Научная статья на тему 'Опыт проведения педагогического и методического анализа модулей образовательных программ бакалавриата'

Опыт проведения педагогического и методического анализа модулей образовательных программ бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / TEACHER TRAINING PROGRAMMES MODERNIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ЭКСПЕРТИЗА ПРОГРАММ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ / EXAMINATION OF EDUCATIONAL MODULES' PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сженов Евгений Станиславович, Митрохина Светлана Васильевна, Краюшкина Светлана Владимировна, Забелина Анна Вячеславовна, Губарева Т. В.

Рассматриваются проблемы буллинга (насилия) в школьной среде в Республике Казахстан. Отражены статистические показатели этого социально-психологического феномена, типичные проявления и пути предотвращения. Показана необходимость активизации профессиональной деятельности психолога в школе.The article considers the problems of bullying (violence) in schools in the Republic of Kazakhstan. Reflects the statistics of the socio-psychological phenomenon. The article is aimed at updating the professional work of the psychologist in the school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сженов Евгений Станиславович, Митрохина Светлана Васильевна, Краюшкина Светлана Владимировна, Забелина Анна Вячеславовна, Губарева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения педагогического и методического анализа модулей образовательных программ бакалавриата»

УДК 378.1

Е.С. Сженов,

Институт качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» С.В. Митрохина, С.В. Краюшкина, А.В. Забелина, Т.В. Губарева,

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Опыт проведения педагогического и методического анализа модулей образовательных программ бакалавриата

Модернизация системы образования является необходимым условием развития современной экономики и гражданского общества, существенным фактором общественного благополучия и безопасности. Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, обозначено в качестве стратегической цели государственной политики.

Достижение этой цели требует решения ряда задач. В их числе реализация компетентност-ного подхода, обеспечение взаимосвязи академических знаний и практических умений, развитие вариативности образовательных программ, разработка прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся как основы перехода к следующему уровню образования, механизмов участия всех субъектов образовательного процесса в осуществлении контроля и оценки качества образования. Основными средствами решения этих задач являются обновление содержания образования и улучшение преподавания в соответствии с новыми вызовами времени [5].

Необходимо констатировать, что реализация государственной

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

политики в области образования требует значительных изменений в сфере высшего образования, в том числе педагогического. Приоритетными образовательными результатами обучающихся должны стать: способность эффективно использовать полученные теоретические знания, высокий уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций. Современный учитель призван обеспечить подготовку выпускни-

ков школ к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологичной экономике, добиться высокого уровня развития у них социальных компетенций и гражданских качеств, целенаправленного формирования гражданской идентичности как предпосылки укрепления общества «единства разнообразия» и солидарности в сфере социальных и межличностных отношений граждан России [6, с. 339-344].

© Сженов Е.С., Митрохина С.В., Краюшкина С.В., Забелина А.В., Губарева ТВ., 2015

ЕВГЕНИИ СТАНИСЛАВОВИЧ СЖЕНОВ

кандидат социологических наук, исполняющий обязанности директора Института качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», член комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по дополнительному профессиональному образованию, президент Международной ассоциации непрерывного образования. Сфера научных интересов: непрерывное образование, профессиональное образование педагога, инновационные модели и технологии профессионального образования, методология педагогической науки, теория и практика проектирования педагогических систем. Автор более 40 публикаций

СВЕТЛАНА

ВАСИЛЬЕВНА

МИТРОХИНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Сфера научных интересов: психолого-педагогические основы профессионального становления учителя, методика преподавания математики, теоретические основы и технологии начального математического образования. Автор более 100 публикаций

СВЕТЛАНА

ВЛАДИМИРОВНА

КРАЮШКИНА

кандидат политических наук, доцент кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Сфера научных интересов: педагогический менеджмент, нормативно-правовое обеспечение сферы образования. Автор более 100 публикаций

АННА

ВЯЧЕСЛАВОВНА

ЗАБЕЛИНА

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики профессионального образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Сфера научных интересов: психология образования, исследование самоактуализации личности и психологического здоровья в студенческом возрасте. Автор более 30 публикаций

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ГУБАРЕВА

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ^^^^ профессионального образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Сфера научных интересов: информационная компетентность студентов и дистанционное образование. Автор более 30 публикаций

Рассматриваются проблемы модернизации образования в стране в свете государственной политики в этой области. Представлен опыт реализации инновационного проекта, позволяющего повысить качество подготовки учителей. Изложен подход к педагогическому и методическому анализу модулей образовательных программ бакалавриата.

Ключевые слова: модернизация программ подготовки педагогических кадров, профессиональный стандарт педагога, компетентностный подход, экспертиза программ образовательных модулей.

The article considers problems of the modern Russian education in the framework of the state policy in the field of education. The experience of implementation of innovative project that helps to improve the quality of teacher training shows. The experience of the pedagogical and methodological analysis of undergraduate programmes' modules is presented. Key words: teacher training programmes modernization, professional standard of the teacher, competence approach, examination of educational modules' programmes.

Достижение этих результатов реформирования образования должно сопровождаться обновлением состава и компетентности педагогических кадров посредством введения новых стандартов педагогического образования и проведения экспериментов, на-

правленных на повышение эффективности педагогических вузов, подготовку педагогов в непрофильных вузах. Предстоит обеспечить введение стандартов профессиональной деятельности для педагогов и основанной на этом стандарте модели аттестации с

участием профессионального сообщества, квалификационного испытания для принимаемых на работу педагогических работников - выпускников вузов и специалистов, не имеющих педагогического образования. Необходимо перенести акцент с процессуального подхода при организации учебно-воспитательной работы на четкую ориентацию на достижение новых результатов, нового качества образования. При этом реформирование системы образования следует осуществлять как в рамках национальных проектов, так и в повседневной практике преподавания [6, с. 344-348].

Поставленные в рамках модернизации педагогического образования задачи реализуются в настоящее время в рамках инновационных проектов, осуществляемых Министерством образования и науки Российской Федерации. Реализация этих проектов позволит повысить качество подготовки учителей, их готовность к профессиональной деятельности [1, с. 88]. Проект, реализуемый Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС» совместно с ведущими российскими университетами, направлен на разработку и апробацию новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки «Педагогическое образование»). Этот проект предполагает академическую мобильность обучающихся в вузах педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия.

В ходе апробации разработанных модулей ключевое значение имеет их комплексная динамическая экспертиза, оценивающая организацию, содержание и технологии обучения.

При этом экспертизу следует проводить не только для формальной отчетности, но и для обеспечения прозрачности, конструктивной обратной связи и улучшения преподавания. Для объективности оценки реализации проектов экспертизу необходимо проводить с участием международных экспертов, посредством регулярного мониторинга качества образования, анализа индивидуального прогресса обучающихся [6, с. 345].

В рамках реализации проекта нами разработан алгоритм педагогического и методического анализа учебных дисциплин апробируемых модулей образовательных программ бакалавриата, включающий следующие этапы: экспертизу рабочих программ учебных дисциплин; методический анализ реализации учебной дисциплины; педагогический анализ результатов образовательной деятельности обучающихся.

Методический анализ осуществлялся в два этапа: сначала проводилась экспертиза рабочих программ учебных дисциплин реализуемых модулей, а затем - методический анализ процесса реализации апробируемых модулей. Для обеспечения качества подготовки обучающихся на первом этапе реализации модулей была осуществлена экспертиза рабочих программ учебных дисциплин образовательных программ бакалавриата. Одной из форм экспертного заключения была анкета, разработанная в соответствии с задачами апробации, обеспечивающая оперативность получения информации и возможность проведения дальнейшего сравнительного анализа.

В основу разработанной анкеты были положены следующие критерии и показатели: соответствие планируемых результатов обучения по дисциплине требованиям профессионального стандарта педагога [3]; соотнесение

цели реализации учебной дисциплины с общими целями и задачами образовательной программы; определение места и роли дисциплины в модуле образовательной программы; направленность дисциплины на формирование практических навыков; наличие учебно-тематического плана дисциплины; возможность реализации учебной дисциплины в сетевой форме; определение перечня планируемых результатов обучения по дисциплине; соответствие планируемых результатов обучения по дисциплине планируемым результатам обучения (компетенциями) образовательной программы, предложенных методов, форм и технологий обучения заявленным результатам обучения, содержания теоретического материала целям и задачам дисциплины, а содержания дисциплины - современным концепциям изучаемого материала; научность изучаемого материала; наличие междисциплинарных связей; новизна и актуальность материала для деятельности будущего учителя; степень соответствия изучаемого материала формируемым практическим навыкам; использование интерактивных форм обучения при изучении теоретического материала; адаптирован-ность теоретического материала к образовательному процессу с использованием дистанционных технологий; соответствие содержания теоретического материала задачам формирования навыков трудовой деятельности и необходимых умений и/или знаний в соответствии с профессиональным стандартом педагога, содержания практических занятий целям и задачам дисциплины, а содержания практических занятий современным концепциям изучаемого материала; технологичность организации практических занятий; наличие междисциплинарных связей; новизна и актуальность практических заданий

для деятельности будущего учителя; соответствие практических заданий формируемым профессиональным навыкам; использование интерактивных форм при проведении практических занятий; адаптация материала практических занятий к образовательному процессу посредством использования дистанционных технологий; объективность и прозрачность применяемой балльно-рейтинговой системы; соответствие ее задачам формирования навыков трудовой деятельности и необходимых умений и/или знаний в соответствии с профессиональными стандартами педагога; прозрачность процедуры оценивания знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности; наличие типовых контрольных заданий или иных материалов, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения учебной дисциплины; разнообразие типов практических контрольных заданий; возможность оценки результатов обучения предложенными контрольными заданиями; система контроля за уровнем усвоения изучаемого материала; формирование умения осуществлять самоконтроль; наличие материалов для текущей и промежуточной аттестации; описание требований к уровню подготовки студента на экзамене (зачете); вопросы (задания) для экзамена (зачета); соответствие показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования задачам формирования навыков трудовой деятельности и необходимых умений и/или знаний в соответствии с профессиональными стандартами педагога; формулировка приобретаемых знаний, формируемых умений; отработка необходимых умений и навыков; наличие учебных и учебно-методических печатных мате-

В Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» накоплен большой положительный опыт использования открытого ресурса модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды (Moodle - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) при апробации модулей образовательной программы бакалавриата

риалов, учебных и учебно-методических электронных изданий, ссылок на ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет, периодических изданий; размещение учебно-методических материалов в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Моос11е; описание видов работ, которые должен выполнить студент для достижения заявленных в программе результатов обучения; обоснованность предложенного материально-технического обеспечения дисциплины; необходимость использования информационных технологий при осуществлении образовательного процесса по дисциплине; логичность и проработанность технологической карты дисциплины; общее оформление учебной программы дисциплины.

На втором этапе методического анализа была проведена экспертиза реализации учебных дисциплин, представляющая собой анализ проводимых аудиторных занятий и учебно-методических материалов, предлагаемых для

освоения обучающимся. Для анализа реализации учебной дисциплины эксперту рекомендовалась специально разработанная схема методического анализа учебного занятия, а преподавателю, реализующему дисциплину, - рефлексивная карта анализа учебного занятия. Эта схема и рефлексивная карта специально были разработаны в качестве форм учета методического анализа учебных дисциплин модулей образовательных программ бакалавриата, предполагающих академическую мобильность обучающихся в условиях сетевого взаимодействия.

В качестве критериев и показателей экспертной оценки проводимых учебных занятий были предложены следующие: наличие необходимого раздаточного материала, формулировка цели в соответствии с современными требованиями, взаимодействие преподавателя со студентами группы на этапе целепола-гания, структурированность и логика изложения учебного материала, интеграция с другими учебными дисциплинами, опти-

мальность предложенного для усвоения учебного материала, его актуальность и практическая направленность, соответствие программным требованиям, целесообразность использования учебно-методического комплекса учебной дисциплины (учебников, учебных и наглядных пособий, учебных пакетов, методических рекомендаций, дидактического материала, мультимедиа и др.), использование на учебном занятии заданий различного характера (преобразующих, проблемных, творческих и др.), эффективность контроля работы обучающихся (организация обратной связи), организация и целесообразность самостоятельной деятельности обучающихся на учебном занятии, эффективность использования на учебном занятии элементов технологий развивающего характера, традиционных приемов и методов, рациональность использованных на уроке различных форм организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная), применение на занятии интерактивных технологий обучения, целесообразность выбранного стиля, тона общения преподавателя с обучающимися, создание положительного психологического климата, учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Проводя анализ учебно-методических материалов, предлагаемых обучающимся для освоения дисциплины, эксперт осуществлял их оценку по следующим критериям: соответствие содержанию учебной программы, содержания и структуры материалов заявленным результатам обучения; актуальность и современность учебного материала(соответствие современному уровню развития науки); полнота состава (комплектации) материалов; соответствие содержания материалов и их формы; адекватность объема материала; адаптиро-

ванность материала к электронной форме представления; наличие мультимедийного материала (с аудио- и/или видеофрагментами), материала с интерактивными фрагментами, методических указаний по изучению дисциплины, средств адаптации имеющихся материалов к индивидуальным особенностям обучаемых, примеров заданий на самостоятельную работу, выполнения типовых заданий; соответствие характера, стиля изложения и представления учебного материала заявленным результатам обучения, структуры учебно-методических материалов структуре программы дисциплины; доступность изложения материалов обучающимся, в том числе в электронной среде обучения Моос11е; ориентация материала на решение практических задач; качество оформления материалов; наличие средств самотестирования обучаемых.

Учитывая необходимость формирования навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, обозначенных в качестве трудовых действий в профессиональном стандарте педагога, при проведении методического анализа учебных дисциплин модулей образовательных программ бакалавриата особое внимание было уделено экспертизе используемых современных информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих доступ к интерактивным хранилищам информации, базам и банкам данных.

Необходимо отметить, что при реализации проекта большая часть учебного процесса у обучающихся и преподавателей проходила в информационно-образовательной среде. Обучающиеся с помощью сервисов сети Интернет и доступа к образовательным интернет-ресурсам изучали элементы модулей образовательной программы, получая необходимые будущему учителю знания и умения.

В том числе это было обусловлено увеличением доли самостоятельной работы обучающихся, требующей дополнительных методов и форм контроля за ее выполнением. Технологии электронного обучения позволяли обучающимся выполнять задания для самостоятельной работы в индивидуальном темпе и по индивидуальному плану, а преподавателю - проводить контроль в удобное для него время. Таким образом, выбранное в проекте соотношение контактной и самостоятельной работы обучающихся было достаточно естественно реализовано с активным применением информационных технологий.

Следует отметить положительный опыт использования открытого ресурса модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды (англ. Moodle - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) при апробации модулей образовательной программы бакалавриата. Этот ресурс дает возможность учитывать особенности конкретной дисциплины (модуля) и при необходимости ее варьировать. В ходе реализации этого проекта участникам были полезны такие свойства системы, как адаптивность (включает развивающиеся информационные технологии и имеет встроенные методы для обеспечения индивидуализированного обучения), доступность (возможность изучать модули локально и дистанционно, освоение модулей обучающимся с разными образовательными возможностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья), способность к взаимодействию с другими системами, многократность использования (возможность многократного использования обучающих ресурсов модулей).

Проводя анализ предоставляемых обучающимся учебно-методических материалов, в том числе

размещенных в МооС1е, эксперт оценивал эффективность реализации основных методических принципов, таких как мотивацион-ный потенциал, конфиденциальность, степень интерактивности обучения, возможность повторений изучаемого материала дисциплин, модульность, динамичность доступа к информации, доступность, возможность самоконтроля, использование технологий развивающего обучения, индивидуализация, обеспечение наглядности и вариантности представления учебного материала.С этих позиций эксперт анализировал и контрольно-измерительные материалы, в том числе размещенные в системе дистанционного обучения МооС1е.

В рамках реализуемого проекта проводился педагогический анализ результатов образовательной деятельности обучающихся. Он осуществлялся посредством оценки удовлетворенности обучающихся результатами обучения в рамках изученных дисциплин (с использованием специально разработанной анкеты) и анализа подготовленных портфолио. В этом проекте портфолио использовалось в качестве оценочного средства, интегрирующего учебные достижения обучающегося, в том числе и по отдельным дисциплинам в форме накопления результатов деятельности: учебных проектов, текстов созданных документов, эссе, анкет и др. Портфолио обеспечивает не только эффективную оценку результатов обучения со стороны эксперта, но и позволяет обучающимся провести рефлексивный анализ результатов своей образовательной деятельности (обобщить и систематизировать результаты работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов).

Основой экспертизы реализуемого проекта стали требования современного рынка труда специалистов сферы образования, обозначенные в профессиональном стандарте педагога, так как «профессиональные стандарты должны стать системным механизмом, обеспечивающим профессиональный и карьерный рост учителя, чтобы через повышение квалификации преподавателей улучшалось и качество образования детей» [4, с. 3].

Таким образом, промежуточные результаты реализуемого проекта позволяют определить основания для проведения экспертной оценки качества и уровня подготовки обучающихся и успешно реализовать цели и задачи проекта. Однако необходимо помнить, что «принципиально важным механизмом модернизации педагогических программ в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога является изменение со-

держания итоговой государственной аттестации, направленной на оценку квалификации выпускника педагогической программы» [2, с. 120]. Поэтому, планируя экспертизу итоговой оценки реализации проекта, необходимо согласовать ее с содержанием и процедурой итоговой аттестации, которая должна быть направлена на оценку сформированности всех компонентов сферы профессиональной деятельности, необходимых учителю.

ЛИТЕРАТУРА

1. КаспржакА.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 87-104.

2. МарголисА.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации де-ятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 105-126.

3. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 года. «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» // Министерство труда и социальной защиты. Банк документов. URL: http:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 30.06.2015).

4. Путин В.В. Образование - это приоритет государства. От него зависит и будущее каждого человека, каждой семьи, и будущее всей страны // Высшее образование сегодня. 2013. № 7.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями от 8 августа 2009 года № 1121-р) // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ strategicplanning/concept/doc20081117_01 (дата обращения: 30.06.2015).

6. Стратегия - 2020: Новая модель роста - новая социальная политика: итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / под науч. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. Кн. 1. М.: Издательский дом «Дело», РАНХиГС, 2013.

LITERATURA

1. Kasprzhak A.G., Kalashnikov S.P. Prioritet obrazovatel'nyh rezul'tatov kak instrument modernizacii programm podgotovki uchitelej // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. № 3. S. 87-104.

2. Margolis A.A. Trebovanija k modernizacii osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm podgotovki pedagogicheskih kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: predlozhenija k realizacii dejatel'nostnogo podhoda v podgotovke pedagogicheskih kadrov // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. № 3. S. 105-126.

3. Prikaz Mintruda Rossii № 544n ot 18 oktjabrja 2013 goda. «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')"» // Ministerstvo truda i social'noj zashity. Bank dokumentov. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (data obrashhenija: 30.06.2015).

4. Putin V.V. Obrazovanie - yeto prioritet gosudarstva. Ot nego zavisit i budushhee kazhdogo cheloveka, kazhdoj sem'i, i budushhee vsej strany // Vysshee obrazovanie segodnja. 2013. № 7.

5. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 nojabrja 2008 goda № 1662-r «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-yekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (s izmenenijami i dopolnenijami ot 8 avgusta 2009 goda № 1121-r) // Ministerstvo yekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ strategicplanning/concept/doc20081117_01 (data obrashhenija: 30.06.2015).

6. Strategija - 2020: Novaja model' rosta - novaja social'naja politika: itogovyj doklad o rezul'tatah yekspertnoj raboty po aktual'nym problemam social'no-yekonomicheskoj strategii Rossii na period do 2020 goda / pod nauch. red. V.A. Mau, Ja.I. Kuz'minova. Kn. 1. M.: Izdatel'skij dom «Delo», RANHiGS, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.