ARCHITECTURE
OBJECTIVES OF PROFESSIONAL TRAINING OF ARCHITECTS-DESIGNERS Melkonyan K.A.1, Marchenko M.N.2 (Russian Federation) Email: [email protected]
'Melkonyan Christina Armenovna - Graduate Student;
2Marchenko Marina Nikolaevna - Doctor ofPedagogical Sciences, Professor, Head of the Department, Member of the Union of Designers of the Russian Federation, Honorary Worker ofHigher Professional Education of the Russian Federation, DEPARTMENT OF DESIGN, TECHNICAL AND COMPUTER GRAPHICS, KUBAN STATE UNIVERSITY, KRASNODAR
Abstract: in the article the problem of professional training of architects-designers is mentioned; The tasks of educational design of the architectural environment are considered. Identified and marked the main features for creating an individual image of the environment object. The sequence of development of the design solution in the environmental design is determined. Particular attention is paid to understanding the importance of educational project activities in general. The essence of the project relation to the environment is defined. The goals and tasks of the project formation of the architectural environment presented in the article can be applied in the educational process of universities in the course of professional training of architects and designers.
Keywords: architectural environment, architect-designer, tasks, principles, techniques.
ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Мелконян К.А.1, Марченко М.Н.2 (Российская Федерация)
'Мелконян Кристина Арменовна — магистрант;
2Марченко Марина Николаевна — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Член Союза дизайнеров Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, кафедра дизайна, технической и компьютерной графики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье затронута проблема профессиональной подготовки архитекторов-дизайнеров; рассматриваются задачи учебного проектирования архитектурной среды. Выявлены и отмечены основные особенности для создания индивидуального образа средового объекта. Определена последовательность разработки проектного решения в средовом дизайне. Особое внимание уделено пониманию значения учебной проектной деятельности в целом. Определена сущность проектного отношения к среде. Представленные в статье цели и задачи проектного формирования архитектурной среды могут быть применены в учебном процессе вузов в ходе профессиональной подготовки архитекторов-дизайнеров.
Ключевые слова: архитектурная среда, архитектор-дизайнер, задачи, принципы, приемы.
Проектированием такого своеобразного явления, как среда, занимается специалист особого профиля — архитектор-дизайнер. Синтез этих двух специальностей в одной породил новый круг профессиональных задач, отвечающих особенностям предмета проектирования. Новой профессии «по наследству» от архитектуры досталась способность к созданию полноценного художественного образа, неотъемлемыми чертами которого в произведениях пространственного искусства являются эмоциональный строй, масштабность, ощущение открытости или замкнутости, изолированности. «Дизайнерская» сторона специальности позволяет оперировать при этом любыми «внеархитектурными» средствами — от корректировки функционального процесса до использования декоративных, содержательных и объемно-пространственных свойств, всего, что составляет облик среды. Обратим особое внимание на то, что учебная проектная деятельность открывает большие возможности для проявления способностей к дизайнерской деятельности (пространственное мышление, сенсомоторные действия, целостность видения воображаемого объекта, зрительная память, эмоционально-образное восприятие действительности и др.) [2; 3].
Последовательность разработки проектного решения в средовом дизайне в целом совпадает с общепринятым алгоритмом архитектурного или дизайнерского творчества, который образуется условным рядом «получение задания — предпроектный анализ — концепция решения — разработка и реализация решения». «Сущность проектного отношения к среде состоит из архитектурных (пространственных), дизайнерских (предметных) источников средового состояния и самого этого состояния (атмосфера среды), которые концептуально неразрывны и все три являются предметом проектирования, хотя способы их проектного формирования различны» [1, с. 43].
Отметим, что обучение данной профессии концентрируется в постановке основного предмета программы — учебного архитектурно-дизайнерского проектирования, которое призвано научить студентов эффективному целенаправленному решению задач формирования средовых объектов, дать знания о принципах архитектурно-дизайнерского творчества, привить навык основанного на этих принципах реального проектирования наиболее характерных типов и форм архитектурной среды. Эту общую цель можно разложить на ряд взаимосвязанных задач, среди которых наиболее существенны:
- технология проектного процесса, представленная как последовательность этапов формирования среды;
- осознание, кристаллизация и выявление содержательного, образного начала средового объекта или системы;
- принципы и приемы реализации содержательного, эмоционально-художественного начала в материально-физических и декоративно-художественных конструкциях средовых систем.
Цели проектного формирования архитектурной среды переплетаются с задачами других дисциплин и курсов, «сопровождающих» обучение проектированию и отражающих различные особенности профессии «средовой дизайн». Они ставят перед студентом ряд целей как общеобразовательного, так и специального характера: расширение художественного и культурного кругозора, обучение «секретам» профессионального мастерства — от навыков композиционно-компоновочных, до умения выгодно представить работу заказчику. Для целенаправленного выполнения этого комплекса работ студенту, изучающему в архитектурном вузе художественное проектирование среды, отводятся всего четыре года. Напряженный график освоения учебной программы по проектированию требует рациональной и четкой ее организации, последовательно ставящей студенту все более емкие и сложные профессионально-творческие задачи. Главным здесь является понимание пространства, пространственной основы как фундамента, источника основных эмоционально-эстетических и художественных ощущений будущего произведения архитектурного или средового искусства. Для архитектора-дизайнера целостность средового объекта означает совместную непротиворечивую работу всех компонентов среды в едином эмоциональном ключе.
Теперь следует отметить, что среди задач учебного проектирования архитектурной среды три заслуживают специального рассмотрения, поскольку в них «скрещиваются» основные проблемы средового дизайна. Это — овладение последовательностью, порядком проектирования средовых объектов и систем; умение, решая творческие проблемы, добиваться выразительности и точности образа среды; овладение профессиональной технологией решения архитектурно-дизайнерских проблем, позволяющих сознательно и на высоком уровне завершить данную проектную работу.
Первый круг вопросов связан с выявлением архитектурно-дизайнерской специфики при выполнении всего цикла проектных работ. Второй затрагивает такие стороны проектной деятельности, как формирование эмоциональных и масштабных характеристик среды. Третий освещает пути достижения целостности средовых систем.
Приведенные выше задачи, которые ставятся перед учащимися в ходе учебного проектирования, отнюдь не исчерпывают перечень проблем, связанных с обучением дизайну архитектурной среды. Но именно они составляют основное ядро знаний и умений, которые необходимы профессионалу-проектировщику для формирования главной цели его работы, а именно создания индивидуального образа средового объекта или системы.
Список литературы / References
1. ШимкоВ.Т. «Основы дизайна и средовое проектирование». М.: «Архитектура-С», 2004. 158 с.
2. Марченко М.Н. Влияние дизайнерской деятельности на развитие способностей обучающихся к творчеству // Международный журнал экспериментального образования, 2013. № 11 (3). С. 201-203.
3. Трубоба В.В., Ажгихин С.Г. Основные этапы дизайн-проектирования интерьера // Сборник научных трудов. М.Н. Марченко (отв. редактор). Издательство: Кубанский государственный университет (Краснодар), 2016. С. 346-350.