УДК 378
С.Н. КАШТАНОВА1, В.А. КУДРЯВЦЕВ1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
СИЛЛАБУС КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблематике проектирования модульных образовательных программ, в контексте которых необходимым элементом выступают силлабусы. Несмотря на дискуссионность данного понятия, силлабусы рассматриваются в качестве доступного и содержательного описания модуля или дисциплины, предназначенного для студентов. Силлабусы имеют прямое отношение к рефлексии студента, позволяющей использовать их в качестве инструмента регулирования учебной деятельности. Необходимость обращения к выбору форм и содержания силлабусов возникла на этапе реализации новых образовательных модулей в рамках пилотных инициатив Министерства образования и науки РФ. Материал статьи ориентирован на описание преимуществ в использовании силлабусов преподавателями и студентами. Выделены важнейшие элементы, составляющие силлабус. Прикладной характер статьи обеспечен включением примеров проектирования технологической карты по дисциплине и контрольного мероприятия.
Ключевые слова: силлабус, технологическая карта, системный банк данных, образовательный модуль, академическая свобода.
S. N. KASHTANOVA1, V. A. KUDRYAVTSEV1
' Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
THE SYLLABUS AS A TOOL FOR REGULATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS
Abstract. The article is devoted to the topical issues of designing module educational programs, which are a necessary element of the syllabus. Despite the problems with understanding this concept, syllabi are viewed as accessible and meaningful description of the module or discipline, intended for students. Syllabuses are directly related to reflection of the student, allowing to use them as a tool to regulate learning activities. The need to address the choice of form and content of the syllabus emerged during implementation of new educational modules in the framework of the pilot initiatives of the Ministry of education and science of the Russian Federation. The article focuses on the description of advantages in the use of syllabuses by teachers and students. The paper considers the main elements that make up a syllabus. The applied nature of the article secured by the inclusion of examples of design of technological maps on discipline and control measures. Keywords: syllabus, process map, system, data Bank, educational module, academic freedom.
Проектирование новых образовательных программ в парадигме модернизации педагогического образования приобрело масштабный характер во многих вузах страны. В общем потоке актуальных инновационных процессов необходимо выделить задачи, связанные с разработкой систем мероприятий и событий, ориентированных на эффективное обеспечение вариативных траекторий подготовки педагогических кадров [1; 14]. Речь идёт о подготовке специалистов, готовых к профессиональной деятельности в организациях различных ведомств (образование, культура, здравоохранение, социальная политика) и с различными категориями граждан, в том числе и с лицами, имеющими ограниченные
возможности здоровья (ОВЗ). Современные модели подготовки педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ активно перестраиваются на модульные образовательные программы (образовательные конструкторы), в рамках которых предполагается создание оптимальных условий для академической мобильности студентов и получения широкого спектра компетенций [9; 10].
На базе Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина и вузов-партнеров (НГПУ - Новосибирск; РГПУ им. А.И. Герцена, МГПУ -Москва) с 2014 года начата разработка и апробация модульной программы «Педагогика и психология потенциальных возможностей» в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ «Проектирование и реализация основных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование),
предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия» [5; 11].
Проектирование данной программы на первоначальном этапе предусматривало анализ потребностей рынка труда и личных запросов потенциальных студентов, которые были определены не только в качестве целевой адресной группы, но и как потенциальный конечный образовательный продукт, выпускаемый на рынки труда [2].
Погружение студентов в роли «покупателей» модуля, а затем в роли обучающихся позволило выделить массив наиболее актуальных вопросов, своевременные и развернутые ответы на которые, по мнению респондентов, в значительной степени облегчат и выбор профессионального пути, и сам процесс обучения.
Практически единодушно студенты сошлись на следующих интересующих их аспектах обучения:
• Что я буду уметь делать после обучения, где, с кем и как работать?
• Что интересного в процессе обучения?
• Трудно ли будет учиться?
• Где и как будет проходить практика?
• Где и как я смогу продолжить своё обучение после освоения данной программы (модуля)?
• Насколько объективна система оценки моих достижений?
• Могу ли я сам управлять процессом своего образования или хотя бы как-то влиять на него?
Содержание и характер вопросов однозначно указывают на активную деятельностную позицию студентов, заинтересованность в результате и возможности управлять процессами собственной жизнедеятельности. В аспекте деятельностного подхода ключевым моментом как раз и является перевод студента из объекта образовательного процесса в субъект. Акцент делается на развитие личности будущего профессионала, на активизацию способности к конструктивной самореализации в учебной деятельности. Каждый обучающийся при этом приобщается к активной позиции образования самого себя, разделяя с преподавателем ответственность за предстоящий результат и достигнутые успехи. Такое понимание проблемы актуализирует вопросы обсуждения инструментов и средств регулирования учебной деятельности студентов. В мировой педагогической практике одним из таких средств является силлабус. Силлабус (от латинского «syllabus») - перечень. Это документ, содержащий основные характеристики изучаемого курса или краткое описание целого образовательного модуля. Силлабус позволяет устанавливать и поддерживать коммуникацию между преподавателем и студентом.
План учебных действий, представленный в силлабусе, отражает личностно ориентированную парадигму и предполагает принятие на себя ответственности за все результаты собственного обучения. Силлабус выступает в качестве некоторого «контракта»
между педагогом и обучающимся, определенный перечень вопросов, ответы на которые помогут усвоить учебный курс более эффективно [15].
Предъявляемая студенту рабочая программа курса должна содержать некую маршрутизацию, позволяющую студенту адекватно оценить свою собственную работу и сделать вывод о том, где он находится на пути к достижению образовательных результатов. Определяя перспективный учебный план для студента и предъявляя его в виде силлабуса, преподаватель выступает в роли наставника, а не оценщика или сурового судьи. Акценты ставятся на собственных потребностях обучающихся, стилях обучения и персональных способностях [20].
Cullen R. &Harris M. [16] также видят главной задачей силлабуса содействие обучающимся в освоении учебных дисциплин, создание условий для контроля и совершенствования уровня своих компетенций. Кроме того, необходимо чёткое предъявление критериев оценивания и образцов (вариантов) оптимальных решений и продуктов учебной деятельности. Силлабус является не только инструментом для эффективной рефлексии своих учебных достижений, но и важным полезным ресурсом и своего рода гидом по маршруту своего профессионального становления.
Работа с перспективными учебными планами - силлабусами - обуславливает необходимость тщательной аналитической работы и со стороны педагогов, которым предстоит ответить на ряд важных вопросов, таких как:
• Каковы минимальные требования к уровню подготовки?
• Как оптимизировать уровень притязаний обучающихся?
• Насколько валиден и эффективен фонд оценочных средств, применяемых в курсе?
• Насколько разнообразен и эффективен репертуар форм и средств обучения?
• Насколько организованным и последовательным является процесс взаимодействия с обучающимися?
• Насколько открыты вы для коммуникации со студентами?
Подход, основанный на построении перспективных учебных планов и рабочих программ для студентов, стимулирует познавательную активность, открывает новые возможности, формируют чувство удовлетворенности от собственной деятельности, устойчивую мотивацию достижения успеха, что является важной составляющей эффективности дальнейшей профессиональной деятельности [17].
Использование силлабусов инициирует конструктивные и управляемые коммуникации между преподавателем и студентом и между обучающимися внутри учебной группы, активизирует рефлексивный самоанализ студентов с позиции понимания целей обучения и текущего уровня достижений. Учебная программа для студента должна содержать систему «мотивационных сообщений», в которых заключено побуждение обучающихся на постановку высоких, но реально достижимых целей, сопряженных с дальнейшей профессиональной эффективностью [19].
Одним из главных практических назначений перспективных учебных планов, отражаемых в силлабусах, мы считаем возможность для обучающихся самостоятельно структурировать свои усилия для определения и достижения целей курса. Кроме того, важным является понимание логики и методов формирования образовательных результатов, а также средств оценивания учебных достижений [18]. Следует отметить, что при проектировании программ учебных курсов (модулей) необходимо учитывать принцип академической свободы как совокупности полномочий субъектов образовательного процесса, предоставляемых им для самостоятельного определения содержания образования [8].
Мы понимаем силлабус как доступное и содержательное описание модуля (дисциплины, раздела), предназначенное для студентов - потенциальной адресной группы.
Данное описание отражает цели, содержательные компоненты, ожидаемые результаты, технологическую карту-маршрутизатор, раскрывающую объем материала, виды учебной деятельности и возможные варианты индивидуальных траекторий обучения.
Силлабусы включаются в базу системного банка данных наряду с описанием программного содержания модулей и библиотеки форм организации образовательного процесса. Данная библиотека форм включает в себя описание методов, технологий обучения и средств оценивания образовательных результатов, что в достаточной степени позволяет облегчить процесс проектирования новых образовательных продуктов.
В отечественной практике традиционно был востребован опыт создания и использования комплекта документов, необходимых преподавателю для проведения дисциплины. В большинстве случаев вся информация оставалась «за кадром» для студентов. В ситуации создания вариативных модулей и дисциплин, разработки рубрикаторов для студентов возрастает конкуренция дисциплин, которые пользуются спросом у обучающихся. Кроме этого, рейтинговая система, принятая многими вузами, актуализирует требования прозрачности предлагаемой информации при выборе модуля или дисциплины студентами и оптимизирует вход. В связи с этим разработка и включение в образование студентов силлабусов позволяют закрыть дефициты с навигацией самостоятельной работы и оптимизировать организацию учебной деятельности по учебному предмету или модулю [12;
13].
Знакомство студентов с силлабусом как определенным планом действий позволяет заранее информировать студентов о том, какие компетенции у него будут сформированы, в какие сроки и как он должен выполнить задания. Данный документ позволяет регламентировать сотрудничество преподавателя и студентов. Есть ряд преимуществ в использовании силлабусов как для преподавателей, так и для студентов.
Таблица 1 - Преимущества в использовании силлабусов
Преимущества для студентов Преимущества для преподавателей
Возможность выбирать модуль или вариативную дисциплину, ориентируясь на краткую аннотацию Наличие четкой заданной траектории преподавания дисциплины
Возможность иметь четкую навигацию по мере изучения модуля или дисциплины Наличие единых и объективных требований ко всем студентам
Возможность планировать свою самостоятельную деятельность по мере освоения дисциплины (распределить интенсивность, время и др.) Возможность организации грамотной самостоятельной работы для студентов
Наличие четкой регламентированной договоренности с преподавателем на начальном этапе изучения дисциплины Минимальные затраты для дополнительной творческой работы, т.к. исходным материалом для создания силлабуса выступает рабочая программа дисциплины
Наличие доступного языка и доступных форм донесения информации, которая моделируется только для студентов Студент принимает условия обучения, указанные в силлабусе
Наличие прогнозируемых результатов, которых должны достичь студенты по окончании освоения учебного курса Динамический контроль и возможность оперативной коррекции уровня учебных достижений и степени сформированности образовательных результатов
Наличие критериальной базы для оценки образовательных результатов (политика начисления баллов)
Наличие инструмента мотивации и стимулирования учебной активности, оптимизации уровня притязаний и формирования мотивации достижения успеха_
Нет единых правил написания силлабусов. Форма и наполнение документов могут определяться как вузом, так и отдельным преподавателем. Обобщая требования, которые вдвигают разработчики к созданию силлабусов, мы приходим к пониманию, что есть ряд обязательных моментов:
1. Силлабус должен быть оптимальным по объему. Не следует перегружать документ информацией, которая имеет второстепенное значение.
2. Силлабус должен быть написан доступным для студентов языком.
3. Силлабус должен включать общую информацию о курсе (название, объем в зачетных единицах, сведения о преподавателе).
4. Силлабус должен включать краткое описание целевых ориентиров (цели, которые вдвигаются, а также чем студенты будут владеть по итогам изучения дисциплины и какие практические достижения и владения они могут продемонстрировать).
5. Силлабус должен включать календарно-тематический план, где представлена последовательность тем изучаемого курса, задания, которые студенты должны выполнить и сроки их представления. Мы предлагаем использовать технологическую карту [7].
Таблица 2 - Пример технологической карты по дисциплине «Практическая психология общения в специальном и инклюзивном образовании»
Раздел Тема занятия Что будем делать Что сдаем Когда сдаем
1 Сущность общения, его функции, виды, структура Участвовать в интерактивной лекции Аннотировать литературу Участвовать в семинаре с возможностью динамической обратной связи и взаимной оценки Эссе Аннотации
1 Средства общения Составлять иллюстративные блок-схемы Выполнять творческую работу в формате «вредных советов» Отрабатывать практические навыки в парах (спарринг- партнёрство) Блок- схемы Творческие разработки Рефлексивный отчёт
Раздел Тема занятия Что будем делать Что сдаем Когда сдаем
1 Общение как Выполнять Творческие
взаимодействие творческую работу в разработки
формате
«психологического
портрета» по стилям Рефлексивно-
коммуникации. аналитический отчёт
Участвовать в
практикуме
«переводчик»
(транслейт-навыки
обработки
вербальных и
невербальных
сигналов)
1 Затрудненное общение в Участвовать в Эссе
профессиональной интерактивной
деятельности лекции Аннотации
специалиста Аннотировать
литературу 2 синквейна по теме
Участвовать в семинара
семинаре с
возможностью Самоотчёт
динамической
обратной связи и
взаимной оценки
Участвовать в
практикуме
«Трудный партнёр»
(работа в парах и
микрогруппах)
1 Контрольное Участвовать в Решения кейсов
мероприятие 1 ситуативном («ПОПС -формула»)
моделировании
2 Профессиональная Участвовать в Эссе
коммуникативная интерактивной
компетентность лекции Блок-схемы
специалиста в области Составлять
специального и иллюстративные Карта
инклюзивного блок-схемы коммуникативных
образования Участвовать в компетенций
семинаре с (Коммуникативный
возможностью профиль специалиста
динамической системы
обратной связи и инклюзивного и
взаимной оценки специального
образования)
2 Индивидуально- Аннотировать Аннотации
типологические литературу
Раздел Тема занятия Что будем делать Что сдаем Когда сдаем
стратегии построения партнёрских отношений и эффективной коммуникации в полисубъектном пространстве специального и инклюзивного образования Проводить SWOT-анализ моделей взаимодействия Аналитический отчет
2 Прикладные аспекты психологии межличностного общения в полисубъектном пространстве специального и инклюзивного образования Участвовать в составлении методической копилки специалиста по межличностному взаимодействию Разрабатывать и защищать учебные модели оптимизации коммуникативного пространства Участвовать в ролевых играх Диагностический альбом Презентации учебных моделей Самоотчёт
2 Контрольное мероприятие 2 (итоговая работа по дисциплине) Подготовить, оформить, представить и защитить комплекс материалов практического назначения в виде отчуждаемого продукта (дидактический портфель) Дидактический портфель
6. Силлабус должен включать описание заданий и критерии оценки. Приведем пример проектирования контрольного мероприятия [4].
Пример. Контрольное задание 1. Решение кейсов и ситуативных задач («ПОПС-формула»)
Решение кейса предъявляется в виде механизма реализации с последовательным алгоритмом шагов и демонстрацией практических трудовых действий. В ходе решения предлагаемых кейсов студенту предстоит предложить вариант решения кейса по формуле «ПОПС»:
П - позиция - собственное видение выхода из данной ситуации или программа действий с механизмом реализации;
О - обоснование - аргументация целесообразности, правомочности и валидности действий, их практической релевантности, ориентированности на ресурсы и адресность;
П - пример - демонстрация необходимых действий по реализации предложенных решений (как и что делаем практически);
С - следствие - прогнозирование возможного постдействия, незапланированных целей и управляемых рисков.
Таблица 3 - Критерии оценки контрольного занятия 1
Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень
Соответствие решения сформулированным в кейсе 4 3 2
запросам
Оригинальность подхода (новаторство, 2 1.5 1
нетривиальность подхода)
Глубина проработки проблемы:
Обоснованность действий, детальность; 4 3 2
Наличие альтернативных стратегий; 2 1.5 1
Комплексность 2 1.5 1
Активность личной позиции (деятельность) 2 1.5 1
Индивидуальность подачи 2 1.5 1
Качество презентации 2 1.5 1
ИТОГ 20 15 10
7. Силлабус должен включать список литературы: основной и дополнительной.
8. Силлабус может включать описание требований преподавателя, его политики в построении коммуникации, стилей преподавания и подходов в оценивании результатов. Это могут быть: посещение занятий, активность работы на занятиях, своевременность сдачи заданий, качество подготовки заданий, уникальность выполненных заданий, работа с преподавателем как спарринг-партнером, взаимная экспертиза достижений обучающихся в группе и др.
9. При конструировании силлабуса по модулю в него обязательно должны быть включены критерии к оцениванию итоговой аттестации [3].
В целом хочется отметить, что уже сейчас силлабусы включаются в программы модулей, а также в ближайшем будущем будут размещены как самостоятельные единицы на платформе библиотеки новых образовательных продуктов. Организационное и содержательное наполнение силлабусов может выступать серьезным критерием оценки работы преподавателя вуза. Практика активного использования силлабусов в ходе проектирования и реализации модульных образовательных программ подтвердила необходимость введение ролевой позиции адвайзера (Advisor) - преподавателя, выполняющего функции академического наставника обучающихся по определенному направлению и профилю обучения. Кроме этого, может быть оказание помощи в выборе стратегии обучения (формировании индивидуальной образовательной траектории) и достижении образовательных результатов в период обучения [6].
Проектирование качественного и эффективного силлабуса - это долгий процесс, требующий постоянного рефлексивного анализа и пересмотра тех или иных позиций в контексте динамических изменений социальных условий и требований рынка труда. Возможно, придется смириться, что модель перспективных учебных программ для студентов подойдет не всем преподавателям и не станет панацеей от всех неудач в системе профессиональной подготовки будущих педагогов. Тем не менее силлабусы остаются неотъемлемой частью процесса преподавания и обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотов В.А., Рубцов В.В., Фрумин И.Д., Марголис А.А., Каспржак А.Г., Сафронова М.А., Калашников С.П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20, № 5. С. 13-28.
2. Воронин Д.И., Каштанова С.Н. Механизм создания нового образовательного продукта // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки. Нижний Новгород, 2015. С. 262-264.
3. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Инновационные подходы к итоговой аттестации по профессиональному модулю [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2; URL: http://www.science-education.ru/129-21684
4. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Диссеминация опыта проектирования профессиональных модулей в педагогическом вузе / С.Н. Каштанова, // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2015. №3(33). С. 31-44.
5. Каштанова С.Н. Проблемы и инициативные решения в подготовке бакалавров для работы в системе специального и инклюзивного образования // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки. Нижний Новгород, 2015. С. 34-38.
6. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Проблема формирования команды преподавателей под задачи проектирования и реализации модульных образовательных программ [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. №4. C. 115-127. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/4/Kashtanova_ Kudryavtsev.phtml
7. Кудрявцев В.А. Системно-деятельностный подход к проектированию содержания дисциплины профессионального модуля «Специальная педагогика и психология семейных систем» // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки. Нижний Новгород, 2015. С. 50-54.
8. Нурманбетова Д.Н., Нефедова Л.В. Методические рекомендации по разработке силлабусов. Издание третье, переработанное и дополненное. Астана: ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, 2011. 40 с.
9. Папуткова Г.А., Гришина А.В., Фильченкова И.Ф. Модель подготовки бакалавров-дефектологов по новым модулям в условиях сетевого взаимодействия // «Современное состояние психологии и педагогики»: сборник статей VII Международной научно-практической конференции (10 августа 2015 г, г. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. 188 с. С. 113-116. ISBN 978-5-906808-50-9.
10. Папуткова Г.А., Гришина А.В., Фильченкова И.Ф. Результаты апробации программ подготовки педагогических кадров (по направлению подготовки дефектология) // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 14 августа 2015 г.) / редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 174-178. ISBN 978-5-90662692-9.
11. Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Каштанова С.Н., Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю., Кудрявцев В.А., Карпушкина Н.В., Уромова С.Е. Педагогика и психология потенциальных возможностей. Проектирование модуля «Основы профессиональной деятельности в системе специального и инклюзивного образования»: методическое пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2014. 123 с.
12. Перевощикова Е.Н. Проектирование навигатора по образовательному модулю// Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2015. Том. 7, № 4. С. 138-148.
13. Перевощикова, Е.Н. Рейтинговая система оценки подготовки бакалавров// Высшее образование в России. 2012. №4. С.40-47.
14. Соболев А.Б. Программа развития педагогического образования: новые вызовы (Актуальное состояние и тенденции развития государственной политики в сфере высшего
педагогического образования) // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 5-12.
15. Christine Courtade Hirsch. The Promising Syllabus Enacted: One Teacher's Experience. Communication Teacher Vol. 24. No. 2. April 2010. Pp. 78-90.
16. Cullen, R., & Harris, M. Assessing learner-centredness through course syllabi. Assessment & Evaluation in Higher Education. 34(1). 2009. Pp. 115-125.
17. Keengwe, J., Onchwari, G., &Onchwari, J. Technology and student learning: Toward a learner-centered teaching model. AACE Journal. 17(1). 2009. Pp. 11-22.
18. Matthew, A. Ludwig, Amy E. Bentz, Herb Fynewever. Your Syllabus Should Set the Stage for Assessment for Learning SOURCE: J CollSci Teach 40 no. 4. Mr/Ap 2011. Pp. 65-76
19. Mitchel-Schuitevoerder R. E. H. A project-based syllabus design: Innovative pedagogy in translation studies / Submitted in accordance with the requirements for the degree of PhD/ Durham University, 2014, A.334. Durham E-Theses Online: http://etheses.dur.ac.uk/10830/
20. Wasley, P. Research yields tips on crafting better syllabi. Chronicle of Higher Education. 2008. 54(27). Pp 11-17.
REFERANCES
1. Bolotov V. A., Rubtsov V. V., Frumin I. D., Margolis A. Kasprzhak A. G., Safronova M.A., Kalashnikov S.P. Informatsionno-analiticheskie materialy po itogam pervogo etapa proekta «Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya» [Information and analytical materials on the results of the first phase of the project "Modernization of pedagogical education"]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2015, Vol. 20, no. 5, pp. 13-28. (In Russian)
2. Voronin, D. I., Kashtanov, S. N. Mekhanizm sozdaniya novogo obrazovatel'nogo produkta [The mechanism of creating a new educational product]. Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noy obrazovatel'noy povestki [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda]. Nizhny Novgorod, 2015, pp. 262-264. (In Russian)
3. Karpushkina N.V., Koneva I.A. Innovatsionnye podkhody k itogovoy attestatsii po professional'nomu modulyu [Innovative approaches to final assessment in the professional module]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 2. Available at: http://www.science-education.ru/129-21684 (in Russian).
4. Kashtanova S.N., Kudryavtsev V.A. Disseminatsiya opyta proektirovaniya professional'nykh moduley v pedagogicheskom vuze [Dissemination of professional experience in designing modules in a pedagogical University]. VestnikMGPUseriya «Pedagogika ipsikhologiya», 2015, no. 3(33), pp. 31-44. (In Russian)
5. Kashtanova S.N. Problemy i initsiativnye resheniya v podgotovke bakalavrov dlya raboty v sisteme spetsial'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya [Issues and initiative in the preparation of bachelors to work in the system of special and inclusive education]. Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noy obrazovatel'noy povestki [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda]. Nizhny Novgorod, 2015, pp. 3438. (In Russian)
6. Kashtanova S.N., Kudrjavcev V.A. Problema formirovaniya komandy prepodavateley pod zadachi proektirovaniya i realizatsii modul'nykh obrazovatel'nykh programm [The problem of forming teams of teachers for the tasks of design and implementation of modular educational programs]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2015, Vol. 7, no. 4, pp. 115-127. Available at: http://psyedu.ru/journal/2015/4/Kashtanova Kudryavtsev.phtml (in Russian).
7. Kudryavtsev V.A. Sistemno-deyatel'nostnyy podkhod k proektirovaniyu soderzhaniya distsipliny professional'nogo modulya «Spetsial'naya pedagogika i psikhologiya semeynykh sistem» [Systematic-activity approach to the design of the content of the professional discipline of the module "Special pedagogy and psychology of family systems."]. Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noy obrazovatel'noy povestki [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda]. Nizhny Novgorod, 2015, pp. 50-54. (In Russian)
8. Nurmanbetova D.N., Nefedova L.V. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke sillabusov [Methodological recommendations on the development of syllabuses]. 3 ed. Astana, ENU imeni L.N. Gumileva, 2011. 40 p. (In Russian)
9. Paputkova G.A., Grishina A.V., Filchenkova I.F. Model'podgotovki bakalavrov-defektologov po novym modulyam v usloviyakh setevogo vzaimodeystviya [Model of training of students speech pathologists for new modules in terms of networking]. VIIMezhdunarodnya nauchno-prakticheskya konferentsya «Sovremennoe sostoyanie psikhologii i pedagogiki» [VII International scientific-practical conference "The current state of psychology and pedagogy"]. Ufa, AETERNA Publ., 2015, pp. 113-116. (In Russian)
10. Paputkova G.A., Grishina A.V., Filchenkova I.F. Rezul'taty aprobatsii programm podgotovki pedagogicheskikh kadrov (po napravleniyu podgotovki defektologiya) [The Results of testing programs of teacher training (training in the direction of defectology)]. V Mezhdunarodnya nauchno-prakticheskya konferentsya «Razvitie sovremennogo obrazovaniya: teoriya, metodika i praktika» [VII International scientific-practical conference "The Development of modern education: theory, methodology and practice]. Cheboksary, CNS "Interactive plus" Publ., 2015, pp. 174-178. (In Russian)
11. Paputkova G.A., Filchenkova F.I., Kashtanova S.N., Olhina E.A., Medvedeva E.Yu., Kudryavtsev, V.A., Karpushkina, N.V., Uromova, S.E. Pedagogika i psikhologiya potentsial'nykh vozmozhnostey. Proektirovanie modulya «Osnovy professional'noy deyatel'nosti v sisteme spetsial'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya» [Pedagogy and psychology of potential opportunities. The module "Fundamentals of professional activity in the system of special and inclusive education"]. Nizhny Novgorod, NGPU, 2014. 123 p. (In Russian)
12. Perevoshchikova E.N. Proektirovanie navigatora po obrazovatel'nomu modulyu [The design Navigator on educational module]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie www.psyedu.ru, 2015, vol. 7, no. 4, pp. 138-148. (In Russian)
13. Perevoshchikova E.N. Reytingovaya sistema otsenki podgotovki bakalavrov [Rating system for bachelors]. Vysshee obrazovanie vRossii, 2012, no. 4, pp. 40-47. (In Russian)
14. Sobolev B.A. Programma razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya: novye vyzovy (Aktual'noe sostoyanie i tendentsii razvitiya gosudarstvennoy politiki v sfere vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya) [Development Program teacher education: new challenges (Current status and trends of development state policy in the sphere of higher pedagogical education)]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2015, vol. 20, no 5, pp. 5-12. (In Russian)
15. Christine Courtade Hirsch. The Promising Syllabus Enacted: One Teacher's Experience. Communication Teacher Vol. 24. No. 2. April 2010. Pp. 78-90.
16. Cullen, R., & Harris, M. Assessing learner-centredness through course syllabi. Assessment & Evaluation in Higher Education. 34(1). 2009. Pp. 115-125.
17. Keengwe, J., Onchwari, G., &Onchwari, J. Technology and student learning: Toward a learner-centered teaching model. AACE Journal. 17(1). 2009. Pp. 11-22.
18. Matthew, A. Ludwig, Amy E. Bentz, Herb Fynewever. Your Syllabus Should Set the Stage for Assessment for Learning SOURCE: J CollSci Teach 40 no. 4. Mr/Ap 2011. Pp. 65-76
19. Mitchel-Schuitevoerder R. E. H. A project-based syllabus design: Innovative pedagogy in translation studies / Submitted in accordance with the requirements for the degree of PhD/ Durham University, 2014, A.334. Durham E-Theses Online: http://etheses.dur.ac.uk/10830/
20. Wasley, P. Research yields tips on crafting better syllabi. Chronicle of Higher Education. 2008. 54(27). Pp 11-17.
© Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Каштанова Светлана Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: kaslana@yandex. ru
Кудрявцев Владимир Александрович - кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация; e-mail: kudvol@yandex. ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Kashtanova Svetlana Nikolaevna - candidate of psychological Sciences, associate Professor, Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail:[email protected]
Kudryavtsev Vladimir Aleksandrovich - candidate of psychological Sciences, associate Professor, Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation; email: [email protected]