сти потребителей отличается особым качеством, которое может быть обозначено как «субъектность». Представляется, что одним из отличительных признаков субъектности как характеристики удовлетворенности потребителей является: вносимые человеком в этом процессе изменения в объекты и субъекты мира непротиворечиво согласуются с его потребностями, смыслами, ценностями [5].
ВЫВОДЫ
Удовлетворенность потребителей включает атрибутивные признаки: отношение к организации учебного процесса, активизация познавательной активности, эмоциональное отношение к предмету, мотивационное стимулирование деятельности, психологические особенности удовлетворенности потребителей отражены в показателях организованность, личность преподавателя, коммуникация. Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что удовлетворенность потребителей в группе с высокой академической успешностью выше, чем в группе с низкой академической успешностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции / А.В. Гличев. - М. : РИА «Стандарты и качество», 2001. - 424 с.
2. Келасьев, В.Н. Интегративная концепция человека / В.Н. Каласьев. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1992. - 208 с.
3. Кайнова, З.Б. Критерии качества образования : основные характеристики и способы измерения / З.Б. Кайнова ; М-во образ. и науки Рос. Федерации. - М. : Изд-во АПК и ППРО, 2005. - 78 с.
4. Кондаков, И.М. Психология : иллюстрированный словарь / И.М. Кондаков. -СПб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003.- 512 с.
5. Управление качеством : учеб. пособие для вузов / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, Н.Ю. Шестопал, З.А. Андреева. - М. : Инфра, 2010. - 330 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9:37.015.3
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Жанцан Нямаа, аспирант,
(Республика Монголия),
Московский педагогический государственный университет
Аннотация
В статье анализируются особенности развития интеллектуальных операций у детей, переживших физическое насилие. Обследованы 96 младших школьников и проведено сравнение результатов исследования, полученных в группе детей, не имеющих травматического опыта, и группе детей, испытавших физическое насилие. В исследовании установлено, что на низком уровне у детей, переживших физическое насилие, сформирована способность выделять существенные признаки предметов и способность выводить умозаключение на основе несколько существенных признаков, а также способность мыслить в идеальном плане.
Ключевые слова: посттравматический стресс, развитие интеллектуальных операций, физическое насилие.
DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL OPERATIONS AMONG THE YOUNGER SCHOOLBOYS WHO HAVE ENDURED THE PHYSICAL VIOLENCE
Zhantsan Njamaa, the post-graduate student,
(Republic Mongolia),
The Moscow Pedagogical State University
Annotation
The article analyzes the features of development of intellectual operations among the children who have endured physical violence. 96 younger schoolchildren have been surveyed and comparison of the results of research received in-group of children without traumatic experience and group of children who have tested physical violence has been conducted. It has been established in the study that on the low level, the children who have endured physical violence have formed ability to mark out essential signs of subjects and ability to deduce based on some essential signs and also ability to think in the ideal plan.
Keywords: posttraumatic stress, development of intellectual operations, physical violence.
Проблема посттравматического стресса, возникающего в результате воздействия стрессовых факторов, источником которых являются различные психотравмирующие события, интенсивно и глубоко изучается в течение трех десятилетий.
Одним из них является проблема интеллектуального развития у лиц, переживших травмирующие жизненные события. До настоящего времени практически не изучено интеллектуальное развитие у детей, переживших различные виды психической травмы.
В качестве основного метода исследования использовался адаптированный и психометрически надежный вариант Эдинбургского невербального теста, позволяющий получить представление о разных параметрах интеллектуальной деятельности детей младшего школьного возраста [1-3].
В исследовании приняли участие 96 младших школьников, обучающихся в ГОУ СО «Общеобразовательная средняя школа № 14» ЗАО г. Москвы. На основании данных, полученных с помощью полуструктурированного интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей, все испытуемых разделены на две группы:
- дети, в жизни которых не было травматического случая, способного привести к развитию посттравматического стресса (контрольная группа) - 71 ребенок;
- дети, пережившие физическое насилие, выходящее за пределы обычного жизненного опыта (экспериментальная группа) - 25 детей.
Сначала рассмотрим результаты, полученные в контрольной группе (табл.)
Таблица
Сравнение значений развития интеллектуальных операций у детей, контрольной и
экспериментальной группы
Субтесты (M±m) t P
КГ (n=71) ЭГ (n=25) 1,99 0,05
Анализ и обобщение 7,19±1,62 5,34±0,85 3,20 0,01
Анализ и синтез 7,33±0,14 4,71±0,69 1,57 Недос.
Классификация 6,05±0,78 6,90±1,42 2,63 0,01
Обобщение 8,27±1,05 5,45±1,18 1,02 Недос.
Сравнение 5,94±0,11 6,26±0,57 1,99 0,05
Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; M - среднее; m - среднеквадратическое отклонение.
Из данных, представленных в таблице 1, следует, что развитие интеллектуальных операций у детей, не имеющих травматического опыта, носит неравномерный характер. Данные результаты исследования, возможно, отражают особенности обучения в начальной школе. В частности, в начальной школе обучение строится с преимущественной опорой на активные интеллектуальные операции при высокой насыщенности нагляднообразных материалов. В связи с этим развитие некоторых интеллектуальных операций у
семилетних детей ускоряется, а развитие некоторых интеллектуальных операций, может быть, стабилизируется в их общей интеллектуальной деятельности.
Таким образом, результаты, полученные в контрольной группе, позволили сделать вывод, что развитие интеллектуальных операций у детей, не имеющих травматического опыта, определяется интенсивным развитием их некоторых интеллектуальных операций, в частности, «обобщения и анализа» и «обобщения».
От результатов детей контрольной группы существенно отличаются результаты, полученные в экспериментальной группе (см. таблицу).
Представленные в таблице данные показывают, что задания субтестов выполнились детьми экспериментальной группы на неодинаковом уровне. С большинством заданий субтестов «Классификация» и «Сравнение» испытуемые успешно справлялись. Это результаты, полученные в ходе изучения их интеллектуальных операций по «классификации» и «сравнению».
По сравнению с результатами вышеперечисленных субтестов, дети, подвергшихся физическому насилию, хуже выполнили субтесты «Обобщение», «Анализ и обобщение» и «Анализ и синтез».
Данные результаты также можно увидеть в особенностях выполнения заданий субтестов испытуемыми и в характерах ошибок, допускаемых ими. Почти половина детей, переживших физическое насилие, выходящее за рамки обычной жизненной нормы, выполнили задания, требующие умение обобщать, не по их существенным признакам, а по конкретно-ситуативным, случайным признакам. Анализ, проведенный в признаках, используемых ими при обобщении, показал, что испытуемые широко использовали следующие формы обобщения: обобщение на основании определения внешних признаков предметов; обобщение по очень широким категориям, где существенные признаки исчезают; обобщение проводится на основании местонахождения.
При выполнении субтеста «Анализ и обобщение» дети проводили неполный предварительный анализ в заданиях субтеста, предъявленных им: хотя дети тщательно рассматривали все картинки, они умели выделить признаки, касающиеся только некоторых картинок. Они нарушили основное правило обобщения - производить такие группировки, в основе которых лежит какое-то одно общее свойство всех предметов, входящих в данный класс, не присущее ни одному предмету, не входящему в этот класс.
Итак, анализ результатов выполнения теста «Обобщение и анализ», а также «Обобщение» показал, что у изучаемых детей недостаточно сформированы умения выявить наиболее общие признаки предметов и явлений и подводить понятия под определенные категории.
Недостаточное развитие данной способности отразилось и в низких результатах в субтесте «Анализ и синтез». Несмотря на то, что испытуемые хорошо понимали, что нарисовано на каждой картинке, они не могли соединить отдельные картинки, составить связный рассказ и допускали многочисленные ошибки. Поэтому показатели испытуемых, переживших физическое насилие, выходящее за пределы обычного человеческого переживания, как и показатели тестов «Обобщение и Анализ» и «Обобщение», по данному субтесту оказались значительно ниже, чем детей, не имеющих травматического опыта.
По сравнению с вышеперечисленными субтестами, испытуемые из экспериментальной группы наиболее успешно справлялись с заданиями субтестов «Классификация» и «Сравнение». При выполнении субтеста «Сравнение» эти дети быстро схватывали их суть, охотно искали «спрятанный» предмет и выбирали правильный ответ. Единственная трудность, с которой столкнулись школьники при выполнении заданий, состоит в том, что они не полностью анализировали детали предъявленных предметов и принимали поспешные решения.
Задания субтеста «Классификация», как и задания субтеста «Сравнение», также удачно выполнились детьми, имеющими травматический опыт, вызванный физическим
насилием. Они сразу понимали суть задачи, нетерпеливо и охотно брались за ее выполнение.
Однако, далеко не для которых детей задание оказалось простым. Их способность «классифицировать» была не только неустойчивой, но и зависит от материала, на котором проводится эта интеллектуальная операция. Чем дальше отстоит признак от более или менее конкретной ситуации, тем большую для них трудность представляют задания.
Таким образом, вышеизложенные результаты, полученные в ходе изучения интеллектуальных операций в экспериментальной группе, позволили сделать вывод, что у детей, переживших физическое насилие, недостаточно сформирована способность представлять себе целостные образы событий, способность вообразить, а также способность мыслить во внутреннем плане.
Количественные показатели результатов исследования детей экспериментальной группы мы сравнивали с результатами детей контрольной группы и пытались установить различия их интеллектуальных операций. Проведенные сравнительные исследования показали, что дети из экспериментальной группы отличаются от детей контрольной группы по развитию некоторых интеллектуальных операций.
Из таблицы следует, что между средними показателями детей, не имеющих травматического опыта, и переживших физическое насилие, статистические достоверные различия обнаружены по интеллектуальным операциям «Обобщение», «Анализ и синтез» и «Анализ и обобщение».
Полученные результаты указывают, что интеллектуальная деятельность детей, подвергшихся физическому насилию, имеет ряд специфических особенностей в своем развитии. По сравнению с детьми, не имеющими травматического опыта, на низком уровне у этих детей сформирована способность выделять существенные признаки предметов и способность выводить умозаключение на основе несколько существенных признаков, а также способность мыслить в идеальном плане.
Обнаруженные низкие показатели в развитии некоторых интеллектуальных операций у детей экспериментальной группы, может быть, связаны с тем, что физическое насилие, выходящее за пределы обычного человеческого переживания, оказывает негативное влияние на эмоциональную стабильность детей, тормозит развитие интеллектуальной деятельности. В свое время Л.С. Выготский, затрагивая проблему взаимосвязей аффекта и интеллекта, писал, что аффект оказывает негативное влияние на развитие не только интеллектуальной деятельности, но и на развитие других сфер психической деятельности детей.
Таким образом, проведенные нами исследования показали, что физическое насилие оказывает тормозящее влияние на развитие интеллектуальных операций у детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрович, М.О. Психология интеллекта и одаренности / М.О. Александрович. - Минск : Изд-во Бел. гос. ун-та, 2001. - 110 с.
2. Филина, С.В. Способности зрительного восприятия у детей 10-12 лет : дис. ... канд. психол. наук / Филина С.В. -Ярославль, 1995. - 294 с.
3. Шадриков, В.Д. От индивида к индивидуальности // Введение в психологию. -М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 128-422.
4. Thomson, G. Unit for Education Research. Edinburgh Picture Test. Manual / Godfrey Thomson. - London : Hodder Education, 1985. - 16 p.
Контактная информация: [email protected]