УДК 378
Е.С. Сженов, Г.И. Теплых, А.Н. Скляренко, Институт качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Т.М. Пономарева, О.В. Чукаев,
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Педагогические условия продуктивного вхождения в педагогическую профессию обучающихся непедагогических направлений подготовки
Статья посвящена промежуточным результатам эмпирических исследований в рамках одного из проектов федеральной целевой программы развития образования по проектированию образовательного процесса для обучающихся непедагогических направлений подготовки, проявивших интерес к возможности получить педагогическое образование, которое позволит им работать в образовательных учреждениях учителями-предметниками. В публикации раскрывается актуальность логики педагогических дисциплин, рассматриваются возможности диалоговых и проектных технологий, кейс-метода в формировании профессиональных компетенций будущих учителей, характеризуется технология организации самостоятельной работы обучающихся. Ключевые слова: обучающиеся непедагогических направлений подготовки, диалоговые, проектные технологии, кейс-метод, технология организации самостоятельной работы обучающихся.
The article is devoted to the intermediate results of empirical research in the framework of one of the projects of the Federal target program of education development for the design of the educational process for students of pedagogical training areas interested in opportunities to obtain teaching credentials that will allow them to work in educational institutions subject teachers. This publication reveals the relevance logic of pedagogical disciplines, discusses the possibility of dialog and design technologies, the case method in the formation of professional competence of future teachers, is characterized by the technology of organization of independent work of students.
Key words: students non-teaching areas of training, development goals and the content of pedagogical disciplines, dialog, design technology, case study, technology of organization of independent work of students.
Актуальная ситуация в обществе, быстро меняющийся социальный контекст, перспективы развития страны, интересы человека как потребителя образовательных услуг требуют от высшего образования движения в направлении формирования личности, способной к инновационной деятельности в профессиональной сфере, постоянному самосовер-
шенствованию и самореализации.
Для решения поставленных задач в рамках исследования по проекту были разработаны новые модули программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки «Педагогическое образование»), предполагающие академическую
мобильность обучающихся, направленные на создание возможностей построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся непедагогических направлений подготовки, проявивших интерес к возможности получить педагогическое образование, которое позволит им работать в образовательных учреждениях учителями-предметниками.
На первом этапе реализации проекта было проведено изучение их мотивации участия в проекте. В анкетировании участвовали обучающиеся 2-3 курсов по следующим направлениям подготовки: 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» профиль «Открытые информационные системы», 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» профиль «Открытые информационные системы», 010500 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» профиль «Информационные системы и базы данных», 010500 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» профиль «Информационные системы и базы данных», 020100 «Химия» профиль «Медицинская и фармацевтическая химия», 020400 «Биология» профиль
© Сженов Е.С., Пономарева ТМ., Чукаев О.В., Теплых Г.И., Скляренко А.Н., 2015
«Общая биология», 020400 «Биология» профиль «Биоэкология».
Анализ ответов 149 обучающихся показал, что это спектр мотивов, среди которых доминирующими у 68% обучающихся оказались следующие: желание «попробовать что-то новенькое», потребность «вложить инвестиции в себя» - вдруг понадобится в жизни, потому что неизвестно, как сложится профессиональный путь в сложной экономической ситуации. И только 31% опрошенных указали, что они хотят попробовать себя в роли учителя, проверить, хватит ли терпения «сеять разумное, доброе, вечное».
Учитывая особенности контингента (обучающиеся непедагогических направлений подготовки, мотивированные к педагогической деятельности), с которым реализуется проект, была выстроена следующая логика изучения педагогических дисциплин: «Педагогика как наука и искусство», «Режиссура педагогической деятельности», «Креативный менеджмент в образовании» [3, с. 63]. Данные дисциплины входят в два основных модуля профессиональной подготовки учителя: «Педагог как организатор образовательного пространства» и «Проектирование и реализация эффективных образовательных технологий», что дает возможность организовывать образовательный процесс на основе деятельностного подхода с использованием практико-ори-ентированныхтехнологий.
Целями освоения дисциплины «Педагогика как наука и искусство» является овладение обучающимися профессиональными умениями, знаниями и ценностными установками как основой профессиональных компетенций, предполагающих понимание социальной значимости профессиональной деятельности и мотивацию к ее осуществлению; способность на диагностической основе осуществлять педагогическое сопровождение процессов социали-
зации и профессионального самоопределения обучающихся и взаимодействовать с различными субъектами образовательного процесса, что обеспечивает готовность обучающихся к решению профессиональных задач.
«Режиссура педагогической деятельности» является логическим практико-ориентирован-ным продолжением предыдущего учебного курса.
Целью освоения дисциплины «Режиссура педагогической деятельности» является формирование у обучающихся профессиональных компетенций, позволяющих осознать социальную значимость своей будущей профессии; обеспечивающих их готовность решать профессиональные задачи на основе анализа конкретной педагогической ситуации; применять современные методы и технологии в собственной профессиональной деятельности; осуществлять педагогическое сопровождение социализации и самоопределения обучающихся, подготовку их к сознательному выбору профессии; организовывать взаимодействие между участниками образовательного процесса.
Завершает процесс изучения педагогических дисциплин учебный курс «Креативный менеджмент в образовании». Цель его изучения заключается в формировании профессиональной направленности личности обучающихся, развитии творческого потенциала и критического мышления, способности быстро реагировать на изменение ситуации и эффективно решать профессиональные задачи.
Реализация обозначенных целей требует подбора адекватных педагогических технологий, обеспечивающих смещение акцентов с процесса обучения на его результат, изменение ролей преподавателя и студента. В этой связи необходимо использование диалоговых технологий при изучении
педагогических дисциплин, предполагающих реализацию проблемно-поисковых методов, что требует активной мыслительной деятельности обучающихся, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения. Познавательная деятельность обучающихся протекает под руководством преподавателя, который серией вопросов и заданий подводит обучающихся к выводам. Учебные дискуссии позволяют выявить ценностные позиции обучающихся, обеспечить возможность утвердить в их сознании основные теоретические положения современной педагогики [2, с. 15].
При изучении педагогических дисциплин на семинарских занятиях широко использовались такие формы дискуссий, как «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты». Например, обучающимся предлагались следующие темы дискуссий:
- Деятельность современного учителя: ремесло или творчество?
- Можно ли согласиться со следующим высказыванием: «Сила мягкого спокойного слова так велика, что с ним не может сравниться никакое наказание» (П.Ф. Лес-гафт)?
- Учитель должен быть беспристрастным - не иметь любимчиков или, наоборот, нелюбимых учеников. Но как быть с тем, что только личность может воспитать другую личность? А личность - это, в первую очередь, индивидуальность, субъективное мнение и пристрастия. Как учителю, сохраняя беспристрастность, проявлять себя в процессе воспитания?
Применение диалоговых технологий на разных этапах учебного процесса (при первичном овладении знаниями, закреплении и совершенствовании знаний, формировании умений и навыков) способствовало позитивному отношению обучающихся
к учебным занятиям и формированию интеллектуально-эмоционального отклика на процесс познания.
Использование проектного метода помогало обучающимся овладеть умениями проектирования, конструирования, организации и анализа педагогической деятельности; создавало условия для формирования личност-но-значимого опыта индивидуальной и совместной деятельности при решении педагогических задач.
Например, изучение дисциплины «Режиссура педагогической деятельности» предполагало выполнение обучающимися проектных заданий следующих типов: разработка процедуры диагностики профессиональных потребностей старшеклассников; подготовка плана классного руководителя (с учетом целей, задач работы с классом, направлений деятельности и возможности взаимодействия классного руководителя с участниками образовательного процесса: коллегами, родителями учащихся и др.); проектирование индивидуально-дифференцированного подхода в работе с одаренным ребенком; разработка программы мероприятий, направленных на создание коллектива школьников; разработка процедуры общения учителя с участниками педагогического процесса в конфликтной ситуации.
Оценка качества самостоятельного выполнения обучающимся проектных заданий осуществлялась прежде всего на лабораторно-практических занятиях. При этом широко использовались различные виды опроса (индивидуальный, фронтальный, групповой), коллективное обсуждение результатов проектной деятельности, микропреподавание, проигрывание обучающимся фрагментов педагогических ситуаций, проведение сюжетно-роле-вых, деловых, имитационных игр.
Активно использовался и кейс-метод [1, с. 46-47]. Это знакомство с ситуацией, содержащей сложную проблему, ее обсуждение в группе и последующее представление решения. В основе кейса - описание конкретного случая, отражающего реальную (или смоделированную) жизненную ситуацию и содержащего противоречие, требующее разрешения.
Работа в микрогруппах занимала на занятиях центральное место, так как позволяла детально изучить проблемную ситуацию и обменяться опытом.
Приведем пример заданий кейса «Проектирование индивидуального маршрута обучения, воспитания и развития школьников с особыми образовательными потребностями». В данном кейсе подобраны задания, позволяющие проверить сформирован-ность у обучающихся различных компонентов компетенций и их готовность к решению таких типовых профессиональных задач, как:
1) изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование (на основе полученных результатов) образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;
2) организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности.
Задание 1.
1. Обобщенная формулировка задания.
Вам как учителю-предметнику, работающему в 7 классе, предстоит разработать возможные варианты взаимодействия с различными категориями детей: с одной стороны, с неуспевающим ребенком, с другой стороны, с одаренным школьником.
2. Задание студенту.
Спроектируйте возможные варианты взаимодействия учителя-предметника с учащимися на конкретном этапе урока:
- с неуспевающим ребенком на этапе проверки домашнего задания;
- с одаренным ребенком на этапе объяснения нового материала.
Задание 2.
1. Обобщенная формулировка задания.
Вам необходимо решать различные профессиональные задачи посредством организации взаимодействия с различными участниками образовательного процесса.
2. Задание студенту.
Спроектируйте возможные варианты взаимодействия учителя-предметника или классного руководителя с коллегами в работе с конкретным учащимся или коллективом.
Обучающимся предлагается дополнительная информация к заданию, определяющая вариант его выполнения.
1. Представьте, что вы являетесь классным руководителем. В вашем классе учится трудный ребенок. Он систематически не выполняет домашнее задание, опаздывает, нарушает дисциплину, препирается с учителями. Спроектируйте взаимодействие с коллегами (учителями-предметниками) в работе с таким учащимся.
2. Представьте, что вы являетесь учителем-предметником в 11 классе. Спроектируйте взаимодействие с другими учителями-предметниками в работе с данным классом.
В условиях реализации проекта важным фактором продуктивного вхождения в педагогическую профессию обучающихся непедагогических направлений подготовки явилась эффективная организация их самостоятельной работы, что предполагало:
- определение алгоритма ее организации на основе определения рационального объема времени, отводимого на самостоятельную работу обучающихся по каждой дисциплине, с тем чтобы не было перегрузки обучающихся;
- определение разнообразных форм самостоятельной работы обучающихся как репродуктивного, так и креативного характера по каждой дисциплине и на межпредметной основе;
- составление графика контроля самостоятельной работы обучающихся (консультации, тестирование и др.), что давало возможность индивидуализировать оценку познавательных достижений обучающихся.
Эффективная организация самостоятельной работы обучающихся предусматривала последовательное осуществление таких этапов, как диагностика, постановка целей деятельности, планирование времени для выполнения заданий самостоятельной работы, инструктаж, стимулирование деятельности, проведение промежуточного контроля, подведение итогов.
В ходе диагностического этапа выявлялась сформированность учебной деятельности обучающихся, опыт выполнения нестандартных заданий, особенности мышления, организованность, работоспособность, аккуратность, терпение, умение преодолеть трудности,темп работы.
На этапе постановки целей деятельности создавались условия, подготавливающие обучающихся к творческой деятельности, к самостоятельной формулировке цели. Это цели как репродуктивного характера (применительно к знанию: распознавание, понимание; достижение минимально необходимого уровня сформированности умений учебной деятельности; формирование положительного отношения к изучению педагогических дисциплин), так и твор-
ческого характера - всемерное развитие творческого потенциала будущего педагога.
При планировании времени для выполнения заданий самостоятельной работы обучающиеся получали ее календарный план (что особенно актуально в условиях обучения обучающихся по двум направлениям подготовки), в котором указывалось ориентировочное число часов на выполнение заданий по темам, номера заданий, количество баллов по каждому виду деятельности, разнообразные формы контроля (собеседование, коллоквиум, консультации, защита проектов, контрольная работа, тестирование и др.). Обучающимся предоставлялась свобода в выборе сроков выполнения и темпа деятельности.
На данном этапе планировались индивидуальные консультации, на которых обучающиеся могли получить помощь преподавателя, выполнявшего роль консультанта, эксперта, тьютора.
Для того чтобы помочь обучающемуся осмыслить содержание учебного задания, его требования, проводился инструктаж (вводный, текущий, индивидуальный, групповой). Например, преподаватель комментировал типовые ошибки, которые могут быть допущены при выполнении различных заданий, показывал образцы выполнения. Таким образом, студент получал ориентировочную основу действий, на которую мог опираться, выполняя задания.
При стимулировании деятельности будущих учителей использовались как внешние стимулы (положительная оценка, создание ситуации успеха, познавательная перспектива и т.д.), так и внутренние (переживание успеха деятельности, постановка более сложной цели и т.д.).
Проведение промежуточной оценки было связано с проверкой выполнения плана (срок, дата, форма отчетности, соблю-
дение графика) и с формированием адекватной самооценки результатов своей деятельности. На данном этапе собиралась информация о правильности выполнения заданий, о затруднениях обучающихся, о том, насколько планомерно и систематически они работали, чтобы исправить ошибки, скорректировать сроки, сложность заданий, их объем.
При подведении итогов широко использовалась самооценка, взаимооценка, варьировались формы отчетности [1, с. 26-28].
Особое внимание мы уделяли разработке заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, включающей в себя задания на выстраивание иерархии понятий, поиск общих и специфических признаков понятий, поиск аргументов «за» и «против» различных признаков и др.; заданий на определение основного смысла текста, оценку качества аргументации автора, определение индивидуальной ценностной позиции студента и др.; заданий, направленных на отработку навыка анализа условий учебно-воспитательного процесса, выделение причин и следствий педагогической ситуации и др.; заданий, ориентированных не только на воспроизведение знаний, но и формирование оценочных суждений, навыков обоснования своей точки зрения и др. [2, с. 15].
Так, обучающимся предлагались следующие задания:
- Прочитайте отрывок из повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Какие противоречия в деятельности педагогов и желаниях учащихся выделяет автор? Какие педагогические категории, понятия можно выделить при анализе этого отрывка?
«Мы хотели много знать и еще больше уметь. Но начальство разрешало нам знать лишь то, что было в гимназических учебника, а уметь мы совсем ничего не умели... Мы хотели участвовать
в жизни наравне со взрослыми -нам предлагали играть в солдатики, иначе вмешивались родители, учитель или городовой... Мы могли общаться лишь с теми, кто был угоден нашим воспитателям». (Кассиль Л.А. Три страны, которых нет на карте. М.: Детская литература, 1970. С. 13).
- Составьте список личностных качеств, которые, по вашему мнению, необходимы учителю для эффективного взаимодействия с учащимися и организации детского коллектива. Сравните ваш список со списками других обучающихся в группе. Выделите 5-6 качеств, на важность которых указывает большинство. Аргументируйте, почему указанные качества учителя являются значимыми в организации детского коллектива.
- Педагогическая ситуация: В школе сложилось такое положение дел, когда родителям явно не хватает информации о целях, результатах и содержании образовательного процесса, участниками которого являются их дети. Растет число мелких и крупных конфликтов, связанных с неинформированностью или недостаточной информированностью родителей. Директор вынужден решать мно-
гочисленные «мелкие вопросы» с родителями лично. Для изменения ситуации решено создать «Справочник для родителей».
Задание студенту: Разработайте структуру такого справочника для одной (для каждой) ступени образования. Обоснуйте необходимость наличия там соответствующих разделов. Сформулируйте рекомендации по его общему стилю. Напишите краткий план по осуществлению проекта на практике.
Критерии оценки решения задачи: четкая формулировка профессиональной задачи; теоретическое обоснование решения / предъявляемого «продукта»; широкий охват источников информации; предъявление способа решения; логика решения (как последовательность шагов, способствующих решению задачи); полноценная презентация «продукта» решения.
Подведение итогов изучения дисциплин «Педагогика как наука и искусство», «Режиссура педагогической деятельности», анализ эссе обучающихся на темы: «Каким я представляю себя в роли учителя», «Я и профессия учителя» показали позитивную динамику представлений обучающих-
ся о сущности педагогической деятельности. Так, 59% обучающихся считают, что у них имеется определенный потенциал для того, чтобы стать хорошим учителем, 47% обучающихся видят себя в роли учителя, что свидетельствует о продуктивности работы по реализации педагогических условий вхождения в педагогическую профессию обучающихся непедагогических направлений подготовки.
Современная система образования является динамичной. При сохранении фундаментальности базовой подготовки обучающихся немалую долю занимает вариативная составляющая, что дает возможность появления широкого спектра образовательных программ и интегрированных модулей, включая авторские. С этой точки зрения важно, чтобы ведущие педагогические университеты являлись базой для апробации новых модулей подготовки современного учителя. Проведенное исследование в условиях существующих тенденций модернизации системы образования показало необходимость изменения сложившихся педагогических условий вхождения в педагогическую профессию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Механизмы оценивания результатов образовательного процесса в вузе в контексте компетентностного подхода: учеб.-метод. пособие для преподавателей и обучающихся / науч. ред. А.А. Орлов. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2014. 111 с.
2. Орлов А.А. Компетентностный подход как научно-методологическая основа проектирования самостоятельной работы обучающихся педагогического вуза // Проекти-
рование и организация самостоятельной работы обучающихся в контексте компетентностного подхода: межвузовский сб. науч. тр. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С. 3-18.
3. Орлов А.А,. Орлова Л.А. Проектирование компетент-ностно-ориентированного образовательного процесса в педагогическом вузе // Педагогика. 2014. № 8. С. 57-67.
LITERATURA
1. Mekhanizmy ocenivaniya rezul'tatov obrazovatel'nogo processa v vuze v kontekste kompetentnostnogo podhoda: ucheb.-metod. posobie dlya prepodavatelej i studentov / nauch. red. A.A. Orlov. Tula: Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L. N. Tolstogo, 2014. 111 s.
2. Orlov A.A. Kompetentnostnyj podhod kak nauchno-metodologicheskaya osnova proektirovaniya samostoyatel'noj raboty studentov pedagogicheskogo
vuza // Proektirovanie i organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v kontekste kompetentnostnogo podhoda: mezhvuzovskij sb. nauch. tr. Tula: Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L.N. Tolstogo, 2008. Vyp. 1. S. 3-18.
3. Orlov A.A., Orlova L.A. Proektirovanie kompetentnostno-orientirovannogo obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom vuze // Pedagogika. 2014. № 8. S. 57-67.