УДК 339
Седая Мария Олеговна Sedaya Maryia Olegovna
Студент Student
Самарский государственный социально-педагогический университет Samara State University of Social Sciences and Education
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ В РФ: ОСОБЕННОСТИ, СЕГМЕНТЫ
И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
E-COMMERCE MARKET IN RUSSIA: SPECIAL ASPECTS, SEGMENTS,
AND ITS ROLE IN THE ECONOMY
Аннотация. В настоящей статье раскрывается понятие электронной коммерции, рассматриваются традиционные виды систем электронной коммерции. Кроме того, определены особенности современного российского рынка интернет-торговли, упомянуты его основные сегменты, раскрыта роль электронной коммерции как отрасли российской экономики.
Abstract. The present research is devoted to the study of e-commerce as a sector of Russian economy. In the following paper the definition of the term is provided, and the traditional types of ecommerce business models are introduced. Ultimately, the special aspects of Russian e-commerce market and its main segments are described and its role in Russian economy is defined.
Ключевые слова. электронная коммерция, системы электронной коммерции, маркетплейс, экономика, интернет-магазин.
Key words: e-commerce, e-commerce business models, online marketplace, economy, online
store.
Активное развитие информационных технологий в последние десятилетия послужило катализатором развития различных областей научного знания. Возникновение электронной коммерции как отдельной сферы экономической науки стало закономерным результатом данного процесса. Большинство исследователей сходятся в том, что данная научная дисциплина находится на этапе своего формирования в силу отсутствия унифицированного
VII Международная научно-практическая конференция понятийного аппарата. Появление термина «электронная коммерция» в научном
дискурсе обычно относят к середине 90-х годов XX века, который обычно
применялся для описания деятельности в сфере экономики, осуществляемой
посредством компьютерных сетей. Вместе с тем некоторые исследователи
склоняются к более раннему возникновению данного понятия и связывают его с
началом применения технологий электронного обмена данными [5, с. 172].
Итак, современная наука предлагает разнообразие возможных дефиниций настоящего понятия, однако в силу того, что целью настоящей статьи является раскрытие роли электронной коммерции в экономике Российской Федерации, нам представляется целесообразным остановиться на одном из определений данного термина. Так, исследователь О. А. Кобелев понимает под электронной коммерцией предпринимательскую деятельность, направленную на осуществление коммерческих операций, осуществляемую путем электронных средств обмена данными [2, с. 18].
В настоящее время в экономической науке определены виды систем электронной коммерции, дифференцированные по субъектному составу. Остановимся подробнее на 3 наиболее распространенных:
Вштев8-1:о-сошитег (В2С) (бизнес-клиент). В рамках данной системы коммерческие операции (обычно розничная торговля) осуществляются между организацией и частным лицом, являющимся конченым потребителем приобретаемого товара или услуги. В данном сегменте электронной коммерции действуют онлайн-магазины.
Вштевв-Ш-ЪштевБ (В2В) (бизнес-бизнес). Участники данной модели -организации (компании), между которыми осуществляются коммерческие операции (оптовая торговля) в рамках электронной площадки или непосредственно заключенного электронным способом договора. При этом компания может выступать как конечным потребителем товара или услуги, так и осуществлять перепродажу.
СошитеМо-сошитег (клиент-клиент). Участниками, в данном случае, выступают конечные потребители, осуществляющие сделки купли-продажи с
«Научные исследования и инновации» помощью посредника, которыми обычно выступают интернет-площадки [3, с.
157][6, c. 92][8].
Согласно отчету исследовательского агентства Data Insight за 2020 год объем рынка интернет-торговли в Российской Федерации составил 37 млрд долларов (2,7 трлн. рублей), рост рынка -58 % (рис. 1) [1].
Исходя из опубликованных данных Россия заняла 9 место по объему торговли посредством интернета. Данная тенденция обусловлена несколькими факторами:
растущее количество интернет-пользователей, которое на данный момент составляет 124 млн человек (из них 99 млн человек - пользователи социальных сетей). Прирост пользователей сети интернет за 2020 год составил 5,1 % по данным исследования Digital 2021 [7].
ограничительные меры, вызванные пандемией COVID-19, следствием которых стал переход большой части занятой трудовой деятельностью населения на удаленную работу, которые способствовали увеличению количества покупок в сети интернет. Данное предположение подтверждается статистическими данными Data Insight, согласно которым за 2020 год интернет-пользователями было совершено 830 млн заказов (В2С-торговля) что на 405 млн больше показателей за 2019 год [1].
общемировая тенденция развития электронной коммерции, связанная с увеличением платежеспособной аудитории сети интернет за счет взросления нового поколения пользователей, которые в более полной мере пользуются возможностями онлайн-покупок [6 с. 93].
Рассмотрим подробнее особенности B2C рынка в России. Согласно данным Data Insight структура данной отрасли рынка представлена несколькими крупными сегментами:
eGrocery (включает продажи сервисов по доставке продуктов, а также интернет-магазинов без учета продаж, осуществленных на универсальных интернет-платформах).
VII Международная научно-практическая конференция ePharma (охватывает продажи через онлайн-аптеки, резервирование
товаров через сайты оффлайн-аптек без учета продаж аптечной продукции через
универсальные интернет-магазины и маркетплейсы).
универсальные маркетплейсы (включает продажи осуществлённые на топ-
20 универсальных онлайн площадок, работающих по системе маркетплейса -
онлайн-платформы, не обладающей собственными запасами продукции, а
осуществляющей посредничество и облегчающей транзакции между
продавцами и покупателями, на данных платформах представлены виртуальные
магазины различные по своей специализации,).
остальные онлайн-магазины [1].
70 60 50 40 30 20 10 0
> # ^ J* 4
28
1200 1000 800 600 400 200 0
I Объем 2020
Рост 2020
Рис. 1. Объем и рост рынка электронной коммерции в 2020 году
Среди упомянутых сегментов электронной коммерции наибольшую динамику роста показывают универсальные и многокатигорийные маркетплейсы (на 57 % за 2020 год), общий объем продаж на которых составляет 26 % от всего рынка B2C в России (см. Рис. 2). При этом на них приходится практически половина от всех заказов, совершенных за 2020 год. Наиболее крупными маркетплейсами, представленными на российском рынке являются Wildberries, Ozon, русский сегмент Aliexpress и Яндекс Маркет [1].
126
еОгосегу ■ еРИагша ■ Крупные универсальные маркетплейсы ■ Остальной рынок
Рис. 2. Структура рынка B2C в России, объем продаж
■ евгосегу ■ еРИагша ■ Крупные универсальные маркетплейсы ■ Остальной рынок
Рис. 3. Структура рынка B2C в России, количество заказов
Одной из характерных тенденций современного рынка В2С-торговли в 2020 также стало уменьшение суммы среднего чека, которое эксперты связывают с несколькими факторами:
VII Международная научно-практическая конференция снижение стоимости доставки товаров, а также увеличение количества
интернет-магазинов и маркетплейсов, предлагающих бесплатную доставку
товаров;
рост сегментов с низким средним чеком (доставки продуктов питания, интернет-аптеки, маркетплейсы);
изменение отношения к онлайн-заказам как к повседневному действию [6,
с. 95].
Исследование Data Insight также затрагивает сегмент С2С-торговли в Российской Федерации. Одним из наиболее заметных показателей является увеличение количества сделок на 70 % за последние 1,5 года. За 2020 год количественный показатель продаж, осуществляемых частными лицами посредством интернет-платформ составил 301 млн рублей при объеме рынка в 1 трлн рублей [4].
Самыми популярными категориями товаров на рынке C2C торговли стали: одежда и обувь, электроника и бытовая техника, детские товары (Рис. 4) [4].
2
3 4
Распределение продавцов по товарным категориям, %
Другое Продукты питания Оборудование для бизнеса Коллекционные и антикварные товары Ремонт и строительство Товары для красоты и здоровья Животные и/или растения Украшения, аксессуары Спорт, отдых, охота и рыбалка Мебель, интерьер и посуда Автозапчасти и аксессуары для машины Детские товары Одежда и обувь (для взрослых) Бытовая техника, электроника и компьютеры
11 11
15 15
25
31
34
Рис. 4. Распределение продавцов по товарным категориям
Основными площадками для С2С торговли в России являются сайты объявлений, социальные сети и мессенджеры. Большая доля онлайн-сделок приходится на сайты объявлений (Рис. 5) [4].
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Сайты объявлений Соцальные сети Месседжеры Другие
Рис. 5. С2С онлайн-сделки по типам площадок
Общая доля электронной торговли в российской экономике на 2020 год составила 8 %, однако согласно прогнозу, Data Insight к 2025 году объем рынка электронной коммерции в России может достигнуть 26 % (10,9 трлн рублей). Это связано с некоторыми преимуществами электронной торговли, побуждающими предпринимателей из оффлайн-сферы переходить в онлайн-сегмент. Среди них следует отметить сравнительно низкую финансовую стоимость, возможность персонализации предложения товаров и услуг, круглосуточную работу и т. д. Однако на фоне упомянутых преимуществ офлайн-рынок продолжает занимать доминирующую долю в российской экономике в силу следующих причин:
сложность ведения онлайн-бизнеса в некоторых сферах (сфера культуры и отдыха (организация концертов и мероприятий), салоны красоты, фитнес и т. д.); высокий уровень конкуренции в сфере электронной коммерции; невозможность посмотреть товар до покупки или нежелание покупателей ожидать доставку товара [1].
Итак, на данный момент российский рынок электронной коммерции является одним из наиболее динамично развивающихся мировых рынков в данной сфере, одним из драйверов которого в 2020 стала мировая пандемия
VII Международная научно-практическая конференция COVID-19. B2C и C2C являются самыми крупными сегментами данной отрасли
экономики, остальные модели ведения онлайн-бизнеса (к примеру, B2B) еще не
получили широкое распространение в РФ, однако в будущем именно они могут
стать драйверами роста рынка электронной коммерции в России.
Библиографический список:
1. Интернет-торговля в России 2020// Исследовательское агентство Data Insight [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://datainsight.ru/ sites/default/files/DI_eCommerce2020.pdf (дата обращения 17.05.2021)
2. Кобелев, О. А. Электронная коммерция : учебное пособие [Электронный ресурс] / О. А. Кобелев. — М.: Дашков и К°, 2018. — 684 с.— Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496127 (дата обращения 17.05. 2021)
3. Распаев, К. А. Сравнительный анализ правового определения понятий, связанных с электронной коммерцией, в законодательстве Российской Федерации и других стран / К. А. Распаев // VII Всероссийская научно -практическая конференция молодых ученных с международным участием "Россия молодая". — Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева. - 2015 - С. 527
4. Рынок C2C онлайн-торговли// Исследовательское агентство Data Insight [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://datainsight.ru/ sites/default/files/DI_Avito_C2C_2020.pdf (дата обращения 17.05.2021)
5. Скиба, О. Д. Понятие электронной коммерции в российском и зарубежном праве / О. Д. Скиба // Власть и управление на востоке России. — 2014. — № 2. — C. 171-176.
6. Якубов, М. С. Электронная коммерция: аутсорсинг в электронном бизнесе / М. С. Якубов, Г. А. Акраимова // Перспективы развития информационных технологий. — 2016. — № 29. — C. 91-96.
7. Digital 2021: The Russian Federation// datareportal [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://datareportal.com/reports/digital-2021-russian-federation/ (дата обращения 17.05.2021)
8. Types of Ecommerce Business Models: Traditional and Innovate New Ones to Consider. //BigCommerce [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.bigcommerce.com/articles/ecommerce/types-of-business-models/ (дата обращения 17.05.2021)
УДК 336.71
Ханова Анастасия Сергеевна Khanova Anastasiia Sergeevna
Аспирант Graduate student «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» "Financial University under the Government of the Russian Federation"
СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
STRESS TESTING OF THE FINANCIAL SUSTAINABILITY OF COMMERCIAL BANKS
Аннотация. По мере развития пандемии COVID-19 экономические последствия были ужасными, а риски для финансовой стабильности коммерческих банков быстро растут. Ожидается, что пандемия окажет негативное влияние на банковскую систему включая рост необслуживаемых кредитов и соответствующее сокращение прибыли и капитала банков. Для выявления рисков на ранних стадиях коммерческие банки используют стресс-тестирование в качестве инструмента оценки устойчивости и оценки рисков, которым он подвержен.
Abstract: As the COVID-19 pandemic developed, the economic consequences were dire, and the risks to the financial stability of commercial banks are growing rapidly. The pandemic is expected