Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗЕ У БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ НА ТЕКУЩЕМ ЭТАПЕ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗЕ У БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ НА ТЕКУЩЕМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ / АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АРХИТЕКТУРА / ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шенцова О. М., Беседина И. В., Булычева С. В.

Несмотря на возникшие трудности, в связи с переходом на новую систему высшего образования, и процесс профессиональной подготовки архитекторов и дизайнеров остается важнейшим инструментом сохранения национальной «архитектурной школы» в России. Сегодня в высшем архитектурном образовании в России произошло сокращение базовой образовательной программы по многим дисциплинам в пользу самостоятельной работы. Этот и другие факторы ведут к определенному непониманию и потере интереса к процессу профессиональной подготовки у студентов. Научная новизна исследования заключается в определении комплекса педагогических условий развития интереса к профессиональной подготовке в вузе у будущих архитекторов и дизайнеров на текущем этапе; в уточнении содержания понятий «профессиональная архитектурная деятельность», «эмоционально-комфортная творческая образовательная среда», «интерес к профессиональной архитектурно-дизайнерской подготовке», что позволило систематизировать теоретическую базу развития интереса к профессиональной деятельности у будущих архитекторов и дизайнеров. Получены результаты эксперимента, в ходе которого был реализован комплекс педагогических условий повышения уровня развития интереса к профессиональной подготовке в вузе у будущих архитекторов и дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шенцова О. М., Беседина И. В., Булычева С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTEREST IN PROFESSIONAL TRAINING AT THE UNIVERSITY AMONG FUTURE ARCHITECTS AND DESIGNERS AT THE CURRENT STAGE

Despite the difficulties encountered, in connection with the transition to a new system of higher education, and the process of professional training of architects and designers remains the most important tool for preserving the national "architectural school" in Russia. Today, in higher architectural education in Russia, there has been a reduction in the basic educational program in many disciplines in favor of independent work. This and other factors lead to some misunderstanding and loss of interest in the training process among students. The scientific novelty of the study consists in determining a set of pedagogical conditions for the development of interest in professional training at the university among future architects and designers at the current stage; in clarifying the content of the concepts of "professional architectural activity", "emotionally comfortable creative educational environment", "interest in professional architectural and design training", which made it possible to systematize the theoretical basis for the development of interest in professional activity among future architects and designers. The results of the experiment were obtained, during which a set of pedagogical conditions were implemented to increase the level of development of interest in professional training at the university among future architects and designers.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗЕ У БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ НА ТЕКУЩЕМ ЭТАПЕ»

4. Multicriteria methodological approach to manage urban air pollution / Ch. Vlachokostas / / Atmospheric Environment. - 2011. -Vol.45. - P. 4160-4169.

5. Rowangould, G. Public financing of private freight rail infrastructure to reduce highway congestion: A case study of public policy and decision making in the United States / G. Rowangould // Transportation research part A. - 2013. - Vol.57. - P. 25-36.

6. Рашевский, Н.М. Метод формирования плана наблюдений за состоянием атмосферного воздуха городских территорий / Н.М. Рашевский // Перспективы науки. - 2019. - Вып.№ 9 (120). - C. 26-30.

7. Sirithian, D. Influence of Grid Resolution in Modeling of Air Pollution from Open Burning / D. Sirithian, S. Thepanondh // Atmosphere. - 2016. - Vol. 7(7). - 18 p.

8. Air Quality [Electronic resource] / City of Toronto. - [2021]. - Access of mode : https://www.toronto.ca/community-peo-ple/health-wellness-care/health-programs-advice/air-quality/.

9. About AQHI - What action should I take? [Electronic resource] / Environmental protection department. The Government of the Hong Kong Special Administrative Region. - [2021]. - Access of mode : http://www.aqhi.gov.hk/en/what-is-aqhi/about-aqhi2985.html?showall=&start=3.

10. Картографический фонд Волгограда [Электронный ресурс] / МКУ «Городской информационный центр». - [2021]. - режим доступа : http://www.volgmap.ru/pzzvlg.map/.

11. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс] / Федеральное казначейство (Казначейство России). - [2021]. - режим доступа : https://bus.gov.ru/pub/home.

12. Саати, Т. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. Пер. с англ. / Науч. ред. А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. - М. : Издательство ЛКИ, 2008. - 360 с.

© Н. М. Рашевский, Н. П. Садовникова, Т. В. Ерещенко, М. А. Куликов

Ссылка для цитирования:

Н. М. Рашевский, Н. П. Садовникова, Т. В. Ерещенко, М. А. Куликов. Постановка задачи принятия решений для организации работы мобильных постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха // Инженерно-строительный вестник Прика-спия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2021. № 2 (3б). С. 28-33.

УДК 378.147:72

DOI 10.52684/2312-3702-2021-36-2-33-40

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗЕ У БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ НА ТЕКУЩЕМ ЭТАПЕ О. М. Шенцова1, И. В. Беседина2, С. В. Булычева3

1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск, Россия; 2Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Россия; 3Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия

Несмотря на возникшие трудности, в связи с переходом на новую систему высшего образования, и процесс профессиональной подготовки архитекторов и дизайнеров остается важнейшим инструментом сохранения национальной «архитектурной школы» в России. Сегодня в высшем архитектурном образовании в России произошло сокращение базовой образовательной программы по многим дисциплинам в пользу самостоятельной работы. Этот и другие факторы ведут к определенному непониманию и потере интереса к процессу профессиональной подготовки у студентов. Научная новизна исследования заключается в определении комплекса педагогических условий развития интереса к профессиональной подготовке в вузе у будущих архитекторов и дизайнеров на текущем этапе; в уточнении содержания понятий «профессиональная архитектурная деятельность», «эмоционально-комфортная творческая образовательная среда», «интерес к профессиональной архитектурно-дизайнерской подготовке», что позволило систематизировать теоретическую базу развития интереса к профессиональной деятельности у будущих архитекторов и дизайнеров. Получены результаты эксперимента, в ходе которого был реализован комплекс педагогических условий повышения уровня развития интереса к профессиональной подготовке в вузе у будущих архитекторов и дизайнеров.

Ключевые слова: развитие интереса, профессиональная подготовка в вузе, архитектурное образование, творческая деятельность, архитектура, дизайн.

DEVELOPMENT OF INTEREST IN PROFESSIONAL TRAINING

AT THE UNIVERSITY AMONG FUTURE ARCHITECTS AND DESIGNERS AT THE CURRENT STAGE O. M. Shentsova1,1. V. Besedina2, S. V. Bulycheva3

1South Ural State University of Humanities and Pedagogy, Chelyabinsk, Russia; 2Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russia; 3Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, Magnitogorsk, Russia

Despite the difficulties encountered, in connection with the transition to a new system of higher education, and the process of professional training of architects and designers remains the most important tool for preserving the national "architectural school" in Russia. Today, in higher architectural education in Russia, there has been a reduction in the basic educational program in many disciplines in favor of independent work. This and other factors lead to some misunderstanding and loss of interest in the training process among students. The scientific novelty of the study consists in determining a set of pedagogical conditions for the development of interest in professional training at the university among future architects and designers at the current stage; in clarifying the content of the concepts of "professional architectural activity", "emotionally comfortable creative educational environment", "interest in professional architectural and design training", which made it possible to systematize the theoretical basis for the development of interest in professional activity among future architects and designers. The results of the experiment were obtained, during which a set of pedagogical conditions were implemented to increase the level of development of interest in professional training at the university among future architects and designers. Keywords: development of interest, vocational training at the university, architectural education, creative activity, architecture, design.

Введение

Сегодня на этапе глобальной модернизации Российского высшего образования профессиональная подготовка архитекторов и дизайнеров претерпевает большие трудности. Старая классическая «архитектурная школа» уже разрушена, а переход на новые методы высшего образования, еще до конца не адаптированные к российским образовательным реалиям, обещает быть трудным и долгим. Но все же несмотря на возникшие трудности, в связи с переходом на новую систему высшего образования, и процесс профессиональной подготовки архитекторов и дизайнеров остается важнейшим инструментом сохранения национальной «архитектурной школы» в России. И на этом этапе очень важно, чтобы будущие студенты не утратили интерес к профессиональной архитектурно-дизайнерской подготовке. И педагогам в это кризисное для высшего архитектурного образования время необходимо приложить определенные усилия для создания благоприятных условий для формирования и развития интереса к архитектурно-дизайнерской профессиональной деятельности на разных этапах подготовки: довузовском, вузовском.

В связи с введением ступенчатой модели архитектурного образования, произошло сокращение часов по многим дисциплинам базовой образовательной программы в пользу самостоятельной работы. К тому же тенденции последнего времени таковы, что высшее образование берет направление на дистанционную форму обучения, что в силу не проработанности данного вопроса негативно влияет на организацию учебного процесса.

Поэтому требуется оперативное изменение условий, методов и способов обеспечения качественной профессиональной подготовки будущих архитекторов и дизайнеров. Ученые-педагоги в этой области образования считают, что сегодня необходимо минимизировать ущерб, нанесенный системе подготовки и воспитания архитекторов и дизайнеров за последнее время и попытаться создать условия для сдвига с мертвой точки [1].

Результаты теоретического исследования и накопленный педагогический опыт позволили рассмотреть решение данной проблемы в следующих аспектах:

• определение разработанности исследуемого вопроса в педагогической теории и практике;

• определение сущности, содержания, структуры, функции профессиональной подготовки в вузе будущих архитекторов и дизайнеров;

• выявление и теоретическое обоснование уровней развития интереса к профессиональной подготовке в вузе будущих архитекторов и дизайнеров на текущий период;

• определение критериев и показателей развития интереса к профессиональной подготовке в вузе у будущих архитекторов идизайнеров;

• выявление содержательной характеристики и реализация комплекса педагогических условий повышения уровня развития интереса к профессиональной подготовке в вузе у будущих архитекторов и дизайнеров на текущий период.

Материалы исследования. Экспериментальной базой исследования выступили Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ), г. Магнитогорск, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педаго-гиче-ский университет (ЮУрГГПУ), г. Челябинск, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет (АГАСУ), г. Астрахань.

Российская модель архитектурного образования на сегодня представляет ступенчатые поэтапные периоды: квалификация «бакалавр архитектуры», квалификация «магистр архитектуры», ученая степень «кандидат архитектуры», ученая степень «доктор архитектуры». Начальное профессиональное становление будущих архитекторов и дизайнеров происходит на первом этапе и очень важно, чтобы студент, приняв решение, в выборе профессии с определенным уровнем интереса к ней, не утратил его в процессе дальнейшей специальной подготовки.

Опыт преподавательской практики авторов статьи показал, что сегодня выпускникам архитектурных вузов не хватает уверенности в себе, инициативы и самостоятельности в творческой деятельности, что может быть возможным, если еще на вузовском этапе профессиональной подготовки они будут становиться на позицию активного субъекта профессиональной деятельности. А это напрямую связано с их желанием заниматься профессиональной подготовкой в области архитектуры и дизайна.

Мы считаем, что одной из главных задач в профессиональной подготовке будущих архитекторов и дизайнеровна текущий момент в период обученияявляется развитие самостоятельной творческой личности с активной жизненной позицией путем целенаправленной организации творческой образовательной среды в вузе.

Анализ психолого-педагогической, методической, научно-исследовательской литературы по исследуемой проблеме показал, что именно интерес является важным мотивом, который способствует эффективному развитию различных видов деятельности и стимулирует студентов на выполнения определенной деятельности. Преподаватели вуза постоянно сталкиваются с отсутствием регулярной и целенаправленной учебной деятельности студентов и необходимостью проявления интереса к ней. Обучаемый, имеющий интерес, должен иметь желание учиться,

чувствовать потребность в учебе или осознавать необходимость этого [2, с. 87].

Подготовка студентов архитекторов и дизайнеров теперь направлена преимущественно на творческую деятельность, которая должна удовлетворять потребностям архитектурной среды, строительного рынка и профессионального роста самого архитектора. Этот аспект отражен в государственном образовательном стандарте по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура (уровень бакалавриата) [3] в квалификационной характеристике профессиональной деятельности выпускника, которая заключается в создании объектов материальной и духовной культурына основе полученных знаний в области науки, техники, искусства, культуры, производства и потребления, предназначенных для формирования искусственной материально-пространственной среды обитания человека.

В рамках данного исследования авторы уточняют понятия «профессиональная архитектурно-дизайнерская деятельность», «эмоционально-комфортная творческая образовательная среда», «интерес к профессиональной архитектурно-дизайнерской подготовке».

В соответствии с Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» № 169-ФЗ от 17.11.1995 г. архитектурная деятельность - профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного проекта и включающая в себя: творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов [4].

Архитектурную деятельность (далее - АД) условно предлагаем разделить на учебную и профессиональную.

Понятие учебной АД исходит из цели архитектурного образования - подготовка выпускника активной творческой, познавательной, исследовательской и практической деятельности. Она представляет из себя процесс получения базовых знаний в области архитектуры и дизайна путем изучения архитектурной теории и овладения архитектурно-дизайнерской практикой, которая не всегда выливается в реализацию творческих проектов.

Профессиональная АД - это высококвалифицированная АД (проектная, научно-исследовательская, организационно-управленческая) в различных сферах жизнедеятельности человека.

В своих ранних работах методом анкетирования авторы выявили сферы профессиональных направленностей, способностей и предпочтений

у будущих архитекторов, и дизайнеров, и на основе полученных результатов были выделены базовые типы профессиональной АД:

1 тип - художественная АД, основу которой составляет проектная деятельность - «процесс создания изображения или концептуальной модели несуществующего объекта с заданными функциональными, эргономическими и эстетическими свойствами»;

2 тип - теоретическая АД (или архитектурная теория), принципы которой заключаются, в возрождении архитектуры в смысле ее художественной правдивости при выражении назначения, конструкции и естественности используемых материалов;

3 тип - прикладная научно-исследовательская АД, содержащая архитектурные исследования, научные результаты которых могут быть включены в процесс проектирования;

4 тип - организационно-управленческая АД, предполагающая координацию деятельности специалистов и участников процесса проектирования, административную проектную деятельность.

Рассмотренные выше типы профессиональной АД являются базовыми для любого вида АД, но они не могут существовать изолированно друг от друга. Каждый архитектор и дизайнер должен владеть знаниями и навыками каждого из перечисленных базовых типов АД в определенной степени (больше или меньше).

Учебная и профессиональная АД взаимосвязаны, так как архитектурное образование исходит из специфики профессии архитектора, дизайнера и его творческого метода, который представляет собой синтез методов ученого, инженера, художника и организатора.

В работах авторов было уточнено понятие «интерес к обучению» - это форма проявления потребности личности в познавательной деятельности, в силу ее эмоциональной привлекательности и жизненной значимости, через активное стремление к получению знаний, умений, владений, где в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы» [5, с. 2235].

По уточненному авторами понятию «творческая образовательная среда» - это социально-культурное пространство образовательного учреждения, в котором происходит творческое развитие личности обучающегося путем системного подхода в создании психолого-педагогических условий. Характерными особенностями такой среды в образовательном учреждении являются: образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха для обучающегося, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории; характер взаимодействия педагога и обучающегося; духовно-нравственная атмосфера образова-

тельного учреждения; социально-культурные и материальные условия.

Под «эмоционально-комфортной образовательной средой» понимается психологический климат, что дает возможность охарактеризовать педагогически комфортную среду как эмоционально-положительные состояния каждого субъекта образовательной среды и взаимоотношения между ними. Поэтому «эмоционально-комфортную творческую образовательную среду» мы рассматриваем как педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для благоприятного протекания формирования творческой личности обучающегося, а также возможности для его самореализации, при этом взаимоотношения между субъектами образовательного процесса приобретают характер взаимного уважения и обогащения.

Нами выделены следующие компоненты образовательной среды вуза:

• пространственно-предметный (архитектурно-планировочные особенности сооружения вуза, предметно-пространственное окружение обучающихся);

• социальный (социальное пространство: социальная плотность; статусность; половозрастные, национальные и личные особенности субъектов процесса обучения; субъект-субъект-ные отношения);

• деятельностный (тесное взаимодействие разных видов деятельности: образовательной, воспитательной, научно-исследовательской, культурно-творческой, спортивной);

• содержательный (Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы, рабочие программы по дисциплинам, учебно-методические комплексы, методы, формы и средства организации образовательного пространства; интегративный подход к содержанию образования и открытость изменений);

• информационно-технологический (информационная образовательная среда: комплекс информационно-образовательных ресурсов, технологические средства информационных и коммуникационных технологий, системы современных педагогических технологий, уп-равле-ние образовательным процессом);

• духовно-ценностный (эмоциональная корпоративная атмосфера и дух учреждения, знания истории, традиций и обычаев образовательного учреждения, города и региона, творческой профессии, ценностная ориентация будущих творцов, участие в мероприятиях творческой направленности).

Изучением вопросов организации эмоционально-комфортной творческой образовательной среды, креативных методов, приемов и средств, побуждающих студентов к активной

творческой деятельности, занимались в разные годы А.В. Ефимов, В. Т. Шимко [6], А.Л. Кудрявцев, Н.Ф. Метленков, А.В. Степанов [7] и ряд других исследователей, педагогов-практиков[8, 9].

Понятие «интерес к профессиональной архитектурно-дизайнерской подготовке» связано напрямую с интересом к профессии архитектора и дизайнера (профессиональным интересам).

Профессиональный интерес имеет три компонента: интеллектуальный, эмоциональный и волевой.

Позитивные эмоции в отношении к профессии архитектора-дизайнеравызывают у абитуриентов мотивы выбора архитектурной профессии. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующая трактовка термина: «Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности; осознаваемые причины, которые обусловливают выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий» [10, с. 359].

Мотивы и потребности деятельности формируют желание учиться, а сами учебные действия формируют умение учиться. Обучающийся, имеющий желание и умение учиться, характеризуется, как инициативный, самостоятельный, сознательный и ответственный студент [11].

На основании эмоционального компонента происходит обоснование их профессионального выбора.

С момента определения обучающимися профессии, происходит формирование интеллектуального компонента профессионального интереса. Этот компонент обеспечивает приятие профессии архитектора и дизайнера, желание больше знать и лучше овладеть ею, способствует определению места личности в профессиональной деятельности и типа АД, которой, в будущем, будет заниматься студент, а также укрепляет степень эмоционального принятия. Этот компонент в большей степени формирует содержание понятия «интерес к профессиональной подготовке».

Но лишь реализации учебного плана для эффективного формирования интеллектуального компонента недостаточно. Для этого потребуется также формирование нравственного отношения к профессии архитектора-дизайнера, к своему месту в этой профессии, к своей будущей карьере.

Профессиональный интерес можно рассматривать как нравственное свойство личности студента, наличие которого способствует формированию и развитию профессионально-ценностных ориентаций.

Параллельно с проявлением интеллектуальной активности начинает формироваться волевой компонент, в функции которого входит преодоление отрицательных эмоций и неблагоприятных ситуаций.

Понятие «творчество» в нашем исследовании рассматривается как «сознательная, социально детерминированная деятельность, направленная на генерализацию качественных идей, субъективных ценностей, образцов поведения, созидание новых объектов, определяющая личность как творца, преобразователя окружающей действительности» [12, с. 13].

Творчество - это неожиданное, незапланированное, новое движение, мысль, восприятие, язык и чувство, которые создает человек. Все это сохраняется в прошлом опыте, обучении и повторении [13].

По мнению Н.Н. Нечаева, творчество - это всегда коллективный вид человеческой деятельности, вершина свободной и сознательной деятельности человека [14, с. 25].

Творческая деятельность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности будущих архитекторов и дизайнеров, уровень осуществления которой должен позволять им находить решения с высокой степенью индивидуальности, оригинальности и уникальности создаваемых ими проектов.

В теории интереса, психологи и педагоги подчеркивают, что интерес - это качество личности, которым не обладает человек при рождении. Это качество - результат развития личности, на которое влияют определенные условия. На развитие личности оказывают влияние и окружающая среда, и интерес близких людей, друзей и всех заинтересованных в ее развитии людей (воспитателей, педагогов и др.), а также активность, и деятельность самой личности, процесс воспитания и обучения, располагающий особыми стимулами возбуждения интереса [15, с. 94].

Высокий уровень развития интереса к профессиональной подготовке будущих архитекторов и дизайнеров может быть достигнут путем формирования у студентов: правильного представления об их будущей АД, о закономерностях ее развития; уверенности у студента в своей профессиональной пригодности, а также сознательного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом учебного заведения; стремления следить за всем прогрессивным в АД ведущих мастеров; умения саморазвития в профессиональной деятельности, постоянно повышая свою квалификацию и стремясь к творческой самореализации.

На наш взгляд, при организации процесса профессиональной подготовки, направленного на формирование интереса у студентов к нему необходим обязательный учет особенностей и специфики архитектурной деятельности, которая предъявляет к будущим архитекторам и дизайнерам не только высокие требования к уровню знаний, практических умений, навыков

и способностей, но, и наличие специфических личностных качеств, которые не возможно компенсировать профессиональными умениями, развитие которых способствует формированию ценностных ориентаций профессиональной деятельности, в свою очередь обуславливающих дальнейшие достижения в области профессионального мастерства.

В ходе формирования комплекса педагогических условий, способствующих эффективному развитию интереса к профессиональной подготовке у будущих архитекторов и дизайнеров, были обозначены общие особенности специфической архитектурной образовательной деятельности:

• осуществление специфической деятельности в условиях процесса профессиональной подготовки, где ведущей является учебно-познава-тель-ная деятельность, подчиненная учебным целям;

• процесс профессиональной подготовки и процесс специфической деятельности тесно взаимосвязаны, так как первый процесс является основой для второго (формирует знания и умения, необходимые для осуществления специфической деятельности), а второй процесс является необходимым условием эффективности первого (способ изменения мотивации учения, формирует и развивает эмоционально-образную сферу, творческий потенциал студентов, возможность самореализации и т. п.);

• наличие специфических способностей (образное мышление, воображение, фантазия, зрительная память);

• синкретизм (нерасчлененность, интегра-тивность) - слияние познавательной, преобразовательной, оценочной (ценностно-ориен-ти-ровочной), эстетической и коммуникативной деятельностей;

• персонифицированность (личностное отражение) - личностное отражение действительности автором произведения (проекта);

• свобода выбора - свобода выбора жанра, сюжета, стиля и т. д. создаваемых произведений (проектов);

• высокая степень риска неуспеха - субъективность мнений и оценок произведений (проектов), риск взаимного непонимания между автором и потребителем;

• конечный продукт специфической деятельности обучающегося необязательно обладает социальной ценностью и новизной, хотя продуктивный компонент будет присутствовать, но может и не осознаваться [16, 17].

В ходе анкетирования, беседы, тестирования и других методов исследования авторами статьи был выделен ряд характеристик, которые определяют интерес к архитектурно-дизайнерской профессиональной подготовке студентов МГТУ, ЮУрГГПУ, АГАСУ в процессе профессионального становления.

Исходя из вышеперечисленного среди многочисленных возможных педагогических условий повышения уровня развития интереса к профессиональной подготовке у будущих архитекторов и дизайнеров на текущий период, нами были выделены следующие:

• создание эмоционально-комфортной творческой образовательной среды как платформы личностного роста студента;

• партнерское взаимодействие вуза с работодателями в процессе профессиональной подготовки будущих архитекторов и дизайнеров;

• педагогическая установка на творческое саморазвитие будущих архитекторов и дизайнеров

путем формирования у них творческой индивидуальности с учетом возможностей и потребностей;

• создание ситуации успеха как важного фактора профессионального развития будущих архитекторов и дизайнеров.

Результаты исследования и их обсуждения. В ходе исследования было выделено пять уровней развития интереса к профессиональной подготовке будущих архитекторов и дизайнеров, представленных в таблице 1.

Нами выделены критерии и показатели компонентов профессионального интереса у будущих архитекторов и дизайнеров, представленных в таблице 2.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровни и признаки развития интереса к профессиональной подготовке _ у будущих архитекторов и дизайнеров_

Название уровня Признаки профессиональной подготовки развития интереса у будущих архитекторов и дизайнеров

Отсутствие интереса (низкий) Отсутствие интереса к профессиональной подготовке или частичные положительные проявления внимания на оригинальный материал; отрицание решения любых образовательных задач и всего нового или выполнение тех задач, с которыми уже знаком

Ситуативный (ниже среднего) Положительные проявления внимания на новый теоретический материал; интерес к способам решения новой частной единичной задачи (но не системы задач); активное включение в процесс решения проектных задач с желанием самостоятельно найти способ этого решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается

Репродуктивный (средний) Воспроизведение или повторение ранее уже отработанного метода достижения заранее известного результата; отрицание эксперимента, моделирования, создания нового; работа по шаблону, стандарту, в соответствии с конкретными указаниями; автоматическое запоминание теоретических и практических знаний и воспроизведение их без активной собственной мысли, поисковой деятельности

Устойчивый (выше среднего) Возникает интерес на общий способ решения целой системы поставленных проектных задач, не выходя за пределы изучаемого материала; охотное включение в процесс выполнения проектных заданий; желание и устойчивость в работе; принятие предложений для поиска новых способов и приемов

Творческий (высокий) Возникает интерес независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала; ориентация на общие способы решения системы проектных задач; выраженное творческое отношение к выполнению заданий; стремление к получению дополнительных знаний; мотивированная избирательность интересов

Таблица 2

Критерии и показатели компонентов профессионального интереса __у будущих архитекторов и дизайнеров_

Компоненты профессионального интереса Критерии компонентов профессионального интереса Показатели компонентов профессионального интереса

Интеллектуальный Ориентация будущего архитектора и дизайнера на профессиональную подготовку • знание об особенностях профессиональной деятельности; • возникновение вопросов о профессиональной деятельности; • отношение к профессиональной подготовке в вузе

Эмоциональный Активность будущих архитекторов и дизайнеров в овладении профессиональной деятельностью • включенность в профессиональную подготовку в вузе; • увлеченность процессом профессиональной подготовки в вузе; • самостоятельность в овладении профессиональной подготовки в вузе

Волевой Готовность будущих архитекторов и дизайнеров к профессиональной подготовке в вузе • стремление к преодолению трудностей в процессе профессиональной подготовки в вузе; • стремление к творческому поиску и исследованию; • стремление к положительному результату профессиональной подготовки в вузе

В ходе констатирующего эксперимента был проведен нулевой срез, который показал, что у студентов архитектурных направлений на начальном этапе профессиональной подготовки интерес к ней развит слабо. Это влечетза собой

недостаточно полное освоение ценностей архитектурой профессии, развитие у них оценочных критериев, позволяющих достигать высокого качества архитектурных решений.

Для проведения эксперимента были сформированы три группы студентов: две экспериментальные (ЭГ1, ЭГ2) и одна контрольная (КГ). Исследуемые группы были выбраны таким образом, чтобы они практически не отличались по качественному и количественному составам. В ЭГ1 педагогические условия реализовывались

педагогами частично. В группе ЭГ2 реализовы-вался весь комплекс педагогических условий. В КГ обучение студентов велось традиционно. Состояние уровня развития интереса к обучению у студентов на начало и окончание эксперимента представлено в таблице 3.

Таблица 3

Анализ результатов начальной и конечной диагностики уровней развития интереса

Начальный этап Конечный этап

ш Уровни Уровни

Груп н аз ч у Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

и

па о ш

ш во во во во во во во во во

о К ч о К % ч о К % ч о К % ч о К % ч о К % ч о К % ч о К % ч о К % ч о К % ч о К %

КГ 25 2 8 12 48 8 32 2 8 1 4 0 0 10 40 11 44 3 12 1 4

ЭГ1 22 1 4 9 41 7 32 3 14 2 9 0 0 7 32 8 36 4 18 3 14

ЭГ2 24 1 4 9 38 7 29 5 21 2 8 0 0 0 0 12 50 7 29 5 21

Результаты показали следующее: в КГ при традиционной организации процесса профессиональной подготовки будущих архитекторов и дизайнеров в вузе у студентов группы повысился интерес, но и множество студентов находится на среднем и низком уровне развития интереса к профессиональной подготовке в вузе; в ЭГ1 показали, что при частичном реализации педагогических условий у студентов группы гораздо существеннее повысился интерес к профессиональной подготовке в вузе, но при этом достаточно высокое количество студентов имеют средний уровень развития интереса. Студенты, имеющие низкий уровень развития интереса к профессиональной подготовке в вузе на конец эксперимента отсутствуют; наиболее существеннее изменения уровня развития интереса у студентов к профессиональной подготовке в вузе наблюдается в группе ЭГ2, где реализовывался весь комплекс педагогических условий.

Заключение

В ходе данного исследования поставленная цель была достигнута. Нами были сформулированы следующие выводы:

• выявлено состояние разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогичес-кой теории и практике. В рамках данного исследования уточнены понятия «профессиональная архитектурно-дизайнерская деятельность», «эмоционально-комфортная творческая образовательная среда», «интерес к профессиональной архитектурно-дизайнерской подготовке»;

• определены сущность, содержание, структура, функции профессиональной подготовки будущих архитекторов и дизайнеров: выделены два вида архитектурной деятельности, определены её типы;

• выявлены и теоретически обоснованы уровни развития интереса к профессиональной подготовке будущих архитекторов и дизайнеров: отсутствие интереса (низкий), ситуативный (ниже среднего), репродуктивный (средний). устойчивый (выше среднего), творческий (высокий);

• выявлены критерии и показатели развития интереса к профессиональной подготовке в вузе у будущих архитекторов и дизайнеров;

• выявлен и реализован комплекс педагогических условий повышения уровня развития интереса к профессиональной подготовке в вузе у будущих архитекторов и дизайнеров.

Подтвердилась гипотеза исследования: развитие интереса к профессиональной подготовке в вузе у будущих архитекторов и дизайнеров на текущий момент будет возможна, если в процессе организации профессиональной подготовки будет реализован следующий комплекс педагогических условий: создание эмоционально-комфортной творческой образовательной среды как платформы личностного роста студента; партнерское взаимодействие вуза с работодателями в процессе профессиональной подготовки будущих архитекторов и дизайнеров; педагогическая установка на творческое саморазвитие будущих архитекторови дизайнеров путем формирования у них творческой индивидуальности с учетом возможностей и потребностей; создание ситуации успеха как важного фактора профессионального развития будущих архитекторов и дизайнеров.

Авторы статьи выражают благодарность коллегам и студентам, оказавшим неоценимую помощь в проведении опроса, анкетировании при подготовке статьи.

Список литературы

1. Минервин Г.Б., Ефимов А.В., Шимко В.Т. и др. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов - М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.

2. Крылова М.Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования. № 3, 2013, С. 87.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки России от 21.04.2016 № 463. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/7 Текст электронный.

4. Об архитектурной деятельности в Российской Федерации. 17.11.95 № 169-ФЗ.

5. Shentsova O.M., Savelyeva O.P., Krasnova T.V., Demenev D.N., Kayumova N.A., Mashinskaya M.S. The development of interest to the artistic and creative activity as the basis of future bachelor professional self-determination in the field of architecture, art and design. // Social Sciences (Pakistan). - 2015. - № 9. - С. 2234-2239.

6. ЕфимовА.В., МинервинГ.Б., ШимкоВ.Т., ЩепетковН.И., ГаврилинаА.А., КудрявцевН.К. Дизайнархитектурнойсреды. Ар-хитектура-С. Москва. 2006. - 504 с.

7. Кудрявцев А.П., Метленков Н.Ф.,Степанов А.В., Волчок Ю.П.Архитектурное образование: проблемы развития. Издательство URSS. 2009. - 152 с.

8. Беседина И.В., Толпинская Т.П. Организация учебного процесса и его влияние на качество профессиональной подготовки студентов архитектурного образования //Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2016. Т. 2. С. 404-410.

9. Шенцова О. М. Профессиональное становление архитектора в условиях Российского образования //Ama mater(Вестник высшей школы). 2017.№7. С.85-90

10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Москва: Изд-во: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. 2006. 944 с. Текст: непосредственный.

11. Берцфаи, Л.В. «Истоки творческой личности в концепции В.В. Давыдова». Первые чтения памяти В.В. Давыдова (сборник выступлений) [Текст] / Л.В. Берцфаи. - Рига-Москва, 1999. - С. 144.

12. Беседина, И. В. Формирование творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании: монография. - Астрахань : ГАОУ АО ВО «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет», 2017. - 170 с.

13. Рубинштейн М.Ф.,Фирстенберг А.Р.Адаптация и планирование. www.cfin.ru

14. Нечаев, Н. Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы / Н. Н. Нечаев. Текст: непосредственный // «Вопросы психологии». 2006. № 3. С. 3-25.

15. Шенцова О.М. Развитие интереса к обучению путем создания эмоционально-комфортной образовательной среды// Открытое образование. 2017. Т. 21. № 6. С. 92-104.

16. Шенцова О. М. Развитие интереса к художественно-творческой деятельности у студентов-архитекторов :дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. -186 с.

17. Ломов С.П. Методология художественной деятельности / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. №2. С. 49-52.

© О. М. Шенцова, И. В. Беседина, С. В. Булычева

Ссылка для цитирования:

Шенцова О. М., Беседина И. В., Булычева С. В. Развитие интереса к профессиональной подготовке в вузе у будущих архитекторов и дизайнеров на текущем этапе// Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2021. № 2 (36). С. 33-40.

УДК 71.01+72.03+721

DOI 10.52684/2312-3702-2021-36-2-40-47

ИДЕНТИЧНОСТЬ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Е. В. Альземенева, Ю. В. Мамаева

Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Россия

Современные исследования устойчивости городской среды в основном сосредоточены на экологических факторах, как вода, воздух, энергия и транспорт, в то время как городская идентичность редко привлекает внимание. Концепция устойчивости, включающая идентичность городской среды объединяет широкий круг факторов, включая в себя градостроительные и архитектурные объекты, природные, географические, культурные продукты и нормы общественной жизни. При современном архитектурно-градостроительном развитии и глобализации в городах все чаще возникает проблема потери своей первоначальной идентичности. В контексте концепции идентичности городской среды, рассматриваемой в данном исследовании, подчеркивается роль градостроительных объектов, архитектуры и культуры в формировании и поддержании уникальной идентичности города Астрахани и необходимость значительного внимания на ресурс идентичности для развития города и региона. Ключевые слова: идентичность, дух места, наследие, городская среда.

IDENTITY OF THE URBAN ENVIRONMENT E. V. Alzemeneva, Yu. V. Mamaeva

Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russia

Modern research on the sustainability of the urban environment mainly focuses on environmental factors like water, air, energy and transport, while urban identity rarely attracts attention. The concept of sustainability, which includes the identity of the urban environment, combines a wide range of factors, including urban planning and architectural objects, natural, geographical, cultural products and social norms. With modern architectural and urban development and globalization, cities are increasingly facing the problem of losing their original identity. In the context of the concept of the identity of the urban environment considered in this study, the role of urban planning objects, architecture and culture in the formation and maintenance of the unique identity of the city of Astrakhan and the need for considerable attention to the resource of identity for the development of the city and the region is stressed. Keywords: identity, place spirit, heritage, urban environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.