https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000343 (data obrashheniya 23.09.2022) (In Russian).
4. Ob uchebnikax dlya obuchayushhixsya s VOZ//E'lektronny'j resurs: http://yaguo.ru/files/pismo_monrf_073517.pdf (data obrashheniya 12.08.2022) (In Russian).
5. Salamankskaya deklaraciya i Ramki dejstvij po obrazovaniyu detej s osoby'mi potrebnostyami. On the principles of policy and practical activities in the field of education of persons with special needs. 7-10 iyunya 1994 goda // Elektronnyj resurs: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/ declarations/pdf/salamanka.pdf (data obrashheniya 10.09.2021 g.) (In Russian).
6. Normativno-pravovaya baza speciaFnogo i inklyuzivnogo obrazovaniya//Elektronny'j resurs: https://special-edu.kz/ (data obrashheniya 12.08.2022) (In Russian).
7. Posobie po sovershenstvovaniyu inklyuzivnoj praktiki v obrazovanii: Per. s serb. Belgrad: Fond otkry'togo obshhestva, 2012. 292 s. (In Russian)
8. Tomlinson C.A. (2014) Differentiated Classroom: Responding to the Needs of All Learners [Differencirovannyj klass: udovletvorenie potrebnostej vsex uchashhixsya]. Alexandria, VA: ASCD.
9. Corley, M. (2005). Differentiated instruction: Adjusting to the needs of all learners [Differencirovannoe obuchenie: prisposoblenie k potrebnostyam vsex uchashhixsya]. Focus on Basics: Connecting Research and Practice, 7(C), 13-16.
10. Tomlinson, C.A., & Eidson, C.C. (2003). Differentiation in practice: A resource guide for differentiating curriculum. Grades 5-9 [Differenciaciya na praktike: spravochnik resursov dlya differenciacii uchebnoj programmy'. 5-9 klassy']. Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development.
11. Heacox, D. (2002). Differentiating instruction in the regular classroom: How to reach and teach all learners, grades 3-12. Minneapolis, MN: Free Spirit Publishing.
12. Osnovnye tendencii v razvitii sistemy obrazovaniya v 21 veke//E'lektronny'j resurs: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika (data obrashheniya 12.08.2022). (In Russian)
13. Obrazovatel'naya programma kursov povy'sheniya kvalifikacii pedagogov «Razvitie professionaFnyx kompetencij pedagoga speciaTnyh klassov obshheobrazovateFnyh shkol». Rukovodstvo dlya slushatelya. Astana: Centr pedagogicheskogo masterstva AOO «Nazarbaev Intellektualnye shkoly», 2022. 90 s. (In Russian)
14. Alexina S.V. The current stage of the development of inclusive education in Moscow// Inklyuzivnoe obrazovanie. Vypusk 1. M.: Centr «Shkolnaya kniga», 2010. 272 s. (In Russian)
15. Eliseeva I.G., Ersarina A.K. Psixologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami v obshheobrazovatel'noj shkole: metod. rekomendacii/ Eliseeva I.G., Ersarina A.K. Almaty: NNPCz KP, 2019. 118s. (In Russian)
16. Ob utverzhdenii Sanitarnyh pravil «Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k ob'ektam obrazovaniya». Prikaz Ministra zdravooxraneniya RK ot 5 avgusta 2021 goda № KR DSM-76//Elektronnyj resurs: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023890 (data obrashheniya 23.09.2022). (In Russian)
17. Trebovaniya k uchebnikam novogo pokoleniya//Elektronnyj resurs: https://infourok.ru/trebovaniya-k-uchebnikam-novogo-pokoleniya (data obrashheniya 12.08.2022). (In Russian)
18. Ob utverzhdenii Pravil ocenki osoby'x obrazovatelnyh potrebnostej. Prikaz Ministra obrazovaniya i nauki RK ot 12 yanvarya 2022 goda №4 //Elektronnyj resurs: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200026618/links (data obrashheniya 23.09.2022). (In Russian)
19. Shkolnyj uchebnik: sovremennoe sostoyanie i razvitie: Monografiya: V 2-x t./ Karimova B.S., Kusainov G.M., Zhetpeisova N.O., Mixalev R.K., Dujsebek A.T., Omarov S.K., Nurgalieva G.K., Tazhigulova A.I., Arty'kbaeva E.V./ Pod obshh.red. B.S.Karimovoj, G.M.Kusainova, G.K.Nurgalievoj. - Almaty: Izd-vo Evero, 2018. t.1. 213 s.; t.2. 298 s. (In Russian)
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
КОМПОНЕНТА ВО ВНЕУРОЧНУЮ РАБОТУ
Гребенникова Н.Л.
Кандидат педагогических наук, доцент
Косцова С.А.
Старший преподаватель Никитина В.Р.
Студентка факультета педагогики и психологии Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»
г. Стерлитамак, Россия
DEVELOPING INTEREST IN MATHEMATICS THROUGH INCLUDING A REGIONAL COMPONENT OUT OF LESSON WORK
Grebennikova N.L.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
S.A. Kostsova
Senior Lecturer Nikitina V.R.
Student of the Faculty of Pedagogy and Psychology Sterlitamak branch «Bashkir State University»
Sterlitamak, Russia
Аннотация. Статья посвящена вопросу активизации интереса к математике у обучающихся начальных классов. В статье показано, что развитие у младших школьников интереса к математике можно осуществлять посредством составления текстовых задач регионального характера на внеурочных занятиях. Авторы приводят примеры организации такой работы.
Abstract. The article is devoted to the activation of interest in mathematics among primary school students. The article shows that the development of interest in mathematics among younger schoolchildren can be carried out by composing text tasks of a regional nature in extracurricular classes. The authors give examples of the organization of such work.
Ключевые слова: начальная школа, математика, региональный компонент, внеурочная работа, текстовая задача.
Keywords: primary school, mathematics, regional component, extracurricular work, word problem.
В настоящее время значительно увеличивается важность математики, математическое образование обретает особенную роль, так как происходит информатизация общества. Все больше выпускники школ поступают в высшие учебные заведения с технической направленностью. Именно по этой причине важно развивать интерес к математике у школьников, начиная с первых лет обучения. Удобнее всего для данной цели подойдет внеурочная работа по математике.
Внеклассная работа составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике. Важно, чтобы первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами порождало интерес и любовь к предмету, развивало способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку, что вносило бы оживление в преподавание [1, с. 28].
Чаще всего на внеклассной работе по математике используются такие виды заданий, которые нацелены на то, чтобы усилить энтузиазм ребенка к математике, содействовать формированию у него наблюдательности, сообразительности, наполнить их свободное время увлекательными играми, интересными познавательными исследовательскими заданиями математического содержания.
Умелое применение регионального материала во внеурочной деятельности по математике несомненно вызывает у младших школьников интерес к такому достаточно сложному предмету, облегчает усвоение математического материала, развивает творческое мышление, помогает углубить знания обучающихся. Помимо перечисленного еще и содействует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, народу, его традициям и обычаям.
Н. Л. Гребенникова и С. А. Косцова так же подчеркивают, что «стандарт второго поколения (ФГОС-2) нацеливает учителей начальных классов на комплексное решение задач воспитания подрастающего поколения, «...на необходимость включения в программу духовно-нравственного развития младших школьников и базовых национальных ценностей» [2, с. 80].
Региональный компонент во внеурочной работе активизирует интерес у младших школьников благодаря прочной связи практики с жизнью, изучению особенностей родного края в цифрах, творческой направленности.
Во внеурочной деятельности по математике мы предлагаем заниматься с младшими школьниками составлением текстовых задач, так как на это на уроках отводится очень маленький процент времени. А ведь умение составлять задачи является одним из главных и сложных, так как это процесс творческий, требующий продуктивной деятельности, смекалки, логического мышления.
Составленная учеником текстовая задача с региональным компонентом может послужить отличным мотивом для изучения математики, так как при ее составлении ребенок чувствует себя новатором, ученым и иногда экспедитором, исследующим природу, достопримечательности, традиции, обычаи, экономику родного края.
Организовать составление таких задач можно, к примеру, отправившись с учителем на прогулку в парк или лес возле школы. Младшие школьники, вооруженные рулетками, карандашами, тетрадями изучают сколько высота и ширина определенной части памятника (доступной для их роста), посчитают сколько в парке или определенной части леса деревьев каждого вида, длину дорожек в парке или лесных тропинок, протяженность части реки (например, Ольховки) и т.д. Во время подобной прогулки ученики слушают рассказ от учителя о парке, лесе, речке, достопримечательностях и т.п. Затем в классе учитель уже предлагает дополнительные источники информации: книги, видео, интернет. Используя информацию об изученных объектах, текстовую и обнаруженную практическим путем, составляют условие задачи и вопрос. Учитель проверяет, чтобы задача была составлена верно и предлагает решить ее другим ученикам. По такому же алгоритму можно организовать экскурсию в известный в городе завод. Ученики подобным образом собирают количественную информацию о производстве на заводе, его
исторические данные. Далее младшие школьники уже могут составить задачи, связанные с экономической сферой края.
Можно организовать внеурочное занятие по математике, посвященное национальным блюдам народов родного края. Приведем на примере Башкортостана такое занятие, организованное нами. Обучающимся предлагался текст с информацией о кухне башкир, русских, чуваш и татар, населяющих республику. По ходу беседы с обучающимися по представленной информации обсуждалась история кулинарного искусства народов республики, изучались рецепты их основных блюд, которые обусловлены условиями проживания каждого из народов и основным занятием. На основе рецептов блюд совместно с детьми были составлены следующие задачи:
-Для приготовления бишбармака на 6 порций понадобится баранина - 600 грамм, 4 луковицы, 2 моркови, 54 грамм лапши. Приправы добавляются по вкусу. К вам в гости придут друзья, которые очень любят башкирскую кухню. Сколько граммов лапши и мяса понадобиться на 5 порций блюда?
-Вы решили самостоятельно приготовить тесто для настоящего национального блюда татар -кыстыбыя. Для его приготовления необходимо 300 грамм муки, молока - 130 мл, яиц - 1 шт, сливочного масла - 50 гр. Из данного теста получится 12 лепешек. Яйца и масло есть в запасе, а сколько нужно докупить муки и молока, если нужно испечь 18 лепешек?
-На чувашский национальный праздник решили испечь хуплу. Для её приготовления необходимо на 1 килограмм слоеного теста, курицы на 300 г меньше, чем теста, а картофеля в 2 раза меньше, чем курицы. Сколько необходимо курицы и картофеля, чтобы испечь курник?
-Бабушка попросила помочь посчитать на сколько порций хватит ингредиентов для щей, если на 6 порций необходимо говядины 450 грамм, картофеля - 6 штук, капусты 300 грамм. А на столе лежит в 2 раза меньше говядины, 2 клубня картофеля и 200 грамм капусты. Хватит ли бабушке ингредиентов, чтобы накормить двух внуков?
Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что составление текстовых задач регионального характера на внеурочных занятиях по математике способствует развитию интереса к такому сложному предмету у младших школьников, позволяет углубить знания учеников по краеведению и по математике, развитию творческого, логического мышления, а также воспитанию любви к родному краю.
Библиографический список
1.Абдуллина Л.Б., Малкина А.А. Развитие интереса к математике средствами внеурочной работы // Сборник статей V Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики», Пенза, 5 февраля 2021года. Пенза: Наука и Просвещение, 2021. С. 26-28.
2.Гребенникова Н. Л., Косцова С. А. Подготовка будущих учителей начальных классов к реализации стандартов второго поколения: Учебная монография. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2012. 245 с.
References
1. Abdullina L.B., Malkina A.A. Development of interest in mathematics by means of extracurricular work // Collection of articles of the V International scientific and practical conference «Actual problems of pedagogy», Penza, February 5, 2021. Penza: Science and Education, 2021. pp. 26-28.
2. Grebennikova N.L., Kostsova S.A. Preparation of future primary school teachers for the implementation of second generation standards: Educational monograph. - Sterlitamak: Sterlitamak. state ped. Academy named after Zainab Biisheva, 2012. 245 p.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН
РОССИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Пичугин Максим Борисович
преподаватель кафедры боевой и физической подготовки, Кузбасского института ФСИН России г. Новокузнецк
PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FSIN OF
RUSSIA IN THEIR SPARE TIME
Pichugin Maxim Borisovich
teacher of the department of combat and physical training, Kuzbass institute of the Federal Penitentiary Service of Russia Novokuznetsk
Аннотация. Данная статья рассматривает важность занятий по физической подготовке специалистов институтов подведомственных ФСИН, предусмотренные учебными проектами и программами. А также причины необходимости расширения возможности санкционированными самостоятельными занятиями обучающихся во вне учебное время.