Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АДАПТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АДАПТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
АДАПТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (ООП) / ТРЕБОВАНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Валентина Владимировна, Айтказина Толкын Дюсенбековна, Жунусова Куралай Зекеновна, Смакова Дана Рауияновна

Целью исследования является раскрытие особенностей разработки адаптивных образовательных ресурсов для детей с особыми образовательными потребностями (далее - ООП). В качестве задач исследования выступили обоснование требований, критерий оценивания к адаптивным образовательным ресурсам для детей с ООП, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов, создание перспективных моделей для различных категорий детей. Предлагаемые характеристики могут стать эффективным инструментом по улучшению и совершенствованию учебников нового поколения для детей с ООП. Данное исследование проведено Республиканским научно-практическим центром экспертизы содержания образования совместно с Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина Министерства просвещения Республики Казахстан в рамках программно-целевого финансирования исследования OR 11465474 «Научные основы модернизации системы образования и науки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боброва Валентина Владимировна, Айтказина Толкын Дюсенбековна, Жунусова Куралай Зекеновна, Смакова Дана Рауияновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION: ADAPTIVE EDUCATIONAL RESOURCES FOR CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The purpose of the study is to reveal the features of the development of adaptive educational resources for children with special educational needs (hereinafter - SEN). The objectives of the study were to substantiate the requirements, the evaluation criteria for adaptive educational resources for children with OOP, based on the structure of his disease, cognitive needs and interests, the creation of promising models for various categories of children. The proposed characteristics can become an effective tool for improving and improving textbooks of a new generation for children with SEN. This research was conducted by the Republican Scientific and Practical Center for the Examination of the Content of Education together with the National Academy of Education named after Y. Altynsarin of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan within the framework of program-targeted financing of the research OR 11465474 «Scientific foundations of modernization of the education and science system».

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АДАПТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

Vocal and choral performance. as a consequence of the developed musical thinking. is carried out at all stages of work and implements the following tasks:

- mental reproduction of music by heart;

- reading from notes with the maximum approximation of the mental sound to the real one;

- vocal and choral performance of the work;

- alternation of mental and real performance.

So, in choral lessons, through the use of methods and mechanisms for the development of musical thinking, the educational process lends itself to analysis and comprehension, and the level of musical thinking becomes an indicator of the development of the spiritual personality as a whole. Its directed development in the process of vocal and choral activity opens up wide opportunities for creating value attitudes, creative abilities and for the development of the spiritual culture of students.

Bibliography:

1. Aranovskiy MG, Problems of Musical Thinking. Digest of articles. Publishing house "Music". Moscow. 1974.S. 15-19. (In Russian).

2. Asafiev BV, Musical form as a process. Publishing house "Music". Leningrad. 1971.S. 26-31. (In Russian).

3. Beloborodova VK, Rigina GS, Aliev Yu. B. Musical perception of schoolchildren. Edited by M.A.Rumer. Publishing house "Pedagogy,". Moscow. 1975.S. 112-122. (In Russian).

4. Gajim IF, Music as a great pedagogy. Music and pedagogical education at the turn of the XX and XXI centuries. Materials of the VIII International Conference. Moscow. 2004.S. 9-10. (In Russian).

5. Kushnir MB, Comprehensive methodology for the development of musical thinking. Problems of the development of the system of music education: Sat. tr. no. 87 / GMPI them. Gnesins. Moscow. 1986.S. 3-9. (In Russian).

6. Medushevsky VV, On the patterns and means of artistic influence of music. Publishing house "Music". Moscow. 1976.S. 119-156. (In Russian).

7. Mikhailov, M.K. Methodological culture of a teacher-musician. On some psychological mechanisms of musical thinking. Ed. E.B. Abdullina. Publishing house "Academy". Moscow. 2002.S. 66-98. (In Russian).

8. Orlova EM, Asafiev's intonation theory as a teaching about the specifics of musical thinking: History. Becoming. Essence. Publishing house "Music". Moscow. 1984.S. 45-78. (In Russian).

9. Sokhor AN, Social conditioning of musical thinking and perception // Problems of musical thinking. Publishing house "Music". Moscow. 1974.S. 41-50 (In Russian).

10. Gagim I.F., §tiinta §i arta educatiei muzicale. Editura ARC. Chi§inau. 1996. С. 19-27. (In Romanian).

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АДАПТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Боброва Валентина Владимировна

Кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор Карагандинского университета имени академика Е.А.Букетова, г. Караганда.

Айтказина Толкын Дюсенбековна, ведущий эксперт

Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования,

г. Астана, Казахстан Жунусова Куралай Зекеновна,

главный эксперт

Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования,

г. Астана, Казахстан Смакова Дана Рауияновна,

ведущий эксперт

Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования,

г. Астана, Казахстан

INCLUSIVE EDUCATION: ADAPTIVE EDUCATIONAL RESOURCES FOR CHILDREN WITH

SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Bobrova Valentina Vladimirovna

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Karaganda University named

after Academician E.A.Buketov, Karaganda Aitkazina Tolkyn Duysenbekovna, leading expert The Republican Scientific and Practical Center for Educational Content Expertise,

Astana, Kazakhstan

Zhunusova Kuralai Zekenovna,

Chief expert

The Republican Scientific and Practical Center for Educational Content Expertise,

Astana, Kazakhstan Smakova Dana Rauiyanovna, leading expert

The Republican Scientific and Practical Center for Educational Content Expertise,

Astana, Kazakhstan

Аннотация. Целью исследования является раскрытие особенностей разработки адаптивных образовательных ресурсов для детей с особыми образовательными потребностями (далее - ООП). В качестве задач исследования выступили обоснование требований, критерий оценивания к адаптивным образовательным ресурсам для детей с ООП, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов, создание перспективных моделей для различных категорий детей. Предлагаемые характеристики могут стать эффективным инструментом по улучшению и совершенствованию учебников нового поколения для детей с ООП.

Данное исследование проведено Республиканским научно-практическим центром экспертизы содержания образования совместно с Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина Министерства просвещения Республики Казахстан в рамках программно-целевого финансирования исследования OR 11465474 «Научные основы модернизации системы образования и науки».

Abstract. The purpose of the study is to reveal the features of the development of adaptive educational resources for children with special educational needs (hereinafter - SEN). The objectives of the study were to substantiate the requirements, the evaluation criteria for adaptive educational resources for children with OOP, based on the structure of his disease, cognitive needs and interests, the creation of promising models for various categories of children. The proposed characteristics can become an effective tool for improving and improving textbooks of a new generation for children with SEN.

This research was conducted by the Republican Scientific and Practical Center for the Examination of the Content of Education together with the National Academy of Education named after Y. Altynsarin of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan within the framework of program-targeted financing of the research OR 11465474 «Scientific foundations of modernization of the education and science system».

Ключевые слова: адаптивные образовательные программы, инклюзивное образование, особые образовательные потребности (ООП), требования, критерии оценивания учебников.

Keywords: adaptive educational resources, inclusive education, special educational needs, requirements, evaluation criteria for adaptive educational re-sources.

Вводная часть и новизна

Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с ГОСО является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ООП.

В настоящее время в нашей стране для детей с ограниченными возможностями (далее - ОВ) созданы необходимые для развития и обучения условия, включая психолого-педагогическое сопровождение в системе специального образования, предоставляющие восемь видов специальных услуг, которые могут быть осуществлены и в специальных школах (всего школ 100), а также параллельно развивается практика инклюзивного образования.

Новизна исследования состоит в том, что предлагаются модели эффективного обучения на основе адаптивных образовательных ресурсов для различных категорий детей с ООП с учетом их специфических дифференцированных особенностей с разработкой требований, функций и критериев оценивания учебников.

Данные о методике исследования

Сегодня в Казахстане насчитывается 175 082 детей до 18 лет с ограниченными возможностями (ОВ), требующих создания специальных условий, из которых 97284 - школьного возраста. В целом охвачено обучением и воспитанием 113 994 детей с ОВ, при этом инклюзивным образованием в 2,5 раза больше. В общеобразовательных школах 44 442 учащихся, в специальных школах и классах 24405 учащихся. 99 специальных школ - 15 074 детей, 432 общеобразовательные школы со спецклассами (1229 классов) -9331 учащихся. В них созданы специальные условия по видам нарушений [1; 2].

В семи из восьми видов специальных школ (кроме школ для детей с нарушением интеллекта) дети получают образование, соответствующее государственному стандарту [3].

В то же время, как показывают опыт и наблюдения, как обучающиеся с ООП, так и учителя, работающие с данной категорией лиц, испытывают определенные трудности. В этой связи встала проблема разработки адаптированной образовательной программы и сопутствующих ей ресурсов.

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с ООП направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Обучающиеся с ООП (за исключением обучающихся с умственной отсталостью) должны получить образование, сопоставимое с образованием нормально развивающихся сверстников, а по окончанию обучения - аттестат о получении общего образования. Поэтому их обучение и воспитание организуется по адаптированной образовательной программе, разрабатываемой организацией образования на основе ГОСО в условиях инклюзии, с учетом психофизических особенностей учащихся и создания специальных условий обучения [4].

Экспериментальная часть

В нормативных документах и специальной литературе принято выделять следующие группы детей с ООП:

1-группа. Дети с нарушениями психофизического развития: нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми расстройствами.

2-группа. Дети со специфическими трудностями в обучении, поведенческими и эмоциональными проблемами.

Специфические трудности отмечаются у обучающихся с сохранным интеллектом проявляются в усвоении отдельных учебных навыков: письма, чтения или счета (дисграфия, дислексия, дискалькулия др.). Эти трудности, как правило, носят временный характер и преодолеваются при условии оказания им помощи специалистов. Поведенческие и эмоциональные проблемы могут быть вследствие особых проблем развития (синдром гиперактивности и дефицита внимания, негрубые расстройства аутистического спектра и пр.), а также неблагоприятных психологических факторов (нарушений воспитания в семье, детско-родительских и внутрисемейных отношений), что приводит к различным трудностям общения со сверстниками и учителями (робость, пассивность, замкнутость или конфликтность, непослушание, агрессивность).

3-группа. Обучающиеся, у которых в силу социально- психологических, экономических, языковых, культурных причин возникают особые образовательные потребности. Сюда можно отнести микросоциальную и педагогическую запущенность детей из малообеспеченных семей или не уделяющих должного внимания воспитанию и развитию детей, семей социального риска (родителей с алкоголизмом, наркоманией и пр.), а также у детей, испытывающей трудности адаптации к местному социуму (беженцы, мигранты, оралманы) или плохо понимающих и неговорящих на языке обучения в школе и др. [3; 5-11 и др.].

При разработке адаптивной образовательной программы необходимо учитывать эти особенности детей с ООП. Организация образования может брать за основу учебные планы для специальных (коррекционных) школ или адаптирует обычную общеобразовательную программу.

В первом случае часть учебных предметов у обучающихся с ООП совпадает с учебными предметами остальных обучающихся, часть является специфической, поэтому обучение по ним проводится индивидуально.

Данная модель эффективна в случаях эффективного обучения таких категорий детей, как глухие, слепые, умственно отсталые, но требует более сложной организации расписания занятий. Помимо основных предметов в учебном плане должны быть специальные предметы и коррекционно-развивающие занятия.

Организация образования может использовать как учебники для реализации адаптированных образовательных программ (индивидуальные планы, маршруты), так и обычные учебники.

Обучение умственно отсталых в условиях инклюзии должно быть организовано с использованием только специальных учебников.

Во втором случае адаптация обычной общеобразовательной программы осуществляется за счет пролонгации сроков обучения, составления индивидуального учебного плана, разработки индивидуальной программы по всем или отдельным учебным предметам. Организации образования используют те же учебники, что и в обучении нормально развивающихся сверстников. При этом учитель при необходимости должен подбирать дополнительные учебные пособия, индивидуально подходить к подбору заданий и упражнений, использовать дополнительные специальные учебники.

При повышении квалификации педагогических работников по вопросам инклюзивного обучения в программе курсов обязательно должно быть предусмотрено обучение педагогов методам и технологиям адаптации учебных программ (индивидуальных планов, маршрутов), учебного материала [6; 12; 13].

Данная модель эффективна в случаях инклюзивного обучения детей с сохранным интеллектом (слабовидящих, слабослышащих, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата).

И в том, и в другом случае обязательна реализация организацией образования программы коррекционной работы, которая должна предусматривать коррекционно-развивающие занятия с педагогам-психологом, учителем-логопедом, дефектологом.

Адаптивное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в специальном образовании представляет собой важный инструмент организации и поддержки данного процесса, которое определяет (в зависимости от типа, вида, тяжести нарушения и от возраста обучающегося) объем содержания обучения, а также методы, способы и средства построения учебного процесса. Переход общего образования на обновленное содержание образования обусловил необходимость обновления и трансформации адаптивных образовательных ресурсов, в том числе, учебно-методического обеспечения в содержательном, структурном и оценочном компонентах. Любой ребенок с особыми образовательными потребностями должен получить учебники, рабочие тетради и любые другие адаптированные дидактические материалы, обеспечивающие приспособления процесса обучения к уровню знаний, умений, психологических особенностей учащегося [14].

Соответственно должны измениться требования к учебно-методическому обеспечению по предметам с учетом индивидуальных особенностей обучающихся детей. Поскольку, качество обучения в значительной мере определяется качеством образовательных ресурсов и, прежде всего, качеством используемых учебников и учебных пособий. Адаптивные образовательные ресурсы должны обеспечивать достижение обучающимися с ООП результатов, установленных соответствующими государственными образовательными стандартами.

При этом необходимо помнить, что дети с ООП имеют различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Мыслительная деятельность детей с ООП характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, элементами инфантильности и стереотипичности, хаотичностью, импульсивностью или замедленностью мыслительных действий, преобладанием интуитивного компонента мышления, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций, проявляющейся в наибольшей степени на вербальном уровне [15; 16].

Поэтому требования, критерии оценивания к адаптивным образовательным ресурсам для детей с ООП должны исходить из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов и могут использоваться в качестве инструмента совершенствования школьных учебников нового поколения, включающих перечень свойств, которыми они должны обладать [17; 18]:

1. Содержание учебника (с учетом степени ограничения возможностей и сохранности интеллектуальных возможностей, качества и своевременности создания специальных образовательных условий для учащихся с ООП):

- соответствие современному состоянию содержания науки;

- систематизация в предметном, логическом и психологическом плане;

- согласованность с основными положениями программы обучения;

- унификация названий, четкость определений;

- согласованность терминов и названий в учебниках по смежным предметам;

- разнородность способов подачи информации (слово, рисунок, фотография, информация о том, как добывать последующую информацию).

2 Структура учебника (отражает коррекционные задачи):

- соответствие принятым ранее положениям, например, блочное построение содержания;

- четкость структуры, повторяемость элементов;

- реализация в структуре содержания основных принципов методики умственной деятельности: расположение оглавления в начале учебника, использование предметных, именных и других указателей.

3 Методическая разработка содержания (с использованием специальных методических приемов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся с ООП, на их стимуляцию компенсаторных процессов развития и формирование новых положительных качеств):

- соответствие требованиям современной дидактики в области языка (доступность, правильность);

- соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения;

- разнообразие иллюстрирующих авторские положения примеров;

- обращение к пройденному материалу и опыту учеников;

- разнообразие основных заданий;

- выделение различных уровней трудности содержания;

- управление мыслительными процессами учеников в процессе решения проблем.

4 Оформление и полиграфическое исполнение (с использованием дифференцированной, содержательной, вариативной наглядности в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с ООП; с расчетом на преодоление негативных особенностей и последствий аномального развития):

- удобство пользования учебником;

- практичность, эстетичность и информативность обложки;

- качество бумаги;

- разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие цветных иллюстраций, выполняющих роль важного источника информации, их соответствие словесному содержанию и приспособление к возрастным возможностям восприятия ученика;

- краткость и ясность подписей под иллюстрациями;

- использование соответствующих выделений, например, основных понятий, информационных положений и других элементов;

- необходимая ширина колонки набора, полей, на которых могут быть выделены основные понятия;

- стимулирующий чтение объем;

- четкое выделение фамилии автора учебника.

Общая схема анализа учебника

1. Внешнее оформление учебника, качество форзацев.

2. Наличие и качество иллюстраций, рисунков в учебнике.

3. Информационная функция:

- соответствие содержания учебного материала современным требованиям;

- новизна учебного и художественного материала;

- качество теоретического материала, его познавательное значение.

4. Мотивационная функция:

- наличие материала, способствующего развитию интереса у учащихся;

- соответствие учебного материала возрастным возможностям школьников;

- наличие средств эмоционального воздействия;

- увлекательность формы изложения материала;

- наличие материала, опирающегося на жизненный опыт учащихся.

5. Функция обучения школьника самостоятельной работе с книгой:

- наличие материала или указаний в учебнике, помогающих ученику работать с книгой;

- наличие образцов правильного выполнения заданий;

- наличие заданий, помогающих осуществить самоконтроль знаний и умений.

6. Развивающая функция учебника:

- изложение учебного материала как системы, способствующей развитию разносторонних способностей учащихся;

- наличие в учебном материале, в методическом аппарате проблемных вопросов и заданий;

- наличие материала и заданий, способствующих познавательной активности, самостоятельности учащихся.

7. Функция управления деятельностью учителя:

- последовательность и целесообразность учебного материала;

- наличие внутрипредметных и межпредметных связей;

- отражение специфики учебника в национальной школе;

- научная обоснованность содержания и структуры учебника;

- согласованность с реальными возможностями учебного процесса [19].

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации.

1. При разработке адаптированной образовательной программы и учебников для детей с ООП следует учитывать их специфические дифференцированные особенности и использовать предлагаемые модели эффективного обучения в зависимости от категорий детей.

Первая модель (для глухих, слепых, умственно отсталых детей) предусматривает использование как обычных предметов, так и специальных, а также коррекционно-развивающих занятий в индивидуальном порядке.

Вторая модель (для слабовидящих, слабослышащих, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата) осуществляется на основе адаптации обычной общеобразовательной программы с использованием обычных учебников за счет пролонгации сроков обучения, составления индивидуального учебного плана, разработки индивидуальной программы по всем или отдельным учебным предметам. В то же время при необходимости следует подбирать дополнительные учебные пособия, осуществлять индивидуальный подход к подбору заданий и упражнений, использовать дополнительные специальные учебники.

При разработке учебников для детей с ООП важно учитывать их содержание и структуру, методические аспекты преподавания, дизайн, а также все функции учебника как источника информации.

Список литературы:

Кудеринова А.М. Использование учебно-методических комплексов в процессе обучения детей с ограниченными возможностями//Материалы Республиканского августовского совещания 11.08.2022 г.//Электронный ресурс: https://special-edu.kz/ (дата обращения 23.09.2022)

Сколько в Казахстане детей с особыми образовательными потребностями//Электронный ресурс: https://www.inform.kz/ru/skol-ko-v-kazahstane-detey-s-osobymi-obrazovatel-nymi-potrebnostyami_a3687556?/ (дата обращения 23.09.2022).

Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года №343 «О социальной медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» //Электронный ресурс: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000343_ (дата обращения 23.09.2022).

Об учебниках для обучающихся с ВОЗ//Электронный ресурс:

http://yaguo.ru/files/pismo_monrf_073517.pdf (дата обращения 12.08.2022).

Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию детей с особыми потребностями. О принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. 7-10 июня 1994 года // Электронный ресурс:

https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения 10.09.2021 г.).

Нормативно-правовая база специального и инклюзивного образования//Электронный ресурс: https://special-edu.kz/ (дата обращения 12.08.2022).

Пособие по совершенствованию инклюзивной практики в образовании: Пер. с серб. Белград: Фонд открытого общества, 2012. 292 с.

Tomlinson C.A. (2014) Differentiated Classroom: Responding to the Needs of All Learners [Дифференцированный класс: удовлетворение потребностей всех учащихся]. Alexandria, VA: ASCD.

Corley, M. (2005). Differentiated instruction: Adjusting to the needs of all learners [Дифференцированное обучение: приспособление к потребностям всех учащихся]. Focus on Basics: Connecting Research and Practice, 7(C), 13-16.

Tomlinson, C.A., & Eidson, C.C. (2003). Differentiation in practice: A resource guide for differentiating curriculum. Grades 5-9 [Дифференциация на практике: справочник ресурсов для дифференциации учебной программы. 5-9 классы]. Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development.

Heacox, D. (2002). Differentiating instruction in the regular classroom: How to reach and teach all learners, grades 3-12. Minneapolis, MN: Free Spirit Publishing.

Основные тенденции в развитии системы образования в 21 веке//Электронный ресурс: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika (дата обращения 12.08.2022).

Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогов «Развитие профессиональных компетенций педагога специальных классов общеобразовательных школ». Руководство для слушателя. Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2022. 90 с.

Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве// Инклюзивное образование. Выпуск 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 272 с.

Елисеева И.Г., Ерсарина А.К. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе: метод. рекомендации/ Елисеева И.Г., Ерсарина А.К. Алматы: ННПЦ КП, 2019. 118с.

Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования». Приказ Министра здравоохранения РК от 5 августа 2021 года № КР ДСМ-76//Электронный ресурс: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023890 (дата обращения 23.09.2022).

Требования к учебникам нового поколения//Электронный ресурс: https://infourok.ru/trebovaniya-k-uchebnikam-novogo-pokoleniya (дата обращения 12.08.2022).

Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей. Приказ Министра образования и науки РК от 12 января 2022 года №4 //Электронный ресурс: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200026618/links (дата обращения 23.09.2022).

Школьный учебник: современное состояние и развитие: Монография: В 2-х т./ Каримова Б.С., Кусаинов Г.М., Жетпеисова Н.О., Михалев Р.К., Дуйсебек А.Т., Омаров С.К., Нургалиева Г.К., Тажигулова А.И., Артыкбаева Е.В./ Под общ.ред. Б.С.Каримовой, Г.М.Кусаинова, Г.К.Нургалиевой. -Алматы: Изд-во Эверо, 2018. т.1. 213 с.; т.2. 298 с.

References:

1. Kuderinova A.M. The use of educational and methodological complexes in the process of teaching children with disabilities//Materialy Respublikanskogo avgustovskogo soveshhaniya 11.08.2022 g.//Elektronnyj resurs: https://special-edu.kz/ (data obrashheniya 23.09.2022) (In Russian)

2. SkoFko v Kazaxstane detej s osobymi obrazovateFnymi potrebnostyami//Elektronnyj resurs: https://www.inform.kz/ru/skol-ko-v-kazahstane-detey-s-osobymi-obrazovatel-nymi-potrebnostyami_a3687556?/ (data obrashheniya 23.09.2022) (In Russian)

3. Zakon Respubliki Kazaxstan ot 11 iyulya 2002 goda №343 «O sociaFnoj mediko -pedagogicheskoj i korrekcionnoj podderzhke detej s ogranichennymi vozmozhnostyami» //Elektronnyj resurs:

https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000343 (data obrashheniya 23.09.2022) (In Russian).

4. Ob uchebnikax dlya obuchayushhixsya s VOZ//E'lektronny'j resurs: http://yaguo.ru/files/pismo_monrf_073517.pdf (data obrashheniya 12.08.2022) (In Russian).

5. Salamankskaya deklaraciya i Ramki dejstvij po obrazovaniyu detej s osoby'mi potrebnostyami. On the principles of policy and practical activities in the field of education of persons with special needs. 7-10 iyunya 1994 goda // Elektronnyj resurs: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/ declarations/pdf/salamanka.pdf (data obrashheniya 10.09.2021 g.) (In Russian).

6. Normativno-pravovaya baza speciaFnogo i inklyuzivnogo obrazovaniya//Elektronny'j resurs: https://special-edu.kz/ (data obrashheniya 12.08.2022) (In Russian).

7. Posobie po sovershenstvovaniyu inklyuzivnoj praktiki v obrazovanii: Per. s serb. Belgrad: Fond otkry'togo obshhestva, 2012. 292 s. (In Russian)

8. Tomlinson C.A. (2014) Differentiated Classroom: Responding to the Needs of All Learners [Differencirovannyj klass: udovletvorenie potrebnostej vsex uchashhixsya]. Alexandria, VA: ASCD.

9. Corley, M. (2005). Differentiated instruction: Adjusting to the needs of all learners [Differencirovannoe obuchenie: prisposoblenie k potrebnostyam vsex uchashhixsya]. Focus on Basics: Connecting Research and Practice, 7(C), 13-16.

10. Tomlinson, C.A., & Eidson, C.C. (2003). Differentiation in practice: A resource guide for differentiating curriculum. Grades 5-9 [Differenciaciya na praktike: spravochnik resursov dlya differenciacii uchebnoj programmy'. 5-9 klassy']. Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development.

11. Heacox, D. (2002). Differentiating instruction in the regular classroom: How to reach and teach all learners, grades 3-12. Minneapolis, MN: Free Spirit Publishing.

12. Osnovnye tendencii v razvitii sistemy obrazovaniya v 21 veke//E'lektronny'j resurs: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika (data obrashheniya 12.08.2022). (In Russian)

13. Obrazovatel'naya programma kursov povy'sheniya kvalifikacii pedagogov «Razvitie professionaFnyx kompetencij pedagoga speciaTnyh klassov obshheobrazovateFnyh shkol». Rukovodstvo dlya slushatelya. Astana: Centr pedagogicheskogo masterstva AOO «Nazarbaev Intellektualnye shkoly», 2022. 90 s. (In Russian)

14. Alexina S.V. The current stage of the development of inclusive education in Moscow// Inklyuzivnoe obrazovanie. Vypusk 1. M.: Centr «Shkolnaya kniga», 2010. 272 s. (In Russian)

15. Eliseeva I.G., Ersarina A.K. Psixologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami v obshheobrazovatel'noj shkole: metod. rekomendacii/ Eliseeva I.G., Ersarina A.K. Almaty: NNPCz KP, 2019. 118s. (In Russian)

16. Ob utverzhdenii Sanitarnyh pravil «Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k ob'ektam obrazovaniya». Prikaz Ministra zdravooxraneniya RK ot 5 avgusta 2021 goda № KR DSM-76//Elektronnyj resurs: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023890 (data obrashheniya 23.09.2022). (In Russian)

17. Trebovaniya k uchebnikam novogo pokoleniya//Elektronnyj resurs: https://infourok.ru/trebovaniya-k-uchebnikam-novogo-pokoleniya (data obrashheniya 12.08.2022). (In Russian)

18. Ob utverzhdenii Pravil ocenki osoby'x obrazovatelnyh potrebnostej. Prikaz Ministra obrazovaniya i nauki RK ot 12 yanvarya 2022 goda №4 //Elektronnyj resurs: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200026618/links (data obrashheniya 23.09.2022). (In Russian)

19. Shkolnyj uchebnik: sovremennoe sostoyanie i razvitie: Monografiya: V 2-x t./ Karimova B.S., Kusainov G.M., Zhetpeisova N.O., Mixalev R.K., Dujsebek A.T., Omarov S.K., Nurgalieva G.K., Tazhigulova A.I., Arty'kbaeva E.V./ Pod obshh.red. B.S.Karimovoj, G.M.Kusainova, G.K.Nurgalievoj. - Almaty: Izd-vo Evero, 2018. t.1. 213 s.; t.2. 298 s. (In Russian)

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО

КОМПОНЕНТА ВО ВНЕУРОЧНУЮ РАБОТУ

Гребенникова Н.Л.

Кандидат педагогических наук, доцент

Косцова С.А.

Старший преподаватель Никитина В.Р.

Студентка факультета педагогики и психологии Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»

г. Стерлитамак, Россия

DEVELOPING INTEREST IN MATHEMATICS THROUGH INCLUDING A REGIONAL COMPONENT OUT OF LESSON WORK

Grebennikova N.L.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

S.A. Kostsova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.