Научная статья на тему 'Использование средств моделирования при обучении младших школьников решению составных нетиповых задач'

Использование средств моделирования при обучении младших школьников решению составных нетиповых задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТАВНАЯ НЕТИПОВАЯ ЗАДАЧА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЗНАКОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВИДЫ МОДЕЛЕЙ / КРАТКАЯ ЗАПИСЬ УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арапко И.М., Шевченко О.С.

Формированию умения решать составные нетиповые задачи способствует знакомство учащихся с различными методами решения задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а так же с различными способами решения в рамках выбранного метода. Выбор наиболее рациональных форм построения схематической модели позволяет уточнить зависимость между искомым и данным. Модели, используемые при решении задач, переводят ученика на более высокую ступень обобщения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование средств моделирования при обучении младших школьников решению составных нетиповых задач»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ СОСТАВНЫХ НЕТИПОВЫХ ЗАДАЧ

© Арапко И.М.* *, Шевченко О.С.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск

Формированию умения решать составные нетиповые задачи способствует знакомство учащихся с различными методами решения задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а так же с различными способами решения в рамках выбранного метода. Выбор наиболее рациональных форм построения схематической модели позволяет уточнить зависимость между искомым и данным. Модели, используемые при решении задач, переводят ученика на более высокую ступень обобщения знаний.

Ключевые слова составная нетиповая задача, моделирование, знаковое моделирование, виды моделей, краткая запись условия задачи, формирование умения решать задачи.

Решение текстовых задач - важная составляющая курса математики начальной школы. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения.

Анализ методической литературы (М.А. Бантова, М.И. Моро, С.Е. Царева, Л.М. Фридман) показывает, что работа с составными задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с составными задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач. Учащихся следует знакомить с различными методами решения задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого

* Старший преподаватель кафедры Педагогики Школы Педагогики.

* Магистрант кафедры Педагогики Школы Педагогики.

Теория и методика обучения и воспитания

63

метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода. Решение задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся. Краткие записи условий текстовых задач - примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.

Огромную роль в развитии психических образов играет моделирование. Модель определяется как некий предмет (система), исследование которого служит средством для получения знаний о другом объекте. Существуют виды моделей: образные и знаковые, естественные и материальные. Во всех случаях между моделью и моделируемым объектом (оригиналом) имеется определённое отношение - модельное отношение. Это отношение показывает, в каком смысле оригинал и его модель подобны. Модель всегда отлична от оригинала, но в каком-то отношении она подобна ему. Модель служит для получения наглядных представлений о других объектах, она упрощает структуру оригинала, отвлекает от несущественного.

Моделирование в широком смысле слова - это замена действий с реальными предметами, действиями с их уменьшенными образцами, моделями, макетами, а также с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами.

Моделирование широко используется в обучении и имеет два аспекта:

1) служит тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения, тем методом познания, которым они должны овладеть;

2) является тем учебным средством и методом, без которого невозможно полноценное обучение.

В начальном курсе обучения используется знаковое моделирование, а моделями служат схемы и чертежи, что способствует развитию абстрактного мышления. С помощью моделирования удаётся свести сложное к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому, то есть сделать любой сложный объект доступным для изучения. Например: все математические понятия представляют собой модели количественных отношений и пространственных форм окружающей действительности.

Существует несколько видов моделей:

1. Модель, изображенная в виде отрезка.

2. Модель, изображённая в виде схематического чертежа.

3. Модель, изображенная в виде таблицы.

4. Модель, изображенная в виде диаграммы.

64

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

5. Модель, изображённая в виде графического чертежа.

6. Столбчатая модель.

При обучении детей решению задач главная задача учителя состоит в том, чтобы тщательно продумывать наиболее рациональные формы построения схематической модели, стремясь выработать у учащихся чутьё, подсказывающее им выбор наиболее удачной схемы. Важно изображать данные и искомое так, чтобы достаточно ясно выступали зависимости между величинами, рассматриваемыми в задачах, и их отношениями.

Например, «У Коли 4 яблока, а у Миши на 2 яблока больше. Сколько яблок у Миши?».

Возможные схематические чертежи:

4 2

?

а)

Рис. 1

М.

?

б)

2

В данной задаче важно расположить отрезки друг под другом, как в случае б), что облегчит выбор верного действия.

Что касается столбчатой модели при решении составных задач, то их тоже необходимо продумывать. Особенно, если эти составные задачи изучаются в 1 классе. Рассмотрим следующую задачу: «У Кати была лента длиной 10 см. Сначала она отрезала 4 см ленты, а потом ещё 5 см. Какой длины оставшаяся часть?».

Краткая запись к этой задаче выглядит так:

Было - 10 см Было - 10 см

1 отрезала - 4 см или Отрезала - 4 см и 5 см

2 отрезала - 5 см Осталось - ?

Осталось - ?

Если рассматривать эту краткую запись с точки зрения модели, то основное требование к ней - адекватное отражение структурных связей между данными и искомым здесь не выполнено. Действий в задаче два, а знак вопроса в краткой записи - один. Поэтому ход решения данной моделью не прогнозируется. Прежде чем перейти к решению, надо ещё составить план решения:

Теория и методика обучения и воспитания

65

1) отрезала в первый раз и второй;

2) осталось.

Приведённые рассуждения методического характера можно обосновать психологически. Для того чтобы модель в цепочке моделей выполняла свои функции абстрагирования и перевода ученика на более высокую ступеньку обобщений, она должна строиться средствами другого языка. А краткая запись имеет тот же словесный характер, что и текст условия, поэтому абстрагированию не помогает.

Данную задачу удобно решать, используя графическую модель:

Такая модель вызывает конкретное представление ситуации, структуру связей между данными и искомым отражает в явном виде, то есть прогнозирует ход её решения. Кроме того, данная модель подводит ученика к способу записи решения выражением: 10 - (4+5).

Ещё существуют модели, по которым можно составить задачи с разным условием.

Рассмотрим модель простой задачи, изображенную в виде отрезка.

? 5

Рис. 3

По данной модели можно составить следующие задачи:

1. В вазе было 13 конфет. 5 из них были шоколадными, а остальные карамельные. Сколько карамельных конфет было в вазе?

2. В вазе было 13 конфет. Петя съел 5 конфет. Сколько конфет осталось?

3. В вазе было 13 конфет. Когда Петя съел несколько конфет, то в вазе осталось 5. Сколько конфет съел Петя?

4. В вазе было несколько конфет. Когда к ним добавили 5, то их стало 13. Сколько конфет было в вазе?

5. В вазе было 5 конфет. Когда несколько конфет добавили, то их стало 13. Сколько конфет добавили?

66

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Таким образом, формирование умения решать задачи - это очень сложный процесс в курсе обучения математике. Этот процесс является многоэтапным. Работе с составными задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач. Важным в процессе формирования умения решать составные задачи является правильный выбор педагога того или иного метода, приёма, средства. В нашем случае выбрано средство моделирования условий задач, которое наиболее полно выражает связи между данными и искомым. Но, как вы заметили, существует несколько видов моделей и поэтому при обучении детей решению задач главная задача учителя состоит в том, чтобы тщательно продумывать наиболее рациональные формы построения моделей.

Список литературы:

1. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. - 272 с.

2. Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. - М., 1998.

3. Моро М.И., Пышкало А.М. методика обучения математике в I-III классах. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1975. - 336 с.

4. Царёва С.Е. Виды работы с задачами на уроке математики // Начальная школа. - 1990. - № 10. - С. 37-41.

5. Царёва С.Е. Обучение решению задач // Начальная школа. - 1998. -№ 1. - С. 102-107.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕТОЧНОИНТОНИРУЮЩИХ ДЕТЕЙ

© Богомолова О.М.* *, Силкина Т.Е.*

Центр детского творчества «Исток», г. Москва

Статья посвящена особенностям методики развития музыкальных способностей неточноинтонирующих детей.

Ключевые слова: музыкальные способности, интонирование, неточноинтонирующие дети.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - все это в огромной мере способствует общему развитию, активизации работы головного мозга, здоровью ребенка, полноценно-

* Методист, кандидат педагогических наук.

* Педагог дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.