Научная статья на тему 'Формы и методы реализации новых модулей основной образовательной программы бакалавриата'

Формы и методы реализации новых модулей основной образовательной программы бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ МОДУЛИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / NEW MODULES OF BASIC EDUCATION PROGRAM / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / METHODS OF TUITION / БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / МЕТОД "СИНКВЕЙН" / METHOD OF " CINGUAIN" / "ТРЕХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК" / "3-PART DIVIDED DIARY" / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / INTEGRATIED TASKS / КОНТРОЛЬ / CONTROL / САМОРЕФЛЕКСИЯ / FORMS OF TUITION / BINOCULAR LECTION / PRACTICE WORK / SELF REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сженов Евгений Станиславович, Башкирова Ирина Юрьевна, Забелина Анна Вячеславовна, Куликова Татьяна Алексеевна

Рассматривается реализация модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки «Педагогическое образование»). Описывается опыт проведения бинарных лекций, практических занятий (в том числе на базе общеобразовательных школ), организации самостоятельной работы обучающихся, а также использования метода «синквейн», «трехчастных дневников», интегрированных заданий, применения разнообразных форм и методов контроля: балльно-рейтинговой системы оценки, защиты творческих работ, тестирования, устного опроса, саморефлексии обучающихся.The article is about the realization of the modules of basic educational program of bachelor course in a group of «Education and Pedagogy» specializations (The Direction is Pedagogical education). We are describing the experience of organizing binocular lections, practical lessons (including comprehensive schools), the organization of the students self training, and of usage the «cinguain» method, «3-part divided diaries», integrated tasks, usage different forms and methods of control: mark-rating system of control, oral presentation of art projects, testing, oral asking, students self reflection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сженов Евгений Станиславович, Башкирова Ирина Юрьевна, Забелина Анна Вячеславовна, Куликова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и методы реализации новых модулей основной образовательной программы бакалавриата»

УДК 378.072

Е.С. Сженов,

Институт качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» И.Ю. Башкирова, А.В. Забелина, Т.А. Куликова,

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Формы и методы реализации новых модулей основной образовательной программы бакалавриата

Модернизация российской системы образования на современном этапе создает предпосылки для разработки профессиональных образовательных программ, адекватных целям модернизации, но нуждающихся в серьезном анализе содержания и результатов в интересах выявления лучших практик.

Введение новой системы обучения, в центре которой находится обучающийся, предполагает смещение акцентов с процесса обучения на его личный результат, охарактеризованный в профессиональном стандарте педагога. В связи с этим необходимо отметить важнейшее значение эксперимента, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках модернизации педагогического образования в Российской Федерации.

Решая задачу переориентации процесса обучения на личный результат, вузы должны обеспечить формирование личности обучающегося, способной к инновационной деятельности в избранной профессиональной сфере, постоянному самосовершенствованию и самореализации. Характеристиками такой личности являются компенентность, инициативность, коммуникативность, мобильность, креативность.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

В ходе реализации федеральной целевой программы развития образования решается проблема приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Одним из путей решения этой проблемы является разработка и реализация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата, которые расширяют сферу будущей профессиональной деятельности обучающихся, повышая тем самым их конку-

рентные преимущества на рынке труда.

В рамках этой программы Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» совместно с ведущими вузами России участвует в реализации проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей "Образование и педагогика" (направление подготовки - педагогическое образо-

© Сженов Е.С., Башкирова И.Ю., Забелина А.В., Куликова Т.А., 2015

ЕВГЕНИЙ СТАНИСЛАВОВИЧ СЖЕНОВ

кандидат социологических наук, исполняющий обязанности директора Института качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», член комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по дополнительному профессиональному образованию, президент Международной ассоциации непрерывного образования. Сфера научных интересов: непрерывное образование, профессиональное образование педагога, инновационные модели и технологии профессионального образования, методология педагогической науки, теория и практика проектирования педагогических систем. Автор более 40 публикаций

- ,АННА

^^^^^^ ВЯЧЕСЛАВОВНА

^^ ЗАБЕЛИНА

I старший преподава-, -I тель кафедры психо-I логии и педагогики -1 профессионального

1 образования Тульско-I го государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Сфера научных интересов: психология образования, исследование самоактуализации личности и психологического здоровья в студенческом возрасте. Автор более 30 публикаций

вание), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия.

В Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого в настоящее время осуществляется апробация модулей, ориентированных

ИРИНА

ЮРЬЕВНА

БАШКИРОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики профессионального образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Сфера научных интересов: педагогический менеджмент, технологическая подготовка, инновационные образовательные технологии, коммуникативные процессы в сфере образования. Автор более 30 публикаций

ТАТЬЯНА

АЛЕКСЕЕВНА

КУЛИКОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики профессионального образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Сфера научных интересов: теория и методика профессионального образования. Автор более 70 публикаций

на обучающихся непедагогических направлений подготовки, мотивированных на педагогическую деятельность.

Основной целью апробации этих модулей является отработка механизмов предоставления обучающимся многовариантных возможностей получения педагогического образования, достаточного для подготовки к про-

фессиональной деятельности учителя-предметника основного общего и среднего общего образования. Это особенно актуально для тех обучающихся, которые при поступлении в университет сделали выбор не в пользу педагогического направления подготовки, но в перспективе видят себя учителями и хотят получить дополнительную психолого-педагогическую подготовку.

Основными задачами включения обучающихся в эксперимент являются развитие потребности в усвоении содержания модулей психолого-педагогического цикла, формирование мотивации к педагогической профессии и укрепление желания связать в будущем свою профессиональную деятельность со сферой образования.

Решить поставленные задачи, по нашему мнению, можно, сделав правильный выбор форм и методов обучения в процессе апробации модулей. Кроме того, для достижения поставленной цели необходимо преодолеть присущие современному студенчеству проблемы: равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов и исследовательской активности, слабые коммуникативные навыки.

При первой встрече с обучающимися мы попросили их ответить на следующие вопросы: Какую цель вы ставили перед собой, включаясь в эксперимент? Какие результаты вы ожидаете?

Как оказалось, 25% опрошенных уверены в том, что полученные ими знания пригодятся в будущем при работе с детьми. Столько же обучающихся (25%) испытывают удовольствие от самого процесса получения знаний. Остальные (50%) в нашу аудиторию пришли только из любопытства.

Отвечая на второй вопрос, 25% опрошенных отметили, что ожидают приобрести знания и навыки, необходимые для работы с детьми, 50% - получение новых зна-

Рассматривается реализация модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки «Педагогическое образование»). Описывается опыт проведения бинарных лекций, практических занятий (в том числе на базе общеобразовательных школ), организации самостоятельной работы обучающихся, а также использования метода «синквейн», «трехчастных дневников», интегрированных заданий, применения разнообразных форм и методов контроля: балльно-рейтинговой системы оценки, защиты творческих работ, тестирования, устного опроса, саморефлексии обучающихся.

Ключевые слова: новые модули основной образовательной программы, формы обучения, методы обучения, бинарная лекция, практическое занятие, метод «синквейн», «трехчаст-ный дневник», интегрированные задания, контроль, саморефлексия.

The article is about the realization of the modules of basic educational program of bachelor course in a group of «Education and Pedagogy» specializations (The Direction is Pedagogical education). We are describing the experience of organizing binocular lections, practical lessons (including comprehensive schools), the organization of the students self training, and of usage the «cinguain» method, «3-part divided diaries», integrated tasks, usage different forms and methods of control: mark-rating system of control, oral presentation of art projects, testing, oral asking, students self reflection.

Key words: new modules of basic education program, forms of tuition, methods of tuition, binocular lection, practice work, method of « cinguain», «3-part divided diary», integratied tasks, control, self reflection.

ний, 12,5% - ожидание интересного общения с преподавателями, 12,5% - приятное времяпровождение. Примечательно, что ответственность за то, чтобы на занятиях было интересно, часть обучающихся возложила на преподавателей, считая, что они сами никаких усилий для этого предпринимать не должны.

Учитывая результаты опроса, в своей деятельности мы использовали все возможности и достоинства, которыми обладают формы и методы обучения, характерные для высшей школы.

Вузовская лекция, как известно, является главным звеном процесса обучения. Эта форма обучения в ряде ситуаций не может быть заменена никакой другой, поскольку она выполняет самые разнообразные функции: информационную, воспитательную, развивающую, разъясняющую, убеждающую, ориентирующую, стимулирующую. Все они имеют большое значение в работе с обучающимися, имеющими слабую учебную и профессиональную мотивацию.

По способу изложения, как показал опыт нашей работы, эффективными оказались бинарные лекции, лекции с элементами диалога, дискуссии, проблемного обучения. Сам факт наличия в аудитории двух лекторов уже вызывает интерес в силу своей необычности.

На бинарной лекции программный материал проблемного характера давался обучающимся в диалоге двух преподавателей. Нами моделировались реальные профессиональные ситуации обсуждения педагогических проблем с разных позиций. Например, педагогом более старшего возраста, стоящим на позициях традиционного обучения, и молодым - сторонником современного инновационного обучения. При этом мы стремились продемонстрировать студентам культуру совместного поиска решения про-

блемной ситуации, привлечь их к общению, стимулировать обучающихся, чтобы они высказали свою позицию, свое отношение к обсуждаемому вопросу. В ходе такой лекции может быть созданы несколько проблемных ситуаций, могут выдвигаться гипотезы, может развертываться система доказательств (или опровержений), обосновываться вывод. Следует отметить, что с предоставлением двух источников информации задача обучающихся становится более интересной, хотя и усложняется: им необходимо сравнить разные точки зрения, сделать свой выбор, присоединиться к одной из них или выработать свою [3, с. 121-122].

Практические занятия играют важную роль в выработке у обучающихся навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем и под его руководством. Методика проведения практических занятий может быть различной, что определяется содержанием и целями занятий, подготовленностью аудитории и авторской индивидуальностью самого преподавателя. Однако обязательным элементом является использование технологий метапознавательной деятельности обучающихся. Субъектная позиция обучающегося должна быть определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие - выступать как одна из главных образовательных целей.

Использование на занятиях разнообразных упражнений, заданий и игр способствует развитию метакомпетенций будущих бакалавров и их готовности к практической работе в постоянно меняющихся условиях. Известно, что при интерактивном взаимодействии даже самые застенчивые и робкие студенты,из-бегающие любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками игр и упражнений и вносят свой вклад

в решения, принимаемые командой [2, с. 14-15].

Планируя практические занятия по апробируемым модулям, мы стремились к тому, чтобы обучающиеся ощущали постепенное увеличение сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от собственного успеха, были включены в творческий процесс поиска правильных решений, имели возможность раскрыть и проявить свои педагогические способности, свой личностный потенциал. Например, при реализации модуля «Педагог как организатор образовательного пространства» нами использовался такой метод, как «синквейн», позволяющий развивать критическое мышление, проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и др. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна следующие.

1. В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема.

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами, деепричастиями и др.).

4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним (метафора) [1, с. 158-159].

Например, наши студенты одно из предложенных заданий выполнили таким образом.

1. Педагогика.

2. Гуманная,творческая.

3. Обучать, воспитывать, мотивировать.

4. Видеть в ребенке личность.

5. Искусство любить учеников.

В ходе практических занятий

были созданы условия для сочетания всех организационных форм

обучения: фронтальной, групповой, парной и индивидуальной. Работа в группах сменного состава позволила обучающимся лучше узнать друг друга и сплотила группу в целом.

Самостоятельная работа обучающихся представляет одну из форм организации учебного процесса и является его существенной частью, без которой невозможно полноценное усвоение программного материала и формирование требуемых компетенций.

В процессе самостоятельной внеаудиторной работы обучающиеся имеют возможность получать знания из новейших источников информации, приобрести навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, преодолеть или снизить отрицательный эффект некоторых индивидуальных особенностей(напри-мер, медлительности, неспособности распределять внимание, действовать в ситуации ограничения во времени) и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря свободному выбору времени и способов работы, предпочитаемых носителей информации.

Для того чтобы самостоятельная работа у обучающегося была организована эффективно, необходимо превратить его из объекта образовательного процесса в субъект, наделив студента определенными полномочиями по образованию самого себя, разделив с ним ответственность за результат его деятельности. Для этого студент должен иметь представление о том, какие качества он может или должен приобрести в результате освоения того или иного предмета и что он должен для этого сделать.

Четкая постановка целей и задач работы, знание обучающимися способов ее самостоятельного осуществления, определение разумного объема, форм отчетности, сроков представления ре-

зультатов, проведение консультаций, качественное методическое обеспечение, наличие современных средств информатизации образования, в частности модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - MOODLE), -все это, а также подробный алгоритм деятельности студента описано нами в силлабусе - документе, содержащем перечень основных характеристик изучаемой дисциплины и являющимся средством коммуникации между преподавателем и студентом.

Жестких правил написания силлабуса не существует, однако, во-первых, он должен содержать информацию, которую студенту необходимо знать с самого первого дня изучения курса, во-вторых, при разработке силлабуса следует иметь в виду, что этот документ представляет собой особого рода письменное соглашение между педагогом и студентом. Можно добавить еще одно требование: для того чтобы студент прочитал силлабус внимательно, он должен быть не слишком объемным, написан на доступном для начинающего изучать этот курс языке.

При этом отношения между преподавателем и студентом четко регламентированы и, как показывает практика, идут на пользу обеим сторонам. Силлабус определяет начальные и граничные условия продвижения студента в учебном процессе и дает ему возможность самостоятельно распределять время, силы и интенсивность своей работы, что имеет особо важное значение при освоении дополнительных модулей образовательной программы.

«Трехчастный дневник» - стратегия учебной рефлексии как нетрадиционный прием организации самостоятельной работы обучающихся [1, с. 61-62].

Три раздела дневника выполняют разные функции. В первом студенты записывают свою реак-

цию на прочитанное или на прошедшую дискуссию. Второй раздел отводится для собственных размышлений и ассоциаций обучающихся, которые возникают у них в связи с той или иной темой. Фиксируется все: свои мысли, выписки из прочитанных книг, отрывки из разговоров - все, что может углубить и продвинуть их понимание и оценку изучаемой темы. Позже записи из этого раздела послужат основой для написания творческих работ и эссе, предусмотренных этим курсом и описанных в силлабусе так: «Я и профессия учителя», «Мой идеал учителя» и др.

Третий раздел дневника отводится для «писем к преподавателю». Мы просили обучающихся написать нам письмо, в котором они должны были прокомментировать занятия по этой дисциплине и свое участие в них, а также задать вопросы, указать, что еще они хотели бы узнать. Студенты, например, отвечали на следующие вопросы.

1. Каковы были ваши мысли в начале изучения дисциплины (темы) и в конце?

2. В чем вы ощущаете свой познавательный рост?

3. С какими трудностями встретились?

4. Что вам помогло их преодолеть?

Применяя такие формы и методы организации самостоятельной работы обучающихся, мы можем не только достичь основной ее цели, но и решить ряд дидактических задач. Например:

- мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;

- повысить ответственность за результат обучения;

- научить самостоятельно добывать знания, оценивать собственные учебные достижения;

- способствовать развитию навыков самообразования и творческой деятельности;

- формировать критическое, системное мышление и др.

Неотъемлемой частью учебного процесса является контроль. В процессе эксперимента нами широко использовались разнообразные формы и методы контроля, например балльно-рейтинговая система оценки, защита творческих работ, тестирование, устный опрос. Но наиболее эффективным методом на практике оказалась саморефлексия обучающихся.

Анализируя письма к преподавателю, мы установили следующее. Около 50% обучающихся, чтобы достичь своей цели, готовы активно работать на занятии, 25% студентов - воспринимать предлагаемую информацию, 12,5% обучающихся написали, что ожидают активной работы от преподавателей, которая должна вызвать у них интерес, а еще 12,5% не смогли определенно указать, что могло бы помочь им работать активно. По окончании занятий, как правило, от 75 до 87,5% обучающихся утверждали, что на занятии было интересно и поставленная личная цель достигнута.

Завершающим этапом освоения каждого модуля является выполнение интегрированных заданий на практических занятиях на базе школ. На этом этапе обучающимися использовались некоторые методы научно-педагогического исследования: беседа, наблюдение, анкетирование, анализ и оценка и др.

Беседа с представителем школьной администрации по заранее подготовленному вопроснику позволила студентам по-

лучить информацию о специфических особенностях учебного заведения и организации учебно-воспитательного процесса.

Наблюдая во время уроков за взаимодействием учителей и учащихся, студенты смогли оценить структуру уроков, оптимальность выбора учителем методов и средств обучения, организации учебно-познавательной деятельности учащихся, стиля общения учителя с ними.

Анкетирование учащихся дало возможность обучающимся понять их отношение к урокам, учебную мотивацию учащихся, факторы, влияющие на положительное и отрицательное отношение к учебным дисциплинам.

Проанализировав собранные эмпирические данные, обучающиеся смогли обосновать свои выводы:

- об эффективности применения учителями методов, форм и средств обучения на уроках;

- о выбранном учителями стиле общения с учащимися;

- о взаимосвязи особенностей общения учителя с учащимися на уроке и продуктивности их работы;

- об имеющейся у учащихся иерархии мотивов к учебе и предпочтении тех или иных учебных предметов;

- о созданных в классной комнате санитарно-гигиенических условиях.

Анализ трехчастных дневников и отчетов о выполнении интегрированных заданий на базе школ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

позволяет сделать вывод о том, что формы и методы обучения при апробации модулей доказали свою эффективность.

Однако, несмотря на положительный эффект, который дали первые этапы экспериментальной работы, можно выделить следующие направления дальнейшего совершенствования всего учебного процесса по реализации модулей основных образовательных программ бакалавриата. К ним можно отнести:

- усиление учебной мотивации обучающихся за счет внутренних и внешних мотивов (мотивов-стимулов);

- предоставление обучающимся современных эффективных средств для реализации ими своих установок на активное овладение новыми видами деятельности и компетенциями;

- обеспечение большего соответствия организационных форм и средств обучения содержанию учебного процесса;

- усиление практической подготовки за счет переноса большей части занятий непосредственно в организации общего образования;

- интенсификацию умственной работы обучающихся за счет более рационального использования времени учебных занятий;

- изучение и более полный учет индивидуальных особенностей включившихся в эксперимент обучающихся;

- постоянный мониторинг хода и результатов эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей / под ред. А.П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2006.

2. Панфилова А.П. Инновационныепедагогическиетехноло-

гии. Активное обучение: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2009. 3. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов н/Д: Феникс, 2011.

LITERATURA

1. Dautova O.B. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii v profil'nom obuchenii: ucheb.-metod. posobie dlja uchitelej / pod red. A.P. Trjapicinoj. SPb.: KARO, 2006.

2. Panfilova A.P. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii.

Aktivnoe obuchenie: ucheb. posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. M., 2009. 3. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly. Rostov n/D: Feniks, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.