Научная статья на тему 'ПРИЕМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ'

ПРИЕМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ / ПРИЕМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ИЛИ ДРАМАТИЗАЦИИ / СТРУКТУРА ЗАДАЧИ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Н.Л., Косцова С.А., Хабибуллина А.Н.

Описан прием театрализации, который используется при решении текстовых математических задач на уроках математики в начальных классах на всех этапах работы с составной задачей. Это улучшает понимание учениками структуры задачи, ее смысловых частей, повышается вероятность того, что задача будет решена правильно, и будет происходить разностороннее развитие обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенникова Н.Л., Косцова С.А., Хабибуллина А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF THEATRICALIZATION IN TEACHING YOUNGER STUDENTS TO SOLVE COMPOSITE TASKS

The method of theatricalization is described, which is used in solving textual mathematical problems in mathematics lessons in elementary grades at all stages of working with a composite problem. This improves students' understanding of the structure of the task, its semantic parts, increases the likelihood that the task will be solved correctly, and there will be a versatile development of students.

Текст научной работы на тему «ПРИЕМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ»

В связи с вышеперечисленным мы предлагает вводить исторические данные, зашифрованные в QR-код, для облегченного и более увлекательного изучения младшими школьниками такой сложной величины, как время.

Под QR-кодом (от англ. Quick Response - быстрый ответ) понимают миниатюрный носитель данных, который хранит текстовую информацию объемом порядка трёх тысяч байт. Эти данные кодируются с помощью специальных программ или сервисов в виде чёрно-белых или цветных квадратов [2, с. 32].

Таким образом, включая QR-код в изучение величины «время», мы достигнем целый ряд целей: внедрить использование электронных ресурсов на уроке, усилить мотивацию обучающихся к познанию сложной величины, повысить общую техническую грамотность.

Существуют множество сервисов для генерирования QR-кодов. Вот некоторые из них [1]: сервис QR coder (http://www.qrcoder.ru); сервис QR code Generator (http://zxing.appspot.com/generator); онлайн-конструктор для создания мобильных решений на базе QR-кодов Creambee (http://creambee.ru/qr-code-generator); сервис QRMania (http://www. colorqrcode.ru); сервис ColorQrCode (http://www. colorqrcode.ru).

С помощью данных сервисов мы создали несколько QR-кодов с зашифрованными историческими данными по всем единицам времени. Их можно применить на уроках или внеурочных занятиях по математике для закрепления и углубления знаний младших школьников о величине. Представляем вашему вниманию созданные нами образцы:

1.Сведения из энциклопедии «Откуда пошли названия дней недели?» (см. рис. 1).

2.Видеоролик с историческими данными «Как появилось время: годы, месяцы, сутки, часы, минуты?» (см. рис. 2)

3.Презентация «Счет лет в истории» с историей возникновения века, года и месяца (см. рис. 3).

4.Проект на тему «Время», в котором содержатся исторические данные о всех единицах времени (см. рис. 4)

5.Про историю суток и изобретение часов в видеосюжете «Как изобретали время?» (см. рис. 5)

Рис. 1. Рис. 2. Рис. 3. Рис. 4.Рис. 5.

Таким образом, изучение величины «время» младшим школьникам дается нелегко. Для этого эффективным помощником выступает QR-код, в который можно зашифровать исторические данные о времени. Такое средство мобильного обучения содействует легкому и увлекательному усвоению сложнейшей темы в начальных классах и дает возможность оперативно находить нужную информацию о величине «время».

Список литературы

1. Баданов А.Г. «QR coder». Интерактивности - Web-сервисы для образования. URL: https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/qr-coder (дата обращения 10.12.2021)

2. Бурлуцкая Н.А. QR-коды как средство повышения мотивации обучения // Наука и перспективы. -2016. - № 1. - С.31-36.

УДК 373.34

ББК 74.262.21

ПРИЕМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ

СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ

Гребенникова Н.Л.

Стерлитамакский филиал БашГУ, г. Стерлитамак

Косцова С.А.

Стерлитамакский филиал БашГУ, г. Стерлитамак

Хабибуллина А.Н.

МАОУ «Гимназия № 2», г. Стерлитамак

THE METHOD OF THEATRICALIZATION IN TEACHING YOUNGER STUDENTS TO SOLVE

COMPOSITE TASKS

Grebennikova N.L.

Sterlitamak branch of Bashkir State University, Sterlitamak

S.A. Kostsova

Sterlitamak branch of Bashkir State University, Sterlitamak

Khabibullina A.N.

MAOU «Gymnasium No. 2», Sterlitamak

Аннотация. Описан прием театрализации, который используется при решении текстовых математических задач на уроках математики в начальных классах на всех этапах работы с составной задачей. Это улучшает понимание учениками структуры задачи, ее смысловых частей, повышается вероятность того, что задача будет решена правильно, и будет происходить разностороннее развитие обучающихся.

Abstract. The method of theatricalization is described, which is used in solving textual mathematical problems in mathematics lessons in elementary grades at all stages of working with a composite problem. This improves students' understanding of the structure of the task, its semantic parts, increases the likelihood that the task will be solved correctly, and there will be a versatile development of students.

Keywords: mathematics, simple and compound problems; the technique of dramatization or dramatization, the structure of the problem, methodology.

Ключевые слова: математика, простые и составные задачи; прием театрализации или драматизации, структура задачи, методика.

«В окружающей нас жизни возникает множество таких жизненных ситуаций, которые связаны с числами и требуют выполнение арифметических действий над ними, - это задача.» [3, с. 116]. Любому педагогу хорошо известно, какую огромную роль в начальном обучении математике играют задачи. В современном мире роль задачи стала оцениваться по-новому, изменилась и работа над задачей. Нам понятно то, что в данных обстоятельствах значительному изменению подверглись также методы обучения учащихся решению как простых, так и составных задач.

В обучении математике в начальных классах понятие «задача» обычно употребляется, когда учебное задание сформулировано в текстовой форме по какому-либо сюжету с числовыми характеристиками события, описываемого в тексте, а заканчивается текст вопросом - требованием найти по данным числам, используя связи между числами и указанным искомым его значение. Н.Б. Истомина про такие задачи пишет: «Они формулируются в виде текста, в котором находят отражение количественные отношения между реальными объектами. Поэтому их называют «текстовыми», «сюжетными», «вычислительными» [4, с. 134].

2) В контексте концепции условий ФГОС перед преподавателем стоит задача чрезвычайной значимости: достичь того, чтобы каждый учащийся вырос не только воспитанным, с высоким интеллектом и здоровым, но также непременно - активным, размышляющим, способный находить креативный подход к разрешению каждой проблемной ситуации, в особенности, в экспериментальной или исследовательской работах. Формированию подобных качеств личности обучающегося как раз и содействует применяемая учителем методика обучения решению задач с 1-го класса.

Ведущие методисты (Александрова Э.И. [1], Бантова М.А. [3], Истомина Н.Б. [4] и др.) придерживаются мнения, что решение составных задач в начальных классах преследует двойную цель: с одной стороны, - научить решать составные задачи различных видов, а с другой стороны, - сами составные задачи выступают как средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся. В ходе решения составных задач реализуются образовательные, воспитательные и развивающие цели. Решение задач содействует развитию у обучающихся полноценных знаний, определяемых программой. Задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Решение задач позволяет углубить и расширить понятия учащихся о жизни, формирует у них умения применять усваиваемые математические знания и умения при решении практических жизненных задач, составляемых и самими учениками.

Цель статьи - показать, что наряду с методическими приемами, рекомендуемыми методистами и используемыми учителями для повышения познавательной активности младших школьников при решении задач (моделирование текста задачи, сравнение различных моделей и выбор той, которая подведет к рациональному решению задачи, решение задачи разными методами, работа над решенной задачей и др.), также целесообразно применять и авторские приемы учителей. В частности, покажем эффективность применения приема театрализации или драматизации на всех этапах организации работы над решением простых и составных задач, используемого Хабибуллиной А. Н.

Решение задач - это не только умственная работа, но еще и творческая. Поэтому каждому учителю стоит подойти к данной теме креативно. Продемонстрируем результаты применения творческого приема театрализации или драматизации в образовательном процессе на уроках математики на всех этапах организации работы над решением составных задач. Так, с учениками 3 «Г» класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2» городского округа город Стерлитамак

республики Башкортостан был апробирован данный прием в сочетании с названными выше (учитель Хабибуллина А.Н.).

Уроки с применением приема театрализации позволили целенаправленно формировать у учащихся общеучебные умения, навыки самоконтроля, умение обосновывать собственную точку зрения и корректировать свои действия. А также при помощи кукольного театра и собственного выступления у учеников конкретизируется условие и вопрос задачи через действия «актеров», что способствует осознанию и представлению текста задачи, что увеличивает ученикам шансы для составления верного плана решения и его реализации при записи решения. Применение приема театрализации способствует развития коммуникативных умений, творческих способностей при обсуждении вариантов драматизации текста задачи, распределении ролей в группе. улучшается память (при запоминании своей роли и всего текста задачи). Также ученики сближаются в общении и в понимании друг друга, а в последствии подобные задачи легче представить и решить верно, по представлению. Учащиеся с большим желанием подходят к этой работе, и даже, если задача сложная, проиграв ее, пропустив через себя или посмотрев выступление учеников по описанной в задаче ситуации, понимание задачи и её решения ускоряется: быстрее ученики чертят схему - модель задачи, и оформляют её решение.

Наблюдения за учениками на уроках при работе над задачей, анализ контрольных работ показали, что уровень сформированности знаний, умений и навыков по решению составных задач повысился, чему, способствовало применение различных методических приемов при организации решения учениками задач, в частности, приема театрализации. Использование данного приема на всех этапах решения составных задач дал положительную динамику правильного и осмысленного их решения младшими школьниками.

Таким образом, использование приема театрализации или драматизации можно использовать в процессе решения текстовых математических задач не только в дошкольном возрасте, но и на уроках математики в начальных классах на всех этапах работы с составной задачей. Это улучшает понимание учениками структуры задачи, ее смысловых частей, повышается вероятность того, что задача будет решена правильно, и будет происходить разностороннее развитие обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Э.И. Математика: Учебник для 3 класса начальной школы: В 2-х. Кн. 1. - 12-е изд. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. - 160 с.

2. Александрова Э.И. Математика: Учебник для 3 класса начальной школы: В 2-х. Кн. 2. - 12-е изд. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. - 176 с.

3.Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 335 с.

4.Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.