Научная статья на тему 'Педагогический класс в системе непрерывного педагогического образования: концептуальные основы и содержание курса «Педагогический старт»'

Педагогический класс в системе непрерывного педагогического образования: концептуальные основы и содержание курса «Педагогический старт» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PEDAGOGICAL CLASS / CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION / VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грачев Константин Юрьевич, Чудина Елена Ефимовна

Показана актуальность создания педагогических классов в системе непрерывного педагогического образования. Обоснованы ведущие педагогические подходы к конструированию программы курса «Педагогический старт» в рамках профильного педагогического класса. Программа позволяет осваивать курс в зависимости от образовательных потребностей выпускников на базовом, продвинутом, творческом уровнях. Представлены образовательные модули курса и их содержание, ориентированное на целостное представление о педагогической профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грачев Константин Юрьевич, Чудина Елена Ефимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on the urgency of creating pedagogical classes in the system of continuous pedagogical education. The authors describe the leading pedagogical approaches to developing the program “Pedagogical Start” for the class specializing in in-depth study of pedagogy. The program allows students to master the course at the basic, advanced, or creative levels, depending on the educational needs of graduates. Educational modules of the course and their content focused on a holistic view of the teaching profession are presented.

Текст научной работы на тему «Педагогический класс в системе непрерывного педагогического образования: концептуальные основы и содержание курса «Педагогический старт»»

К.Ю. ГРАЧЕВ, Е.Е. ЧУДИНА (Волгоград)

педагогический класс в системе непрерывного педагогического образования: концептуальные основы и содержание курса «педагогический старт»

Показана актуальность создания педагогических классов в системе непрерывного педагогического образования. Обоснованы ведущие педагогические подходы к конструированию программы курса «Педагогический старт» в рамках профильного педагогического класса. Программа позволяет осваивать курс в зависимости от образовательных потребностей выпускников на базовом, продвинутом, творческом уровнях. Представлены образовательные модули курса и их содержание, ориентированное на целостное представление о педагогической профессии.

Ключевые слова: педагогический класс, непрерывное педагогическое образование, профессиональная ориентация.

Изменения, происходящие в российском обществе в последние два десятилетия, актуализировали многие проблемы, в том числе и в образовании (качество, доступность и непрерывность образования, подготовка педагога для обновленной школы, престиж профессии учителя). Введение Единого государственного экзамена как инструмента контроля качества школьного образования и механизма перехода от школьного к профессиональному образованию, предпринятая попытка освоения профильного обучения и перехода к профильной школе, введение ФГОС общего и высшего образования и ряд иных мер трансформирования образования не могли не сказаться на его состоянии.

в числе серьезных изменений в сторону улучшения состояния системы образования или отдельных ее частей мы отмечаем и некоторые негативные проявления, наблюдающиеся, в частности, и на территории волгоградского региона. Речь идет о системе педагогических классов, которая сформировалась в начале 90-х гг. XX в., успешно развивалась благодаря активной деятельности Центра педагогических инноваций Волгоградского госу-

КИЕ науки -

дарственного педагогического университета под руководством профессора А.М. Саранова. Именно в эти годы были предложены и научно обоснованы различные модели функционирования педагогических классов, которые прошли экспериментальную апробацию в школах г. Котово, г. Краснослободска, г. Михайлов-ки, учреждениях дополнительного образования г. фролово, с. Ольховка и др. Данная система существовала на территории Волгоградской области вплоть до периода 2003-2008 гг., когда в условиях расширяющегося эксперимента по ЕГЭ и профилизации школьного образования она практически исчезла. Таким образом, система непрерывного педагогического образования на территории Волгоградского региона фактически лишилась одного из своих звеньев. При этом потребность в педагогических кадрах стабильно держится на достаточно высоком уровне, а с введением профессиональных стандартов педагогических профессий еще и серьезно возросли требования к выпускникам системы высшего педагогического образования. Кроме того, одним из принципов современной образовательной политики России, в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является принцип непрерывности образования. система непрерывного образования, ориентированная на целостное развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни в современных условиях, как показывает исследование Н.К. Сергеева, призвана реализовывать свою важнейшую функцию - стимулирование профессионально-личностного саморазвития для решения творческих, профессиональных и жизненных задач [4, с. 9-10].

В этой связи нам представляется, что необходимо актуализировать систему непрерывного педагогического образования, начиная с самой первой ее ступени - педагогических классов. При этом мы руководствуемся одним из основополагающих принципов целостного подхода, согласно которому в качестве объекта педагогического проектирования мы должны рассматривать, наряду с целостной системой процессов педагогического характера, каждый из этих процессов в отдельности в аспекте выполняемых ими функций в развитии личности [2, с. 91]. Разумеется, в современных условиях невозможно, да и не нужно восстанавливать педагогические классы в прежнем виде. Необходимо продумать и пред-

О Грачев К.Ю., Чудина Е.Е., 2019

ложить системе общего образования информационно и деятельностно насыщенный гибкий вариативный курс, который бы мог быть реализован в различных вариантах - как факультатив или элективный курс - в рамках обучения в старших классах школы либо как полноценная программа профильного педагогического класса.

Предлагаемый нами курс «Педагогический старт» ориентирован на профессиональную ориентацию и первоначальную подготовку к освоению педагогической профессии учащихся 10-11-х классов, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях общего среднего образования. В основу разработки курса были заложены ведущие педагогические подходы и теории: целостный подход, который позволяет рассматривать педагогическую профессию через взаимосвязь компонентов - историко-педагогического, педагогического взаимодействия, аксиологического, диагностического, технологического. Дея-тельностный подход позволяет рассматривать в содержании курса основные виды деятельности современного педагога и примерить на себя отдельные элементы деятельности учителя самим обучающимся - слушателям педагогических классов. Культурологический подход ориентирует педагогов, реализующих данный курс, а также учащихся, осваивающих его, включаться в процесс освоения целостной педагогической культуры, представленной во взаимосвязи перечисленных выше компонентов. Идеи же компетентностного подхода позволяют наилучшим образом организовать активное освоение компонентов содержания данного курса - как информационного, так и деятельностного характера - для продвижения в овладении ведущими компетенциями, характерными для представителей педагогических профессий.

Целевой компонент курса ориентирован на формирование профессионально-педагогической компетентности, в основу которой положена педагогическая культура, объединяющая в себе соответствующие базовые и сопутствующие компетенции.

Задачи курса:

1) сформировать представления об образовании как о важнейшей сфере духовной деятельности;

2) поднять престиж педагогической профессии и сформировать уважение к учителю;

3) познакомить школьников с историей зарубежной и отечественной педагогики, а так-

же с современными проблемами психолого-педагогической науки и практики;

4) ориентировать школьников на творческий характер педагогической профессии.

Содержание курса «Педагогический старт» представлено образовательными модулями, каждый из которых наполняется адаптированными материалами по педагогике и психологии. каждый модуль имеет теоретическую и практическую составляющие - репродуктивного и творческого характера. Темы (блоки) каждого отдельно взятого модуля изучаются последовательно. При этом предполагается освоение учащимися теоретического материала в степени, достаточной для выполнения практической составляющей, предполагающей получение какого-либо практического результата, представляемого в качестве отчета. Без полноценного освоения предыдущего переход к следующему блоку невозможен. Показателем освоения учащимися материала каждого модуля является успешное выполнение творческого задания (проекта).

Модули обладают относительной автономностью и могут осваиваться учащимися как последовательно, так и в любом другом порядке, в том числе выборочно - по желанию самих учащихся и их родителей (законных представителей), а также администрации и учредителей образовательных организаций, на базе которых организуется обучение. Принцип отбора самих модулей, а также их предлагаемая последовательность обусловлены обобщенной профессиограммой педагога (Н.И. Болдырев, В.А. Крутецкий и др.). Ввиду профори-ентационного и пропедевтического характера данного курса он не предполагает ориентировку на какой-либо из профессиональных стандартов в сфере педагогической деятельности. Предлагаемые модули в совокупности образуют некий инвариант, овладение которым обеспечивает необходимый и достаточный минимум для психологической и операциональной готовности выпускника старших классов к обучению по любому из направлений педагогической подготовки в вузе. При необходимости и, самое главное, наличии соответствующего желания со стороны учащихся и других субъектов учебно-воспитательного процесса в классах педагогической направленности данный инвариант может быть расширен за счет добавления иных модулей, отвечающих запросам личности, общества и государства к педагогу и его профессиональной деятельности. Их количество, разумеется, будет

избыточно, поэтому каждый конкретный педагогический класс сможет использовать свой собственный «набор» вариативной составляющей содержания образования. Кроме того, программой предусмотрено освоение курса на трех уровнях:

- базовом, когда учащиеся просто знакомятся с профессиональной педагогической деятельностью с целью профессиональной ориентации и более успешного самоопределения в будущей профессиональной сфере;

- продвинутом, когда учащиеся овладевают полным программным содержанием курса и получают сертифицированное подтверждение его освоения;

- творческом, когда школьники, овладевая программным содержанием, выходят на самостоятельную формулировку образовательных и исследовательских задач, активно участвуют в конкурсах, конференциях молодых исследователей по избранному направлению деятельности.

К модулям, предлагаемым в инвариантной части, относятся следующие пять: «Учитель в системах координат», «учитель в системе взаимоотношений», «учитель в педагогических системах», «учитель в системе ценностей», «Учитель и системы диагностики». Структурно данные модули представлены следующим образом.

Модуль 1. Учитель в системах координат

1.1. Профессия учителя в ее историческом развитии.

1.2. Учитель в образовательном пространстве.

1.3. Учитель и образовательная среда.

1.4. Аналитический проект «Плюсы и минусы моего любимого педагога» (выполняется по итогам изучения теоретического материала и пассивной педагогической практики).

Модуль 2. Учитель в системе взаимоотношений

2.1. Учитель во взаимоотношениях с другими людьми.

2.2. Учитель во взаимоотношениях с коллегами.

2.3. Учитель во взаимоотношениях с учащимися.

2.4. Тренинг «Психолого-педагогические основы общения в работе учителя».

Модуль 3. Учитель в педагогических системах

3.1. Учитель и современные воспитательные системы.

КИЕ нАУКИ -

3.2. Учитель и педагогическая технология.

3.3. Учитель и система управления школы.

3.4. Творческий проект «Моя педагогическая технология» (в ходе активной психолого-педагогической практики разрабатываются и реализуются урок и воспитательное мероприятие).

Модуль 4. Учитель в системе ценностей

4.1. Учитель и общечеловеческие ценности.

4.2. Учитель и базовые национальные ценности.

4.3. Учитель и профессиональные ценности.

4.4. Защита авторского проекта «Аксиологические основы педагогической профессии и ее роль в современном обществе».

Модуль 5. Учитель и системы диагностики

5.1. Изучение мотивации учения.

5.2. Изучение самооценки.

5.3. Изучение внимания.

5.4. Изучение памяти.

5.5. Исследование особенностей мышления.

5.6. Изучение особенностей творческого воображения.

5.7. Изучение особенностей темперамента.

5.8. Защита авторского проекта «Обоснование выбора моей будущей профессии».

Таким образом, у будущего выпускника школы - возможного абитуриента педагогического вуза или колледжа - формируется целостное представление о педагогической профессии, ориентированное на профессиональное саморазвитие в системе непрерывного педагогического образования. В этой связи в рамках предлагаемого курса рассматривается педагогическая профессия в ее историческом развитии - как последовательность исторических вех становления и совершенствования профессии педагога. Раскрываются возможности педагогических пространств и сред. Профессию педагога - учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования - невозможно представить без общения и особым образом организованного взаимодействия в ходе образовательного процесса. В этой связи отдельный модуль посвящен раскрытию именно данных аспектов педагогического труда, причем опять же - с системных позиций. начав разговор о системном характере всего, что касается деятельности педагога, логично раскрыть перед учащимися суть того, что, собственно, и называется педагогическими систе-

мами. Во всех профессиограммах педагога, независимо от их авторства, так или иначе представлена ценностная или гуманистическая составляющая. Это, разумеется, не случайно; ведь педагог, по природе своей являясь проводником культуры, своеобразным «мостом» между предшествующими поколениями и поколениями ныне живущими, не может сам не быть носителем высокой культуры, представленной в первую очередь системой ценностей - общечеловеческих, национальных, профессиональных. Еще одна система, с которой следует познакомить потенциального педагога, - это система диагностики. Ведь еще К.Д. Ушинский писал о том, что прежде чем всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить. Поэтому модуль, посвященный системам диагностики, также включен в инвариант для учащихся педагогического класса.

Осуществляя функции по профориентации и мотивации учащихся к освоению педагогической профессии, курс не должен быть перегружен информацией. Практика показывает, что излишний академизм и затеоретизирован-ность материала могут только отпугнуть учащихся. Поэтому соотношение теоретической и практической составляющих должно варьироваться сообразно ситуации в каждом отдельном случае, в том числе и в пользу практических форм организации образовательного процесса. Ведь даже материал по истории образования можно реализовывать в проектной форме, в различных вариантах интерактивных занятий и т. д., а разделы «Педагогическое общение» и «Конфликтология» просто невозможно осваивать без таких форм, как тренинг, ролевая игра с элементами психодрамы и т. п. Да и собственно учебную практику можно реализовать в достаточно широком спектре вариантов - от интервью и фрагментов учебных занятий до реализации функции «младших тьюторов» в начальной школе.

Использование интерактивных форм позволяет педагогу выступать организатором деятельности обучающихся, готовить заранее необходимые задания и формулировать вопросы или темы для обсуждения в группах. Применение интерактивных форм в педагогическом классе способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, дает возможность использовать разные формы деятельности обучающихся, переключать внимание на главные вопросы обсуждаемых тем [5, с. 64]. таким образом, каждый отдельный педагогический (социально-педагогический) класс дол-

жен обладать собственной спецификой, собственным комплектом программно-, учебно- и научно-методического обеспечения. В процессе реализации программ должна осуществляться совместная с педагогами, работающими с ними, рефлексия, и при необходимости должны вноситься соответствующие коррективы. Нам это представляется как системно организованная деятельность в лучших традициях педагогической инноватики, как поставленная на широкую ногу опытно-экспериментальная работа по реализации непрерывного педагогического образования в общеобразовательной школе.

Предлагаемая программа обсуждалась и получила одобрение на совещаниях с директорами школ и руководителями системы образования муниципальных районов Волгоградской области, заседании круглого стола в рамках проведения Дня Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) в Новониколаевском районе, а также была представлена на пленарном заседании, посвященном открытию Дня ВГсПу в Котовском районе, проходившему в режиме видеоконференции с участием образовательных учреждений Волгоградской и самарской областей, а также Фонда поддержки образования (Санкт-Петербург). Разумеется, предлагаемый курс не исчерпывает (да и не должен охватывать) всего многообразия подготовки будущего педагога. Основная миссия данного курса - это познакомить школьника с особенностями педагогической профессии, показать, как это работает, предоставить возможность для самостоятельных проб в этом деле и как возможный результат - осознанно выбрать профессию учителя. При слаженной системной работе, да еще и при условии организации сетевого взаимодействия участников программы мы вправе ожидать существенный прирост в плане готовности (мотивационной, операциональной и пр.) потенциальных абитуриентов к освоению профессии в педагогическом вузе.

Список литературы

1. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984.

2. Грачев К.Ю. Теоретико-методологические основы целостного педагогического процесса как ресурс повышения качества образования [Электронный ресурс] // Грани познания. 2014. № 6 (33). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1405594546.pdf (дата обращения: 12.02.2019).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. Крутецкий в.А. Психология. М., 1986.

4. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования: дис. в виде науч. доклада д-ра пед. наук. волгоград, 1998.

5. Чудина E.E. Профессиональное саморазвитие учителя в интерактивном обучении // Инновации в образовании. 2014. № 7. С. 62-68.

* * *

1. Boldyrev N.I. Metodika raboty klassnogo ru-kovoditelya: ucheb. posobie po speczkursu dlya stu-dentov ped. in-tov. M.: Prosveshhenie, 1984.

2. Grachev K.Yu. Teoretiko-metodologicheskie osnovy celostnogo pedagogicheskogo processa kak resurs povysheniya kachestva obrazovaniya [Elek-tronnyj resurs] // Grani poznaniya. 2014. № 6(33). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1405594546. pdf (data obrashheniya: 12.02.2019).

3. Kruteczkij V.A. Psihologiya. M., 1986.

4. Sergeev N.K. Teoriya i praktika stanovleniya pedagogicheskix kompleksov v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: dis. v vide nauch. doklada d-ra ped. nauk. Volgograd, 1998.

5. Chudina E.E. Professional'noe samorazvitie uchitelya v interaktivnom obuchenii // Innovacii v obrazovanii. 2014. № 7. S. 62-68.

Pedagogical class in the system of continuous pedagogical education: conceptual foundations and content of the course "Pedagogical start"

The article is focused on the urgency of creating pedagogical classes in the system of continuous pedagogical education. The authors describe the leading pedagogical approaches to developing the program "Pedagogical Start" for the class specializing in in-depth study of pedagogy. The program allows students to master the course at the basic, advanced, or creative levels, depending on the educational needs of graduates. Educational modules of the course and their content focused on a holistic view of the teaching profession are presented.

Key words: pedagogical class, continuous pedagogical education, vocational guidance.

(Статья поступила в редакцию 05.03.2018)

О Бутова Л.А., Бычкова E.Q, Лыткина А.в., 2019

Л.А. БУТОВА, Е.С. БЫЧКОВА,

A.B. ЛЫТКИНА

(Липецк)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ

Раскрывается актуальность изучения синдрома эмоционального выгорания и нахождения методов его профилактики в сфере современного образования. Рассматриваются феномен эмоционального выгорания, его психоэмоциональные и поведенческие компоненты. Дается краткий анализ теоретических научных исследований синдрома эмоционального выгорания, его фаз и симптомов, а также внешних и внутренних факторов деформации личности. Приводятся результаты экспериментального исследования уровня эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы.

Ключевые слова: феномен эмоционального выгорания, профессиональная деятельность педагога, стаж работы, разнофакторные модели, фазы и симптомы выгорания.

По современным стандартам учитель -это личность, обладающая творческой индивидуальностью, оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, опирающаяся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, готовая применять их в конкретных педагогических условиях и способная к рефлексии собственной деятельности и учебной деятельности обучающихся. Однако часто профессиональная привычка, неуверенность в новых подходах к образованию, некомпетентность, а иногда и личная несостоятельность представляют собой психологические барьеры в развитии и совершенствовании индивидуального стиля деятельности учителя, в создании гуманистической обучающей атмосферы взаимодействия с учащимися.

Известно, что по степени напряженности нагрузка педагогического состава в среднем больше, чем у других профессионалов, непосредственно работающих с людьми (например, работники социальной сферы и здравоох-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.