Научная статья на тему 'Инвестиции в основной капитал и инвестиционный климат в Нижегородской области'

Инвестиции в основной капитал и инвестиционный климат в Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поташник Ярослав Семенович

В статье анализируется динамика инвестиций в основной капитал на территории Нижегородской области, исследуются инвестиционный климат региона и его элементы, рассматриваются основные мероприятия, реализуемые руководством области и рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поташник Ярослав Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENTS IN FIXED CAPITAL AND INVESTMENT CLIMATE IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION

The article analyzes the dynamics of investments in fixed capital on the territory of Nizhny Novgorod region, examines the region's investment climate and its elements, examines the main activities carried out by the management of the region and recommendations to improve the investment attractiveness of the region.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в основной капитал и инвестиционный климат в Нижегородской области»

УДК 330.222.2

Я.С. ПОТАШНИК, канд. экон. наук, доц., НГПУ им. К. Минина, e-mail: econ.nn@yandex.ru

ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Y.S. Potashnik

INVESTMENTS IN FIXED CAPITAL AND INVESTMENT CLIMATE IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION

В статье анализируется динамика инвестиций в основной капитал на территории Нижегородской области, исследуются инвестиционный климат региона и его элементы, рассматриваются основные мероприятия, реализуемые руководством области и рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности региона.

Ключевые слова: инвестиции в основной капитал, инвестиционная привлекательность региона, Нижегородская область.

The article analyzes the dynamics of investments in fixed capital on the territory of Nizhny Novgorod region, examines the region's investment climate and its elements, examines the main activities carried out by the management of the region and recommendations to improve the investment attractiveness of the region.

Keywords: capital investments, investment attractiveness of region, Nizhny Novgorod region.

Инвестиционная деятельность является определяющей для социальноэкономического развития регионов. Высокая инвестиционная активность обычно сопровождается ростом валового регионального продукта, количества рабочих мест, доходов граждан, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Возникают многочисленные экономические, социальные, технические, технологические и прочие позитивные эффекты. Особенно благотворно на развитие территорий влияют инвестиции в основной капитал, в том числе «затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектноизыскательские работы» [1]. Не случайно, показатель «объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств)» включен в перечень используемых для оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ [4].

Значения основных показателей, характеризующих объем и направленность инвестиций в основной капитал на территории Нижегородской области в 2009 - 2011 гг., представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Значения показателей, характеризующих объем и направленность инвестиций в основной капитал на территории Нижегородской области в 2009 - 2011 гг. [5]_________

Показатель Годы

2009 2010 2011

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 201 692, 01 192 072, 40 224 350, 20

Инвестиции в основной капитал на душу населения, млн руб. 60 472, 50 57 901, 40 67 937, 60

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, % 36,9 29,4 29,1

Инвестиции в здания (кроме жилых) и сооружения, млн руб. 70 002,7 64 632 70 798

Доля инвестиций в здания (кроме жилых) и

сооружения в инвестициях в основной капитал, % 35 34 32

Инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства 87 208,1 83 131,2 97 570,7

Доля инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства в инвестициях в основной капитал, % 44 43 43

По данным таблицы 1, в 2010 г. значения показателей, характеризующих абсолютный размер инвестиций в основной капитал, под влиянием последствий мирового финансового кризиса снизились, в 2011 г. - восстановились. В частности:

- общий объем инвестиций в основной капитал в 2010 г. снизился по сравнению с 2009 г. на 4,8%, в 2011 г. вырос по сравнению с 2010 г. на 16,8%, по сравнению с 2009 г. на 11,2%;

- инвестиции в основной капитал на душу населения в 2010 г. снизились по сравнению с 2009 г. на 4,3% , в 2011 г. выросли по сравнению с 2010 г. на 17,3%, по сравнению с 2009 г. на 12,3%;

- инвестиции в здания (кроме жилых) и сооружения в 2010 г. снизились относительно 2009 г. на 7,7%, в 2011 г. выросли относительно 2010 г. на 9,5%, относительно 2009 г. на

1,1%;

- инвестиции в машины, оборудование, транспортные средств в 2010 г. снизились относительно 2009 г. на 4,7%, в 2011 г. выросли по сравнению с 2010 г. на 17,4%, с 2009 г. на 11,9%.

Значение показателя, характеризующего относительный объем инвестиций («доля инвестиций в основной капитал в ВРП»), снижалось как в 2010 г. относительно 2009 г. (на 20,3%), так и в 2011 г. относительно 2010 г. (на 1,02%). Однако темпы снижения показателя в

2011 г. заметно уменьшились.

Доля инвестиций в производственные здания и сооружения в общем объеме вложений в основной капитал медленно сокращалась (с 35% в 2009 г. до 32% в 2011 г.). Доля инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства в общем объеме вложений в основной капитал с 2009 г. по 2011 г. практически не изменилась и составила в среднем чуть более 43% .

Инвестиции в основной капитал относятся к наиболее рискованным видам вложений, поэтому необходимым условием их привлечения является создание благоприятного инвестиционного климата. Оценку состояния инвестиционного климата инвесторы могут производить как на основе собственных знаний и опыта, так и на базе выводов профессиональных рейтинговых агентств. Одним из признанных лидеров рынка рейтинговых агентств, специализирующихся на оценке инвестиционной привлекательности регионов России, является «Эксперт РА».

В качестве составляющих инвестиционного климата агентство рассматривает две относительно самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Инвестиционный потенциал - количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион. Инвестиционный риск - характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической и криминальной ситуации. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Результаты оценки рейтинговым агентством «Эксперт РА» инвестиционного климата Нижегородской области и его составляющих в 2010 - 2012 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели инвестиционной привлекательности Нижегородской области в период с 2010 г. по 2012 г. [7]______________________________________________________________

Показатель Годы

2010 2011 2012

Инвестиционный рейтинг области 2В 2В 2В

Место среди регионов РФ по инвестиционному потенциалу 10 13 8

Место среди регионов РФ по инвестиционному риску 30 59 32

Согласно оценкам «Эксперт РА», Нижегородская область в рассматриваемом периоде обладала инвестиционным рейтингом 2В (средний потенциал - умеренный риск). К концу

2012 года регион улучшил свои позиции относительно других субъектов РФ по инвестиционному потенциалу, но остался «в середняках» по инвестиционному риску. Наибольший вклад в повышение инвестиционного потенциала внесли:

- инновационный потенциал (4 место в РФ) - уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса;

- трудовой потенциал (10 место в РФ) - трудовые ресурсы и их образовательный уровень;

- институциональный потенциал (10 место в РФ) - степень развития ведущих институтов рыночной экономики.

Негативно повлияли на уровень инвестиционного риска:

- криминальный риск (75 место в РФ) - уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, экономической преступности и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

- экономический риск (57 место в РФ) - тенденции в экономическом развитии региона.

Создание благоприятного инвестиционного климата, безусловно, является не простой и очень важной задачей, стоящей перед руководством региона. И, несмотря на имеющиеся проблемы, Нижегородская область достигла в этой сфере значительных успехов. В частности, сформирована эффективная законодательная база, регулирующая отношения в сфере капитальных вложений. Разработаны и действуют законы Нижегородской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области», «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве», «О государственной поддержке технопарков в Нижегородской области». Сформирована и внедрена прозрачная и четкая система взаимодействия органов регионального управления и инвестора, построенная по принципу «одного окна». Постановлениями Губернатора в 2006 г. созданы Инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области и рабочая группа при Инвестиционном совете. Благодаря их созданию, инвестор, подающий заявку на реализацию инвестиционного проекта на территории Нижегородской области, контактирует только со специалистами Министерства инвестиционной политики региона. В случае поддержки проекта Инвестиционным советом (если объем инвестиций по проекту превышает 30 млн руб.) или рабочей группой (если объем инвестиций по проекту не превышает 30 млн руб.) инвестор по истечении срока, не превышающего 142 дня, получает полный комплект разрешительной документации для проектирования и дальнейшего строительства.

Значения показателей, характеризующих деятельность Инвестиционного совета и рабочей группы в 2010 - 2012 гг., представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Сведения о деятельности Инвестиционного совета и рабочей группы в период

с 2010 г. по 2012 г.

Показатель Годы Всего

2010 2011 2012

Количество рассмотренных инвестиционных проектов, ед. 529 1080 1393 3002

Объем инвестиций по одобренным инвестиционным проектам, млрд руб. 216 246 162,2 624,2

Предполагаемое количество создаваемых рабочих мест по одобренным проектам, тыс. ед. 13,5 14 8,4 35,9

Количество инвестиционных проектов, признанных приоритетными, ед. 7 10 9 26

Объем инвестиций по приоритетным инвестиционным проектам, млрд руб. 16 104 70 190

Инвестиционный совет и рабочая группа работают с высокой степенью продуктивности: с 2010 г. по 2012 г. были рассмотрены 3002 проекта с суммарным объемом инвестиций 624,2 млрд руб. С 2006 г. было проведено 148 заседаний Инвестиционного совета и 98 заседаний рабочей группы, суммарный объем инвестиций по одобренным проектам составил 1 850 756 млн руб. [6].

Двадцать шесть проектов были признаны приоритетными. В соответствии с законодательством Нижегородской области приоритетным инвестиционным проектам может быть оказана дополнительная государственная поддержка. К ней относятся [2]:

- предоставление инвесторам налоговых льгот;

- предоставление инвесторам инвестиционного налогового кредита;

- освобождение инвесторов от арендной платы при аренде земельных участков на территории Нижегородской области в части платежей, зачисляемых в бюджет Нижегородской области;

- предоставление государственных гарантий Нижегородской области инвесторам в обеспечение возврата заемных средств;

- предоставление нефинансовых мер государственной поддержки (конкурсное размещение областного заказа; поддержка (направление) ходатайств и обращений в федеральные органы государственного управления об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта, распространение позитивной информации об инвесторе, помощь в создании инфраструктуры бизнеса и т.д.);

- предоставление инвесторам льгот при аренде объектов недвижимости государственной собственности Нижегородской области;

- разработка и (или) экспертиза инвестиционных проектов, инициатором которых является Правительство области, за счет государственных источников финансирования;

- частичная компенсация инвесторам процентной ставки по кредитам;

- предоставление инвесторам инвестиций из государственных источников финансирования.

Для повышения прозрачности принимаемых решений и удобства инвесторов были разработаны и опубликованы критерии, отнесения проектов к приоритетным. Они разделены на основные и вспомогательные критерии. К основным критериям относятся:

1) объем инвестиций более 100 млн рублей;

2) соответствие «Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года»;

3) наличие количественно измеримого положительного эффекта от его реализации, оцениваемого по экономической, бюджетной и социальной эффективности.

К дополнительным критериям относятся:

1) абсолютная величина вложений или привлеченных инвестиций;

2) скорость окупаемости проекта;

3) поддержка инвестиционного проекта органом местного самоуправления, на территории которого планируется реализация инвестиционного проекта;

4) интегральная эффективность, включающая социальные, экологические и иные эффекты, не поддающиеся количественной оценке.

По данным, представленным на сайте Министерства инвестиционной политики Нижегородской области, 86% проектов, признанных приоритетными, связаны с инвестициями в основной капитал производственных предприятий. Наиболее часто предоставляемыми формами государственной поддержки являются льготы по налогообложению налогами на имущество и на прибыль, нефинансовые меры поддержки и частичная компенсация процентной ставки по кредитам. Наибольшее количество приоритетных инвестиционных проектов реализуются в Нижнем Новгороде (32%), Кстовском (21%), Дзержинском (13%) и Выксунском (8%) районах Нижегородской области [6].

Заметен прогресс в регионе и с привлечением иностранных инвестиций. Важность прихода в область ведущих иностранных компаний объясняется тем, что они часто являются носителями самых передовых технологий, современных подходов к ведению бизнеса, знакомство с которыми позволит в будущем сформировать в регионе пласт собственных специалистов, которые смогут создавать новый продукт с высокой добавленной стоимостью.

За последние годы на территории региона начали работу более 30 известных иностранных компаний, в том числе «Либхерр Интернатиональ», Швейцария (объем инвестиций

11,5 млрд руб.), «Шотт АГ», Германия (объем инвестиций 0,6 млрд руб.), «Юнилин», Бельгия (объем инвестиций 2,025 млрд руб.), «Леони», Германия - Франция (объем инвестиций 1,47 млрд руб.). Как показывает практика, иностранные инвесторы предпочитают вкладывать ресурсы в производство автокомпонентов, машиностроение, нефтехимический комплекс, производство стройматериалов, стекольную промышленность.

Большое значение для развития инвестиционной деятельности имеет активно ведущаяся в Нижегородской области работа по формированию кластеров, промышленных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов. На сегодняшний день на территории области два кластера (автомобильный и нефтехимический), два промышленных парка («Ока-Полимер», «Бор-Центральный), два технопарка («1Т - парк «Анкудиновка», «Саров»), семь бизнес-инкубаторов (ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор», бизнес-инкубатор 1Т

- парка «Анкудиновка», Тоншаевский, Заволжский, Дзержинский, Павловский и Борский бизнес-инкубаторы).

Таким образом, можно констатировать, что в Нижегородской области имеются все предпосылки для достижения передовых позиций среди субъектов РФ по объемам инвестиций в основной капитал. Вместе с тем имеются факторы, тормозящие рост инвестиций, в том числе требующие улучшения, - криминальная и экологическая ситуации, не достаточный уровень производительности труда, высокие тарифы естественных монополий, излишний нажим со стороны контролирующих органов. Поэтому необходимо, ликвидируя недостатки и опираясь на имеющиеся преимущества (эффективное инвестиционное законодательство, уникальное географическое расположение, наличие трудовых ресурсов высокого профессионального уровня, значительный опыт и достижения в инвестиционной сфере), добиваться устойчивой позиции региона как наиболее привлекательного для российских и иностранных инвесторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон №39 - ФЗ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

2. Закон Нижегородской области №180 - З от 31.12.2004 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области».

3. Закон Нижегородской области №34 - З от 24.02.2011 «О государственной поддержке технопарков в Нижегородской области».

4. Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

5. http: //www.gks.ru/

6. http: //www.mininvest.ru/

7. http: //www. raexpert.ru/

© Поташник Я.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.