Научная статья на тему 'Лингвокультурология - как важная составляющая каждого народа'

Лингвокультурология - как важная составляющая каждого народа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НАРОД / ОБУЧЕНИЕ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адилова Фотима Мухаммаданасовна

В статье подчёркивается роль изучения иностранного языка в системе непрерывного образования. Такой подход позволяет Узбекистану выйти на мировой уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурология - как важная составляющая каждого народа»

языке и отличаются развитой системой значений. Изучение их будет способствовать выявлению как лингвистических, так и экстралингвистических факторов.

Фразеологический фонд языка народа - это живой и не иссякающий источник, который обеспечивает обогащение литературного языка новыми выразительными средствами и возможностями. Воздействие этого источника придает языку яркость черт национального характера и тот неповторимый колорит, который отличает один от другого как языки многовековой культуры, так и вновь слагающиеся письменностью литературные языки. Фразеологизмы, дающие оценку интеллектуальным свойствам человека, подразделяются на две группы: 1) для обозначения меры, степени умственных способностей человека; 2) для указания на способность человека мыслить, рассуждать, адекватно оценивать действительность. Таким образом, в ходе анализа фразеологических единиц, обозначающих интеллектуальные способности личности в английском языке видно, что знакомство с любым иностранным языком позволяет студенту наряду с его изучением одновременно проникать в его национальную культуру. Каждый язык богат фразеологизмами. Не случайно фразеологизмы называют жемчужинами речи, особенно тех, которые касаются интеллектуальной способности студентов.

Список литературы

1. Ожегов С.Ю. Словарь русского языка. М., 1994.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: psyera.ru/5406/obshchie-intellntualiye-sposobnosti: (дата обращения: 20.05.2019).

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: studbooks.net/1339/psihologiya/individualnye-osobennosti-myshlenuga: (дата обращения: 20.05.2019).

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.center.nlp.ru/library/s55/nlp/drujinin.html: (дата обращения: 20.05.2019).

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ - КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

КАЖДОГО НАРОДА Адилова Ф.М.

Адилова Фотима Мухаммаданасовна — преподаватель, кафедра теории и практики английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Узбекистан

Аннотация: в статье подчёркивается роль изучения иностранного языка в системе непрерывного образования. Такой подход позволяет Узбекистану выйти на мировой уровень. Ключевые слова: иностранный язык, народ, обучение, лингвокультурология.

XXI век - это век стремительных скоростей, век информации и информационных технологий, когда основными факторами человеческого развития становятся интеллектуальные ресурсы, высокие технологии и современные знания. И в этом отношении на современном этапе развития ведущим признается фактор, что знание мировых языков необходимо, полезно и выгодно для высших интересов нации и государства. Особую роль в этом плане играют мировые языки (английский, русский, французский, испанский, китайский, арабский), на которых говорит громадное большинство населения нашей планеты. Язык считается колыбелью нации. Вот что говорит по этому поводу писатель с мировым именем Ч.Айтматов: «Бессмертие народа - в его языке. Каждый язык велик для своего народа. У каждого из нас есть свой сыновний долг перед народом, нас породившим, давшим нам самое большое свое богатство - свой язык: хранить чистоту его, приумножать богатство его» [1, ^ 44]. Но вот мы сталкиваемся с новой диалектикой истории. Современное человечество находится в постоянном и всевозрастающем контактировании, что все более становится всеобщей жизненной и культурной необходимостью. В этих условиях каждому человеку следует владеть несколькими языками. Поэтому во многих ведущих странах мира уделяется особое внимание изучению подрастающим поколением двух и более языков. Говоря о значимости изучения языков для развития каждой личности, известный писатель писал: «Я знаю много людей, хорошо владеющих несколькими языками - и народов нашей страны, и иностранными. Огромный мир литературы, культуры распахнут перед ними. Я уверен, что это путь будущего, - прекрасный мир должен быть распахнут перед всеми» [1, ^ 45]. Мы полностью разделяем эту позицию.

Государственные образовательные стандарты для всех типов образовательных учреждений в Узбекистане нацеливают на обеспечение качественного владения, как родным, так и другими языками. Поэтому повышается качество обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах, академических лицеях, профессиональных колледжах, вузах. Этому способствуют усовершенствованные концепции и государственные образовательные стандарты, улучшающиеся из года в год учебные программы и учебники. На более высокий уровень поднимается методическая служба. Новое дыхание получает и система углубленного изучения иностранного языка.

Таким образом, концепция обучения иностранному языку опирается на методологические принципы демократизации, гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации, единства обучения и воспитания, опоры на национально-культурные реалии и общечеловеческие ценности, составляющие основу системы непрерывного образования Узбекистана. Однако ряд проблем требует дальнейшего изучения и решения. В их числе проблемы перегруженности программ и учебников теоретическим материалом, превалирование заданий рецептивно-репродуктивного характера, незначительный удельный вес заданий проблемно-творческого характера, заданий по выбору обучающихся с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей; еще низок у студентов уровень сформированности общепредметных (надпредметных) умений и навыков, что тормозит развитие самостоятельности мышления, привитие рационального стиля умственной деятельности, желания высказывать эмоционально-ценностные, мотивированные суждения, потребность в самовыражении и самореализации. Естественно, в выполнении данной задачи главенствующая роль принадлежит гуманитарным дисциплинам (это, прежде всего язык, литература), стержнем которых является единство мысли и чувства, что человеку ближе, чем чистая мысль. Поэтому именно эти «человековедческие» дисциплины наиболее открыты для формирования всесторонне развитой личности с широкими творческими и эмоционально-ценностными ориентациями.

Не будем забывать в связи с этим одной пророческой мысли, которую высказал Л.Н.Толстой: «Слово - дело великое... Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь слова, которое разъединяет людей» [2, с. 16].

Лингводидактическая разработка и реализация составляющих современных образовательных технологий в содержании и средствах обучения гуманитарным дисциплинам в нашей республике на современном этапе - главная задача ученых, методистов и педагогов.

Список литературы

1. Айтматов Ч. Следует владеть многими языками // Русский язык в национальной школе. М., 1990. № 7.

2. Развитие когнитивно-творческих способностей обучающихся в современных условиях (на материале изучения русского языка и литературы). Ч. 2. Т.: УзНИИПН, 2011. 282 с.

ИЗУЧЕНИЕ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА В ПОЛИЯЗЫЧНОМ ЯЗЫКОВОМ

ПРОСТРАНСТВЕ Турдикулова Р.Т.

Турдикулова Райхон Турдикул кизи — старший преподаватель, кафедра теории и практики испанского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья раскрывает значимость языков. В ней показана роль полиязычия в современном социуме.

Ключевые слова: испанский язык, вуз, студент, преподаватель.

Процессы глобализации и модернизации в мировом сообществе коснулись большинства самых важных направлений деятельности человека. Кардинальные изменения, происходящие на современном этапе, диктуют поиск решения задач, стоящих перед человечеством в соответствии с новыми реалиями. Глобализацию, рассматриваемую как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции можно назвать процессом международного масштаба, который оказывает влияние на все аспекты современной жизни общества.

Образование Узбекистана развивается стремительными темпами в нескольких направлениях: модернизация и гуманизация содержания образования, разработка и внедрение современных

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.