Научная статья на тему 'Развитие интеллектуальных способностей у студентов вузов'

Развитие интеллектуальных способностей у студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
256
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нишанова Хафиза Вафакуловна

В статье приведены мысли учёных об интеллектуальных способностях личности. Названы две группы фразеологизмов, дающие оценку интеллектуальным свойствам студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуальных способностей у студентов вузов»

[2, с. 77]. Таким образом, внедрение технологии развития критического мышления у студентов в процессе изучения испанского языка повышает качество знаний обучающихся.

Список литературы

1. Интервью ректора Московского государственного лингвистического университета, базового центра по языкам и культурам стран содружества И.И.Халевой газете «Труд» // Труд. М., 2001. 7 февраля.

2. Попова Т.Г. Испанский научно-технический текст: традиции и современные подходы к изучению. М., 2003.

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ

ВУЗОВ Нишанова Х.В.

Нишанова Хафиза Вафакуловна — преподаватель, кафедра практических дисциплин английского языка-2, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье приведены мысли учёных об интеллектуальных способностях личности. Названы две группы фразеологизмов, дающие оценку интеллектуальным свойствам студента. Ключевые слова: вуз, студент, преподаватель, способность.

В настоящее время изучение английского языка приобретает практическую потребность, поскольку этот язык сегодня все более распространен наряду с русским языком и воистину становится не только языком переговоров на мероприятиях различного уровня в международном масштабе, но и языком межнационального общения. Обращение внимания лингвистов в последние десятилетия к развитию интеллектуальных способностей у студенческой молодёжи вызвано временем. В толковом словаре русского языка под редакцией С.Ю. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «интеллект» определяется как «мыслительная способность, умственное начало у человека» [1, с. 722]. Исследованием интеллектуальных способностей личности, установлением и изучением структуры интеллекта давно занимаются ученые и эксперты разных квалификаций, то есть не только специалисты психологи, но и педагоги, философы, филологи, физиологи, биологи и т.д., которые исследуют различные его аспекты.

Термин интеллект был введен австрийским ученым В. Штерном в XX веке. По его мнению, интеллект - это некоторая общая способность приспособления человека к новым жизненным условиям. По В. Штерну, приспособительный акт - это решение жизненной задачи, осуществленное посредством действия с ментальным эквивалентом объекта, посредством «действия в уме» [2, с. 13]. Глубина мыслительной деятельности, определяющая умственные особенности составляет основу человеческого интеллекта. Французский психолог Ж. Пиаже развел понятия интеллект и мыслительная деятельность и предложил трактовать интеллект как «психическую адаптацию к новым условиям» [3, с. 61]. Большой вклад в изучение интеллектуальных способностей личности внесли Г. Айзенк, С.К. Аннамуратова, Л.С. Выготский, Р. Стернберг и др. К примеру, В.Н. Дружинин рассматривает проблему интеллектуальных способностей личности в рамках операционного подхода, а именно в факторных моделях интеллекта. Интеллект, как и другая любая психологическая реальность, является латентным, т.е. он дан исследователю только через различные косвенные появления при решении жизненных задач, - подчеркивает ученый [4, с. 48]. Способность обучающегося мыслить является всеобщей «надъязыковой» категорией, основные концепты мыслительной деятельности являются общими для представителей самых разных наций и национальностей. Поэтому значительный интерес представляет рассмотрение особенностей языковой картины мира в английском языке на материале фразеологических единиц, к примеру, обозначающих интеллектуальные способности студентов. Во фразеологизмах запечатлена народная мудрость, ценностная картина мира этноса, многовековая история народов, своеобразие культуры, быта и традиций. Поэтому считается, что фразеологическое богатство любого языка - это достояние его народного национального языкового сознания. Ведь большинство фразеологизмов даже непереводимо на другие языки, поскольку каждая нация проявляет в них свой характер и привычный образный склад речи. Значит, они выражают культурное самосознание народа, который является носителем языка из поколения в поколение. Фразеологические единицы широко представлены в английском

языке и отличаются развитой системой значений. Изучение их будет способствовать выявлению как лингвистических, так и экстралингвистических факторов.

Фразеологический фонд языка народа - это живой и не иссякающий источник, который обеспечивает обогащение литературного языка новыми выразительными средствами и возможностями. Воздействие этого источника придает языку яркость черт национального характера и тот неповторимый колорит, который отличает один от другого как языки многовековой культуры, так и вновь слагающиеся письменностью литературные языки. Фразеологизмы, дающие оценку интеллектуальным свойствам человека, подразделяются на две группы: 1) для обозначения меры, степени умственных способностей человека; 2) для указания на способность человека мыслить, рассуждать, адекватно оценивать действительность. Таким образом, в ходе анализа фразеологических единиц, обозначающих интеллектуальные способности личности в английском языке видно, что знакомство с любым иностранным языком позволяет студенту наряду с его изучением одновременно проникать в его национальную культуру. Каждый язык богат фразеологизмами. Не случайно фразеологизмы называют жемчужинами речи, особенно тех, которые касаются интеллектуальной способности студентов.

Список литературы

1. Ожегов С.Ю. Словарь русского языка. М., 1994.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: psyera.ru/5406/obshchie-intellntualiye-sposobnosti: (дата обращения: 20.05.2019).

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: studbooks.net/1339/psihologiya/individualnye-osobennosti-myshlenuga: (дата обращения: 20.05.2019).

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.center.nlp.ru/library/s55/nlp/drujinin.html: (дата обращения: 20.05.2019).

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ - КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

КАЖДОГО НАРОДА Адилова Ф.М.

Адилова Фотима Мухаммаданасовна — преподаватель, кафедра теории и практики английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Узбекистан

Аннотация: в статье подчёркивается роль изучения иностранного языка в системе непрерывного образования. Такой подход позволяет Узбекистану выйти на мировой уровень. Ключевые слова: иностранный язык, народ, обучение, лингвокультурология.

XXI век - это век стремительных скоростей, век информации и информационных технологий, когда основными факторами человеческого развития становятся интеллектуальные ресурсы, высокие технологии и современные знания. И в этом отношении на современном этапе развития ведущим признается фактор, что знание мировых языков необходимо, полезно и выгодно для высших интересов нации и государства. Особую роль в этом плане играют мировые языки (английский, русский, французский, испанский, китайский, арабский), на которых говорит громадное большинство населения нашей планеты. Язык считается колыбелью нации. Вот что говорит по этому поводу писатель с мировым именем Ч.Айтматов: «Бессмертие народа - в его языке. Каждый язык велик для своего народа. У каждого из нас есть свой сыновний долг перед народом, нас породившим, давшим нам самое большое свое богатство - свой язык: хранить чистоту его, приумножать богатство его» [1, ^ 44]. Но вот мы сталкиваемся с новой диалектикой истории. Современное человечество находится в постоянном и всевозрастающем контактировании, что все более становится всеобщей жизненной и культурной необходимостью. В этих условиях каждому человеку следует владеть несколькими языками. Поэтому во многих ведущих странах мира уделяется особое внимание изучению подрастающим поколением двух и более языков. Говоря о значимости изучения языков для развития каждой личности, известный писатель писал: «Я знаю много людей, хорошо владеющих несколькими языками - и народов нашей страны, и иностранными. Огромный мир литературы, культуры распахнут перед ними. Я уверен, что это путь будущего, - прекрасный мир должен быть распахнут перед всеми» [1, ^ 45]. Мы полностью разделяем эту позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.