УДК 159.92
Жанцан Нямаа
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ТЕМПА У ДЕТЕЙ, ИСПЫТАВШИХ ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Данная работа посвящена изучению особенностей психического темпа у детей, переживших физическое насилие. Результаты исследования показали, что физическое насилие негативно влияет на психический темп у младших школьников: у детей, подвергшихся физическому насилию, снижается подвижность нервных клеток, что характеризируется либо их пассивным состоянием, либо истощением. Это проявляется быстро наступающей утомляемостью и изменением индекса психического темпа при интеллектуальной нагрузке.
Ключевые слова: физическое насилие, посттравматический стресс, психический темп.
За последние 15 лет резко возросло не только количество природных и техногенных катастроф, локальных войн, террористических актов, но и количество негативных социальных явлений, в частности число смертности и преступности, разводов, физического и сексуального насилия и т. д. [1]. В связи с этим проблема воздействия внешних стрессоров на психику человека приобретает особую значимость во многих областях знания, и в том числе в психологии.
Одним из широко распространенных внешних стрессоров является физическое насилие, выходящее за рамки обычного человеческого переживания. По разным данным, в Европе от 10 до 72 % мальчиков и от 12 до 56 % девочек испытывают физическое насилие до 16-летнего возраста, в то время как в Азии жестокому обращению подвергаются от 5 до 87 % детей до 16 лет [2, 3].
Несмотря на то что современные ученые в области психологии посттравматического стресса проводят широкие исследования в разных контингентах испытуемых, переживших физическое насилие, большинство исследований, проведенных ими, ограничено в основном выявлением признаков посттравматического стресса, вызванного физическим насилием [4, 5].
Кроме того, в работах, проведенных на детской выборке, почти не затрагивается проблема взаимосвязей признаков посттравматического стресса, вызванного физическим насилием, и индивидуально-психологических особенностей детей [6].
Изучение взаимосвязей индивидуально-психологических характеристик и признаков посттравматического стресса, а также влияния физического насилия на психическую деятельность, в частности на психический темп, детей имеет большое значение для решения проблем расширения мира внутренней жизни жертв и восстановления их са-моотношения.
В связи с этим было проведено исследование, целью которого является выяснение воздействий посттравматического стресса, вызванного физическим насилием, на психический темп детей младшего школьного возраста. В исследовании приня-
ли участие 96 первоклассников, обучающихся в ГБОУ СО «Общеобразовательная средняя школа № 14» ЗАО г. Москвы.
Экспериментальная работа была проведена в два этапа. На первом этапе с помощью полуструк-турированного интервью для выявления признаков посттравматического стресса [7] всех детей разделили на две группы: дети, не имеющие травматического опыта (контрольная группа), и дети, пережившие физическое насилие (экспериментальная группа). В контрольную группу вошли 25 испытуемых, в экспериментальную - 71 испытуемый.
На втором этапе был изучен психический темп у детей контрольной и экспериментальной групп по тесту Горбов-Шульте.
В контрольной группе отыскание чисел в таблицах Горбова-Шульте наиболее успешно выполнили испытуемые, не имеющие травматического опыта. Это выражается во времени, потраченном ими на отыскание чисел в каждой таблице. Испытуемые потратили в среднем 68,5 с на отыскание чисел в I таблице, 64,2 с во II таблице, 66,7 с в III таблице, 60,1 с в IV таблице.
Эти данные показывают, что дети контрольной группы потратили примерно одинаковое время на отыскание чисел в каждой таблице. Кроме того, у этих детей по качественному анализу не наблюдается увеличения времени, затрачиваемого на отыскание чисел в последних таблицах. Это указывает на их неутомляемость при выполнении либо длительных монотонных, либо тяжелых, напряженных
работ (рис. 1).
80-|
55-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
50-1-------------------------------------------------------------------------------------.-.-.-----------------
I таблица II таблица III таблица IV таблица
Рис. 1. Среднегрупповые показатели психического темпа у детей, не имеющих травматического опыта (в секундах)
Таким образом, психический темп у детей, не имеющих травматического опыта, определяемый на основе учета потраченного времени на отыскание чисел в каждой таблице, равномерен, неинтертен.
У испытуемых экспериментальной группы обнаружена астеническая форма психического темпа: они потратили в среднем 70,4 с на отыскание чисел в I таблице, 75,6 с во II таблице, 77,9 с в III таблице, 80,3 с в IV таблице (рис. 2).
I таблица
II таблица
III таблица
IV таблица
Для выяснения достоверности полученных результатов сравнивали результаты исследования, полученные в контрольной и экспериментальной группах. Данные сравнительного анализа отражены на рис. 3.
Рис. 2. Средние значения психического темпа у детей, переживших физическое насилие (в секундах)
Эти дети потратили меньше времени на отыскание чисел в I таблице, а больше времени - в IV таблице. По сравнению с результатами работы с I и II таблицами, дети, имеющие травматический опыт, вызванный физическим насилием, потратили больше времени на отыскание чисел в III и IV таблицах.
Астенический темп психической деятельности у детей, испытавших физическое насилие, выражающийся при отыскании чисел в таблицах, по мнению авторов, тесно связан с кратковременным состоянием охранительного торможения в корковых клетках зрительного анализатора, возникающим у них в результате длительного истощающего влияния физического насилия, сопровождающегося такими сильными негативными эмоциями, как чувство беспомощности, ужас и т. д.
Таким образом, вышеизложенные результаты, полученные в экспериментальной группе, позволили сделать вывод, что психический темп у детей, переживших физическое насилие, выходящее за рамки обычного человеческого переживания и сопрово-ждающеся интенсивными негативными эмоциями, носит неравномерный, астенический характер.
I таблица II таблица III таблица IV таблица
Рис. 3. Сравнение среднегрупповых значений психического темпа у детей контрольной и экспериментальной групп (в секундах)
Представленные на рис. 3 данные показывают, что между средними показателями психического темпа по тесту Горбова-Шульте у детей контрольной и экспериментальной групп статистические достоверные различия обнаружены по результатам работы со II ^ = 2,76 при p = 0,01), III ^ = 2,88 при p = 0,05) и IV таблицами ( = 2,57 при p = 0,01). Дети из экспериментальной группы по сравнению с детьми из контрольной группы потратили больше времени на отыскание чисел во II, III и IV таблицах. Повышение времени, затрачиваемого на отыскание чисел на указанных трех таблицах, свидетельствует об истощающем влиянии физического насилия, сопровождающегося такими сильными негативными эмоциями, как чувство беспомощности, ужас, на темп психической деятельности у детей, имеющих травматический опыт, вызванный физическим насилием.
Таким образом, проведенные исследования показали, что психический темп у детей, переживших физическое насилие, носит астенический и замедлительный характер.
Список литературы
Юрина М. М. Ненужный ребенок: проблема насилия в семье // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 7 (85). С. 79-83.
Fisher G., Riedesser P. Lehrbuch der Psychotraumatologie. 4. Auflage. Munchen: Reinhardt, 2009. S. 114-138.
Жанцан Н. Руководство по применению полуструктурированного интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей. Улан-Батор: Здоровье, 2006. С. 27.
Psychotraumata: Primararztliche Versorgung des seelisch erschutterten Patienten. Hrsg: L. Reddemann. K6ln: Deutscher Arzte-Verlag, 2006. S. 7-40.
Ford J. D. Posttraumatic Stress Disorder: Scientific and Professional Dimensions. Burlington, MA: Academic Press, 2009. Р. 23-79.
Doctor R. M., Shiromoto F. N. The Encyclopedia of Trauma and Traumatic Stress Disorders. New York: Pacts on File, 2009. Р. 52-96. Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса: теория и практика. М.: Институт психологии РАН, 2009. 304 с.
Жанцан Нямаа, аспирант.
Московский педагогический государственный университет.
Ул. Малая Пироговская, 1, Москва, Россия, 119991.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.03.2013.
85
85
70
65
70
бо
65
Jantsan Nyamaa
FEATURES OF MENTAL TEMPO IN CHILDREN WHO HAVE EXPERIENCED PSYCHIC TRAUMA
This work examines the characteristics of mental tempo in children who have experienced physical abuse. The results of investigation have shown that physical abuse negatively influenced on mental rate of primary school age children: in children who have experienced physical abuse there is reduced the mobility of nerve cells which is characterized by either their passive state, or exhaustion. This is manifested by the rapidly advancing fatigue and a change in the index of mental tempo with the intellectual load.
Key words: posttraumatic stress, physical abuse, mental tempo.
Moscow State Pedagogical University.
Ul. Malaya Pirogovskaya, 1, Moscow, Russia, 119991.
E-mail: [email protected]