Научная статья на тему 'Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания'

Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1700
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / ПРОГРАММА МОДУЛЯ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УЧЕБНОЕ СОБЫТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Белинова Наталья Владимировна

Статья актуализирует проблематику проектирования модульного обучения в образовательных организациях высшего образования, что соответствует идеологии модернизации образования и современным разработкам инициативных групп. В статье представлены наработки проектирования структурно-содержательного контента образовательного модуля, разработанного коллективом авторов НГПУ им. К. Минина. Авторы последовательно раскрывают механизм целеполагания, структуры и содержания модуля. Основаниями для проектирования модулей выступают системный, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Представлены методические решения моделирования названий модулей и дисциплин, формулирования целей и задач, описания назначения модуля и его статуса. Акцентируется внимание на включение в модуль не только классических дисциплин и практик, но и учебных событий. Логическим завершением программы модуля является разработка программы итоговой аттестации модуля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Белинова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR TRAINING: GOAL-SETTING, STRUCTURE, AND CONTENT DESIGN

The article highlights the problem of modular education design in higher educational institutions that corresponds to the ideology of modernization and the modern development of initiative groups. The article presents the practices of structural content designing of the educational module, developed by a team of Minin University researches. The authors consistently reveal the mechanism of goal setting, structure and content design of the module. Bases for designing of the modules are system, activity-based and learner-centered approaches. Methodological solution to the simulation module names and subjects, formulation of goals and objectives, describe the purpose of the module and its status are presented. The focus is on inclusion in the module not only the classical disciplines and practices, but also educational events. The logical end of the module studies is the development of the final certification program of the module.

Текст научной работы на тему «Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания»

УДК 378

С.Н. КАШТАНОВА1, Н.В. БЕЛИНОВА1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, СТРУКТУРА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Аннотация. Статья актуализирует проблематику проектирования модульного обучения в образовательных организациях высшего образования, что соответствует идеологии модернизации образования и современным разработкам инициативных групп. В статье представлены наработки проектирования структурно-содержательного контента образовательного модуля, разработанного коллективом авторов НГПУ им. К. Минина. Авторы последовательно раскрывают механизм целеполагания, структуры и содержания модуля. Основаниями для проектирования модулей выступают системный, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Представлены методические решения моделирования названий модулей и дисциплин, формулирования целей и задач, описания назначения модуля и его статуса. Акцентируется внимание на включение в модуль не только классических дисциплин и практик, но и учебных событий. Логическим завершением программы модуля является разработка программы итоговой аттестации модуля. Ключевые слова: модуль, программа модуля, целеполагание, проектирование, учебное событие.

S.N. KASHTANOVA1, N.V. BELINOVA1

'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

MODULAR TRAINING: GOAL-SETTING, STRUCTURE, AND CONTENT DESIGN

Abstract. The article highlights the problem of modular education design in higher educational institutions that corresponds to the ideology of modernization and the modern development of initiative groups. The article presents the practices of structural content designing of the educational module, developed by a team of Minin University researches. The authors consistently reveal the mechanism of goal setting, structure and content design of the module. Bases for designing of the modules are system, activity-based and learner-centered approaches. Methodological solution to the simulation module names and subjects, formulation of goals and objectives, describe the purpose of the module and its status are presented. The focus is on inclusion in the module not only the classical disciplines and practices, but also educational events. The logical end of the module studies is the development of the final certification program of the module. Keywords: module, program module, setting goals, designing the training event.

Профессионализация современных педагогических программ высшего образования предполагает изменение требований к результатам обучения путем анализа и соотнесения осваиваемых обучающимися компетенций, задаваемых ФГОС ВО, с перечнем трудовых действий, определяемых профессиональным стандартом педагога [2; 4; 8].

В этом свете представляется целесообразным изменение структуры основной профессиональной образовательной программы высшего образования (далее ОПОП ВО) в части перехода от традиционной дисциплинарной системы к модульной организации образовательного процесса в вузе. Дисциплинарная система предполагает постепенное и линейное освоение дисциплин учебного плана на протяжении всего срока обучения, а также прохождение учебной, производственной и преддипломной практики. Несмотря на то что

данная система эффективно функционировала на протяжении длительного времени как в отечественном, так и в зарубежном образовании современный образовательный дискурс, сложившийся в результате динамических социокультурных и экономических преобразований, выявил серьезные противоречия в использовании дисциплинарной системы.

Наиболее существенным является «противоречие между характером образовательной деятельности студента и требованиями к его будущей деятельности на производстве» [11]. Данное противоречие, по мнению ряда авторов, обусловлено рядом причин:

- тяготением к теоретико-фундаментальному подходу к обучению студента в вузе и требования работодателей к профессиональной практической готовности выпускника;

- отсутствием единого интегрированного ядра в форме и содержании образовательного процесса в вузе, дискретное изучение отдельных дисциплин и необходимость решать комплексно системные задачи в непосредственной профессиональной деятельности;

- доминированием трансляционного и репродуктивного характера в образовательном процессе вуза в рамках дисциплинарной системы и требованиями работодателя к наличию у выпускника таких конструктивно релевантных качеств, как инициативность и креативность;

- индивидуальным характером работы студента в вузе и коллективным характером профессиональной деятельности, предполагающей взаимодействие и сотрудничество специалистов, командную работу в решении производственных задач [3; 7; 11; 12; 13].

Таким образом, внедрение модульной системы в практику отечественных вузов является необходимым ответом на современные вызовы. Модульная организация образовательного процесса помогает решать текущие задачи по профессиональной подготовке бакалавра или магистра, адекватной требованиям профессиональных стандартов, запросам работодателей и личностным представлениям самих обучающихся. Она также является своего рода амплификатором, позволяющим в относительно краткие сроки модернизировать устоявшуюся систему образования, обеспечить ее гибкость и прогностичность, гарантировать поступательное качественное развитие, способствовать оперативному внедрению инноваций в непосредственный образовательный процесс [12; 13].

В рамках данной статьи коллектив авторов Мининского университета предлагает свое видение организации модульного обучения в педагогическом вузе в части целеполагания, структурирования и проектирования содержания отдельных модулей ОПОП ВО [1; 6; 9; 14].

Представляемый материал получен в ходе реализации инициативных решений Мининского университета по проектированию и реализации новых образовательных модулей. Одним из пяти направлений стала разработка концепции проектирования ОПОП на основе профессиональных стандартов.

Проектирование ОПОП ВО осуществляется на основе единой базы универсальных модулей. В этой связи интерес представляют вопросы их внедрения в педагогическое образование и реализации подходов к проектированию целевого компонента образовательных программ [10].

Модульная система мыслится участниками проекта как единственно приемлемый тип организации образовательного процесса в вузе. В свете вышеизложенного модуль в современной образовательной практике является комплексной научно-практической дидактической единицей, направленной на формирование определенного набора трудовых действий, соответствующих профессиональным стандартам [4; 5].

Авторы статьи предлагают несколько определений понимания модуля, каждое из которых дополняет друг друга и помогает лучше представить модуль как структурную единицу ОПОП ВО:

- модуль - целостная, логически завершенная единица индивидуальной образовательной траектории, наполненная образовательными событиями и направленная на достижение измеряемых образовательных результатов;

- модуль - это кластер или связка учебных мероприятий, которые посвящены определенной теме или содержанию;

- модуль - это завершенный цикл соподчиненных событий и мероприятий, ориентированных на прогнозируемый образовательный результат (ОР), предполагающий построение альтернативных образовательных траекторий;

- модуль - относительно законченный этап образовательного маршрута, представленный в виде событий, направленных на формирование измеряемых результатов. В модуль могут быть включены дисциплины, практики, мероприятия, учебные события [6].

Таким образом, модуль в структуре современной ОПОП ВО проектируется как кластер образовательных событий, ориентированных на измеряемый образовательный результат, релевантный соответствующей профессиональной сфере.

Структурно основная профессиональная образовательная программа - это упорядоченная последовательность модулей, инвариантных (базовых или обязательных для изучения) и вариативных. Таким образом, входящие в программу модули представляют собой единую образовательную систему, позволяющую варьировать содержательные компоненты и выстраивать индивидуальные образовательные траектории обучающихся. Оптимальным решением обеспечения требований одновременно к вариативности и индивидуализации образования является создание общеуниверситетского банка модулей. Таким образом, студенты, под руководством тьютора - академического консультанта ОПОП, будут иметь возможность определять свою индивидуальную образовательную траекторию путем выбора из данного банка тех вариативных модулей, которые наиболее соответствуют их профессиональному становлению и совершенствованию.

Большое внимание на этапе проектирования модулей следует уделять их наименованию. Название и содержание модулей, составляющих их дисциплин должны быть инновационными и отвечать современным достижениям науки, запросам работодателей, интересам студентов. С этой целью на этапе проектирования основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) рекомендовано использовать методы форсайт-исследований.

Наименование модуля не должно повторять наименование профиля ОПОП ВО, так как в этом случае содержание одного модуля должно быть эквивалентно содержанию всей ОПОП в целом, что противоречит принципам модульного организации образовательного процесса.

Название модулей и дисциплин должны проектироваться с учетом деятельностного подхода, предполагающего смещение акцента со знаниевого показателя в оценке результатов на умения, демонстрируемые в имитационной или реальной деятельности. При этом статус реальных действий оценивается гораздо выше учебных действий. Студенты должны осваивать профессиональные компетенции через организуемую преподавателем деятельность, которая должна быть им интересна и направлена на получение профессиональных умений. Особенно строго этим требованиям нужно следовать при проектировании содержания профессиональных модулей. В таблице 1 один приведены примерные названия модулей, соответствующие предъявляемым требованиям.

Таблица 1 - Примерные названия модулей ОПОП ВО

Рекомендовано Не рекомендовано

Методы и средства проектирования информационных систем Естественнонаучные знания как фундаментальная основа профессиональной деятельности

Социально-проектная деятельность в молодежной среде Теоретические основы обучения иностранному языку

Прикладная экология Профессиональная подготовка

Метапрофильные технологии сопровождения лиц с ОВЗ Общепрофессиональная подготовка

Стратегия и тактика логопедической помощи лицам со структурно-семантическими нарушениями речи Фундаментальные естественнонаучные знания как содержательная основа школьного образования

Позитивные практики психологического консультирования в специальном и инклюзивном образовании Этапы и уровни обучения информатике

Наименования рекомендованных модулей имеют практикоориентированные измеряемые формулировки, понятные и обучающемуся, и работодателю. В то же время не рекомендованные формулировки иллюстрирует названия модулей, которые не соответствуют современным требованиям. Некоторые из них носят обобщенный фундаментально-теоретический характер («Естественнонаучные знания как фундаментальная основа профессиональной деятельности», «Теоретические основы обучения иностранному языку», «Фундаментальные естественнонаучные знания как содержательная основа школьного образования»). Названия модулей «Профессиональная подготовка» и «Общепрофессиональная подготовка» не отражают специфики ОПОП ВО, профиля профессиональной подготовки. Название модуля «Этапы и уровни обучения информатике» скорее подходит даже не названию дисциплины, а названию отдельной темы в рамках изучаемой дисциплины.

Также удачными нам представляются следующие формулировки названий модулей: «Диагностика и мониторинг в социально-педагогической деятельности», «Организация научной работы обучающихся по русскому языку и литературе», «Основы планирования и прогнозирования в экономике», «Деятельностные механизмы обучения и диагностики в работе учителя», «Технологии профессионального мастерства педагогов дошкольной образовательной организации».

Структура программы модуля может иметь следующий вид:

1. Назначение модуля.

2. Характеристика модуля.

2.1. Образовательные цели и задачи.

2.2. Образовательные результаты (ОР) выпускника.

2. 3. Руководитель и преподаватели модуля.

2.4. Статус образовательного модуля.

2.5. Трудоемкость модуля

3. Структура модуля.

4. Методические указания для обучающихся по освоению модуля.

5. Программы дисциплин модуля.

6. Программа практики.

7. Программа учебного события.

8. Программа научно-исследовательской работы (НИР).

9. Программа итоговой аттестации.

Средством навигации для ориентировки в содержании модуля выступает описание назначение модуля, где следует указать, для каких направлений подготовки и профилей он рекомендован, а также прописать адресную группу. Например, модуль «Метапрофильные основы дефектологии» направлен на получение стартовых компетенций профессиональной подготовки студентов 3-4 курсов бакалавриата, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», освоивших модуль «Клинические и биологические основы дефектологии». Кроме того, потенциальными слушателями могут быть студенты бакалавриата и слушатели профессиональной переподготовки, демонстрирующие достаточный уровень сформированности образовательных результатов, необходимых для входа в модуль.

Очевидными основаниями при проектирования модулей выступают системный, деятельностный, личностно ориентированный и компетентностный подходы. Системный подход рассматривает все компоненты модуля в тесной взаимосвязи друг с другом. При этом базовые дисциплины, дисциплины по выбору, учебные события, практики, научно-исследовательская работа студентов, аттестация по модулю ориентированы на достижение одного или нескольких образовательных результатов. Аналогично выявляется единство взаимосвязи всех компонентов педагогической системы: целей, задач, содержания, принципов, форм, методов, условий и требований.

Базой для реализации деятельностного подхода выступает переход от планирования деятельности преподавателя к планированию деятельности студента. Авторы, проектирующие программу модуля, должны точно определить, что студент достиг (знает и понимает) и что он сможет продемонстрировать (умеет и способен показать). Например, деятельностный подход, положенный в основу построения модуля «Социально-педагогические технологии и системы обучения и воспитания лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития», позволяет обеспечить включение студентов в деятельность как имитирующую условия работы с данным контингентом, так и в практическую деятельность в период практики, которая предусматривается в сторонних организациях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.

Личностно ориентированный подход предполагает организацию образовательного процесса в рамках модуля, направленную на личность обучающегося, приобретение студентом метакомпетенций (способности к саморазвитию и самосовершенствованию), обусловливая развитие его творческого потенциала.

Компетентностный подход ориентирует на формулирование образовательных результатов основной профессиональной образовательной программы в целом и составляющих ее модулей в частности через соотнесение компетенций ФГОС ВО и трудовых действий, сформулированных в Профессиональном стандарте педагога.

При составлении характеристики модуля очень важно определить цели и задачи модуля, которые определяются как намерения преподавателей для достижения планируемых (ожидаемых) результатов студентов в процессе обучения. Приобретенный опыт проектирования модулей позволяет нам рекомендовать примеры грамотных формулировок. Например:

• Обеспечить условия для подготовки студентов к.....

• Способствовать формированию у студентов умений....

• Обеспечить возможность для эффективного усвоения студентами навыками ....

• Создать условия для формирования у студентов.

• Способствовать приобретению студентами.....и др.

Неприемлемыми фразами для формулирования целей и задач модуля выступают те, что имеют в своей основе знаниевый компонент, который выступает малодейственным аргументом при проверке образовательных результатов. Поэтому нецелесообразно использовать следующие:

• Сформировать у студентов знания о..

• Овладеть основами знаний по теории и методике ...

• Создание фундаментального представления о.....

• Формирование у студентов систематизированных знаний в области.

• Подготовка к практической реализации специальных знаний в области .. и др.

Следует избегать весьма обобщенных и неконкретных формулировок, типа: «Развитие

общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов.. » или «Освоить методологические основы обучения в контексте содержания будущей профессии в области ..».

Формулирование целей и задач модуля напрямую связано с содержанием образовательных результатов. Например, при проектировании предметного модуля «Медицинские и биологические основы дефектологии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» определены три образовательных результата:

- показывает владение специальной профессиональной терминологией, отражающей интегральные знания из области неврологии, генетики, психиатрии и др.;

- демонстрирует навыки разработки и дифференциации профилей психофизического развития детей в условиях онтогенеза и дизонтогенеза, клинической характеристики различных форм отклоняющегося развития;

- демонстрирует навыки социально-психологического взаимодействия с различными категориями лиц с ОВЗ и их ближайшим окружением.

В этой логике были определены цель и задачи модуля.

Цель: создать условия для освоения студентами комплексной интегральной системы знаний о закономерностях роста и развития ребёнка на разных возрастных ступенях, этиологии и патогенезе различных вариантов дизонтогенеза и формирования навыков дифференциации профилей психофизического развития

Задачи:

1. Создать условия для формирования умений анализировать основные закономерности развития и функционирования нервной системы и анализаторов как психофизиологической основы профессиональной педагогической деятельности.

2. Способствовать формированию умения использовать сведения об этиологии и патогенезе различных типов отклоняющегося развития в комплексной системе диагностики.

3. Подготовить студентов к решению профессиональных задач, связанных с практическим применением интегральных знаний в области генетики, неврологии и психиатрии.

При описании статуса образовательного модуля в структуре ОПОП описывается, для каких модулей данный модуль является предшествующим, какие «входные» компетенции обучающихся необходимы для его изучения. Следует указать, является ли данный модуль для прохождения ОПОП ВО по указанному направлению/профилю обязательным или вариативным, универсальным или предметным, профессиональным, стартовым или заключительным. При этом нужно сослаться на предшествующие модули с указанием приобретённых компетенций, необходимых для обучения по данному модулю (являющихся «точкой входа» в модуль) и обозначить направления дальнейшей образовательной траектории после освоения модуля («точка выхода»).

Важным шагом при проектировании модуля является определение трудоемкости модуля. На наш взгляд, оптимальной трудоемкостью модуля является 8-20 зачетных единиц, а продолжительность его изучения не должна быть более одного академического года. Общая трудоемкость модуля определяется в часах и зачетных единицах. Выделяется количество часов на контактную работу с преподавателем и самостоятельную работу, а также указывается количество недель, отведенных на практику.

Структура и содержание каждого модуля может включать базовые и вариативные дисциплины, дисциплины по выбору, практики, научно-исследовательскую работу, учебные события. Структурно-содержательный контент модуля должен состоять из тех

теоретических дисциплин или их разделов, которые в совокупности дают возможность сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и профессиональные действия, связанные с реализацией конкретных трудовых действий будущего специалиста. Желательно, чтобы список дисциплин по выбору содержал достаточное количество вариантов (выбор одной дисциплины из 4-5, выбор двух дисциплин из 5-6 дисциплин).

Учебное событие или образовательное событие - это форма организации взаимодействия участников образовательного процесса, один из способов практико ориентированного освоения студентом профессиональных компетенций. Мы обращаем внимание на тот факт, что данное определение представляется вариативным и дискуссионным. В настоящее время коллективом авторов Мининского университета проводится теоретико-методологическое осмысление и обоснование терминологического поля настоящего образовательного феномена. Основой учебных событий выступают мероприятия, ориентированные на непосредственное и активное участие в них студентов. Это нестандартная модель формирования компетенций студентов и образовательных результатов в профессиональной (имитационной или реальной) сфере.

Учебные события необходимо планировать с учетом охвата всех студентов, осваивающих модуль. Приведем несколько примеров учебных событий:

• «Педагогическая дискуссионная площадка» (модуль «Педагогика и психология»).

• «Погружение в профессиональное пространство» (модуль «Медицинские и биологические основы дефектологии»).

• «Социальное проектирование» (модуль «Человек, общество культура»).

Содержание учебного события должно способствовать росту познавательной

мотивации обучающихся и включать в себя различные виды деятельности и формы взаимодействия. Предполагается высокий уровень активности всех обучающихся-участников учебного события в подготовке, проведении и подведении итогов. Ввиду того что ситуация, которая проживается в ходе учебного события, осознается человеком как значимая, это событие становится источником новых проектов и ряда последующих мероприятий.

В результате использования учебных событий преодолевается отчужденность субъектов образовательного процесса, обыденность, повседневность образовательной деятельности. При этом создаются условия для активного, мотивированного включения обучающихся в образовательный процесс, приобретения практических компетенций.

Разработка программы модуля предполагает детализацию содержания программ дисциплин и практик, определение последовательности их изучения, соотнесение каждого элемента с образовательными результатами. Цель и задачи каждой дисциплины планируются исходя из той же логики, что и целеполагание модуля с учетом частных образовательных результатов.

Программа итоговой аттестации модуля проектируется в том случае, если она предусмотрена учебным планом. В первую очередь определяется целевой компонент. Необходимо указать форму аттестации (зачет, экзамен, портфолио, курсовая работа, проект, отчет, дневник практики и т.п.). В рамках проведения итоговой аттестации по модулю проверяется степень достигнутых выпускником образовательных результатов. Поэтому прописываются требования к уровню подготовки обучающихся по модулю. Содержание образовательных результатов соотносится со степенью сформированность компетенций. Следует детализировать тематику итоговой аттестации, содержание, этапы работы, а также требования к оформлению и критерии оценки.

Таким образом, структура и содержание модуля имеют завершенное наполнение. Все разработки коллектива Мининского университета вошли в нормативную базу, регламентирующую образовательный процесс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуцу Е.Г. Проблема целеполагания в деятельности преподавателя вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №1. URL:http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/96e/13-problema-tselepolaganiya-v-deyatelnosti-prepodavatelya-pedagogic (дата обращения: 13.10.2016).

2. Егоров Е.Е., Белинова Н.В. Реализация профессионального стандарта педагога при подготовке учителя в вузе в контексте разделения педагогического труда // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2015. №3 (29). С. 69-76.

3. Игнатьева Е.Ю. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в вузе: анализ опыта [Электронный ресурс] // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-v-vuze-analiz-opyta (дата обращения: 13.10.2016).

4. Каспаржак А.Г., Калашников С.П. Разработка моделей академического бакалавриата и исследовательской магистратуры в рамках реализации программы модернизации педагогического образования: первые итоги // Психологическая наука и образование. 2015. Т.20. №5. С.29-42.

5. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Диссеминация опыта проектирования профессиональных модулей в педагогическом вузе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. №3(33). С.31-44.

6. Каштанова С.Н., Шестакова Е.А. О некоторых аспектах подготовки преподавателей к проектированию образовательных программ // Современные наукоемкие технологии. 2016. №2-1. С.83-86.

7. Кенжалиева С.З., Григорьев А. В. Модульная технология обучения в вузе как одно из требований современности [Электронный ресурс] // Вестник ТГГПУ. 2013. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/modulnaya-tehnologiya-obucheniya-v-vuze-kak-odno-iz-trebovaniy-sovremennosti (дата обращения 13.10.2016).

8. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. URL: http:// psyedu.ru/ journal/2014/2/ Margolis.phtml. (дата обращения 13.10.2016).

9. Федоров А.А. Модернизация педагогического образования в контекте глобальной образовательной повестки: монография / под ред. А.А. Федорова. Нижний Новгород. 2015. 296 с.

10. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Модульный подход к разработке научно-методического обеспечения обучения студентов в условиях социального партнёрства [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №1. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific activities/vestnik/archive/1-9 (дата обращения 13.10.2016).

11. Чижик В.П. Формы организации образовательного процесса в высшем учебном заведении // СТЭЖ. 2011. №14. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formy-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-v-vysshem-uchebnom-zavedenii (дата обращения 13.10.2016).

12. Planning the quality of education. The collection and use of data for informed decision-making. Edited by K.N. Ross and L. Mahlck, UNESCO, Pergamon Press, 1990. 284 p.

13. Ronald Bamett. Improving higher Education: Total Quality Care. London: SHRE/ Open University Press, 1992. 164 p.

14. Stelzer-Rothe T. Kompetenzen in der Hochschullehre. Rustzeug fur gutes Lehren und Lernen an Hochschulen. Rinteln, 2005. 400 S.

REFERENCES

1. Gucu E.G. Problema celepolaganija v dejatel'nosti prepodavatelja vuza [The problem in goalsetting activities of the university teacher]. VestnikMininskogo universiteta, 2014, no. 1. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/96e/13-problema-tselepolaganiya-v-deyatelnosti-prepodavatelya-pedagogic (accessed 13.10.2016). (In Russian)

2. Egorov E.E., Belinova N.V. Realizacija professional'nogo standarta pedagoga pri podgotovke uchitelja v vuze v kontekste razdelenija pedagogicheskogo truda [Implementation of the professional standard of the teacher in the preparation of teachers in high school in the context of the separation of pedagogical work]. Akademicheskij vestnik. Vestnik Sankt-Peterburgskoj akademii postdiplomnogopedagogicheskogo obrazovanija, 2015, no. 3 (29), pp. 69-76. (In Russian)

3. Ignat'eva E.Ju. Realizacija federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov v vuze: analiz opyta [The implementation of the federal state educational standards in high school: analysis of the experience]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki, 2015, no. 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-v-vuze-analiz-opyta (accessed 13.10.2016) (in Russian).

4. Kasparzhak A.G., Kalashnikov S.P. Razrabotka modelej akademicheskogo bakalavriata i issledovatel'skoj magistratury v ramkah realizacii programmy modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija: pervye itogi [Development of models of the academic undergraduate and graduate study in the framework of the modernization program of teacher education: first results]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 2015, v. 20, no. 5, pp. 29-42. (In Russian)

5. Kashtanova S.N., Kudrjavcev V.A. Disseminacija opyta proektirovanija professional'nyh modulej v pedagogicheskom vuze [Dissemination of experience in designing professional modules in pedagogical high school]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika ipsikhologiya, 2015, no. 3 (33), pp.31-44. (In Russian)

6. Kashtanova S.N., Shestakova E.A. O nekotoryh aspektah podgotovki prepodavatelej k proektirovaniju obrazovatel'nyh programm [Some aspects of the training of teachers to design educational programs]. Sovremennye naukoemkie tehnologii, 2016, no. 2-1, pp.83-86. (In Russian)

7. Kenzhalieva S.Z., Grigor'ev A. V. Modul'naja tehnologija obuchenija v vuze kak odno iz trebovanij sovremennosti [The modular technology of training in high school as one of the requirements of modernity]. Vestnik TGGPU, 2013, no. 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/modulnaya-tehnologiya-obucheniya-v-vuze-kak-odno-iz-trebovaniy-sovremennosti (accessed 13.10.2016) (in Russian).

8. Margolis A.A. Trebovanija k modernizacii osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskih kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: predlozhenija k realizacii dejatel'nostnogo podhoda v podgotovke pedagogicheskih kadrov [The modernization of the basic professional educational programs Requirements (OPOP) teacher training, in accordance with professional teacher standards: proposals for the implementation of the activity approach in teacher training]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2014, no. 1. Available at: http:// psyedu.ru/ journal/2014/2/ Margolis.phtml (accessed 13.10.2016) (in Russian).

9. Fedorov A.A. Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija v kontekte global'noj obrazovatel'noj povestki: monografija Modernization of Pedagogical Education in kontekte global education agenda: a monograph]. Nizhniy Novgorod, 2015. 296 p. (In Russian)

10. Samerhanova Je.K., Imzharova Z.U. Modul'nyj podhod k razrabotke nauchno-metodicheskogo obespechenija obuchenija studentov v uslovijah social'nogo partnjorstva [The modular approach to the development of scientific and methodological support of students in the conditions of social partnership]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 1. Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/1-9 (accessed 13.10.2016) (in Russian).

11. Chizhik V.P. Formy organizacii obrazovatel'nogo processa v vysshem uchebnom zavedenii [The forms of organization of educational process in higher education]. STEZh, 2011, no. 14. Available at: http:^yberleninka.m/article/n/formy-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-v-vysshem-uchebnom-zavedenii (accessed 13.10.2016) (in Russian)

12. Planning the quality of education. The collection and use of data for informed decision-making. Edited by K.N. Ross and L. Mahlck, UNESCO, Pergamon Press, 1990. 284 p.

13. Ronald Bamett. Improving higher Education: Total Quality Care. London: SHRE / Open University Press, 1992. 164 p.

14. Stelzer-Rothe T. Kompetenzen in der Hochschullehre. Rustzeug fur gutes Lehren und Lernen an Hochschulen. Rinteln, 2005. 400 p.

© Каштанова С.Н., Белинова Н.В., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Каштанова Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой специальной психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: kaslana@yandex. ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Kashtanova Svetlana Nickolaevna - PhD in Pedagogic, Head of the Department of Special Psychology and Pedagogic, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, email: kaslana@yandex. ru

Белинова Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail:belinova@,mail.ru

Belinova Natalia Vladimirovna - PhD in Pedagogic, Head of the Department of Psychology and Pedagogic of Preschool and Elementary Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.