явленным эмпирико-манипулятивным способом решения можно констатировать, по крайней мере, переход к устойчивому эмпирическому способу действий. Во взаимодействии со взрослым их действия стали осмысленными. Из 29 устойчивых «манипуляторов» при переходе от совместных предметных действий с экспериментатором к самостоятельному выполнению бланковых заданий от использования «линейки» отказались 15 человек (51,7%), решив задачи безошибочно, хотя и не всегда за минимальное число ходов в первой попытке. Остальные 14 человек (48,3%) могли решать задачи с использованием «линейки», а при переходе к бланковой форме делали ошибки, хотя правило больше не нарушали.
Главным результатом работы следует считать экспериментальное подтверждение эффективности взаимодействия взросло -го и школьника по развитию планировочной функции мышления. Для психологопедагогической практики значение результатов исследования определяется применимостью использованных методик и приемов для построения более дифференцированной диагностики и эффективной коррекции мышления школьников.
литература
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.6: Научное наследство / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. 396 с.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: монография / В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
3. Магкаев В.Х. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте / В.Х. Магкаев // Вопр. психологии. 1974. № 5. С. 98 - 106.
4. Медведев А.М. Метод и результаты исследования сформированности содержательного анализа как компонента рефлексивного мышления / А.М. Медведев, П.Г. Нежнов // Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / под ред. В.В. Давыдова, В.В. Рубцова. Новосибирск: ПИ РАО, 1995. С. 29 - 66.
5. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие / Б.Д. Эльконин. М.: Академия, 2001. 144 с.
6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: монография / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
7. Эльконин Д.Б. Выдержки из научных дневников (1960 - 1962) / Д.Б. Эльконин // Вопр. психологии. 2004. № 1. С. 9 - 22.
The building of a zone of the nearest development of planning function of pupils
An ascertaining cut and the procedure of correction constructed with orientation on the zone of the nearest development are shown on a resource of planning function of thinking as a new growth of educational activity (taking into account the theory of Elkonin - Davidov), the structure with the steps controllable transitions from a common-distributed interaction of an adult and a pupil to an independent action of a pupil is given
Key words: theoretical, empirical and manipulating ways of planning, a zone of the nearest development, mediation.
И.А. гЮАтоВА (Шадринск)
компЕтЕнтноСГный подход к разработке технологий ДоПРоФЕССИоНАЛЬНоЙ СоЦИАЛЬно-ПЕДАГоГИЧЕСКоЙ подготовки УЧАЩИХСЯ
Рассматриваются особенности разработки содержания технологий допрофессиональной социальной-педагогической подготовки учащихся школы на основе компетентностного подхода. Выделяются функции их компетентности и возможности реализации в личностно ориентированной модели допрофессионального образования.
Ключевые слова: компетентностям подход, допрофессиональная социально-педагогическая подготовка.
В меняющейся экономической обстановке в России непрерывное профессиональное образование является одним из неотъемлемых условий воспитания конкурентоспособной, качественно образованной личности будущего специалиста. Важным компонентом данной си-
© Гизатова И.А., 2009
стемы является этап допрофессиональ-ной подготовки учащихся в период обучения в школе. Разработка структурносодержательных основ становления и развития личности будущего социального педагога в системе допрофессиональной подготовки на основе компетентностно-го подхода предполагает опору данного процесса на приобретение необходимых данному специалисту свойств, качеств, ценностей. Решение данной задачи возможно только в деятельности, которая происходит не автономно, а под воздействием внешних и внутренних факторов, а также с учетом многоплановости и непрерывности этого процесса.
Современные представления о сущности и структуре данного процесса в научных исследованиях связаны с утверждением личностно ориентированного образования. Данный подход основывается на понимании значимости и ценности человека как активно действующей личности, обладающей собственной индивидуальностью, неповторимостью, которую необходимо учитывать при организации образовательного процесса.
При всей значимости конкретной профессии, которой намерен овладеть учащийся, принципиально важно быть личностью, достигшей высокого уровня общей культуры, иметь широкий кругозор, разносторонние интересы, понимать других людей, соотносить свои желания и намерения с их стремлениями и планами, доказывая это собственными поступками и отношением к ним [3]. Эти качества, входящие в содержание допрофессиональной социально -педагогической компетентности, особенно важны для будущих специалистов социальных профессий, т.е. для тех, кто имеет дело с человеком, кто профессионально ориентируется на взаимодействие с другими людьми.
Актуальность компетентностного подхода объясняется тем, что динамичное развитие российского общества требует формирования разносторонне развитой, ярко индивидуальной личности, обладающей соответствующими компетенциями профессионального и личностного характера, помогающими ориентироваться и легко адаптироваться в быстро изменяющемся социуме. Таким образом, процесс до-профессиональной подготовки будущих социальных педагогов предстает как це-
лостный процесс формирования личности учащегося, его ценностных ориентаций, находящих отражение в мотивах его поведения и деятельности, его знаний в области будущей деятельности, профессионально необходимых компетенциях. Именно поэтому в разработке технологии формирования допрофессиональной социально -педагогической компетентно -сти мы ориентируемся на личностно ориентированную модель организации до-профессиональной подготовки будущего специалиста на основе компетентностно-го подхода.
Bедущие идеи личностно ориентированного образования с учетом компетент-ностного подхода представлены в работах Н.И. Алексеева, А.Г. Асмолова, E.B. Бонда-ревской, И.А. Зимней, K. Роджерса, B.B. Серикова, E.H. Степанова, A.B. Хуторского, И.С. Якиманской и др. Личностно ориентированное образование необходимо рассматривать как тип допрофессиональной подготовки, основывающийся на организации взаимодействия старшеклассника и педагога, при котором созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и реализации себя, составляющим основу допрофессиональной социально-педагогической компетентности личности.
Опираясь на положение о диалектической взаимосвязи личности и ее деятельности (Д.А. Григорьев, B.B. Сериков, Н.Б. Шмелева), мы рассматриваем формирование допрофессиональной компетентности (как основного условия подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности) и развитие его личности как процесс внутренне неделимый, органически взаимосвязанный. Bзаимообусловленность формирования профессиональной деятельности и личности выступает основной тенденцией профессионально-личностного развития школьника как будущего специалиста социальной сферы. Она отражает известную закономерность: личность развивается и проявляет себя, свою сущность в деятельности. Таким образом, эффективность допрофессиональной подготовки учащихся зависит от выбора оптимальной технологии осуществления этого процесса.
Процесс выстроен технологично, если заранее спрогнозированы конечные свой-
lll
ства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для достижения результата, запущен процесс и получаемый результат максимально соответствует ожидаемому образцу, что возможно диагностировать. «^сли содержание деятельности специалиста имеет цель, определенный алгоритм... стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы», - пишет Л^. Никитина.
Особое значение для решения задач нашего исследования имеют технологии профессиональной подготовки будущего специалиста. Как отмечает B.A. Сла-стенин, технологии и методики профессионального воспитания - это набор обращенных к личности будущего специалиста конкретных способов, приемов, средств воздействия и организации деятельности студентов и студенческих сообществ, вузовских коллективов, воплощающих цели, задачи и принципы профессионального воспитания, реализующих содержание воспитания и обеспечивающих профессионально целесообразные изменения в личности будущего специалиста.
B нашем исследовании технология профессионального воспитания рассматривается как профессионально-ориентированная технология допрофессиональ-ной подготовки учащихся к социальнопедагогической деятельности, представляющая упорядоченную деятельность, включающую спланированные по определенному проекту и последовательно реализуемые действия, операции и процедуры, инструментально обеспечивающие оказание помощи учащимся в процессе их профессионального становления посредством формирования допрофессиональ-ной социально-педагогической компетентности, которая обеспечивает успешную профессионально-ролевую адаптацию и интеграцию учащихся в профессиональную среду.
Допрофессиональная социальнопедагогическая компетентность учащихся является результатом реализации профессионально-ориентированной технологии в процессе допрофессиональной подготовки и выполняет ряд функций, направленных на оптимизацию этого процесса. Понятие «функция» многозначно. B науках, исследующих социально-педагогический аспект
деятельности человека, под функцией чаще всего подразумевают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы [1: 106]. Основные функции допрофессиональной социально-педагогической компетентности учащихся определяются в соответствии со спецификой деятельности социального педагога, многообразием видов его отношений, ценностных ориентаций, а также возможностями самореализации личности в избранной профессии. Принимая во внимание указанные особенности, можно выделить ряд функций: адаптационную, профессионально-трудовой социализации, ценностно-смысловую, информационнокоммуникативную. Рассмотрим их более подробно.
Адаптационная функция. Рассматривая понятие «компетентность», некоторые авторы (Л.И. Анциферова, Л.П. Урванцев, Н^. Яковлева и др.) обращают внимание на ее адаптационный характер. Проблемы компетентности личности, личностной эффективности рассматриваются в тесной связи с психологической и социальной адаптацией. Психологическая адаптация - явление, характеризующее наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности, частным условиям. Социальная адаптация - активное приспособление человека к условиям социальной среды (среды жизнедеятельности) путем принятия и усвоения целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [2].
Таким образом, можно сказать, что одной из основных функций компетентности является адаптация человека к эффективному выполнению заданной (выбранной) социальной роли, профессиональной деятельности. Развитие допро-фессиональной социально-педагогической компетентности обеспечивает социальнопсихологическую, личностную подготовленность субъекта к обучению в системе профессионального образования.
Допрофессиональная социально-педагогическая компетентность будущего студента, на наш взгляд, должна включать в себя осведомленность в специальной (знания), методической (в области средств, форм и методов социальнопедагогического воздействия), психологопедагогической (учет особенностей социально-педагогического воздействия на развитие личности клиента) областях. Это
поможет будущему социальному педагогу уже на первом этапе обучения в вузе структурировать научное и практическое знания в целях оптимального решения задач собственной профессиональной подготовки.
Неотъемлемой частью допрофессиональной социально-педагогической компетентности является функция профессиональнотрудовой социализации. Профессиональнотрудовая социализация - это совокупность процессов (социальных и педагогических), в разной степени регулируемых и позволяющих будущему работнику, специалисту, усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих осваиваемой социальной роли профессионала [3: 25].
Сущность профессиональной социализации состоит в том, что в ее процессе индивид приобщается к профессиональной роли и становится носителем связанного с ней социального статуса. Конечный результат успешной профессиональной социализации - интеграция человека в профессиональное сообщество и посредством этого - в общество в целом. Разумеется, этот результат в полном объеме достигается лишь после завершения определенных этапов до-профессиональной и профессиональной подготовки, по мере накопления опыта и его применения в самостоятельной профессиональной деятельности.
Социализация в процессе допрофес-сионального образования является важной формой социального регулирования становления будущего профессионала, которое направлено на:
- активизацию профессионального самоопределения обучающегося, т.е. на развитие отношения человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному или реальному субъекту профессиональной деятельности;
- освоение требований, предъявляемых к человеку той или иной специальностью, профессией или их группой и обусловленных технико-экономическими, социальными, психологическими, санитарногигиеническими и другими характеристиками производственной деятельности;
- усвоение базовых и инструментальных социально-педагогических ценностей, а также традиций, норм и правил поведения, входящих в профессиональную субкультуру социального педагога.
В ходе профессиональной социализации формируется ряд профессионально важных качеств, влияющих на отношение личности к себе как к профессионалу, на успешность освоения и эффективность профессиональной деятельности, на проектирование и корректировку карьеры. К таким качествам относятся установки, потребности, взгляды, убеждения и др., способствующие становлению системы профессиональных мотивов.
Человек - не только объект, но и субъект профессионально-трудовой социализации. Последнее означает, что в процессе допрофессиональной подготовки учащийся проявляет активность, самостоятельность, инициативность и способность делать свой выбор, что способствует его оптимальному профессиональному самоопределению.
Ценностно-смысловая функция имеет аксиологическое значение для формирования допрофессиональной социальнопедагогической компетентности. Она выражается в осознании учащимися социально-педагогической деятельности как ценности. Ценностно-смысловая функция связана с системой ценностей личности. Их появление есть результат деятельности человека, его взаимодействия с миром людей, поэтому рождение новых систем ценностей возможно благодаря рефлексии собственной деятельности и личности.
Уровень допрофессиональной социально-педагогической компетентности учащихся будет считаться высоким, если школьник может осмыслить общественно необходимую систему ценностей, осознать гуманистический характер ценностей социально-педагогической деятельности, соотносить собственную деятельность и поведение с данной системой и оценивать их.
Информационно-коммуникативная функция связана с осознанием значимости информационного потока в процессе взаимоотношений субъектов социальнопедагогической деятельности, с умением предоставить информацию в доступном виде, речевой и научной компетентностью. она обусловливает развитие социально значимых связей в коллективе, включает умение устанавливать адекватные взаимоотношения, облегчает взаимное приспособление, обеспечивает взаимопомощь, дела-
ет возможной координацию сложных взаимодействий. коммуникативные умения предполагают владение культурой межличностного общения и включают умения слушать и слышать собеседника целенаправленно и со вниманием; войти в ситуацию общения и установить контакт; выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы; создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое, быть коммуникабельным, т.е. способным быстро устанавливать контакт. Таким образом, процесс разработки содержания профессиональноориентированной технологии формирования допрофессиональной социальнопедагогической компетентности учащихся должен включать реализацию выделенных функций в процессе допрофессиональной подготовки в школе, что позволит реализовать многоуровневую непрерывную систему профессионального воспитания личности будущего специалиста.
Литература
1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. М.: Академия, 2002. С. 106.
2. Мардахаев Л.В. К вопросу о технологии в социальной педагогике / Л.В. Мардахаев // Социальная работа: теория, технология, образование. 1996. № 1. С. 49 - 50.
3. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведения / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 368с.
4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.В. Шакурова. 2-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 272 с.
Competency building approach to elaboration of technologies of students’ pre-professional social pedagogic training
Peculiarities of content of elaboration of technologies of school students’ pre-professional social pedagogic training on basis of competency building approach are examined. The functions of their competence and feasibility in a personal oriented model of pre professional education are revealed.
Key words: competency building approach, preprofessional social pedagogic training.
Н.В. АБРАМОВСКИХ (Шадринск)
АДАПтИВнЫЕ тЕХнолоГИИ профессиональной подготовки социальных педагогов В ВУЗЕ
Показаны особенности реализации адаптивных образовательных технологий в системе профессиональной подготовки социальных педагогов. Особое внимание уделяется разработке индивидуальных образовательных маршрутов студентов с упором на развитие творчества в достижении результатов, гибкий подход в обучении.
Ключевые слова: адаптивные образовательные технологии, индивидуальный образовательный маршрут.
Одна из сложных проблем на современном этапе развития образования - создание условий для полноценной реализации личности студента. В качестве одного из путей ее решения рассматривается создание адаптивного образовательного процесса, который строится с учетом возможностей обучаемых, ориентируется на удовлетворение их разнообразных потребностей и интересов, обеспечивает условия для их жизненного самоопределения и самореализации, создает благоприятный психологический климат для педагогического взаимодействия всех субъектов образовательной среды.
Внедрение современных адаптивных образовательных технологий в систему подготовки социальных педагогов в педагогическом вузе способствует отходу от общей ориентации на среднего студента, разработке вариативных образовательных маршрутов, обновлению учебных программ, расширению образовательных услуг, поиску дополнительных ресурсов для повышения качества профессиональной подготовки студентов, оптимизации развития компетентности будущего специалиста.
Традиционно в высшем образовании основное внимание уделялось адаптивности, понимаемой как удовлетворение данной системой социально-экономических, научно-технических и производственно -технологических запросов государства и общества. Безусловно, этот аспект был
© Абрамовских Н.В., 2009