Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / интерес / обучающиеся / русский язык / творческие работы / development / interest / students / Russian language / creative works

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Лариса Абдурахмановна

В статье раскрыт процесс развития интереса обучающихся к русскому языку посредством творческих работ. Умение развить у обучающихся интерес к обучению сопровождается применением различных методик преподавания, которые показали высокие результаты, также педагогу необходимо изучать анализировать дидактические материалы, внедрять их в учебный процесс, использовать творческие методы в преподавании предмета, менять тактику преподавания. Автор подчеркивает, что современные методы обучения требуют расширения методов преподавания учащихся, что повышает эффективность и гарантирует высокую обучаемость. Рассмотрены используемые в процессе преподавания русского языка определенные виды творческих работ, которые укрепляют и упрочняют их интересы, развивают их творческое мышление, развивают индивидуальность каждого ученика. Автор пришел к выводу, что различные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления, пробуждение наблюдательности у учащихся, развитие чувства речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the process of developing students' interest in Russian language through creative works. The ability to develop students' interest in learning is accompanied by the application of various teaching methods that have shown high results, also the teacher needs to study to analyse didactic materials, to introduce them into the learning process, to use creative methods in teaching the subject, to change the tactics of teaching. The author emphasises that modern teaching methods require the expansion of student teaching methods, which increases efficiency and guarantees high learnability. The author considers certain types of creative works used in the process of teaching Russian language, which strengthen and consolidate their interests, develop their creative thinking, and develop the individuality of each student. The author came to the conclusion that various creative works are aimed at the development of imagination, thinking, awakening of observation in pupils, development of the sense of speech.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ»

Рисунок 7. «Бедный Йорик»

Выводы:

1. Комикс увлекает, вдохновляет, стимулирует творческую активность.

2. Комикс отвечает запросам современного мира, когда скорость - это требование, наглядность - правило, а смысловая доступность, нарративная природа - залог успешного применения комикса в дидактических целях.

3. Комикс вовлекает обучающихся в литературный формат.

4. Комикс приучает обучающихся к поиску и отбору информации.

5. Исходя из вышеизложенного актуальна задача создания комиксов для логопедической работы с подростками

Литература:

1. Авдеева, Т.И. Комикс как современная технология обучения / Т.И. Авдеева, М.И. Высокое, С.И. Зыкова // Современное педагогическое образование. -№ 3. - 2020. - С. 64-67

2. Барт, P. S/Z. Пер. с фр. - 2-е изд., испр. / Р. Барт. - М.: Эдиториал, УРСС, 2001 - 232 с.

3. Гердер, И.Г. Избранные произведения / И.Г. Гердер. - М. - Л.: Гослитиздат, 1959. - С. 145.

4. Ивановская, О.Г. Мемы в логопедической работе с подростками, имеющими нарушения письма / О.Г. Ивановская // Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. - СПб., 2019. - № 4. - С. 149 - 156.

5. Маслова, В.А. Современные направления в лингвистике / В.А. Маслова. - М.: Академия, 2008. - 272 с.

6. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / [С.И. Ожегов и др.]; под общ. ред. Л.И Скворцова. - Изд. 24-е, испр. и доп. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. - 1200 с.

7. Пропп, В.Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 2005. - 384 с.

8. Сонин, А.Г. Комикс как знаковая система: Психолингвистическое исследование на материалах франкоязычных комиксов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 19.02.19. Барнаул, 1999. - 17 с.

9. Столярова, Л.Г. Комикс как тип дискурса / Л.Г. Столярова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2009. - № 2. - С. 278-283

10. Bruner, J. Actual minds, possible worlds / J. Bruner. - Cambridge: Harvard University Press,1986. - 201 p.

11. Bruner, J. rife as Narrative / J. Bruner H Social Research. - Vol. 54:1,- Baltimore: John Hopkins University Press, 1987. -P. 11-32

12. Cary, S. Going Graphic: Comics at Work in the Multilingual Classroom / S. Cary. - Portsmouth, NH: Heinemann, 2004.-224 p.

13. Bngel, S. Stories Children Tell / S. Bngel. - New York: W.H. Freeman and Company, 1994. -246 p.

14. Kermode, F. Secrets and Narrative Sequence / F. Kermode. II Critical Inquiry. - Chicago: The University of Chicago Press. - 1980.-Vol.7.-P. 83-101

15. Todorov, T. Grammaire du Decameron / T. Todorov. - Mouton, The Hague, Paris: 1969. - 100 p.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры методик начального образования Исаева Лариса Абдурахмановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Аннотация. В статье раскрыт процесс развития интереса обучающихся к русскому языку посредством творческих работ. Умение развить у обучающихся интерес к обучению сопровождается применением различных методик преподавания, которые показали высокие результаты, также педагогу необходимо изучать анализировать дидактические материалы, внедрять их в учебный процесс, использовать творческие методы в преподавании предмета, менять тактику преподавания. Автор подчеркивает, что современные методы обучения требуют расширения методов преподавания учащихся, что повышает эффективность и гарантирует высокую обучаемость. Рассмотрены используемые в процессе преподавания русского языка определенные виды творческих работ, которые укрепляют и упрочняют их интересы,

развивают их творческое мышление, развивают индивидуальность каждого ученика. Автор пришел к выводу, что различные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления, пробуждение наблюдательности у учащихся, развитие чувства речи.

Ключевые слова: развитие, интерес, обучающиеся, русский язык, творческие работы.

Annotation. The article reveals the process of developing students' interest in Russian language through creative works. The ability to develop students' interest in learning is accompanied by the application of various teaching methods that have shown high results, also the teacher needs to study to analyse didactic materials, to introduce them into the learning process, to use creative methods in teaching the subject, to change the tactics of teaching. The author emphasises that modern teaching methods require the expansion of student teaching methods, which increases efficiency and guarantees high learnability. The author considers certain types of creative works used in the process of teaching Russian language, which strengthen and consolidate their interests, develop their creative thinking, and develop the individuality of each student. The author came to the conclusion that various creative works are aimed at the development of imagination, thinking, awakening of observation in pupils, development of the sense of speech.

Key words: development, interest, students, Russian language, creative works.

Введение. Современное образование направлено, прежде всего, на развитие интереса учащихся к конкретным предметным областям, процессу получения знаний в целом. Школьники XXI века заинтересованы в развитии креативных способностей, дивергентного мышления, а так же в формировании навыков поиска и анализа информации.

Обладание высоким уровнем образования стало важным компонентом доя жизнедеятельности человека, так как в таком случае человек может стоять уверенно на ногах, а владение русским языком подтверждается не только фактом умения к чтению и письму. В связи с этим современное общество находится в ожидании периода восприятия знаний и получения соответствующих оценок за высокие знания.

Передача знаний способствует формированию и развитию у педагогов умений творчески подходить к учебному процессу, так как механическая передача информации не заинтересует учащихся. Современные методы обучения требуют расширения методов преподавания учащихся, что повышает эффективность и гарантирует высокую обучаемость.

Ведь удержать внимание учащихся на протяжении всего урока представляется сложным процессом. Уже давно система образования отошла от периода механической передачи информации, то есть, не применяя примеры, не задавая вопросы, не использовав различные активные методы обучения, процесс получения знаний и усвоения школьной программы будет для ребенка неинтересным.

Обращаясь к анализу современных УМК по русскому языку, отметим желание авторов каким либо образом изменить, разнообразить процесс изучения предмета через использование цветных иллюстраций, придумывание интересных задач и примеров, где обучающемуся необходимо не только повторить написание слова несколько раз или составить предложение с использованием слов, но и проявить фантазию, смекалку, проявить творческие способности. Соответственно, такое отношение к современному образованию способствует обучающимся повысить настрой на учебу, желание ходить в образовательную организацию и приобретать знания, выполнять домашнюю работу и активно учувствовать во внеклассных мероприятиях [8].

Как отметили ранее, владение русским языком на высоком уровне - билет в жизнь, которая наполнена яркими эмоциями, переживаниями, новыми встречами и знакомствами, возможность быть понятым и понимать самому, не бояться разговаривать на любые темы и умение поддержать любую беседу.

Изложение основного материала статьи. Несомненно, интерес к изучению русского языка зависит от характера ребёнка, его интересов и увлечений. Один ребенок интересуется новыми словами - разучивает их и ищет объяснение их смысла, кто-то стремиться научиться писать слова и спрашивает, почему здесь нужно писать так, а в другом случае - иначе, другой ребенок спрашивает, откуда появилось слово, где его первоисточник, и наконец, ученик может интересоваться правилами построения фраз, словосочетаний и целых предложений.

Во время подготовки обучающегося к выполнению креативных заданий должен быть произведен их тщательный анализ. При этом необходимо обозначить направление исследовательского поиска, способы проведения практической деятельности, необходимость аккумуляции конкретных компетенций, которые нужны школьникам для выполнения творческой работы.

Умение развить у обучающихся интерес к обучению сопровождается применением различных методик преподавания, которые показали высокие результаты, также педагогу необходимо изучать анализировать дидактические материалы, внедрять их в учебный процесс, использовать творческие методы в преподавании предмета, менять тактику преподавания. В случае, если все вышеуказанные мероприятия не дали результат, то надо привлекать школьника, стремится к получению его внимания на изучение предмета.

Проведя анализ научной педагогической литературы, отметим, что в науке встречаются своего рода различия в характере интереса, его происхождении, содержании и характеристиках. Это говорит о специфике происхождения данного термина, да и из-за существующих различий в методологических позициях авторов, которые используют их при изучении данного вопроса.

Обратимся к трудам Л.С. Выготского, А.В. Петровского и С.Л. Рубинштейна, которые более тщательно рассматривали дефиницию понятия «интерес» в психологии.

Психолог Л.С. Выготский пишет: «Интерес подобен естественному двигателю поведения ребенка. Это истинное выражение инстинктивного желания. Это показатель того, что деятельность ребенка соответствует его интереса» [2, С. 41].

Ученый С.Л. Рубинштейн считает, что «интерес приобретает двусторонний характер. Если человек интересуется каким-либо предметом, это означает, что он заинтересован в нем» [6, С. 184].

А.В. Петровский отмечает, что «интерес является движущей силой продвижения направлений в любой области, представления новой информации и полному отражению действительности» [4, С. 36].

С педагогической точки зрения одним из важнейших направлений образовательной деятельности представляется именно интерес, который проявляется в форме преподавания или особого научного интереса к определенной теме или области знаний.

Под дефиницией «интерес» чаще подразумевают различные состояния индивида, объединенные положительным характером его деятельности: увеличения, склонности и любознательность обычно понимаются как индивид, объединенный позитивной направленностью своей деятельности.

В научных и педагогических исследованиях по данной проблеме отмечены разнообразные формулировки данного термина.

К примеру, И.Ф. Харламов «понимает эмоционально окрашенную необходимость пройти стадию мотивации и придать деятельности индивида захватывающий характер» [7, С.87].

Педагог Г.И. Щукина считает, что «интерес - это избирательность индивида, направленная на когнитивную сферу,

тематическую сферу и сам процесс приобретения знаний»[8, С. 34].

Поэтому для многих ученых интерес - это довольно общее направление внешнего мира личности человека. Его формирование и развитие возможно только в деятельности, то есть в образовании. Формирование интереса происходит по нескольким основным направлениям: подбор соответствующего содержания учебных предметов и организация школьной деятельности.

Часто ученых, например, Н.Г. Морозову, интересуют положительные эмоции от той или иной деятельности, наличие мотивов для ее организации, необходимость познания предметов и явлений окружающего мира [3, С. 5].

Изучив различные мнения педагогов и психологов, отметим, что интерес это избирательность личности, но это не только знание самого предмета. На самом деле, когда мы углубляемся в тему работы, мы можем понять, что интересно побудить человека действовать, зная предмет.

Творчество во время совместной деятельности взрослых и детей позволяет проявить фантазию, отразить впечатления от прошлого опыта в деятельности, определить перспективы решения задач в совершенно других условиях и других материалах.

В первую очередь, авторы обучающих программ предлагают заранее проводить диагностические тесты, прежде чем заинтересовать школьника и привить ему любовь к решению текстовых задачек.

Интерес к обучению отличается от других педагогических явлений активностью, избирательностью и мотивацией, но после учета различных точек зрения ученых на определение интереса, его структуру и характеристики оказалось, что мотивация занимает важное место. Интерес к предмету способствует развитию у обучающихся видеть закономерности и связи между объектами познания.

Отсутствие интереса у школьников к изучению русского языка является одной из важнейших проблем современной школы и. в первую очередь, где эта проблема стоит особенно остро - в национальной школе.

Это связано с тем, что часто в образовательных организациях изучается не «живой» русский язык, а некий свод правил правописания. При этом школьники, у которых есть проблемы с грамотностью, чувствуют себя неспокойно, так как не могут грамотно изложить свои мысли.

Между тем, как показывает опыт, в том числе опыт втора данной статьи, при соблюдении определенных условий можно развить интерес учащихся к русскому языку.

Прежде всего, это использование нетрадиционных уроков:

- урока-викторины, в ходе которого ученики показывают свои знания и понимание основных терминов, правил и их использование;

- урока-поиска. Данный урок требует от учеников тщательной подготовки, быстрой реакции - речевой и мыслительной;

- урока-проекта - этот вид требует обсуждения возможных тем проекта, затем учащиеся разделяются на группы и выделяют проблемы, которые нужно решить в ходе подготовки проекта. Группы учащихся работают самостоятельно, учитель выступает консультантом;

- интегрированных уроков - организуются в течении дня в виде погружения в различных формах с применением разных приемов;

- уроков со сказочным сюжетом, которые выстраиваются на основе сюжета известного произведения;

- уроков в виде игры -с применением различных атрибутов, актерства;

- уроков в виде творчества при которых ученики разделяются на группы, учитель дает им творческую задачу [1, С. 65].

Как показал опыт, творческие работы позволяют эффективно сформировать интерес у школьников к русскому языку.

На сегодняшний день в научной литературе существуют различные подходы к определению творчества. Основная

трудность в основном связана с отсутствием прямого психологического содержания этого понятия. Это, пока что, может объяснить использование его продукта - определение креативности только путем создания нового.

Следовательно, творчество - это процесс человеческой деятельности, создающий новую ценность, или субъективно результат создания новой ценности. Основным критерием, который отличает творчество от продуктивности, является уникальность его результатов, поскольку в процессе творчества автор реализует определенные аспекты своей личности. Это придаеот продукту творчества дополнительную ценность по сравнению с продуктом производства. Психологи считают, что период начальной школы является наиболее подходящим периодом для развития коммуникативных и творческих качеств учащихся.

В процессе преподавания русского языка используются определенные виды творческих работ [5, С. 32].

Многие авторы [1 и др.] понимают творческую деятельность как образовательную функцию, в результате которой учащиеся получают новое и оригинальное, выражающее индивидуальные способности, склонности и личный опыт.

В связи с нестабильностью заинтересованности учащихся, он чаще боится творческой работы, ее необычного для него определения. Поэтому введение креативных работ должно начинаться с простых заданий и постепенно переходить к более сложным.

Организация креативных работ учащихся может проходить различными способами, но моно выделить некий общий алгоритм.

В первую очередь, успешная реализация заявленных творческих и практических задач обусловлена осознанием учащимися целей и конечных результатов познавательной творческой деятельности.

Во вторую очередь, во время подготовки ученика к выполнению творческой работы проводится тщательный анализ заданий.

В третью очередь, творческой работе придается логика и создается план её выполнения.

В четвертую очередь, составленный план реализуется.

В пятую очередь, проверяется правильность решения творческого задания.

Итак, исходя из всего вышесказанного, моно сказать, что проблема творческой активности учащихся находится на уровне разработки новых методов и методик.

Творческая деятельность учащихся протекает на всех этапах. Работа с книгой приобретает особое значение на каждом этапе деятельности учащихся. В работе школьников с книгой есть место для творчества.

Например, создание простого плана, презентаций - это воспроизводящая деятельность, а создание сложного плана, составление, составление и решение необычных задач - это творчество.

Примером творческой работы могут служить сочинения на тему, выбранную каждым ребенком. Важным условием является то, что текст должен быть насыщен глаголами, чтобы повествование было живым и красочным.

Выводы. Таким образом, различные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления, пробуждение наблюдательности у учащихся, развитие чувства речи. Опыт развития речи подсказывает, что шаблонность и спонтанность здесь неприемлемы. Учителям важна планомерная, гибкая и непрерывная работа, заранее запланированная

для каждого урока и на будущее.

Литература:

1. Анцибор, М.М. Активные формы и методы обучения / М.М. Анцибор. - Тула: ТГУ, 2002. - 127 с.

2. Выготский, JI.C. Лекции по психологии: психологические функции и их развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1999. - 143 с.

3. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика. - 2009. - №2. -С. 5-6

4. Общая психология / Под ред. A.B. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

5. Панфилова, Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной работе / Т.С. Панфилова - Москва: Учпедгиз, 1960. - 83 с.

6. Рубинштейн, A.B. Основы общей психологии / A.B. Рубинштейн. - СПБ: Издательство «Питер», 2000. - 448 с.

7. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2011. - 512 с.

8. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 199 с.

9. УМК «Школа России». - URL: https://schoolguide.ru/index.php/progs/shkola-rossii/umk.html(flaTa обращения: 09.08.2023)

Педагогика

УДК 378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аспирант Каверзина Дарья Евгеньевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); доктор педагогических наук, доцент Вайнштейн Юлия Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИБЛИОТЕКИ

ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА

Аннотация. Цифровая трансформация образования обусловила интенсивное развитие и внедрение в образовательные организации цифровой образовательной среды. Запущенный процесс задал новый вектор повышения качества образовательного процесса. В этих условиях многократно увеличиваются объемы верифицированного электронного образовательного контента. Перед участниками образовательных отношений это ставит новые задачи и открывает новые возможности. Распространение семейного обучения, самообразования школьников, получения образования вне школ подтверждается статистическими данными, представленными в работе. Это стимулирует развитие и применение инновационных подходов и средств электронного обучения. Особую значимость приобретает в этой ситуации задача структурирования цифрового образовательного контента и создания электронных образовательных курсов. В статье предложен педагогический сценарий создания электронных образовательных курсов с применением библиотеки цифрового образовательного контента. Он позволяет создать персонализированный контент под нужды и потребности обучающихся и учителей. Таким образом обеспечивается полноценное включение в образовательный процесс любой категории обучающихся, получающих образование как вне, так и внутри образовательных организаций.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, образовательный контент, электронный образовательный курс, обучение школьников, электронное обучение.

Annotation. The digital transformation of education has led to the intensive development and implementation of a digital educational environment in educational organizations. The launched process set a new vector for improving the quality of the educational process. Under these conditions, the volumes of verified electronic educational content are multiplying. This poses new challenges and opens up new opportunities for participants in educational relations. The spread of family education, self-education of schoolchildren, education outside of schools is confirmed by the statistical data presented in the work. This stimulates the development and application of innovative approaches and e-learning tools. In this situation, the task of structuring digital educational content and creating electronic educational courses is of particular importance. The article proposes a pedagogical scenario for creating electronic educational courses using a library of digital educational content. It allows you to create personalized content for the needs and requirements of students and teachers. Thus, the full inclusion in the educational process of any category of students receiving education both outside and inside educational organizations is ensured.

Key words: digital educational environment, educational content, electronic educational course, schoolchildren education, e-learning.

Введение. Развитие информационного общества сформировало основания цифрой трансформации всех сфер его жизнедеятельности, в том числе и системы образования, обусловило создание развитой цифровой образовательной среды, обеспечивающей построение индивидуальных образовательных маршрутов обучения и предоставление равного доступа к ее сервисам и ресурсам всем участникам образовательных отношений независимо от уровня образования. Одновременно с этим наблюдается ускорение процессов развития и использования технологий электронного обучения, виртуальной реальности, мобильного обучения и других. Однако, несмотря на широкий спектр возможностей, предоставляемых цифровизацией в образовании, она до сих пор воспринимается неоднозначно многими [7], так как неизбежно приводит к изменению роли педагога в современном образовательном процессе и выдвигает к нему новые требования. При этом цифровизация в образовании ускорила повышение цифровой грамотности педагогов и обучающихся. В этих условиях многократно увеличиваются объемы верифицированного электронного образовательного контента, что ставит перед участниками образовательных отношений новые задачи и открывает принципиально новые возможности.

Рассматривая обучение в школе, стоит отметить, что важным преимуществом при этом наряду с повышением качества обучения и построением образовательного процесса, отвечающего требованиям современного поколения обучающихся, выступает возможность включения в образовательный процесс той категории, которая ранее не была включена в него в полной мере. Речь идет об учениках, которые получают образование вне школы, например, в форме семейного обучения, самообразования, очно-заочного обучения, в период нахождения на длительном лечении или в процессе обучения на дому. Возможности цифровых технологий для решения образовательных задач этих категорий обучающихся актуализируют необходимость создания для них электронных образовательных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.