И. А. Гизатова
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Работа представлена кафедрой социальной педагогики и социальной работы Шадринского государственного педагогического института.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Абрамовских
В статье обсуждается проблема развития профессионального интереса учеников общеобразовательной школы. Раскрываются функции социально-педагогической компетентности учащихся старших классов. Допрофессиональная подготовки учащихся зависит от выбора оптимальной технологии.
Ключевые слова: допрофессиональная подготовка, профориентация, компетентность, технология, интерес.
I. Gizatova
CULTIVATING OF SCHOOL CHILDREN’S INTEREST IN SOCIAL AND PEDAGOGI-CAL ACTIVITY
The author of the article discusses some problems of cultivating professional interest of school children. The author singles out certain functions of prevocational social and pedagogical competence of senior students. The author tries to ground some pedagogical conditions for effective ways of the profession-oriented technology of its forming.
Key words: prevocational training, career guidance, expertise, technology, interest.
В настоящее время переосмысливаются философские основания социально-педагогического образования, его стратегические направления, общие целевые установки, а также методы и средства их достижения. Необхо-
димость этого обусловлена актуальными тенденциями развития современного общества. В связи с глобальными мировыми процессами, происходящими в сфере образования в целом, и вхождением России в Болонский процесс
в частности проблема непрерывного многоуровневого образования приобретает особую актуальность. Социальный заказ на развитие личности, которая должна обладать конкурентоспособностью на рынке труда и быть готовой к непрерывному образованию, диктует актуальность проблемы допрофессиональной социально-педагогической подготовки в средней общеобразовательной школе как начальном уровне системы профобразования.
Воспитание интереса к будущей профессии у школьников в современном российском обществе реализуется в условиях его экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития личности. Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе допрофессионального воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта. Для этого необходимо формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия школьных и внешкольных механизмов развития подрастающего поколения, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания. Допрофессиональное воспитание, осуществляемое в процессе теоретического обучения учащихся, во многом способствует решению вопроса о всестороннем, гармоническом развитии личности будущего студента. От того, как ставятся и решаются воспитательные проблемы на занятиях, зависит духовное богатство школьника, его общая и допрофесси-ональная культура, его кругозор. Используя различный учебный материал, педагог имеет возможность в каждой теме найти пути реше-
ния воспитательных задач, установить тесную связь социально-педагогических, общеобразовательных дисциплин с будущей практической деятельно стью.
Эффективность допрофессиональной подготовки учащихся зависит от выбора оптимальной технологии осуществления этого процесса. На наш взгляд, профессионально-ориентированная технология допрофессиональной подготовки учащихся к социально-педагогической деятельности представляет собой упорядоченную деятельность, включающую спланированные по определенному проекту и последовательно реализуемые действия, операции и процедуры, инструментально обеспечивающие оказание помощи учащимся в процессе их профессионального становления посредством формирования допрофессиональной социально-педагогической компетентности, которая обеспечивает успешную профессионально-ролевую адаптацию и интеграцию учащихся в профессиональную среду.
Допрофессиональная социально-педагогическая компетентность учащихся является результатом реализации профессиональноориентированной технологии в процессе до-профессиональной подготовки учащихся. При этом допрофессиональная компетентность выполняет ряд функций, направленных на оптимизацию этого процесса. Понятие «функция» многозначно. В науках, исследующих социально-педагогический аспект деятельности человека, под функцией чаще всего подразумевают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы [1, с. 106]. Основные функции допрофессиональной социальнопедагогической компетентности учащихся могут быть поняты исходя из специфики деятельности социального педагога, многообразия видов его отношений, ценностных ориентаций, а также исходя из возможностей самореализации личности учащихся. Компе-тентностный подход должен запустить механизм самоактуализации личности, обеспечить самоопределение ученика в области будущей профессиональной деятельности, обеспечить комплексное физическое, интеллектуальное и
духовное его развитие. Принимая во внимание указанные особенности, можно выделить ряд функций допрофессиональной социальнопедагогической компетентности учащихся: адаптационную, профессионально-трудовой социализации, ценностно-смысловую, информационно-коммуникативную. Рассмотрим их более подробно.
Адаптационная функция. Рассматривая понятие «компетентность», некоторые авторы (Л. И. Анциферова, Л. П. Урванцев,
Н. В. Яковлева и др.) обращают внимание на ее адаптационный характер. Проблемы компетентности личности, личностной эффективности рассматриваются в тесной связи с психологической и социальной адаптацией. Психологическая адаптация - явление, характеризующее наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности, частным условиям. Социальная адаптация - активное приспособление человека к условиям социальной среды (среды жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [2].
Таким образом, можно определить, что одной из основных функций компетентности является адаптация человека к эффективному выполнению заданной (выбранной) социальной роли, профессиональной деятельности. Развитие допрофессиональной социально педагогической компетентности обеспечивает, на наш взгляд, социально-психологическую, личностную подготовленность субъекта к обучению в вузах соответствующего профиля.
Допрофессиональная социально-педагогическая компетентность будущего студента, на наш взгляд, должна включать в свое содержание осведомленность в специальной (знания), методической (в области средств, форм и методов социально-педагогического воздействия), психолого-педагогической (учет особенностей отражения влияния социально-педагогического воздействия на развитие личности клиента) областях. Это поможет уже на первом этапе обучения в вузе будущему социальному педагогу структурировать научное и практическое знание в целях наиболее
оптимального решения задач собственной профессиональной подготовки.
Неотъемлемой частью допрофессиональной социально-педагогической компетентности, на наш взгляд, является функция профессионально-трудовой социализации. Профессионально-трудовая социализация -это совокупность процессов (социальных и педагогических), в разной степени регулируемых и позволяющих будущему работнику, специалисту усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих осваиваемой социальной роли профессионала (В. А. Сластенин) [5, с. 25].
Сущность профессиональной социализации состоит в том, что в ее процессе индивид приобщается к профессиональной роли и становится носителем связанного с этой ролью социального статуса. Конечный результат успешной профессиональной социализации - интеграция человека в профессиональное сообщество и посредством этого в общество в целом. Разумеется, этот результат в полном объеме достигается лишь после завершения определенных этапов до-профессиональной и профессиональной подготовки, по мере накопления практического опыта и его применения в самостоятельной профессиональной деятельности.
Социализация в процессе профессионального образования является важной формой социального регулирования становления профессионала, которое направлено:
• на активизацию профессионального самоопределения обучающегося, т. е. на развитие отношения личности к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному или реальному субъекту профессиональной деятельности;
• освоение требований, предъявляемых к человеку той или иной специальностью, профессией или их группой и обусловленных технико-экономическими, социальными, психологическими, санитарно-гигиеническими и другими характеристиками производственной деятельности;
• усвоение базовых и инструментальных социально-педагогических ценностей, а также усвоение традиций, норм и правил
поведения, входящих в профессиональную субкультуру социального педагога.
В ходе профессиональной социализации формируется ряд профессионально важных качеств, влияющих на отношение личности к себе как к профессионалу, на успешность освоения и эффективность выполнения профессиональной деятельности, на проектирование и корректировку профессиональной карьеры. К ним относятся установки, потребности, взгляды, убеждения и другие качества, способствующие становлению системы профессиональной мотивации.
Человек не только объект, но и субъект профессионально-трудовой социализации. Последнее означает, что в процессе до-профессиональной подготовки учащийся проявляет активность, самостоятельность, инициативность и способность делать свой выбор, что способствует его оптимальному профессиональному самоопределению.
Ценностно-смысловая функция имеет аксиологическое значение для формирования допрофессиональной социально-педагогической компетентности. Она выражается в осознании учащимися социально-педагогической деятельности как ценности. Ценностно-смысловая функция связана с системой ценностей личности, их появление есть результат деятельности человека, его взаимодействия с миром людей, поэтому рождение новых ценностей возможно благодаря рефлексии собственной деятельности и личности. Уровень допрофессиональной социально-педагогической компетентности учащихся будет считаться высоким, если школьник может осмыслить общественно необходимую систему ценностей, осознать гуманистический характер ценностей социально-педагогической деятельности и соотносить собственную деятельность и поведение с данной системой.
Информационно-коммуникативная функция связана с осознанием необходимости информационного потока в процессе взаимоотношений субъектов социально-педагогической деятельности, с умением предоставить информацию в доступном виде, речевой и научной компетентностью. Она обуславливает развитие социально значимых связей в кол-
лективе, включает умение адекватных взаимоотношений, облегчает взаимное приспособление, обеспечивает взаимопомощь, делает возможной координацию сложных действий. Коммуникативные умения предполагают владение культурой межличностного общения и включают: умение «слушать и слышать» собеседника целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы; создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое, быть коммуникабельным, т. е. способным быстро устанавливать контакт.
Таким образом, процесс разработки профессионально-ориентированной технологии формирования допрофессиональной социально-педагогической компетентности учащихся включает реализацию выделенных функций в их допрофессиональной подготовке и основывается на педагогических условиях оптимальной организации этого процесса.
Проведенный анализ теоретико-практических исследований в области рассматриваемой проблемы позволяет нам выделить следующие педагогические условия эффективной организации процесса развития интереса к социально-педагогической деятельности у будущих студентов на этапе допрофессиональ-ной подготовки:
1) единство общеобразовательной и допрофессиональной социально-педагогической подготовки учащихся профильных классов, позволяющее интегрировать систему общеобразовательных знаний, умений и навыков с их профессиональной направленностью в область будущей профессиональной деятельности. Данная интеграция позволяет учащемуся на этапе допрофессиональной подготовки оптимально определить сферу будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими интересами, личностными возможностями и способностями, а также использовать накопленный образовательный опыт для эффективного овладения профессиональной деятельностью на последующих этапах профессионального образования. Данное педагогическое условие соответствует требованиям
преемственности в системе многоуровневого профессионального образования;
2) аксиологизация содержания допрофес-сиональной социально-педагогической подготовки учащихся, овладение ценностными основаниями социально-педагогической деятельности, развитие гуманистических ценностных ориентаций личности в системе профильной подготовки, определяющих его отношение к миру, к своей деятельности, к самому себе как человеку и будущему профессионалу. Специалист постоянно находится в ситуации мировоззренческой оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. Особое значение это имеет для будущего социального педагога, чья деятельность носит вариативный, постоянно усложняющийся характер. Поэтому развитие соответствующих ценностных представлений о социально и профессионально приемлемых способах решения различных проблем оптимизирует поиск путей их решения;
3) диагностика профессиональных интересов учащихся, особенностей развития личности и определение их соответствия специфике и требованиям социально-педагогической деятельности. Данное условие обусловлено прежде всего тем, что основной причиной непрофессионального выполнения обязанностей специалистом является не-сформированность его личностных качеств, необходимых для эффективной деятельности. Поэтому своевременное выявление профессиональной направленности личности, ее склонности и способности к определенной области профессиональной деятельности позволяет разработать соответствующую технологию профессионального развития учащихся;
4) комплексный характер допрофессио-нальной социально-педагогической подготовки учащихся позволяет организовать целостную систему их социально-педагогического образования, объединить профессиональные действия разных специалистов (социального педагога, психолога, классного руководителя, учителей-предметников и др.) для оптимального решения обозначенной проблемы, что ведет к повышению результативности и эффективности любого вида деятельности, в том числе допрофессиональной социально-педагогической подготовки старшеклассников;
5) реализация индивидуальных «образовательных траекторий» учащихся в системе до-профессионального социально-педагогического образования. Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Можно выделить основные элементы индивидуальной образовательной траектории: смысл деятельности, постановка личных целей, план деятельности и его реализация, достижение результата, рефлексия, оценка, корректировка и переоценка целей.
Таким образом, развитие профессионального интереса к социально-педагогической деятельности - это сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, необходимым этапом которого является допрофессиональная подготовка учащихся. Реализация профессионально-ориентированной технологии допро-фессиональной подготовки учащихся с учетом выделенных функций допрофессиональной социально-педагогической компетентности и соблюдением педагогических условий организации данного процесса позволяет эффективно решить поставленную задачу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002. 208 с.
2. Мардахаев Л. В. К вопросу о технологии в социальной педагогике // Социальная работа: Теория, технология, образование. 1996. № 1. С. 49-50.
3. Методика и технологии работы социального педагога / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. М.: Академия, 2002. 192 с.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ»,
2003. 944 с.
5. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведения / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под. ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
1. Isayev I. F Professional’no-pedagogicheskaya kul’tura prepodavatelya. M.: Akademiya, 2002. 208 s.
2. Mardakhayev L. V. K voprosu o tekhnologii v sotsial’noy pedagogike // Sotsial’naya rabota: Teoriya, tekh-nologiya, obrazovaniye. 1996. N 1. S. 49-50.
3. Metodika i tekhnologii raboty sotsial’nogo pedagoga / B. N. Almazov, M. A. Belyayeva, N. N. Bessonova i dr.; pod red. M. A. Galaguzovoy, L. V. Mardakhayeva. M.: Akademiya, 2002. 192 s.
4. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovy slovar’ russkogo yazyka. M.: OOO «ITI TEKHNOLOGII», 2003. 944 s.
5. Pedagogika professional’nogo obrazovaniya: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniya / E. P. Belozertsev, A. D. Goneyev, A. G. Pashkov i dr.; pod. red. V. A. Slastenina. M.: Izdatel’skiy tsentr «Akademiya»,
2004. 368 s.