Специфика и динамика личностных особенностей женщин-сотрудниц уголовного розыска органов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2008. 25 с. ; Гончарова Е. М. Профессиональная деятельность и психологический отбор в системе МВД России с учетом тендерных различий // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 16-18.
16 Ануфриева Д. Ю. Профессиональное развитие женщин, работающих в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4(39). С. 20-22.
17 Махмутова Е. Н. Гендерный аспект современной кадровой ситуации в государственной и коммерческой деятельности // Применение психологических знаний в практике управления : мат-лы науч.-практич. конф. Уфа, 1997. Вып. 2. С. 121.
18 Иванова Т. А. Организационно-правовые проблемы работы с женщинами-сотрудниками органов внутренних дел (милиции) (на примере г. Москвы) : автореф. дис. . канд. пси-хол. наук. М., 2000. 24 с.
19 Шиляева В. В., Лекомцев В. Т. Клинико-психологиче-ские профили женщин-кандидатов, поступающих на службу в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2(10). С. 105-107.
20 Мягких Н. И. Генезис профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации
(концептуальные подходы, принципы, критерии, технологии). Домодедово, 2006. 200 с.
21 Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2001. 350 с.
22 Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 1998. С. 100.
23 Павленин В. С. Психолого-педагогические факторы проявления агрессивности в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 173 с. ; Киселева Л. Е. Развитие лидерских качеств руководителей горрайорганов внутренних дел в процессе профессионально-психологической подготовки : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 25 с. ; Пермогор-ская Е. М., Падун М. А. Посттравматический стресс и семейные отношения у сотрудников ОВД — участников контртеррористических операций на Северном Кавказе // Психологические исследования : электрон. науч. журнал. 2011. № 3(17). URL: http://psystudy.ru/0421100116/0031 (дата обращения: 21.11.2015) ; Падун М. А., Сорокко Е. А. Социальная желательность и подавление эмоций у сотрудников МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 40-44.
24 Смирнов А. В. Екатеринбургские лекции по экспериментальной диагностике побуждений Л. Зонди : учеб. пособие. Екатеринбург, 2005. С. 125.
25 Там же. С. 154.
УДК 159.9
I ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ I ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ
Ф. Ф. Караваев
В статье рассмотрены качества личности подростков, подвергшихся насилию. Показан сравнительный анализ личностных качеств подростков, не имеющих травматического опыта и испытавших насилие. В структуре качеств личности подростков, переживших насилие, в наибольшей степени представлены такие личностные характеристики, как замкнутость, эмоциональная неустойчивость, зависимость, конформность, сдержанность в общении, ранимость, неуверенность в себе и своих силах, высокий уровень фрустрированности.
Ключевые слова: насилие, личностность, качества, стресс, фрустрация.
Во многих промышленно развитых странах и в России отмечается рост посттравматического стресса среди населения '. В последнее время психологи уделяют особое внимание проблеме посттравматического стресса у подростков. Причины формирования отклоняющихся форм поведения в подростковом возрасте 2 — это множество факторов, включая развитие, наличие насилия в детстве и психопатологию.
Однако в большинстве научных работ ученые ограничиваются выявлением и изучением тех признаков посттравматического стресса, которые указаны в МКБ-10, в то время как личностным качествам, формирующимся под воздействием травматических событий, уделяется мало внимания. В доступной литературе нам не удалось найти экспериментальных материалов, посвященных формированию профиля личностных качеств у подростков, переживших насилие.
В данной статье мы пытались выяснить своеобразие профиля личностных качеств у подростков, подвергшихся физическому насилию.
Для достижения поставленной цели было проведено сравнительное исследование, в качестве основного метода использовался подростковый вариант личностного опросника Кеттелла.
В исследовании приняли участие 58 младших школьников, обучающихся в двух общеобразовательных средних школах г. Саянска. На основании данных, полученных с помощью интервью для выявления признаков посттравматического стресса 3 у подростков, мы разделили всех испытуемых на две группы: подростки, не имеющие травматического опыта (26 человек) — контрольная группа, а также дети, испытавшие то или иное физическое или психологическое насилие (32 человека) — экспериментальная группа.
У подростков, имеющих травматический опыт, вызванный физическим и психическим насилием, отмеча-
Таблица. Значения факторов личности у подростков экспериментальной группы
Факторы личности Х б Факторы личности Х б
A 3,82 0,26 I 6,29 1,52
B 5,78 0,42 O 7,08 2,49
C 5,19 1,00 Q3 8,71 0,68
D 4,28 0,45 Q4 7,07 1,10
E 4,79 0,50 QI 4,19 1,70
F 4,06 1,36 QII 4,28 2,50
G 7,88 0,46 QIII 5,68 0,80
H 3,68 1,05 QIY 5,30 2,48
ются высокие оценки по таким факторам личности, как G, О, Q3, Q4. Заниженные значения выявлены по факторам личности А, D, Е, F, Н, QI и QП. Остальные показатели находятся в пределах средних значений оценок по опроснику Кеттелла.
После расчета средних показателей личностных качеств у подростков, переживших физическое насилие, проведен корреляционный анализ в целях выявления ведущих личностных характеристик подростков.
Корреляционный анализ показателей в экспериментальной группе показал, что структура личностных качеств детей, подвергшихся физическому насилию, состоит из нескольких комбинаций факторов личности, тесно связанных между собою. Наиболее значимую нагрузку в структуре личностных качеств у этих подростков несут такие факторы личности, как А (замкнутость), С (эмоциональная неустойчивость), Е (зависимость, конформность), F (сниженная экспрессивность в межличностном общении), G (соблюдение социальных норм), Н (несмелость, сдержанность в общении), I (ранимость), О (неуверенность в себе, в своих силах), Q3 (высокий уровень самоконтроля) и Q4 (высокая фрустрированность).
На основании полученных данных мы можем охарак-теризировать формирование личностных качеств у детей экспериментальной группы следующим образом: эти подростки полностью интровертированы и обращены на себя, свой внутренний мир. Окружающие люди их не интересуют, они очень замкнуты, необщительны, малоразговорчивы даже с хорошо знакомыми людьми. Часто занимаются самоанализом, погружены в себя, социальная адаптация у них затруднена (фактор А).
В межличностном общении с другими детьми они робки, сдерживают свои чувства и мысли. Не умеют свободно выразить свою позицию. В общении пассивны, застенчивы, часто страдают из-за этого. Краснеют и сильно смущаются в присутствии посторонних и лиц другого пола (фактор Н). Нередко испытывают серьезные трудности при установлении и продолжении контактов, особенно с незнакомыми людьми (сочетание факторов А и QI).
Их речь менее экспрессивна и слабо насыщена эмоционально. Мимика и жесты однообразны и бедны (фактор F).
У таких детей снижена общая активность. Темп реакций и психической деятельности замедлен, они ригидны. Испытывают общее моторное беспокойство, иногда излишнюю активность, гиперкинезию (фактор D).
Часто застревают на одних и тех же мыслях, чувствах. Нередко они навязчиво вспоминают о случившихся, особенно неприятных жизненных событиях (сочетание факторов В, D и F).
Эти подростки зависимы, несамостоятельны, практически всегда и во всем соглашаются с мнением других сверстников, а также родителей и учителей без какой-нибудь критики. У них, как правило не хватает смелости в выборе собственной линии поведения и в выражении своего мнения. Такие дети сильно зависимы от ситуаций, обстоятельств или близких для них людей, очень привязаны к родным (сочетание факторов E, G, О и QIY).
Они послушны, мягки, ранимы, восприимчивы к замечаниям и не верят в себя. Из-за недооценки своих способностей у них быстро возникает чувство вины. Остро воспринимают и переживают замечания посторонних (сочетание факторов G и I).
Их настроение отличается неровностью, неустойчивостью, подвержено частой перемене от очень хорошего до самого плохого. Неадекватно и очень остро реагируют даже на незначительные неприятные известия, при этом их настроение имеет выраженный астенический характер. Из-за неприятных известий они быстро утомляются и проявляют пониженную активность (фактор С).
Подростки данной группы эмоционально нестабильны и неустойчивы, у них ярко выражено чувство беспокойства за дела и события, касающиеся их. Нередко испытывают страх и вину, поэтому очень тревожны, в эмоциональной сфере преобладают постоянные тревоги. Часто погружены в мрачные раздумья, полны дурных предчувствий, даже если еще не произошло негативных событий, подавлены (сочетание факторов I и О).
Они обидчивы, впечатлительны, склонны к самообвинениям, легко ранимы и принимают все близко к сердцу, излишне напряжены, фрустрированны. У них низкая самооценка (сочетание факторов С, Q4 и QI).
Дети, пережившие насилие, боятся совершить ошибки и боятся наказания, поэтому они жестко контролируют себя, управляют своим поведением, пытаются показать себя в лучшем свете. Стараются аккуратно выполнять поручения взрослых и не нарушать правил морали, общественные требования (сочетание факторов G и Q3).
Из-за сильной и повышенной тревожности и постоянного страха эти подростки неудачно решают повседневные проблемы (сочетание факторов В и QШ).
В структуре личностных качеств у подростков, имеющих травматический опыт, вызванный физическим и психическим насилием, в наибольшей степени представлены такие личностные качества, как замкнутость, эмоциональная незрелость и неустойчивость, зависимость, несмелость в межличностном общении, неуверенность в себе, излишняя ранимость, фрустрирован-ность, но при этом у них высокий уровень самоконтроля, стремление показать себя в лучшем свете.
Для выяснения особенностей формирования личностных качеств у подростков, испытавших физическое насилие, мы сравнивали их результаты со среднегруппо-выми показателями испытуемых контрольной группы. Данные сравнительного анализа отражены на рисунке.
Из рисунка видно, что подростки из обеих групп сильно отличаются по значениям некоторых факторов. Между их средними показателями установлены статистически достоверные различия (при 5%-ном уровне значимости) по факторам личности A, Ц E, ^ I и O, а также по фактору личности Q4.
Опираясь на полученные результаты сравнительного анализа, можно считать, что дети, пережившие физическое насилие, отличаются от тех, которые не имели травматического опыта: не только пониженной самооценкой и неуверенностью (сочетание факторов личности Е, I и О), по-
Контрольная группа ^^^ Экспериментальная группа
Рис. Сравнительная характеристика значений факторов личности в контрольной и экспериментальной группах
вышенной ригидностью в поведении (сочетание факторов личности Е и Н), но и недостаточным самовыражением в разных социальных ситуациях (сочетание факторов личности А, С, Н и О), высоким уровнем тревожности и фрустрации (сочетание факторов личности С, I, О и Q4).
Обобщая данные по профилю подростков, подвергшихся насилию, последствия которого могут привести к возникновению девиантного синдрома в детско-подростковом возрасте, Комитет превентивной психиатрии выделил биологические, психологические и социокультурные факторы, связанные с насилием. Это низкий социально-экономический статус, трудный характер, хроническая болезнь, психиатрическая коморбид-ная и родительская психопатология 4. При этом указывается на большое значение сотрудничества детских и подростковых психиатров и сотрудников правоохранительных органов в профилактике насилия среди молодежи 5.
Учет профиля личности подростков контрольной группы позволит наметить конкретные пути и средства осуществления коррекционных мероприятий в образовательном пространстве с подростками, подвергшимися физическому и психологическому насилию.
1 Ениколопов С. Н. Современный терроризм и агрессивное поведение // Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии : сб. ст. / под ред. М. М. Решетникова. СПб., 2004. С. 181-193 ; Психогении в экстремальных условиях / Ю. А. Александровский [и др.]. М., 1991. С. 5-6 ; Яковлев Б. П., Бабушкин Г. Д. Моббинг — психологический террор обучающихся // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1(64). С. 86-88.
2 Kashani J. H., Darby P. J. Allan WD et al. Intrafamilial homicide committed by juveniles : examination of a sample with recommendations for prevention // J. Forensic Sci. 1997. Vol. 42, N 5. P. 873-878.
3 Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса: теория и практика. М., 2009. С. 39.
4 Гранкина И. В., Иванова Т. И. Направление психолого-педагогической коррекции детей с девиантными формами поведения с психическими расстройствами // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1(64). С. 76-79.
5 Бейли С. Садистические и насильственные действия детей и подростков // Российский психиатрический журнал. 1999. №3. С. 24-27 ; Heide K. M. Juvenile homicide in America: how can we stop the killing? // Behav Sci Law. 1997. Vol. 15, № 2. P. 203-220 ; Dahlberg L. L. Youth violence in the United States. Major trends, risk factors, and prevention approaches // J Prev Med. 1998. Vol. 14, N 4. P. 259-272.