УДК 378
Е.С. Сженов, Г.И. Теплых, А.Н. Скляренко,
Институт качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Е.Ю. Алексеева,
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Развитие интереса к профессионально-педагогической деятельности у студентов непедагогических направлений подготовки
Проблема развития интереса у студентов к профессионально-педагогической деятельности в настоящее время очень актуальна. На сегодняшний день в научно-методической литературе, нормативных документах можно встретить различные определения профессионально-педагогической деятельности, в которых ученые пытаются выявить ее специфику. Вместе с тем есть общее понимание того, что деятельность современного педагога связана с решением различного рода профессиональных задач, в числе которых, например, изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования; проектирование образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития; организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний, и др.
Нет сомнения в том, что внутренним стимулом личности, позволяющим успешно осуществлять такую деятельность, является именно интерес.
Отдельным аспектом этой проблемы выступает вопрос форми-
Московский институт стали и сплавов неоднократно удостаивался медали качества
рования интереса у обучающихся непедагогических направлений подготовки. Речь идет об укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление «Педагогическое образование»), позволяющих создать условия для построения индивидуальных образовательных маршрутов студентам, проявившим интерес к возможности получения педагогического образования, дающего им в будущем право осу-
ществлять деятельность учителя-предметника в образовательных организациях.
Решение поставленной задачи предполагает создание в процессе обучения студентов ряда педагогических условий. К ним можно отнести, в частности: отбор активных форм проведения занятий и адекватного им содержания учебного материала; использование дидактического материала, содержащего эмоциональную окра-
© Сженов Е.С., Теплых ПИ., Скляренко А.Н., Алексеева Е.Ю., 2015
ЕВГЕНИЙ СТАНИСЛАВОВИЧ СЖЕНОВ
кандидат социологических наук, исполняющий обязанности директора Института качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», член комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по дополнительному профессиональному образованию, президент Международной ассоциации непрерывного образования. Сфера научных интересов: непрерывное образование, профессиональное образование педагога, инновационные модели и технологии профессионального образования, методология педагогической науки, теория и практика проектирования педагогических систем. Автор более 40 публикаций
АНЖЕЛИКА
НИКОЛАЕВНА
СКЛЯРЕНКО
старший преподаватель кафедры системных исследований образования Института качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Сфера научных интересов: разработка системы формирования и оценки компетенций в процессе обучения и профессиональной деятельности. Автор более 40 публикаций
ску (высказывания, афоризмы об учителе, тексты, видеоуроки, видеосюжеты и др.), диалоговых технологий; организацию прак-тико-ориентированных занятий; включение в занятия элементов игры, проигрывания ситуаций (об-
ГАЛИНА ИВАНОВНА ТЕПЛЫХ
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой региональных систем управления качеством высшего образования Института качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», член комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по дополнительному профессиональному образованию. Сфера научных интересов: непрерывное образование, профессиональное образование педагога, инновационные модели и технологии профессионального образования, методология педагогической науки, теория и практика проектирования педагогических систем. Автор более 40 публикаций
ЕЛЕНА
ЮРЬЕВНА
АЛЕКСЕЕВА
кандидат педагоги -ческих наук, доцент кафедры педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Сфера научных интересов: ценностно-смысловая сфера личности школьника, аксиологические аспекты развития творческого потенциала обучающихся. Автор более 20 публикаций
учение через развлечение); организацию коллективной творческой деятельности и др. Рассмотрим некоторые из них.
При изучении модулей «Педагогика как наука и искусство» и «Режиссура педагогической дея-
тельности» учебные занятия выстраивались таким образом, чтобы сформировать у обучающихся положительное эмоциональное отношение к предстоящей деятельности и подготовить их к восприятию материала. Поэтому, прежде чем непосредственно работать над темой семинара, в начале каждого занятия обучающимся предлагались различные тренинговые упражнения, позволяющие им, например, сосредоточить свое внимание на собственном настроении, отвлечься от других учебных предметов, оценить психологический климат и др. В частности, использовалось упражнение «Цвет эмоций», в ходе которого студенты должны были выполнить следующие задания:
- определите, с каким цветом ассоциируется у вас семинарское занятие?
- попытайтесь с помощью этого цвета описать (или нарисовать) свое настроение.
Кроме того, подобные задания зачастую сопровождались вопросами рефлексивного характера: «Что я жду от сегодняшнего занятия? Как я вижу свое участие в семинарском занятии? Насколько я хочу проявить себя на занятии?» и др. Они помогали студентам определить для себя значимость той деятельности, которой им предстоит заниматься на занятиях, предположить степень своей включенности в работу, выявить уровень притязаний. В конце занятия, как правило, обучающиеся возвращались к этим вопросам и имели возможность сравнить предполагаемые результаты с тем, что получилось фактически.
Тренинговые упражнения использовались не только на отдельных этапах занятий. Интересным представляется опыт организации целого занятия в форме тренинга, позволяющего погружать студентов в практическую творческую деятельность, создавать, с одной стороны, традиционные, с другой
Рассматриваются первые результаты исследования по апробации новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», освещающие проблему развития интереса к профессионально-педагогической деятельности у обучающихся непедагогических направлений подготовки. Показано, что решение этой проблемы связано с созданием в процессе апробации новых модулей специального комплекса психолого-педагогических условий. Особое внимание уделяется организации и проведению тренинговых занятий, дискуссий, использованию педагогических текстов.
Ключевые слова: интерес, педагогические условия, активные методы обучения, тренинго-вые упражнения, педагогический текст, дискуссия.
The article presents the first results of which are made research on the testing of new modules of the basic educational program of a bachelor degree in an enlarged group of specialties «Education and pedagogy», highlighting the problem of development of interest to the professional activity of students pedagogical training areas. The solution of this problem is associated with the creation in validating the special complex of psycho-pedagogical conditions. The article has paid particular attention to the organization and conduct of the training sessions, discussions, use of pedagogical texts.
Key words: interest, pedagogical conditions, active learning methods, training exercises, pedagogical text, discussion.
стороны, нестандартные ситуации взаимодействия учителя и обучающегося. Тренинг дает возможность обучающимся представить себя в роли учителя, в обязанности которого входит решение различных профессиональных задач.
Опираясь на позицию Л.К. Ве-ретенниковой [2], мы вслед за ученым определяем психолого-педагогический тренинг как совокупность целенаправленных психолого-педагогических действий, выстраивающихся в виде последовательных этапов, позволяющих комплексно решать учебные, воспитательные и развивающие задачи.
Действенность психолого-педагогического тренинга обусловлена тем, что при его организации преподаватель фактически может включать студентов в квазипрофессиональную деятельность, учитывая при этом специфику факультета, предлагая соответствующие ситуации и задания к ним. Такая форма работы позволяет обучающимся находить различные варианты разрешения той или иной ситуации, оценивать целесообразность приемов, методов, способов поведения в ней, вносить необходимые изменения в варианты решения ситуации, не опасаясь совершить ошибку. Включаясь в практическую деятельность посредством тренинга, студент чувствует себя более свободным в поиске решений, перед ним расширяется пространство выбора стратегии и тактики педагогической работы [1].
Проведение тренингов требует предварительной подготовки и преподавателя, и обучающихся. Ведущая роль в организации и проведении тренингов отводится преподавателю, который отбирает различные ситуации, требующие разрешения, стимулирует деятельность, действия и поведение студентов, оказывает активное влияние на формирование их творческого потенциала.
Подготовка преподавателем психолого-педагогического тренинга начинается с разработки программы, предполагающей проведение различных форм занятий: семинаров, практикумов в школе, в том числе и виртуальных, дискуссий и др. Система заданий для тренинга должна включать упражнения и задачи профессионально-творческого характера, чтобы сформировать у студентов понимание того, что в каждой конкретной ситуации при решении различного рода задач необходимо выбирать оптимальное сочетание методов, приемов и средств, соотнося их с возрастными и индивидуальными особенностями детей, с условиями самой ситуации, возможностями педагога и др.
Учитывая, что обучающиеся непедагогических направлений подготовки только начинают изучать педагогические дисциплины, целесообразно сначала организовывать собственно тре-нинговые занятия, связанные с выполнением разнообразных практико-ориентированных заданий, направленных на самоанализ студентов, развитие их твор-
Становление педагога
ческих умений, заданий, в ходе которых осуществляется проектирование ситуаций на уроке и во внеурочной деятельности, проигрывание ситуаций и др. Причем деятельность на таких занятиях носит, во-первых, коллективный, во-вторых, творческий характер. Поэтому она требует от студентов применения знаний (психолого-педагогических, методических), проявления культуры педагогического общения, когда они могут осознавать себя субъектами коммуникации, высказывать личностную и профессиональную позицию, осуществлять рефлексивную деятельность.
Так, при изучении модуля «Режиссура педагогической деятельности» одно из практических занятий, посвященное диагностической деятельности учителя, было построено в форме тренинга на тему «Диагностика профессиональных потребностей старшеклассников». Преподаватель предложил студентам алгоритм разработки самой процедуры диагностики школьников, который включал ряд следующих последовательных шагов.
Студенты Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого на практических занятиях
1. Выберите одну из предложенных психолого-педагогических характеристик классов. Представьте, что вы являетесь классным руководителем этого класса и вам предстоит провести диагностику профессиональных потребностей учащихся.
2. Проанализируйте психолого-педагогическую характеристику класса. Особое внимание обратите на возрастные особенности старших школьников, уровень их мотивации,их профессиональную ориентацию.
3. Сформулируйте цель предстоящей диагностики.
4. Определите объект диагностики.
5. Определите предмет диагностики.
6. Отберите методы диагностики, с помощью которых можно изучать профессиональные потребности старшеклассников. Дайте краткую характеристику этим методам. Обоснуйте, почему именно такие методы диа-
гностики вы выбрали для этого класса.
7. Подберите под каждый выбранный вами метод диагностики соответствующий инструментарий. Например, анкетирование - конкретная анкета (специально подобранная или разработанная самостоятельно); беседа - комплекс вопросов, связанных с предметом диагностики; использование методик - конкретные, специально подобранные методики и др.
8. Опишите, где и как будет проходить диагностика класса:
- во время урока или в специально выделенное время;
- сколько всего времени будет занимать диагностика школьников;
- кто будет проводить диагностическое изучение старшеклассников (классный руководитель или психолог).
9. Составьте текст инструктажа учащихся по поводу проводимой диагностики.
10. Представьте, что вы провели диагностическое изучение профессиональных потребностей старшеклассников, обработали полученные результаты. Какие рекомендации вы могли бы дать учителям-предметникам, работающим в данном классе, родителям школьников? Предложите примеры таких рекомендаций.
С этим алгоритмом студенты работали предварительно, распределившись по микрогруппам. Непосредственно на занятии было организовано проигрывание ситуации, когда, например, одному студенту предлагалось выступить в роли учителя, решающего задачу диагностики профессиональных потребностей учащихся, а остальные участники этой игры выступали в роли старшеклассников. Следует отметить, что студенты активно принимали участие в проигрывании этой ситуации, оценивая на практике, что получилось у них в ходе подготовки процедуры диагностики и чего им не удалось учесть.
Впоследствии в ходе беседы со студентами выяснилось, что наличие детального алгоритма к заданию позволило им разработать процедуру диагностики: они смогли сформулировать цель изучения школьников, выделить объект и предмет, отобрать методы и соответствующий инструментарий. Следует отметить, что обучающиеся воспользовались дополнительной литературой, чтобы найти конкретные анкеты, тесты, методики. Непривычным для них оказалось задание, связанное с анализом характеристики класса. Некоторые задания алгоритма студенты выполнили схематично. Это касается, например, инструктажа, текст которого они не выстроили, поэтому, когда студент, исполняющий роль учителя, должен был начать проводить диагностику, он не мог без предварительной подготовки рассказать о пред-
стоящей деятельности, о том, как следует работать с той или иной анкетой, методикой, сколько времени школьники будут их заполнять и др. Безусловно, были и трудности, связанные с тем, что не все анкеты оказались валидными, не всегда студенты соотносили характеристику класса и инструментарий, не всегда этот инструментарий был именно педагогическим. Но на данном этапе важно было состояние коллективной деятельности, совместного обсуждения и преодоления затруднений.
На практическом занятии при изучении модуля «Педагогика как наука и искусство» использовалось тренинговое упражнение «Самопрезентация». Оно вызвало интерес у студентов, поскольку они получали возможность выступить в роли молодого учителя, который приходит в класс и должен, с одной стороны, познакомиться с детьми, а с другой - представить себя. Смысл проигрывания этой ситуации состоял не только в том, чтобы «изобразить» непосредственно момент появления учителя в классе, но и в том, чтобы продумать, как педагог будет выглядеть внешне, что он будет говорить о себе, как сформулирует свои педагогические требования, выстроит речь, какой стиль общения выберет и др.
В процессе развития интереса к профессонально-педагоги-ческой деятельности у студентов непедагогических направлений подготовки использовались преимущественно активные методы обучения: дискуссия, ролевые игры, мозговой штурм и др. Они позволяют преподавателю включить студентов в деятельность, обеспечить развитие у них познавательного интереса и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда, стимулирование познавательной деятельности студентов, созда-
ние положительного микроклимата в группе и др. [7].
Наибольший интерес у обучающихся вызвали дискуссии на тему: «Педагогика: наука или искусство?», «Современный учитель: какой он?». При организации дискуссии представляется особенно важным определение системы проблемных вопросов, активизирующих продуктивное мышление, наводящих на творческий поиск истины. Дискуссия дает возможность студентам высказать собственное мнение, аргументировать его, привлекая жизненный опыт, установить контакты в микрогруппах и др. Преподаватель, как правило, занимает позицию руководителя дискуссии, он может обозначать собственную точку зрения, аргументированно опровергать ошибочные суждения студентов. С помощью различных приемов он не только направляет содержательную, интеллектуально-познавательную сторону обсуждения теоретических вопросов, но и конструирует совместную творческую деятельность, тем самым влияя на личностную позицию студентов, преобразовывая их учебную деятельность в учебно-воспитательную [7].
Еще одним педагогическим условием, способствующим развитию интереса к профессионально-педагогической деятельности, является использование текстов различных стилей: научного, учебного, публицистического, художественного и др. Однако следует учитывать, что, прежде чем предлагать студентам на практических занятиях тексты, необходимо предварительно сделать следующее:
- отобрать тексты проблемного характера с учетом возможности выделения студентами смысла, высказывания своих оценочных суждений, актуализации уже сложившихся элементов своего познавательного и жизненного опыта;
- разработать систему заданий к ним, в которой важно учесть, что они должны быть конкретными и показывать, насколько студент может устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и др. [5, с. 45-46].
Приведем пример текста, который использовался на занятии при изучении дисциплины «Педагогика как наука и искусство».
«В принципе педагогика - это та самая наука, которая исследует, анализирует, ставит вопрос о том, как помочь человеку "поднять" его душу, чтобы человек "выпрямился". И пусть душа - это нечто эфемерное, то, что не подлежит расшифровке... то, что в последнее время обращает на себя особое внимание, в результате чего появляются красивые названия - "аура", "карма" и др. Именно педагогика определяет средства, методы, те самые механизмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя, статьтворческой личностью. Все это очень важно. Важно потому, что мы в ответе за самих себя. Но этого мало - мы в ответе еще и за других. И если я человек, и если я педагог, то вся моя педагогическая деятельность основывается не только на том, чтобы дать знания, умения, навыки, но, самое важное, на том, как помочь маленькому человеку превратиться в Человека с большой душой. В великодушного человека» [4, с. 8].
К тексту предлагались следующие задания.
1. Прочитайте текст и сформулируйте основную идею этого текста.
2. Ответьте на следующие вопросы:
- О какой педагогической проблеме ведет речь автор текста?
- Каково ваше отношение к данной проблеме?
- Как бы вы аргументировали свою позицию?
Вопросы к тексту позволяют выявить отношение студентов к педагогической деятельности, а также определить, понимают ли они специфику этой деятельности, насколько положительно с эмоциональной точки зрения воспринимают ее, готовы ли они учиться осуществлять эту деятельность.
Логическим продолжением работы с текстом может стать задание, выводящее студентов на дискуссию. Приведем пример такого задания.
Представьте, что в вашей школе организуется исследование по теме «Профориентация старших школьников на профессию учителя». Поразмышляйте над следующими вопросами:
- Какие задачи могут быть поставлены в этом исследовании?
- Какие методы исследования можно использовать для ре-
шения разных исследовательских задач?
Подумайте, как можно истолковать результаты, полученные в ходе педагогического исследования по теме «Профориентация старших школьников на профессию учителя»:
- 20% старшеклассников считают профессию учителя в современном российском общественном сознании непрестижной;
- 4% учащихся хорошо знают негативные психологические эффекты профессиональной деятельности учителя;
- 68% опрошенных старшеклассников считают, что только от учителя зависят результаты обучения;
- 43% родителей учащихся, которые собираются поступать в педагогический вуз, не одобряют выбора своих детей.
Приведите аргументы, позволяющие высказаться за профессию учителя.
Подводя итоги, следует отметить, что развитие интереса к профессионально-педагогической деятельности у студентов непедагогических направлений подготовки - это планомерный процесс, требующий технологической разработанности и предполагающий соблюдение комплекса педагогических условий. Погружение студентов в практическую творческую деятельность посредством психолого-педагогического тренинга, отбор дидактического материала, просмотр видеофильмов, роликов, сюжетов, написание эссе, работа с педагогическими текстами, подготовка презентаций - все это способствует развитию рассматриваемого нами феномена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ведерникова Л.В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию // Педагогика. 2003. № 8. С. 47.
2. Веретенникова Л.К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1997.
3. ГрецовА.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2008.
4. Казанский О.А. Педагогикакаклюбовь. М., 1996.
5. Механизмы оценивания результатов образовательного процесса в вузе в контексте компетентностного подхода:
учебно-метод. пособие для преподавателей и студентов, обучающихся по направлениям пед. образования / под науч. ред. А.А. Орлова. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014.
6. Филиппенко А.П., Петрова И.С. Дискуссия как технология профессионального обучения // Вестник развития науки и образования. 2013. № 2. С. 90-94.
7. Шамис В.А. Активные методы обучения в вузе // Сибирский торгово-экономический журнал. 2011. № 14. С. 136-144.
LITERATURA
1. Vedernikova L.V. Formirovanie cennostnyh ustanovok studenta na tvorcheskuyu samorealizaciyu // Pedagogika. 2003. № 8. S. 47.
2. Veretennikova L.K. Podgotovka budushhih uchitelej k formirovaniyu tvorcheskogo potenciala shkol'nikov: dis. ... d-ra ped. nauk. Kazan', 1997.
3. Grecov A.G. Trening kreativnosti dlja starsheklassnikov i studentov. SPb.: Piter, 2008.
4. KazanskiiO.A. Pedagogika kak lyubov'. M., 1996.
5. Mehanizmy ocenivanija rezul'tatov obrazovatel'nogo
processa v vuze v kontekste kompetentnostnogo podhoda: uchebno-metod. posobie dlja prepodavatelej i studentov, obuchayushhihsja po napravlenijam ped. obrazovanija / pod nauch. red. A.A. Orlova. Tula: Izd-vo TGPU im. L.N. Tolstogo, 2014.
6. Filippenko A.P., Petrova I.S. Diskussija kak tehnologija professional'nogo obuchenija // Vestnik razvitija nauki i obrazovanija. 2013. № 2. S. 90-94.
7. Shamis V.A. Aktivnye metody obuchenija v vuze // Sibirskij torgovo-yekonomicheskij zhurnal. 2011. № 14. S. 136-144.