иски преобразования среды должны начинаться с более глубокого изучения человеческих особенностей восприятия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Крашенинников В. А. Жилые кварталы: учеб. пособие для арх.-строит. спец. вузов / под общ. ред. Н.Н. Миловидова, Б.Я. Орловского, А.Н. Белкина. М.: Высш. шк., 1988. 87 с.
2. Гейл Я. Города для людей. М.: Крост, 2012. 276 с.
3. Джекобс Д. Жизнь и смерть больших американских городов. М.: Новое издательство, 2011. 457 с.
4. Аракелян Р. Повышение качеств жилой среды с учетом ценностей традиционных жилых образований: автореф. дис... на соиск. уч. ст. канд. арх.: 20.12.11. М.: МАРХИ, 2011. 32 с.
5. Лузгин Р.Ю., Степанова В.С. Инновационный путь жилищного строительства // Вестник ИрГТУ. 2012. № 12. С. 140-144.
6. Гайкова Л.В. Совершенствование архитектурного проектирования массовых типов зданий на основе типизации функциональных единиц // Вестник ИрГТУ. 2013. № 5. С. 92-100.
7. Бобрышев Д.В. Методика ландшафтно-градостроительного анализа городских территорий // Вестник ИрГТУ. 2013. № 11. С. 147-153.
Информация об авторе
Давыдова Евгения Сергеевна, аспирант кафедры архитектурного проектирования, тел: 89526133745, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83
Information about the author
Davydova E.S., Post-graduate, Architecture Projection Department, tel.: 89526133745, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
УДК 712.738.84
СРЕДОВАЯ КЕРАМИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМФОРТНОГО
ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА
С.Ю. Сидорова
В настоящее время формированию среды уделяется большое внимание. Наше время поставило перед дизайнерами и архитекторами принципиально новую задачу - проектировать среду целиком. Важным ее компонентом является средовая керамика. Представлены примеры городов с парками, в которых керамика является не только декоративным объектом, но и частью архитектурной среды. Затронут исторический аспект использования керамики.
Ключевые слова: среда; керамика; архитектура; архитектурные компоненты.
AREA CERAMICS AS THE ELEMENT OF CREATING A COMFORTABLE TOWN
SPACE
S.Iu. Sidorova
Lots of attention is paid to the creation of the area nowadays. Our time set an absolutely new goal for the designers and architects - to design the area in general. Area ceramics is its important component. We presented the examples of cities with parks, in which ceramics is not only a decorative object, but a part of architecture area as well. We touched the historical aspect of using ceramics.
Key words: area; ceramics; architecture; architecture components.
В настоящее время формированию среды уделяется большое внимание. Среда - это ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в проектной культуре [5]. Наше время поставило принципиально новую задачу - проектировать среду целиком, увязывая в гармоничном единстве все ее параметры: материально-физические, функционально-прагматические, социальные и эстетические.
Дизайн среды, в отличие от архитектуры, соединил важнейшие особенности дизайна и среды: примат рационально-изобретательского начала в становлении образа и «включенность» сознания потребителя в эстетический продукт существования средового объекта - атмосферу среды. Любая среда складывается не только из архитектурных компонентов, тут можно встретить все: от специально придуманного оборудования до ширпотреба и случайных украшений - весь мир «внеархитектурных» предметов и явлений, часто весьма далеких от эстетических задач, автоматически включился в число событий художественных, стал средством формирования произведений нового вида искусства [1].
Средовые объекты не всегда претендуют на статус произведения искусства. Им достаточно охватить лишь часть параметров, которые присущи произведениям искусства: оригинальность облика, способность затронуть чувство прекрасного, обеспечить высокий уровень комфорта.
В становлении архитектурного произведения всегда главенствует предложенная и разработанная автором архитектурная идея.
В дизайне среды на первом месте всегда стоит дизайнерская идея, отнюдь не овсе-гда отвечающая архитектурным идеалам автора - он должен уметь соединить смысл дизайнерского решения и архитектурного замысла [2]. Содержательные особенности условного алгоритма средового проектирования («процесс - пространство - наполнение пространства») позволяют утверждать, что дизайнерский подход начинается с утилитарно-прагматического решения реальных жизненных проблем за счет механизмов, организации процессов, новых технологий, материалов и т.д., а завершается воплощением этих решений в эстетически целесообразную форму, согласованную с производством, функцией, окружением и ожиданиями потребителя.
Дизайнерская идея как категория проектирования существует на трех уровнях:
- дизайн процесса (снять дискомфорт отдельных стадий, сделать необходимое приятным, облегчить трудное, внести радость и удовольствие и т.д.) осуществляется как концепция решения;
- пространственный дизайн (организовать место для процесса независимо от его выразительности и затем преобразовать получившееся в «новую выразительность») формализуется в синтез пространственных и технологических предложений по реализации концепции;
- дизайн предметного комплекса, который выглядит как формирование совокупности системы раздельно существующих дизайнерских идей разных приборов и уст-
ройств, подчиненных общей для всех стратегии совместного существования и использования.
На тех же уровнях в дизайнерском проектировании присутствует и архитектурная
идея:
- при оценке предложенных для реализации процессов как эмоционального содержания данной формы деятельности;
- при реализации заданного процессом эмоционального содержания в пространственных формах;
- при детальном уточнении характеристик эмоционального климата среды, отраженном в пространственной системе элементов наполнения.
Архитектуру и дизайн среды роднят общие для задачи: зрительно реализованный «конфликт» ситуации, гармоничная выстроенность целого, его эмоциональная ориентация - в архитектуре и средовом дизайне осуществляются в основном средствами организации пространства [1]. Наполнение пространства может быть колоссальным, пустым, затесненным, может быть холодным или уютным и т.д. И каждое из этих состояний достигается тем, что пространственной ситуации придается определенная форма (вытянутая, компактная, регулярная), размеры (близкие человеку, больше или намного больше, чем сам человек), характеристики поверхностей, образующих «тело» пространства (членения, цвет, орнамент и т.д.).
В средовом дизайне главенствует композиция функционального процесса, такая его организация во времени и пространстве, которая исключит негативное воздействие функции на состояние человека, потребляющего среду, усилит положительные черты бытовых или производственных впечатлений. Внесение композиции (эстетической упорядоченности) в общую конструкцию среды и есть суть, содержание архитектурно-дизайнерской деятельности.
Средовой дизайн - единственный вид проектирования, рассматривающий всю совокупность условий и обстоятельств человеческого бытия как произведение искусства.
Немаловажным ее компонентом является средовая керамика. Средовая керамика -керамика, предназначенная для уличного пространства, т.е. садово-парковая скульптура, фонтаны, светильники, лавочки, урны и т.д., при этом все это сделано из глины. Такая керамика может быть расположена в парках, садах, на улицах и приусадебных территориях.
Керамика (греч. кегаш1ке - гончарное искусство, от кегашоБ - глина) - наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце [6]. Современное использование этого термина связано с включением его в область всех неорганических, неметаллических материалов. С древнейших времен и до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира. В музеях разных стран хранится немало шедевров керамического мастерства. От примитивных сосудов, вылепленных вручную и обожженных на костре, до изделий, изготовляемых на основе последних достижений современной науки - от грубого кирпича до тонкого прозрачного фарфора - таков путь развития керамики.
К керамике относятся:
- гончарные изделия;
- терракота;
- майолика;
- фаянс;
- каменная масса;
- фарфор.
Керамические изделия широко представлены в быту, строительстве и искусстве. Основа керамики - глина, которая преданно служила человечеству на всем пути его долгой истории. Глина незаменима во многих областях трудовой деятельности человека.
Пластичность глины, ее способность после обжига превращаться в прочный и водостойкий материал привлекли к ней внимание человека еще в эпоху мезолита, 10-16 тысяч лет до н.э. Глина весьма распространена в природе, гончарное ремесло широко и часто независимо развивалось в различных частях света, относительно легко перенималось и распространялось.
Археологические раскопки, проводимые на территории Европы, Африки, Азии, Америки подтверждают повсеместное развитие керамического ремесла [3]. В дошедших до нас памятниках материальной культуры можно встретить замечательные по красоте изделия бытового назначения: посуду, украшения, всевозможные фигурки животных, птиц и многие другие предметы. Керамические изделия широко представлены в быту и строительстве, расположены в парках, садах, на улицах и на приусадебных территориях. Декоративная керамика - один из интенсивно развивающихся видов современного декоративно-прикладного искусства. Богатый фактический материал свидетельствует о том, что сфера ее применения постоянно расширяется. Отличительной чертой современности является широкое использование традиционных и новых форм декоративной керамики в организации архитектурного пространства [3, 8].
Корея с давних времен славится изготовлением качественной керамики. Истории производства насчитывает уже 500 лет. Одним из ведущих районов производства керамики является деревня Ичхон, расположенная примерно в 60 километрах к востоку от Сеула, в которой проходит крупный фестиваль керамики. Здесь можно не только приобрести традиционные керамические изделия, но и узнать о процессе их изготовления.
В китайском городском округе Цзиньчжоу создали необычный парк. Главной концепцией мозаичного парка, по замыслу дизайнеров, является гармоничное сочетание природы, современной глобализации и культурного наследия данной местности. Именно здесь несколько веков назад изготавливались изделия из керамики, славившиеся красотой и высоким качеством, об этом можно узнать в Музее керамики, который находится в самом центре этого парка [4].
Одним из наиболее ярких примеров распространения керамики в пространстве является город-сад на Лысой горе вблизи Барселоны, ныне известный как Парк Гуэля. Этот парк является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Творения Гауди» [7]. Антонио Гауди стремился разнообразить свою архитектуру, придать ей красок и изгибов, чтобы она казалась естественной, гармоничной. Чтобы каждый элемент постройки смотрелся так, как будто его создавала сама природа.
Таким образом, цель дизайна среды не само впечатление, а комплекс условий для появления задуманных автором впечатлений в различных его проявлениях, в том числе и с помощью керамики. Керамика может являться не просто декоративным оформлением среды, но и архитектурным объектом. Керамика отвечает всем требования для уличных построек: термоустойчивость, долговечность, твердость. Изделия из керамики выделяются на фоне других предметов пространства, они могут быть миниатюрными и монументальными, легкими и тяжеловесными, яркими и монохромными. С помощью декоративных приемов керамике можно придать различную фактуру: дерево, металл, бетон, стекло. Декорированная керамика вызывает интерес у зрителя: ему хочется понять - как это сделано. Все это происходит с помощью тактильных ощущений, что заинтересовывает человека еще больше. Среда и керамика - это две составляющие, которые дополняют друг друга.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беляева Е.Л. Дизайн в визуальной среде современного город / Е.Л. Беляева // Техническая эстетика. 1980. № 6.
2. Журнал по поиску документов [Электронный ресурс]. URL: http://vkjournal.ru/doc/1454065 (дата обращения: 23 марта 2014 г.)
3. СЕКРЕТЫ ГОНЧАРОВ [Электронный ресурс]. URL: http://olkolon.narod.ru/KERAMIKA/K_SekrG/SekrG.html (дата обращения: 3 мая 2014 г.)
4. Туристический портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.bugaga.ru/interesting/1146741350-muzey-keramiki-v-mozaichnom-parke-v-czinchzhou.html (дата обращения:15 июн. 2014 г.)
5. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование // Основы теории МАРХИ (Государственная академия). М.: «Архитектура-С», 2005. С. 17.
6. Энциклопедия Кругосвет - Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.krugosvet.ru/category/razdely/iskusstvo-i-kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo?pag (дата обращения: 20 сент. 2014 г.)
7. Этот удивительный мир [Электронный ресурс]. URL: [Электронный ресурс]. URL:http://www.krugosvet.ru/category/razdely/iskusstvo-i-kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo?pag (дата обращения: 15 июн. 2014 г.)
8. Бобрышев Д.В. Методика ландшафтно-градостроительного анализа городских территорий // Вестник ИрГТУ. 2013. № 11.С. 147-153.
Информация об авторе
Сидорова Светлана Юрьевна, магистрант кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: 89501051117, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Sidorova S.Iu., candidate for a master's degree, Architecture Projection Department, tel. 89501051117, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.