Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И НОВЫЕ ПРАВИЛА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ОСОБЕННОСТИ И НОВЫЕ ПРАВИЛА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / РОССИЙСКИЙ РЫНОК / ИНТЕРНЕТ-ЗАКАЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нерсисян Л. К., Шишкина Л. С.

В статье проведен анализ данных объема Интернет торговли в 2019 и 2020 годах, приведены расчеты скорости темпов ее роста, а также рассмотрена нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере электронной торговли, дан обзор на правила торговли в связи с пандемийными ограничениями и сделан вывод о важности быстрого реагирования нормативной базы на изменения в технологической сфере, а также в социальной сфере, в особенности в условиях пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND NEW RULES OF INTERNET TRADE IN A PANDEMIC SITUATION

The article gives analysis of the Internet trade volume in the years 2019 and 2020, provides calculations of its growth rates. It also deals with lawful documents regulating the rules of the online trade. New rules of the Internet trade due to the pandemic are also observed in the article as well as the conclusion is put forward. The conclusion highlights the importance of prompt normative framework reaction to any substantial changes in technological or social sphere.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И НОВЫЕ ПРАВИЛА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

ОСОБЕННОСТИ И НОВЫЕ ПРАВИЛА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ

ПАНДЕМИИ

Л.К. Нерсисян, канд. экон. наук, доцент Л.С. Шишкина, студент

Институт права и национальной безопасности РАНХиГС (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-2-171-174

Аннотация. В статье проведен анализ данных объема Интернет торговли в 2019 и 2020 годах, приведены расчеты скорости темпов ее роста, а также рассмотрена нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере электронной торговли, дан обзор на правила торговли в связи с пандемийными ограничениями и сделан вывод о важности быстрого реагирования нормативной базы на изменения в технологической сфере, а также в социальной сфере, в особенности в условиях пандемии.

Ключевые слова: интернет-торговля, электронная торговля, пандемия COVID-19, российский рынок, интернет-заказы.

Интернет-торговля товарами постепенно развивалась многие годы, однако особый толчок в ее развитии произошел именно в год начала пандемии COVID-19. Это безусловно связано с такими понятиями как локдаун и самоизоляция, поскольку именно в этот период потребители лишились возможности делать покупки привычным способом: в торговых центрах. Для многих Интернет-магазинов, как зарубежных (AliExpress), так и отечественных (Wildberries, Ozon) этот период был связан с наиболее резким ростом прибыли по сравнению с предыдущими годами. Тем не менее, крупные ритейлеры столкнулись с проблемами, вызванными необходимостью подстраиваться под требования режима самоизоляции. Также к 2020 году многие положения действующих нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в сфере Интернет-торговли, устарели и требовали обновления. Данная тема безусловно остается актуальной в связи с проблемами скорости развития технологий и обновления законодательной базы, сложности в том, чтобы предугадать вектор развития Интернет-торговли.

Анализ данных: Рассмотрим показатели Интернет-торговли в России за период 2011-2020, прогнозируемые данные, темпы роста российского рынка Интернет-

торговли, сравним долю Интернет-торговли в ВВП России за 2019 и 2020 гг., а также долю Интернет-продаж к общему объему розничной торговли, рассмотрим данные по географии Интернет-торговли.

Данные по объему онлайн-продаж варьируются в различных источниках. В данной статье было принято решение взять за основу данные с портала Data Insight. В анализируемом периоде (2011-2020 гг.) явно прослеживается тенденция роста в объеме розничных продаж российскими интернет-магазинами. В 2011 году сумма составляла 240 млн руб., а к 2019 достигла показателя в 1,7 трлн руб. [1]. В 2020 году, связанном с пандемией COVID-19, показатели увеличились на 58% по отношению к 2019 и достигли показателя в 2,7 трлн руб. [2]. Что касается прогнозов, ожидается, что к 2025 г. российский рынок Интернет-торговли достигнет показателей в 10,9 трлн руб. [2] Проводя сравнительный анализ, необходимо отметить, что данные 2011 и 2015 составляют 0,2% и 0,7% к прогнозируемым данным 2025 г. соответственно. Кроме того, вышеуказанные данные можно сопоставить с данными 2020 года, получая 0,7% (для 2011 г.) и 2,6% (для 2015 г.). Рассчитанные показатели несомненно говорят о скорости роста объемов продаж Интернет-торговли российского рынка.

2,5 2 l,5 l

0,5 0

I I I

.....I

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 ■ Объем рынка Интернет-торговли, трлн руб

Рисунок. Объем российского рынка интернет-торговли, трлн руб.

Темпы роста до 2020 года были умеренные (например, рост объемов продаж 20172018 гг. составил 22%, 2018-2019 гг. -28%), но в 2020 году произошел резкий скачок в показателях роста, составивший 58% к 2019 г. [2].

Что касается доли электронной торговли в общем объеме розничных продаж, то в 2018 году он составил 4%, в 2019 - 5% [1], а в 2020 - 8% [2]. Ожидается, что к 2025 г. доля Интернет-продаж составит 26% к общему объему показателей розничной торговли [2].

Также рассмотрим показатели, отражающие долю Интернет-торговли в ВВП России за 2019 и 2020 гг. Согласно отчету Data Insight за 2019 год, доля составила 1,3% [3], а в 2020 году уже 2,5% [2].

Кроме того, необходимо оценить показатели скорости роста Российского рынка Интернет-торговли. Для сравнения рассмотрим 2019 г. и 2020 г. В прогнозах Российский рынок был на 5 месте по темпам роста (прогноз составлял 23%, фактические показатели составили 28%), его обгоняли Мексика, Индия, Филиппины и Китай [1]. В 2020 году Российский рынок оказался самым быстрорастущим (58%) [2].

География доставки Интернет-торговли также требует анализа. Рассмотрим показатели 2020 г. по основным городам доставки. Наибольшее кол-во доставок из Интернет-магазинов в 2020 г. совершалось в г. Москве - 36%, далее следует г. Санкт-Петербург - 19%, затем Краснодар - 7%, Екатеринбург и Челябинск - 4%. Новосибирск, Казань, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Тюмень, Красноярск, Самара и Воронеж заняли по 3% от общего количества [2].

Таким образом, российский рынок Интернет-торговли развивается очень быстро не только в масштабах страны, но также и общемировых масштабах. Доля электронных покупок в объеме всей розничной торговли пока остается небольшой, но при этом четко считывается тенденция роста. Регионом, в котором совершают наибольшее число покупок с помощью сети Интернет, оказалась Москва, занимающая более трети всего объема. Это обусловлено не только демографически, но также важную роль сыграла наибольшая строгость эпидемиологических мер в Москве. Также необходимо отметить скорость роста объема Интернет-продаж в 2020 г. рост составил почти 60% по отношению к 2019 г. Именно этот показатель наиболее ярко показывает влияние пандемии и режима самоизоляции на развитие Интернет-торговли. Кроме того, были приведены данные, прогнозирующие рост объема Интернет-торговли к 2025 году до 10,9 трлн руб.

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере Интернет-торговли: Долгое время основным нормативным документом, регулирующим правила Интернет-торговли, являлось Постановление Правительства РФ № 612 (Утратил силу) [3]. Тем не менее, учитывая скорость темпов роста данной отрасли в России, а также темпов роста развития онлайн-серви-сов и технологий, данный законодательный акт устарел и требовал доработки. Поэтому 1 января 2021 года вступило в силу новое Постановление Правительства РФ № 2463 [4]. Оно более детализировано и конкретизировано, чем предыдущий документ. Например, в Пункте 21 Главы 2 Раздела I указывается обязанность Продавца донести

3

до Потребителя информацию о форме и способах направления претензий [4]. В ранее действовавшем Постановлении [3] не было информации о направлении претензий к Продавцу.

Кроме того, вышеупомянутые Постановления основываются на Законе РФ № 23001 «О защите прав потребителей» и ГК РФ.

Новые правила: в связи с Пандемией COVID-19 необходимо было принять новые правила в сфере Интернет-торговли в соответствие с санитарно-эпидемиологическими нормами. Основной проблемой стала необходимость регуляции отношений во время доставки товаров потребителю. В связи с этим некоторыми региональными Правительствами был выпущен ряд методических указаний, не закрепленных нормативно, но оперировавших в рамках режима самоизоляции [5]. Например, на сайте Правительства Московской области была опубликована информационная статья, в которой говорилось о необходимости введения бесконтактного метода передачи товаров на точках выдачи Интернет-заказов; нахождения на точке выдачи только одного потребителя и сотрудника Интернет-магазина, осуществляющего выдачу заказа; отсутствие примерки товара на точке выдачи [6].

Таким образом, учитывая скорость развития Интернет-технологий и соответственно, электронной торговли, мы видим,

что обновление нормативно-правовой базы не всегда успевает отразить реальное положение вещей в данной сфере. Закон, действовавший с 2007 по 2020 гг., содержал устаревшие сведения, например, ориентировался на форму бумажного каталога, из которого необходимо было заказывать товары. Такая форма была изменена и полностью перенесена в электронный вид: сейчас покупатель совершает покупки полностью через сайт в Интернете, оплачивает покупки с помощью электронных денег и т.д. Кроме того, появилась большая определенность в правовых положениях, а также большая защищенность потребителя. Безусловно, основные положения, регулирующие торговлю с помощью сети Интернет, опираются на ГК РФ и Закон о защите прав потребителей. Тем не менее, учитывая специфику Интернет-торговли, подразумевающую большое поле для мошенничества, данная сфера нуждается в регуляции с помощью регулярно обновляющихся нормативно-правовых актов, которые бы принимали во внимание актуальную информацию в сфере электронной торговли. В условиях пандемии эта необходимость оказалась еще яснее, поскольку часто объявлялись правила, связанные с реализацией доставки и выдачи Интернет-заказов, не подкрепленные конкретными законами, но подразумевающие штрафы за их нарушение.

Библиографический список

1. Исследование Data Insight [Электронный ресурс] Интернет-торговля в России 2019

- Электрон. Дан. - 2019 г. Режим доступа: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Ecommerce2019.pdf. С. - 1-76. Дата доступа: 06.11.2021

2. Исследование Data Insight [Электронный ресурс] Интернет-торговля в России 2020

- Электрон. Дан. - 2020 г. Режим доступа: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_eCommerce2020.pdf. С. - 1-84. Дата доступа: 16.11.2021

3. Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом: Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 (Утратил силу) - С. 1-8

4. Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463 - С. 1-28

5. Информационная статья [Электронный ресурс] Как изменились правила доставки из интернет-магазинов из-за коронавируса - Электрон. Дан. - 07 апреля 2020 г. Режим доступа: https://www.pnp.ru/economics/kak-izmenilis-pravila-dostavki-iz-intemet-magazinov-iz-za-koronavirusa.html. Дата доступа: 07.11.2021

6. Информационная статья [Электронный ресурс] Бизнесменам Московской области объяснили, как выдавать заказы онлайн-магазинов, Электрон. Дан. - 6 апреля 2020 г.

опубликована на сайте Правительства Московской области. Режим доступа: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/organy/pravitelstvo/podmoskovnym-biznesmenam-obyasnili-kak-vydavat-zakazy-onlayn-magazinov. Дата доступа: 07.11.2021

FEATURES AND NEW RULES OF INTERNET TRADE IN A PANDEMIC SITUATION

L.K. Nersisyan, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

L.S. Shishkin, Student

Institute of Law and National Security

(Russia, Moscow)

Abstract. The article gives analysis of the Internet trade volume in the years 2019 and 2020, provides calculations of its growth rates. It also deals with lawful documents regulating the rules of the online trade. New rules of the Internet trade due to the pandemic are also observed in the article as well as the conclusion is put forward. The conclusion highlights the importance of prompt normative framework reaction to any substantial changes in technological or social sphere.

Keywords: Internet trade, electronic trade, COVID-19 pandemic, Russian market, online orders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.