Развитие интернет-торговли в россии в условиях цифровизации
CS CS
о
CS
о ш m
X
<
m О X X
Кудинова Маргарита Геннадьевна,
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой финансов, бухгалтерского учета и аудита ФГБОУ ВО Алтайский государственный аграрный университет, [email protected]
Сурай Наталья Михайловна,
к.т.н., доцент, доцент базовой кафедры торговой политики ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, [email protected]
Елистратова Татьяна Геннадьевна,
к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, Алтайский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйств и государственной службы при Президенте Российской Федерации», [email protected]
Уварова Елена Владимировна,
к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и аудита ФГБОУ ВО Алтайский государственный аграрный университет, [email protected]
Сегодня цифровые технологии проникают во все сферы жизнедеятельности, в том числе, в сегменты торговли. Для достижения роста доходности интернет-торговли, достижения лидерства рынка, компаниям крайне важно в ближайшем будущем объединять свой бизнес в единую систему на основе цифровой платформы. Также этому способствовали карантинные ограничения, вызванные распространением коронавирусной инфекцией СОУЮ-19. В этой связи у интернет-торговли появилась возможность стать катализатором роста. Поэтому в сегодняшних реалиях наиболее актуальным является внедрение элементов цифровой экономики в интернет-торговлю, так как на сегодняшний день осуществление всех транзакций через систему интернет-торговли позволяют быстро осуществить платежи и получить товар, снизить издержки, расширить круг потребителей. В статье представлен анализ развития интернет-торговле в России в условиях цифровизации. Авторами отмечено, что интернет-компаниям необходимо пересмотреть свои бизнес-процессы, увеличивая при этом качество продаваемых товаров и оказанных услуг, а также сократить цифровой разрыв между различными регионами Российской Федерации, который может негативно отразиться на развитии интернет-торговли в регионах.
Ключевые слова: интернет-торговля, цифровизация, пандемия СОУЮ-19, коронавирусные ограничения, доставка заказов, онлайн-заказы, рынок, цифровые сервисы, онлайн-потреби-тели, продажи.
Усиленное течение и распространение цифровых технологий в последние года основательно изменяют образ значительных областей экономики и социальной сферы. Большинство организаций устремляются вынести бизнес-процессы в цифровую среду, тем самым значительно снижая транзакционные затраты. Во всемирной паутине определяется гигантский, действительно безбарьерный рынок, с солидно массовой конкуренцией и весьма высокой динамикой всех своих компонентов (компании, продукты и услуги, потребители). В таких критериях значительным условием конкурентоспособности организаций становится необходимым условием обработка и анализ больших объемов данных. В настоящее время рыночная стоимость большинства компаний определяется «цифровыми активами» (узнаваемость и репутация бренда, размеры компании и лояльность интернет-аудитории и т.д.). Например, у таких цифровых гигантов, как Google, Amazon, Microsoft, Facebook, Apple, значительную долю от всего биржевого индекса (S&P 500) составляет совокупная стоимость, а их бизнес достиг рекордной рыночной капитализации.
В 21 веке цифровые технологии проникают во все сферы жизнедеятельности, в том числе, в сегменты торговли. Для достижения роста доходности интернет-торговли, достижения лидерства рынка, компаниям крайне важно в ближайшем будущем объединять свой бизнес в единую систему на основе цифровой платформы. Также этому способствуют карантинные ограничения, вызванные распространением коронавирусной инфекцией COVID-19. В этой связи у интернет-торговли появилась возможность стать катализатором роста. Этому способствовали все элементы внедрения цифровой экономики в интернет-торговлю, так как на сегодняшний день осуществление всех транзакций через систему интернет-торговли позволяют быстро осуществить платежи и получить товар, снизить издержки, расширить круг потребителей [1].
Отметим, что многие исследователи, с приходом пандемии COVID-19, прогнозировали глобальный экономический кризис в торговле, но этого не произошло, поскольку 2020 год во всем мире прошел под флагом онлайн - продаж практически во всех странах мира, независимо от введения локдауна. Только в первые месяцы ограничительных мер отмечалась паника, но благодаря интернет-торговле открылись безграничные возможности для реализации новых бизнес-идей, позволяющих расширить свои каналы продаж, то есть бизнес смог мобилизироваться и выйти на новый уровень своих возможностей. Многие продуктовые магазины стали быстро изменять свою стратегию, переходя на доставку продуктов покупателям на дом. Бизнес-модель B2B (бизнес - бизнесу) сменилась новой моделью D2C (производитель работает без посредников в виде розничных
продавцов и дилеров напрямую с физическими лицами). Пандемия COVID-19 позволила осуществить ускоренный переход в формат digital и укрепить позиции ecommerce [2].
На наш взгляд, для розничных магазинов интернет-торговля может стать довольно мощным конкурентом, и если в будущем доля онлайн-покупок останется высокой после пандемии, им следует задуматься о проблемах, так как покупатели, привыкшие к услугам на дому, неизбежно будут предъявлять более высокие требования к своевременности и выбору.
Отметим, что 1 января 2020 года Всемирной торговой организации исполнилось 25 лет, в нее вошли 164 страны мира (84%) из 196 существующих государств, которые договорились по правилам ВТО вести свободную торговлю. Вместе с тем, прошлогодний локдаун внес коррективы. Так, в целях нераспространения новой ко-ронавирусной инфекции COVID-19, странами, входящими в ВТО, были приняты меры, позволяющие ограничить торговлю, связанную с перемещением людей. Вместе с тем, 38 стран приняли временные ограничения на экспорт определенных категорий предметов первой необходимости в ответ на распространение (по данным Всемирной таможенной организации). Среди них Россия, Беларусь, Казахстан, Украина, Кыргызстан, ЕС, Великобритания, Бразилия, Индия, Швейцария, Таиланд, Норвегия, Турция, Вьетнам, Малайзия, Сербия и др. Так, в 2020 году объемы мировой торговли упали на 32% [2].
По данным Организации Объединенных наций, на планете в настоящее время проживает 7,8 млрд. человек и отмечается их рост на 1% или примерно 80 млн. человек, при чем, более 1/4 (26,28%) из них являются онлайн-покупателями. По данным ежегодного отчета Global Digital 2021 г., 4,2 млрд. человек (53,6%) имеют аккаунты на одной или нескольких платформах [3].
На основе проведенного анализа e-commerce, Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) были сделаны выводы, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом в российских и зарубежных интернет-магазинах россиянами было совершено на 58,5% покупок больше, а интерет-ма-газины получили выручку 3,221 трлн. руб. [4].
Выявлено, что в первой половине 2019 года был сделан 71% заказов с доставкой «до двери» и 29% с доставкой в пункты самовывоза. Аналогичная ситуация была и в первом квартале 2020 данные, а во втором квартале выросла доля заказов с доставкой в пункты самовывоза (на 15% по сравнению с первым кварталом). Кроме того, несмотря на равномерное распределение заказов по способам доставки, значительный перевес (55% от всех заказов) остался в сторону доставки "до двери" [5].
В первом квартале 2020 года доли заказов «в ПВЗ» и «до двери» были на уровне 2019 года, но, в связи с самоизоляцией, в апреле доля заказов, оформленных на дом, превысила долю заказов в ПВЗ (рис. 1, 2) [5].
Рисунок 2 - Анализ влияния пандемии COVID-19 на каналы доставки в 1 и 2 кварталах 2020 г., %
За исследуемый период, количество вовлеченных в С2С-торговлю продавцов составило 13,2 млн., а число покупателей выросло до 13,3 млн. Количество сделок выросла за последние 1,5 года на 70%. Так, на конец 2020 г. от С2С-торговли выручка составили 1 трлн. руб., объем продаж составил 301 млн. продаж, средний чек 3530 руб. В 2020 году увеличилась доля продавцов со средним доходом. Распределение продавцов С2С по полу сильно сместилось в пользу мужчин (рис. 3). Если в 2017 году доля продавцов моложе 35 лет составляла 62%, то в 2020 почти такую же долю заняли люди старше 35 лет (61%) [6].
ин
¡£21 ЗХ 87% 10«
7% т 15*
Источник: Data Insight совместно с Avito, С2С в российском интернете [5]. Интернет-торговля между частными лицами, 2020 - https://datainsight.ru/DI_Avito_C2C_2020 Рисунок 3 - С2С-продавцы: портрет
Рисунок 1 - Анализ влияния пандемии COVID-19 на каналы доставки в 2020 г., %
Источник: Data Insight совместно с Avito, С2С в российском интернете
Рисунок 4- Распределение частных С2С- продавцов по размеру населенного пункта в России, %
Отмечен рост доли С2С-продавцов, живущих в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн. (рис. 4). Так, если в 2019 г. на них приходилось 25% С2С-продавцов, то в 2020 г. - 40%.
За исследуемый период с 2017-2020 годы, отмечен рост доли С2С-продавцов из Южного и Северо-Кавказского Федерального Округов, а также снижение доли
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О M
to
сч сч
0
CS
01
о ш m
X
<
m О X X
Центрального, и особенно Северо-Западного Федеральных Округов. В 2017 году суммарно они составляли почти 50% продавцов, в 2020 году - 29%.
Отъгты ЯрОДаЫЮЬ tta eon "Гд( жшп в IUII яокуюггглн?"
3
и ■ Q Po-ccini н друпп правах
■ В Poccrai
■ В регионе прдлена
w Только ■ пределах
населенного пункта преданна
Рисунок 7 - Ответы продавцов на вопрос «Где живут ваши покупатели?», %
Проведенное анкетирование показало, что самая большая доля сделок приходится на категорию электроники и бытовой техники - 24%, детские товары - 18% и автозапчасти и аксессуары -17% [6].
Выручка онлайн С2С рынка за последние 1,5 года увеличилась на 87%, а годовой объем составил в 2020 году 1,06 трлн. руб., в то же время количество онлайн-покупок выросло на 70% и достигло 301 млн.
В 2020 году также продолжился рост количества покупателей на С2С рынке, в то время количество продавцов и покупателей составило 13,2 млн. и 13,3 млн. соответственно [6].
Рисунок 5 - Распределение С2С- частных продавцов по Федеральным Округам России, %
В 2020 г. С2С-продавцы стали чаще пользоваться доставкой транспортной или курьерской компанией и особенно доставкой до пункта выдачи заказа, снизилась доля личной доставки товара покупателю и доля Почты России (рис. 6).
Рисунок 8 - Распределение онлайн-заказов по крупным городам России в 2020 г., %
На рисунке 9 представлено количество интернет-заказов на одного жителя (включая пенсионеров и детей) в 2020 году.
Проведенный анализ показал, что в среднем на каждого россиянина приходится 5,2 заказа.
Источник: Data Insight совместно с Avito, С2С в российском интернете
Рисунок 6 - Использование доставки заказов С2С-продавцов в России, % [5]
В 2020 г. по сравнению с 2017 г. снизилась доля продавцов, продающих только в пределах своего населенного пункта или региона, а тех, кто за пределы своего регион выросла на 8% (рис. 7).
Рисунок 9- Количество онлайн-заказов на одного жителя России в 2020 г.
Рисунок 10- Топ 1000 российских интернет-магазинов, распределение выручки по товарным категориям, %
В 2020 году отмечен самый большой рост среди магазинов категории «Продукты питания» - 249% [5].
Рисунок 11 - Изменение структуры Топ 1000 российских интернет-магазинов в 2020 гг.
Таблица 1
Источники трафика в товарных категориях в России в 2020 г., %
Катего- Соц. E- Органиче- Медий- По Пря- Плат-
рия сети mail скии поиск ная реклама ссылкам мые переходы ный поиск
Про- 4 7 33 4 10 31 10
дукты пи-
тания
Детские 4 5 38 2 8 16 8
товары
Автото- 2 4 47 2 8 28 9
вары
Интер- 3 1 56 1 7 29 2
нет-ап-
теки
Бытовая 2 2 39 2 29 21 5
техника
и элек-
троника
Спортив- 5 5 43 4 6 24 10
ные то-
вары
Зоото- 2 8 42 2 9 26 12
вары
Книги 4 2 51 1 20 20 2
Ювелир- 4 5 39 7 15 20 10
ные из-
делия
Пока интернет-торговля в России занимает только 5% от всего оборота розницы. Но, как выяснил amic.ru у заместителя гендиректора Ozon Марии Заикиной, продажи в Сети активно увеличиваются, в том числе в Алтайском крае. За последний год только у этого магазина - в полтора раза. Чаще всего покупают детские товары, но ассортимент растет [7].
Первое место по количеству покупок на Ozon среди городов Алтайского края занимает Барнаул, второе -Бийск, за ним следует Рубцовск. 80% клиентов Ozon, в том числе из Алтайского края, выбирают предоплату заказов. "Это говорит о растущем доверии российских покупателей к интернет-продавцам", - считает Мария Заи-кина.
Чаще всего клиенты из Алтайского края приобретают на Ozon детские товары, книги и продукты питания. Появляются новые привычки. Например, в декабре часто покупают искусственные ели. В каждый третий заказ добавляют наборы елочных шаров и мишуру. 20% клиентов из Алтайского края предпочитают не самые дешевые наборы.
Мария Заикина отмечает, что развитие интернет-магазинов напрямую связано с сервисом доставки. Когда внедряют доставку в течение 48 часов - количество заказов резко вырастает. "Пока в Алтайском крае сеть пунктов выдачи и постаматов Ozon охватывает крупные города. В Барнауле работает 26 пунктов выдачи заказов и 17 постаматов, доставку покупок клиенты также могут оформлять в 40 отделениях "Почты России".
Ozon планирует расширить количество точек выдачи заказов в Алтайском крае за счет сотрудничества с местными предпринимателями. Им предлагают ряд мер поддержки: финансирование стартовых затрат, специальные программы обучения персонала и другие [7].
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, рынок интернет-торговли с начала 2021 года вырос на 44%, что связано как с пандемией COVID-19, а также с укреплением внутреннего рынка и изменением потребительских привычек. Так, за период с января по февраль 2021 года по сравнению с аналогичным периодом в 2020 года, российский рынок интернет-торговли вырос на 44% и составил 431,3 млрд. руб. [7,8].
В 2020 году российский бюджет получил дополнительно 80 млрд. руб. налогов (без учета НДС) и около 2 млрд. руб. таможенных платежей за счет интернет-торговли, а также появилось более 100 тыс. новых рабочих мест.
Рост интернет-торговли подтверждают и крупные ри-тейлеры. Так, по данным «Газете^и», оборот Wildberries в первом квартале 2021 года по сравнению с 2020 годом вырос на 79%, составив 134,7 млрд. руб., самый высокий рост был на товары для здоровья (+258%), продукты питания (+228%), спортивные товары (+191%), для дома и дачи (+172%), косметика (+126%). Количество заказов увеличилось на 108% и составило 126,5 млн. руб. При этом самая высокая динамика отмечается на Чукотке (+244%), в Чувашии (+156%), Калининградской области (+138%), Ингушетии (+130%) и Татарстане (+127%) [8].
По данным Avito, в 2020 году объем рынка онлайн-продаж С2С составил 1,06 трлн. руб., причем рынок вырос на 87% за последние полтора года. При этом сумма средней сделки выросла впервые за последние несколько лет: в 2017-2019 годах она составляла 32103250 руб., а в 2020 году - 3530 руб. Самые высокие продажи составила электроника и бытовая техника (24% сделок), одежда и обувь (18%), детские товары (17%) [8].
Проведенный анализ показал, что популярность интернет-магазинов выросла не только за счет пандемии в 2020 году, но и с укреплением национального рынка и расширении возможностей российских компаний в сфере онлайн-торговли. При чем это происходит не только за счет собственных интернет-магазинов, но и маркетплейсов, таких как AliExpress, Wildberries и т.д., что говорит о существенном повышении конкурентоспособности и качества российских продуктов.
Кроме того, немаловажную роль играет готовность россиян пользоваться услугами электронной коммерции, так как они понимают, что компании не стремятся их обмануть, поэтому растет доверие к интернет-магазинам, люди хотят покупать в интернете товары, связанные с личными ощущениями, примеркой и т.д. [8].
По рыночным оценкам, в 2020 году годовой оборот всего российского рынка онлайн-торговли продуктами питания составил 155 млрд. руб., увеличившись в 3,6 раза год к 2019 году [8].
X X
о го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м м
CS CS
0
CS
01
о
Ш
m
X
<
m О X X
В этой связи, у конкурентоспособных предприятий появилась необходимость перестраивать бизнес-процессы.
Следует отметить, что рост интернет-продаж происходил на фоне падения посещаемости торговых центров, трудностей в пересечении границы, глобальном росте затрат на логистическое сопровождение, стагнации доходов населения и осторожности при принятии решения о потребительском кредитовании.
Лидеры рынка интернет-торговли стремятся воспользоваться благоприятной ситуацией и образуют экосистемы, способные стиреть границы специализации, что в ближайшем будущем может отрицательно отразиться на развитии интернет-торговли, так как кроме технологических и экономических барьеров, появляются еще и социальные (не все граждане России чувствуют себя уверенно в интернете, растет риск встретить мошенников, существуют законодательные ограничения на дистанционную продажу некоторых видов товаров). Также российский рынок ограничен платежеспособностью населения [8,9].
Таким образом, объем рынка интернет-торговли в 2020 году составил 2,7 трлн. руб. (рост +58%). Предполагается, что к 2025 году рынок вырастет в 4 раза и достигнет 10,9 трлн. руб. (рис. 12, 13).
Рисунок 12 - Прогноз объема рынка eCommerce в России, трлн. руб. [5]
Прогноз роста рынка. °о
404 104
584
___42* Ï7S
гг* ISS
301В 3019 3020 3031 3033 2023 2024 2025
■ — Роет ръгны
Рисунок 13 - Прогноз роста рынка eCommerce в России, %
По прогнозам некоторых экспертов, покупательские привычки, выработанные потребителями во время пандемии COVID-19, сохранятся и будут и дальше придавать импульс потребительскому рынку и развивать производство [10,11]. Так, благодаря возможности сразу предоставить покупателю нужный товар, уменьшается равновесие между спросом и предложением [12]. В то же время это поможет офлайн-компаниям сохранять жизнеспособность [13]. Немедленная покупка может сэкономить время, доставка на дом - облегчит жизнь пожилых людей.
Выводы. Проведенный анализ интернет-торговли, как одного из секторов экономики, показал, что данный рынок смог сохранить положительную динамику, не-
смотря на ограничения, установленные в связи с пандемией COVID-19, а также смог нарастить объемы и обороты интернет-торговли. На наш взгляд, в ближайшие месяцы рост интернет-торговли продолжится, хотя следует отметить и негативные факторы, которые могут его сдерживать: несовершенство логистики, которое не позволяет компаниям в регионах приобщить клиентов к своей бизнес-модели; некачественный сервис. Главным условием должна стать своевременность, четкость и скорость доставки и т.д.
Таким образом, произошел стремительный скачек интернет-торговли. Этому способствовали эпидемия и развитие цифровизации, которые ускорили тенденцию перехода общества к онлайн-операциям. Неоспоримые преимущества интернет-торговли привлекают потребителей, сокращая при этом масштабы продаж в реальном секторе. Конкуренция между интернет-компаниями будет только расти и дальнейшей их задачей станет удержание покупателей, а потребители смогут получить большие возможности для выбора и станут более требовательными. Поэтому интернет-компаниям необходимо пересмотреть свои бизнес-процессы, увеличивая при этом качество продаваемых товаров и оказанных услуг. Также интернет-компаниям необходимо пересмотреть свои бизнес-процессы, увеличивая при этом качество продаваемых товаров и оказанных услуг, а также сократить цифровой разрыв между различными регионами Российской Федерации, который может негативно отразиться на развитии интернет-торговли в регионах.
Литература
1. Ревинова С.Ю., Третьякова Д.А. Электронная коммерция в России в условиях пандемических ограничений COVID-19 // Вопросы инновационной экономики. -2021. - Том 11. - № 4. - С. 1319-1338. - doi: 10.18334/vinec. 11.4.113757.
2. Кудинова М.Г., Сурай Н.М., Корнева Г.В., Гор-батко Е.С., Терехова А.А. Анализ современного состояния и тенденций развития интернет-торговли в условиях пандемических органичений COVID-19 // Экономика и управление народным хозяйством. Экономические науки, 2022.- №3. - С. 99-110.
3. Беспрозванная Л.Г., Зяблицкая Н.В., Манина Е.А. Анализ современного состояния и тенденция развития мировой интернет-торговли // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2021. - № 10-1. - С. 4-10.
4. Аналитика рынка интернет-торговли за 2020 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/analitika-rynka-internet-torgovli-za-2020-god/ (дата обращения: 25.04.2022).
5. Интернет-торговля в России 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://datainsight.ru/ru/DI_eCommerce2020_(дата обращения: 25.02.2022).
6. Интернет-торговля между частными лицами, 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://datainsight.ru/DI_Avito_C2C_2020_(дата обращения: 25.04.2022).
7. За год онлайн-торговля в Алтайском крае выросла в 1,5 раза [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://amic-ru.turbopages.org/amic.ru/s/news/451793/ (дата обращения: 25.04.2022).
8. «Не только пандемия»: почему торговля переходит в онлайн [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://m.gazeta.ru/business/2021/04/05/13548128.shtml (дата обращения: 25.02.2022).
9. Сурай, Н. М. Современное состояние и перспективы развития территориально сгруппированных торговых форматов в России / Н. М. Сурай, П. А. Неверов, Т. П. Горелова // Инновационные процессы в условия глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы (IPEG-2017): сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Прага, 31 марта 2017 года. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. - С. 99-107.
10. Локальные рынки в глобальной экономике: диалектика глобального и локального в региональном воспроизводстве / В. И. Беляев, В. В. Беляев, Д. В. Игнатьева [и др.] // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2013. - № 7(105). - С. 128-133.
11. Кудинова, М. Г. Анализ финансовой отчетности / М. Г. Кудинова, Т. С. Беликова. - Барнаул : Алтайский государственный аграрный университет, 2006. - 192 с. -EDN WKQJHZ.
12. Перспективные формы продвижения товаров / Н. М. Сурай, П. А. Неверов, Ю. В. Хренова, С. В. Хренов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 53. - С. 209-218.
13. Векторы развития цифровой экономики и ее внедрение в сельское хозяйство аграрно-ориентирован-ного региона / М. Г. Кудинова, В. А. Сальник, Е. С. Гор-батко, Н. М. Сурай // Инновации и инвестиции. - 2021. -№ 12. - С. 236-242.
Development of e-commerce in russia in the context of digitalization Kudinova M.G., Suray N.M., Elistratova T.G., Uvarova E.V.
Altai State Agricultural University, Plekhanov Russian University of Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
Today, digital technologies are penetrating into all spheres of life, including trade segments. In order to achieve an increase in the profitability of ecommerce and achieve market leadership, it is extremely important for companies to combine their business into a single system based on a digital platform in the near future. Quarantine restrictions caused by the spread of COVID-19 coronavirus infection also contributed to this. In this regard, e-commerce has the opportunity to become a catalyst for growth. Therefore, in today's realities, the most urgent is the introduction of elements of the digital economy into online commerce, since today the implementation of all transactions through the online trading system allows you to quickly make payments and receive goods, reduce costs, expand the circle of consumers. The article presents an analysis of the development of Internet commerce in Russia in the context of digitalization. The authors noted that Internet companies need to review
their business processes, while increasing the quality of goods sold and services rendered, as well as to reduce the digital gap between different regions of the Russian Federation, which can negatively affect the development of online commerce in the regions. Keywords: e-commerce, digitalization, COVID-19 pandemic, coronavirus restrictions, order delivery, online orders, market, digital services, online consumers, sales. References
1. Revinova S.Yu., Tretyakova D.A. E-commerce in Russia in the context of
COVID-19 pandemic restrictions // Issues of innovative economics. -2021. - Volume 11. - No. 4. - S. 1319-1338. - doi: 10.18334/vinec.11.4.113757.
2. Kudinova M.G., Surai N.M., Korneva G.V., Gorbatko E.S., Terekhova A.A.
Analysis of the current state and trends in the development of online commerce in the context of pandemic restrictions COVID-19 // Economics and management of the national economy. Economic sciences, 2022.- No. 3. - S. 99-110.
3. Bezprozvannaya L.G., Zyablitskaya N.V., Manina E.A. Analysis of the
current state and development trend of global Internet commerce // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. - 2021. - No. 10-1. - P. 4-10.
4. Analytics of the Internet trade market for 2020 [Electronic resource]. Access
mode: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/analitika-rynka-internet-torgovli-za-2020-god/ (date of access: 04/25/2022).
5. Internet trade in Russia 2020 [Electronic resource]. Access mode:
https://datainsight.ru/ru/DI_eCommerce2020 (date of access: 25.02.2022).
6. Internet trade between individuals, 2020 [Electronic resource]. Access
mode: https://datainsight.ru/DI_Avito_C2C_2020 (date of access: 04/25/2022).
7. Over the year, online trading in the Altai Territory has grown 1.5 times
[Electronic resource]. Access mode: https://amic-ru.turbopages.org/amic.ru/s/news/451793/ (date of access: 04/25/2022).
8. "Not only a pandemic": why trade is moving online [Electronic resource].
Access mode: https://m.gazeta.ru/business/2021/04/05/13548128.shtml (date of access: 02/25/2022).
9. Surai, N. M. Current state and prospects for the development of territorially
grouped trade formats in Russia / N. M. Surai, P. A. Neverov, T. P. Gorelova // Innovative processes in the context of globalization of the world economy: problems, trends , perspectives (IPEG-2017): collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference, Prague, March 31, 2017. - Prague: Védecko vydavatelské centrum "Sociosféra-CZ", 2017. - P. 99-107.
10. Belyaev V. I., Belyaev V. V., Ignatieva D. V. [et al.] Local markets in the global economy: dialectics of global and local in regional reproduction // Bulletin of the Altai State Agrarian University. - 2013. - No. 7 (105). - S. 128-133.
11. Kudinova, M. G. Analysis of financial statements / M. G. Kudinova, T. S. Belikova. - Barnaul: Altai State Agrarian University, 2006. - 192 p. - EDN WKQJHZ.
12. Perspective forms of goods promotion / N. M. Surai, P. A. Neverov, Yu. V. Khrenova, S. V. Khrenov. - 2015. - No. 53. - S. 209-218.
13. Vectors of development of the digital economy and its implementation in the agriculture of an agrarian-oriented region / M. G. Kudinova, V. A. Salnik, E. S. Gorbatko, N. M. Surai // Innovations and investments. -2021. - No. 12. - P. 236-242.
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о м м