Научная статья на тему 'Структура личностных качеств у детей, переживших психическую травму'

Структура личностных качеств у детей, переживших психическую травму Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
354
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONAL CHARACTERISTICS / ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / PHYSICAL ABUSE / ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС / POST-TRAUMATIC STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нямаа Жанцан

В данной статье автор исследует особенности формирования качеств личности у детей, имеющих травматический опыт, вызванный физическим насилием. Результаты исследования показали, что физическое насилие оказывает негативное влияние на формирование личностных качеств у детей младшего школьного возраста: в структуре качеств личности у детей, переживших физическое насилие, в наибольшей степени представлены такие личностные характеристики, как замкнутость; эмоциональная неустойчивость; зависимость, конформность; сдержанность и малая экспрессивность в межличностном общении; соблюдение социальных норм и стандартов; ранимость; неуверенность в себе; пугливость; высокий уровень самоконтроля и высокая фрустрированность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нямаа Жанцан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY STRUCTURE OF CHILDREN WHO HAVE EXPERIENCED A PSYCHOLOGICAL TRAUMA

The author examines peculiarities of personality development of children who have had traumatic experience caused by physical abuse. The results of a research show that physical abuse negatively influences primary schoolchildrens personality development. The following personal characteristics prevail in the personality structure of children who have experienced physical abuse: reserve; emotional instability; dependence, conformity; restraint and low expressiveness in interpersonal communication; compliance with social norms and standards; vulnerability; lack of confidence; fearfulness; high level of self-control and high frustration level.

Текст научной работы на тему «Структура личностных качеств у детей, переживших психическую травму»

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ПСИХИЧЕСКУЮ ТРАВМУ

PERSONALITY STRUCTURE OF CHILDREN WHO HAVE EXPERIENCED A PSYCHOLOGICAL TRAUMA

Жанцан Нямаа

В данной статье автор исследует особенности формирования качеств личности у детей, имеющих травматический опыт, вызванный физическим насилием. Результаты исследования показали, что физическое насилие оказывает негативное влияние на формирование личностных качеств у детей младшего школьного возраста: в структуре качеств личности у детей, переживших физическое насилие, в наибольшей степени представлены такие личностные характеристики, как замкнутость; эмоциональная неустойчивость; зависимость, конформность; сдержанность и малая экспрессивность в межличностном общении; соблюдение социальных норм и стандартов; ранимость; неуверенность в себе; пугливость; высокий уровень самоконтроля и высокая фрустрированность.

Ключевые слова: личностные качества, физическое насилие, посттравматический стресс.

Jantsan Nyamaa

The author examines peculiarities of personality development of children who have had traumatic experience caused by physical abuse. The results of a research show that physical abuse negatively influences primary schoolchildren's personality development. The following personal characteristics prevail in the personality structure of children who have experienced physical abuse: reserve; emotional instability; dependence, conformity; restraint and low expressiveness in interpersonal communication; compliance with social norms and standards; vulnerability; lack of confidence; fearfulness; high level of self-control and high frustration level.

Keywords: personal characteristics, physical abuse, post-traumatic stress.

В последние годы во многих странах мира резко увеличилось количество не только антропогенных и техногенных катастроф, локальных войн, террористических актов, но и негативных социальных явлений, в частности, возросла смертность и преступность, участились случаи разводов семей, физического и сексуального насилия. В связи с этим стал наблюдаться неуклонный рост посттравматического стресса среди населения промышленно развитых стран [1-5]. В работе, недавно опубликованной в Германии, отмечено, что признаки посттравматического стресса наблюдаются примерно у 35% людей, живущих больших городах [6].

В Улан-Баторе - одном из крупных городов Азии -также регистрируется высокий уровень посттравматического стресса. В частности, в исследованиях, которые проводил автор в 2006 г., установлено, что основные признаки посттравматического стресса наблюдаются у 46,1% детей, переживших физическое насилие, выходящее за пределы обычного человеческого переживания [7].

Несмотря на многочисленные исследования, которые проводились в том числе и в Монголии и были направлены на изучение разных аспектов посттравматического стресса у взрослых и детей, основные вопросы, касающиеся психического развития у лиц, имеющих травматический опыт, до сих пор остаются практически открытыми, а сведения, содержащиеся в специальной литературе, недостаточно систематизированы и противоречивы. Одним из таких слабо разрешенных проблем является структура личностных качеств у детей и взрослых, переживших различные психо-

травмирующие жизненные события. По данным ученых, в Монголии на сегодняшний день не проведено ни одного исследования, которое было бы посвящено изучению особенностей формирования личностных качеств у детей, подвергшихся психической травме. Поэтому целью нашего исследования было изучение структуры личностных качеств у младших школьников, имеющих травматический опыт.

В нашем исследовании приняли участие 228 младших школьников в возрасте от 7 до 8 лет, обучающихся в двух средних общеобразовательных школах г. Улан-Батора.

В качестве основного метода исследования использовались полуструктурированное интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей, а также детский вариант личностного опросника Кеттелла.

На основании данных, полученных с помощью полуструктурированного интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей [8], мы разделили всех испытуемых на две части: дети, не имеющие травматического опыта (156 детей) (контрольная группа), и дети, испытыв-шие физическое насилие, выходящее за пределы обычной жизненной нормы (72 детей) (экспериментальная группа).

Сначала рассмотрим данные исследования, полученные в ходе изучения формирования качеств личности у детей, переживших физическое насилие (см. таблицу).

Из таблицы видно, что у детей, имеющих травматический опыт, вызванный физическим насилием, высокие оценки отмечаются по факторам личности С (М = 7,96), О (М = 7,14), Qз (М = 8,67), Q4 (М =7 ,09), а низкие значения

Таблица

Средние значения факторов личности у детей эксперментальной группы

Факторы личности М б Факторы личности М б

А 3,93 0,27 I 6,38 1,62

В 5,86 0,43 O 7,14 2,50

С 5,22 1,01 <33 8,67 0,73

D 4,35 0,47 <34 7,09 1,11

Е 4,81 0,52 <1 4,25 1,69

F 4,07 1,38 <11 4,43 2,47

G 7,96 0,45 5,70 0,81

Н 3,71 1,08 <1У 5,32 2,54

устанавливаются по факторам личности А (М = 3,93), й (М = 4,35), Е (М = 4,81), Р (М = 4,07), Н (М = 3,71), Ql (М = 4,25) и QlI (М = 4,43). Их показатели факторов личности В (М = 5,86), С (М = 5,22), I (М = 6,38), Qlll (М = 5,70) и QlV (М = 5,32) находятся в пределах средних значений по опроснику Кеттелла.

Многие психологи считают, что абсолютные значения конкретных факторов не играют особой роли для составления целостной картины качеств личности. Поэтому, опираясь на полученные данные, мы проводили корреляционный анализ, целью которого было выявление особенностей формирования качеств личности у детей, переживших физическое насилие (рис. 1).

Данные, представленные на рис. 1, показывают, что структура личностных качеств детей, подвергшихся физическому насилию, состоит из нескольких комбинаций факторов личности, жестко связанных между собой: факторы личности А (замкнутость), С (эмоциональная неустойчивость), Е (зависимость), Р (меньшая экспрессивность в межличностном общении), С (соблюдение социальных норм), Н (несмелость, сдержанность в общении), ! (ранимость), О (неуверенность в себе и в своих силах), Qз (высокий уровень самоконтроля) и Q4 (высокая фрустрированность) несут значительную большую нагрузку в структуре личностных качеств у этих детей.

На основании полученных данных мы можем охарактеризировать формирование личностных качеств у детей, имеющих травматический опыт, вызванный физическим насилием, нижеследующим образом.

Эти дети полностью обращены на себя, только на свой внутренний мир. Окружающие люди их не интересуют. Очень замкнуты, необщительны, малоразговорчивы даже с хорошо знакомыми людьми. Часто занимаются самоанализом и много думают о себе. У них социальная адаптация затруднена (фактор А: М = 3,93).

В межличностном общении они очень несмелы. Сдерживают свои чувства и мысли. В обращении с людьми пассивны, крайне робки и застенчивы. Часто мучаются от своей стеснительности. Краснеют и сильно смущаются в присутствии посторонних и лиц другого пола (фактор Н: М = 3,71).

Часто испытывают серьезные трудности при установлении и продолжении контактов, особенно с незнакомыми людьми (сочета ние факторов А (М = 3,93) и Ql (М = 4,25)).

Их речь менее экспрессивна, менее эмоционально насыщена. Мимика и жесты однообразны, бедны (фактор Р: М = 4,07).

У них снижена общая активность. Темп реакций и психической деятельности замедлен. Они ригидны. Испытывают общее моторное беспокойство, иногда излишнюю активность (фактор й: М = 4,35).

Часто застревают на одних и тех же мыслях, чувствах. Они нередко навязчиво вспоминают о случившемся, особенно о неприятных жизненных событиях (сочетание факторов В (М = 5,86), й (М = 4,35) и Р (М = 4,07)).

Эти дети зависимы, несамостоятельны, всегда соглашаются с мнением других детей, учителей или родителей без какой-либо критики. Часто у них не хватает смелости в выборе собственной линии поведения и собственного мнения. Мягки. Сильно зависимы от ситуаций и обстоятельств или близких для них людей. Привязаны к близким им людям (сочетание факторов Е (М = 4,81), С (М = 7,96), О (М = 7,14) и QlV (М = 5,32)).

Они послушны, уступчивы, ранимы к замечанию и не уверены в себе. Из-за недооценки своей способностей у них быстро возникает чувство вины. Остро воспринимают и переживают замечания посторонних. Долго о них размышляют и не могут забыть (сочетание факторов С (М = 7,96) и ! (М = 6,38)).

Настроение неровное, неустойчивое, быстро и часто меняется от очень хорошего до самого плохого. Очень остро и неадекватно реагируют даже на незначительные неприятные известия. При этом их состояние имеет астенический характер. Они быстро утомляются и проявляют пониженную активность (фактор С (М = 5,22)).

Эти дети эмоционально нестабильны. Часто беспокоятся и тревожатся о делах и событиях, касающихся их. Чувствуют страх и вину. Погружены в мрачные раздумья, пол-

0:

А

Рис. 1. Интеркорреляция средних оценок факторов личности у детей, переживших физическое насилие

"Контрольная группа 1

■ Экспериментальная группа

Рис. 2. Сравнение среднегрупповых значений факторов личности, полученных в контрольной и экспериментальной группах

ны дурных предчувствий, даже если еще не произошло негативных событий. Для них характерна общая подавленность (сочетание факторов I (М = 6,38) и О (М = 7,14)).

Легкоранимы и принимают все близко к сердцу. Обидчивы, впечатлительны, склонны к самообвинениям. Достаточно напряжены, фрустрированы. У них низкая самооценка (сочетание факторов С (М = 5,22), Q4 (М = 7,09) и Ql (М = 4,25)).

Трудно переключаются с одного дела на другое (сочетание факторов С (М = 5,22), С (М = 7,96), Qз (М = 8,67) и Qш (М = 5,70)).

Эти дети безумно боятся совершить ошибку, испытывая страх от возможного наказания. Поэтому они жестко контролируют себя, управляют своим поведением, пытаются показать себя в лучшем свете. В частности, они стараются аккуратно выполнять поручения от взрослых и не нарушать правил морали, общественных требований (сочетание факторов С (М = 7,96) и Qз (М = 8,67)).

Таким образом, такие личностные качества, как замкнутость, эмоциональная неустойчивость, зависимость, несмелость в межличностном общении, неуверенность в себе и в своих силах, высокий уровень самоконтроля и фрустрации, стремление показать себя в лучшем свете, а также ранимость характеризируют детей, имеющих травматический опыт, вызванный физическим насилием.

Для выяснения специфических особенностей формирования личностных качеств у детей, испытывших физическое насилие, мы сравнивали их результаты с показателями детей контрольной группы (рис. 2).

Из рис. 2 видно, что дети из контрольной и экспериментальной групп различаются между собой по значениям некоторых факторов адаптированного детского опросника Кеттелла. По нашим расчетам, дети, пережившие физическое насилие, статистически достоверно отличаются от детей, не имеющих травматического опыта, по следующим качествам личности: замкнутость (фактор личности А), эмоциональная неустойчивость (фактор личности С), зависимость (фактор личности Е), робость, несмелость в межличностном общении (фактор личности Н), чувствительность (фактор личности I), тревожность (фактор личности О), а также напряженность (фактор личности Q4).

Формирование вышеперечисленных качеств личности у детей, переживших физическое насилие, на наш взгляд, связано с особенностями пережитых ими травм: дети, которые

испытали физическое насилие, выходящее за пределы обычной человеческой жизненной нормы, навязчиво вспоминают события, которые они пережили, и они часто испытывают негативные эмоции, в частности сильный страх, чувство беспомощности, повышенную тревожность. Возможно, вследствие этого у переживших травму детей формируются такие личностные качества, как эмоциональная нестабильность, боязливость, тревожность, а также ранимость, неуверенность в себе, несмелость в межличностном общении и замкнутость. С другой стороны, постоянный страх и тревожное ожидание угрозы повторения физического, эмоционального и другого рода насилия может делать этих детей более послушными, неподвижными, безынициативными и ригидными.

Таким образом, опираясь на полученные результаты сравнительного анализа, можно считать, что дети, пережившие физическое насилие, отличаются от детей, не имеющих травматического опыта, не только чрезмерной послушностью (сочетание факторов личности Е, I и О) и повышенной ригидностью в поведении (сочетание факторов личности Е и Н), но и недостаточным самовыражением в разных социальных ситуациях (сочетание факторов личности A, С, H и О) и высоким уровнем тревожности и фрустрации (сочетание факторов личности С, I, O и Q4).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Breslau N. The Epidemiology of Trauma, PTSD, and Other Posttrauma Disorders // Trauma, Violence, and Abuse: A Review Journal. - 2009. -Vol. 10. - № 3, July. - P. 198-210.

2. Fairbank J. A., Fairbank D. W. Epidemiology of Child Traumatic Stress // Current Psychiatry Reports. -2009. - Vol. 11. - № 4, August. - P. 289-295.

3. Handbook of PTSD: Science and Practice / Ed. by M. J. Friedman, T. M. Keane, and P. A. Resick. -New York: Guilford Press, 2007. - P. 32-48.

4. Ford J. D. Posttraumatic Stress Disorder: Scientific and Professional Dimensions. - Burlington, MA: Academic Press, 2009. - P. 76-121.

5. Trends in Post-Traumatic Stress Disorder Research / Ed. by T. A. Corales. - New York: Nova, 2005. -P. 7-64.

6. Stadt und Trauma. City and Trauma: Annäherungen -Konzepte - Analysen / Hrsg. B. Fraisl, M. Stromberger. - Würzburg: K und N, 2004. - S. 56-91.

7. Жанцан Н. Хуухдийн сэтгэлийн гэмтлийн дара-ах стрессийн шинж тэмдгийг илруулэхэд зори-улсан хагас бутэцжсэн сурвалжлагын аргийн хэрэглээний удирдамж. - Улаанбаатар: «Жарга-лан» хэвл. газ., 2006. - 54 х.

8. Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 304 с.

9

8

7

6

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.