, обеспечивается сочетанием официальной политики в определенных областях и практической деятельности государственных органов, а также более общими параметрами системы государственного управления. К числу последних относятся укрепление доверия к власти, создание атмосферы общественного доверия и законности, а также выбор политики, соответствующей местным институциональным условиям.
Однако все действия государственной власти Республики Дагестан, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата в республике, не будут иметь успеха, пока не будут решены все проблемы, обуславливающие увеличение инвестиционных рисков, особенно тех, которые усугубляются приграничностью региона.
На сегодняшний день позиция региональных властей имеет следующие очертания: «Мы исключительно много внимания уделяем вопросу привлечения инвестиций. Связано это с тем, что только данный путь позволит нам решить те масштабные социально-экономические задачи, которые стоят перед республикой. Это, прежде всего, создание новых предприятий, новых рабочих высокопроизводительных, высокотехнологических мест и тем самым решение вопроса повышения уровня и качества жизни дагестанцев. Это единственный путь к нормализации общественно-политической ситуации. Работа по привлечению инвестиций была, есть и будет приоритетной в деятельности органов государственной власти. Эти усилия будут только наращиваться.» [6].
Однако данная позиция не приносит ощутимых результатов, что нашло отражение в следующем выступлении Магомедова М.М.: «У нас разработан целый комплекс мер: в первую очередь сформирована необходимая нормативно-правовая база государственной поддержки инвестиционных проектов. В рамках Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан определены отраслевые приоритеты в экономике. Создан залоговый фонд Республики Дагестан. На инвестиционных площадках за счет
государственных средств создаются объекты инженерной инфраструктуры. Из бюджета республики финансируются затраты инвесторов на разработку бизнес-планов и проектно-сметной документации. Сделаны серьезные шаги. Сегодня я хотел бы услышать от Правительства РД, от участников инвестиционных проектов, что работает из этого, какой механизм они считают действенным, что нужно изменить и внести какие-то поправки, может быть, от чего-то нужно отказаться», «просьба обратить внимание на следующее ... из 29 проектов, которым мы в прошлом году дали статус приоритетных, на сегодняшний день только три проекта вышли на стадию заключения соглашения с Правительством РД. Это очень низкий показатель. Так не должно быть. При таком подходе к работе мы не сумеем достичь целей, обозначенных в стратегии развития республики.» [6].
Позиция официальной власти республики понятна, и основным ее минусом является отсутствие желания начать активную работу по минимизации инвестиционных рисков. Проблема инвестиционных рисков в республике назрела давно и требует безотлагательных мер по их минимизации.
Можно сказать, что данная проблема присуща не только Дагестану, но и всем республикам Северного Кавказа. Подтверждением тому является все более частое исключение республик Северного Кавказа из рейтингов инвестиционной привлекательности по причине «объективной невозможности определить уровень безопасности» [7].
Это связано с тем, что пассивная позиция власти характерна для достаточно долгого периода, активность власти проявляется лишь в наращивания инвестиционного потенциала и рекламы природной и национальной уникальности республики. Однако забывается, что только работа, направленная на минимизацию инвестиционных рисков, а соответственно налаживание нормальной социально-экономической обстановки в республике позволит привлекать инвесторов в республику, не гоняясь за объемами инвестиций, а оценивая их с позиции сотрудничества для получения общественной пользы для всего Дагестана.
Одним из крупных недостатков дагестанской экономики является неподготовленность кадров. При этом складывается парадоксальная ситуация, при которой регион располагает людскими ресурсами, но не умеет эффективно использовать данный ресурс. Яркий пример неподготовленности кадров - это ситуация на Каспийском заводе листового стекла, в частности, данная проблема была озвучена М.М. Магомедовым в своем послании Народному собранию: «В последние годы промышленные предприятия республики сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. В этом я убедился во время недавнего посещения Каспийского завода листового стекла. Было неудобно перед иностранным менеджментом этого предприятия, потому что именно по нашему настоянию, рекомендации они приоритетно отдали объем выполнения работ дагестанским предприятиям, взяли на работу дагестанских строителей. Но, к сожалению, буквально через месяц все ушли, потому что работа наших строителей не соответствовала предъявляемому качеству, да и по срокам наши не могли уложиться. Отвыкли работать напряженно и качественно. Это действительно показательно и заставляет нас очень серьезно подумать о подготовке кадров, о том, насколько качество образования наших высших и средних учебных заведений соответствует современным требованиям.» [4].
Негативно сказывается на инвестиционном климате и уровень экономической преступности в республике. Тем не менее, прокуратура, даже при наличии явных подозрений, не начинает расследования преступлений вообще или же, даже если расследования начинаются, проводит их недостаточно эффективно. Причинами этого часто являются коррупция или угрозы в адрес ответственных чиновников. В результате во многих случаях экономическая преступность остается безнаказанной. Официальные органы вынуждены не только смириться с упреками в том, что не осуществляют в
необходимой степени преследование экономических преступников, но и признать, что во многих случаях чиновники являются и соучастниками в противозаконных действиях. Нередко чиновник выступает заинтересованной стороной, действуя через своих родственников, предоставляя им протекции в бизнесе. Что также получило отражение в послании Магомедова М.М. Народному собранию РД, в частности, им отмечено: «Бюджетные средства, направляемые на государственные и муниципальные нужды, должны реально стимулировать социально-экономическое развитие республики, а не становиться источником коррупционных схем, недобросовестной конкуренции и теневых экономических отношений. В прошлом году выявлено 195 преступных посягательств против государственных интересов, в том числе 51 факт взяточничества, около 2 тысяч преступлений экономической направленности, включая налоговые. Считаю, что на ближайшие годы вопросы противодействия коррупции, в том числе в правоохранительных органах, защиты собственности, прав и свобод граждан от произвола чиновников должны оставаться важнейшей темой внутриполитической повестки дня в нашей республике.» [4].
Анализируя сложившуюся ситуацию в инвестиционной сфере республики, можно выделить ключевые и наиболее значительные факторы, ухудшающие инвестиционный климат. Эти факторы могут быть условно разбиты на две группы:
1. Факторы, в целом снижающие и подавляющие деловую и инвестиционную
активность в регионе, сужающие круг потенциальных инициаторов инвестиционных проектов:
■ отсутствие единой стратегии развития региона и соответственно инвестиционных приоритетов, поддержанных бизнесом и обществом.
■ неинформированность целевых инвесторов, отсутствие консолидации усилий потенциальных инвесторов, финансового сектора и государства по взаимовыгодному поиску инвестиционных проектов, неиспользование институциональных и информационных ресурсов;
■ низкий уровень сотрудничества региональных властей и бизнеса. Власть и бизнес сосуществуют в разных измерениях. Власть не знает реальных проблем бизнеса, бизнес не видит пользы от власти. С одной стороны, бизнес при осуществлении инвестиционных проектов не поддерживается властями, с другой стороны, власть придумывают нежизнеспособные проекты;
■ отсутствие поддержки инвестиционной активности. Плохая история поддержки инвестиционной активности. Отрицательная многолетняя практика, приведшая к вымыванию из региона значительной части активного делового населения соответствующего возраста, мотивации, опыта и финансового положения. Формирование отрицательного инвестиционного имиджа региона;
■ устранение региональной власти от развития финансового сектора. Неразвитая финансовая система, отсутствие значимых участников финансового процесса, узкий выбор финансовых инструментов. Доступ к программам финансирования инфраструктуры, инвестиционным проектам, малому и среднему бизнеса затруднен;
■ коррупция, рейдерство, экстремизм. Создание заказных, коррупционных «коммерческих», уголовных дел, приводящее к сворачиванию инвестиционной активности и подавлению как долгосрочных бизнес-планов, так и предпринимательской активности в регионе в целом. «Наложение дани» на преуспевающих предпринимателей со стороны незаконных вооруженных бандформирований. Неспособность правоохранительных органов защитить интересы бизнеса;
■ игнорирование среднего и малого бизнеса. Работа региональной власти только с крупным бизнесом. Не отслеживаются проблемы малого и среднего бизнеса, отслеживаются только крупные проекты, знаковые, имеющие поддержку на федеральном
уровне. Инвестиционная активность малого бизнеса сталкивается с административными барьерами;
■ клановость местной элиты. Формирование противостояния между несколькими бизнес-кланами с попытками захвата контроля в различных ветвях власти. Разнообразное подавление бизнеса обеими сторонами.
2. Факторы, препятствующие реализации конкретного инвестиционного
проекта:[8]
■ некомплексность мер поддержки инвестиционных проектов. Отсутствие стройной системы мер по поддержке и развитию инвестиционного процесса, сконцентрированной на процессе реализации инвестиционного проекта, взаимоувязанных процедур по инфраструктурному, финансовому, административному, регуляторному, налоговому стимулированию инвестиций;
■ затянутые сроки рассмотрения обращений инвесторов, непредсказуемость результатов и сроков. Непрозрачность работы госорганов. Низкое информационное освещение порядка и условий выполнения функций государственными службами и монополистами;
■ недоступность земельных ресурсов, захват земель в собственность и аренду по территориальным направлениям перспективного развития и спроса, препятствование инвестиционным процессам.
Все перечисленные проблемы чаще всего оправдываются дотационностью бюджета региона. Многие проблемы существуют уже не один десяток лет, и соответственно общество привыкает к ним и фактически смирилось с неизбежностью их постоянного существования. Такая ситуация очень негативно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса. А без развитого малого и среднего бизнеса экономика Дагестана так и будет оставаться депрессивной. Такая ситуация должна быть коренным образом изменена. Необходимость таких действий прозвучала и в послании президента РД Народному собранию: «На протяжении многих лет республика остается в числе депрессивных регионов Российской Федерации. Эту ситуацию нужно менять, уходить от дотационности.» [4]. Он подчеркнул катастрофическое состояние дел в сфере малого и среднего бизнеса в республике: «При этом хочу обратить внимание на отсутствие достоверной единой отчетности по количеству субъектов малого предпринимательства в республике. У службы статистики - одни цифры, у налоговых органов - другие, а у муниципальных образований - третьи.» [4].
Решение этих и других проблем республики, а также ее успешное социально-экономическое развитие, по мнению главы республики Магомедова М.М., заложено в Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, в которой определены ориентиры в экономике и социальной сфере. А реализация первого этапа стратегии - это основная задача, стоящая перед регионом в этом году, решение которой позволит республике выйти на новый уровень развития экономики.
На наш взгляд, повышение деловой активности в регионе может быть достигнуто только при условии формирования оптимальной государственной экономической, в том числе инвестиционной политики. Ее оптимальность определяется пропорциями финансовых ресурсов, направляемых в качестве инвестиций в различные сферы экономики как за счет государственных вложений, так и частных при создании для них благоприятных условий.
В этой связи важнейшими задачами региональной инвестиционной политики являются:
1) участие государства в инвестировании экономики по мере накопления и привлечения инвестиционных ресурсов;
2) формирование благоприятной среды для роста инвестиционной активности, улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, создания равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов;
3) оказание необходимой поддержки «основным» производствам, приоритетным научно-техническим направлениям, объектам инфраструктуры и социальной сферы;
4) поощрение частных инвестиций в приоритетные сферы развития экономики;
5) поддержка малого и среднего бизнеса.
Кроме того, формируя и проводя активную инвестиционную политику, региональная власть должна учитывать следующие основные принципы инвестирования экономики:
1. Усиление региональных инвестиционных программ с целью обеспечения оптимального уровня децентрализации инвестиционного процесса, повышения роли региональных и внутренних источников накопления для финансирования инвестиционных проектов.
2. Определение государственных приоритетов инвестирования экономики, концентрация инвестиционных ресурсов государства на инвестировании инновационных и научно-технической сфер.
3. Значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением частного бизнеса и иностранных инвесторов.
4. Создание финансовой инфраструктуры, эффективно выполняющей функцию трансформации сбережений населения в инвестиции.
Региональная инвестиционная политика должна осуществляться на основе принципов:
1) обеспечения государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории региона;
2) обеспечения инвесторам равных прав на получение государственной поддержки в инвестиционной деятельности;
3) предоставления инвесторам гарантий от некоммерческих рисков;
4) льготного (в первую очередь, налогового) режима инвестиционной деятельности при осуществлении крупных капиталовложений в экономику области;
5) смешанного государственно-частного финансирования быстроокупаемых и высокоэффективных проектов.
Корректировку региональной инвестиционной политики следует осуществлять на основе мониторинга и анализа инвестиционных процессов.
Другим немаловажным шагом в создании положительного делового и инвестиционного климата в республике является разработка инвестиционной стратегии в рамках стратегии развития республики до 2025 года. Инвестиционная стратегия должна стать одним из ключевых элементов формирования инвестиционной политики региона, имеющей цель активизацию инвестиционной деятельности в регионе. Инвестиционная стратегия региона должна скоординировать усилия различных структур на достижении одной цели - создание благоприятного инвестиционного климата.
Библиографический список:
1. Литвинова В. В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона./ В. В. Литвинова // Молодой ученый, 2011, №4,. Т.1.
2. Глазьев С.Ю. Пути преодоления инвестиционного кризиса. // Вопросы экономики, 2001, № 11.
3. Концепция республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан на 2012 - 2016 годы» Одобрена распоряжением Правительства Республики Дагестан от 1 августа 2011г. №183-р
150